Транслирование опыта в области наставничества
Транслирование опыта по внедрению авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности. Участие в конкурсах по наставничеству, проведение мастер-классов, выступления на семинарах, круглых столах, конференциях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.89 КБ | |
| 71.6 КБ | |
| 475.94 КБ | |
| 459.4 КБ | |
| 164.23 КБ | |
| 755.34 КБ | |
| 258.01 КБ | |
| 1020.27 КБ | |
| 1007.4 КБ | |
| 120.89 КБ | |
| 830.68 КБ | |
| 12.02 КБ | |
| 11.99 КБ | |
| 12.02 КБ | |
| 1.43 МБ | |
| 1.19 МБ | |
| 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Конкурс профессионального мастерства
среди молодых педагогических работников
муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют - 2025»
Номинация «Педагог-наставник»
Мастер-класс
«4К-компетенции: путь к профессионально-личностному
росту молодого педагога»
город Нижневартовск, 2025 г.
АННОТАЦИЯ
Мастер-класс «4К-компетенции: путь к профессионально-личностному росту молодого педагога» разработан Гусевой О.В., учителем английского и немецкого языков, педагогом-наставником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №12» города Нижневартовска и направлен на развитие у молодых педагогов практических умений и навыков использования в образовательном процессе форм, методов и приемов по формированию у обучающихся ключевых компетенций: коммуникация, креативность, критическое мышление, командная работа.
Основной задачей мастер-класса является раскрыть понятие профессиональной компетентности педагога, включающего в себя владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности, готовность решать профессиональные задачи, способность контролировать и регулировать свою деятельность.
Структура и содержание методической разработки включает описание 4К -компетенций и приемы их использования в решении конкретных образовательных задач.
Методическая разработка мастер-класса будет полезна педагогическим работникам, педагогам-наставникам, методистам образовательных организаций. Формирование 4К-компетенций у наставляемых поможет развивать личностный потенциал, выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи.
ВВЕДЕНИЕ
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. В числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти навыки 21 века востребованы в любой профессии. Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать разные проблемы и задачи.
Разработчики образовательных технологий отлично понимают важность развития 4К. Они работают над созданием новых моделей обучения этим навыкам, над разработкой критериев их оценки. Задания на креативность и критическое мышление включены в контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации. Эти навыки помогают обучающимся делать школьные проекты: доклады, презентации, рефераты. Более того, умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию и общаться с людьми важны не только в учёбе, но и в повседневной жизни.
Успешно развивать навыки XXI века может каждый. Главное – желание и упорство. Умение обмениваться навыками с партнерами, учиться и учить одновременно помогут освоить теорию и практику 4К как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Актуальность авторской разработки мастер-класса продиктована необходимостью развивать ключевые компетенции у молодых педагогов, которые только вступили на путь профессиональной деятельности и еще не имеют достаточного опыта практической педагогической деятельности. Формирование 4К-компетенций у наставляемых поможет развивать личностный потенциал, выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи.
Новизна данной разработки заключается в том, что на основе предлагаемого методического и дидактического материала создается определенная система содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, формируется уникальная образовательная среда, основанная на принципах индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, которая призвана обогатить знания в области образовательных технологий и заложить основы к своему дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Основной формат мастер-класса – это разговор, обсуждение, демонстрация приемов, беседа с аудиторией, в ходе которых у коллег формируется собственная позиция по обсуждаемой теме, осмысление демонстрационного материала, а также понимание того, что умение ориентироваться в потоках информации, умение определить общую цель и способы ее достижения, умение договариваться и налаживать контакты, принимать нестандартные решения являются востребованными навыками будущего, овладение которыми необходимо осуществлять сегодня.
Назначение данной методической разработки заключается в оказании помощи молодым педагогам в освоении навыков 4К-компетенций, выборе приемов при их применении с учетом конкретных условий и особенностей педагогической деятельности.
