Кружок "Умные ладошки"

Кучер Мария Ивановна

Кружок "Умные ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umnye_lodoshki.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «УМНЫЕ ЛАДОШКИ».

Пояснительная записка.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

                                                              В.А. Сухомлинский.

                                       Истоки способностей и дарований детей

                              находятся на кончиках их пальцев.

                                                                                      В.А. Сухомлинский.

Календарно-тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста – результат моей практической деятельности по организации работы с детьми с целью развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук в различных видах деятельности.

Особенностью плана является комплексно - интегративный подход, способствующий эффективной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Данный план может быть успешно реализован в любом дошкольном учреждении с учетом особенностей условий, традиций и программ дошкольного воспитания.

Введение.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Примечательно, что из 3 больших этапов, которые психология считает радикальными в развитии ребенка, два относятся к движению. Это начало ходьбы и артикуляция. Наука считает эти две двигательные функции неким подобием гороскопа, который предсказывает будущее человека. Одержав свою первую победу в овладении этими двумя умениями, «я» человека приобретает способность самовыражения и деятельности. Речь _ исключительный признак человека, ведь она является выражением мыслей в отличие от ходьбы, присущей также и животным.

Рука- это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир. Руки человека, руководствуясь разумом, преобразуют мир. Тем самым человек осуществляет свою миссию в большом мировом плане.

Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке! Взрослые должны следить за развитием руки и считать ее успехи праздником.

Ребенок ищет в своем окружении какие-либо вещи, чтобы использовать их для своего  духовного строительства. Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении с детьми в стенах детского дошкольного учреждения.

Активность, которую проявляет ребенок, отнюдь не случайна, она совершается под руководством «я» ребенка и служит совершенствованию движений, мускульной координации, а так же физическому, психологическому и речевому развитию в целом. Это «я» - великий координатор, который с помощью непрерывных упражнений создает внутреннее единство между духовным источником воли и частями тела.

Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей. При определении содержания, последовательности и сочетание движений необходимо учитывать этапы двигательного развития ребенка в онтогенезе.

Закономерности общих принципов развития моторики прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована.

Важное значение, при развитии двигательной сферы, имеют:

  1. общеоздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч;
  2. упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве;
  3. упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса;
  4. упражнения на повышение уровня активации;
  5. упражнения для развития пространственных представлений;
  6. упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Использование данных видов упражнений в повседневной деятельности позволяют решать не только целеполагающие задачи проведения данных упражнений, но и задачи, направленные на:

  1. укрепление здоровья детей, повышение адаптационных возможностей организма, развитие психо - эмоционального состояния детей;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта ребенка;
  4. формирование у ребенка представлений посредством комплексного подхода в реализации через различные виды деятельности.

Комплексное осуществление данных задач позволит создать оптимальные условия интеллектуальной, двигательной, художественно-продуктивной и других видов деятельности. Это достигается посредством рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта, радостного проживания неповторимого периода детства.  

Актуальность опыта обусловлена:

  1. комплексным подходом в воспитательно-образовательном процессе посредством использования единой лексической темы во всех видах деятельности (речевом развитии, художественно-продуктивной деятельности, музыкально-театрализованной деятельности, физкультурно-оздоровительной и др. видах деятельности);
  2. здоровьесберегающими компонентами;
  3. взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Задачи, решаемые в опыте:

  1. разработка комплекса игр и упражнений, обеспечивающих применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе;
  2. целесообразная организация среды жизнедеятельности детей, направленная на психомоторное развитие ребенка;
  3. внедрение разработанного комплекса игр и упражнений в основные виды деятельности детей воспитательно-образовательного процесса;
  4. активизация всестороннего взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Теоретическая интерпретация опыта.

Коллектив детского сада работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Программа пользуется заслуженным признанием, так как предполагает ясные, научно- обоснованные, апробированные практикой методики и технологии дошкольного обучения и воспитания. Кроме этого, теоретической основой разработки плана явились: комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка (Ю.Ф. Змановский); зарождение возможностей для творческого самоопределения ребенка дошкольного возраста (В.Г. Кудрявцев); использование упражнений для пальцев рук развивающих мыслительную деятельность, память и внимание ребенка (О.И. Крупенчук, Н. Рымчук); пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева).

Технология опыта.

1. В основу опыта положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольником. Вся структура  плана основана на лексико-тематическом плане (Н.В.Нищева), основываясь на который  разработаны и подобраны разнообразные виды деятельности, направленные на сенсомоторное развитие. Комплексная реализация плана позволяет поставить процесс воспитательно-образовательного процесса на новый уровень, более гибкий и целостный, в совместной работе со специалистами (психологами, логопедами).

2.Технология опыта предполагает активную образовательную совместную деятельность детей и взрослых в различных видах деятельности, объединенных единой лексической темой. В ходе которых развиваются компетентности:

  1. здоровьесберегающая - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формируются основы двигательной и гигиенической культуры;
  2. творческая - пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включаться в творческую деятельность;
  3. интеллектуальная - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  4. эмоциональная - развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  5. социальная – способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Задачи

 Виды деятельности

Здоровьесберегающая

Художественно-продуктивная

Ознакомление с окружающим миром

1. Всесторонне совершенствовать физические функции организма:

выработка правильной осанки, правильного положения головы, плеч;

развитие крупной моторики, формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущение границ своего тела и его положения в пространстве;

регуляция мышечного тонуса;

повышение уровня активации;

развитие пространственных представлений;

развитие тактильной  чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;

2. Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;

3. Повышать работоспособность детского организма через различные Здоровьесберегающие виды деятельности;

4.  Удовлетворять естественную потребность в движении, создавая условия для естественной активности детей.

1. Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами художника;

2. Предоставить свободу в отображении  видения мира – доступными возрасту художественными средствами, нетрадиционными средствами изодеятельности, средствами;

3. Развивать умение передавать свое психоэмоциональное состояние доступными средствами, экспериментировать в способах изображения;

4. Создавать благоприятные условия для самореализации ребенка

1. Удовлетворять детскую потребность в познании мира, формировать способ познания – сенсорный анализ; развивать способность детей к самостоятельному решению доступных познавательных задач;

2. Развивать навыки коммуникации и поведения с окружающим социумом, экосистемой;

3. Обеспечить благоприятные условия для тактильно – двигательного развития, восприятия.

Календарно-тематический план игр и упражнений

по развитию мелкой моторики в младшей группе

Месяц

№ недели

Лексическая

Тема

Упражнения

Сентябрь

4-я

Игрушки

1.Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2.Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

3.Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).

4.Сжимание маленьких резиновых мячей.

5.Выкладывание домика для куклы по контуру.

Октябрь

1-я

Семья

1.Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

2-я

Осень

1. Массаж. Игра «Дождик» (ударять пальчиками одной руки по ладошке другой).

2. «Дождик, лей» - пальчиковая игра

3.Надевать прищепки на изображение ежика. Игра «Ежиные колючки».

4. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох.

3-я

Овощи

1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина.

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3. «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

4. Пальчиковая игра «Бежит ежик по дорожке»

5. Пальчиковая игра «Туки-туки».

4-я

Фрукты

1. «Сложи картинку» из 2-х, 3-х частей.

2. «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты определить на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Яблочко в кулачок»

4. Мозаика «Яблочко на яблоньке, под яблонькой».

Ноябрь

1-я

Части тела

и лица

1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.

3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.

4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2-я

Туалетные принадлежности

1. «Сложи картинку» - 2-х, 3-х частей.

2. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

3. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

4. Сжимание маленьких резиновых мячей.

3-я

Одежда

1. Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

2. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

4. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками).

4-я

Обувь

1. Пальчиковая игра «Большие ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

4. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

Декабрь

1-я

Обувь

1. Пальчиковая игра «Большие ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

4. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

2-я

3-я

Мебель

1. Пальчиковая игра «На полянке дом стоит»

2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов мебели.

4-я

Новый год.

Елка

1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляется – елка получается»

2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики.

Январь

3-я

Зима

Зимние

забавы

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

4-я

Продукты

питания

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Пальчиковая игра «Повар, повар…»

Февраль

1-я

Посуда

1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

2-я

3-я

Домашние

птицы

1. Пальчиковая игра «Петушок».

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»

3.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

4. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

4-я

Домашние

животные

1. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая».

2. Пальчиковая игра «Киска, как тебя зовут?».

3. Пальчиковая игра «Теремок».

4. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

Март

1-я

Мамин

праздник

1. Изготовление подарка для мамы (с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

2-я

Домашние

животные

1. Пальчиковая игра «Повстречались два котенка».

2. Пальчиковая игра «Над нашей квартирой».

3. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

4. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

3-я

4-я

Дикие

птицы

1. Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила».

2. Пальчиковая игра «Пальчики – головка, крылышки – ладошка».

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

5. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Апрель

1-я

2-я

Дикие

животные

1. Пальчиковая игра «Хома-хома-хомячок».

2. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».

3. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров животных.

5. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

3-я

Весна

1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

2. массаж со словами «динь-дон».

3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

4-я

Транспорт

1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».

3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

2-я

Цветы

1. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

3-я

Насекомые

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики».

4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Литература:

1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – Спб.: Речь, 2004. (Пальчиковые игры)

Календарно-тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики в средней группе

Месяц

№ недели

Лексическая

тема

Упражнения

Сентябрь

1-я

Обследование

2-я

Обследование

3-я

Обследование

4-я

Семья

1.Пальчиковая игра «Моя семья».

2.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет

3.Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

4. «Скатай коврик» - скатывание коврика двумя руками

5. Массаж рук зубной щеткой

6.«Жители круглого города» - выкладывание человечков из кружков разного размера

7. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» - сматывание ниток в клубок

Октябрь

1-я

Осень.

Названия деревьев. Дикие животные осенью.

1. Пальчиковая игра «Погода»

2. Пальчиковая игра  «Осень»

3. Пальчиковая игра  «Осенние листья»

4.Катание между ладонями круглой щетки для волос «У сосны, у пихты, елки»

5. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох.

6. «Ежиные колючки» - втыкаем в основу ежа из пластилина зубочистки

7. «Осеннее дерево» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения осенних листьев

2-я

Овощи. Огород.

1. Пальчиковая игра «Капуста»

2.Пальчиковая игра «Огород»

3. «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.

4. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

5. «Волшебные овощи» - выкладывание овощей по контуру пуговицами

6. «Овощи» - рисунок на окрашенном тесте

7. Мозаика «Овощи»

3-я

Фрукты. Сад.

1. «Собираем урожай» - лепка фруктов из соленого теста.

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3. «Чудесный мешочек» - фрукты определить на ощупь.

4. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

5. Пальчиковая игра «Репка».

6.«Вот так яблоко!» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

7. «Сложи картинку» - 6-9-ти частей.

4-я

Лес.

Грибы и лесные ягоды

1. Пальчиковая игра «Пять грибов»

2. Пальчиковая игра «В лес по ягоды пойдем»

3.Массаж ладошек. Прокатывание шишек между ладошек.

4.«Лесовичок» - изготовление игрушек из шишек, веточек, листьев, желудей

5. Пальчиковая игра «По грибы»

6. «Перебери ягоду для варенья» - рассортировать бусины разного цвета и размера

7. «Грибы» - изготовление и роспись грибных шляпок из картонной тарелки

Ноябрь

1-я

Игрушки.

1.Пальчиковая игра «Заводные игрушки»

2. Пальчиковая игра «Мы играем»

3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

4.Сжимание маленьких резиновых мячей.

5.Выкладывание домика для куклы по контуру палочками.

6. Игра «Прятки» - поиск игрушек в емкости, засыпанной крупой (на ощупь)

7. «Шьем кукле платье - продевание шнура в дырочку

2-я

Одежда.

1.Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

2. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

3. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

4. «Помоги развесить одежду» - прикрепляем прищепками развешиваемую одежду

5. Пальчиковая игра «Ох, испачкалась одежда»

6. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды

7. «Назови из чего?» - определение  из чего сделана одежда по кусочкам фактуры

3-я

Обувь.

1. Массаж пальцев рук «Ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями обуви.

4. «Найди пару» - поиск пар обуви по сезонной принадлежности.

5. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

6. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем обувь

7. Массаж пальцев крупной щеткой

4-я

Мебель. Квартира.

1. «Мебель» - поочередное соединение всех пальцев.

2. Пальчиковая игра «Мебель»

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов мебели.

4.Пальчиковая игра «Мой домик»

5.Выкладывание домика по контуру палочками.

6. Пальчиковая игра «Дом построен!»

7. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем мебель

Декабрь

1-я

Кухня. Посуда.

1. «Передвинь крышку» - передвигать плоскую крышку развернутой ладонью по столу, накрывая небольшие предметы на столе.

2. «Закрыть банку» - завинчивать крышку банки, выполняя действие на весу.

3. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями посуды

4.Массаж пальцев рук ершиком для чистки бутылок.

5. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем посуду

6. Сортировка семечек тыквы и арбуза

7. Пальчиковая игра «Точим нож»

2-я

Зима. Зимующие птицы.

1.«На дворе мороз и ветер» - пальчиковая игра

2.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями зимующих птиц.

3. Пальчиковая игра  «Сорока - белобока»

4.«Деревья в снегу» - укутываем деревья ватой (аппликация)

5. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

6. «Рисунок на стекле» - рисование свечой

7. Выкладывание птиц из геометрических фигур

3-я

Комнатные растения. Новогодние праздники.

1. Пальчиковая игра «Цветы»

2. Пальчиковое упражнение «Цветок»

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4.Коллективная работа «Цветы в вазе» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

4. Выкладывание цветов из геометрических фигур

5. «Цветик - семицветик»- пальцевая живопись

6. Массаж фаланг пальцев

7.Изготовление цветов из гипсовых заготовок, с дальнейшим раскрашиванием их акварелью или гуашью

4-я

Новый год.

Елка.

1.Пальчиковая игра «На елку»

2.«На елку» - перекладывание бисера из одной емкости в другую на ударный слог.

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

4.Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики.

5. «Игрушки на елку» - изготовление игрушек на елку из гипсовых заготовок + раскрашиваем красками по своему усмотрению.

6. «Домик Снегурочки возле елки» - выкладывание домика и елки по контуру палочками + оформление геометрическими фигурами по желанию детей

7. «Новогодняя елка» - коллективная работа украшение новогодней елки игрушками на прищепках

Январь

1-я

Зима.

Зимние забавы

1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3. «Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

5. «Снежинка - балеринка» - рисование свечой

6. Мозаика - «Снеговик»

7. «Зимнее дерево» - аппликация: укутываем дерево «снегом» - манной крупой

2-я

Домашние птицы

1Упражнение с прищепками «Вот проснулся, встал гусенок»

 2.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями домашних птиц.

3. Пальчиковая игра «Уточки и гуси».

4. Пальчиковые упражнения « Гусь», «Курочка», «Петушок»

5. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

6. «Курица, петушок и цыпленок» - рисование ладошковой живописью.

7. Выкладывание птиц из геометрических фигур

3-я

Домашние животные и их детеныши.

1. Пальчиковая игра «Козел»

2.Пальчиковое упражнение «Кошка», «Мышка»

3.«Котенок» - заполнение контурного изображения кота мелко нарезанной шерстяной ниткой серого или черного цвета /имитация шерстки/

4.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями домашних животных

5 «Домашние животные» - выкладывание из геометрических фигур

6. Массаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш»

7.Лепка домашних животных из соленого теста

4-я

Дикие животные

 и их детеныши

1. Пальчиковая игра «Ежик колкий»

2. «Покажите пальцем» - пальчиковая игра

3. Пальчиковая игра «Черепаха»

4.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями диких животных

5. «Животные леса» - роспись игрушек из глины

6. «Чудо с хвостиком» - выкладывание из арбузных семечек

7.Массаж ладошек грецким орехом - «Я катаю мой орех»

Февраль

1-я

Профессии. Продавец.

