Разработки уроков

Намсараева Виктория Валерьевна

"Урок - это зеркало общей и  педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

   В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы. 

Класс:  5б          Учитель: Намсараева Виктория Валерьевна

Тип урока:  комбинированный

ЦЕЛИ :

образовательные: 1) тренировать в умении опознавать синонимы и антонимы и   подбирать синонимы и антонимы к словам;

                     2) формировать умение опознавать  омонимы в тексте.

 развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления,

воспитательные:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать определение синонимов, антонимов, омонимов;

- уметь использовать их при создании своего текста (сочинения);

Метапредметные:

Регулятивные: - умение регулировать и планировать свою деятельность;

Коммуникативные: - совершенствовать умение  составлять и корректировать текст;

Познавательные: - уметь систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы; - уметь пользоваться источниками информации (словарями); - умение строить логические рассуждения и делать выводы;

Личностные: формирование личностного смысла обучения.

Оборудование: проектор,  карточки с заданиями, учебник.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Мотивация к деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие.

Проверка подготовленности к уроку (учебник, приложение, тетрадь, 2 карточки, ручки).

Включаются в деловой ритм урока

самоорганизация деятельности

II.

Мобилизация

Определение темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний

Послушайте  рассказ и определите тему нашего урока.

          В одном замечательном городе под названием Языкознание живет  богатая женщина. Зовут  ее Лексика, а богатая она  тем, что имеет трех хороших сыновей. У каждого из сыновей уже есть семья.
    У одного из ее сыновей  очень большая семья, но все в его семье  дружно и слаженно, ведь все они поддерживают друг друга. И если кому-то из семьи   грустно, то все также печальные, невеселые. Или наоборот, когда кто-то один смеется, то все его поддерживают: хохочут, заливаются смехом.   В этой семье у всех разные имена, но они  близки по характеру и натуре. 
    В семье другого сына не все  хорошо и слаженно.  Причиной ссор и недоразумений становятся  постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царит  привычка противоречить друг другу. Поэтому, если один работает, другой обязательно бьет  баклуши, если кому-то в семье холодно и он закрывает все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становится жарко, и он спешит открывать окна. Так возникают  ссоры, доходящие до драк.
   Но хуже живется семье третьего брата, ибо в семье царит сплошное недоразумение. Некоторые члены семьи имеют  одинаковые имена, но на самом деле   совершенно разные.  И если отец зовет  кого-то одного из сыновей, то обязательно приходит и другой.  Сплошная путаница.

- Как вы думаете, ребята, как зовут трех сыновей Лексики? (синонимы, антонимы, омонимы) Заполним таблицу известной нам информацией, в случае затруднения можно обратиться к учебнику стр.33 параграф 46.:
-
Что мы вспомнили? Подобрали примеры.

-- Что мы должны узнать? (для чего нужны эти слова , какие бывают омонимы)

- Чему должны научиться? (находить, подбирать, использовать в речи)

  1. Угадывают тему урока
  2. Формулируют  цели
  3.  Работа в парах: заполнение таблицы и представление ее результатов

логический анализ с целью выделения признаков, постановка задач изучения, планирование деятельности, составление опорной схемы

III. Решение учебных задач

Решение учебных задач по каждой тематической группе слов по плану:

  1. Постановка проблемы
  2. Применение имеющихся знаний
  3. Открытие нового знания(осознание роли данных слов, умение находить в словарях,  новые сведенияо них)
  4. Вывод

Познакомимся с ними поближе

СИНОНИМЫ

 Мы в гостях у синонимов, но в доме какой-то переполох. Все синонимы запутались. Распределите слова по группам и запишите их  тетрадь. Задание - СЛАЙД 1; Ответы -СЛАЙД 2.

Картина, холст, шедевр, полотно.

Рисовать, писать, изображать, передавать красками.

Холодный, морозный, студеный, ледяной.

-  Что можем сказать об этих словах? (это группы синонимов, части речи, различаются оттенками значений (Например: рисовать, писать)

-Какие незнакомы слова вам встретились? (Шедевр - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства).

- Синонимы хотят нарисовать пейзаж. Какое время года они изобразят?

Не будем им мешать. Синонимы могут отличаться друг от друга не только  оттенками значений, но стилистической окраской.

Упр 471.

+ разборы :морфемный, словообразовательный, лексический.

 Послушайте  рассказ мальчика Феди и подумайте какой недостаток есть в этом тексте?

Федя: “Он, сестричка, добрый, только неразговорчивый. А я ему, сказал, что вы у нас красавица, а он  сказал: “Ну что ж”, а я  сказал: “А разве вы не любите?”, а он сказал: “Мне некогда”. А я ему сказал: “Так вы с Верочкою не хотите познакомиться?”. А он сказал: “У меня без нее много знакомых”.

-Что режет слух? (6 раз повторяется слово сказал). А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи.

Где нужно искать синонимы? (в словаре синонимов)

Впишите их в карточку и исправьте текст. 

ВЫВОД: Для чего нужны синонимы?   (чтобы избежать повторов, передавать оттенки мысли, делают нашу речь более выразительной. Записываем кратко  в таблицу-домики РОЛЬ: избежать повторов, выражать оттенки мысли

АНТОНИМЫ

- Тем временем синонимы нарисовали зимний пейзаж, написали письмо антонимам и попросили нас отнести его. Давайте отправимся к антонимам и вместе прочитаем это письмо. (СЛАЙД 3)

Тусклый  зимний  день. Сегодня морозно и пасмурно . Дует холодный ветерок. Небо мрачное, низкое. Ненастная  пора!

 Антонимам картина показалась унылой. Какое время года хотят нарисовать  антонимы? Почему? (всегда противоречат) Давайте поможем им превратить зиму в лето.

Подберите к  выделенным  словам противоположные  по значению слова  и по этим словам создайте новый текст. Если трудно подобрать антоним где нужно искать?  (в словаре антонимов) 

Тусклый   -   ясный Зимний   -   летний Морозно    -   тепло Пасмурно   -  солнечно

Холодный  -  жаркий Мрачное  -  прозрачное. Чистое Низкое   -   высокое

Ненастная   -  чудесная, прекрасная

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

Задача антонимов -  передавать качественные характеристики предметов или их действий. На использовании антонимов построен прием АНТИТЕЗЫ (риторическая фигура). СЛАЙД 5

  А. С. Пушкина «Ты и я»:

Ты богат, я очень беден; 
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.

Назовите  антонимы.

Антитеза встречается в пословицах. Выпишем антонимы из пословиц. В тетради Упр 473. Выписывают антонимы их пословиц.

ВЫВОДЫ: записываем так: характеристика предметов, явлений       антитеза

ОМОНИМЫ

В семье омонимов любят шутить.

Устные упражнения: прочитайте стихотворение.(СЛАЙД 6)

 Сев в такси,
Спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель:
– Денег с такс
Не берем совсем,
Вот так-с!   (Я.Козловский)

- Шутка основана на омонимии. Такая шутка называется КАЛАМБУР.(по щелчку)

ВЫВОД.     запишем кратко: юмор. Каламбур (омонимы могут служить средством создания юмора и  каламбурной рифмы)

Омонимы бывают разные (Смотри лист сам.работы)

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Омоформы- слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах.

Омографы- слова совпадающие по написанию, но разные по значению и звучанию.

Определите, где омофоны, омоформы и омографы (карточка) СЛАЙД 7.

