Взаимодействие с музыкальным руководителем

Куликова Татьяна Константиновна

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 27 ДО «Шаги в будущее»

Консультация для педагогов.

«Игры звуками — это музыкальная импровизация».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                            музыкальный руководитель

                                                                                                Данилова М.С.

                                                                                                  Ноябрь, 2021г.

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.

Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними».

 Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 27 ДО «Шаги в будущее»

Консультация для родителей.

«Музыкальные инструменты своими руками».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                            музыкальный руководитель

                                                                                                 Данилова М.С.

                                                                                                   Апрель, 2022г.

Для гармоничного развития малышей в возрасте полутора-двух с половиной лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма.

Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд - облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий  и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:

1. Шуршалки из пластиковой бутылки малого размера.

 Из бутылок сок допили,

На полоски разделили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

2.Музыкальный браслет. Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.

                Пуговицы нашли в квартире

         И к резиночке пришили.

      Удивить хотим мы вас,

       И сыграем вам сейчас!

3. Погремушки из пластиковой бутылки малого и больших размеров. Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

 Из бутылок сок допили,

        В погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас,

  И сыграем вам сейчас!

4. Цветные трещотки. Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им  сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.

               Все фломастеры отсохли,

                  Крышки склеили дорожкой.

          Удивить хотим мы вас,

           И сыграем вам сейчас!

5.Музыкальные ключи. Собрать, примерно 5-6 штук плоских  ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.

                   Мы ключи нашли в квартире,

           И к брелочку прицепили

        Удивить хотим мы вас,

        И сыграем вам сейчас!

6. Колотушки. Изготавливаются, склеив клеем Титан  две посудки от йогурта, предварительно положить внутрь один орех фундука. Внешне также оформить узорами из самоклеящейся  цветной бумагой.

               Йогурт - вкусненькая штучка,

      Из посудки - колотушка.

   Удивить хотим мы вас,

   И сыграем вам сейчас!

В заключение своей консультации хочу пожелать вам  и вашим детям творческих успехов!

 

 

   



Предварительный просмотр:

Новогоднее развлечение для старшей группы «Снежная вечеринка»

Действующие лица: Снежная королева, Дед Мороз, Снегурочка, 2 снежинки – девочки

Свет выключен

1я  Снежинка: Ау!

2я Снежинка: Ау!

1я Снежинка: Ты здесь?

2я Снежинка: Я здесь.

Подлетают друг к другу. Оглядываются по сторонам.

1я Снежинка: Ах, Куда же мы попали?

2я Снежинка: Мы в большом просторном зале.

Помнишь, мы с тобой летели –

Мимо сосен, мимо елей.

Это Дедушка Мороз

Нас с тобой сюда принёс.

1я Снежинка: Значит, это детский сад?

Только нету здесь ребят…

2я Снежинка: Всё готово, что ж мы ждём?

Мы сюда их позовём,

Скажем мы, что Дед Мороз

Ёлку в детский сад принёс.

1я Снежинка: Все скорей сюда спешите!

Собирайтесь в этот зал!

2я Снежинка: Приглашаем только тех,

Кто смеётся громче всех,

Кто здесь спляшет и споёт,

Хороводы заведёт.

Обе снежинки:

Громче музыка играй,

Ёлочка, гостей встречай!

Включается освещение. 

Дети входят под музыку  в зал, делают круг, танцуют « Новогодний хоровод»

Ведущий:   К нам пришел веселый праздник –

Фантазер, шутник, проказник!

В хоровод он нас зовет,

Это праздник –

Дети: Новый год!

Ребенок:

Он подарит песни, сказки,

Всех закружит в шумной пляске,

Улыбнется, подмигнет.

Этот праздник –

Дети: Новый год!

Ребенок:

Ёлочка, тебя мы ждали

Много-много дней, ночей.

Мы минуточки считали,

Чтоб увидеть поскорей.

Ребенок:

Мы сегодня не устанем

Петь, смеяться, танцевать

Приглашаем вместе с нами

Вечеринку отмечать!

Ведущий:

Двери настежь, словно в сказке

Хоровод несется в пляске!

А над этим хороводом,

Говор, песни, звонкий смех!

Поздравляем с Новым Годом!

Дети: С Новым Годом всех-всех-всех!

Хоровод              (садятся на стульчики)

Под музыку входит Снегурочка.

Снег: - Здравствуйте, мои дорогие ребята!

Как вы подросли и повзрослели!

Вед:- Здравствуй, красавица Снегурочка! Рады видеть мы тебя!

У нас сегодня Снежная вечеринка! Оставайся снами!

Снег: - С удовольствием! Ух, как веселиться я люблю!

Чтобы вечеринка была светлее и праздничнее, давайте зажжем огни на вашей елочке!

 Дружно хором все скажите:

 «Ёлка, ёлочка, проснись

 И огнями загорись!»

