ОРКСЭ

Маркелова Надежда Викторовна

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента  с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Список модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте:  www.prosv.ru/umk/ork/default.asp

      Нормативные и информационные документы  по вопросам введения и реализации комплексного учебного курса   «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009

Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р

 Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 “О направлении методических материалов ОРКСЭ”

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 “О выполнении поручения Президента Российской Федерации”

Письмо Правительства РФ от 20.07.2011 № МОН-П-1973 “О проекте доклада Президенту РФ”   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № МД-1446/03 «О работе стажировочных площадок»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089»

Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 “

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2012г. № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  МАРКСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

УТВЕРЖДАЮ

                                                          Директор МОУ-СОШ с. Калининское

____________ И.М.Губанова

(подпись, печать)

«ДУХОВНАЯ КНИГА – ШКОЛА ЖИЗНИ»

                                                                               Владимирцева Екатерина,  

                                                                               ученица  8 класса, 14 лет,                          

                                                                               Маркелова Надежда                  

                                                                 Викторовна, учитель ОРКСЭ                  

                                                                                                                       МОУ-СОШ с. Калининское

село Калининское, Марксовского района  

 2015

                                                «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей».
Нестор-Летописец

           С самого раннего детства меня интересовали  религиозные книги. У нас в школе с недавнего времени ввели новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», но, к сожалению, его начали изучать  учащиеся нашей школы младше нас на  2 года.  Иногда мы с подругой приходим в класс, где проводятся уроки ОРКСЭ и кружок по «Основам православной культуры», а также посещаем  и участвуем в праздниках, проводимых руководителем кружка Маркеловой Надеждой Викторовной. Часто мы задаем учителю вопросы по этому предмету.

          Однажды придя в класс,  меня заинтересовали необычные книги  в Уголке по Православию.  Там есть  Детская Библия, Библия в искусстве,  Евангелие, Псалтырь, Православные календари, книги о православных монастырях, книга о святой Матроне Московской,  а также небольшие детские книги  - сборники рассказов для детей  Бориса Ганаго «Детям о вере», «Детям о молитве», «Детям о слове» и  другие.

          Среди этих книг на полке стояла детская книга из серии книг о Житии Святых для детей «Безмездный целитель ХХ века» Житие святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) пересказ священника Георгия Ханова Прихода храма Святого Духа сошествия, 2009 года издания.

Книга сразу привлекла моё внимание тем, что на обложке я увидела иллюстрацию, на которой был изображен  врач,  возле постели больной девочки, мне захотелось узнать, причём тут врач, если книга называется «Житие Святых для детей»,  и мне захотелось её прочитать.  Надежда Викторовна  дала мне почитать эту книгу.

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150219_201140.jpg

Прочитав её, я узнала о жизни  замечательного человека, врача и священника - Луки Крымского. Он родился в  1877 году в городе Керчи, в семье аптекаря, при крещении ему дали имя Валентин. С детства будущий святитель ничем не отличался от большинства сверстников, не было и особой веры в Бога. Но так как его родители были набожными людьми, он часто посещал вместе с семьёй храм. С самого детства он очень любил читать  и рисовать, закончил Киевскую художественную школу  и собирался поступать в Академию художеств в городе Петербурге. Однако задумался «А правильно ли я поступаю? Полезно ли это для других людей?». Затем принимает решение учиться на врача и посвятить свою жизнь лечению больных  и несчастных страдальцев. Хотя учеба на медицинском факультете ему не очень нравилась, он заставлял себя учить предметы, необходимые  будущему хирургу.  Окончив  университет  и получив диплом с отличием, Валентин, дворянин по происхождению, решает быть деревенским лекарем и едет в село простым земским лекарем.  Но тут начинается война с Японией и он попадает в военно-полевой госпиталь недалеко от города Читы, где становится заведующим этим госпиталем. Здесь он изучает книги по медицине и начинает практиковать как хирург, стараясь облегчить страдания раненых солдат. В госпитале он знакомится с замечательной сестрой милосердия Анной Ланской. Они полюбили друг друга и обвенчались, но их семейная жизнь была не долгой, через тринадцать лет супруга Валентина умирает от тяжелой болезни, оставив четверых детей.  Он очень любил детей, мог целыми днями возиться с деревенскими ребятишками.  Дети всегда чувствовали особую любовь к нему, прибегали  в кабинет любимого доктора, усаживались вокруг него, слушали интересные истории и беседовали о прочитанных книгах. Он говорил детям: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Это было смыслом жизни врача и будущего епископа.