Задание: определите виды омонимов  + по щелчку ответ.

Работа в парах .

Распределяют слова по группам и записывают в тетрадь. Сильные ученики в паре помогают остальным. Делают логические выводы.

Выполнение упражнения у доски 3 человека с таблицей, 1 разборы.

и в тетради

Редактирование текста и работа с со словарем синонимов в части 3 учебника.

Подбор антонимов  и составление текста по образцу

1-2 ученика читают получившийся текст

.

Развитие умения классифицировать, анализировать;

Умение сжимать информацию и записывать ее в виде опорной схемы

Развитие сотрудничества и воспитание взаимопомощи.

IV.Закрепление

Закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Мы с вами узнали кое-что новое о синонимах, антонимах  и омонимах.

Заполнили опорную  таблицу

Теперь, пользуясь ею, подготовьте сообщение: 1 группа – синонимы, 2 группа – антонимы, 3 группа – омонимы. Соберитесь в круг вокруг одной из парт и подготовьте план выступления(подготовка – 1 минута)

Выступление групп по 1 минуте каждая

Распределяют роли. Пользуются опорной схемой, составляют высказывание

 

Сотрудничество. Развитие монологической речи

V. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения  знаний и способов действия

Контроль за самостоятельной деятельностью учащихся:

  1. Базовый уровень: применение знаний.

А) Подберите к словам сначала синоним, затем антоним (Например: жара-зной-холод)
Мрак- темнота, свет
Смеяться – хохотать, грустить
Мощный – сильный, слабый
Б) Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1. Подъёмный __________
__________с горячей водой
2. Не люблю запах_________
Туго натянуть тетиву ___________
2 . Умыть _________
Определить ________глагола

2. Продвинутый уровень: решение логической задачи.СЛАЙД 8

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Методическая копилка\Русский язык материалы к урокам\Предметная неделя\задача  про синонимы и антонимы.jpg

Самостоятельная работа в тетради

VI. Информация о домашнем задании

Упр.     475   поиск в словаре (на уроке  не хватает времени

Упр. 476 выяснить какое значение может иметь слово худой.

Умение использовать дополнительные источники информации.

VII. Рефлексия

- Чем полезны могут быть синонимы и антонимы  при написании сочинения?

- какие новые слова узнали?  Где искать?

- на полях  карточки  нарисуйте смайлики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картина, морозный, ш едевр, рисовать, изображать, полотно, передавать красками, холст, ледяной, холодный, писать, с туденый.

Слайд 2

Картина, холст, шедевр, полотно. Рисовать, писать, изображать, передавать красками. Холодный, морозный, студеный, ледяной

Слайд 3

Тусклый зимний день. Сегодня морозно и пасмурно . Дует холодный ветерок. Небо мрачное , низкое. Ненастная пора!

Слайд 4

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

Слайд 5

Антитеза – противопоставление Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен . А.С. Пушкин

Слайд 6

Каламбур – шутка основанная на омонимии Сев в такси, Спросила такса: – За проезд какая такса? А водитель: – Денег с такс Не берем совсем, Вот так-с! (Я.Козловский)

Слайд 7

Решите задачу:

Слайд 11

Отличие омонимов от многозначных слов отличие примеры Омонимы Лексические значения не имеют смысловой связи В толковом словаре разные статьи Лук – растение Лук – оружие Лук 1. Лук 2. Многозначные слова Есть общие признаки в лексическом значении В толковом словаре одна статья Зеленый : 1)цветной(платье); 2)незрелый (абрикос); 3)Неопытный (юноша). > Признак цвета Зеленый: 1)…..; 2)…… .

Слайд 12

Омоформы Омофоны Омографы Рыбачьей удалью блесну И в речке возле леса Поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса. Я.Козловский Под спинку- Перинку. На перинку- Простынку. Подушки- Под ушки. С. Маршак Облака уже красны, Смотрят сосны: Лихо прыгают козлы Через козлы. Крикнул филин: - Я сего Не одобрил дела. Ну-ка марш, козлы в село! Солнце село. Я.Козловский



Предварительный просмотр:

Задание 1.

Федя: “Он, сестричка, добрый, только неразговорчивый. А я ему, сказал, что вы у нас красавица, а он  ______________: “Ну что ж”, а я  _______________: “А разве вы не любите?”, а он _____________: “Мне некогда”.            А я ему _____________: “Так вы с Верочкою не хотите познакомиться?”. А он _________________: “У меня без нее много знакомых”.

Задание 2.

А) Подберите к словам сначала синоним, затем антоним. Например: жара – зной – холод.

синоним

антоним

мрак

смеяться

мощный

Б) Решите примеры: вставьте пропущенные слова-омонимы в парах.

1) Подъемный _________.

____________с горячей водой.

2)Туго натянуть тетиву________.

Не люблю запах ______________.

3)Умыть ______________.

Определить _____________ глагола.


Лист самостоятельной работы

Ф.И.________________________



Предварительный просмотр:

Тема: Синтаксическая роль  имен прилагательных  

Класс: 6б  

   Цель: углубить представление о роли имени прилагательного в словосочетании и предложении.

Задачи:

Обучающая: расширить знания учащихся об употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление; умения и навыки работы в группах, парах.

Воспитательная: формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать уважение к слову.

Оборудование:  презентация Power Point, учебник, карточки  с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Орг момент

(1 минута)

- Здравствуйте, ребята!

Какая погода за окном? Какое у вас настроение?

Без каких слов вы бы не смогли ответить на мои вопросы?( без прилагательных)

Мы продолжаем  изучение темы «Имя прилагательное» и тема сегодняшнего урока «Синтаксическая роль имен прилагательных», то есть мы научимся определять какую роль  играют имена прилагательные в словосочетании и предложении.

Запишем число и тему.

Ответы

Пишут дату и тему

Слайд  с темой

Актуализация

опорных знаний

 (5 минут)

  1.  Мозговой штурм.  Давайте вспомним, что мы знаем  об именах прилагательных и заодно  проверим домашнее задание. Вы составляли кластер «Имя прилагательное»
  2. Орфографическая минутка:  мы изучили 3 орфографических правила. Раскройте скобки и найдите лишнее слово.

А) карма (н,нн)ый, стари (н,нн)ый, серебря (н,нн)ый, искусстве(н,нн)ый;

Б) древне(русский), иссиня(черный), железно(дорожный),пресно(водный);

В)(не)избежный,  (не)обыкновенный, (не)интересный, (не) высокий, а низкий.

устно

письменно

Слайд  с заданием

Слайд с ответами

Изучение новой темы

Давайте приступим к изучению новой темы и рассмотрим предложение. Это высказывание  Александра Ивановича Куприна:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен».

- В чем смысл предложения?

- Вы бы хотели, чтобы в ваших устах русский язык был «красив, певуч и выразителен?»

-  Давайте будем изучать   законы языка, следить за своей речью и брать пример с великих мастеров слова.

Сколько прилагательных в этом предложении?

1. Роль прилагательных в словосочетании:

А) выпишите 2 словосочетания  с полными прилагательными и сделайте  синтаксический разбор, Б)сделайте морфологический  разбор 1 краткого прилагательного на выбор;(внимание певуч)

- какую роль играют прилагательные  в наших словосочетаниях? (являются зависимым словом)

- Могут ли прилагательные быть главным словом? 

- Давайте убедимся в этом. Выполнив упражнение 329 на стр.167. Выпишем по 5 словосочетаний.