 ДЕТИ ПОВТОРЯЮТ, ОГНИ НЕ ЗАЖИГАЮТСЯ

Снег:- Видно всё-таки не громко,

 Не проснулась наша ёлка.

 Может, кто-то промолчал?

 Скажет пусть дружнее зал!

  Ёлка, ёлочка, проснись

   И огнями загорись!

НА ЁЛКЕ ЗАГОРАЮТСЯ ЛАМПОЧКИ

Снег: - Мы не зря старались с вами

 Ёлка вспыхнула огнями!

 Веселее всех на свете

 Новогодний праздник встретим!

Под музыку залетает Снежная королева.

СК - Что за сборище тут в зале? Что за шум и болтовня?

Вед - Мы празднуем наступление НГ! У нас сегодня Снежная вечеринка!

С К - Снежная ? И без меня? Без Снежной королевы  Кто разрешил? Снегурочку я в льдинку превращу! Н Г я вам сорву! Ха Ха Ха! Взмахивает волшебным посохом.

Снегурочка: Ой, что-то в глаз попало…. И в сердце… (Хватается за сердце.)

Вед: Снегурочка, что с тобой?

Снегурочка: Да нет, ни чего, уже прошло. Отстаньте от меня. (Подходит к елке.)

- Ой, какая елка не красивая, колючая, злая.

СК:  Пойдем со мной, Снегурочка. Я отведу тебя в свой дворец и покажу тебе красивую елку изо льда.

(Обращается к детям.) Не будет у вас Нового года! И елка погаснет!

Ну- ка, вьюги и метели,

Прилетайте все сюда.

Ветры громко засвистели,

Наступили холода.

Заморозьте, заметите

Елку снегом навсегда.

Пусть огни на ней погаснут

И не светят никогда.

Звучит вой вьюги. Взмахивает рукой, елка гаснет.

Королева убегает со Снегурочкой.

Вед: Ребята, что же делать? Снежная Королева решила испортить нам праздник. (Ответы детей.) Правильно. Нужно позвать Деда Мороза. Он обязательно нам поможет.

Дети зовут Деда Мороза.

Входит под музыку

Дед Мороз: Вот и я! Привет, друзья

С давних времён уж так ведётся,

Что ни одна ёлка без меня не обойдётся.

Я, дети, очень старый дед,

И мне, поверьте, много лет.

В декабре и в январе

Я гуляю по земле,

Я хватаю вас за нос,

Коль морожу – так до слёз!

Потому что я сердитый,

Со своею снежной свитой,

Знаменитый Дед Мороз.

Но сегодня я не злой,

Добрый, щедрый и простой!

С вами вместе хоть сейчас

Я готов пуститься в пляс.

Ой, а что же это у вас елочка не горит? И ребята загрустили? А где же моя внученька? Она давно должна была к вам прийти. Что у вас случилось?

Вед: Дедушка Мороз, Снежная Королева обиделась, что мы ее не позвали на наш праздник, заморозила елку, заколдовала Снегурочку и увела ее в свой снежный дворец.

Дед Мороз: Ах она негодная. Ну не волнуйтесь. На новогоднем празднике я главный волшебник. И никому не позволю обижать ребят и мою внучку. Я сейчас посохом волшебным постучу и елка зажжётся. Только вы мне помогайте, вместе со мной произносите волшебные слова:

Елочка, елка, зеленая иголка

Зажгись огнями разными,

Зелеными и красными.

Дед Мороз стучит посохом, дети повторяют слова, елка загорается.

Дед Мороз: А теперь пора и Снежную королеву сюда вернуть.

Метели, снега и бураны

Покорны морозу всегда.

Пойду на моря, океаны,

Построю дворцы изо льда.

Вы ветры и вьюги, летите

В огромный дворец изо льда.

И Снежную Королеву

Немедля доставьте сюда.

Звучит вой вьюги, в зал вбегает Снежная королева, кружится. Останавливается перед елкой.

Королева: Что такое? Кто посмел? Я вас сейчас всех заморожу. Замечает Деда Мороза. Ой, здравствуй, дед Мороз. А я то уж было разозлилась. А это ты, хозяин Новогодний меня сюда вызвал. Что случилось?

Дед Мороз: А то ты не знаешь что случилось? Зачем Снегурочку к себе забрала и елку ребятам заморозила?

Королева: Рассердили меня они. На праздник не позвали. Вот я и обиделась: ёлку заморозила. А Снегурочка сама ко мне в гости пошла. Я ее не заставляла.

Вед: Да обманывает она, Дедушка Мороз. Она Снегурочку заколдовала.

Королева: Просто ей не понравилась ваша елка. Вот она и пошла ко мне в гости.

Дед Мороз: Ты нам Снегурочку верни, а мы уж сами разберемся, нравится ей елка или нет.

