Итоговое сочинение 2018/2019

Романова Марина Владимировна

1 Направления тем

2. Алгоритм написания сочинения

3 Памятка для написания итогового сочинения

4. Технология написания итонового сочинения

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Направления тем итогового сочинения

                                            2018-2019 учебный год

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. .

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над сочинением:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
  9. Запиши их, составляя план.
  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и орфографию; ещё раз прочитай, находишь ошибки, если они есть и исправляю их. Следим за почерком!!!

 

Практические советы в написании итогового сочинения:

  1. Вступление (60-70 слов):
  • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
  • Отражено ли это во вступлении?
  • Намечена ли цель сочинения?
  • Сужена ли тема?
  1. Есть ли переход к основной части?
  • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
  • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
  • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
  • Так в произведении…показан….
  • Именно…( один из этих вариантов!)
  1. Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
  • Обращение к произведению (указаны автор, название);
  • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)
  • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
  • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
  • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
  • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….
  • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…
  • Об этом же писал…
  • Это же волновало….
  • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  1. Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:
  • Подводя итог, хочется сказать:…
  • Таким образом, мы понимаем, что….
  • Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!!

 

Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)



Предварительный просмотр:

План (структура) итогового сочинения. Памятка для написания.

Итоговое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60 – 70 слов).

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) – 200 – 250 слов. 

1) Тeзис  (20 – 30 слов)

2) Аргумент 1

3) Аргумент 2

III. Заключение (60 – 70 слов)

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Оно состоит из трёх элементов:

1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты.

2. Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека.

3. Главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

1. Тема-вопрос – задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.

2. Тема-утверждение (в т.ч. цитата) – требуется обосновать уже имеющееся утверждение.

3. Тема  назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы).

Тезис  – это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни:

• По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

• Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптимaльнoe кoличeствo – два.

• Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка  это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

– привести из литературных источников;

– выделить в отдельный абзац;

– в конце каждого абзаца написать микровывод;

– к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два;

– если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из трёх элементов:

1. Обращение к литературному произведению  – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п. 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 

Три способа закончить сочинение: ·

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 

2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.

3. Заключение – выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4. Цитата, подходящая по смыслу и уместно высказанная. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.



Предварительный просмотр:

Технология написания итогового сочинения. Часть 1

Методические рекомендации

Структура итогового сочинения

Итоговое сочинение состоит из нескольких блоков:

1.  Вступление: эмоциональный зачин + 2 определения (толкования) тематических слов, которые есть в заголовке сочинения + основная мысль сочинения (тезис). Примерный объем эмоционального зачина 5 – 6 тетрадных строк; 2 определения – 14 строк в совокупности; тезис – это 2 – 3 строки.

2. Основная часть: доводы к тезису (примерно 15 – 20 строк в совокупности) + 2 примера из литературных произведений, соответствующие и теме сочинения (2-ум определениям тематических слов), и основной мысли сочинения, и доводам, которые эту мысль подтверждали и раскрывали. Объем каждого примера – примерно 1 тетрадная страница.

3. Заключение, в котором автор сочинения говорит о своем понимании рассмотренной основной проблемы как человек, живущий в своем времени. Примерный объем заключения – 3 – 5 строк.

Этот композиционный план итогового сочинения соответствует в первую очередь принципу соблюдения логических основ этого самостоятельно созданного речевого произведения, которое является рассуждением-доказательством.

Логическая схема любого текста-рассуждения:

Определения 2-х тематических слов, построенные на основе противопоставления, существующего в их значениях. Оно называет тот нравственный конфликт, который должен сохраниться в формулировке основной мысли (тезиса) итогового сочинения, а также в доводах, развивающих и доказывающих правильность формулировки тезиса. Примеры к доводам тоже подбираются с учетом этого нравственного противоречия.

Основная мысль текста (тезис): в ней большая проблема, существующая в обществе и на которую откликается автор, содержательно сужается до размеров текста сочинения. Тезис строится на основе двух определений тематических слов, эти определения называют противоположные по смыслу понятия.

Довод 1-ый

Довод 2-ой

Довод 3-ий

Каждый из доводов убеждает в правильности формулировки основной мысли, выделяя одну из сторон названной в тезисе проблемы.

