"Мой город - мне дорог"

Кучер Мария Ивановна

             Наш город - Бугуруслан.          

                                  

 

Милый город в сиреной дымке

От низины взбежал по холмам.

Переулки, дома и тропинки-

Всё знакомо и дорого нам.

 

 

 

Прошлое города.

                                                                

                                                                 

                                                                  

 

                                                       

                                               

                                         

 

                                   Достопремечательности города.

                                  

                       

                                                      

                                       

                                             

 

                                                  

 

Город глазами детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«МОЙ ГОРОД – МНЕ ДОРОГ»

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка…………………………..

3

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы…………...

3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы…………...

4

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………….........

4

1.4.

Возраст детей, на которых рассчитана программа…...........................

6

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы…………………………………………...

8

1.6.

Формы подведения итогов……………………………………………..

9

II.

Содержательный раздел……………………………………………...

10

2.1.

Тематическое планирование образовательной деятельности………..

10

2.2.

Особенности образовательной работы по программе………………..

16

2.3.

Содержание образовательной работы по программе….……………..

18

III.

Организационный раздел…………………………………………….

20

3.1.

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы…

20

3.2.

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………...

20

3.3.

Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы……………………………………………………………….

20

3.4.

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………….

21

3.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…...

22

IV.

Дополнительный раздел……………………………………………...

24

4.1.

Мульти-медийная презентация парциальной образовательной программы……………………………………………………………….

24

V.

Литература……………………………………………………………..

25

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Выбор темы программы «Мой город – мне дорог» обусловлен тем, что Бугуруслан – многонациональный город, в котором родились и растут наши дети. Это их малая родина, и мы с детства приучаем их любить свой город, развиваем чувство толерантности к людям разных национальностей.

Бугуруслан окружен лесами и озерами, невысокими горами. Их красоту воспел в своих произведениях писатель, наш земляк С.Т. Аксаков. Обращая внимание детей на красоту окружающей природы родного края, воспитываем у них любознательность, познавательную активность.

Местные обычаи и традиции: ежегодное проведение Дня города, Дня музея, выставки народно-прикладного творчества наших земляков явились для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к людям труда, развитие интереса к разным сторонам жизни родного города.

Сегодня нет достаточно пособий, которые помогали бы взрослым вместе с ребенком изучать культуру своего города, поселка, края, прогуливаясь по его исторической части или, что намного важнее, в пределах микрорайона, где живет семья.

Проведенный опрос среди родителей (87%) выявил потребность воспитания в детях чувства гражданственности, гордости за свое отечество.

Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Программа «Мой город – мне дорог» углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» задачами освоения национально-регионального компонента, ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Бугуруслана.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель программы: Становление у старших дошкольников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Бугуруслана.

Задачи программы:

  1. Формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  2. Развивать интерес к народным промыслам, традициям.
  3. Формировать представление о малой родине, о стране, в которой мы живем – Россия, бережное отношение к природе родного края, ко всему живому.
  4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Бугуруслана.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа опирается на следующие принципы:

  • Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  • Скоординированная, целенаправленная работа всех участников образовательного процесса (педагог - ребенок - семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого - к далекому, от малого - к великому (я - моя семья - мой край - моя страна).
  • Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Основополагающими в программе стали следующие подходы:

1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

2. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

4. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.

Старший дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Ребенок 5-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно означает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте дети начинают предъявлять требования, которые раньше предъявлялись взрослыми, они могут доводить до конца малопривлекательную работу, так как дети уже осознают общепринятые нормы и правила поведения и обязанность их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдения им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным  представлениям. В этом возрасте превалируют тенденция бережного отношения ко всему живому. Также формируются система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствие с гендерной принадлежностью, прогнозируют  возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми разного пола, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием  принимают роли достойных  мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.

Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где был, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов родного края. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить, развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, прочувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем, приобрести необходимый личный опыт.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающим интересом к природе и культуре родного края. Дошкольников привлекает самобытность культуры города, в котором они живут. Все устойчивей формируется гражданская позиция маленького гражданина, его желание быть сопричастным судьбе родного города, земляков. Все это, в конечном итоге, будет формировать гражданскую позицию взрослого горожанина. От того, насколько прочна его связь с малой родиной в детстве во многом зависит его отношение к ней в будущем. Кроме того  нельзя не отметить, что у старших дошкольников велик интерес к печатному слову. Программа призвана развить данный интерес, приобщая воспитанника к литературным произведениям земляков.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы

Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих  качеств:

Интеллектуальные:

  • имеет представление о культуре, традициях, промыслах Бугуруслана, о замечательных людях прославивших родной край;
  • владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);
  • знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;
  • интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем.

