Внеклассная работа по предмету


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель курса: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе

Задачи:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами живой природы

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- Формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;

-  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. 

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

- Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся,  умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Формы контроля

1. Тестирование

2. Защита рефератов, докладов

3. Отчеты о проведении опытов и наблюдений

4. Выступления на уроках биологии по теме исследования

5. Участие в биологических олимпиадах и конкурсах

Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов, животных и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и  животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:  

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Общая характеристика курса.

Курс внеурочной деятельности в 6  классах «В мире биологии» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: ботаники, зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микробиологии.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Формы организации и виды деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации данной рабочей программы используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;художественное творчество;социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).


Формы занятий

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Содержание курса внеурочной деятельности «В мире биологии»

Введение (1 ч). Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Систематика растений (1 ч). Основные систематические категории. Многообразие растений, принципы их классификации.

Споровые растения (1 ч ). Водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники.  Значение споровых растений в природе и жизни человека.

Голосеменные растения (1 ч).Разнообразие голосеменных растений Вологодской области. Сосна, ель, лиственница,

Покрытосеменные растения (1 ч).Знакомство с классификацией строением и физиологией цветковых растений. Многообразие покрытосеменных растений Вологодской области.  Значение растений в природе и жизни человека.

Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн (4 ч ). Цветы и человек. Двулетние и однолетние растения.Практическое значение цветочно-декоративных растений.  Что такое фитодизайн?

Комнатные растения (4 ч ). Секреты озеленения внутренних помещений. Декоративно-цветущие комнатные растения. Декоративно-лиственные комнатные растения. Суккулентные комнатные растения.

Растительные сообщества. Экология (4 ч ).

Природные сообщества. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. Охрана редких и исчезающих видов растений Вологодской области.

Что изучает зоология  (1 ч ). Что изучает зоология?Человек и животные.Законы об охране животного мира.Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека. Систематика животных.

Животные под микроскопом (2 ч). Простейшие.Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Простейшие-паразиты. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими

Беспозвоночные животные (5 ч).Общая характеристика и многообразие беспозвоночных  животных: Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски.  Иглокожие. Членистоногие: Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Викторина по теме «Беспозвоночные животные - обитатели планеты».

Позвоночные животные (9 ч).Примитивные формы. Ланцетники. Многообразие позвоночных животных Вологодской области: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Значение позвоночных в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных Вологодской области. Игра-викторина «Зоомир».

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире биологии»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Систематика растений

1

3

Споровые растения

1

4

Голосеменные растения

1

5

Покрытосеменные растения

1

6

Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн.

4

7

Комнатные растения

4

8

Растительные сообщества. Экология

4

9

Что изучает зоология  

1

10

Животные под микроскопом

2

11

Беспозвоночные животные

5

12

Позвоночные животные

9

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Введение (1 ч.)

1

Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Техника безопасности в кабинете биологии.

1

Систематика растений (1ч.)

2

Многообразие растений, принципы их классификации.

1

Споровые растения (1ч.)

3

Споровые растения.  Значение споровых растений в природе и жизни человека.

1

Голосеменные растения (1ч.)

4

Особенности строения голосеменных растений.

1

Покрытосеменные растения (1 ч.)

5

Знакомство с классификацией строением и физиологией цветковых растений. «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

1

Цветочно-декоративные растения. Фитодизайн (4ч.)

6

Цветы и человек.

1

7

Двулетние и однолетние растения.

1

8

Практическое значение цветочно-декоративных растений

1

9

Фитодизайн.  Ландшафтный дизайн. Оформление клумб и цветников.    

1

Комнатные растения (4 ч.)

10

Секреты озеленения внутренних помещений.

1

11

Декоративно-цветущие комнатные растения.

1

12

Декоративно-лиственные комнатные растения.

1

13

Суккулентные комнатные растения.

1

Растительные сообщества. Экология. (4 ч.)

14

Природные сообщества. Экскурсия «Растительное сообщество».

1

15

Основные растительные сообщества. Защита проекта.

1

16

Усложнение растений в процессе эволюции.

1

17

Охрана редких и исчезающих видов растений Вологодской области.

