Учитель года
Конкурсные задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Я - учитель" | 24.76 КБ |
Конкурсное задание "Методический семинар" | 55 КБ |
Конкурсное задание "Методический семинар" | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
село Калининское Марксовского района Саратовской области
413083, Саратовская область Марксовский район село Калининское ул.Центральная д.40 тел. 8-845-67-6-56-37, shkalininskoe@mail.ru
Эссе:
«Я - учитель»
Подготовила Маркелова Надежда Викторовна
учитель начальных классов и ОРКСЭ
МОУ-СОШ с.Калининское
Марксовского района Саратовской области
2015 г.
«Учителю принадлежит самая главная
роль в формировании будущего страны.
Из всех профессий его – самая благородная,
самая трудная и самая важная».
А. Джумсан.
Быть учителем – это не только самая почётная, но и самая важная и ответственная профессия на Земле. Учитель подобно скульптору ваяет Человека, Гражданина, и оттого, как он это делает, будет зависеть, каким этот человек вырастет, каким гражданином станет. А я - не просто педагог. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Быть первым всегда трудно, а быть первой учительницей – это ещё и очень ответственно, ведь от меня зависит, полюбит ли ребёнок школу, сам процесс познания, будет ли он с теплым чувством вспоминать школьные годы. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Чтобы добиться результата нам необходимо стать другом и наставником для ученика. Нас часто называют «второй мамой» и эта «мама» должна быть строгой и доброй, требовательной и весёлой. Она просто обязана быть психологом, медиком, воспитателем и разносторонним педагогом, терпеливым и интересным человеком. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. Вы думаете просто научить ребёнка грамоте, счёту, любви к великому и малому? Просто быть образцом для пытливых душ? Нет! Очень и очень не просто!
Я думаю, что учителю надо много знать и много работать над собой, чтобы уверено войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети! Я ваша первая учительница…» Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное, потому, что с детства мечтала быть учителем и думаю, что это мое призвание.
Я родилась и выросла в многодетной семье. Когда я была ещё маленькой, видела, как мои старшие сестры собирались в школу, делали уроки, я им старалась не мешать, а только внимательно наблюдала за ними. Когда они уходили в школу, я играла в школу, садилась за стол, и, подражая им, рисовала, делала попытки писать, читать. Видя моё желание чему-то научиться, моя мама стала учить меня писать буквы, читать, считать. Мама была для меня самым первым учителем и воспитателем. Она терпеливо отвечала на все мои вопросы, читала мне книги, была очень внимательной, доброй, отзывчивой, именно она заронила во мне «лучик» по пути к знаниям.
Пойдя учиться в школу, мне было легко, так как мне нравилось в школе всё: уроки, мероприятия, вообще школьная обстановка. Я была прилежной ученицей и всегда хорошо училась. У меня были замечательные педагоги, которым я очень признательна за их кропотливый, добросовестный труд. Особенно я благодарна моей первой учительнице Моисеевой Марии Алексеевне. Она была не только самой умной, самой красивой, но и самой доброй учительницей. На её уроках нам всегда было интересно, каждый урок для нас был праздником. Для меня Мария Алексеевна всегда была эталоном доброты, справедливости и честности. Я всегда хотела быть похожей на неё.
После окончания начальной школы, когда я стала членом пионерской организации, нашему классу было поручено шефство над классом нашей первой учительницы Марии Алексеевны. Мы помогали ей после уроков рисовать плакаты, разучивать стихи, игры, песни, хороводы к праздникам, готовили и проводили политинформации, викторины, ходили на экскурсии, в библиотеку. Ребята нас ждали и встречали с радостью. С каким интересом они слушали, какие вопросы задавали! Мы старались ответить на все, порой, нам приходилось обращаться за помощью к взрослым.
Большую роль в выборе моей профессии также сыграла моя старшая сестра Разина Наталья Викторовна. Когда я училась в старших классах, она после окончания педучилища вернулась в нашу школу учителем начальных классов. Часто после уроков я приходила к ней в кабинет, смотрела, как она проверяет тетради, готовится к проведению уроков. Она рассказывала и показывала всё, что меня интересовало. Моя сестра - удивительный человек, добрый, отзывчивый, всегда с улыбкой на лице. Дети её очень любили, и мне хотелось быть похожей на неё.
После окончания школы, когда встал вопрос о выборе профессии, я поняла, что именно в профессии учителя я могу реализоваться как личность, точно знала на кого пойду учиться. Сколько было счастья, когда я успешно сдала экзамены и поступила в Алма-Атинское педагогическое училище № 2. Впереди меня ждала жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий. С теплотой вспоминаю своих преподавателей, которые вооружили меня не только хорошими теоретическими знаниями по педагогике и психологии, дали хорошую практическую подготовку к будущей профессии, но и показали направления для саморазвития и самосовершенствования.
Два года учебы пролетели незаметно. И вот, я – дипломированный специалист, учитель начальных классов. Первый год после училища я работала в средней школе № 34 города Алма-Аты и мне сразу дали второй класс. Никогда не забуду свой первый самостоятельно проведенный урок, как я к нему готовилась, как тихо сидели и внимательно смотрели на меня мои первые ученики, их было у меня 25 человек. У одной моей ученицы мама была инвалидом по зрению, и я часто помогала, занималась с ней после уроков, делала с ней домашнее задание, она меня часто целовала и говорила: «Надежда Викторовна, я вас очень сильно люблю, люблю, как маму!» Но в связи с переездом на постоянное местожительство вместе с родителями я переехала в Саратовскую область, в село Калининское, была вынуждена уволится из школы. Никогда не забуду, как плакали дети в последний день перед моим отъездом, а вместе с ними плакала и я. Первый год после приезда места в школе не было. Через год, когда место освободилось в школе, я вышла на работу.
