Транслирование педагогического опыта
Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Как обучают детей звуковому анализу слов»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
Важно, чтобы ребенок:
- не пропускал буквы, не путал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- определение места звука в слове.
Детям необходимо знать, что:
Звук мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.
Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками
Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю вам сейчас побывать в роли детей. Сейчас мы с вами с помощью различных игр и упражнений будем осваивать звуковой анализ слов. Будет трудно, но мы справимся!
Игровые задания.
- Игра «Хлопни, если услышишь звук [П]». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
В А П Т О С Т Ы Ф П Б П Д П
Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).
- Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звуки, слоги, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
- В ПЬ МЬ Р Ж Ч Й ЗЬ
- ВУ ПЕ МИ ЛО ЗЫ
4. Игра «Где спрятался звук [П]?». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
ПАРТА, КОПНА, ЛОПАТА, ПАПА, СУП
Можно продолжить работу с данными словами и предложить детей определить количество слогов в этих словах. Возможны разные варианты:
- хлопками и проговариванием;
- подставить ладошку тыльной стороной к подбородку, сколько раз подбородок коснется ладошки, столько и слогов;
- поставить ладошку ко рту, сколько раз теплый воздух коснется ладошки, столько и слогов.
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])
- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])
- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)
- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
- На что похожа буква?
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас с вами, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Хлопни, если услышишь звук» Задача: развивать слуховое внимание, фонетический слух. Педагог называет звуки, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук.
Игра « Светофорчик » Задача: развивать слуховое внимание, фонетический слух . Педагог называет звуки или слоги, а ребенок поднимает синюю или зеленую карточку, услышав заданный звук.
Игра «Где спрятался звук?» Задача: учить определять нахождение звука в начале, в середине или конце слова.
Звуковой анализ слова КОТ
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Бондарь Юлия Викторовна – отчёт по саморазвитию.
Май 2021 год
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
3.Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
4.Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
5.Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
6.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Мной был разработан план по формированию нравственных ценностей и воспитанию гражданина и патриота своей страны. В этот план входили такие мероприятия: как организация сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Пограничники», «Космонавты», «МЧС- спасатели» и т.д. и игровых сюжетов совместно с воспитателем: «Российская армия», «Разведчики и пехотинцы» и т.д.; взаимодействие с сотрудниками детского сада: Ольга Вячеславовна Кагальникова – педагог по физической культуре, Марина Дмитриевна Кичаева – музыкальный руководитель, Амирханов Тимур и т.д.; взаимодействия со сверстниками: наблюдения за разными профессиями: «За дворником», «За младшим воспитателем», «За медсестрой» и т.д.; беседы «Друзья у нас повсюду есть», «Улица, на которой я живу», «С чего начинается Родина?» и т.д.; интерактивная игра «Наша армия сильна», знакомство через презентации с традициями и обычаями народов России, с былинными богатырями и многим другим.
Так же проводилась плодотворная работа с родителями: консультация «Воспитаем детей патриотами», игры вместе с родителями, знакомство с устным народным творчеством нашего народа, изучение атрибутов разных национальностей, беседы по интересующим темам; онлайн ответы на задаваемые вопросы.
Цель этих мероприятий состояла в том, чтобы воспитать ребенка патриотом своей страны.
В работе использовались разнообразные приёмы эффективной передачи ребёнку более сложных способов построения игры, а именно: не объясняла правила, а играла совместно, выбирала позицию партнёра; помогала своевременно переходить к более сложным сюжетам игры, таким образом развёртывала сюжет либо объединяла несколько сюжетов в один.
Если у ребёнка появлялась игровая идея, учила пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёра по игре. Направляла взаимоотношения в группе играющих таких образом, что бы игровые действия были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей той или иной профессии. Поощряла каждого отдельного ребёнка, следила за тем, чтобы замечания детей по игре не носили агрессивный характер. Поощряла попытки детей, которые самостоятельно подбирали атрибуты для выбранной игровой роли. Старалась, что бы в играх с игрушками – заместителями дети выполняли взятую на себя роль до конца.