1

Что изучает зоология  (1 ч.)

18

Что изучает зоология?Человек и животные.Законы об охране животного мира.Методы изучения животных.

1

Животные под микроскопом (2 ч.)

19

Простейшие.Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

1

20

Простейшие-паразиты. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими. Игра - викторина

1

Беспозвоночные животные (5 ч.)

21

Общая характеристика и многообразие беспозвоночных  животных: Губки. Кишечнополостные.

1

22

Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.

1

23

Моллюски.  Иглокожие.

1

24

Членистоногие: Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.

1

25

Викторина по теме «Беспозвоночные животные - обитатели планеты».

1

Позвоночные животные (9 ч.)

26

Примитивные формы. Ланцетники.

1

27

Рыбы Вологодской области.

1

28

Земноводные Вологодской области.

1

29

Многообразие пресмыкающихся Вологодской области.

1

30

Птицы Вологодской области.

1

31

«Своя игра- Млекопитающие Вологодской области».

1

32

Значение позвоночных в природе и жизни человека

1

33

Охрана редких и исчезающих видов животных Вологодской области.

1

34

Игра-викторина «Зоомир».

1

Итого:

34



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление.

Метапредметныерезультаты:

  • подготовка к основному государственному экзамену по биологии.
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Предметныерезультаты

Учащийся научится

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой  природы,  жизнедеятельности  собственного  организма;  использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить  наблюдения  за  биологическими  объектами  и  состоянием     собственного организма, биологические эксперименты;
  • развивать познавательне интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации;
  • использовть приобретенне знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Учащийся получит возможность научиться

  • отработке и закреплению знаний базового уровня
  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
  • научится самостоятельно решать тестовые варианты ОГЭ, что обеспечит благоприятные условия для успешной сдачи  ОГЭ

Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ.

 Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.

На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 34часа (1 час в неделю).

2.Содержаниеучебного курса

Название раздела

Результаты обучения

Блок №1 Биология как наука . Методы биологии2 ч .

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Предметные

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,   в  практической   деятельности  людей  и   самого  ученика;   родство,   общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

различать объём и содержание понятий.

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

Блок №2 Клеточное строение организмов3ч.

 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки, их структура, функции, назначение в клетке.

Предметные

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
  • строение и основы жизнедеятельности клеток
  • особенности организации шляпочного гриба;
  • химический состав клеток.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую Органоидам клетки, их структуре, функциям, назначению в клетке.

-объяснять строениеэукариотической клетки;

Блок №3  Система, многообразие и эволюция живой природы.4ч

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые).

Предметные

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
  • методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий;
  • характеризовать формы бактериальных клеток;
  • отличать бактерии от других живых организмов;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  • приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
  • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
  • определять несъедобные шляпочные грибы;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
  • пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
  • пользоваться поисковыми системами.

Блок № 4 Строение и многообразие покрытосеменных растений. 3ч

Строение семян. Однодольные и двудольные.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля. Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев. Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян. Ткани высших растений. Классификация растений.

Предметные

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику царства Растения;
  • объяснять роль растений в биосфере;
  • характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
  • объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:        

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные

Соблюдение учащимися правил поведения в природе;

  • осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

Блок №5 Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные. 8ч

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надкласса Рыбы. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Личностные

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки

Метапредметные

добывать информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);

самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы;

анализировать материал, составлять опорный конспект по теме.

Предметные

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять значение живых организмов в природе и хозяйственной деятельности

Блок №6 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.10ч

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.  Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.  Дыхание. Система дыхания.  Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Предметные

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

Метапредметные результаты

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

Личностные

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдение правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Блок №7 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1 ч)

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.

Предметные

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

Блок №8 Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (4 ч)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности  Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.

Предметные

Научится выполнять демонстрационные варианты ГИА по биологии.

Заполнять бланки экзаменационного тестирования.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

1

Выявление уровня знаний учащихся, сдающих ОГЭ. Пробное тестирование.Биология как наука. Методы познания.

1

2

Роль биологии в формировании современного мира и практической деятельности людей. Признаки биологических систем

1

Блок №2. Клеточное строение организмов3ч.

