открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Морфемы"

Баранова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «Б» классе

 по теме: "Морфемы"

Цели урока:

- Воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать патриота своей страны; способствовать сплочению классного коллектива;

- Развивать логическое мышление, внимание, обогащать активный словарь, развивать интерес к родному языку;

- Развивать и углублять понятия о морфемах; развивать коммуникативную, лингвистическую и языковую компетенции;

- Создать атмосферу успешности каждому ученику, благоприятный психологический климат и предупреждать утомляемость детей.

Средства обучения:

Русский язык: 2 класс. Учебник ч.1./ Под ред. С.В.Иванова - М: Вентана-Граф,2010г.;

Мультимедийная презентация к уроку;

Словари.

Тип урока: комбинированный урок по закреплению и систематизации знаний.

Форма проведения:  творческая игра

Ход урока:

Орг. момент

     Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку. Ее цель — выявить знатоков этой темы, а так же посмотреть, что еще плохо усвоено, над чем нам нужно поработать.

Актуализация знаний учащихся

Пусть напутствием для вас станет замечательное стихотворение Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

Защити меня!

Это значит:

Укрой меня за щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

Последние строки стихотворения будут девизом нашего урока.

Создание проблемной ситуации

— Какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Дети:  Курочка Ряба — рябая, пестрая.

А теперь отгадайте загадку:

В сенокос горька,

 А в мороз сладка.

Что за ягодка?

 Дети:  Рябина.

-  Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова  ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?

Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

Напишите за минуту родственные слова с этим корнем…

 Какие слова вы записали?

Дети:  Рябина, рябинка, рябинушка, рябинный, рябиновый.

Ребята, не всегда происхождение слова так ясно и понятно, иногда бывает трудно найти корень в слове. Ведь одни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранных языков. В этом случае на помощь приходят словари. Из них вы можете узнать о происхождении слов.

На уроках русского языка мы с вами уже познакомились со словарями. Какие словари мы уже знаем?

- орфографический – помогает проверить орфограммы в словах;

- толковый – разъясняет значение слов.

А сегодня мы познакомимся еще с одним словарем – словообразовательным.

 Учитель показывает детям словообразовательный словарь.

Как вы думаете, для чего служит этот словарь? (для определения того, как образовалось слово, от каких корней, при помощи чего).

Работа с текстом

-  Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети:  Россия.

-  А как называлась наша страна в стародавние времена?

Дети:  Русь.

- А почему назвали так нашу страну? Вспомните, на уроках литературного чтения мы с вами читали рассказ Романовского «Русь». Найдите, пожалуйста, в тексте, как автор объясняет слово Русь?

«Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает, и кто из ученых прав, а кто — нет, я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды…

Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

- Русью мы светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая…

 Русь – светлое место!

Русь – страна света!

Мы с вами должны гордиться, что живём в этой стране.

Теперь запишите в тетрадь слова Русь, Россия и допишите к ним родственные слова.

Ответы детей.

Игра «С какого дерева упали листья?»

Какое явление природы мы наблюдали осенью? (листопад)

Налетел ветер. С двух деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева, какие листья упали.

Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев. Но сначала давайте разделимся на два варианта. Первый вариант собирает листочки с первого дерева, а второй — со второго.

Проверка:

I вариант — водичка, подводный, водянистый, водяной.

II вариант — водитель, поводок, провод, перевод.

Какой корень в этих словах? Если корень одинаковый, почему вы записали их в разные группы? (слова имеют разное лексическое значение: вода и водить)

 -  Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что же на нем написано? Прочитайте.

Дети: Водопровод.

-  С какого дерева этот листик?

Дети: Он может быть и с первого, и со второго дерева.

Дети доказывают свои версии.

6.  Конкурс «Кто больше?»

- Из одного корня вырастают кусты и даже целые заросли слов. Вы знакомы с корнем да: дал, продает, отдано. От этого корня можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. А сейчас вы постараетесь за минуту написать как можно больше родственных слов с корнем... А вот с каким корнем, вы узнаете, отгадав загадку:

Лежал, лежал,

А весной в реку побежал.

 Дети: Снег.        