Таким образом, работа в данном направлении показала, что дети узнали много нового о своей стране, родном крае, профессиях, научились сопереживать друг другу, своим близким и даже природе, подробнее узнали о народных праздниках.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформировала у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, у детей появилось желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Предварительный просмотр:
Отчет из опыта работы
«Развитие у дошкольников раннего возраста
простейших трудовых навыков» группы «Капельки»
Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, формирование активной целеустремленной личности.
Ранний возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом возрасте он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Основным видом труда в группе раннего возраста является самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда. Дети по просьбе воспитателя учатся убирать игрушки, книги, выполняют отдельные простейшие трудовые поручения: «принеси», «подай», «помоги», «отнеси».
Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т.д., вырабатывать позитивное отношение к режимным моментам. Новые умения и навыки, сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.
Обучение гигиеническим навыкам мы начали со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, мыла, носового платка, расчески. Мы, воспитатели, сами показываем, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Во время умывания, для поддерживания интереса у детей, проговариваем всем известные потешки: «Водичка, водичка…», «Знаем, знаем, да, да, да в кране прячется вода» и другие.
Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца, у каждого крючка есть личная картинка, на которой изображена какая-либо игрушка.
При кормлении учим детей правильно держать ложку, сидеть прямо, наклоняться над тарелочкой, кушать аккуратно. Знакомим с правилами поведения за столом. Здесь мы также используем потешки :
«Вот и ложку держим сами»
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Ели мы с тобою кашу.
Правда каша хороша?
Это – ложка,
Это – чашка…
«Варись, варись кашка»
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись кашка сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки.
«Пекла кошки пирожки»
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула –
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
«Ладушки, ладушки, испечем оладушки»
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Пашке
Не хватило кашки
Дайте Пашке кашки
Из маминой чашки!
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
После приема пищи, приучаем детей говорить «спасибо». К сожаления, не все дети умеют говорить, поэтому мы научились благодарить, кивая головой.
В процессе организации одевания и раздевания, учим детей самостоятельно снимать одежду, обувь, показываем и проговариваем последовательность одевания и раздевания, приучаем аккуратно вешать одежду на стульчик, полку, вешать на крючок. Действия сопровождаются чтением потешек:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять.
Будем с детками играть.
Но, чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
«Маша варежку надела»
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
- Здравствуй, пальчик, как живешь?
Художественное слово, фольклор, являются не менее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков, так как взаимодействует на чувства и разум детей, развивают восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирование мировоззрения.
После окончания игр в группе и на прогулке, приучаем убирать игрушки на свои места. Воспитываем бережное отношение к игрушкам, учим замечать, все ли на месте, какой порядок мы навели.
Используем игровые приемы, которые позволяют закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Большое внимание отводится дидактическим играм и упражнениям: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Помоги Танечке», «Уложи куклу спать», «Что сначала, что потом». Такие игры позволяют запомнить последовательность одевания и раздевания, отработать полученные навыки. Игры способствуют закреплению умения различать предметы одежды по названию и т.д.
Для закрепления представления об использовании предметов посуды, формирования обобщенного понятия «посуда», побуждения детей правильно называть столовые приборы, закрепления полученных навыков поведения за столом в игровой ситуации, воспитания доброжелательного отношения друг к другу, побуждение говорить вежливые слова; «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» также используются следующие сюжетно-ролевые игры: «Кукла Оля обедает», «Напоим Машу чаем», «У куклы Тани гости», «В гостях за столом» и другие.
Также трудовые умения формируются во время сюжетно-ролевых игр, где дети изучают и закрепляют элементарные действия некоторых профессий, например: парикмахер, повар, прачка, доктор.
Необходимым условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является единство требований со стороны взрослых как в детском саду, так и в семье. Поэтому мы проводим беседы с родителями, составляем памятки, в которых говорится о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Например, «Растим здорового ребенка», «Здоровые зубки с раннего возраста» и другие.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения (подметать постройки, веранду, грести снег, лепить снежные фигуры). Он связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает интерес и уважение к людям, которые этим занимаются (дворник).