1.Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

2. Изготовление «Конфет» к игре «Продавец»

3. «Овощи для магазина» - изготовление овощей из соленого теста

4. «Хозяйка однажды с базара пришла» - Игра на координацию движений рук

5. «Муха – Цокотуха» - Пальчиковая игра

6. Упражнение с четками «Хозяйка однажды с базара пришла»

7. Упражнение с четками «Четки мы перебираем»

2-я

Профессии. Почтальон.

1. Складывание модели оригами «Письмо»

2. Упражнение с эспандером «Я в друзьях души не чаю»

3. Изготовление открыток «Валентинок»

4. Упражнение со счетными палочками

5. Пальчиковая игра «Почтальон»

6. Изготовление держателей из прищепок для писем

7. Упражнение со стопором «Почтальон шел»

3-я

Транспорт.

Профессии на транспорте.

1.Пальчиковая игра «Лодочка»

2.Пальчиковая игра «Кораблик»

3.Складывание транспорта из геометрических фигур

4. «Паровоз кричит ду-ду» - пальчиковая игра

5. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями различных видов наземного, водного и воздушного транспорта.

6. «Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с изображениями различных профессий наземного, водного и воздушного транспорта.

7.«Сложи картинку» - 6-9-ти частей (картинки с изображением различных видов наземного, водного и воздушного транспорта)

4-я

Папин  праздник.

Профессии пап.

1. «Портрет папы» - рисование портрета акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, галстук, бабочка, очки, кепка – по желанию ребенка)

2. «Красная звезда» - изготовление подарка для папы: объемная аппликация из цветного картона

3.«Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

4. Упражнение со счетными палочками «Строитель»

5.«Сложи картинку» - 6-9-ти частей (картинки с изображением мужских профессий)

6. Пальчиковая игра «Строитель»

7. Упражнение с носовым платком «Скалолаз»

Март

1-я

Весна.

1. Пальчиковая игра «Дождик»

2. Пальчиковая игра «Солнышко»

3. «Бегаем по травке» - пальчиковая игра на бархатном коврике

4. «Верба» - скатывание ваты в комочки и приклеивание ее на веточки из цветной бумаги

5. «Весеннее дерево» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения весенних листьев

6. «Весна» - массаж (соединение одноименных пальцев)

7. «Кораблик» - складывание кораблика методом оригами и пускание его в ручье

2-я

Мамин  праздник.

Профессии мам.

1. «Портрет мамы» - рисование портрета акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, очки, бусы (бисер или пуговицы), ожерелье, воротничок (из кружева или ткани) – по желанию ребенка)

2. «Праздничная салфетка» - изготовление подарка для мамы:  «плетение» салфетки из цветной бумаги и декорирование ее объемными цветами

3. «Я стираю, маме помогаю» - пальчиковая игра

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бус на нитку

5. «Сложи картинку» - 6-9-ти частей (картинки с изображением женских профессий)

6. «Резиночка» - движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 º сначала в одну, а затем в другую сторону

7. «Мамин помощник» - разложить в разные мисочки фасоль и горох.

3-я

Первые весенние цветы

1.Пальчиковая игра «Цветы»

2. Пальчиковое упражнение «Цветок»

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Выкладывание цветов из геометрических фигур

5. Сортировка семян

6. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями различных цветов

7. «Подснежник» - рисование в технике альмаприма /рисование по мокрому/

4-я

Цветущие комнатные растения.

1.Пальчиковая игра «Цветы»

2. Пальчиковое упражнение «Цветок»

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. «Цветок» - рисование по пластилину (метод вдавливания)

5. Выкладывание цветов из скорлупок фисташек

6. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями различных цветов

7. Выкладывание цветов  по контуру палочками.

Апрель

1-я

Дикие животные весной.

1.Пальчиковый массаж «щелчки» -  «Поднял ушки бурундук»

2. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».

3. «Сложи картинку» - 6-9-ти частей.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров животных.

5.«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

6..«Зайчонок» - заполнение контурного изображения зайца вербой  /имитация шкуры/

7. «Дикие животные» - выкладывание из листьев гербария

2-я

Домашние животные весной.

1.Пальчиковая игра «Как у нашего кота»

2.Пальчиковая игра «Козочка»

3. «Мышка в кружечке зеленой» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

4. Пальчиковая игра «Кошка и собаки»

5.«Чудо с хвостиком» - выкладывание из арбузных семечек

6. «Поросенок» - изготовление игрушек из киндер - яиц

7.Сматывание клубка шерстяных ниток.

3-я

Птицы прилетели.

1. Массаж подушечек пальцев рук «Птички – невелички»

2.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями перелетных птиц.

3. Массаж пальцев «пальцеход» - «Ходит цапля по болоту»

4. Упражнение со счетными палочками «Очень длинный клюв у цапли»

5. Массаж пальцев «Колечки»

6. «Птичка - невеличка» - рисование в технике точечного рисунка

7. Выкладывание птиц из геометрических фигур

4-я

Насекомые.

1. Пальчиковая игра «Паучок»

2. Пальчиковая игра «Бабочка»

3. Игра с пельменницей «Пчелкин дом»

4.«Пальцы, как пчелы, летают по сотам» - изображение пчелы, летящей над сотами (пельменница)

5. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

6. «Веселые насекомые» - изготовление насекомых на прищепках

7. «В гости к мухе Цокотухе» - рисование жуков ладошковой живописью.