ВЫВОД 1: Сделайте вывод по теме нашего урока: какую роль прилагательное  играет в словосочетании? (прилагательное может быть в роли главного и в роли зависимого слова)

ФИЗМИНУТКА: полные – потянулись, краткие – сжались: Прекрасный, тих, добрый, гениален, громкое, смел, красивый, мудрый, свеж.

  1. Роль прилагательных в предложении:

Выполним синтаксический разбор предложения и разбор по членам предложения:

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч и выразителен.

ВЫВОД 2: Какую роль играют имена прилагательные в предложении? (роль определения и сказуемого)

- В какой форме прилагательные  играю роль сказуемого?(в краткой)

- А сейчас мы прочитаем отрывок из произведения  мастера слова, поэта  Тютчева, стихотворения которого мы изучали недавно на уроке литературы.   (назовите имя и отчество: Федор Иванович)   В стихотворении  «Неохотно и несмело» есть такие строки:

          Чаще капли дождевые,

            Вихрем пыль летит с полей,

        И раскаты громовые

      Все сердитей и смелей.

- какие тропы использованы? (сравнение, олицетворение)

-  Запишите предложение и подчеркните грамматические  основы (сложное)

- Чем выражены сказуемые в последнем простом предложении? Какими прилагательными? (прилагательными в сравнительной степени)

ВЫВОД 3: прилагательные в простой  сравнительной степени могут быть  сказуемыми.

- Как вы думаете, могут ли прилагательные играть роль подлежащего или дополнения? 

- Давайте узнаем. Прочитаем теорию на стр 169. Про себя

- Что узнали?

ВЫВОД 4: прилагательные в значении существительного играют роль подлежащего или дополнения.

Закрепление:    УПР 337   по рядам по 1 предложению.

3 человека у доски

остальные на выбор 1 синт. И 1 морфол. разбор

2 человека маркерами на доске

1 у доски  и все в тетради

1 схему

Читают учебник

.

Слайд с предложением

Слайд  4  стих

Подведение итогов:

Контроль:

Что мы узнали сегодня о синтаксической роли имен прилагательных? Составим кластер:

- Могут ли быть подлежащим? В какой форме?

Выполнить задание на карточке.(5 предложений) = взаимопроверка.

Слайд кластер

Слайд с заданием

дз

Упражнение  параграф 33 прочитать и знать, упр  334 списать,  выделить грамматические основы и  выполнить морфологический разор прилагательных, которые в предложении выполняют роль сказуемого)

Приложение

1. Сытый голодного не разумеет.                       Ф.И.________________________________

    2.Он красив на удивление.

3..Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

1. Сытый голодного не разумеет.                       Ф.И.________________________________

    2.Он красив на удивление.

3..Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

1. Сытый голодного не разумеет.                       Ф.И.________________________________

    2.Он красив на удивление.

3..Хороша верёвка длинная, а речь короткая.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  литература

 Класс: 5

Тема:  Сказка как вид народной прозы

Дата:  __.09.2018             № 2 урока:

Цель: формирование представления о жанре сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

образовательные:  познакомить с  художественными  и жанровыми особенностями народных сказок, с видами сказок, их композицией.

развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков.

воспитательные:  способствовать формированию ценностного отношения к  произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений  

Технология: технология развития критического мышления, прием визуализации  - ментальная карта

Межпредметные связи:  изобразительное искусство, русский язык

Планируемые результаты:

предметные: расширение понятийной базы  по теории литературы.

метапредметные: умение использовать визуальные  опоры  при аргументации своего мнения

личностные: формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом

Термины и понятия: жанр сказки, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных, постоянные эпитеты, ментальная карта

Формы работы: фронтальная  беседа и групповое задание

Ресурсы:   учебник, ментальная карта

Этап урока

 ФОУД,

Обучающие и развивающие

компоненты.

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающегося

1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Установление тематических рамок:

- Мы начинаем изучение раздела  народные сказки….

настраиваются на предстоящую деятельность

Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа  предложенному плану, выдвигать свой план

готовность к работе

2. Постановка цели и задач.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы вспомним, что такое  сказка, какие бывают сказки, узнаем, по каким законам создается сказка.

осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат

записывают тему урока

Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание  Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

стремление к расширению кругозора понимание смысла поставленной задачи

3. Актуализация опорных  знаний

беседа и создание ментальной карты

- Что такое сказка?

- почему сказка называется именно сказкой? (рассказывают, в старину:сказывают) Общий корень, однокоренные слова

- Какие сказки вы читали?

- Как узнать сказку?

На основе имеющихся знаний начать  создание ментальной карты, отражающую ключевую информацию учебного исследования:  (ЗНАЮ)

формулирование ответов

рисуют ментальную карту

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, выдвижение гипотез

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу

4. Работа над новой темой, открытие нового знания

чтение текста учебника  

Чтобы  продолжить нашу ментальную карту проведем исследование:                                    1 группа: подготовить информацию о жанре «сказка» по следующему плану:

а) определение сказки;

б) виды народных сказок;

в) характерные признаки народных волшебных сказок;

г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок;

2 группа проводит исследование композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки.

  1. выделите обязательные элементы композиции народной волшебной сказки;
  2. приведите примеры сказочных зачинов, сказочных концовок; троекратных повторений;
  3. на примере одной из фольклорных волшебных сказок доказать, что композиция сказки циклическая: герой совершает путешествие «туда и обратно»: из своего мира в чужой (волшебный) мир и возвращается обратно в свой мир;

3 группа исследует своеобразие литературной сказки.

1. выделить особенности литературных сказок.  2.Назовите авторов и их произведения (русский и зарубежных).

чтение статьи в учебнике, подготовка выступлений

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий,   умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

5. Первичное закрепление

работа с визуальной опорой

обсуждение в классе для обобщения результатов выполненных работ и

заполнение  ментальной карты  (УЗНАЛ)

минимонологи по визуальной опоре

Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные:построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий

 

критерии успеха: выделяет в тексте элементы композиции, определяет жанровые особенности

6. Информация о домашнем задании

 прочитать сказку «Царевна-лягушка»

записывают домашнее задание

Регулятивные:самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

готовность целенаправленно использовать знания

7. Рефлексия.

Итог урока

«Пьедестал»:

2.Нужно еще повторить

1. У меня все получилось, уверен в своих знаниях

3. Нуждаюсь в помощи

Регулятивные: Оценивание собственной деятельности

самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя

Приложение:

Сказка – первая история, которую мы слышим в жизни. Она называется сказкой потому, что ее рассказывают или, как говорили в старину, сказывают. Сказка – это история о том, чего не бывает в обычной жизни. Недаром говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  Смысл этих слов состоит в том,  что в основе сказки лежит фантазия, а реальные события служат поводом к сочинению сказки.  Рассказывая о фантастических событиях, сказка учит нас понимать правду. Рассказывая сказки, мы передаем друг другу уроки добра, мудрости, правильного поведения. Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя.

Сказки бывают трех типов. В основе первого типа сказки лежит чудо,  в ней происходят чудесные превращения, появляются чудесные предметы, действуют колдуны и волшебники.  Это волшебная сказка. События в ней происходят в волшебном, вымышленном мире.

Ко второму типу относятся сказки о животных.  В них животные, как правило,  действуют и разговаривают, как мы с тобой; они  часто оказываются в наших жизненных ситуациях. Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, на свое поведение и  поступки со стороны.  В основе таких сказок лежит иносказание.