3

Клеточная теория. Строение клетки. Сравнительная характеристика клеток эукариот и прокариот.

1

4

Химический состав клетки. Органические вещества. Обмен веществ .

 Воспроизведение. Митоз. Мейоз.

1

5

Онтогенез. Изменчивость. Сeлекция.

1

6

Систематика. Основные таксономические группы.

Вирусы- неклеточной формы жизни.

1

7

Царство  Бактерий. Царство Грибов. Лишайники - симбиотические организмы.

клеток ра

1

8

Царство Растения. Общая характеристика. Водоросли.

Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

1

9

Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые.

1

10

Строение семян. Однодольные и двудольные.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней.

1

1

11

Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля. Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев.

1

12

Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян. Ткани высших растений. Классификация растений.

1

13

Царство Животные. Общая характеристика. Подцарство одноклеточные или Простейшие. Общая характеристика.

1

14

Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Первичнополостные, или Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

1

15

Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

16

Тип Хордовые. Общая характеристика.

Черепные или Позвоночные. Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

1

17

Класс Земноводные или Амфибии.

1

18

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

1

19

Класс Птицы.

1

20

Класс Млекопитающие, или Звери

1

21

Ткани, органы, системы органов. Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система.

1

22

Работа с демоверсиями.

1

23

Опорно-двигательная система. Значение и ее состав. Строение костей. Скелет человека. Строение  и работа мышц. И их регуляция.

1

24

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Иммунитет.

1

25

Кровеносная и лимфатическая системы. Работа сердца. Круги кровообращения.

1

26

Дыхательная система, строение и функции.

1

27

Пищеварительная система. Строение и функции. Регуляция пищеварения. Барьерная роль печени. Витамины.

1

28

Выделительная система. Строение и функции.

1

29

Нервная система. Общий план строения. Функции. ЦНС строение и функции. ВНС строение и функции.

1

30

Анализаторы.

1

31

Экологические сукцессии. Цепи и сети питания. Экосистемная организация живой природы.Цепи питания. Биосфера – глобальная экосистема.

1

32

Демоверсии

1

33

Демоверсии.

1

34

Демоверсии.

1

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,    животных,   грибов   и   бактерий;    популяций;    экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности    организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь:

  • Необходимость защиты окружающей среды;
  • Родство человека с млекопитающими животными,
  • Место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей  среды;  
  • Зависимость  собственного  здоровья  от  состояния  окружающей среды;  
  • Причины   наследственности   и   изменчивости,    проявления   наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • Роль гормонов и витаминов в организме;
  • Изучать    биологические объекты и процессы;  
  • Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  • Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • Сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов, организмы, представителей отдельных систематических групп);
  • Делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);            Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,   последствий деятельности  человека в  экосистемах,   влияние  собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить   самостоятельный  поиск  биологической   информации:   находить  в  тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • Находить в биологических  словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных технологий);
  • Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: соблюдения  мер  профилактики  заболеваний,   вызываемых  растениями,   животными, бактериями,  грибами и вирусами;     травматизма,  стрессов,  ВИЧ-инфекции, вредных привычек   (курение,   алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Уметь оказывать первую  помощь  при  отравлении  ядовитыми  грибами,  растениями,  укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • Рационально организовать  труд и отдых,
  • Соблюдать правила поведения в окружающей среде;
  • Знать правила выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Знать правила проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по географии в новой форме.

Программа составлена для обучающихся 9-х класса, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.

Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Целью курса является  повышение уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Основные задачи: 

  • осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов; 
  • выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; 
  • обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
  • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
  • формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
  • развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
  • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения

Формы контроля

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Курс рассчитан на 34 часа. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Ожидаемые результаты

Полученные знания должны помочь учащимся:

-успешно сдать экзамен по географии в новой форме;

-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий

В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:

-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии 6-9 класса общеобразовательной школы;

-обрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

Раздел 1.Виды изображений поверхности Земли

Топографический план и условные знаки. Масштаб. Стороны горизонта. Изображение на плане неровностей земной поверхности.

