Биология

Жармухамбетова Кунзира Сарсенгалеевна

Разработки для уроков биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_15_mnogoobrazie_i_znachenie_rasteniy.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 15

Класс – 5

Предмет – биология

Учитель – Жармухамбетова К.С.

Тема урока: «Многообразие и  значение растений»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, листы рефлексии.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии представителей царства растений.

Методы обучения:  проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока

1.Организационный момент

-приветствие учащихся, психологический настрой на урок

2. Актуализация знаний

-фронтальный опрос по теме «Свойства живых организмов»

-работа с дидактическим материалом (тесты)

3. Мотивация к учебной деятельности

Проверка общей готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Какое время года сейчас?

Какие чувства вызывает зима у людей? У растений?

Для всех главным праздником зимы является Новый год. Это время чудес и подарков.

Для Деда Мороза поступило письмо от девочки Лены, прочитав которое Дед Мороз немного расстроился, потому что не смог понять, о каком подарке на Новый год просит девочка. А в письме было написано следующее: « Дорогой Дедушка Мороз, в этом году, я хотела бы тебя попросить подарить мне один волшебный предмет, без которого невозможна жизнь на Земле: мы можем его кушать и им лечиться, но в то же время он может быть опасным для нас. Я бы хотела разместить его дома и любоваться»

Давайте поможем разобраться Деду Морозу, о каком подарке мечтает девочка?

4. Изучение нового материала

Ребята, давайте вспомним какая наука изучает живые организмы?

А какая наука изучает растения?

Ботаника – наука о растениях. (запись в тетрадь)

Совокупность всех растений называют Флорой.(запись в тетрадь)

В древнейшей мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.

В современном мире  насчитывается  более 350 тыс. видов растений. Они составляют  95%  биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.

Понятие «высшие и низшие растения»

Сейчас поговорим о том, как этот зелёный мир делится на группы по своим характеристикам. Возможно, вы уже слышали о том, что они делятся на «высшие» и «низшие», но что же означают эти термины?

Давайте разберемся!

                Вопрос:

- Как вы понимаете разнообразие растений по величине? (ответы учащихся - крупные, мелкие, средние). Правильно. Одни растения являются мелкими, другие обладают средней величиной, а третьи – крупные. К мелким относят такие как подорожник, одуванчик, к средним – рожь, пшеницу, подсолнечник, крупным – березу, дуб, осину, сосна, ель. По величине растения крайне многообразны. Есть очень мелкие растения, которые могут быть рассмотрены только с помощью лупы или микроскопа, есть средние и крупные растения. Высота осины, березы, липы достигает 25-35 м, сосна и ель могут достигать высоты 40-50 м, а эвкалипт, произрастающий в Австралии, достигает толщины в диаметре 10-11 м и поднимается в высоту до 105 м. (рассказать об их особенностях). 

Показ слайда с разными размерами растений. Посмотрите, по какому признаку отличаются растения - «Размеры растений». По какому признаку сравниваются растения на рисунке?

Какое растение самое высокое? Самое низкое?

Растения различаются по размерам, продолжительности жизни: одни могут жить тысячи лет, другие месяц, день или неделю. Также растения отличаются по окраске. Одни имеют зеленую окраску, другие не имеют окраски.

Значение флоры в природе и жизни человека

1. Производство кислорода. Одним из фундаментальных вкладов зеленых организмов в окружающую среду является освобождение кислорода в результате фотосинтеза. Для растительных клеток характерно наличие клеточной стенки и пластид (белые, зеленые, желтые или оранжевые), зеленые пластиды называются хлоропластами, вкоторым содержится хлорофилл. Именно он улавливает солнечный свет, происходит процесс фотосинтеза. Путем поглощения углекислого газа и использования солнечной энергии, они обеспечивают нас, а также другие живые существа, жизненно важным кислородом для дыхания.

2. Пища и питательные вещества. Флора служит источником пищи и полезных веществ для многих существ. Злаки, фрукты, овощи — все эти продукты поступают от зеленых организмов. Они обеспечивают нас не только энергией, но и важными питательными компонентами для поддержания нашего здоровья.

3. Сохранение почвы и воды. Корни растений играют существенную роль в предотвращении эрозии почвы и сохранении ее плодородия. Они также влияют на цикл воды, принимая участие в процессе ее циркуляции.

4. Лечебные свойства. Некоторые представители флоры обладают лечебными свойствами и применяются в медицине для поддержания здоровья человека. Таким образом, они играют важную роль в жизни нашей планеты и непосредственно влияют на благополучие всех ее обитателей.

5. Ядовитые растения. Кроме лечебных свойств, некоторые из растений могут содержать ядовитые вещества.

6. Украшают жизнь и проносят радость.

Что наиболее важно из всех утверждений по данному вопросу?

Обобщение. Почему же невозможна жизнь без растений?

5. Закрепление материала

«Верно-неверно»

1.Тело многоклеточных низших растений называют талломом.

2. У низших растений есть корни, стебли и листья.

3. У высших растений тело расчленено на листостебельные органы.

4. Самым маленьким растениям является клевер

5. Все растения имеют одинаковый размер и окраску

6. Растения являются источниками кислорода

7. Растения можно употреблять в пищу

8. Некоторые растения обладают лечебными свойствами

9. Все растения можно разделять на группы в зависимости от размера, окраски и продолжительности жизни

6. Домашнее задание

  1. Параграф 13
  2. Заполнить в тетради кластер «Значение растений в жизни человека»

7.Рефлексия