 - Внимание! Начали писать! Выделите корень.

Дети пишут.

-  Прочитайте свои слова.

Дети читают.

-  Что вы заметили?

 Дети: Чередование букв г—ж.

Физминутка

Под песню В.Высотского «Зарядка» дети выполняют упражнения

 

Игра с приставками и суффиксами

«Колесо приставок»

Мы с вами вспомнили способы словообразования, а теперь давайте при помощи приставок образуем новые слова от слова бежать. Например: бежать… - прибежать…

Дети говорят слова, называют приставки

Скажите, а эти слова имеют одно и то же значение?

2. Игра с суффиксами

- Ребята, я надела увеличительные очки и вижу не кота, а ...

Дети: Котище.

-  Не дом, а ...

Дети:  Домище.

- Вы знаете, что суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. Какой суффикс в словах котище, домище? На что он указывает?

Дети:  Суффикс ищ. Он показывает на то, что предмет очень большой.

Мы увеличили размеры предмета, а теперь давайте его уменьшим:

Был дом, а стал… домик, был кот, а стал… котик

При помощи какого суффикса мы сделали предмет маленьким, приласкали его? (-ик-)

А теперь в тетради запишите слово нос и при помощи суффиксов увеличьте и уменьшите его.

(1 – у доски)

Дети называют получившиеся слова и суффиксы, при помощи которых они образовали слова.

Рефлексия (работа по карточкам)

Задание даётся детям по группам:

1 группа – низкий уровень обученности

2 группа – средний уровень обученности

3 группа – высокий уровень обученности

Карточка № 1

Выдели суффиксы в словах:

Каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель.

Карточка № 2

С помощью суффиксов –н-, -ов- образуй имена прилагательные и раскрой скобки:

(мороз) день, (клён) лист, (камень) дом, (берёза) сок, (сад) цветок, (вечер) звон, (малина) сироп.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

Суффиксы

Значения суффиксов

Примеры

-анин-, -янин-, -ан-,      -ян-

Житель какой-либо страны, города, края

?

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-

Уменьшительно – ласкательное

?


?

Профессия или род занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель, писатель


-евн-, -евич-, -иничн-,  -овн-, -ович-


?

Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович

На выполнение работы детям дается 3-5 минут. Затем проводится проверка.

 Инсценировка сказки «Кто главнее и важнее?»

Учитель. Послушайте сказку.

«Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное — суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: опък, енък, знь. Иногда словно стучат каблучками: ек, ик, ник, ник. Иногда поют, как птички: чив, лив, чив, лив\ А бывает, будто просят о чем-то: н..., льн... Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставка. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой — это вам не списать у кого-нибудь. И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?

Суффикс. Конечно, нужны, и очень много! (Суффикс выступает вперед.) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим — и деревьев станет меньше. А вот уже и нет никаких деревьев, зато вот оно — сказочное существо, доброе, волшебное! А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы.

Приставка. Зато если хотят сказать про что-нибудь, что оно очень- очень, ну просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффикс. А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Учитель. Спорили приставки и суффиксы, спорили — чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался — встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Учитель. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак — ничего у них не вышло.

С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, — слева, а вы, суффиксы, — справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок — вот такие: (одевает знак приставки), а у суффиксов — совсем другие: (одевает знак суффикса). А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: (одевает себе знак корня).

Учитель. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

В корне — смысл, но не весь. Главный, но не полный.

Потому приставка есть — Смысл она дополнит. —

Рад я в этом ей помочь, ( После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, — Все равно я всех проворней!

А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети. Об окончании,

Учитель. А вот спешит к нам и окончание.

И на род укажу, И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

— Вот и сказке конец, а кто слушал...

Дети. Молодец.

 Подведение итогов урока

Какие морфемы нам встретились в сказке?

Что такое корень?

Для чего служит приставка? Где она находится?

Для чего служит суффикс? Где он находится?

Для чего служит окончание?

 Домашнее задание

Стр 121 Упр 5 – списать, обозначить окончание, корень и суффикс в выделенных словах.

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете — и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а интересным и веселым. Всего доброго!