Дистанционное консультирование 5 класс

Романова Марина Владимировна

1. Морфемы

2. Приставка. Суффикс

3. Чередование звуков

4. Правописание гласных и согласных в приставках

5. Буквы З, С на конце приставок

6. Корни ЛАГ, ЛОЖ, РОС,РАСТ (РАЩ)

7. О,Ё после шипящих в корне

8. Буквы Ы,И после Ц

9. Список книг для летнего чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание. Правила


         Морфема – это наименьшая значимая часть слова: 
нога, выходить, загородный. 
        Главной морфемой является корень. В нём заключён основной 
смысл слова.  

        Словообразовательные морфемы служат для образования слов 
с новым лексическим значением: 
читать  –  читатель,  новый  –  обновка.  
        Формообразовательные морфемы служат для образования форм 
одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется : 
 рука, руки, руке, ... ; читаю, читаешь, читает, ... 
          К формообразовательным морфемам относятся, например, 

              окончания существительных и прилагательных в разных  
              падежных формах:  
нога, ноги, ноге, ноги, ног, … ; новый, нового, новые, новых, … ; 
              окончания глаголов в разных формах времени, лица, числа, рода: 
читаешь, читаем, читала; 
              некоторые суффиксы: 

                -ть 
  – образует неопределённую форму глагола  
читать, писать; 
                  -л-   – образует форму прошедшего времени глагола  
читал, читала. 


          
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для 
образования разных форм одного и того же слова, а также для 
связи слов в словосочетании и предложении: 
Маша смотрит интересный фильм. 
        В неизменяемых словах нет окончаний:    

                                кофе, ателье, сегодня, завтра.  

        В изменяемых словах окончание может быть и нулевым.  

        Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками  
(или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других  
формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами):  
стол, стола, столу;   купил, купила, купили. 


          
Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания:  
ученик,  ученика,  ученику;  старательный,  старательного, старательному. 
        В основу не входят и формообразовательные суффиксы:  
читать,  читали. 
        Основа выражает лексическое значение слова. Основа неизменяемого  
слова – всё слово:  
весело (говорить),  сегодня.



Предварительный просмотр:

 Приставка. Суффикс.


          
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед  
корнем и служит для образования слов:  
учить – выучить,  высокий – невысокий,  город – пригород. 


          
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня  
и обычно служит для образования слов:  
зелёный – зеленеть,  серебро – серебряный,  стол столик.  

        Вспомним значения некоторых суффиксов. 

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: 
-ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- 
домик, шкафчик, лисонька, маменька, ветерок, огонёк, песенка, матушка;  

-чик, -щик, -ист, -тель, -ник — образуют названия лиц по роду занятий, 
по профессии: 
лётчик, упаковщик, танкист, писатель, сапожник;  

-ец, -анин, -янин, -ин, -ич — образуют названия лица по месту жительства: 
испанец, южанин, северянин, татарин, москвич;  

-онок, -ёнок — образуют названия молодых животных (детёнышей): 
медвежонок, котёнок.  



Предварительный просмотр:

Чередование звуков. Беглые гласные.


         При образовании и изменении слов может происходить замена одних 
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется 
чередованием звуков. 

        Гласные чередуются с гласными,   согласные – с согласными. 

                               

о/а

           

спорить – оспаривать

о/е/и

 

сбор – соберу – собираю

з/ж

 

сказал – скажу

к/ч

 

мука – мучной

х/ш

 

сухой – сушить

с/ш

 

спрос – спрошу

б/бл

 

любить – люблю

п/пл

 

насыпал – насыплю

м/мл

 

кормить – кормление

в/вл

 

ловить – ловлю

ф/фл

 

разграфить – разграфлю

г/ж/з

 

подруга – дружить – друзья

т/ч/щ

 

светить – свечение – освещать

д/ж/жд

 

ходить – хожу – хождение

ск/ст/щ

 

блеск – блестеть – блещет


         Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем 
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются 
беглыми:  

                              с
он – сна,       городок – городка. 



Предварительный просмотр:

 Правописание гласных и согласных в приставках. Правила


          Неизменяемые приставки  

                    о-                                     под-                               на-  

                    об- (обо-)                       про-                               над- (надо-)  

                    от- (ото-)                         до-                                 пра-  

                    по-                                     в-                                   за-    


         Выбор гласной в приставках   про- ,   пра-   зависит от смыслового  
значения приставки. Приставка   пра-   употребляется редко,  
она обозначает древность, степень родства через поколение:    


                  прародина,   прабабушка,   прадедушка,   правнук.    


         Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном  
положении так, как и в ударном:  
правописание гласных и согласных в приставках  


         Приставки   в- ,   об- ,   над- ,   под- ,   пред- ,   от-   пишутся одинаково  
во всех словах.    


        В русском языке нет приставки 
  з- 



Предварительный просмотр:

 Буквы з и с на конце приставок. Правила


         В приставках   раз- (рас-) ,   из- (ис-) , воз- (вос-) ,   вз- (вс-) ,   без- (бес-) ,  
низ- (нис-) ,   через- (черес-)   перед звонкими согласными корня пишется з ,  
а перед глухими – с :  
з и с на конце приставок    



        Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные  
звуки:    


                    Ф о к а ,   х о ч е ш ь   п о е с т ь   щ е ц ? 



Предварительный просмотр:

 Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила


         В корне   -лаг- / -лож-   на месте безударного гласного  
перед   г   пишется буква   а ,  
перед   ж   –   буква   о :  

                                      предполагать   –   предположение .  

        Исключение:   полог.    


         В корне   -рос- / -раст- (-ращ-)   на месте безударного гласного  
перед   с пишется буква   о ,  
перед ст, щ   –   буква   а :  

                                  росли   –   растение   –   приращивание.    


        Исключения:  

                        отрасль,   росток,   на вырост,   ростовщик,    

                        Ростов,   Ростислав   и   слова,   от   них   образованные. 



Предварительный просмотр:

 Буквы ё – о после шипящих в корне слова. Правила


         В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё  
(хотя произносится   о ),   если при изменении слова или при подборе  
однокоренных слов   ё   чередуется с   е :  

                  чёрный – чернеть,     пшёнка – пшено,     расчёска – чесать.    


         После шипящих в корне слова под ударением и без ударения пишется  
буква   о , если нельзя проверить однокоренным словом с   е :  

                  крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,  
                  капюшон, шов, чащоба, трещотка 
  (под ударением);  

                  шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр,  
                  шокировать 
  и   др.   (без ударения).  

      Таких слов немного, их обычно запоминают как словарные слова.    


              Необходимо различать корни 
  -жог-   и   -жёг- .    

  В существительных с этим корнем пишется о : ожог пальца;  

  в глаголах   –   ё :     Петя ожёг палец. 



Предварительный просмотр:

 Буквы ы, и после ц. Правила


         Буква 
и   после   ц   пишется:  

  в корне слова:  

                  цифра,   циркуль,   цирк,   панцирь.    

      Исключения:   цыган,   на цыпочках,   цыплёнок,   цыц,   цыкать  
      и слова, от них образованные   ( цыганский, цып-цып, цыплячий и др. );    


  в словах на 
-ция :  

                  композиция,   плантация,   интеллигенция,   акация,   милиция.    


         Буква 
  ы   после ц   пишется:  

    в окончаниях существительных и прилагательных:  

                круглолицый,   страницы,   улицы;    


    в суффиксе имён прилагательных 
  -ын- :  

                  сестрицын,   лисицын.



Предварительный просмотр:

Список литературы на лето

6 класс

 Устное народное творчество:
Н.А.Кун «Мифы и легенды Древней Греции».
 
Русская литература:
А.С.Пушкин. «Дубровский», «Повести Белкина» («Метель»,
М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб»,
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Н.С.Лесков «Левша».
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Г.Троепольский «Белый Бим, Черное ухо».
В.Катаев «Белеет парус одинокий».
М.Шолохов «Нахалёнок».
А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица».
В.Распутин «Уроки французского».
В.Железников «Чучело».
А.Алексин Рассказы («Подумаешь, птицы!» и др.)
А.Лиханов «Мой генерал».
В.П.Крапивин «Мальчик со шпагой», «Та сторона, где ветер».
В.Губарев «Королевство кривых зеркал».
Л.Лагин «Старик Хоттабыч».
 
Зарубежная литература:
М.Твен «Принц и нищий».
А.Экзюпери «Маленький принц».
Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний
капитан».
Р.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
М.Рид «Всадник без головы».
Ф.Купер «Последний из могикан», «Следопыт».
А.Дюма «Три мушкетера».
Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари».
А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон», «Расмус-бродяга».
Д.Дарелл «Говорящий сверток».
Д.Родари «Сказки по телефону», «Джельсомино в стране лжецов».
Т.Янссон «В счастливой долине Мумми-троллей»,»Невидимое дитя», «Волшебная зима», «Опасное лето», «Шляпа волшебника».».
Бичер-Стоу «Хижина дядюшки Тома»
Л.Кэролл «Алиса в стране чудес».
Р.Киплинг «Маугли».
С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Э.Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.