     Валентин был не только прекрасным врачом, но и активным христианином, участвовал в собраниях церковного братства. После  одного из собраний владыка Иннокентий, епископ Ташкентский,  советует молодому врачу стать священником.  В то время  стать священником было очень смелым поступком: разрушались храмы, батюшек без суда и следствия отправляли в ссылки и тюрьмы, власти подвергали гонениям всех верующих и нередко расстреливали по несправедливым обвинениям и ложным доносам.  В праздник Сретения Господня, доктор Валентин становится священником, но не оставляет и врачебную практику, совмещает её с чтением лекций для студентов Ташкентского университета.

     В возрасте 46 лет отец Валентин принимает монашество с именем Лука и становится епископом Туркестанским.  Расправа над священниками продолжается, владыка  и  хирург Лука на одиннадцать лет попадает в тюрьму и ссылку на поселение.  Но и там  святой Лука продолжает дело Божие, помогая всем, кто находится рядом с ним. За неподчинение властям владыку Луку в самый разгар зимы  отправляют на Крайний Север, без тёплой одежды, на открытых санях, в дороге он чуть не замерзает на смерть. Поселили владыку в холодной  избе в деревне Плахино, где морозы были настолько сильными, что птицы замерзали  на лету и падали на землю.  Выжить ему помогли люди, живущие неподалеку, они  помогли  устроить нары для ночлега, принесли оленьи шкуры, установили железную печь, приносили ему еду.  Но и там святой продолжал  крестить детей, лечить людей. C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150219_201252.jpg 

       Вскоре  власти его обвинили  и  предали суду. Судебное дело с треском развалилось, но его всё-таки посадили в тюрьму. Ему – профессору и епископу – пришлось претерпеть пытки, издевательства и избиения. От слабости и плохого питания он едва ходил.  В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война,  епископ Лука просит отправить его работать в госпиталь. В годы войны он  много оперирует, лечит, учит молодых врачей, но живёт впроголодь в сырой холодной комнате, так как ссыльному пища в госпитале не полагалась. Госпитальные санитары тайком подкармливают его. Каждого раненого он помнил в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и излечения.  Перед каждой операцией он осенял себя крестным знамением и старательно молился перед образом Божией Матери, а на теле больного ставил йодом крест. Каждая неудача доставляла хирургу глубокие страдания. Если больной умирал, он запирался в своем кабинете и подолгу молился об упокоении души умершего.  

     За свою деятельность святитель- врач получил грамоту Западно-Сибирского  военного округа, а по окончании войны был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Святая Церковь высоко оценила его труды по лечению раненых – он становится архиепископом.

 C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150219_201631.jpg

     После войны святой Лука отправляется в город Симферополь, где повсюду голод, разруха, безверие.  Здесь он скорбит о Матери-Церкви. А через семь лет  слепнет на оба глаза и последние восемь лет своей жизни пребывает незрячим. Но не перестает служить людям и Богу.  Одиннадцатого июня 1961 года, в день Всех святых, от тяжелых болезней и глубокой старости святой умирает.  На похоронах собирается очень много людей. Путь до кладбища  был усыпан розами. Только святой и праведный человек мог получить такие почести. А святой Лука и был таким! Господь наградил его нетлением мощей, они находятся в Свято-Троицком соборе города Симферополя. К мощам святого Луки стремятся попасть тысячи паломников.  Когда я вырасту, я обязательно поеду в  город Симферополь и приложусь к мощам святого Луки.

C:\Users\Надежда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150219_201522.jpg

      Эта книга потрясла меня… Сколько же испытаний выпало на долю святого Луки, но он никогда не жаловался.  Всю свою жизнь он положил на алтарь любви и служения  людям и Богу. Я  сделала для себя открытие, что и в наше время есть святые. Она учит нас быть добрее, любить всех окружающих нас людей, не унывать в трудную минуту, терпеть все тягости жизни и самое главное верить в Бога.  

     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Презентацию подготовила учитель начальных классов и ОРКСЭ МОУ-СОШ с.Калининское Марксовского района Саратовской области Маркелова Надежда Викторовна

Слайд 2

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна в девичестве - принцесса Гессенская Елизавета-Александра-Луиза-Алиса (в семье ее звали Эллой) родилась 20 октября 1864 года в Дармштадте в протестанской семье. Она была второй дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IY и внучкой английской королевы Виктории.

Слайд 3

ЭЛЛА (Елизавета Федоровна) Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Элла считалась одной из самых красивых невест Европы.