Физические:

  • отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе Бугуруслане в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
  • участвует в событиях, жизни детского сада, города;
  • ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).

Личностные:

  • любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
  • проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;
  •  выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;
  • эмоционально отзывается на красоту родного края.
  1. Формы подведения итогов
  • КВН;
  • Что? Где? Когда?;
  • Выставка рисунков;
  • Конкурс чтецов;
  • Книга памяти;
  • Генеалогическое древо моей семьи.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Комплексно-тематическое планирование по программе

5-6 лет

Месяц

№ занятия

Тема

Развернутое содержание

Сентябрь

1

Беседа

День города

Закрепить знания детей о городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Развивать желание принимать участие в жизни города.

2

Беседа

История возникновения города

Познакомить с историей возникновения  города: его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города.

3

  Целенаправленная прогулка по микрорайону                                                

Дом, в котором я живу

Учить детей правильно называть свой адрес: город, улицу, номер дома. Развивать у детей ориентировку в пространстве.

4

Беседа

Знакомство с дорожными знаками на улицах

Закрепить знания детей о дорожных знаках, полученных в средней группе. Учить детей правильно называть знаки и их назначение. Воспитывать в детях культурного пешехода и пассажира

Октябрь

1

Беседа

Бугуруслан – город нефтяников

Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт и др.). Познакомить детей с трудом нефтяника. Воспитывать чувство уважения к труду людей.

2

Экскурсия в городской музей

Герб родного города

Познакомить детей с символикой города. История происхождения герба, его видоизменения.

3

Беседа. (работа в творческой мастерской)

Микрорайон, в котором  мы живем

Учить детей называть улицы родного города, называть номер дома. Учить детей рисовать схему маршрута от дома до детского сада. Закреплять знания о правилах дорожного движения.

4

Экскурсия по улицам города

Памятники родного города людям, прославивших город и страну

Познакомить детей с памятниками города (старинные дома, аллея славы, вечный огонь и др.)

Ноябрь

1

Игра - путешествие

Улицы родного города

Учить называть детей главные улицы города. Обращать внимание детей на учреждения, расположенные на этих улицах и их назначение.

2

Викторина

Моя малая родина

Уточнить знания о родном городе. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к  малой родине.

3

Развлечение

Осенины

Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Дать представление о неразрывной связи человека и природы.

4

Экскурсия по городу

Продолжить знакомить детей с городом (старые улички города и новостройки, маленькие мостики и главный мост через реку Кинель)

Декабрь

1

Составление рассказов об истории города по названия улиц

Учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов. Учить использовать иллюстрации, фотографии, картины местных художников для украшения рассказа. Воспитывать чувство красоты.

2

Игра - путешествие

По тихим улицам города.

Составление макета микрорайона

Продолжать закреплять знания названия улиц.

Учить детей составлять макет микрорайона. Воспитывать  умение трудиться сообща, гордиться своим результатом.

3

Экскурсия

Аллея славы

Познакомить детей с аллеей Славы. Рассказать историю погибших героев –афганцев. Воспитывать у детей желание защищать свой город, свою страну

4

Работа в творческой мастерской

Люди, прославившие город

Продолжать знакомить детей с людьми труда. Обратить внимание детей  на «Доску почета». Предложить детям подготовить подарки для ветеранов труда.

Январь

1

Развлечение

Рождественские посиделки

Знакомить детей с  историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождество.

2

Игра - путешествие

«Узнай, где я нахожусь» закрепление знаний достопримечательностях города

Продолжать закреплять знания о достопримечательностях города. Вызывать стремление узнать больше об истории строений.

3

Экскурсия в краеведческий музей

«Что такое музей»

Познакомить детей с краеведческим музеем города. Учить правилам поведения в музее, культуре общения.

4

Беседа о том, как вести себя на улицах города

Уточнить и закрепить знания детей о названиях близлежащих улиц, правилах поведения на улице, правилах дорожного движения.

Февраль

1

Беседа о защитниках Отечества

Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать страну, охраняя ее покой. Знакомить с разными родами войск.

2

Рассказ о народных традициях, обычаях и праздниках

Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях.