Май

1-я

Рыбки в аквариуме.

1. Пальчиковая игра «Рыбки плавали, ныряли»

2. Пальчиковая игра «Рыбка озорница»

3. «Рыбки в аквариуме» - рисование свечой

4. «Рыбки» - выкладывание рыб по контуру арбузными семенами

5. «Выложи рыбку из цветных геометрических фигур».

6. Рисование рыб по пластилину в техника гравировки

7.  Коллективная работа «Аквариум» - рыбки методом оригами + декор. камешки

2-я

Мой город. Моя улица.      

1. Пальчиковая игра «Строим дом»

2. Пальчиковая игра «Мой домик»

3. «Сложи картинку» - 6-9-ти частей.

4. «Красив родной наш город» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

5. «Дом» - методом оригами

6.Выкладывание дома из геометрических фигур

7.Конструирование из бумаги (коллективная работа) «Дом»

3-я

Правила дорожного движения

1. «Сложи картинку» - 6-9-ти частей (дорожные знаки)

2. «Если свет зажегся красный» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3.  Пальчиковая игра «Моторчик»

4. Массаж пальцев цветными мячиками для настольного тенниса

5. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями различных видов наземного транспорта

6. Массаж пальцев «Ножки»

7. Массаж фаланг пальцев «Транспорт»

4-я

Лето.

1 Игра в кругу с элементами пальчиковой гимнастики «Летняя»

2. Пальчиковая игра «Пчелы»

3.«Пальцы, как пчелы, летают по сотам» - изображение пчелы, летящей над сотами (пельменница)

4. «Две лягушки» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

5. «Цветная поляна» - рисование цветными мелками на асфальте

6. «Солнышко» - выкладывание лучей солнышка мелкими камешками желтого цвета

7. «Солнечные зайчики» - лепка из соленого теста

Используемая литература:

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. – М.: Айрис – пресс, 2005

«План программа педагогического процесса в детском саду» Н. В. Гончарова и д.р. – СПб: «Детство – пресс», 2003

«Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Н. Рымчук – Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

«Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008

«Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф. – М.:ТЦ Сфера, 2007

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2003

«Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателя детского сада» Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. – М.: «Просвещение», 1979

Календарно-тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе старшего дошкольного возраста

Месяц

№ недели

Лексическая

тема

Упражнения

Сентябрь

1-я

Обследование

2-я

Обследование

3-я

«Осень. Признаки осени. Осенние деревья»

1. Пальчиковая игра «Осень золотая под зонтом гуляет»

2. Пальчиковая игра  «Осень. Деревья»

3. Пальчиковая игра  «Погода»

4. Пальчиковая игра «Дождик»

5. Обводка по контуру «Осенний листок»

6. Обводка по контуру «Зонтик»

7. Раскрашивание листьев в соответствии со значками

8. «Осеннее дерево» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения осенних листьев

9. Массаж ладошек. Прокатывание сосновых шишек между ладошек.

10. «Необычные животные» - составление животных из осенних листьев

4-я

«Овощи.

Огород»

1.Пальчиковая игра «Тянут, тянут бабка с дедкой».

2.Пальчиковая игра «Цветной огород»

3.Пальчиковая игра «Овощи»

4. «Горох» - упражнение в сухом бассейне

5. «В поисках игрушек» - упражнение с сухим бассейном

6. «Горошки» - перебираем пальцами горошины

7. Обводка по контуру «Овощи»

8. Раскрашивание овощей в соответствии со значками

9.«Овощи» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения овощей

10. «Жители страны Огородии» - рисование жителей  страны Огородии

Октябрь

1-я

«Фрукты. Сад»

1. Пальчиковая игра «Фрукты»

2. Пальчиковая игра  «Фрукты»

3. Пальчиковая игра  «Мы делили апельсин»

4. Массаж фаланг пальцев «Фрукты»

5. Плетенка «Яблоко», «Груша»

6. Раскрашивание фруктов в соответствии со значками

7. «Фрукты» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения осенних листьев

8. «Вишня» - перекладывание больших бусин красного цвета из одной емкости в другую на ударный слог.

9. Обводка по контуру «Фрукты»

10. «Жители фруктового сада» - рисование жителей  

2-я

«Лес. Грибы. Ягоды»

1. Раскрашивание Грибов

2.Пальчиковая игра «Грибы»

3. Пальчиковая игра «Ягоды»

4. «В лес по ягоды пойдем» - пальчиковая игра

5. Пальчиковая игра «Пять грибов»

6. Катание между ладонями круглой щетки для волос «У сосны, у пихты, елки»

7. Раскрашивание ягод в соответствии со значками

8. «Лесовичок» - изготовление игрушек из шишек, веточек, листьев, желудей

9. «Жители Царства Грибов» - изготовление и роспись грибов из бросового материала

10. Выкладывание счетными палочками «Елка», «Гриб»

3-я

«Одежда»

1.Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

2. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

3. Пальчиковая игра «Мы наденем шапки»

4. «Помоги развесить одежду» - прикрепляем прищепками развешиваемую одежду

5. Пальчиковая игра «Зимняя одежда»

6. Раскрашивание одежды в соответствии со значками

7. «Назови из чего?» - определение  из чего сделана одежда по кусочкам фактуры

8. Пальчиковая игра «Я надену сапоги»

9. Обводка по контуру «Одежда»

10. Пальчиковая игра «Гномики в домике»

4-я

«Обувь»

1. Массаж пальцев рук «Ножки».