2

Градусная сеть на глобусе и картах. Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сетки

3

Географическая широта. Географическая долгота. Изображение высот и глубин на физических картах.

4

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

5

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки

Земля и её внутреннее строение. Породы, слагающие земную кору. Движения земной коры. Основные формы рельефа суши.

6

Погода. Климат. Климатообразующие факторы.

7

Раздел 3. Население Земли

Численность населения Земли. Городские и сельские населённые пункты.

8

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

9

Раздел 4. Главные особенности природы Земли.

Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

10

Строение и свойства географической оболочки.

Природные комплексы суши и океана, природная зональность.

11

Раздел 5. Океаны и материки

ГП Африки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

12

ГП Австралии, рельеф и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Население и хозяйство.

13

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

ГП Ю.Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население.

14

ГП С.Америки. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население материка.

15

ГП Евразии. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы.

16

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

17

Раздел 6. Особенности природы и природные ресурсы России.

ГП России. Часовые пояса. Особенности рельефа. Геологическое строение. Минеральные ресурсы. Развитие форм рельефа.

18

Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циклоны и антициклоны. Типы климатов России.

19

Внутренние воды России. Главные речные системы, важнейшие озёра и их происхождение. Болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.

20

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

21

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Своеобразие растительного и животного мира России.

22

Раздел 7. Природные комплексы России

Разнообразие природных комплексов России. Моря. Природные зоны России.

23

Природа регионов России. Русская равнина, Урал, Кавказ, Зап.Сибирь, Вост.Сибирь, Якутия, Таймыр, Алтай.

24

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

25

Раздел 8. Экономика и население России

Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения.

26

География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.

27

Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК)

28

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

29

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий.

30

Химико-лесной комплекс. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность.

31

Инфраструктурный комплекс. Решение практических заданий. Разбор ошибок.

32

Раздел 9. Региональная часть курса

Решение практических заданий. Разбор ошибок.

33

Западный макрорегион – Европейская Россия. Восточный макрорегион – Азиатская Россия

34

Решение практических заданий. Разбор ошибок.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
  2. Основной образовательной программы основного общего образования филиала МБОУ «Разъезженская СОШ» «Большереченская СШ» (с изменениями и дополнениями утверждёнными приказом директора филиала МБОУ «Разъезженская СШ» « Большереченская СШ» от 28.05.2021г. № 01-08-146);
  3. Положение о рабочей программе  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»;
  4. Календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ» утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198;
  5. Учебного плана на 2021-2022 учебный год  филиала МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская  СШ»утвержденного от 31.08.2021 года № 01-08-198.

«Пытливые умы» «Зеленая лаборатория» в основной школе изучается в 5 классе. Общее число учебных часов - 34 ч (1 ч в неделю).

В программе внеурочной деятельности «Зелёная лаборатория» рассматриваются такие вопросы как особенности жизнедеятельности и многообразие представителей царства Растения. Изучаются основы ландшафтного дизайна, фитотерапии как составляющих здорового образа жизни. Формируются навыки личной безопасности через знания лекарственных, ядовитых растений, мер первой доврачебной помощи при отравлении растениями, использование растений при остановке кровотечений, съедобных дикорастущих растений.

Актуальность программы

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, экскурсии, выполнение исследовательских работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологии проектной деятельности.

Цель программы:

1.создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой природы, об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды;

2. обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья человека с условиями среды обитания;

3. способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность;

4.  развивать у учащихся навыки проектной деятельности.

Результаты обучения

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
  • Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные:

  • Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;
  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
  • Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
  • Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.

Основные идеи программы

Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции».

Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
  • практические (акции, практические работы);
  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).

Типы и виды занятий

  1. Учебные занятия:
  • комплексное;
  • индивидуальные;
  • экскурсии;
  • полевой практикум;
  • лабораторные и практические работы.
  1. Контрольные занятия:
  • выставка;
  • защита проекта;
  • конференции, круглые столы;
  • анкетирование;
  • викторины;

Предполагаемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

  • строение и особенности жизнедеятельности растений;
  • о современных проблемах охраны природы;
  • о современном состоянии растительного мира;
  • об особенностях экологической обстановки в Челябинской области;
  • о воздействии растений на здоровье человека;
  • о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
  • съедобные, лекарственные, ядовитые растения Челябинской  области;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
  • вести наблюдения в природе;
  • осуществлять исследовательскую деятельность;
  • фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
  • определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
  • оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • проектировать цветники и клумбы;
  • осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт;
  • работать с дополнительной литературой;
  • обрабатывать статистические данные.

Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:

  • создание информационных стендов;
  • создание и реализация экологических проектов;
  • просветительская деятельность среди школьников:
  • подготовка рассады и оформление школьных клумб;
  • участие в областных, районных акциях.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Включает в себя занятия по изучению истории развития науки ботаники как части биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и на природе. Поводится вводный инструктаж.

Раздел 1. Зелёная лаборатория (9 часов)

Включает теоретические и практические занятия по изучению строения растительной клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствуют навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом (лупой) и выявляют черты различия и сходства у клеток, семян разных растений и разных растительных тканей, учатся классифицировать и определять принадлежность растений к той или иной группе по форме цветка, строению соцветия, плодов.

Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о клеточном строении растений, об особенностях развития растительного организма из семени.

В данном разделе планируется проведение лабораторных, практических и исследовательских работ, работа над проектами и их защита.

Лабораторные работы:

  1. «Строение семян однодольных и двудольных растений»;
  2. «Рассматривание готовых микропрепаратов «строение корней, корневых волосков, корневого чехлика»»;
  3. «Клеточное строение листа»;
  4. «Строение цветка»;
  5. «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»

Практические работы: «Определение типа соцветий», «Классификация плодов».

Защита проекта «Зелёная лаборатория».

Раздел 2. Исследователи природы. (12 часов)

Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний об основных процессах жизнедеятельности растений,о многообразии растительного мира, о дикорастущих растениях Челябинской области. Учащиеся научатся пользоваться определителями растений, закрепят свои навыки в ходе практической работы. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях Челябинской области. Учащиеся научатся различать эти растения на рисунках, в гербарии, познакомятся с использованием растений в случае автономного существования в лесу. Приобретут знания о признаках отравления растениями и мерах первой доврачебной помощи.

Знакомство с темой будет способствовать формированию экологической культуры школьников на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Знакомство с различными растениями и их свойствами способствует формированию понимания ценности безопасного и здорового образа жизни, усвоению правил безопасного коллективного и индивидуального поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов. Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся знакомятся с растениями, занесёнными в красную книгу Челябинской области.

На основе опытов учатся формулировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать проведение опытов, фиксировать результаты и делать выводы.

Предусмотрено проведение викторины, практической работы, проектная деятельность.

Исследовательские работы:

  1. «Условия, необходимые для  прорастания семян»;
  2. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»;
  3. «Определение всхожести семян разных растений и их посев»;
  4. «Дыхание растений»;
  5. «Испарение воды листьями»
  6. Передвижение органических веществ по лубу».

Практическая работа  «Определение растений с помощью определителя».

Защита проектов «Ядовитая красота», «Растения на защите здоровья».

Викторина «Узнай растение».

Раздел 3. Растения – наши доктора. (4 часа)

Раздел включает в себя материал, посвящённый влиянию запахов растений, их фитонцидной активности, тизанов на здоровье человека. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия биологически активных веществ растений на организм человека.

Школьники приобретут навыки составления растительных сборов для заваривания тизанов, узнают правила безопасного использования растительных отваров.

Практическая работа «Составление и заваривание растительного чая»

Защита проекта «Фито-друзья».

Раздел 4. Цветок с моего окна. (4 часа)

Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света. Учащиеся приобретут знания об агротехнике комнатных растений, об основных правилах расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.

Изучение данного материала способствует развитию эстетического сознания, знания основ здорового образа жизни.

Предусматривается осуществление оценки состояния атмосферного воздуха в помещениях школы методом учёта индекса активности комнатных растений. В ходе работы над проектами учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, формируют свою коммуникативную компетенцию, учатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогом. Защита проектов помогает закрепить навыки ведения дискуссии и использования речевых средств для аргументации своих взглядов.