3

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Учить детей ориентироваться на местности,  называть строения. Обращать внимание на правила поведения на улицах города.

4

Музыкально-литературная композиция

Недаром помнит вся Россия

Продолжить расширять представления о российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Март

1

Беседа

Встреча с прекрасным» (картины, рассказы о родном городе)

Организовать встречу с людьми искусства (местные художники, писатели).

2

Работа в творческой мастерской

«Золотая хохлома»

Расширять представления о народно-прикладном искусстве. Познакомить детей с хохломской росписью (БЗР г. Бугуруслана).

3

Целевая прогулка по  микрорайону – работа по благоустройству улиц

Предложить детям поучаствовать в посадке деревьев возле детского сада. Дать детям знания о богатствах нашей родины. Воспитывать стремление их беречь и преумножать.

4

Развлечение

Красная горка

Познакомить с традициями гуляний на пасхальной неделе. Воспитывать интерес к традициям своей страны.

Апрель

1

Беседа. Работа в творческой мастерской.

Знакомство с героями Великой Отечественной войны. Рассматривание альбомов

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Привлекать детей к составлению альбомов «Ваши имена останутся в нашей памяти»

2

Беседа о правилах дорожного движения

Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение.

3

Беседа о людях, прошедших дорогами войны.

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

4

«Они прославили наш город» Конкурс рисунков.

Учить детей передавать в рисунке солдат Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за нашу  непобедимую страну.

Май

1

«Вечная память» Встреча с ветеранами войны.

Воспитывать уважение, гордость  к солдатам Великой Отечественной войны, воинам Афганистана.

2

Рассказы о детях – героях войны. Чтение художественной литературы

Учить детей находить решения в трудных ситуациях, помогать друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить детей слушать произведения о детях- героях. Воспитывать у детей любви к художественной литературе.

3

Викторина «Что ты можешь рассказать нам о городе своем?»

Закрепить знания детей о городе, достопримечательностях. Учить детей работать командой, развивать творчество, смекалку, умение  прийти на помощь своему товарищу.

4

Развлечение

Закрепление знаний о правилах дорожного движения

Формировать у детей обобщенные представления о дорогах города, транспорте, дорожных знаках.

6-7 лет

Месяц

№ занятия

Тема

Развернутое содержание

Сентябрь

1

Развлечение

Праздник родного города

Закрепить знания детей о городе, полученные в старшей группе: название города, основные достопримечательности

2

Работа в творческой мастерской

Символика г. Бугуруслана

Расширять представления о государственных праздниках; вызывать интерес к истории своего города

3

Беседа

Дом, в котором я живу

Учить детей правильно называть свой адрес: город, улицу, номер дома, профессию своих родителей, детский сад.  Развивать у детей ориентировку в пространстве.

4

Целевая прогулка

Транспорт на улицах города

Систематизировать знания детей о транспорте: воздушный, земной (легковой, грузовой). Знакомить детей с трудом дорожных строителей. Воспитывать у детей чувство уважения к труду взрослых.

Октябрь

1

Беседа

История родного города

Познакомить с историей возникновения  города: его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города.

2

Беседа

Город труженик

Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт и др.). Познакомить детей с людьми разных профессий: нефтяник, электрик, строитель и др. Воспитывать чувство уважения к труду людей.

3

Беседа. Проектная деятельность

России малый уголок

Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада, микрорайона. Воспитывать бережное отношение к природе.

4

Экскурсия по улицам города

Памятники родного города.

Учить детей называть памятники города, их месторасположение. Воспитывать чувство достоинства и гордости за свой город

Ноябрь

1

Развлечение

День народного единства

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызывать интерес к истории своего города, страны.

2

Беседа

Бугуруслан – малая родина

Закрепить знания о некоторых моментах из истории города. Познакомить с отдельными событиями, повлиявшими на дальнейшее развитие города

3

Экскурсия по улицам микрорайона

Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. Активизировать интерес.

4

Беседа

Наша дружная семья

Продолжать формировать у детей представление о мире семьи. Способствовать развитию терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Декабрь

1

Составление рассказов об истории города по названия улиц

Учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов. Учить использовать иллюстрации, фотографии, картины местных художников для украшения рассказа. Воспитывать чувство красоты.

2

Игры -забавы

Моя семья – ее традиции, обычаи.

Расширять представления о людях разных национальностей.

Формировать положительное отношение к людям другой национальности.

3

Работа в творческой мастерской

Знакомство с государственной символикой.