Пример 1-й

Пример 2-й

Каждый из примеров иллюстрирует доводы, делая информацию конкретной, содержание примеров можно изобразить (нарисовать, снять в кино).

Вывод: обобщение результатов работы с нравственной проблемой текста,

которая прошла через весь текст от определений тематических слов.

Составление определений тематических слов сочинения по всем направлениям

Алгоритм работы

Как рождается авторский замысел текста

1) В реальной жизни существует много сложных противоречий, развитие которых движет нашу цивилизацию.

2) Эти противоречия люди обдумывают и приходят к постановке проблемных вопросов (проще – к формулировке проблем, например, проблеме “отцов” и “детей”). 

3) Проблемный вопрос – это тема для размышлений (в широком смысле).

4) Автор будущего текста заинтересовывается такой широкой проблемной темой и начинает над ней размышлять. Выясняется, что широкую тему нужно сузить, чтобы не потеряться в ней. Это называется понятийной обработкой темы (т.е. тематического слова или слов).

5) Сочинение – будущий текст. При подготовке к написанию любого текста надо это сужение темы предварительно сделать. В итоговом сочинении тема состоит из 2-х слов, поэтому сужение смыслового объема каждого из тематических слов надо делать с учетом смысловых связей с другим словом – у нас это должны быть антонимы. 

6) Мы смотрим нужные нам толкования в словарях, сравниваем с афоризмами и синонимами и выделяем несколько смысловых вариантов в смысловом объеме каждого тематического слова.

7) Сопоставляем со 2-м словом и формулируем его определение (толкование).

8) Теперь мы формулируем основную проблему текста, учитывая полученные значения, за рамки которых нельзя выходить. Мы соединяем их сказуемым, которое и отразит спорность основной мысли как авторского оценочного суждения (т.е. заключения): автор так видит глобальную проблему в размерах своего текста. Это и есть основная мысль текста (по содержанию), а по форме это тезис.

Сначала полезно работать с таким вариантом итогового сочинения, заголовком которого будет название направления. Назовем это сочинение «базовым». При написании сочинения по «конкретной» теме текст «базового» используется как информационный источник.

Алгоритм создания базового варианта итогового сочинения

Направление «Месть и великодушие»

I. Подготовительная работа перед написанием базового сочинения

1.  Знакомство с рекомендациями ФИПИ. Выделение главной смысловой опоры в них.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

2. Поиск материалов для составления базового определения (толкования) каждого из 2-х слов в названии направления.

2.1. «Собираем по кирпичикам» (по отдельным смысловым фрагментам) то определение каждого из слов в названии направления, которые сделают их противоположными по смыслу в соответствии с рекомендациями ФИПИ. Словарные толкования обязательно учитываем. Много полезного материала дают синонимы и типичные словосочетания, но гораздо интереснее афоризмы и заголовки (темы) возможных сочинений в рамках направления. Для сведе́ния воедино всех собранных материалов требуется языковое чутье и хорошая эрудиция, помощь учителя учащимся очень желательна.

2.2. Обязательно выявится несколько смысловых тенденций в определении каждого тематического слова, например, месть как "коварный и подготовленный обман’, 2) ‘возмездие врагу на войне как святая месть’, 3) ‘кровная месть как старинная традиция некоторых народов’. Мы берем для работы только то, которые введем в определения противоположных понятий. Но даже «отвергнутые» смысловые оттенки надо учесть, так как в темах «конкретных» сочинений в рамках каждого из направлений эти наблюдения и выводы могут пригодиться. 

Все эти речевые действия нужно уметь делать, так как при составлении формулировок основной проблемы, доводов к ней и подборе литературных примеров смысловые рамки определений нарушать нельзя. Особенно эти рамки важны, когда может появиться соблазн ввести в сочинение третье и четвертое понятия. Например, при написании сочинения в рамках направления «Месть и великодушие» очень запросятся в сочинение слова «ненависть», «любовь», «прощение» и пр., но если их нет в базовых определениях, то их либо не надо использовать, либо надо объяснить закономерность их появления в тексте и дать определение этому новому понятию. Так сохраняется тематическая (смысловая) цельность сочинения.