После первого года работы в школе, в целях повышения своего профессионального мастерства, я поступила заочно в Саратовский педагогический институт. Четыре года учебы в институте пролетели очень быстро. И как точно отметил ещё К.Д. Ушинский, «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестанет учиться, в нем умирает учитель». Поэтому и я постоянно работаю над повышением педагогического мастерства, расширяю свои знания и кругозор. Посещаю курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, изучаю и включаю в свою профессиональную деятельность ИКТ технологии, перенимаю опыт у коллег, черпаю знания из Интернет-ресурсов. Это позволяет мне разнообразить, усовершенствовать свою педагогическую деятельность, добиваться положительных результатов.
В этом году исполнилось 20 лет, как я работаю в МОУ-СОШ с.Калининское учителем начальных классов. Мне даже не верится, ведь они пролетели незаметно, как один день.
Моя задача как учителя, не только дать знания, но и помочь ученику открыть свои способности, а может быть, талант; помочь понять мир, окружающих и себя; дать духовный заряд на всю жизнь; научить осмысленно, относиться к человеческим поступкам; приобщить к исконно русским традициям; воспитать патриота своей страны, настоящего Человека. Самое главное, на мой взгляд, не бояться видеть в ученике самостоятельную, уникальную личность.
Важно научить учащегося выбирать и иметь достойную цель в жизни, знать, как ее достигнуть. Для плодотворной работы учителю необходимо видеть результаты своего труда. А благодарные ученики не заставят себя ждать.
Самое приятное то, что я вижу результаты своей работы! Это победители и призеры школьных и всероссийских олимпиад, участники школьных, муниципальных, всероссийских и международных конкурсов. За 20 лет работы все победы и не вспомнишь, но главное, что они есть!
Быть педагогом непросто. С одной стороны – это отчетная документация, планы, проверка тетрадей и ежедневные подготовка к урокам и огромная ответственность, а с другой – семинары, открытые уроки, праздники, проекты, открытия малые и большие и ощущение в себе «моря творческого потенциала», а главное это то, что ты нужна детям, то, что они каждое утро бегут в школу, для встречи со мной, делятся своими радостями и горестями, доверяя свои секреты, свою душу.
Каждый день, приходя домой, я вспоминаю слова Константина Кушнера: «Педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведёшь все уроки, но вспоминаешь детей, их слова, их милые, улыбающиеся лица и понимаешь, что всё, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать. Разве не это счастье? Это награда за нелегкий труд – любовь детей. Это моя жизнь!
Какое счастье быть учителем! Без этой профессии я не мыслю своей жизни! Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед! Я счастлива, что могу отдать тепло своей души, что вижу результаты своего труда! Я стараюсь частичку своего тепла дарить своим ученикам, любое начатое дело доводить до конца.
Убеждена, что в школе должны работать люди неравнодушные к детям, те, которые являются примером во всем, вызывают желание подражать им, настоящие учителя. Они должны вкладывать в свою работу не только знания, силы, энергию, но и сердце, душу. Ими движет любовь, призвание обучать и воспитывать. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам – совершенный учитель».
Достичь совершенства очень сложно, практически невозможно, но, надо к этому стремиться, так как «совершенный» учитель – это личность, педагог – профессионал, психолог, гибкий и тонкий стратег, художник.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Маркелова Надежда Викторовна,
учитель начальных классов и ОРКСЭ
МОУ-СОШ с.Калининское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Использование технологии проектного обучения
в начальной школе».
Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему пытаюсь решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проект в переводе с латинского означает «брошенный вперед».
Проект – это педагогическая технология, которая в настоящее время понимается как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Любая педагогическая технология планируется с учетом того, что она может быть воспроизведена любым педагогом и обеспечит достижение намеченных результатов.
Проектно – исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, отвечающей целям и задачам модернизации образования и направленной на удовлетворение индивидуальных запросов, развитие творческих способностей личности, обеспечение интеллектуального лидерства России в будущем.
Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цель);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задачи нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это не материальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:
- Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.
- Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
- Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
- Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
- Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
- Выбор средств решения проблемы.
- Решение проблемы.
- Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
- Представление окружающим полученного результата.
Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.
Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов.
Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник).
Информационные — сбор информации, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (триместр, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);планирующий — (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.
Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; оценить процесс проектирования; подготовить проект к презентации.
Существуют основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, рефераты, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;
- готовность овладеть компьютерной грамотностью
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
В заключении я хочу представить результаты проектно-исследовательской деятельности своего класса. Материалы проектов, которые были проведены, я использую на уроках и во внеурочное время: «Эти забавные животные!», «Жилища наших предков», «Растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области», «Макет Акрополя», «Сказка мудростью богата!», «Здоровье и спорт», «Осторожно, огонь!», «Они сражались за Родину!», «Моя родословная», «Говорящая Азбука», «Они были первыми!», «Русские традиции. Святки», «Пасха», «Храмы Саратова» и другие. Учащиеся моего класса не раз становились участниками, призерами и победителями муниципальных, общешкольных творческих конкурсов.
Также команда учащихся моего класса стала победителем зонального этапа и участниками муниципального этапа интеллектуальной игры «Знатоки природы».
А учащиеся Миндогалиева Алсу и Токарева Алина, приняли участие в 5 районной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку» для младших школьников в секции «Что было до нас?» по итогам общешкольного проекта «Русские традиции. Святки» и заняли 3 место. Учащаяся Владимирцева Екатерина, приняла участие в районном конкурсе «Книга – источник открытий!».
Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Таким образом, проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.