Сказки третьего типа основаны  на событиях нашей хозяйственной и домашней жизни.  Это бытовые сказки.  Характеры героев этих сказок, отношения между ними, их поступки берутся из реальной жизни.  Такие сказки строятся на необычной ситуации или происшествии.

Объясни, как ты понимаешь смысл высказывания: «Рассказывая сказки,  народ воспитывает сам себя».

             После прочтения сказки:

Вопросы по сюжету

К какому типу сказок относится «……………………………………»? Почему ты так считаешь?

Что в сказке чудесное, а что могло бы произойти в действительности?

Дополни данные ниже слова определениями из сказки: …царство, …конь, …сокол, …молодец. Запиши их в рабочую тетрадь.  

Встречались ли тебе подобные определения в других сказках? Сделай вывод из своих наблюдений.

Назови ситуации, детали, присказки, числа, которые повторяются в сказке. Как ты думаешь, зачем нужны эти повторы?

Учит ли чему-нибудь эта сказка или она рассказывалась только для развлечения слушателей? Поясни свою мысль.

Понаблюдай, как начинается и чем  заканчивается сказка. Вспомни. Как начинаются и заканчиваются известные тебе сказки. Сколько раз повторялись в них события или действия героев? Сделай вывод, чем похожи эти сказки.

Сравни  уже сделанные тобой выводы и наблюдения с тем, что ты узнаешь из текста.

В сказке добро всегда побеждает зло. Слово «всегда» подсказывает нам,  что сказка – не простая выдумка. Каждая сказка учит нас понимать добро, благодаря сказке мы осознаем, что торжество добра – основной закон жизни. Сказка рассказывает, как побеждает добро. И даже если сказка нам хорошо знакома, мы все равно слушаем ее с любопытством, волнением и радостью, потому что мы каждый раз ожидаем, чтобы закон добра исполнился. Торжество добра не должно быть случайным, поэтому сказка строится из  постоянных, повторяющихся элементов.

Для того отделить добро от зла, красоту от уродства, правду от лжи, в сказке действуют волшебные, сказочные герои. Доброта, правда, мудрость,  смелость, находчивость проявляются в сказке благодаря ситуациям, в которые попадают добрые герои, и испытаниям, которые они выдерживают. Особу выразительность и красочность повествованию придают постоянные эпитеты.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества.

В сказке: волшебные помощники, предметы, средства.

Сказка строится по общим для нее правилам: зачин,  (разбудить воображение, настроить на сказочный лад). Заканчивается концовкой. Принцип троекратного повторения – волшебный закон сказки. Голос сказителя яснее всего слышится в присказке.  Присказка не рассказывает о событиях. Она их сопровождает.

Почему сказка строится из постоянных элементов?

После прочтения бытовой сказки: подбери пословицу которой можно было бы завершить текст сказки.

Расскажи сказку от лица старика ( другого персонажа)



Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Автор УМК

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.

Тема урока

Предложения со вставными конструкциями

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология

На уроке используются приемы проблемного обучения,  технологии развития критического мышления

Оборудование

Презентация, ментальная карта, рабочий лист, лист со схемами, учебник.

Цель деятельности учителя

  1. совершенствовать умение выявлять в тексте вводные слова и  предложения, отличать вводные слова от членов предложения;
  2. познакомить с отличительными особенностями вставных конструкций;
  3.  развивать умение находить  и обособлять  вводные слова и вставные конструкции в тексте, употреблять их в своей речи;
  4. формировать умение применять схему и  алгоритм рассуждения по заданной теме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

-уметь находить в тексте,  различать вводные  и вставные конструкции; понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов;

уметь  употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;

Личностные:

- осознавать  важность русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Метапредметные:

-выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в  таблицах и  схемах;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

-  распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной деятельности;

- осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Формы работы:

фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

-Здравствуйте, ребята!  Давайте улыбнемся  друг другу, пожелаем прекрасного настроения и начнем работу.  

-У вас на партах лежат рабочий лист, схема и учебник.

-Ребята, умеете ли вы  «читать»  различные схемы? (да)

- Здорово! Значит, вы сможете ответить на все мои вопросы, используя схему.

 -  Итак, вы    продолжаете изучать конструкции  грамматически не связанные с членами предложения. Сейчас мы повторим изученное по очень важной теме «Вводные слова и предложения» Эту тему надо знать,  чтобы выполнить   задание №3  ОГЭ,  а также писать сочинения  по любому предмету на любые темы.

  1. Опрос с опорой на схему (приложение1)

- Посмотрите на экран и назовите  номера предложений, в которых  есть вводные слова?

  1. Всё может быть.
  2. Что-то, может быть, ещё возможно исправить.
  3. Я напишу вам,  может быть.
  4. Такого просто не может быть.
  5. Может быть,  он хороший врач.
  6. Он может быть хорошим врачом.    Ответ: 235

- Скажите, как вы узнали, что в этих трех предложениях  есть вводное слово? (обозначает  отношение говорящего к высказываемой мысли. Выражает: чувства, уверенность, неуверенность (степень реальности) Указывает на:   источник сообщения, последовательность изложения мысли, приемы и способы оформления мысли, призыв к собеседнику, оценку меры того, о чем говорится)  - Какие еще значения могут иметь вводные слова?

- Как выделяются  вводные слова?

- Какие еще отличительные особенности есть у вводных слов?  (не являются членами предложения,  не отвечают на вопрос, следовательно,  можно опустить без потери смысла, обычно  выделяются запятыми).

МОЛОДЦЫ! Вы прекрасно разбираетесь в вводных словах. Пришло время начать  новую тему.

Установление контакта. Проверка готовности к уроку

Понимают практическую ценность своей работы

Отвечают на вопросы,

3) Этап выявления места и причины затруднения

Рассмотрим предложения, которые возникли у меня в голове, когда я готовилась к уроку:

1. . Вероятно, ученики усвоят новую тему.

2. Ученики, безусловно, усвоят новую тему.

3. Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.

- Какое предложение   отличается  от остальных? (третье).

-  Является ли предложение об этом можно даже не переживать вводным?(Нет, это не вводное предложение, потому что не передаёт отношение к тому, о чём сообщается).

- Что же это такое?  (Вставная конструкция) Давайте узнаем!

Учащиеся изучают предложения и отвечают на поставленный вопрос

Этап открытия нового знания

-  На рабочем листе напишите дату и свое имя. После выполнения каждого задания вы будете оценивать свою работу,  и в конце у вас получится оценка за урок. НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЗАРАНЕЕ  и  ОТКРЫТЬ ТЕМУ

-Тема нашего урока «Предложения со вставными конструкциями».

В  задании 1 в центре овала напишите «Вставные конструкции».

  Знания о них  мы почерпнем в учебнике, в  параграфе 43 на странице 194-195,  самостоятельно  прочитайте теорию в рамочках и советы помощника,  затем обсудите в парах, как вы будете дополнять свои схемы.  После обсуждения заполните каждый свою схему: записи вносите над линией.  На это задание  у вас 8 минут.

Выводы:  сейчас мы проверим нашу схему, там, где вы заполнили  схему правильно, поставьте плюсики.

- Какие  функции выполняют  вставные конструкции в предложении? 1  РЯД СЛАЙД  

- Какими знаками они  выделяются?  2 РЯД и СЛАЙД  

- Каковы особенности  вставных конструкций?  3 РЯД и СЛАЙД

МОЛОДЦЫ! 