II. Использование предложенных рекомендаций на практике

Напоминаем, что при подготовке к написанию итогового сочинения в рамках какого-либо направления мы сначала делаем текст «базового» сочинения на тему: «Месть и великодушие», чтобы потом использовать его фрагменты при написании сочинения на «конкретную» тему, предложенную «внутри» направления.

1. В интернете находим афоризмы, содержащие нужные нам понятия – просматриваем их с аналитических позиций, чтобы получить синонимы, смежные понятия, понятия, называющие источники и последствия мести и великодушия.

Месть это слабых душ наследство,

В груди достойного ему не место. (Карл Теодор Кёрнер)

Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. (Ювенал Децим Юний)

Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь. (Сенека)

...Кто домогается мщения, в том нет любви. (преподобный Исаак Сирин)

Великодушие  это … сострадание благородного сердца. (Н. Шамфор)

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим. (Аристотель)

Великодушный славой знаменит,

А малодушных жизнь сама срамит. (Алише́р Навои́ )

Этот человек гнетёт меня своим великодушием. (А.П. Чехов)

Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение. (О. де Бальзак)

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. (Маха́тма Га́нди)

Тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (А. Дюма)

Выше законов может быть любовь! Выше права   милость! Выше справедливости  прощение. Этого достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня. (Евгений Леонов)

Прощение врагов  прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий  это понимание врагов, потому что понимание разом прощение, оправдание, примирение. (А. И. Герцен)

Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. (Пауло Коэльо)

Есть простое правило: когда вы проявляете великодушие, следует это делать безыскусно и просто. (В. Пелевин)

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. (Аристотель)

Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть. (А. Дюма)

Простить и забыть  акт божественного великодушия. (П. Квятковский)

Именно прощение открывает единственную возможность творчески размышлять о будущем. (Дэвид Аллен)

Непрощение  это серьёзнейшая проблема, которая сидит в человеке и больше вреда наносит ему самому. (Анатолий Шарий)

Хочешь порадоваться мгновение  отомсти, хочешь радоваться всю жизнь  прости. (Франц Шуберт)

Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, для тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого. (Ник Вуйчич)

Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда нечто случается потому, что оно случается. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль. (Стивен Кинг)

Прощать врагов – значит понять его, это и есть прощение, примирение. Человек не должен растворяться в другом человеке, не должен навязывать своё великодушие. Великодушие и жестокость помогают друг другу. (Конфуций) Прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (Юрий Нагибин)

Получили синонимы к каждому из слов, вынесенных в название направления:

Месть: наслаждение мелкой души, возмездие, мщение, непрощение.

Великодушие: сострадание благородного сердца, прощение (простить и забыть); рыцарство, щедрость души, бескорыстие, величие души, нравственное величие, благородство (из интернета), чистый душевный порыв без рассуждений.

Получили смежные понятия к каждому из слов в названии направления:

Месть: наказание? (наказание происходит ради наказуемого, а месть – ради утоления гнева мстящего человека), коварство, злопамятство (из Интернета); жажда мщения – жажда справедливости.

Великодушие: человечность, человеколюбие, достоинство, благородство, бескорыстие, справедливость, понимание, оправдание, примирение; простота и безыскусность, порыв (великодушия).

Получили слова, называющие источники (причины) мести и великодушия:

Месть: желание утолить обиду и гнев, слабость и низость души, малодушие, эгоизм, отсутствие любви к человеку, отсутствие желания не опускаться ниже человеческого уровня, зависть к более талантливому, удачливому, желание показать себя, стремление придать себе значимость любой ценой.

Великодушие: мужественный человек умеет прощать, желание не опускаться ниже человеческого уровня, сила духа, любовь способности любить, прощать, сострадать, даже отказываясь от своих интересов.

Получили понятия, которые называют последствия мести и великодушия:

Месть ведет за собой радость на миг, наличие серьёзнейших проблем, которые не дают идти дальше, вред самому себе.

