Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение. Методическая разработка урока по органической химии

Дзаболова Ирина Мурадична

 

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

 В своей учительской деятельности использую различные формы обучения, отдавая предпочтение дифференцированному методу обучения. И на обучающих уроках и на уроках закрепления в ход идут разноуровневые  универсальные дидактические карточки, с помощью которых можно давать задания каждому учащемуся, учитывая его уровень подготовки. (Приложение 1)

Задания по карточке.

I уровень. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.

II уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.

2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде.

III уровень. 1. Найти в своем варианте формулы алканов, дать им названия и написать их структурные формулы. Написать общую формулу их гомологического ряда.

2. Привести по 2 примера их гомологов и изомеров в структурном виде.

3.Написать уравнения реакций, характеризующих свойства алканов.

При изложении нового материала учитель постоянно обращается к ученикам, помогает им анализировать, сопоставлять и делать выводы; самостоятельно успешно усваивать новые знания. Таким образом успешно формируются регулятивные универсальные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cikloalkany_word.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Государственное бюджетное учреждение начального профессионального образования

Профессиональное училище № 78 Московской области

Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение.

Методическая разработка урока по органической химии

                                                             Автор-составитель – Дзаболова И. М.

                                                                                       преподаватель  химии

                                        г. Климовск, 2010г.

Тема урока Циклоалканы. Состав, строение, свойства и применение.

Цели урока:

изучить состав, строение, свойства и применение циклоалканов;

применить теоретические знания учащихся для решения практических задач;

развивать логическое, критическое и творческое мышление учащихся;

формировать и развивать познавательный интерес к предмету.

Материалы: набор атомов; дидактический материал; карточки.

                                             

                                                  ХОД УРОКА

I.  Обзор и мотивация

На доске формулы: С4H10, C3H8, C3H6, C5H12, C4H8, CH4. Какой класс органических веществ мы изучали? (Алканы)

Все ли формулы, прописанные на доске, можно отнести к   алканам? Почему? (К  алканам относятся вещества, отвечающие формуле CnH2n+2)

Что объединяет эти вещества в один класс? Соберите модель представителя класса.

Идет обсуждение в группе, после чего на доске появляется:

Алканы:

Состав: CnH2n+2 

Строение:

прямая цепь атомов

одинарные связи между атомами

Sp3 гибридизация атома углерода

угол связи 109о28’

Свойства:

реакция разложения

реакция замещения

устойчивость к растворам окислителей.

Учитель обращает внимание на формулы C4H8 и C3H6 и обращается к ученикам с вопросом:

Имеют ли право на существование эти формулы? Обоснуйте ответ, используя для этого модели атомов.

Учащиеся конструируют модели, появляются  и  формы молекулы.

Такие вещества называются циклоалканами.

Учитель акцентирует внимание на следующий факт: состав вещества влияет на строение молекулы.

На доске:             Состав  ––> строение

Учитель просит дополнить схему, и учащиеся говорят, что свойства должны определяться строением, а свойства веществ лежат в основе их практического значения.

Учитель просит сформулировать познавательную цель урока: доказать влияние строения молекулы на свойства веществ, а свойства на их применение.

Проводим индуктивное исследование. Учитель просит предложить план деятельности, учитывая работу с текстом учебника.

В ходе обсуждения предлагается план работы:

Прочитать текст учебника (Рудзитис, п. 8, стр. 29-31.).

Написать гомологический ряд веществ. Изучить строение циклоалканов.

Выписать уравнения реакций, в которых участвуют эти вещества.

Найти сходство и различие в строении и свойствах алканов и циклических соединений. записать выводы в тетрадь. Указать области применения веществ.Сделать вывод.

II.  Исследование.

Работа по дидактическим карточкам:

  1. Из заданного варианта выписать отдельно по классам формулы алканов  и циклоалканов.
  2. Написать структурные формулы выписанных углеводородов.
  3. Написать реакции получения  каждого выписанного циклоалкана из соответствующего алкана.

         I

       II

      III

      IV

      V

        VI

C5H12

C2H2

C2H5OH

CH3Br

C4H8

C6H10

C2H5OH

C5H10

C2H6

C3H6

C7H12

C5H10

C3H6

CH3OH

CH3Cl

C6H14

C5H11OH

CH3COOH

HCOOH

C4H10

C3H8

C5H10

C2H5COOH

C6H14

CH3COH

C2H5Cl

HCOONa

C6H10

CH3NH2

HCOH

CH4

C6H5NO2

C4H6

C4H9OH

C7H16

C4H9OH

C6H5Cl

CH3COOH

C4H10

C10H22

C3H6

C8H14

CH3COONa

HCOH

C8H18

C3H7COH

C9H20

C2H6

C6H12

C7H14

C3H7COOH

C4H9Cl

C2H5COH

C2H2

C4H6

C3H8

C5H11Br

HCOONa

C5H8

C3H7NH2

III.  Отчет о работе. Обмен информацией.   Выводы:

       

         

         Сходства:

Как алканы (предельные) имеют:

одинарные связи между атомами

Sp3 гибридизацию атома углерода

угол связи 109

вступают в реакцию замещения (большие вступают в циклы)

вступают в реакцию разложения.

                     

Различия:

устойчивы к растворам окислителей        атомы углерода замкнуты в цикл

отклонение от угла связи 109028’

вступают в реакцию присоединения (малые циклы)

CnH2n – Циклоалканы

одинарные связи между атомами

Sp3 гибридизацию атома углерода

циклическое строение в пространстве

вступают в реакцию присоединения и замещения

разлагается под действием температуры

устойчивы к растворам окислителей.

Учитель просит обратить внимание на мотивацию урока. Достигнута ли цель урока?

На примере циклопарафинов мы подтвердили фактами следующее:

Состав   ––>  строение ––> свойства ––> применение.

IV.  Применение 

Краткая информация из истории открытия циклоалканов и их получения.

Задания.

а)      Сколько различных   циклопарафинов соответствует молекулярной формуле C5H10? Изобразите их структурные формулы и назовите.

б)      Закончить уравнения  реакций:

  C4H8Br2        +            2Na       →

  C6H12             +          H2          →

   C4H6               +        O2        →

 

V.  Рефлексия 

Что нового узнали на уроке? Чему научились сегодня на уроке? Задания (дидактические материалы на столе ученика.).

VI.  Домашнее задание

Учебник Рудзитиса, стр. 29-30.  Cоставить  текст на проверку знаний свойств, строения, состава, применение класса веществ (не менее 6 вопросов);


 

Комментарии

Дзаболова Ирина Мурадична

На примере этого урока я хотела показать важность такой педагогической технологии, как дифференцированное обучение.Благодаря такому подходу можно охватить на уроке большую часть учащихся, учитывая уровень их подготовки.