А теперь встаем на физминутку! Услышали вводное слово выражающее:

Уверенность – хлопаем

Неувереность -  поднимаем руки

Вводные слова для физминутки:   конечно, наверное, бесспорно,  разумеется, видимо, несомненно.

Читают учебник и заполняют карту

.

 Этап первичного закрепления с  самопроверкой по эталону.

 Перейдем от теории к практике.

Ребята, вставные конструкции обычно выделяются  скобками.

 Выполните задание 2. (читает учитель)  У вас 3 мин.

 

А. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра (А.С. Пушкин «Капитанская дочка)  

Б. Троекуров вышел из себя и в первую минуту гнева хотел  было со всеми  своими дворовыми учинить  нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. (А.С. Пушкин «Дубровский» )

В. Разговор между нами касался часто поединков; Силъвио (так назову его) никогда в него не вмешивался (А.С. Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина «Выстрел»)

 Г.   «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке).  (А.С. Пушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина «Барышня-крестьянка»).

Д. Руссо (замечу мимоходом)

Не мог понять, как важный Грим

Смел чистить ногти перед ним,

 Красноречивым сумасбродом

(Евгений Онегин. Глава первая. XXVI)

Сейчас мы проверим все предложения, ставьте плюсики, если ваш ответ верный.

- Вставные конструкции произносятся с интонацией включения (с паузами и с понижением тона) . ПРОЧИТАТЬ ПЕРВОЕ  И СПРОСИТЬ:

-      Кто узнал, из какого  произведения  взяты эти строки?   ПОСТАВЬ СЕБЕ  дополнительный плюс.

- Кто хочет прочитать второе предложение?  Из какого произведения? (ВСЕ ПРОЧИТАТЬ)

 ВЫВОД:  Таким образом, в  художественных произведениях вставные конструкции могут вносить не только   дополнительные сведения,  замечания, уточнения, поправки, но и создавать следы присутствия автора, как у А.С. Пушкина.

Находят и выделяют вставные конструкции. производят самопроверку по образцу. 

Этап включения в систему знаний

Творческое задание.

      Мы с вами хорошо поработали,  теперь давайте помечтаем, ведь скоро лето.  

Мы представим, что отдыхаем на море и пишем  пост о своем отдыхе на своей странице в «Вконтакте».

 Используя материал для справок, дополните предложения вставными конструкциями. Запишите получившиеся предложения. C:\Users\Виктория\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2022-04-25-19-30-37.png

  1. Мы решили остановиться в отеле, чтобы   наслаждаться шумом прибоя.
  2. Все морские обитатели вызывали у нас восторг.
  3. Это блюдо – настоящий шедевр, приготовленный местными поварами.

Материал для справок: иначе я  не  мог его назвать,  он расположен на побережье,  здесь можно встретить даже осьминогов. Время  на выполнение -  10 минут.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (ЧИТАЮТ все предложения)  за каждое предложение поставьте себе плюсик.

Подсчитайте общее количество плюсов, посмотрите критерии  и   поставьте себе итоговую  отметку за урок.   Сегодня на уроке хорошо отвечали: ________, ПОДНИМИТЕ руки, кто получил 5,4. МОЛОДЦЫ!

 Критерии оценивания задания

«5» - 15-16 баллов

«4» - 11-14 баллов

«3» - 8- 10 баллов

Вывод по уроку:     Для чего  нужны вставные конструкции в  тексте? (они делают нашу речь разнообразной и  более точной. 

Пишут текст

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание. Упр 306  дополнить предложения вставными конструкциями . По желанию:  кто не успел прочитать, может   отправить свой пост на мой адрес: ************@mail.ru.  Всем отвечу.

РЕФЛЕКСИЯ:  Возьмите ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ и поставьте галочку напротив утверждения, с которым вы согласны.

Безусловно, я понял новую тему.

Кажется, я понял  новую тему.

Я (должен признаться ) не понял новую тему.

Оставьте мне лист рефлексии, спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.

Учащиеся оценивают себя, отвечая на вопрос, насколько хорошо они поняли материал урока.

                                                                           



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Автор УМК

М.М. Разумовская

Тема урока

Предложения с междометиями и словами ДА,  НЕТ

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология

проблемное обучение, развитие критического мышления

Приемы

создание проблемных ситуаций, составление кластера

Оборудование

презентация, рабочие листы, лист с методическими материалами, лист рефлексии.

Цель деятельности учителя

1)вспомнить, что такое междометие как часть речи, его назначение в языке, отличие от самостоятельных и служебных частей речи;

2) показать варианты постановки знаков препинания при междометиях в предложении, отработать навыки их правильной постановки;

3) формировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, интонационно верно произносить междометия в конкретной синтаксической конструкции;

4) развивать  мышление и  культуру речи;

5) воспитывать интерес к богатству языка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие «междометие», отличия междометий от других частей речи; назначение междометий в речи; уметь обнаруживать междометия в тексте, интонационно правильно произносить предложения с междометиями; правильно расставлять знаки препинания при междометиях; разграничивать употребление междометия о при обращении и без обращения.
Метапредметные: способность осознавать цель учебной деятельности и достигать ее; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные:  потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к языковому совершенствованию.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

Постановка целей урока.

-Здравствуйте, ребята.!  

-У вас на партах лежит: 1) лист с теорией  2) рабочий лист   3) макет кластера.  Понадобится также  ваш учебник.

- Скажите,  какие чувства вы испытываете сейчас?  (волнение, удивление, недоумение, нетерпение).  А знаете ли вы, что существуют слова, которые  помогают выразить множество чувств. Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Но сначала прочитаем диалог.

  • - Что это у вас в руке?
    - Ничего-с.
    - Как ничего? Я вижу, деньги упали.
    - О Боже, вот уж я и под судом! и тележку подвезли схватить меня!
    - Да, это деньги.
    - Ну , все кончено — пропал! пропал!
    - Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Как вы думаете, из какого произведения взят этот отрывок? Узнаете ли вы  участников диалога?(Н.В.Гоголь «Ревизор», Хлестаков и Аммос Фёдорович Тяпкин-Ляпкин)  

Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором.  (Подсказать: каеи существительные и т.д.)

Назовите служебные части речи. 

Какие слова не отнесены ни к одной из  групп?

- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение? (нет)

-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз? (нет)

-Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица? (нет)

-Что выражает это слово? (чувства, утверждение)

                            Что это за слова? Эти слова являются междометиями.

Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет)  Почему? ( не знаем их признаков)

Давайте докажем, что междометие – особая часть речи.

Что нам надо выяснить? : надо узнать признаки междометия,

                                              виды междометий,

                                             правила выделения междометий в устной и письменной речи.

Инструкция:   Посмотрите на  лист  с КЛАСТЕРом. Мы соберем сведения о междометии и заполним  эти кружочки.

Свой кластер вы оставите себе, он пригодится вам при подготовке к экзаменам.

Пока  подпишите его,  поставьте дату, а я запишу тему урока на доске, она у вас записана уже  в центре кластера.

Установление контакта. Проверка готовности к уроку

Слушают

Отвечают на вопросы, делают предположение, что это междометие

Формулируют задачи

Понимают практическую ценность своей работы

2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Где взять информацию? Возьмите лист с ТЕОРИЕЙ.

Раздел «Признаки междометий» читает вслух:__________________

- Что узнали о междометиях?