Великодушие: прощая другого – прощаешь (освобождаешь) себя, появляется возможность свободно думать о своем будущем, радость на всю жизнь, возможность не думать о том, что́ мое прощение означает для моих противников, а наслаждаться тем, что прощение даёт мне.

Аналитический просмотр возможных тем сочинений в рамках направления «Месть и великодушие».

Их тоже надо посмотреть, чтобы понять, какие дополнительные оттенки смысла могут быть в двух основных тематических словах, называющих направление.

1. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»? «святая месть»?

2. Великодушие – это сила или слабость?

3. Можно ли отомстить врагу?

4. «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество». (В.Г. Белинский)

5. Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?

6. Согласны ли Вы с утверждением Златоуста: «Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами»?

7. Как желание отомстить влияет на самого человека, на судьбы людей? Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?

8. Чем чревато неумение прощать?

9. Согласны ли Вы с утверждением: «Месть  это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества  присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

10. Как связаны жажда мести и жажда справедливости?

11. Согласны ли вы с тем, что «стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность»? (М. Фрай)

12. Согласны ли Вы со словами С. Аллена: «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция»?

13. Как Вы понимаете слова Альбера Камю: «На устах  прощение, а в сердце   суровый приговор»?

14. Согласны ли Вы с мнением Э. А. Севруса: «Если гениальность  величие ума, то великодушие гениальность души»?

15. Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?

16. Согласны ли Вы с мнением М. Брентон: «За прощение вообще нельзя благодарить. Оно дается свободно, как дружба, как любовь»?

20. Согласны ли Вы с тем, что, прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя?

Добавляем новые материалы к нашим выводам по афоризмам:

 месть за свое ничтожество  причина мести, саморазрушение – последствие или синоним;

 великодушие – это прощение обид виновным пред нами (синоним), быть великодушным в момент своего торжества – одно из высших проявлений великодушия, великодушие  капитуляция? (вид великодушия)

2. Выделение видов мести и великодушия с целью найти антонимичные значения этих понятий

Месть

Кровная месть как

национально

обусловленный

принцип сведения

счетов,

убеждение.

Святая месть

врагу на войне в

открытом бою.

Вымещение

собственной боли

на ком-либо.

Настоящая месть

как коварный,

задуманный

заранее

негуманный

поступок.

Великодушие

Навязанное,

угнетающее,

человек

растворяется

в другом.

Прощение

предательства

– это

Недопустимо.

«Вынужден-ное»

прощение

в безысходной

ситуации – это

великодушие?

Ложное

«великодушие»

(на устах

прощение, а в

сердце

приговор).

Истинное

великодушие

как

душевный

порыв.

Получение опорных материалы для составления определений основных тематических слов направления

МЕСТЬ – это задуманный коварный поступок человека малодушного, эгоистичного, обидчивого, неспособного любить и прощать другого. Часто причиной мстительного поступка становится зависть к способностям другого субъекта как следствие осознания собственного ничтожества, несостоятельности, а целью такого поступка является стремление придать себе значимость любой ценой. Мстительный поступок чреват разрушительными последствиями для человека.

ВЕЛИКОДУШИЕ проявляется как бескорыстный душевный порыв (поступок) сильного духом, мужественного человека, не стремящегося получить выгоду от своего поступка, не сожалеющего о сделанном. Великодушие основано на способности любить другого человека, на способности простить даже виноватого. Великодушное прощение должно быть простым и безыскусным, тогда оно освобождает человека от собственных грехов и дает возможность смело смотреть в будущее.

3.  Формулировка основной мысли сочинения.

Великодушный или мстительный поступок выявляет сущность человека.

4. Формулировка доводов к основной мысли.

Для этого выбираем смысловое триединство «нравственные убеждения человека – социальные приоритеты (манера выстраивать отношения с людьми в обществе) – следование своим нравственным убеждениям и социальным приоритетам в собственной жизни».

Во-первых, стремление отомстить или совершить великодушный поступок свидетельствует о намерении человека быть ниже или выше человеческого уровня (Е. Леонов).