Слайд 4

ВЕНЧАНИЕ В 1884 году, на двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала невестой Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II, брата императора Александра III. 3 июня 1884 года состоялось венчание в Придворном соборе Зимнего дворца в Санкт-Петербурге по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца.

Слайд 5

ИЛЬИНСКОЕ После свадьбы молодожены отправились в свое подмосковное имение Ильинское в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки.

Слайд 6

С первых дней супружеской жизни Елизавета Федоровна с благоговением посещала православные храмы. Бывая с мужем на службах, исполняя церковные обряды, наблюдая, как молится Сергей Александрович, она чувствовала благодатную силу Православия. БЛАГОДАТНАЯ СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ

Слайд 7

ПОЕЗДКА НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании , построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елизавета Федоровна восприняла это как Промысел Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю. После посещения Святой Земли великая княгиня Елизавета Федоровна твердо решила перейти в православие.

Слайд 8

ГИБЕЛЬ МУЖА 5 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит взрывом бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым . Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа.

Слайд 9

На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». - «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. ПОСЕЩЕНИЕ УБИЙЦЫ МУЖА В ТЮРЬМЕ

Слайд 10

Погребли Сергея Александровича в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течении сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. ЗАУПОКОЙНЫЕ ПАНИХИДЫ

Слайд 11

ПУТЬ К СВЯТОСТИ С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям.

Слайд 12

Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Слайд 13

Сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали .

Слайд 14

УБИЕНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ В ночь с 17 на 18 июля 1918 года всех заключенных вывезли в заброшенный железный рудник в лес за городом и сбросили живыми в шахту.

Слайд 15

Русский храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме и рака с мощами преподобномученицы Елизаветы

Слайд 16

Помоги нам всем, Господи! Укрепи, Боже, в покаянии, терпении и радости о Тебе через высокие образы русских святых! Святая Елизавета, моли Бога о нас!



Предварительный просмотр:

Великая княгиня  Елизавета Фёдоровна

     Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна  родилась 20 октября 1864 года в Дармштадте в протестанской семье. Она была второй дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IY и внучкой английской королевы Виктории.

     Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним.

     Элла считалась одной из самых красивых  невест Европы.

В 1884 году,  на двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала невестой Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II, брата императора Александра III. 3 июня 1884 года  состоялось венчание в Придворном соборе Зимнего дворца  в Санкт-Петербурге по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца.

     После свадьбы молодожены отправились в свое подмосковное имение Ильинское в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки.

     С первых дней супружеской жизни Елизавета Федоровна с благоговением посещала православные храмы. Бывая с мужем на службах, исполняя церковные обряды, наблюдая, как молится Сергей Александрович, она чувствовала благодатную силу Православия.

     В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елизавета Федоровна восприняла это как Промысел Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю. После посещения Святой Земли великая княгиня Елизавета Федоровна твердо решила перейти в православие.

    В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором.  

      5  февраля 1905 года Сергей Александрович был убит взрывом бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа.

На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».

    - «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался.

Погребли Сергея Александровича  в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течении сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном.

   С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась.  Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям. Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители Милосердия. Она купила на улице Большая Ордынка  в Москве участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

     10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

         Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров.

     Вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Вечером, — обход больных. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного,  ее сон редко продолжался более трех часов. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом.        

     В годы первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители были отпущены для работы в полевом госпитале.  Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали.

     Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елизаветы Федоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елизавета Федоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

      Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием и  медикаментами.

       В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.     

           Арестанток повезли поездом сначала в Пермь, оттуда — в Екатеринбург. 14 мая Елизавету Федоровну  с келейницами погрузили в вагон и 20 мая высадили в Алапаевске. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарем — Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Иоанном, Константином и Игорем  и князем Владимиром Палеем. Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

       В ночь с 17 на 18 июля 1918 года всех заключенных вывезли в заброшенный железный рудник в лес за городом и сбросили живыми в шахту.  Первой столкнули Великую княгиню Елизавету. Падая, она крестилась и громко молилась Богу. Затем палачи  стали бросать в шахту ручные бомбы, чтобы засыпать ее и скрыть следы преступления. От бомб погиб лишь Федор Ремез, а остальные умирали в страшных мучениях. Великая княгиня  и князь Иоанн упали  не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Сильно израненная, с сильнейшими ушибами, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания.  Один из крестьян, случайно оказавшийся неподалёку от шахты, слышал, как  из глубины шахты звучала  Херувимская песнь – это пели мученики. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

     Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Колчака  заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. Пальцы правой руки великой княгини Елизаветы  и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения, на лице сохранилась улыбка.   Тело Елизаветы Федоровны было найдено нетленным.