Записываем.                                                                                  

- неизменяемые  слова;

- выражает чувства  или побуждения к действию;

- не отвечают на вопросы;

- не являются членами предложения;

- обычно используются в устной речи и диалогах;

- не делятся на морфемы;                                                                  

 О признаках междометий расскажет: _____________________

  Второй раздел: Разряды междометий по значению.

Записываем:

- эмоциональные

- повелительные

- этикетные

ВОПРОС: какие бывают междометия по значению?

Третий раздел: Разряды междометий по происхождению.

Записываем:

- производные

- непроизводные

ВОПРОС: какие бывают междометия по происхождению?

Какая часть кластера осталась незаполненной? (Пунктуация)

Учащиеся изучают теоретический материал и отвечают на вопросы  и заносят данные в кластер.

3) Этап выявления места и причины затруднения

Поговорим о пунктуации при междометиях. Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос – «Что нужно сделать, когда встречаешь междометие в предложении?»  Слайд :                                   Ох, испугал до смерти!

                                                               Жизнь, увы, не вечный дар.

А теперь взгляните на эти предложения и дополните свой ответ. Чем еще можно выделять междометия? (слайд 3)

                                  Ура! Наши побеждают в матче!

Ба! Знакомые все лица!

ЗАПИШЕМ В КЛАСТЕР: выделяются запятой  или восклицательным знаком

(нарисовать на доске кружок)

- Казалось бы, все просто. Встретил междометие   - выделяй его запятой или восклицательным знаком.

 Но есть такое междометие, которое не хочет быть как все. Это междометие «О» (становится усилительной частицей)

Взгляните на предложения и подумайте, что в них особенного

О, я совершенно спокоен.

О боги, за что вы наказываете меня?

Учащиеся изучают предложения и отвечают на поставленный вопрос

4) Этап первичного закрепления

Обратите внимание! (слайд)

Запятая  не ставится:    - после О перед обращением: О буйные ветры,  скорее скорей!

                                            -   цельных сочетаниях: Ах ты, мерзкое стекло! Эх вы, горе-повара!  . Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган!

(предложения выходят друг за другом)

 ЗАПИШЕМ В КЛАСТЕР и ОБОБЩИМ: Что узнали о пунктуации в предложениях с междометиями? _________________________________

Откройте учебник: стр 163??  Упр 279.

ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ! Прокомментируем знаки препинания в первых пяти предложениях.

Делают выводы и записывают.

Читают с правильной интонацией и комментируют .

.

Физминутка (все встают)

эмоциональные – хлопаем,

повелительны  -  поднимаем руки вверх

                                                        этикетное – садимся на стул

Междометия для физминутки: браво,      тсс,     извините,  

                                              слава богу,  всего хорошего,

                                            долой, бис, увы, спасибо.

   

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

А сейчас  возьмите РАБОЧИЙ ЛИСТ. ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ.  У вас 2 минуты! На выполнение.

раскрывая скобки. Найдите м

  1. «Фуу жарища страшенная», - сказала она.
  2. Говорил себе не раз  «Эх махнуть бы на Кавказ!».
  3. Но увы желания не сбылись мои.
  4. Браво Откуда у тебя эта мудрость?
  5. Неправ твой о небо святой приговор.    

( закончил первый – к доске: нарисуй схемы первых двух предложений)

А теперь ВЗАИМОПРОВЕРКА: поменяйтесь рабочими листами. Оцените свою работу по КРИТЕРИЯМ  (ЧИТАТЬ И КОММЕНТИРОВАТЬ)  Сколько пятерок? МОЛОДЦЫ!

5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
0-2 правильных ответа – оценка «2»

Выполняют задание с последующей самопроверкой.

Все ли вам  понятно? (да)

Было ли трудно? (нет)

Часто ли мы говорим  ДА и НЕТ?

Какой частью речи они являются? (это слова выражающие утверждение и отрицание)

Они тоже выделяются запятыми.  Могут быть словами-предложениями.

Предполагают, что это междометия

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Коммуникативная ситуация. ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ.

1)выберите й фотографию;

2) составьте диалог из 6 реплик используя  слова  ДА и НЕТ и этикетные междометия: пожалуйста, извините, спасибо. 

3) составляйте вместе, каждый записывает весь диалог. Оцените свой диалог по критериям.

ВЫВОД:  Почему междометие – особая часть речи?  Пусть кто-нибудь расскажет. Используя кластер, который составил на уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Посмотрите на рисунок.  Часто ли пользуетесь такими междометиями?  Напишите развернутый ответ на вопрос: «Считаете ли вы  использование иноязычных междометий оправданным?»

РЕФЛЕКСИЯ: ух ты, ах, ох (на слайде)

Ух ты! – теоретический и практический материал мною понят, могу легко выделять знаками препинания в тексте междометия.

Ах! – теоретический материал мною понят, но на практике иногда могу ошибаться.

Ох! – было трудно понять теоретический материал, выделять знаками препинания междометия в тексте мне трудно.

Составляют диалог

Записывают домашнее задание.

Учащиеся оценивают себя, отвечая на вопрос, насколько хорошо они поняли материал урока.

Приложение


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

      Оцените свою работу на уроке.

1

Безусловно, я  понял  новую тему.

2

Кажется, я  понял  новую тему.

3

Я (должен признаться ) не понял новую тему.

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

      Оцените свою работу на уроке.

1

Безусловно, я  понял  новую тему.

2

Кажется, я  понял  новую тему.

3

Я (должен признаться ) не понял новую тему.

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

      Оцените свою работу на уроке.

1

Безусловно, я  понял  новую тему.

2

Кажется, я  понял  новую тему.

3

Я (должен признаться ) не понял новую тему.

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

      Оцените свою работу на уроке.

1

Безусловно, я  понял  новую тему.

2

Кажется, я  понял  новую тему.

3

Я (должен признаться ) не понял новую тему.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Знаки препинания в  ССП»   Класс: 9

Тип урока: урок изучения нового материала

 Цель: углубить  знания по пунктуации в сложносочиненных предложениях, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП

Задачи:

Образовательные:

  • обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;

  отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;

 различать ССП и простые предложения с однородными членами

Развивающие:  развивать речемыслительную деятельность учащихся;

  формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).

Воспитательные:  воспитывать  ценностное отношение к дружбе;

 способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.

Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

 Планируемый результат:

 знают основные понятия темы;

 знают правильную постановку пунктуационного знака;

 преобразовывают информацию: предложение – схема;

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, самоконтроль.       

           

ОРГМОМЕНТ. (кроссенс)

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!  

Прежде чем мы начнем работу по теме урока, предлагаю разгадать кроссенс Зуранова Вовы: скажите,  что изображено в квадратах и какое изображение должно быть в центральном квадрате?  Расскажите  о связи изображений.  (класс пытается ответить)

Вова: в первом  квадрате мы видим изображение осени, 19 октября – один из осенних дней, который стал священным для Пушкина,  потому что в этот день состоялось открытие Царскосельского лицея, а 1825 году он написал из ссылки в Михайловском стихотворение  «19 октября».  На следующем изображении мы видим лицеистов. Именно в лицее у Пушкина появились настоящие друзья.   Пушкин был в числе первых выпускников лицея, но перед выпуском он, разумеется, сдавал экзамен, на котором присутствовал сам Гавриил Романович Державин.  Здесь мы видим картину Ильи Репина «Пушкин на экзамене». И у Пушкина,  и у Державина есть стихотворение «Памятник» (так называют стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».   Спасибо за внимание!