Учить детей находить и показывать герб и флаг РФ, своего города. Закрепить знания детей в рисунках. Учить правильно передавать цвета флага. Воспитывать в детях желание проявить творчество.

4

Беседа

Черное золото наших полей

Познакомить детей с трудом нефтяника. Воспитывать чувство уважения к труду людей.

Январь

1

Развлечение

Пришла коляда накануне Рождества

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа святочных гаданиях. Пение песенок.

2

Беседа

Бугуруслан – многонациональный город

Расширять представления о людях разных национальностей. Формировать толерантное отношение к людям другой национальности.

3

Целевая прогулка

Достопримечательности города

Продолжать закреплять знания о достопримечательностях города. Вызывать стремление узнать больше об истории строений.

4

 Экскурсия в школьный музей боевой славы (МОУ СОШ №3)

Организовать с детьми экскурсию в школьный музей боевой славы.

Февраль

1

Беседа о защитниках Отечества

Знакомить с разными родами войск. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми; в девочках уважения к  будущим защитникам Отечества

2

Развлечение

Народные традиции, обычаи и праздники

Продолжать знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях.

3

Целевая прогулка по близлежащим улицам

Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение.

4

Работа в творческой мастерской

Как в старину к зиме готовились

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов и т.д., хранением и размещением заготовок в русской избе.

Март

1

Целевая прогулка по  микрорайону – работа по благоустройству улиц

Предложить детям поучаствовать в посадке деревьев возле детского сада. Дать детям знания о богатствах нашей родины. Воспитывать стремление их беречь и преумножать.

2

Викторина

Береза - символ России

Создать в воображении детей образ Родины. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Продолжать учить бережному отношению к природе.

3

Литературный вечер

Город Бугуруслан в стихах, рассказах и картинах

Организовать встречу с людьми искусства (местные художники, писатели)

4

Беседа «Что расскажет этот предмет о себе?» (фронтовые ордена, медали, пилотка бойца и др.)

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны. Учить детей использовать свои знания и умения для выполнения заданий.

Апрель  

1

Рассматривание альбомов, иллюстраций о Великой Отечественной войне

Привлекать детей к составлению альбомов «Ваши имена останутся в нашей памяти»

2

Беседа о правилах дорожного движения

Систематизировать знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение.

3

Работа в творческой мастерской

Дело мастера боится

Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Изготовить «писанки» (расписные яйца)

4

Конкурс рисунков

Организовать конкурс рисунков на тему «Этих дней не смолкнет слава»

Май

1

«Вечная память» Встреча с ветеранами войны.

Подготовить с детьми концерт и подарки для ветеранов войны.

2

Рассказы о детях –героях войны. Чтение художественной литературы

Учить детей находить решения в трудных ситуациях, помогать друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить детей слушать произведения о детях- героях. Воспитывать у детей любви к художественной литературе.

3

Экскурсия

«Милый сердцу городок»

Закрепить знания детей о городе, достопримечательностях. Учить детей работать командой, развивать творчество, смекалку, умение  прийти на помощь своему товарищу.

4

Викторина «Эта улица моя»

Формировать у детей обобщенные представления о дорогах города, транспорте, дорожных знаках.

2.2. Особенности организации образовательной работы по программе

Формы образовательной деятельности

Для детей 5-6 лет

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- Наблюдения за трудом младшего воспитателя, дорожных строителей и др.

-Рассматривание альбомов «Мой город», «Моя семья», «Наши праздники»

-Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Школа»

-Конструирование «Строим дом», «Наведение переправы»

-Рисование «Мой папа», «День победы», «Улицы города» и др.

-Чтение стихов А.Шиперова,

-Составление альбома «Моя семья»

- Экскурсия в администрацию

города

-Интегрированная образовательная деятельность «Чем пахнут улицы города», «Кто построил дом»

-Экскурсии в городской парк, к Вечному огню

-Посещение детской библиотеки, музея боевой славы в МОУ СОШ №3,

-Разучивание песен «То березка, то рябина», «Осень в лесу»

-Дидактическая игра «Где это находится», «Птицы и звери нашего региона», «С какого дерева лист»

- Народные игры: «Царь – картошка», «Уля – весела»

-Встреча с писателями, В.Ливановским, С.Шиперовым; художниками П.Мелиховым и И.Мелиховой

-Изготовление украшений для своих близких

-Дидактическая игра «Что растет на ветке», «Дорожные знаки»

-Рассматривание иллюстраций, альбома «Моя семья»,

«Исторические места города Бугуруслана»»

-Самостоятельная изобразительная деятельность

-Экскурсия в городской парк

-Прогулки по аллеям

-Праздники и развлечения «Осенины», «Внимание – дорога!»