Практическая работа «Определение состояния воздуха в помещении методом учёта индекса активности комнатных растений»

Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере»

Защита проектов «Цветок с моего окна»

Раздел 5. Наша клумба. (3 часа)

Содержание раздела способствует формированию у школьников экологической нравственности, развитию эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна. Учащиеся приобретут знания, связанные с особенностями проектирования цветников, подбором цветущих растений, закрепят знания агротехники растений.

Выполнение практической работы способствует дальнейшему освоению приёмов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

Работа над проектами способствует формированию коммуникативной культуры, развитию ИКТ-компетентности, умению организовывать учебное сотрудничество, умению самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом.

Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы»

Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений»

Защита проектов «Оазис красоты»

Раздел 6. Хочу всё знать. (1 час)

Содержание раздела способствует развитию у школьников познавательного интереса, стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии, подведение итогов за год. Проводится инструктаж по ТБ в летнее время.

Экскурсия «Экологическая тропа»

Тематическое планирование

5 класс (34 часа)

Наименование разделов, тем

Кол-во

 часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Зелёная лаборатория

9

3

Раздел 2. Исследователи природы

12

4

Раздел 3. Растения – наши доктора

4

5

Раздел 4. Цветок с моего окна

4

6

Раздел 5. Наша клумба

3

7

Раздел 6. Хочу всё знать

1

Итого:

34

Количество контрольных и практических работ

Виды работ

Кол-во

1.

Практические работы

7

2.

Лабораторные работы

5

3.

Проекты

5

4.

Исследовательские работы

6

5.

Экскурсии

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Вид деятельности

Дата

Введение – 1 час.

1

Введение.

Вводный инструктаж.

1

Знакомство с программой, беседа о значении ботаники как части биологии, значении растений в жизни человека.

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с лабораторным оборудованием и правилами работы в кабинете биологии. Вводный инструктаж.

Слушание учителя, беседа, самостоятельная

работа с инструкцией, оформление тетрадей.

Раздел 1. Зелёная лаборатория – 9 часов.

2

Цитология – наука, изучающая строение клетки.

1

Цитология – наука, изучающая строение клетки.

Знакомство с микроскопом и приёмами работы с ним.

Работа с раздаточным материалом.

3

Лабораторная работа

«Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»

1

Гистология – наука, изучающая ткани. Виды и строение тканей растений.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

4

Лабораторная работа

«Строение семян однодольных и двудольных растений»

1

Отдел Покрытосеменные. Строение семени двудольных и однодольных растений.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

5

Лабораторная работа

«Рассматривание готовых микропрепаратов «строение корней, корневых волосков, корневого чехлика».

1

Отдел Покрытосеменные.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

6

Лабораторная работа

«Клеточное строение листа»

1

Отдел Покрытосеменные.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

7

Лабораторная работа «Строение цветка»

1

Отдел Покрытосеменные.

Цветок и его строение.

Выполнение фронтальной лабораторной работы.

8

Практическая работа «Определение типа соцветий»

1

Отдел Покрытосеменные.

Соцветия. Типы соцветий.

Выполнение практической работы

9

Практическая работа «Классификация плодов»

1

Отдел Покрытосеменные.

Плоды. Классификация плодов.

Выполнение практической работы

10

Защита проекта «Зелёная лаборатория»

1

Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, изложение доказательств, формулирование вывода.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 2. Исследователи природы – 12 часов.

11

Основные процессы жизнедеятельности растений.

1

Основные процессы жизнедеятельности растений (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа.

12

Классификация растений.

Основные классы отдела Покрытосеменные.

1

Отдел Покрытосеменные. Классы однодольные и двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные и Злаковые.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

13

Исследовательская работа «Условия, необходимые для прорастания семян»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений. Прорастание семян.

Проведение исследовательского эксперимента.

14

Исследовательская работа «Определение всхожести семян разных растений и их посев»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Прорастание семян.

Проведение исследовательского эксперимента.

15

Исследовательская работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Проведение исследовательского эксперимента.

16

Исследовательская работа «Дыхание растений»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Дыхание растений.