-  Итак, сегодня  все предложения у нас будут связаны с именем А.С. Пушкина  и у нас урок систематизации знаний.

Целеполагание: Что мы должны понять и чему научиться? (повторить ССП, ставить запятые, строить схемы, определять границы)

На доске дату и тему

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Откройте  тетрадь с кластером по теме. Задание следующее: используя кластер,  назовите  1 факт или сведение о ССП, не повторяя ранее сказанного. Будем отвечать по очереди по рядам.

- Части ССП связаны сочинительными союзами  и интонацией

- сочинительные союзы делятся на 3 группы

- между частями ССП ставится запятая

- части ССП равноправны по смыслу

-и т.п.

Поставьте по 1 баллу, если отвечали

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ.

-Возьмите рабочий лист урока, запишите фамилию, Сегодня вы будете оценивать свою работу на уроке сами. Посмотрите  столбик  «По труду и честь», в котором вы будете выставлять себе баллы, а в конце урока выведете итоговую отметку.  Сначала поставьте 1 балл те, кто хотя бы 1 раз отвечал во время устного опроса.

РАБОТА В ПАРАХ.

ЗАДАНИЕ 1. К доске выходят  2 человека. Вы записываете предложения, подчеркиваете члены предложения, составляете схему и объясняете  пунктуацию.

Пушкин отмечал каждую лицейскую годовщину и посвящал этой дате стихи о дружбе.(Архинчеев Э)

Вызвали Пушкина, и он прочел  свои «Воспоминания о Царском селе», стоя в двух шагах от Державина.(Томитова Д)

Пока они работают, мы прочитаем  отрывок документальной  повести  Марианны Басиной «В садах лицея»,  найдем ССП и подчеркнем в них грамматические основы. (Доржиев Вова вслух)

 Первая половина класса:

          1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.

        7. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.

         

Вторая половина класса:

 11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы- лишние слёзы»

        13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Они уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.

                                                                                                     (М. Басина)

ВОПРОСЫ  ПО ТЕКСТУ  ( у закончивших раньше):

- как можно озаглавить данный текст?

               По тексту:  Ответ (2, 3, 8, 13, 14, 17)

ПРОВЕРКА  У ДОСКИ:  Почему в первом предложении не ставится запятая? (однородные сказуемые).

ВЫВОД:  между частями ССП ставится запятая.

ОЦЕНИВАНИЕ: поставьте  балл за каждое  правильный ответ (6 баллов). У доски отнять по баллу за ошибки.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ.

Обратите внимание на 14-е предложение. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И? (Это ССП с общим второстепенным членом).  Ответ в учебнике

Выводы оформим в виде схемы: (рисую на доске)

Сейчас я предлагаю вам выполнить ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Выберите  из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом, соедините стрелкой. Подчеркните общий второстепенный член.  

За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или…готовятся к экзаменам юные студенты.

  1. У каждого взгляд сосредоточен и …лицо имеет глубокомысленное выражение.
  2. По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и…все столы заняты.
  3. К восьми часам зал пустеет и …все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.

 Вывод попробуйте сформулировать сами: «Запятая перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член. Примечание: общий второстепенный член обычно бывает обстоятельством или дополнением и стоит в начале предложения

Запишите  предложение и подчеркните грамматические основы:

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.

Почему ТИРЕ?  Ответ найдем в учебнике на стр.  и нарисуем схему.

Тире ставится, если  во второй части  содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Записывают число

Дать на листочках

Средний ряд разделить попарно!

На слайде 14-е предложение

Ответ на экране

ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. Групповая работа

Знаете ли вы, что осень – любимое время года Пушкина?  Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень. Немало описаний осенней природы мы встретим в романе «Евгений Онегин». 

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.               А. Пушкин "Евгений Онегин"

- Поработаем в группах.  Сейчас напишем миниатюру об осени.

           Наступила золотая осень. …  

Далее запишите  ССП с разными сочинительными союзами (не менее трех).  Союзы не должны повторяться. Спикер от группы зачитает мини-сочинение.

Молодцы!

Раздать желтые листы

На экране   осенний пейзаж

Выбрать экспертов

Подведение итогов. Подведение итогов

Вы продуктивно поработали на сегодняшнем уроке: не только вспомнили все о ССП, но также попрактиковались в постановке знаков препинания, определении частей ССП, построении схем.

А теперь оцените свои знания в баллах и поставьте отметку за урок и допишите предложения в разделе рефлексия.

Теперь я буду знать, что ….

Меня порадовало, что …..

Меня огорчило, что ….

Домашнее задание: Прежде чем дать домашнее задание, хочу пригласить Вову. Он приготовил отрывок стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», эти строки высечены на памятнике в Царском Селе.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Это   стихотворение стало гимном дружбы и лицейского братства.

Вы в этом году выпускники.

Я надеюсь, что свою  дружбу  вы тоже пронесете  через всю свою жизнь и убедитесь,  что школьная дружба самая крепкая.

Напишите сочинение-миниатюру  «Мои школьные  друзья», используя в своем тексте ССП, в том числе и с общим второстепенным членом.

Спасибо за урок.  Сдайте рабочие листы.

Собрать листы

Приложение

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема: «Знаки препинания  в сложносочиненных предложениях»

Ф.И. ____________________________

Задания

«По труду и честь»

     Устный опрос.                                                                         1 балл, если отвечал на вопросы

 

      Работа в парах.

Задание: Прочитайте текст. Найдите сложносочиненные предложения (ССП) и подчеркните в них грамматические основы.

1 ряд:

           1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.

        7. Встречал приезжающих сам директор - Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.

 2 ряд:       11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы- лишние слёзы».

        13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Они уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.                                                          (М. Басина)

1 балл за каждое правильное решение.

Индивидуальная работа

Выберите  из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом, соедините стрелкой. Подчеркните общий второстепенный член.  В каких случаях в ССП запятая перед союзом не ставится?

1.За столами, погрузившись в книгу, обдумывают содержание лекций почтенные профессора или…

А)   лицо имеет глубокомысленное выражение.

2.У каждого взгляд сосредоточен и …

Б) готовятся к экзаменам юные студенты.

3.По вечерам в библиотеке особенно многолюдно и…

В) все расходятся, покидая любимое и привычное здание до следующего дня.

4.К восьми часам зал пустеет и …

Г) все столы заняты.

1 балл за каждое верное решение

Творческое задание

                                                               1 балл, если активно участвовал(а)  в групповой работе.

Рефлексия

Теперь я буду знать, что ….

Меня порадовало, что …..

Меня огорчило, что ….

Итоговая отметка:

 Лист оценивания миниатюры об осени

Критерий

Баллы

Соответствие теме (0- 5 баллов)

Объем не менее 3-х предложений  (0-5 баллов)

Грамотная речь  (0-5 баллов)

Творческий подход (0-5 баллов)

Сумма:

Лист оценивания миниатюры об осени

Критерий

Баллы

Соответствие теме (0- 5 баллов)

Объем не менее 3-х предложений  (0-5 баллов)

Грамотная речь  (0-5 баллов)

Творческий подход (0-5 баллов)

Сумма:

Лист оценивания миниатюры об осени

Критерий

Баллы

Соответствие теме (0- 5 баллов)

Объем не менее 3-х предложений  (0-5 баллов)

Грамотная речь  (0-5 баллов)

Творческий подход (0-5 баллов)

Сумма:

Лист оценивания миниатюры об осени

Критерий

Баллы

Соответствие теме (0- 5 баллов)

Объем не менее 3-х предложений  (0-5 баллов)

Грамотная речь  (0-5 баллов)

Творческий подход (0-5 баллов)

Сумма:

  1. В первом квадрате изображена осень.