2. Игра «Волшебный шнурок» -  учить вкладывать шнурок в дырочку.

3. Массаж фаланг пальцев «Обувь»

4. Упражнение с бусами «Шли по дорожке»

5. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

6. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем обувь

7. Массаж пальцев крупной щеткой

8. Упражнение со стопором «Шел мишутка»

9. Соединение одноименных пальцев с одновременным называнием обуви

10. Обводка по контуру «Обувь»

Ноябрь

1-я

«Игрушки»

1.Пальчиковая игра «Игрушки»

2. Пальчиковая игра «Игрушки»

3. «Вы видали циркача» - упражнение «китайские шары».

4. «Я мячом круги катаю» - упражнение с мячом - ежиком

5.Выкладывание домика для куклы по контуру палочками.

6. Игра «Прятки» - поиск игрушек в емкости, засыпанной крупой (на ощупь)

7. «Шьем кукле платье - продевание шнура в дырочку

8. «В поисках игрушек» - упражнение с сухим бассейном

9. Раскрашивание игрушек  в соответствии со значками

10. Изготовление игрушек на прищепках

2-я

«Посуда»

1. «Передвинь крышку» - передвигать плоскую крышку развернутой ладонью по столу, накрывая небольшие предметы на столе.

2. Пальчиковая игра «Посуда»

3. Пальчиковая игра «Посуда»

4.Массаж пальцев рук ершиком для чистки бутылок.

5. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем посуду

6. Раскрашивание картинок с изображением посуды

7. Пальчиковая игра «Точим нож»

8. Пальчиковая игра «Из тарелок, как один»

9. Роспись заготовок посуды различными узорами

10. Изготовление игрушечной посуды из соленого теста

3-я

«Семья»

1.Пальчиковая игра «Моя семья».

2.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет

3. Самомассаж подушечек пальцев - «Семья. Мамин день»

4. Пальчиковая игра «Дружная семейка»

5. «Скатай коврик» - скатывание коврика двумя руками

6. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

7. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» -сматывание ниток в клубок

8. «Бабушка и дедушка» - пальчиковое упражнение

9. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох.

10. «Резиночка» - движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 º сначала в одну, а затем в другую сторону

4-я

«Части тела»

1. Пальчиковая игра «Запомни пальчики»

2. Пальчиковая игра «Пальчики кивают»

3. «Части тела» - пальчиковая игра

4. Массаж пальцев рук «Ножки».

5. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

6.Самомассаж подушечек пальцев - «Части тела»

7. Раскрась соответственно

8. Покажи на картинке и на себе

9. «Мой волшебный зверь» - Преобразование ладони в животное

10.  Массаж пальцев крупной щеткой

Декабрь

1-я

«Зима. Зимующие птицы»

1.«На дворе мороз и ветер» - пальчиковая игра

2.«Кто у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями зимующих птиц.

3. Пальчиковая игра  «Зимующие птицы»

4.«Деревья в снегу» - укутываем деревья манной крупой (аппликация)

5. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

6. «Рисунок на стекле» - рисование свечой

7. Выкладывание птиц из геометрических фигур

8. «Ходит цапля по болоту» - упражнение «пальцеход»

9. Раскрашивание птиц в соответствии со значками

10. «Снегирь» - аппликация методом обрыва цветной бумаги

2-я

«Домашние животные зимой»

1. Пальчиковая игра «Домашние животные»

2. Самомассаж подушечек пальцев «Домашние птицы»

3.«Котенок» - заполнение контурного изображения кота мелко нарезанной шерстяной ниткой серого или черного цвета /имитация шерстки/

4. «Дорисуй чего не хватает, и назови»

5 «Домашние животные» - выкладывание из геометрических фигур

6. Массаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш»

7. Лепка домашних животных из соленого теста

8. Раскрашивание птиц в соответствии со значками

9. Самомассаж подушечек пальцев - «Цыпленок»

10. Пальчиковая игра «Домашние животные»

3-я

«Дикие животные зимой»

1. Пальчиковая игра «Дикие животные»

2. Пальчиковое упражнение «Навстречу друг другу»

3. Пальчиковая игра «Кто как зимует»

4. Найди и раскрась животных за кустами

5. «Зоопарк» - создание игрушек оригами (дикие животные: заяц, лиса, волк)

6. «Чудо с хвостиком» - выкладывание из арбузных семечек

7.Массаж ладошек грецким орехом - «Я катаю мой орех»

8. Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

9. Самомассаж подушечек пальцев «Поднял ушки бурундук»

10. Лепка диких животных из пластилина

4-я

«Новый год»

1.Пальчиковая игра «На елку»

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

3. Раскрашивание новогодних символов

4. «Елочка красавица» - аппликация в техники оригами

5. «Игрушки на елку» - изготовление игрушек на елку из гипсовых заготовок + раскрашиваем красками по своему усмотрению.