     При отступлении Белой армии гробы с останками  настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

     Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5  июля. А в  Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и Марии стоит белая статуя прекрасной молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки...

       Надеюсь, что  рассказ о житии Великой княгини Елизаветы Федоровны,  даст возможность всем нам понять, как много может сделать человек, сердце которого наполнено милосердием и состраданием к людям, и , может быть, кто-то попытается продолжить дело великой княгини Елизаветы Федоровны, и история ее жизни станет источником милосердия в современном мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Маркелова Надежда Викторовна учитель МОУ СОШ с.Калининское Марксовского района Саратовской области

Слайд 2

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – « переход » , и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.

Слайд 3

В день Пасхи на рассвете во всех церквях проходят праздничные службы, а накануне ночью повсеместно совершаются крестные ходы. Уже с полуночи можно поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, при встрече говоря: «Христос Воскресе!» На что обычно отвечают: «Воистину Воскресе!» Далее трижды обмениваются поцелуями в щеку. Это праздничное приветствие в народе называют христосованием.

Слайд 4

В субботу перед Светлым днем в храмах освещается обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. Освященное яйцо первым едят за пасхальным столом праздничным воскресным утром.

Слайд 6

По преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина с проповедью пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами Пасхального приветствия "Христос воскресе !".

Слайд 7

Важная пасхальная традиция – обмен крашеными яйцами. Их дарят родным, друзьям, соседям, раздают нищим и оставляют в церкви. Пасхальные яйца, в народе называемые «крашенками» или «писанками», являются символом новой жизни и возрождения. Дети же на Пасху катают яйца с самодельных горок или стучат крашенками по очереди по разным концам. Существует даже ряд правил этих, казалось бы, нехитрых забав.

Слайд 8

В России пасхальные яйца изготовлялись из драгоценных металлов, резной кости, дерева, камня, папье-маше, стекла и фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей, для подарков, для выставок. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы «Фаберже».

Слайд 9

По обычаю накануне Пасхи выпекают высокий круглый сдобный хлеб – кулич, который освящают в церкви. Кулич является символом артоса – хлеба, благословленного Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Еще одним пасхальным блюдом является пасха – творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки, на боковых сторонах которой изображен крест и надпись «ХВ» («Христос Воскресе»).

Слайд 10

В настоящее время Пасха (календарь каждого христианина призывно алеет долгожданными днями) по-прежнему остается одним из самых почитаемых и любимых праздников для всех и каждого. Не мудрено, ведь душевность, чистота и благостность этого поистине божественного праздника – в особенной цене, как, впрочем, и его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

село Калининское Марксовского района Саратовской области

413083, Саратовская область Марксовский район село Калининское ул.Центральная д.40 тел. 8-845-67-6-56-37, shkalininskoe@mail.ru 

Внеклассное  мероприятие

Тема: «Планета доброты»

Маркелова Надежда Викторовна

Учитель начальных классов

МОУ-СОШ с.Калининское

Марксовского района

Саратовской области

с. Калининское- 2015 г.


Актуальность: Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

     Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,    развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

    Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

 Форма проведения: классный час

 Технология проведения: 

а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:

"Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал"

Методы проведения:

- поисковые;

- дискуссионные;

- игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Оборудование: 

- ТСО (презентация),

- запись песни М Минкова «Дорогою добра»,

- запись песни «Улыбка»,

- таблички с названием команд,

- разрезные пословицы о доброте,

- конверты с заданиями (тексты),

- волшебный сундук сказок,  

- корабль,

- карандаши,

- листы бумаги,

- клей,

- фломастеры,

- карточки со словами.


Ход работы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.  (Звучит песня о дороге добра)

Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте. Мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведём его в виде ринга между тремя командами. (Солнышко, Улыбка, Радуга)

Итак, начинаем! Каждой команде предлагается задание.

Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

Зачитываются ответы детей. В толковом словаре Сергея Ожегова говорится, что «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».  Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный,  добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

– Ребята, как вы считаете, если бы мы поселили на эту планету (на доске) все качества, которые вы называли, как её можно было бы назвать? (Планета Доброты).

Физкультминутка – выполняется сидя.

– Закройте глаза, представьте себе голубое небо, потянули руки к небу, представьте себе яркое солнце, улыбнулись солнышку, тихонько походили ножками по зелёной травке. Представим, что мы с вами находимся на планете Доброты.

– А теперь откройте глаза. Как вы думаете, существует ли такая планета? (Высказывания детей).

(Если все дети скажут, что такая планета существует, то поставить проблему самой.)