  1. 19 октября – один из осенних дней, который стал священным для Пушкина,  потому что в этот день состоялось открытие Царскосельского лицея, а 1825 году он написал из ссылки в Михайловском стихотворение  «19 октября».  

  1. На следующем изображении мы видим лицеистов. Именно в лицее у Пушкина появились настоящие друзья.

  1.   Пушкин был в числе первых выпускников лицея, но перед выпуском он, разумеется, сдавал экзамен, Здесь мы видим картину Ильи Репина «Пушкин на экзамене».  

  1. На экзамене  присутствовал сам Гавриил Романович Державин.  

  1. И у Пушкина,  и у Державина есть стихотворение «Памятник» (так называют стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  Спасибо за внимание!

Задание:  Подчеркни члены предложения.

                 Нарисуй схему предложения.

                Объясни знаки препинания.

Пушкин отмечал каждую лицейскую годовщину и посвящал этой дате стихи о дружбе.

Задание:  Подчеркни члены предложения.

                 Нарисуй схему предложения.

                Объясни знаки препинания.

Вызвали Пушкина, и он прочел  свои «Воспоминания о Царском селе», стоя в двух шагах от Державина.



Предварительный просмотр:

СХЕМА 1

C:\Users\Виктория\Desktop\Снимок1.PNG



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

 Дата:     _________   Ф.И. ___________________________________

Задание 1. Моя  схема

                                                                                         

                                                                                               

Задание 2.  Моя практическая работа

Прочитайте предложения, найдите  и выделите   вставные конструкции.  

  1. Однажды вечером  это было в начале октября 1773  года  сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.  

2.        Троекуров вышел из себя и в первую минуту гнев хотел  было со всеми  своими дворовыми учинить  нападение на Кистенёвку  так называлась деревня его соседа, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе.

3.        Разговор между нами касался часто поединков; Сильвио  так назову его  никогда в него не вмешивался.

 

4.        «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы»  Лиза несла кузовок на веревочке.  

5.        Руссо  замечу мимоходом  

Не мог понять, как важный Грим

Смел чистить ногти перед ним,

                Красноречивым сумасбродом. 

Задание 3. Мой пост

 Используя материал для справок, дополните предложенияC:\Users\Виктория\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2022-04-25-19-30-37.png

вставными конструкциями. Запишите получившиеся предложения.

  1. Мы решили остановиться в отеле, чтобы   наслаждаться

 шумом прибоя.

  1. Все морские обитатели вызывали у нас восторг.
  2. Это блюдо – настоящий шедевр, приготовленный местными поварами.

Материал для справок: иначе я  не  мог его назвать,  он расположен на побережье,  здесь можно встретить даже осьминогов. 

1)

2)

3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание производных предлогов

Слайд 2

Ключ к тесту: 1 2 3 а б а

Слайд 6

В течени е получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал . Впоследствии недоразумение было забыто. Навстречу нам выбежала собака . В продолжение дня все были заняты делом.

Слайд 8

Тема текста: отношения города и леса

Слайд 10

Олицетворения: Лес не умел ни бояться, ни роптать; копил и посылал; Город пил и выбрасывал; Дерево со стоном упало.

Слайд 11

Метафоры: щупальца-дороги п аутины проводов г арь дыхания

Слайд 12

Эпитеты: у веренные щупальца-дороги тяжелое дыхание е дкий газ

Слайд 13

город лес тянулся взирал простирал Не умел ни бояться, ни роптать протягивал мог жить и ждать тянул рассеивал дышал разлагал пил возвращал выбрасывал копил, слал

Слайд 14

Роптать – выражать недовольство, обиду, сетовать. С инонимы: возмущаться, жаловаться.

Слайд 17

Основная мысль текста : ч еловек не должен уничтожать живую природу , которая является его родным домом.

Слайд 18

т ехногенная катастрофа, парниковый эффект, глобальное потепление. т аяние ледников, вырубка леса, мировой океан, мусорный коллапс, озоновый слой

Слайд 19

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение о том, согласны ли вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте. Дополнительное условие: в тексте сочинения должны быть использованы производные предлоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

от Намсараевой Виктории Валерьевны Директору школы №3 Гендунову Д.А. Заявление Дорогой Денис Александрович! Намаялась я на работе, устала до смерти. Пора в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу с новыми силами. 15 ноября 2021 года Намсараева В.В.

Слайд 2

Директору МБОУ Кяхтинская СОШ №3 Гендунову Д.А. от Намсараевой Виктории Валерьевны заявление Прошу Вас предоставить мне ежегодный отпуск на 56 календарных дней с 1 июня 2022 года согласно графику отпусков на 2022 год. 25 мая 2022 года Намсараева В.В.

Слайд 3

Сказуемое и его виды

Слайд 4

Конкурс шпаргалок «Виды сказуемых» Критерии оценивания: у казаны все виды сказуемых у казаны способы выражения п риведены примеры

Слайд 5

Директору управления информационных технологий _______________________ от программиста Петрова С.М. докладная записка Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. Прошу разрешить приобретение лазерного принтера и ноутбука. 15 но ября 2021г. Петров С.М.

Слайд 7

Тест Задание.1. Почему отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования? А. В отделе увеличилось число штатных работников. Б. Для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ. С. Документация не соответствует последним нормативам.

Слайд 8

Задание 2. Чем отличается докладная записка от объяснительной записки? Докладная записка Объяснительная записка А, В Б, Г А) информирует о сложившейся ситуации, Б) объясняет причины какого-либо события, В) побуждает руководителя принять определенное решение, Г) содержит неопровержимые доказательства.

Слайд 9

Задание 3 Укажите вариант ответа, в котором НЕ пишется слитно А) неподписанный документ; Б) не подписанный, а подготовленный документ; В) не подписанный директором документ

Слайд 10

Задание 4 Укажите вариант ответа с грамматической ошибкой. А) Гарантия действует в течение года. Б) Согласно вашему распоряжению приобретено оборудование. В ) Приказываю предоставить отпуск согласно графика.

Слайд 11

Задание 5. Укажите вариант ответа с составным глагольным сказуемым. А) Пусть принтер напечатает первую страницу. Б) Мы продолжаем использовать облачное хранилище. В) Компания будет закупать офисную технику.

Слайд 12

Критерии оценивания: «5» найдено 5 сказуемых, корректно составлено 5 советов. «4» найдено 5 сказуемых, корректно составлено 5 советов, но допущена 1 ошибка «3» найдено 5 сказуемых, корректно составлено 5 советов, но допущены 2-3 ошибки. «2» – не выполнены условия задания.

Слайд 13

Домашнее задание ДЗ: Напишите развернутый ответ на вопросы. 1) Твой друг хочет приобрести принтер. Он сомневается в правильности выбора лазерного или струйного принтера, спрашивает у тебя совет. Исходя из каких критериев ты посоветовал бы ему покупку того или иного принтера? Ключевые понятия при оценивании: стоимость, скорость, качество. 2) Ты купил лазерный принтер с гарантией на 1 год. Через месяц принтер сломался. Перечисли алгоритм твоих действий. Во-первых …, во-вторых…