Во-вторых, человек, мстящий за свою обиду, рассчитывает свои действия, соблюдая свои интересы и старательно игнорируя интересы предмета мщения, им владеет желание насладиться местью в процессе ее подготовки и в момент свершения, наслаждаясь собственным (ложным) величием. Великодушный человек не загадывает день и час своего благородного поступка,  потому что этот поступок совершается только в душевном порыве понять другого и своим прощением помочь ему.

В-третьих, средства осуществления мести определяет натура человека: его мелочный эгоизм, преувеличение своих обид, его малодушие. Великодушный поступок выявляет в человеке его широкую натуру, мужество в том доверии, которое он оказывает другому человеку, способность искренне сострадать чужому горю и не жалеть о возможных последствиях.

5. Составление логической схемы будущего сочинения, чтобы убедиться в корректности его логических основ.

Определения тематических слов

МЕСТЬ – это задуманный коварный поступок человека малодушного, эгоистичного, обидчивого, неспособного любить и прощать другого. Часто причиной мстительного поступка становится зависть к способностям другого субъекта как следствие осознания собственного ничтожества, несостоятельности, а целью такого поступка является стремление придать себе значимость любой ценой. Мстительный поступок чреват разрушительными последствиями для человека.

ВЕЛИКОДУШИЕ проявляется как бескорыстный душевный порыв (поступок) сильного духом, мужественного человека, не стремящегося получить выгоду от своего поступка, не сожалеющего о сделанном. Великодушие основано на способности любить другого человека, на способности простить даже виноватого. Великодушное прощение должно быть простым и безыскусным, тогда оно освобождает человека от собственных грехов и дает возможность смело смотреть в будущее.

Основная мысль: Великодушный или мстительный поступок выявляет

сущность человека.

Довод 1-ый

Довод 2-ой

Довод 3-ий

Стремление отомстить или совершить великодушный поступок свидетельствует о

намерении человека

быть ниже или выше

человеческого уровня

(Е. Леонов).

Человек, мстящий за

свою обиду, рассчитывает свои действия, соблюдая свои интересы и старательно игнорируя интересы предмета мщения, им владеет желание насладиться местью в процессе ее подготовки и в момент свершения, наслаждаясь собственным (ложным)

величием.

Великодушный человек не загадывает день и час своего благородного поступка, потому что этот поступок совершается только в душевном порыве понять другого и своим прощением помочь ему.

Средства осуществления мести определяет натура

человека: его мелочный

эгоизм, преувеличение своих обид, его малодушие.

Великодушный

поступок выявляет в

человеке его широкую

натуру, мужество в том

доверии, которое он

оказывает другому

человеку, способность

искренне сострадать

чужому горю и не

жалеть о возможных

последствиях.

Примеры к доводам: 1) Швабрин и его отношение к Маше Мироновой +

императрица как великодушный человек; 2) отношения между семьями Монтекки и Капулетти + отношения Джульетты и Ромео.

Вывод.

III. Пишем сочинение «Месть и великодушие» (примерный вариант «базового» текста)

В названии направления употреблены слова, каждое из которых любой человек произносит отнюдь не часто и по отношению к другим людям, и по отношению к себе. Порядочный человек не способен на месть, но ему также неловко заявлять о своем великодушии. 

В своем сочинении я рассмотрю эти понятия как диаметрально противоположные, чтобы разобраться в сущности каждого из них. Великодушие проявляется как бескорыстный душевный порыв (поступок) сильного духом, мужественного человека, не стремящегося получить выгоду от своего поступка, не сожалеющего о сделанном. Великодушие основано способности любить другого человека, способности простить даже виноватого.

Великодушное прощение должно быть простым и безыскусным, тогда оно освобождает человека от собственных грехов и дает возможность смело смотреть в будущее.

Месть – это задуманный коварный поступок человека малодушного, эгоистичного, обидчивого, неспособного любить и прощать другого. Часто причиной мстительного поступка становится зависть к способностям другого субъекта как следствие осознания собственного ничтожества, несостоятельности, а целью такого поступка является стремление придать себе значимость любой ценой. Мстительный поступок чреват разрушительными

последствиями для человека.

Сформулирую тезис сочинения. Великодушный или мстительный поступок выявляет сущность человека.