-Выставка поделок народно-прикладного искусства

-Пошив национальных костюмов для кукол

- Сбор национальной домашней утвари

Для детей 6-7 лет

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- Наблюдения за трудом электрика, работника патрульной службы, дворника и др.

-Рассматривание альбомов «Мой город», «Моя семья», «Наши праздники»

- Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Школа»

-Создание макета микрорайона, «Город будущего»

-Рисование «Наш город во все времена года», «День города».

-Чтение стихов А.Шиперова,, А.Левановского, «Кинельская чаша»

-Составление альбома «Моя семья», «Праздники города», «Город детства»

- Экскурсия в администрацию города

-Интегрированная образовательная деятельность

-Экскурсии к Вечному огню, аллею Славы

-Посещение детской библиотеки, музея боевой славы в МОУ СОШ №3,

-Разучивание песен «Березонька», «С чего начинается Родина»

-Дидактическая игра «Где я нахожусь», «Дорожный знаки», «Что нужно для работы…»

Разучивание народных игр «Вышел Ваня погулять», «Солнце – ярило»

-Изготовление национальных костюмов и атрибутов для национальных игр

-Знакомство с творчеством писателя В.Ливановского, С.Шиперова

-Выставка «Мы живем в России»

- Встреча с художником П.Мелиховым

-Изготовление украшений для своих близких

-Дидактическая игра «Лото», «Дорожная азбука»

-Рассматривание иллюстраций, альбома «Моя семья», «Улицы города»

-Самостоятельная изобразительная деятельность

-Экскурсия в городской парк с фонтаном, БЗР, администрацию города

-Прогулки по аллеям

-Праздники и развлечения

«Осенины», «Венок дружбы»

- Выставка «Дары земли русской»

-Пошив национальных костюмов для кукол.

-Сбор национальных инструментов, домашней утвари

-Проектная деятельность

 «Что мы Родиной зовем», «Этих дней не смолкнет слава»


2.3. Содержание образовательной работы по программе

Дополнение задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

5-6 лет:

  1. Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, его достопримечательностям.
  2. Приобщать детей к народным традициям и обычаям родного города Бугуруслана.
  3. Способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
  4. Развивать интерес к народно-прикладному искусству, уважительному отношению к людям труда.

6-7 лет:

  1. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, гимн)
  2. Расширить знания детей о достопримечательностях города Бугуруслана, его прошлого и настоящего.
  3. Содействовать проявлению гражданственности, чувства гордости за людей труда, участников войн.
  4. Побуждать детей принимать участие в культурных мероприятиях города совместно с родителями.

Интеграция образовательных областей

5-6 лет:

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Познавательное развитие

Закреплять знания о правилах безопасности дорожного движения на улицах города и микрорайона. Учить бережному отношению к окружающей природе, всему живому.

Расширять  знания детей о труде взрослых. Развивать интерес к труду, умение проявить свои способности при посадке саженцев деревьев.

Речевое развитие

Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в городе Бугуруслане. Побуждать детей активно использовать в речи слова национального фольклора.

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать интерес к художественным произведениям местных поэтов (С. Шиперов, В. Левановский, С.Т. Аксаков и художников (П. Мелихов, И. Мелихова).

Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческих способностей. Учить детей использовать народные росписи в изобразительной деятельности

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с народными песнями, попевками. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению потешек, пословиц, загадок.

Физическое развитие

Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные народные игры со сверстниками и малышами.

6-7 лет:

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Познавательное развитие

Закреплять знания о правилах безопасности дорожного движения на улицах  города и микрорайона.

Закреплять знания детей о труде взрослых.

Воспитывать уважение к людям труда и быть готовыми прийти на помощь. Принимать участие в посадке саженцев деревьев на территории детского сада.

Речевое развитие

Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в городе Бугуруслане. Побуждать детей активно использовать в речи слова национального фольклора.

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать интерес к художественным произведениям местных поэтов и писателей, (С. Шиперов, В. Левановский, С.Т. Аксаков), художников П. Мелиховым и И. Мелиховой

Воспитывать интерес к народному творчеству, способствовать раскрытию творческих способностей.