Королева: Да как же я ее вам верну? Дворец то мой далеко. Ты ведь меня одну позвал, а Снегурочка во дворце осталась.

Дед Мороз: Ох и хитрая ты. Да я хитрее. Есть у меня помощники. Я их сейчас позову, они мигом Снегурочку приведут.

Ну-ка, вьюги и метели, в дальний край летите, Снегурочку мне принесите!

Слышен вой метели.  Входит Снегурочка, равнодушно смотрит на всех.

Королева: Ну, вот она, ваша Снегурочка. Я же говорю, не нравится ей тут.

Дед Мороз: Здравствуй, внученька.

Снегурочка: Здравствуй! Зачем ты меня позвал? Тут скучно.

Дед Мороз: Внученька, да как же тебе скучно? Ведь ты любишь с ребятами веселиться.

Снегурочка равнодушно:   С ребятами? Веселиться? Не помню.

Королева: Она хочет со мной во дворце жить. И ничего ты, Дед Мороз, не сделаешь. А без Снегурочки не будет у вас Нового года.

Дед Мороз: Ребята, я знаю, что нужно сделать. Моя внучка очень любит красивую музыку.

Давайте песенку споём красивую.

Песня «Новый год пахнет мандаринами»

Дети отдают мандарины  Снег, садятся на места. Снегурочка выходит на середину зала, нюхает мандарины.

Снегурочка: Ой, что-то в сердце кольнуло. ..Какой знакомый аромат!   Дедушка! Ребята! Что это со мной? Мне снова хочется веселиться.

Дед Мороз: Ну вот и хорошо. Значит сердце твое оттаяло.

Королева: Ненавижу ваше веселье и Новый год. Все равно я вам праздник испорчу.

Дед Мороз: А я тебе не позволю. Я сейчас посохом постучу, ветром засвищу. И в сосульку тебя превращу.

Звучит шум метели, гаснет свет. Снежная Королева кружится, убегает, свет зажигается.

Дед Мороз: Ну вот и нет больше Снежной королевы.

Вед: Как хорошо, что все хорошо закончилось!

Д М, Снегурочка, а у нас тут снежная вечеринка!

Д М: Вечеринка! Это отлично!

Тогда давайте веселиться!

Хоровод          После хоровода Дед Мороз играет с детьми

Игры «Заморожу», «Ёлочки-пенёчки», «Мы  пойдем налево»,

«Новогодний паровозик»

Дед Мороз: Ох, устал я, посижу,

На ребяток погляжу.

Кто ко мне сейчас пойдет

И стихи для всех прочтет?

Стихи

Заключительный танец   Дети садятся

Дед Мороз: Вот, ребята и подошел к концу наш праздник. Все хорошо, что хорошо кончается. Мы с вами победили Снежную королеву. А знаете почему? Да потому что вы веселые и дружные.

Снег: Дедушка пора подарки детям раздавать!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Дед Мороз:

Ребята, нужно сказать волшебные слова.

Снег, снег, снег. Лёд, лёд, лёд. Чудеса под новый год….

Дети со Снегурочкой повторяют волшебные слова

Получилось!  Раздают подарки.  Прощаются.



Предварительный просмотр:

Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»

 «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость» -

Михаил Казиник.

Подобно живописи, театру, поэзии, музыка является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, частушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях, сопровождали человеческую речь. Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицировали также были само собой разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.

Стало быть, музыка – важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Истинная музыка - это источник духовного развития ребенка. Если он имеет возможность в раннем детстве видеть подлинно художественные, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства, слушать высокую музыку, у него сформируется художественно-полноценные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», то есть способность отличать красивое от банального или безобразного.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

Влияние музыки на организм дошкольника

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

П. Н. Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечении заикания, что способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Музыка как часть повседневной жизни

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей, а театрализованная деятельность является необходимой для формирования творческой активности личности. На современном этапе развития, общество предъявляет большие требования к воспитанию и образованию детей. Но музыкальное развитие ребенка является одной из обязательных составляющих современного воспитания.

Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду осуществляется в образовательной области «Музыка», в ходе которого осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Непосредственная образовательная деятельность включает чередование различных видов деятельности: вход, приветствие, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т. д.; обеспечивая тем самым разносторонние развитие музыкальных способностей детей. НОД содействует воспитанию многих положительных качеств, влияющих на формирование личности ребенка. Объединяет детей общими радостными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Музыкальная деятельность в детском саду оказывает влияние на формирование личности ребенка и на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных во время НОД. Праздники, развлечения, досуги пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринужденно.

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время НОД, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д. Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.

Музыка в часы досуга.

Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в группе.

У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждой группе свой музыкальный центр и комплект дисков с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий. Используя проектор, воспитатель может показать фильмы с музыкальным сопровождением.

Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

Музыка во время игр детей.