6. Пальчиковая игра «Новый год»

7. «Ёлочка зеленая» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения хвоинок

8.«Новогодняя елка» - коллективная работа украшение новогодней елки игрушками на прищепках

9. Изготовление новогодних костюмов из бросового материала

10. Изготовление игрушек из яиц «киндер – сюрпризов»

Январь

1-я

«Зимние забавы»

1. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

2. Раскрашивание зимних символов

3. Массаж вязаной варежкой

4. Пальчиковая игра «Зима»

5. «Снежинка - балеринка» - рисование свечой

6. «Снежная баба» - аппликация комочками из цветной бумаги

7. «Зимнее дерево» - аппликация: укутываем дерево «снегом» - манной крупой

8. Раскрась в соответствии со значками

9. Вырезание снежинок из салфеток

10. «Снеговик» - аппликация из ватных дисков и зубочисток

2-я

«Мебель. Части мебели.»

1. «Мебель» - поочередное соединение всех пальцев.

2. Пальчиковая игра «Мебель»

3. Пальчиковая игра «На кроватке мы поспали»

4.Пальчиковая игра «Мой домик»

5. «Теремок» - мозаика (выкладывание домика по контуру)

6. Пальчиковая игра «Дом построен!»

7. «Волшебные узелки» - перебирая узлы пальцами, называем мебель

8. Сборка мебели из спичечных коробков

9. Конструирование мебели из конструктора - Лего

10. Выкладывание мебели из квадратов - заготовок

3-я

«Грузовой и пассажирский транспорт»

1. Пальчиковая игра «Транспорт»

2. Пальчиковая игра «Вот на небо самолет отправляется в полет»

3. Складывание транспорта из геометрических фигур

4. «Наш веселый паровоз» - аппликация из бросового материала (коллективная)

5. Массаж пальцев «цепочки»

6. «Грузовик» - сборка машины из 2 спичечных коробков и пуговиц

7. «Самолет» - выполнение в технике оригами

8. Обводка по контуру «Кораблик»

9. «Транспорт» - раскрашивание в соответствии с представлениями

10. Выкладывание цветными камешками по контуру машины

4-я

«Профессии на транспорте»

1. Пальчиковая игра «Капитаны»

2. Пальчиковая игра «Идет на взлет»

3. Пальчиковая игра «Вот на небо самолет»

4. Массаж пальцев «цепочки»

5. Выполни штриховку «Светофор»

6. «Машина» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только машину

7. Продолжи ряд

8. Плетенка «Грузовик»

9. Изготовление игрушки «Машина» из бросового материала (спичечные коробки)

10. Самомассаж «Рельсы, рельсы»

Февраль

1-я

«Детский сад. Профессии. Трудовые действия»

1. Пальчиковая игра «Детишки ходят в сад»

2. Пальчиковая игра «Воспитатель помогает»

3.  Прижимающий массаж «Детский сад»

4. Пальчиковая игра «Пальчики в замочке»

5. «Подарок для друга» - изготовление   игрушки из гипса с дальнейшим его оформлением красками

6. Упражнение с эспандером «Я в друзьях души не чаю»

7. «Мой друг» - изготовление смешных мордашек из различных материалов (ткани, ниток, пуговиц)

8. Изготовление декоративной посуды методом папье-маше для изо уголка

9. Лепка цифр и букв из соленого теста

10. «Портрет воспитателя» - рисование портрета акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (по желанию ребенка)

2-я

«Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»

1. Пальчиковая игра «Наперсток и иголка»

2. Выполни штриховку

3. «Разноцветные пуговицы» - упражнение с пуговицами

4. «Нарисуй нитку» - соединить пунктирную линию в длинную нитку

5. Продолжи ряд

6. Упражнение с ковриком

7. «Резиночка» - движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 º сначала в одну, а затем в другую сторону

8. «Праздничная салфетка» - изготовление салфетки из ткани

9. Плетение косичек

10. Пришивание пуговицы

3-я

«Стройка. Профессии. Трудовые действия»

1. Пальчиковая игра «Профессии»

2. Упражнение со счетными палочками «Строитель»

3. Упражнение с носовым платком «Скалолаз»

4. Пальчиковое упражнение «На стройке работает»

5. Конструирование домика из бумаги

6. Выкладывание домика из счетных палочек

7. «Строитель» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только строителя

8. «Профессии» - раскрашивание в соответствии с представлениями

9. Выполни штриховку

10. Продолжи ряд

4-я

«Наша Армия»

1. «Портрет папы» - рисование портрета акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, галстук, бабочка, очки, кепка – по желанию ребенка)

2. Изготовление игрушки «Капитан корабля» из бросового материала (пластмассовая бутылка)

3. «Военный транспорт» - раскрашивание в соответствии с представлениями

4. Пальчиковая игра «Защитники Отечества»

5.«Сложи картинку» - 6-9-ти частей (картинки с изображением мужских профессий)

6. Пальчиковая игра «Защитники»

7. Изготовление коллективной работы «Моряки у корабля» с использованием ранее изготовленных игрушек из бросового материала «Моряки» (из пластмассовых бутылок)

8. «Пограничник» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только пограничника

9. Выполни штриховку «Танк»

10. Продолжи ряд

Март

1-я

«Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

1. Пальчиковая игра «Весна»

2. Пальчиковая игра «Стало солнце пригревать»

3. «Бегаем по травке» - пальчиковая игра на бархатном коврике

4. Пальчиковая игра «Первоцветы»

5. «Весеннее дерево» - аппликация методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения весенних листьев

6. «Весна в природе» - массаж (соединение одноименных пальцев)

7. «Теплоход» - складывание теплохода методом оригами и пускание его в весеннем ручье

8. Пальчиковая игра «Возвращение птиц»