– Я считаю, что такой планеты не существует. Ведь есть обиды, оскорбления, идут войны и многое другое, что мешает нам жить. Докажите обратное, что такая планета существует (Ответы детей: помощь друг другу, любовь к детям, родителям, бережное отношение к природе и. т.д.)

– Хотите в этом разобраться? (Хотим)

– А какая же цель нашего занятия?

   Цель: Существует ли планета Доброты?

– Да, и мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

 А чтобы ответить на этот вопрос и лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы отправимся в необычное путешествие.

1) Остров пословиц.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Доброе слово и кошке приятно.

Добрые дела красят человека.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2) Город вежливости.

Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

Разминка

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать родителям?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

3) Мыс Культуры.

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. 

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2.

 Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время

Ситуация 3.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

4) Сказочная долина.

 Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.    

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

Сейчас мы поиграем в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич и Кащей Бессмертный, Золотая рыбка и Дюймовочка, Карабас-Барабас и Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

                                                            «Магическая свеча».

-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

- Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...

5) Добрая земля.

Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, желаниям, поступкам  мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.

Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.    

  – Вернёмся к нашей цели: какова она? (Дети формулируют: Существует ли планета Доброты?  (Да, нет) От кого же зависит существование планеты Доброты?

 Вывод: От каждого человека зависит существование планеты Доброты.

 – Как вы представляете себе её? Какая она? (солнце, радуга, цветы) А можем ли мы свою планету сделать такой же красивой?

Изготовление коллажа.

– Всё необходимое для украшения у вас есть в конвертах. Вы должны написать на листочках, цветочках, лучиках те качества, которые присущи доброте.

– Сколько времени вам надо для украшения? (5 минут).

– Посмотрите, ребята, какая красивая планета получилась у нас!

– Где же по вашему мнению должна находиться планета Доброты? (В сердце у каждого человека).

Рефлексия. Итог занятия.  

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Будьте добрее друг другу! Берегите друзей! Идите по жизни только дорогой Добра!

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом  вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Песня «Если добрый ты».

Дождик босиком по земле прошел

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день,

Это хорошо, а когда наоборот, плохо.

Если ясный день,

Это хорошо, а когда наоборот, плохо.

Слышно как звенят в небе высоко,

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот, трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот, трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, сними веселей,

А когда, наоборот, скучно.

Если песни петь, сними веселей,

А когда, наоборот, скучно.

- Добрые слова, это цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. Улыбнитесь и скажите друг другу комплимент.

– А в память о нашем классном часе я дарю вам сердечки «просто так».

Спасибо за работу. До свидания!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛАНЕТА ДОБРОТЫ Маркелова Надежда Викторовна МОУ-СОШ с.Калининское Марксовского района Саратовской области

Слайд 3

ДОБРОТА – ЭТО …

Слайд 4

ДОБРОТА красота мама семья радость праздник любовь жизнь счастье душевность ласка тепло забота

Слайд 5

ИЗ СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Слайд 6

«ГДЕ СПРЯТАЛОСЬ ДОБРО» Добро та Добро душный Добро сердечный Добро желательный Добро совестный Добро соседский

Слайд 7

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДОБРОТЫ

Слайд 8

ОСТРОВ ПОСЛОВИЦ

Слайд 9

Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово и кошке приятно. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Не хвались серебром, а хвались добром. Кто добро творит, того Бог отблагодарит. Собери пословицы

Слайд 11

ГОРОД ВЕЖЛИВОСТИ

Слайд 12

ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО 1 . Растает даже ледяная глыба от слова теплого… 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… 3. Мальчик, вежливый и развитый говорит,встречаясь… 4. Когда нас бранят за шалости, говорим … 5. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …

Слайд 14

МЫС КУЛЬТУРЫ

Слайд 15

МЫС КУЛЬТУРЫ Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка?

Слайд 16

МЫС КУЛЬТУРЫ Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?” Какие ошибки допустил мальчик?

Слайд 17

МЫС КУЛЬТУРЫ Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

Слайд 18

СКАЗОЧНАЯ ДОЛИНА

Слайд 20

ДЕРЕВО ТРЕТЬЕ «ДОБРЫЕ СКАЗКИ»

Слайд 21

ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ

Слайд 22

ДОБРЫЕ СЛОВА – КОРНИ. ДОБРЫЕ МЫСЛИ – ЦВЕТЫ. ДОБРЫЕ ДЕЛА – ПЛОДЫ. ДОБРЫЕ СЕРДЦА – САДЫ.

Слайд 23

Ребята, давайте будем добрыми!