Участие детей в труде должно осуществляться в условиях доброжелательной атмосферы, внимания к каждому ребенку, постоянной занятости самого воспитателя и няни.
Работа по трудовому воспитанию велась целенаправленно, планомерно, своевременно. При этом соблюдались общедидактические принципы обучения, правильная методика и организация данного процесса. Благодаря различным игровым методам и приемам обучения у детей в достаточной мере сформировались нравственно-волевые и культурно-гигиенические качества, элементарные трудовые умения. Работа в данном направлении продолжается и навыки у детей данной группы совершенствуются.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Реализация регионального компонента в познавательной деятельности дошкольников через программу «Наследие Югры: на пути к истокам»
группа «Звездочки»
2024-2025 уч.г.
Целью программы является: создание благоприятных условий для формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО- Югры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- ознакомление с жизнью и бытом народов ханты и манси
- приобщение к культуре и традициям народов севера
- дополнять, систематизировать, обобщать знания о географическом положении, природных и климатических условиях, особенностях живой и неживой природы, об охраняемых объектах ХМАО- Югры, о символах городов и муниципалитетов Югры.
- способствовать развитию познавательного интереса к природе ХМАО –Югры
- воспитывать бережное отношение к природе ХМАО –Югры
- участие в природоохранной деятельности
- взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь группы и всего дошкольного учреждения
- оказание им консультативной помощи
Для реализации цели и задач формирования у дошкольников ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры определено методологическое основание.
Подходы для реализации программы:
- Аксиологический подходи – формирование ценностного отношения к природе и культуре родного края в конкретных региональных условиях в соответствии с поликультурными, этнокультурными и социокультурными традициями региона.
- Социокультурный подход - организация взаимодействия дошкольника с миром природы и культуры через ее сохранение, приобщение к ней
- Системно-деятельностный подход – позволяет рассмотреть компоненты деятельности участников образовательного процесса
- Интегративный подход – выбор эффективных средств, форм и методов работы, различные виды деятельности.
Принципы для реализации программы:
- культуросообразности и регионализма
- научности
- доступности и нарастающей трудности
- системности и целостности
- интегративности
- содействия и сотрудничества детей и взрослых
С начала учебного года мы с ребятами успели познакомиться с географическим положением Югры на карте нашей страны, с ее водными ресурсами, климатическими условиями, животным и растительным миром ХМАО – Югры с помощью просмотра видеофильмов, презентаций, рассматривания иллюстраций и бесед.
Во вторую половину дня читали сказки народов ханты и манси, такие как «Берестяной нос», «Запрет», «Длинный нос», «Гордый олень», «Отчего у зайца уши длинные», там чаще всего главными героями выступают животные и растения.
Просматривали мультфильмы из серии «Гора самоцветов»: «Пумасипа»; легенды и мифы: «Семь лебедей», «Две дочери», «Югра», которые способствуют более легкому восприятию образа жизни коренных народов севера.
Опережая прохождение программы, конкретно модуля декоративно-прикладное искусство, ребята познакомились с орнаментами коренных народов Севера; с некоторыми настольными дидактическими играми «Изучаю и нахожу», играли в подвижную игру «Хэй-ро», собирали пазлы «Достопримечательности Югры», играли в настольный кукольный театр фабричный, а также в нашей группе был проведен конкурс рисунков и поделок на тему «Моя Югра», в котором большинство родителей приняли активное участие и создали нам свой театр и хорошие пособия для изучения некоторых тем.
Также наши дети вместе с родителями поучаствовали в акции по украшению бумажных пакетов на тему «Дары Югры», на которых были также отображены орнаменты, растительный и животный мир коренных народов севера.
Группа «Звездочки» взаимодействовала с социальными партнерами - «Библиотека с.п. Каркатеевы», присутствовали на встрече, посвященной Дню народного единства и приняли участие в акции «Культура объединяет», а рамках акции «Ночь искусств».
