Для вас родители!

Дерюга Наталия Вячеславовна

 

Я собрала консультации по музыкальному воспитанию, советы, правила поведения на праздниках для родителей дошкольников. На мой взгляд очень полезные и оформлены замечательно.

Уважаемые родители! Известные учёные, писатели, педагоги давно обратили внимание на качественные особенности восприятия и мышления маленьких детей и признавали исключительное влияние детских лет на последующее развитие и твор-ческие достижения человека. Все приобретения детства...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ В ВАШЕМ ДОМЕ

 

     Современные производители игрушек предлагают широкий ассортимент товаров. Это и мягкие игрушки, и различные куклы, конструкторы и в том числе музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты. Однако, при таком богатом выборе достаточно просто ошибиться и купить ребенку ту игрушку, которая вовсе не будет развивать его музыкальные способности. И даже может свести на нет все те задатки, которыми природа наградила вашего малыша.

     Если вы все же решили купить ребенку музыкальную игрушку, то обратите внимание на то, как она звучит. Ее тембр должен быть чистым, мелодия должна воспроизводиться ритмически и интонационно верно.

     Детские музыкальные инструменты должны соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего для домашнего музицирования подходят шумовые и ударные инструменты, такие как погремушки, бубны, музыкальные молоточки, ложки и т.п. Самостоятельное исполнение ритмического рисунка знакомых мелодий с их помощью доступно и очень нравится детям.

     Помимо готовых детских музыкальных инструментов в домашних условиях совместно с детьми можно самостоятельно изготовить шумовые музыкальные инструменты. Это могут быть различных размеров жестяные баночки (например, из-под кофе), наполненные различными крупами; жесткий целлофан, с помощью которого можно извлекать большое количество шумов. Ну и, конечно же, любой предмет может стать музыкальным инструментом. Нужна только ваша фантазия!



Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для
последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.
Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.
Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.
Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.
Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.
В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.
Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.
Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.
Задачи:
Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных
способностей детей.
Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:
проявление активности и инициативы со стороны родителей;
осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.



Предварительный просмотр:

ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ

Малыш – дошкольник живет играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.
Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты
Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.
А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.
Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.
Ваш интерес к музыке, пению обязательно передастся и малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой

Поем вместе с мамой

Консультация по домашнему музицированию с детьми 2 – 4 лет
Насколько важно заниматься пением?
Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка. Позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме того, является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.
Могут ли родители помочь малышу петь чисто?
Безусловно, могут. Для этого сначала взрослый должен выучить песенку сам, пропев ее несколько раз под фонограмму. Разучивать песню можно в присутствии ребенка. Во время разучивания взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребенка так, чтобы их лица были на одной высоте. Малыш может сидеть или стоять, для уверенности можно дать в руки куклу или игрушку, взять его за руку.
Очень важно, чтобы ребенок спел чисто уже первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на одном первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше тоже очень полезно. Удобно петь на слоги: ма; му; ду; ля; та и др. После нескольких попыток ребенок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если же он не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь «тоньше» или «толще», покажите, как пел он, а затем – как надо было спеть.
Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, «кукольным» голосом, а также исполнение звукоподражаний (писк цыплят, мяуканье котят…).
Как часто надо петь с ребенком?
Петь с малышом желательно каждый день, но непродолжительное время, не утомлять ребенка. Можно проводить игры, в которых малыш поет уже разученные песенки. Особенно активно ребенок поет в том случае, когда после определенных слов песенки кукла или игрушка «выполняет» какие – либо действия. Например, появляется и убегает заика («В огороде заинька»), цыплята клюют зернышки («Цыплята»)