Во-первых, стремление отомстить или совершить великодушный поступок свидетельствует о намерении человека быть ниже или выше человеческого уровня (Е. Леонов).

Во-вторых, человек, мстящий за свою обиду, рассчитывает свои действия, соблюдая свои интересы и старательно игнорируя интересы предмета мщения, им владеет желание насладиться местью в процессе ее подготовки и в момент свершения. Великодушный человек не загадывает день и час своего благородного поступка, потому что этот поступок совершается только в душевном порыве понять другого и помочь ему.

В-третьих, средства осуществления мести определяет натура человека: его мелочный эгоизм, преувеличение своих обид, его малодушие. Великодушный поступок выявляет в человеке его широкую натуру, мужество в том доверии, которое он оказывает другому человеку, способность искренне сострадать чужому горю и не жалеть о возможных последствиях.

Приведу примеры в доказательство тезиса и доводов. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин затрагивает много нравственных проблем, в том числе проблему мести и  великодушия. Алексей Швабрин способен на подлые поступки из-за собственного малодушия. Оно делает его трусливым предателем, угодливым перед любым сильным властителем, жестоким и мстительным по отношению к тем, кого он предал. Он изменяет воинской присяге, за верность которой погибает капитан Миронов, и случайно не оказывается на виселице Гринев, он мстит Гриневу за то, что Маша Миронова не его невеста. Он мстит самой Маше за то, что она не соглашается выйти за него (Швабрина) замуж. Он последователен в своей мести Гриневу, так как преувеличивает свои обиды. Он наслаждается своей местью, рассчитывает наиболее выгодный момент для нанесения удара. Всё сказанное выявляет его подлую натуру. Интересен образ императрицы. Пушкин делает ее олицетворением великодушия, которое, по его мнению, должно быть свойственно государственным лицам. Выслушав рассказ и просьбу Маши Мироновой, императрица принимает решение помочь ей в спасении жениха. Пушкин показывает порыв благородной души правительницы.

Приведу второй пример. Я люблю трагедию В. Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой проблема мести и великодушия, на мой взгляд, является стержнем произведения. Две семьи – Монтекки и Капулетти – враждуют так давно, что никто не помнит причины ссоры, повлекшей за собой разные безобразные выходки одной семьи против другой, в том числе и месть. Члены обеих семей гибнут на дуэлях, в драках, упражняются в распространении эпиграмм и клеветы друг на друга. Но конец вражде и мести положила любовь детей – Джульетты из семьи Монтекки и Ромео из семьи Капулетти. Они не надеялись на понимание и тем более на великодушие своих родственников, и сами решили свою судьбу. Их смерть настолько потрясла каждую семью, что в них проснулось забытое благородство, они сумели понять, что месть опускает их ниже человеческого уровня. Они оказались способны на взаимное прощение.

Работа над сочинением дала мне возможность поразмышлять о разных сторонах человеческой натуры и отдать предпочтение ее склонности к великодушным поступкам, которые хороши в любые времена.

IV. Написание «конкретного» сочинения (на основе использования текста «базового» сочинения) 

Покажем, как на основе текста «базового» сочинения можно написать сочинение на конкретную тему, которую ученик может выбрать на экзамене.

Выбираем заголовок (тему): «Хочешь порадоваться мгновение  отомсти, хочешь радоваться всю жизнь  прости (Франц Шуберт)

1. Подготовительная работа перед написанием сочинения

Прежде чем начать писать сочинение, выберем из собранных материалов (см. выше) такие, в которых есть соотнесение понятий: «великодушие» и «прощение». Подчеркнем смысловые опоры.

Цитата, высказывание

Краткая интерпретация

Выше справедливости – прощение

(Е. Леонов).

– Тот, кто прощает, не жалеет об этом. (А. Дюма)

– Простить и забыть – акт божественного великодушия. (П.

Квятковский)

– Прощая кого-либо, мы прощаем

себя. Прощение дается свободно.(М. Брентон)

– Прощение не требует того, чтобы

ты понимал человека, которого прощаешь. (Э. Сафарли)

– Ничто так не сохраняет любовь, как прощение обид виновным перед нами. (Златоуст)

– Способность забыть и простить,

умение быть великодушным в момент своего торжества – присущи

только людям с великой душой.