Наши дошколята являются активными помощниками природы, так как постоянно принимают активное участие в сборе макулатуры и пластиковых крышечек, для сохранения природы родного края, так же не забывают про пернатых друзей.
В результате дети уже ознакомлены с географическим положением, водными объектами, животным и растительным миром Югры, а также с некоторыми сказками, легендами, играми.
Мы продолжим работать по данной программе, впереди нас еще ждет много интересного. Так же мы планируем напечатать приветствие и прощание на хантейском языке и повесить в раздевалку, а на занятиях математики познакомиться со счетом на их языке.
Предварительный просмотр:
Отчет из опыта работы по теме
«Сотрудничество детского сада и семьи, как условие социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Бондарь Ю.В.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи.
Основные задачи работы с родителями:
•установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•объединить усилия для развития и воспитания детей;
•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Сотрудничество семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Сотрудничество предполагает, что ДОО и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. Полноценное сотрудничество основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность.
В нашей группе ежегодно разрабатывается программа социального партнерства с родителями в соответствии с годовыми задачами.
Основными формами работы детского сада и семьи являются как традиционные:
• консультации;
• анкетирование;
• родительские собрания;
• беседы.
В связи с этим родителям предлагались следующие консультации: «Поговорим о нравственности», «Все работы хороши или знакомство детей с профессиями», «Безопасность ребенка на улице», 1 октября – «День пожилого человека». «Энергосберегаем», «Осень», «4 ноября День народного единства», «Какими мы хотим видеть наших детей», «Научим детей делать добро».
Выставка поделок «Осень золотая», «Зимушка хрустальная»
Фотовыставки: «Сбор урожая».
Организована наглядно-стендовая информация: «Осень-золотая», «Игры детей», «Заболевания в детском саду», «Уроки Айболита», «Знатоки дорожного движения», «Важность использования автокресла», «Катание на тюбингах», «Пожарная безопасность», «Ледостав», «Осторожно гололед».
Немаловажную роль на современном этапе играет и проведение различных конкурсов. («Что мы знаем о птицах», «День рождения Деда Мороза», «Любимая мама», «Хоровод новогодних творений», зимние участки конкурс! «Зимушка-хрустальная». «Любимые сказочные герои» (книга своими руками), имеют дипломы победителей участников, что повышает авторитет и родителей и ДОО.
На собраниях: проводилась работа по установлению контакта между родителями и педагогами, моделирование перспектив взаимодействия, повышение педагогической культуры родителей, а также раскрывались темы: «Безопасность на дороге», «Профилактика детского травматизма». Светоотражающие элементы на детской одежде», «Здоровый образ жизни»
Так же и нетрадиционные формы:
• совместные досуги: детско-родительский клуб «Новый год у ворот»
- Праздники: ;
• участие родителей в выставках, акциях
Выставки рисунков: «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Все профессии важны», «Мамочка моя», «Любимый папа»
Такие формы работы позволяют родителям узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При подготовке таких мероприятий наши родители задействованы практически во всех этапах подготовки, а именно:
• советами по поводу предстоящего праздника;
• разучивании стихотворений, песен, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• изготовлении праздничных костюмов;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
В группе провелись праздники с участием родителей: «Праздник Осени», «Новогодний утренник», «Праздник 8 марта», «Смотр строя и песни».
В период карантина проводилась так же работа с родителями, в мессенджере вайбер были размещены рекомендации, разработанные воспитателями группы «Чем занять ребенка дома».
Очевидно, что семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны сотрудничать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Готовимся вместе с детьми к конкурсу чтецов, посвященный Дню защитника Отечества.
Настольно печатные игры по экологии, настольно-печатные игры: по развитию речи: лото
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.
Необходимо позаботиться о том, чтоб ребёнок вырос достойным человеком.
Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Макаренко А. С.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Формирование духовно-нравственных ценностей
у детей дошкольного возраста
средствами театрально - игровой деятельности»
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа. Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям, к национальному фольклору.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой:
1. Знакомить детей с культурой и историей своего народа через театрализованную деятельность;
2. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек.
3. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Средства реализации задач:
1. Знакомство детей с культурой и историей своего народа лучше начинать через знакомство с народными сказками, потешками, колыбельными. Мы начинаем свою работу с детьми раннего возраста. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Так у нас появилась идея создания театрального уголка.
Мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А также костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, куклы из ложки, наголовники, природный материал, касса, билеты.
Шумовые и народные инструменты: ложки, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.
Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.
2. Воспитание методами театральной педагогики способствует формированию духовно-нравственных ценностей ребенка и ориентирует его в социально-культурном пространстве. Как показал опыт для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Возникла идея о создании мини-музея «Русская изба».
Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей.
Как само пространство мини – музея так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения.
Стало традицией проводить вечер русской народной песни, встречи со сказкой, посиделки. С большим желанием дети поют русские народные песни. Их веселят легкий юмор попевок, задорная пляска, успокаивает колыбельная песня. Дети знакомятся с фольклорными праздниками: Колядки, Масленица
Еще одна группа - ценности деятельности человека. Дошкольники начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда, как первооснову жизни и благосостояния человека.
Например, Ярмарка «Урожай мы собираем и гостей всех угощаем!» является итоговым мероприятием после сбора урожая. Ребята и родители все лето трудятся от посадки и до сбора урожая, а потом делятся продуктами своего труда с гостями праздника.
Следующая группа ценностей – социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто ней нуждается, единение и радость в празднике. (смотр строя и песни, праздник народного единства)
Театрализация русской народной сказки является эффективным средством осмысления детьми её глубокого нравственного смысла, приобщает их к народной мудрости, духовным ценностям, заставляет их сочувствовать персонажам. Во время театрализации сказки она как будто оживает, присутствует рядом с детьми.
Ценности помогают дошкольникам приобретать первичный социокультурный опыт.
Как вы считаете, одевая костюм героя сказки – ребенок берет на себя роль данного героя, а если он одевает юнармейскую форму, становится ли он героем юнармейцем? Можно сказать, что он будет играть роль юнармейца? Мы считаем, что да.
Когда наши юнармейцы в форме – они становятся более собранные, внимательные. Более ответственно относятся к заданиям и поручениям. Я не хочу сказать, что без формы они не такие, но согласитесь определенный наряд требует определённых действий и определенного отношения к мероприятию, для которого вы этот наряд одели.
По моему мнению любая форма: юнармейская, кадетская, юных экологов, юпидовцев и т.д., является атрибутом театральной деятельности. Хотя ребятам мы этого не говорим, но по наблюдениям видно с каким удовольствием они вживаются в эту роль.
Всё вышесказанное способствует формированию знаний и пробуждению в ребёнке духовно-нравственных ценностей, осознанию им средств выражения.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Реализация регионального компонента в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников среднего возраста»
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание в учебном процессе является важнейшим условием в организации образования дошкольников.
Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
- побуждать детей видеть и понимать красоту родной природы;
- развивать умение бережно относиться ко всему животному миру;
- воспитывать желание использовать полученные знания в повседневной жизни.
Мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки и т. д.
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- объекты природы;
- предметный мир.
Формы работы:
- занятия;
- наблюдения;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей
Одним из важнейших условий реализации экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Процесс экологического воспитания в средней группе мы стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки: «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Деревья и их листья», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» и многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр: «Угадай следы животных?», «Кто, где живет?», «Что растет в огороде? в саду?» и другие.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях.
Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
В режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как: «Чей детеныш?», «Семена и их растения», «Чьи следы?», «Когда это бывает?». С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги птицам зимой», «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие. Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями; чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков, эколого-просветительская работа с родителями и т.д.
В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Они активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовлении поделок и рисунков. Также родителями, совместно с детьми, были созданы книжки-малышки «Животные ХМАО», дворик из домашних животных.
В нашей группе были проведены акции: «Синичкин день», «Добрые крышечки», «Миска счастья», «Бум Батл». Было проведено тематическое мероприятие «Берегите электричество».
Работа по экологическому воспитанию, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.