Видеть красоту родного края на примере художественных полотен И. Мелиховой и П. Мелихова.

Приобщать детей к изготовлению предметов народного промысла.

Развивать стремление детей к познанию народных песен, частушек. Проявлять свое творчество и эмоции.

Физическое развитие

Совершенствовать умения детей самостоятельно организовывать народные игры, хороводы со сверстниками и малышами.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.

Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края

3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

  • учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература;
  • материалы для работы: образцы; схемы; шаблоны, трафареты; альбомы, фотографии лучших работ;
  • перспективные тематические планы;
  • конспекты занятий;
  • фонотека.

3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы

Программно-методическое обеспечение для детей 5-6 лет

Название пособий

Ключевое положение

Альтов В.Г. Бугуруслан. – Челябинск: Юж.-Урал.: Кн.изд-во, 1990

Изучение прошлого и настоящего города, наиболее интересных событий.

 Знание о людях, чьи ратные и трудовые подвиги навеки вписаны в славную летопись Бугуруслана.

В.А.Крылов, А.Я. Устинов и др. Бугуруслан в годы войны. Бугуруслан, 1997

Воспитание любви к Родине, защитникам Отечества, знание истории и богатейших традиций Отечества

 И.В.Малахов. Бугуруслан. Челябинск., Юж.-Урал.: Кн.изд – во, 1976

Ознакомление с развитием Бугуруслана на современном этапе.

Сборник. Юные бугурусланцы в войне. Бугуруслан, 2010

Воспитание патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за своих земляков, отдавших жизнь за победу.

Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980

 Научить детей национальным подвижным играм и хороводам

Программно-методическое обеспечение для детей 6-7 лет

Название пособий

Ключевое положение

Альтов В.Г. Бугуруслан. – Челябинск: Юж.-Урал.: Кн.изд-во, 1990

 Изучение прошлого и настоящего города, о наиболее интересных событиях, о людях, чьи ратные и трудовые подвиги навеки вписаны в славную летопись Бугуруслана

В.А.Крылов, А.Я. Устинов и др. Бугуруслан в годы войны. Бугуруслан, 1997

Воспитание любви к Родине, защитникам Отечества, знание истории и богатейших традиций Отечества

 И.В.Малахов. Бугуруслан. Челябинск., Юж.-Урал.: Кн.изд – во, 1976

Ознакомление с развитием Бугуруслана на современном этапе.

Сборник. Юные бугурусланцы в войне. Бугуруслан, 2010

Воспитание патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за своих земляков, отдавших жизнь за победу.

Сборник народных игр. – М.: детская литература, 1980

Научить детей национальными подвижным играм и хороводами

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Реализация программы «Мой город – мне дорог», осуществляется в

  • ОД;
  • в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • совместной деятельности с семьей.

ОД проводится воспитателем 1раз в неделю в 1-ю половину дня – 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной. Также программа реализуется:

  • в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов ежедневно по15 мин.во 2-ю половину дня;
  • самостоятельной деятельности детей ежедневно 10 мин. В утренний отрезок времени (рассматривание альбомов, фотографий, журналов);
  • совместной деятельности с семьей – 30 мин. 1 раз в месяц с привлечением родителей к участию в музыкальных праздниках и развлечениях, выставках, проектной деятельности, экскурсиях по историческим местам города Бугуруслана.

Общая недельная нагрузка программы « Мой город – мне дорог » равна 175 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В старшей группе (5-6 лет) выделено место под уголок «Юный бугурусланец» где расположены:

  • государственная символика (герб, флаг России; герб города Бугуруслана);
  • оформлены альбомы «Достопримечательности города Бугуруслана», «Моя семья»;
  • подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства;
  • подобраны игры народов, проживающих в данной местности;
  • картотека дидактических игр «Где это растет?», «Где это находится?», «Осторожно дорога!»
  • для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.);
  • для проведения национальных праздников и развлечений подобраны национальные костюмы и атрибуты обихода;
  • для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
  • куклы в русских национальных костюмах;
  • национальные костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения праздников и развлечений;
  • альбом «Мы путешествуем по городу Бугуруслану»;
  • изделия народного промысла;
  • для детского творчества подготовлена глина, бумага( копировальная, картон, цветная и др.).
  • художественная литература – произведения местных авторов: В. Левановского, С. Шиперова, С.Т. Аксакова.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) создан уголок «Юный патриот», в котором находятся:

  • государственная символика (герб, флаг и гимн России; флаг города Бугуруслана), материал для прослушивания (национальная музыка и песни);
  • дидактические игры «Загадки природы », «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»;
  • для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей; костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
  • для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.);
  • собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей;
  • художественная литература – произведения местных поэтов: В. Левановского, С. Шиперова, С.Т. Аксакова, художников: И. и П. Мелиховых;
  • привлекают внимание альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Бугуруслана», «Древо семьи » «Песни нашего города », «Праздники », «Национальные костюмы нашего города»;
  • Оформлена выставка «Улицы моего города»
  • разработан совместный с родителями проект «Этих дней не смолкнет слава».