(Жаколио)

 Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших

противников… Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь

прощать, и вам станет легче идти к

своим мечтам, не обременённым

багажом прошлого. (Ник Вуйчич)

Всё понимаешь – и все равно

простишь.

Простить – и забыть, не ждать

похвалы, выгоды.

Не любоваться собой хорошим.

Очищаем душу от злости в сердце.

От души, без рассуждений, с надеждой на порядочность того, кому

прощаешь.

Всё понимаешь – и все равно

простишь

Становишься выше расчетов, постигаешь любовь к Человеку в

широком смысле

Широкое движение души, чистая

радость, освобождение на миг от прозы жизни

Прощение дает человеку радость

освобождения от накипи в

собственной душе.

Мы получили основания для того, чтобы сделать определение понятия «прощение», которое не противоречит толкованию понятия «великодушие».

Составляем это определение, чтобы использовать его в сочинении.

Великодушное прощение – это не только сострадательная помощь, это освобождение от собственной расчетливости, мелочности, от привычного осмотрительного отношения к тому, кого прощаешь. Прощая другого, великодушный человек дает ему аванс доверия и предоставляет выбор: остаться порядочным или нет. В момент прощения человек освобождается от накипи в собственной душе и испытывает от этого особую, великую радость, он запомнит это ощущение, так как воспаряет над обыденностью, потому что верит в Человека.

Теперь составим определение понятия «радость на всю жизнь» в соотнесении с определениями «великодушия», «великодушного прощения».

Просмотрим материалы Интернета: словарные определения и синонимы, соотнося свои выписки с определениями «великодушия» и «великодушного прощения».

Радость – внутреннее удовлетворение. Это ощущение хочется запомнить.

Радость – это источник сил, вдохновения, это добрая и светлая энергия, помогающая чувствовать себя человеком, который сумел преодолеть соблазн не простить кого-то.

Кроме того, в конце определения «радости на всю жизнь» у нас есть материал, который можно использовать сейчас: в момент прощения человек освобождается от накипи в собственной душе и испытывает от этого особую, великую радость, он запомнит это ощущение, так как воспаряет над обыденностью, потому что верит в Человека.

Итак, радость на всю жизнь  – это особое, высокое состояние души, воспоминание о котором человек хранит в памяти. Оно дает ему силы чувствовать себя человеком, который сумел преодолеть соблазн не простить кого-то, который не боится Верить в Человека.

Понятию «радость на всю жизнь» противостоит понятие «злорадство», это результат мести.

Построение логической схемы текста сочинения: тезис, доводы к нему + примеры.

Основная мысль (тезис) сочинения: Радость великодушного прощения

несовместима со злорадством

так как (довод 1-й)

результаты

великодушного

прощения – это

приобретение веры в

другого человека, а

результат злорадной

мести – удовлетворение

собственного эгоизма

так как (довод 2-й)

человек, способный

простить даже виноватого,

преодолевает свои

слабости, сам становится

чище. А замышляющий

месть унижает другого в

своих и его глазах,

преувеличивает

недостатки, сознательно

третирует человека

так как (довод

3-й)

способность к

великодушному

прощению формирует в

человеке доброту,

сочувствие, понимание.

А желание отомстить

делает человека

злобным, бессовестным,

мелочным

Пример 1-й

Владимир Дубровский был одержим желанием отомстить врагу своего отца, но, любовь к дочери этого человека «растопила» ненависть, и герой сумел простить.

Пример 2-й

Монтекки и Капулетти понимают, что затянувшееся злорадство исчерпало себя.

Вывод: Великодушное прощение приобщает человека к высокой радости,

злорадство губит душу.

2. Написание сочинения на «конкретную» тему: «Хочешь порадоваться мгновение отомсти, хочешь радоваться всю жизнь   прости» (Франц Шуберт)

Алеша Карамазов в произведении Ф. М. Достоевского говорит маленьким мальчикам, обидевшим его, о том, что для каждого человека важны детские воспоминания о тех моментах, когда он чувствовал себя хорошим, нравственным человеком, совершившим благородный поступок. Это воспоминание об особой, высокой радости остается важным для человека в течение всей его жизни. Я думаю, что такую же радость испытывает человек, способный простить даже того, кто виноват перед ним.