Проведение исследовательского эксперимента.

17

Исследовательская работа «Испарение воды листьями»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Испарение воды.

Проведение исследовательского эксперимента.

18

Исследовательская работа «Передвижение органических веществ по лубу»

1

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Проведение исследовательского эксперимента.

19

Практическая работа «Определение растений с помощью определителя»

1

Полезные и опасные растения, произрастающие на территории Челябинской области. Красная книга Челябинской области.

Выполнение практической работы

20

Викторина «Узнай растение»

1

Основные семейства отдела Покрытосеменных, произрастающие на территории Челябинской области.

Участие в викторине.

21

Защита проекта «Ядовитая красота»

1

Ядовитые растения нашего края.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

22

Защита проекта «Растения на защите здоровья»

1

Лекарственные растения нашего края.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 3. Растения – наши доктора – 4 часа.

23

Мир запахов. Растения – фитонциды.

1

Ароматерапия. Фитотерапия.

Роль ароматов  в укреплении здоровья человека, предупреждении инфекционных заболеваний, стресса.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

24

Лекарственные растения  нашего края. Правила сбора.

1

Растения как сырьё для фармацевтической промышленности. Лекарственные растения нашего края. Правила сбора лекарственных растений.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

25

Практическая работа «Составление и заваривание растительного чая»

1

Лекарственные сборы. Сборы для чая. Правила заваривания фиточая. Чайная церемония.

Выполнение практической работы.

26

Защита проекта «Фитотерапия»

1

Фитотерапия как альтернатива лекарственной терапии.

Защита проекта, слушание своих товарищей, обсуждение и анализ работ.

Раздел 4. Цветок с моего окна – 4 часа.

27

Комнатные растения.

1

История происхождения комнатных растений. Самые распространенные комнатные растения. Полезные и «вредные» комнатные растения. Условия ухода за ними.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа.

28

Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере»

1

Растения как часть комфортной среды обитания человека.

Просмотр учебного фильма, обсуждение, диспут.

29

Практическая работа «Определение состояния воздуха в помещении методом учёта индекса активности комнатных растений»

1

Влияние растений на микроклимат в помещении, участие растений в очистке воздуха в помещении.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа.

30

Защита проекта «Цветок с моего окна»

1

Комнатные растения в нашем доме.

Защита проекта.

Раздел 5. Наша клумба – 3 часа.

31

Ландшафтный дизайн.

1

Основы ландшафтного дизайна. Наиболее распространенные растения, используемые для ландшафтного дизайна. Примеры приёмов дизайна небольшого садового участка, клумбы, цветника.

Слушание учителя, просмотр презентации, беседа, работа с раздаточным материалом.

32

Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы»

1

Проектирование цветника, клумбы для пришкольного участка, использования приёмов ландшафтного дизайна.

Выполнение практической работы.

33

Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений»

1

Пикировка и высаживание декоративных цветковых растений на клумбах на пришкольном участке.

Выполнение практической работы.

Раздел 6. Хочу всё знать – 1 час.

34

Экскурсия «Экологическая тропа»

1

Знакомство с основными видами растений, произрастающими в местном лесу.

Участие в экскурсии, обсуждение и подведение итогов за год.

ИТОГО:

34

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Андронов Н.М. Определитель древесных растений по побегам и почкам. - Л.: ЛТА, 1978;

2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

3. Биологическое разнообразие Челябинской области: учебно-методическое пособие / Т. В. Уткина. Ю. Г. Ламехов. Е. А. Ламехова. – Челябинск: ЧИППКРО. 2015.

4. Захаров В.Д.. Лагунов А.В. Редкие и исчезающие животные Челябинской области// Лекции по экологии Челябинской области, Челябинск,2000г

5. Материалы по флоре и фауне Челябинской области. Миасс,01994,с.30-47.

6. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. - М.: Просвещение, 1972;

7. П. Мак-Кой, Т. Ивелей. Практическая энциклопедия ландшафтного дизайна, Росмэн,2001г

8. Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. - М.: Агропромиздат, 1985

9. www.nrc.edu.ru/est/r4/

10. www.km.ru/education

11. http://ebio.ru/