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Мультимедийная презентация программы представлена на сайте ДОУ.

Программа «Мой город – мне дорог» рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» задачами освоения национально-регионального компонента, ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Бугуруслана.

Цель программы: 

Становление у старших дошкольников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Бугуруслана.

Задачи программы:

1.        Формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.

2.        Развивать интерес к народным промыслам, традициям.

3.        Формировать представление о малой родине, о стране, в которой мы живем – Россия, бережное отношение к природе родного края, ко всему живому.

4.        Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Бугуруслана.

Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих  качеств:

Интеллектуальные:

  • имеет представление о культуре, традициях, промыслах Бугуруслана, о замечательных людях прославивших родной край;
  • владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);
  • знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;
  • интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем.

Физические:

  • отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе Бугуруслане в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
  • участвует в событиях, жизни детского сада, города;
  • ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).

Личностные:

  • любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
  • проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;
  •  выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;
  • эмоционально отзывается на красоту родного края.
  1. Формы подведения итогов
  • КВН;
  • Что? Где? Когда?;
  • Выставка рисунков;
  • Конкурс чтецов;
  • Книга памяти;
  • Генеалогическое древо моей семьи.


V. ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2005.
  2. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
  6. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб., «Детство – Пресс», 1999.
  7. Князева О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детство – Пресс», 1998.
  8. Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2003

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Знакомство

с творчеством художника г. Бугуруслана

 Соловьевым А.Г.»

 

.

                                                                                                       

                                                                     

Тема ОД: «Знакомство с творчеством художника г. Бугуруслана Соловьевым А.Г.»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Методы и приемы:

1.Создание проблемной ситуации

2. Сообщение о художнике, подготовленное ребенком

3.Просмотр слайдов картин с использованием ИКТ

4.Рассматривание и беседа по картине «Русская зима».

5. Игровой: физминутка.

6.Этюд

7. Словесный: чтение стихотворения

8.Рисование зимнего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования

9.Выставка картин

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкальная.

 Цель:

Познакомить детей с картинами бугурусланского художника Соловьева А.Г.

Задачи воспитания: воспитывать любовь к искусству, природе родного края.

Задачи развития: развивать эстетическое восприятие, кругозор детей; развивать умение строить художественный замысел.

Задачи образования: формировать представления о пейзаже как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности; учить детей понимать красоту природы, чувствовать настроение картины, закреплять навыки и умения в использовании нетрадиционной технике рисования.

Планируемые результаты: знать жанры изобразительного искусства, названия картин и имена художников, самостоятельно выполнять рисунок, оценивать и анализировать рисунки сверстников.

Оборудование: слайды с портретом художника и его работами, музыка Чайковского «Времена года», мольберты, листы белой бумаги, простой карандаш, краски, кисти, свечи, ватные палочки, поролон, трубочки для выдувания.

Предварительная работа: посещение выставочного зала, рассматривание альбома «Художники Бугуруслана», беседа о профессии художника, детский проект о художниках г. Бугуруслана, разучивание стихотворения.

Взаимодействие с родителями: проектная деятельность «Художники Бугуруслана»

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, я вам давала задание - посетить вместе с родителями выставочный зал художников нашего города.

- Кто посетил?

-На каком транспорте вы добирались?

-В какой части города находится выставочный зал? (северная часть города)

-Как называется улица, на которой         он расположен? (ул. Коммунистическая)

- Выставку какого художника вы посетили?

-Понравилось ли вам?

-Каких бугурусланских художников вы знаете?

-Ребята, так как вы не все посетили выставочный зал, то я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию.

Воспитатель: Ребята, Маша подготовила небольшое сообщение о художнике нашего города. Пожалуйста, Маша!

