Биология
Разработки для уроков биологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 15
Класс – 5
Предмет – биология
Учитель – Жармухамбетова К.С.
Тема урока: «Многообразие и значение растений»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, листы рефлексии.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии представителей царства растений.
Методы обучения: проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
1.Организационный момент
-приветствие учащихся, психологический настрой на урок
2. Актуализация знаний
-фронтальный опрос по теме «Свойства живых организмов»
-работа с дидактическим материалом (тесты)
3. Мотивация к учебной деятельности
Проверка общей готовности к уроку, эмоциональный настрой.
Какое время года сейчас?
Какие чувства вызывает зима у людей? У растений?
Для всех главным праздником зимы является Новый год. Это время чудес и подарков.
Для Деда Мороза поступило письмо от девочки Лены, прочитав которое Дед Мороз немного расстроился, потому что не смог понять, о каком подарке на Новый год просит девочка. А в письме было написано следующее: « Дорогой Дедушка Мороз, в этом году, я хотела бы тебя попросить подарить мне один волшебный предмет, без которого невозможна жизнь на Земле: мы можем его кушать и им лечиться, но в то же время он может быть опасным для нас. Я бы хотела разместить его дома и любоваться»
Давайте поможем разобраться Деду Морозу, о каком подарке мечтает девочка?
4. Изучение нового материала
Ребята, давайте вспомним какая наука изучает живые организмы?
А какая наука изучает растения?
Ботаника – наука о растениях. (запись в тетрадь)
Совокупность всех растений называют Флорой.(запись в тетрадь)
В древнейшей мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.
В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.
Понятие «высшие и низшие растения»
Сейчас поговорим о том, как этот зелёный мир делится на группы по своим характеристикам. Возможно, вы уже слышали о том, что они делятся на «высшие» и «низшие», но что же означают эти термины?
Давайте разберемся!
Вопрос:
- Как вы понимаете разнообразие растений по величине? (ответы учащихся - крупные, мелкие, средние). Правильно. Одни растения являются мелкими, другие обладают средней величиной, а третьи – крупные. К мелким относят такие как подорожник, одуванчик, к средним – рожь, пшеницу, подсолнечник, крупным – березу, дуб, осину, сосна, ель. По величине растения крайне многообразны. Есть очень мелкие растения, которые могут быть рассмотрены только с помощью лупы или микроскопа, есть средние и крупные растения. Высота осины, березы, липы достигает 25-35 м, сосна и ель могут достигать высоты 40-50 м, а эвкалипт, произрастающий в Австралии, достигает толщины в диаметре 10-11 м и поднимается в высоту до 105 м. (рассказать об их особенностях).
Показ слайда с разными размерами растений. Посмотрите, по какому признаку отличаются растения - «Размеры растений». По какому признаку сравниваются растения на рисунке?
Какое растение самое высокое? Самое низкое?
Растения различаются по размерам, продолжительности жизни: одни могут жить тысячи лет, другие месяц, день или неделю. Также растения отличаются по окраске. Одни имеют зеленую окраску, другие не имеют окраски.
Значение флоры в природе и жизни человека
1. Производство кислорода. Одним из фундаментальных вкладов зеленых организмов в окружающую среду является освобождение кислорода в результате фотосинтеза. Для растительных клеток характерно наличие клеточной стенки и пластид (белые, зеленые, желтые или оранжевые), зеленые пластиды называются хлоропластами, вкоторым содержится хлорофилл. Именно он улавливает солнечный свет, происходит процесс фотосинтеза. Путем поглощения углекислого газа и использования солнечной энергии, они обеспечивают нас, а также другие живые существа, жизненно важным кислородом для дыхания.
2. Пища и питательные вещества. Флора служит источником пищи и полезных веществ для многих существ. Злаки, фрукты, овощи — все эти продукты поступают от зеленых организмов. Они обеспечивают нас не только энергией, но и важными питательными компонентами для поддержания нашего здоровья.
3. Сохранение почвы и воды. Корни растений играют существенную роль в предотвращении эрозии почвы и сохранении ее плодородия. Они также влияют на цикл воды, принимая участие в процессе ее циркуляции.
4. Лечебные свойства. Некоторые представители флоры обладают лечебными свойствами и применяются в медицине для поддержания здоровья человека. Таким образом, они играют важную роль в жизни нашей планеты и непосредственно влияют на благополучие всех ее обитателей.
5. Ядовитые растения. Кроме лечебных свойств, некоторые из растений могут содержать ядовитые вещества.
6. Украшают жизнь и проносят радость.
Что наиболее важно из всех утверждений по данному вопросу?
Обобщение. Почему же невозможна жизнь без растений?
5. Закрепление материала
«Верно-неверно»
1.Тело многоклеточных низших растений называют талломом.
2. У низших растений есть корни, стебли и листья.
3. У высших растений тело расчленено на листостебельные органы.
4. Самым маленьким растениям является клевер
5. Все растения имеют одинаковый размер и окраску
6. Растения являются источниками кислорода
7. Растения можно употреблять в пищу
8. Некоторые растения обладают лечебными свойствами
9. Все растения можно разделять на группы в зависимости от размера, окраски и продолжительности жизни
6. Домашнее задание
- Параграф 13
- Заполнить в тетради кластер «Значение растений в жизни человека»
7.Рефлексия