Таким образом, практика подобных авторских методических разработок обеспечивает усиление мер по созданию условий для эффективной реализации указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и достижения задач национального проекта «Образование».
РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
Педагог-наставник: Гусева Ольга Владимировна, учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №12».
Тема мастер-класса | «4К-компетенции: путь к профессионально-личностному росту молодого педагога». | ||
Продолжительность | 20 минут. | ||
Цель | Формирование знаний и представлений о 4К-компетенциях, возможности использования методов и приемов для овладения этими навыками. | ||
Задачи |
| ||
Планируемые результаты: | Наставляемые: - расширят понятийный аппарат о ключевых компетенциях: «коммуникация», «кооперация», «креативность», «критическое мышление»; - углубят научные знания в области современных образовательных технологий; - совершенствуют навыки ставить цели и задачи, применять адекватные методы и приемы для их реализации, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - отработают умения осуществлять коммуникацию, организовывать и планировать сотрудничество, совместную деятельность с участниками мастер-класса; - повысят уровень функциональной грамотности по использованию 4К-компетенций для решения профессиональных задач, а также жизненных проблемных ситуаций; - у наставляемых повысится уровень мотивация к своему дальнейшему саморазвитию и самообразованию. | ||
Информационно-методические и материально-технические условия для проведения мастер-класса | |||
Информационные и цифровые образовательные ресурсы | Дидактический и наглядный материалы | Оборудование | |
1. Презентация в программе Power Point. 2. Облачный инструмент с широкой функциональностью для создания интерактивного контента на сайте www.wooclap.com | 1.Наглядный раздаточный материал для выполнения заданий. 2.Кейсы с заданиями. 3.Тематические картинки. 4.Ватман, маркеры. | Проектор с экраном, компьютер, подключение к сети Интернет, маркерная доска. | |
Основные понятия | «4К-компетенции», «коммуникация», «кооперация», «креативность», «критическое мышление» | ||
Формы взаимодействия с аудиторией | фронтальная, парная, групповая | ||
Методы обучения и образовательные технологии | Активные и интерактивные методы: «мозговой штурм»; обсуждение; дискуссия; деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам; разработка и презентация мини - проектов; решение ситуационных задач; рефлексивная беседа. Образовательные технологии: здровьесберегающие, игровые, ИКТ, проблемного обучения, креативного, критического мышления, сотрудничества, организация проектной деятельности. | ||
Деятельность педагога-наставника | Деятельность участников мастер-класса | Установки и формируемые компетенции |
Задача: осознание участниками мастер-класса смысла и значимости предстоящей учебно-познавательной деятельности, создание положительной эмоциональной направленности. | ||
Приветствие участников мастер-класса. Ведущий вовлекает участников в коммуникативную деятельность через приемы с использованием IT-технологий: предлагает участникам выполнить совместное интерактивное задание в соответствии с инструкцией и определить тему мастер-класса. Добрый день, уважаемые коллеги! С большим удовольствием предлагаю вам принять участие в мастер-классе. Надеюсь, наша совместная работа будет плодотворной и полезной для нас. В начале вместе сформулируем тему. Сканируйте QR-код, с помощью которого у вас откроется сайт интерактивного контента www.wooclap.com ответьте на вопрос «Какие навыки, по Вашему мнению, являются ключевыми для достижения успеха?» Ваши ответы отобразятся на экране проектора. Благодарю вас за активное участие. По ответам на экране можно судить, что в этой аудитории собрались люди, настроенные на успех и владеющие ИКТ компетенциями. Итак, кто сформулирует тему мастер-класса? Молодцы. Тема мастер-класса: «4К-компетенции: путь к профессионально-личностному росту молодого педагога». Вступительное слово педагога-наставника. В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. В числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. Эти навыки 21 века востребованы в любой профессии. Как вы думаете, в чем их предназначение? Сегодня нам с вами предстоит совместная деятельность, которая поможет понять сущность этих навыков и актуализировать их применение в своей профессиональной деятельности. А чтобы наш интеллектуальный тренинг был не только познавательным, но и увлекательным, позаимствуем мотивирующие остроумные сюжеты с участием обаятельного персонажа из сатирического романа Ильфа и Петрова «12 стульев» – великого комбинатора Остапа Бендера. Дух авантюризма живет в каждом из нас, но многие просто боятся поддаться внутренним инстинктам и жить на полную. Очень часто слышала фразу от знакомых мне людей, что «в жизни нужно попробовать все». Живу по этому же принципу, но оглядываясь на окружающих людей, понимаю, что многие настолько привыкли жить в своей «зоне комфорта», что им сложно решиться даже на маленький шажок в сторону нестандартных событий. Видеосюжет из фильма «12 стульев», мотивирующий к совместной деятельности. Выполняя миссию педагога-наставника побуждала молодого педагога шагать в ногу со временем, действовать сообразно современным вызовам. Не всё, конечно, и не сразу получалось у наставляемого в начале профессионального пути, поэтому относилась с эмпатией к его временным неудачам, после которых у него возникали сомнение и тревога, но я мотивировала к действиям и пробуждала веру в успех. Видеосюжет из фильма «12 стульев», мотивирующий на успех. | Участники сканируют QR-код и выполняют задание. Формулируют тему мастер-класса «Ключевые компетенции: креативность, кооперация, критическое и креативное мышление» (Тема на слайде) Слушают вступительное слово ведущего, происходит подготовка к включению участников в деятельность на личностно-значимом уровне, вступают в тематическую беседу с педагогом-наставником, активизируют свой интеллектуальный потенциал. - Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать разные проблемы и задачи. Участники визуально знакомятся с информацией на экране о наставляемом педагоге. |
|
| ||
2.1. Развитие у участников мастер-класса понимания сущности понятия «коммуникация» и демонстрация приемов для формирования этого навыка – 4 мин. Задача: включение участников в деятельность на личностно-значимом уровне, побуждение к тематической беседе, активизация интеллектуального потенциала. | ||
Слова педагога-наставника. Развитие коммуникации – один из главных компонентов успешной деятельности в обществе, в котором общение выполняет важные функции. Как вы думаете какие? Видеосюжет из фильма «12 стульев», мотивирующий на установление атмосферы дружелюбия и доверия. - Какой посыл, по вашему мнению, заложен в этом видеоролике? Да, самый надежный способ установить контакт с человеком – сделать ему хороший комплимент. Педагог-наставник предлагает выполнить мотивационное задание на формирование навыка компетенции «коммуникация»: Давайте делать друг другу комплименты! Передавая изображение сердца, сделайте искренний комплимент сидящему рядом человеку, используя подсказки на экране (глаза, прическа, фигура, мозг, голос и т.д.). Педагог-наставник благодарит участников. | - Эффективное взаимодействие, способность к четкому выражению своих мыслей, умение слышать собеседника, приспосабливаться к разным ситуациям и решать конфликты. Просматривают видеосюжет. -Расположить к себе человека. -Наладить дружелюбное взимоотношение. -…. Выполняют мотивационное задание, передают сердце, делая друг-другу комплименты, используют подсказки на экране. |
|
2.2. Развитие у участников мастер-класса понимания сущности понятия «кооперация» и демонстрация приемов для формирования этого навыка – 4 мин. Задача: побуждение участников к процессу кооперации, активизация деятельности в группах. | ||