 Ребенок рассказывает о художнике Соловьеве А.Г.- идет показ слайда - портрет художника. Приложение №1

Соловьев Александр Георгиевич родился в г. Бугуруслане в 1953г. Здесь он провел свое детство и юность. Художник получил прекрасное образование: вначале он учился в Бугурусланском педучилище, затем в Московском пединституте на художественно-графическом отделении.

Александр Георгиевич является участником многих выставок. Долгое время он возглавлял Клуб художников Бугуруслана. И вот уже 20 лет как является членом Союза художников России. Ведущим жанром в его творчестве является пейзаж.

Воспитатель: Ребята. Посмотрите на его работы.

 Показ слайда «Цветущий май». Приложение№2

-Что изобразил художник на этой картине?

-Как бы вы назвали эту картину?

 Показ слайда «Красная поляна». Приложение №3

Воспитатель: Что изображено на этой картине?

Показ слайда «Зимний вечер». Приложение

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

-Ребята, к какому жанру относятся эти произведения? (пейзаж)

-Что такое пейзаж?

-Какие жанры вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт)

-Что за профессия-художник?

-Важна ли эта профессия?

-Что для этого нужно уметь?

Воспитатель: Молодцы, ребята, но прежде чем мы познакомимся со следующей картиной и рассмотрим ее, мы немного отдохнем.

Проводится физминутка:

Наш художник потянулся

Раз-нагнулся, два-нагнулся

Руки в стороны развел-

Кисть он видно не нашел.

Чтобы кисточку достать-

На носочки нужно встать.

Показ слайда «Русская зима». Приложение №5

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту картину.

-О чем эта картина?

-Как бы вы ее назвали?

-Какое настроение она у вас вызывает?

-Какое время года запечатлел художник?

-Что изображено на переднем плане картины?

-Что изображено на заднем плане?

-Ребята, обратите внимание, как Александр Георгиевич мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега. В своей картине он показывает, как прекрасна русская природа, свою любовь к родному краю.

-Как вы думаете, какая музыка подошла бы к этой картине? (тихая, спокойная, лирическая)

 Под музыкальное сопровождение выполняется этюд:

«Художник зиму рисовал

Про солнце он не забывал.

Снежинки кружатся, летят.

На землю падать не хотят»

Воспитатель: Сейчас Макар прочтет отрывок из стихотворения бугурусланского поэта А. Шиперова и скажете мне, подходит оно к этой картине.

 «Зимою солнце ходит ниже-

Недолог взгляд из-под бровей.

И ледяные бусы ниже-

Мороз на ниточках ветвей.

-Подходит или нет?

-Почему вы так думаете? (оно о зиме)

Воспитатель: Дети, у этого стихотворения есть название «Лирическое». Что это значит?

-Правильно, лирика - это чувство, настроение.

-Ребята, с работами какого художника мы познакомились?

-Кто хочет стать художником?

Воспитатель: - А хотите сегодня побыть художниками и нарисовать свой зимний пейзаж? Тогда я предоставляю эту возможность и предлагаю вам самим выбрать то, чем будете рисовать зимний пейзаж. Займите, пожалуйста, рабочие места и выберите себе материал и технику выполнения рисунка. (Дети выбирают предложенные им материалы: мольберты, свечи, простой карандаш, краски, кисти, ватные палочки, поролон, трубочки для выдувания.)

Воспитатель: - Прежде, чем приступить к работе вспомним несколько правил:

 Какие правила безопасности вы знаете?

 (Аккуратность в работе с кистью и красками, бережное отношение к вещам и т. д.)

Воспитатель: А, теперь подготовим наши пальчики и руки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

-Мы художников узнали

И про них все рассказали.

Вот пейзаж!

Вот натюрморт!

Вот портрет!

Искусство-ВО!

Звучит музыка Чайковского «Времена года» (декабрь, январь, февраль) и дети самостоятельно выполняют свои работы.

По окончанию рассматриваем рисунки и делаем анализ.

Воспитатель: - Какое название можно дать этому пейзажу?

-Чем интересна эта работа?

-Какое настроение передано в рисунке?

-Какой пейзаж понравился больше и почему?

Что в работе вызвало затруднения?

С кем дома поделитесь своими впечатлениями от занятия?

Оформление выставки «Вернисаж»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цветущий май

Слайд 3

«Сочи Красная поляна»

Слайд 4

«Дом музей им. С.Т.Аксаква

Слайд 5

«Букет для А.С.Пушкина»

Слайд 6

«Зимний вечер»

Слайд 7

Русская зима