Слово «радоваться» в изречении великого композитора неожиданно объединяет два противоположных понятия: «месть» и «прощение». Определимся в понятиях, чтобы понять мысль автора афоризма и сделать четкой свою мысль.

Великодушное прощение – это не только сострадательная помощь, это освобождение от собственной расчетливости, мелочности, от привычного осмотрительного отношения к тому, кого прощаешь. Прощая другого, великодушный человек дает ему аванс доверия и предоставляет выбор: остаться порядочным или нет. В момент прощения человек освобождается от накипи в собственной душе и испытывает от этого особую, великую радость,

он запомнит это ощущение, так как воспаряет над обыденностью, потому что Верит в Человека.  [Использовали заготовленное определение, не противоречащее основным тематическим словам направления]

Радость на всю жизнь – это особое, высокое состояние души, воспоминание о котором человек хранит в памяти. Высокая радость дает ему силы чувствовать себя человеком, который сумел преодолеть соблазн не простить кого-то, который не боится Верить в Человека. [Используем результат собственных поисков, определение не противоречит всем остальным определениям]

Понятию «радость на всю жизнь» противостоит понятие «злорадство» как результат мести. Месть – это антигуманный подготовленный поступок, основанный на сильном желании показать себя другим людям в своем ложном величии. [Используем определение из «базового» сочинения]

Формулируем основную мысль и доводы к ней.

Радость великодушного прощения несовместима со злорадством.

Во-первых, результаты великодушного прощения – это приобретение веры в другого человека и внутренней собственной свободы, а результат злорадной мести – лишь удовлетворение собственного эгоизма.

Во-вторых, человек, способный простить даже виноватого перед ним человека, преодолевает свои слабости, от чего его душа становится чище. А замышляющий месть унижает другого в своих и его глазах, преувеличивает недостатки, сознательно третирует человека. Его «радость» кратковременна и убога.

В-третьих, способность к великодушному прощению формирует в человеке доброту, сочувствие, понимание. А желание отомстить делает человека злобным, бессовестным, мелочным.

Приведу примеры.

Владимир Дубровский был одержим желанием отомстить врагу своего отца, но любовь к дочери этого человека «растопила» ненависть, и герой сумел простить его. Владимир Дубровский освободился от «накипи» в собственной душе инаверняка испытал особую, великую радость от своего великодушного

прощения. Любовь к Маше помогла Дубровскому, он стал вышесобственной обиды и возможных упреков, стал чище. [То, что выделено курсивом, комментирует и обобщает краткий проблемно-ориентированный пересказ конкретного фрагмента из произведения А.С. Пушкина. Это добавление делает приведенный пример убедительным, а текст – связным и логичным. Для обобщения используем определения и/или один из доводов]

Приведу другой пример.

Семьи Монтекки и Капулетти (в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта») понимают, что затянувшаяся месть и сопровождающее ее взаимное злорадство исчерпали себя. Две семьи враждуют так давно, что никто толком не помнит причины ссоры, повлекшей за собой безобразные выходки одной семьи против другой, в том числе и месть. Члены обеих семей гибнут на

дуэлях, в драках, упражняются в распространении злых эпиграмм и клеветы друг на друга. Но конец вражде и мести положила любовь детей – Джульетты из семьи Монтекки и Ромео из семьи Капулетти. Они не надеялись на понимание и тем более на великодушие своих родственников, и сами решили свою судьбу. Их смерть настолько потрясла и семью Монтекки, и семью Капулетти, что в них проснулось забытое благородство, они сумели понять, что месть опускает их ниже человеческого уровня. Они оказались способны на взаимное прощение. [Полностью использовали второй пример из «базового « сочинения!]

Работа над сочинением дала мне возможность прийти к выводу о том, что великодушное прощение дается трудно, но оно стоит затраченных усилий, так как способствует духовному росту простившего. Злорадство убого, им даже поделиться трудно с другим человеком, его надо скрывать, тогда зачем оно нужно?