Видеосюжет из фильма «12 стульев», мотивирующий на кооперацию, совместную деятельность. Педагог-наставник объясняет сущность понятия «кооперация» и демонстрирует практические результаты своего наставляемого. Педагогическая кооперация (коворкинг – совместная работа, тимбилдинг – работа в команде) позволяет в совместном интерактивном взаимодействии получать новую актуальную информацию, а также осуществлять обмен практическим опытом педагогов. А какие вы можете назвать примеры эффективного коворкинга? Да, согласна. Существует множество способов и приемов для эффективного тимбилдинга. Но, пожалуй, один из самых необходимых нашему обществу сегодня – это волонтерское движение и адресная помощь. В процессе нашей совместной работы наставляемый молодой педагог Ольга Вячеславовна проявила себя как неравнодушный человек с активной гражданской позицией, участвуя в добровольческой деятельности и социально значимых акциях. Педагог-наставник побуждает участников к совместной деятельности. Для выполнения следующего задания приглашаю на сцену 3 добровольцев, которые образуют команду. Перед вами «Цветок доброты». Как вы думаете, какими качествами должен обладать добрый человек? Команде предлагается помочь нашему цветку расцвести яркими красками. Для этого вам нужно назвать каждый лепесток одним из качеств доброго человека. Угадайте эти качества по описанию, которые представлены на слайде и впишите их в лепестки ромашки, расположенной на маркерной доске. Чувство сердечной привязанности к людям, Родине. (любовь) Добрый, мягкий по характеру, незлобливый. (добродущие) Сдержанность в обнаружении своих заслуг, достоинств. (скромность) Ласковый, проявляющий любовь. (нежность) Готовность помочь кому-нибудь в трудную минуту. (отзывчивость) Жалость, сочувствие, сострадание. (эмпатия) Любовь к труду. (трудолюбие) Педагог-наставник благодарит участников и побуждает их сделать вывод. | Смотрят видеосюжет. -Командообразующие игры, тренинги. -Проектная деятельность. -Социально значимые акции. Участники команды включаются в совместную деятельность и выполняют предложенное задание: по описанию называют качества человека и вписываю их на лепестках ромашки. -Педагогический коворкинг позволяет не только обогатить профессиональный методический потенциал каждого педагога, но и формировать культуру командной работы, готовность к инновационной деятельности, что повышает качество образовательной деятельности в целом. |
|
Динамическая пауза – 1 мин. Задача: снять напряженность, повысить продуктивность, мотивировать к дальнейшей работе. | ||
Педагог-наставник проводит динамическую паузу. Мозг здорового человека постоянно требует умственной нагрузки. Если этого нет, то человек испытывает интеллектуальный голод. Развить интеллект и повысить продуктивность можно с помощью йоги. Для этого не обязательно стоять на голове и медитировать. Существуют более простые техники, к которым можно обращаться как ежедневно, так и в минуту усталости и недостатка вдохновения. Давайте все вместе в качестве динамической паузы выполним несколько несложных упражнений с элементами йоги:
| Звучит спокойная музыка. Участники выполняют упражнения, который демонстрирует ведущий, ссылаясь на инструкции на слайде. |
|
2.3. Развитие у участников мастер-класса понимания сущности понятия «критическое мышление» и демонстрация приемов для формирования этого навыка – 4 мин. Задача: развитие способности рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решения | ||
Видеосюжет из фильма «12 стульев», демонстрирующий умение аргументировать и формировать у оппонента желаемую точку зрения. Педагог-наставник объясняет сущность понятия «критическое мышление» В бурном потоке перемен в современном мире одно остается без изменения: сегодня как никогда нам важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения огромного количества чрезвычайно сложных задач. Если человек способен мыслить критически, он использует разные когнитивные навыки и стратегии, чтобы повысить вероятность желаемого результата и найти путь к поставленной цели. Наше мышление в первую очередь ориентируется на собственные представления, так называемые когнитивные искажения. Мы видим ситуации через призму собственного опыта и эмоций и это мешает нам посмотреть на проблему с разных сторон. Чтобы научить себя мыслить более масштабно, помещайте себя в нестандартные условия. Педагог-наставник загадывает участникам интеллектуальные загадки с нестандартным решением: Как можно легко и просто удвоить свои сбережения?