9. «Птицы» - раскрашивание в соответствии с представлениями

10. «Первоцветы» - раскрашивание в соответствии с представлениями

2-я

«Комнатные растения»

1. Пальчиковая игра «Цветки»

2. Дорисуй половинку

3. Продолжи ряд

4. Выполни штриховку

5. Складывание цветка из бумаги (оригами)

6. Лепка цветов из соленого теста

7. Рисование по мокрому «Цветок»

8. Аппликация из ниток «Цветы»

9. «Цветок» - изготовление цветов из гипса

10. «Букет» - изготовление цветов из гофрированной бумаги

3-я

«Речные, озерные и аквариумные рыбы»

1. Пальчиковая игра «Рыбки озорницы»

2. Изготовление рыбок на прищепках

3. Выполни штриховку

4. Дорисуй половинку

5. Продолжи ряд

6. Пальчиковая игра «Рыбка озорница»

7. «Рыбка» - аппликация мозаичным методом

8. «Рыбка» украшение заготовки рыбки пайетками

9. Коллективная работа «Аквариум» -  с эффектом объемных фигур

10. «Рыбка» - лепка рыбок из соленого теста

4-я

«Наш город»

1. Пальчиковая игра

2. Пальчиковая игра «Город»

3. Самомассаж подушечек пальцев «Город»

4. Раскрась картинки в соответствии с представлениями

5. Раскрась в соответствии с представлениями

6. «Красив родной наш город» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

7. Дорисуй половинку дома

8. Продолжи ряд

9. Выкладывание моста геометрическими фигурами

10. Коллективная работа «Город». Изготовление макета города из бросового материала (бумажных коробок)

Апрель

1-я

«Весенние сельскохозяйственные работы»

1. Пальчиковая игра «Свети нам солнышко»

2. «Горошки» - упражнение с горохом

3. «Девочка» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только девочку с лопатой

4. Выполни штриховку

5. Продолжи ряд

6. Выкладывание из счетных палочек лопаты

7. Дорисуй половинку

8. «Работа в огороде» - раскрашивание в соответствии с представлениями

9. Пальчиковая игра «Труд людей весной»

10. Шнуровка «Грузовик»

2-я

«Космос»

1. Пальчиковая игра «Космос»

2. «Солнце – яркая звезда» - пальчиковая игра

3. Раскрашивание в соответствии с представлениями

4. «Ракета» - найти и раскрасить только ракету

5. Выполни штриховку

6. Дорисуй половинку

7. Продолжи ряд

8. Выкладывание ракеты из геометрических фигур

9.  Изготовление ракеты из бросового материала (коробок)

10. «Космическая фантазия» - рисование восковыми мелками

3-я

«Откуда хлеб пришел?»

1. Пальчиковая игра «Хлеб ржаной»

2. Пальчиковая игра «Дождик, дождик, поливай»

3. Упражнение с зерном «Хлеб ржаной». Перекладывание зерна на ударный слог

4. Лепка из соленого теста

5.  Упражнение со счетными палочками «В булочной»

6. Пальчиковое упражнение «Пирог»

7. Продолжи ряд

8. Ласковый массаж «Уж ты хлебушко родись»

9. Рисование зерном

10. Дорисуй половинку

4-я

«Почта»

1. Пальчиковое упражнение «Кто стучится в дверь ко мне»

2. Пальчиковая игра «Почтальон»

3. Упражнение узловка «Что приносит почтальон»

4. Дорисуй половинку»

5. Лепка из соленого теста «ПОЧТА» (лепка букв)

6. Рисование почтовыми печатями (заполнение изображения печатными оттисками»

7. Конструирование из бумаги «Конверт»

8. Рисование «Нарисуй открытку другу»

9. Массаж «Почтальон приходит в дом»

10. Аппликация «Праздничное приглашение»

Май

1-я

«Правила дорожного движения»

1. Пальчиковая игра «Правила дорожного движения»

2. «Если свет зажегся красный» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3. Соединение одноименных пальцев «Марки машин»

4. Массаж фаланг пальцев

5. Пальчиковое упражнение с пробками «Вышли пальчики гулять»

6. Раскрась в соответствии с представлениями

7. Выполни штриховку

8. Продолжи ряд

9. Обводка по контуру «Светофор»

10. «Машина» - изготовление машин из бросового материала (коробок)

2-я

«Лето, насекомые»

1. Пальчиковая игра «Лето»

2. Пальчиковая игра «За весной приходит лето»

3. Пальчиковая игра «Насекомые и пауки»

4. Упражнение с сотами пельменницы «Пчелы»

5. «Веселые насекомые» - изготовление насекомых на прищепках

6.Выкладывание насекомых из геометрических фигур

7. «Насекомые» - раскрашивание в соответствии с представлениями

8. «Бабочка» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только бабочку

9. Выполни штриховку «Бабочка»

10. Продолжи ряд

3-я

«Лето, полевые цветы»

1. Прижимающий массаж «Цветы»

2. Пальчиковая игра «Колокольчик звонкий»

3. Самомассаж «В поле мы гулять пойдем»

4. Продолжи ряд

5. «Цветок» - выбрать из наложенных изображений и закрасить только цветок

6. Изготовление цветов из комочков цветной бумаги

7. Лепка цветов из соленого теста

8. Изготовление цветов из гипса

9. Коллективная работа «Ваза с цветами» - из гипсовых заготовок

10. Выполни штриховку

4-я

Обследование