В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.

С помощью магнитофона, можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая. Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Музыка на прогулке.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например, «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).

Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка на художественных занятиях.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на диск.

Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Заключение

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников», говорил выдающийся немецкий пианист и педагог Артур Шнабель. Это глубоко справедливое замечание. И поэтому на первый план выдвигается задача, чтобы детский сад учил детей мыслить в музыке, и мыслить нравственно. А это сумеет сделать лишь творческая личность, которую никуда не надо «проталкивать»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника» Краски осени»

В старшей группе №6

Цель: Расширять знания детей об изменениях природы с приходом осени.

Задача: Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи. Умение развлекаться, веселиться. Воспитывать любовь к природе.

Действующие лица:  Ведущая, Осень, Дождик-взрослые.

Оборудование:   Зонтики. шапочки огурчиков( мальчики),  дождинки  Дождика. Зонт. Цветная палитра.

Под музыку дети входят в зал ( Встают полукругом)

Ведущая:  Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались на праздник, который приходит к нам каждый год.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года-( --------…дети) зовется.

Песня

1й ребёнок:  Осень всё позолотила,

   Золотое всё кругом,

И березы и осины

Золотым горят огнём.

2й ребенок:  Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

3й ребенок:    Осень за окошком ходит не спеша,

Листья на дорожках падают шурша,

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

4й ребёнок:    Осенние денёчки,

 в саду большие лужи,

последние листочки ,

осенний ветер кружит.

5й ребёнок:   За окошком осень,
Листопад шуршит,
Клён листву всю сбросил,
Кажется, он спит.
И берёзка гнётся
От шального ветра,
Дождь из тучек льётся,
Убежало лето.

6й ребёнок:  А как приятно под дождем

шептаться с зонтиком вдвоем

И даже можно зонтик взять

и под дождем потанцевать!

Танец с зонтиками (девочки)

Стихи

1реб:  Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.

2 реб:   Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.

3 реб:  С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!

4 реб:  Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

Ведущая:  У входа Осень молча поджидает,

Но двери ей никто не открывает

Давайте дружно  вместе позовём,

(Дети хором произносят)

-Осень заходи к нам, мы тебя ждём!

Под музыку в зал входит грустная и унылая осень

Реб.

В золотой карете, что  с конём игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам,

Добрая волшебница всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом, землю разукрасила.

Ведущая: Осень, осень? Не пойму?

Ты такая, почему?

Грустная, унылая, никому не милая.

Осень: Ой, ребята! Вот беда, а что делать я не знаю.

У меня пропали краски, которыми я перекрашиваю всю осеннюю природу:

Деревья, кусты, леса, поля.

Ведущая: Как же так , Осень, у тебя краски пропали? Что же делать?

Ребята, поможем осени? ( дети отвечают)

Осень:

Есть на свете чудо, что подарит цвет!

Это чудо - загадками зовется. Знаете  ли вы загадки?

Дети: Да!

Осень: Тогда слушайте и отгадывайте.

1  Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице.

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься(лук)

2.  Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна! (картофель)

3.  Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком (огурцы)

4.  Мальчик реб.

В огороде молодцы,

Свежие огурцы,

Летом мы зеленые,

а зимой солёные.

Танец огурчиков (мальчики)

Осень:  Молодцы ребята! Осенью собирают урожай с полей и огородов.

А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра с овощами и фруктами ( Суп и компот)

Дети возвращаются на стульчики.

Звучит фонограмма с шумом дождя и грозы.

Под музыку в зал вбегает дождик (взрослый в костюме дождика),

в руках у него краски.

Дождик:  Кто здесь дождик вспоминал?

Кто здесь дождик прогонял?

Сейчас всех вас намочу

И ваш праздник прекращу!

Ведущая:  Здравствуй, дождик, будь гостем на нашем празднике.

Посмотри, как ребята умеют танцевать.

ПАРНЫЙ ТАНЕЦ

Дождик:  Ага, веселитесь! Дождя не боитесь?

Осень: Дождик, послушай, погоди. У меня случилась страшная беда: Краски у меня пропали без следа. Чем же красить в золото леса? Как творить без красок чудеса?

Дождик: Я сейчас посмотрю, как вы со мной справитесь.

Игра» Волшебный зонтик» ( зонт крутит дождик)

Дети остаются  на середине зала, на точках

Дождик: Ладно, так и быть, возьми свои краски. Уговорили вы меня и развеселили. ( Дождик отдаёт осени краски)

Осень:  Вот спасибо вам ребята, и тебе дождик тоже, что нашли мои краски.

Песня

Осень: Спасибо вам, ребята! Порадовали меня. А я вам тоже приготовила подарки.

Выносит корзину с угощением.

Дети благодарят Осень за подарки, прощаются, Осень уходит.

Под музыку  уходят из зала.