(ответ: поместить их перед зеркалом) Может ли человек обойтись без сна 10 дней? (ответ: да ведь можно спать ночью) Стакан полон воды. Как достать воду со дна стакана, не выливая ее? (ответ: используйте соломинку) Педагог-наставник предлагает участникам организовать 2 команды по 3 человека. Им предлагается на выбор один нестандартный кейс, для выполнения которых необходимо рационально проанализировать ситуацию, принять аргументированное решение и преподнести это таким образом, чтобы их аргументы выглядели обоснованно и убедительно. -«Продайте снегоуборочную машину жителям Гавайских островов»; - «Продайте газонокосилки людям, живущим в квартирах»; - « Продайте садовые стулья больницам» Педагог-наставник благодарит участников за выполнение заданий и побуждает сделать вывод. Итак, что же нам помогает развивать навыки критического мышления? | Просматривают видеосюжет. Участники высказывают свои варианты ответов на предложенные загадки. Из числа участников формируются две команды по три человека, которые выполняют предложенные задания и представляют их публичную демонстрацию. - Развивать навыки критического мышления помогают поиск и анализ информации и решение нестандартных ситуаций. |
|
2.4. Развитие у участников мастер-класса понимания сущности понятия «креативность» и демонстрация приемов для формирования этого навыка – 4 мин. Задача: активизация интеллектуального потенциала участников для решения проблемных задач и создания интеллектуальных продуктов. | ||
Видеосюжет из фильма «12 стульев», демонстрирующий умение проявлять творческое мышление. Педагог-наставник объясняет: Творческое мышление необходимо не только художникам и музыкантам, но и обычным людям. С его помощью можно придумывать нестандартные идеи, которые дадут возможность облегчить труд, увеличить доход и завоевать признание людей. Где вам приходится использовать такой навык? Если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела, развивайте творческие способности. Как? Предлагаю вашему вниманию уникальную методику визуальных загадок - друдлов, изобретенных Роджером Прайсом, американским писателем, актером-сценаристом в середине 20 века. Ведущий демонстрирует один из примеров головоломки с возможными путями решения и предлагает участникам разгадать аналогичную загадку. (Пути решения: шкаф, бабочка на нитке, окно, двери, движение по канату и т.д) | Просматривают видеосюжет. - В проектной деятельности. - Во время ремонта квартиры. - В творческой деятельности. Участники слушают объяснение ведущего и высказывают свои варианты ответа на предложенные загадки: |
|
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП – 1 мин. Задачи: провести рефлексию с участниками мероприятия с целью получения обратной связи в форме оценивания по 5-бальной шкале | ||
Педагог-наставник побуждает участников сделать вывод: Развитие компетенций 21 века помогают выстраивать стратегию достижения цели, решать самые разные задачи, возникающие в профессиональной деятельности. Как вы думаете, для решения каких практических задачи могут помочь 4К-компетенции? В заключении хочу поблагодарить вас за активное участие в совместной деятельности и предлагаю вам оценить уровень мероприятия. Педагог-наставник предлагает сканируовать QR-код, перейти по ссылке на сайт www.wooclap.com и оценить мастер-класс, ответив на вопрос «Насколько данное мероприятие было интересным и полезным для вас?» | - Главная задача педагога-наставника – помочь начинающему учителю раскрыть свой творческий потенциал, максимально способствовать самообразованию и самопроектированию. - Научить самостоятельно удовлетворять свои образовательные запросы, справляться с современными вызовами и достичь профессиональных успехов. Участники сканируют QR-код, с помощью которого они открывают сайт www.wooclap.com и отвечают на вопрос «Насколько данное мероприятие было интересным и полезным для вас?» | Формирование умений анализировать результаты деятельности осуществлять рефлексию, давать оценку. |
10.02.2025
Учитель английского языка,
педагог-наставник МБОУ «СШ №12» О.В. Гусева




