Родительское собрание с первом классе

Фомина Л.Н.

Родительское собрание в первом классе Адаптация к школе

О психологической готовности ребека к школе, как подготовить ребенка к школе для его успешной адаптации. 

 

Анкета для родителей по выявлению адаптации ребенка к школе

 

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?

 

 

Цель: психологическое просвещение об особенностях адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему психологической адаптации к школьному обучению.

2. Повысить уровень психологической компетенции родителей.

3. Выработать совместно с родителями практические рекомендации о том, как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Ход проведения

Вступительное слово:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании, которое будет посвящено самому важному времени в жизни детей - периоду вхождения в школьную жизнь. Уже совсем скоро они встретятся со своим учителем, познакомятся друг с другом, будут узнавать много нового и интересного. Их новая жизнь будет совершенно отличаться от той, которой они жили раньше. Теперь они будут приходить в школу, и проводить здесь почти целый день с еще пока незнакомыми многим ребятами, и выполнять часто сложные задания.

Какие особенности есть у этого периода вхождения в школьную жизнь, как они могут проявляться у детей и что с этим делать, нам расскажет наш психолог.

Несколько слов об адаптации первоклассников.

Психолог: Давайте поговорим о том, что же такое первый класс в школе и какой он. Ведь в то время, когда наши дети впервые приходят в школу, перед всеми взрослыми (родителями, учителями, администрацией) встает сложная задача: сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка без стресса.

Адаптация (от латинского «приспособлять») - в широком смысле приспособление к окружающим условиям.

В адаптации есть 2 аспекта: биологический и психологический (социально-психологический).

Социально-психологическая адаптация – это сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связанных с изменениями статуса ребенка.

Первоначальный этап пребывания в школе - это и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Теперь, когда мы определили наше главное понятие, давайте рассмотрим, в чем же состоят трудности вхождения ребенка в школьную жизнь.

 Опрос «Наши надежды и опасения».

Инструкция: Уважаемые мамы и папы! Вам раздали цветные листочки. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания начала школьной жизни ребенка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные, и негативные. На желтом листочке напишите, чего вы ждете от своего первоклассника, ваши самые светлые мечтания. На красном листочке – то, что вызывает ваше беспокойство, то, чего еще нет, но вы опасаетесь, что это может случиться. Приклейте свои листочки на лист ватмана.

Психологические особенности первоклассников в период привыкания к школе.

Итак, начало обучения – сложный период для всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, работающего с первым классом, родителей первоклашек и, конечно, самих маленьких учеников.

Почему это такой сложный период?

Примерьте положение первоклассника на себя. Представьте, что вам - взрослому человеку - с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, в мелькание сотен незнакомых лиц (кстати, не всегда доброжелательных), в среду, где вас еще не знают, зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше.

Более того, ваши друзья и родные, все, кто вас знает и любит, пристально следят за тем, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-нибудь не ладится. Уютно, комфортно вы себя чувствуете в этом новом, пусть самом соблазнительном мире? Едва ли. Тогда оцените мужественную готовность первоклассников «стать настоящими школьниками»: в этих сложных обстоятельствах они, как правило, говорят о школе с восторженным пылом, влюбляются в свою учительницу, наделяя ее красотой, умом, всезнанием, добротой и прочими добродетелями, безоговорочно, некритично принимая все ее «надо» и «нельзя».

Да и для учителя этот этап непрост – представьте, вы только что расстались со взрослыми четвероклассниками, которые все умели, знали, вы к ним привыкли, и они к вам тоже, а теперь перед вами малыши – кто-то плачет и хочет домой, кто-то трогает все вещи, кто-то трогательно повис на вашей руке. И всех этих детей надо как-то учить! Заново считать клетки, учить строиться парами, объяснять, как вести себя в столовой и раздевалке.

Но и вам, дорогие родители, думаю, будет тоже совсем не просто. Ведь вам предстоит перейти в другой ритм жизни, в котором у ребенка будет совершенно определенная роль, обязанности, которые ему не всегда будет хотеться выполнять, а вам придется вспоминать или повторять – как это было у вас в первом классе или у старшего ребенка, объясняя своему маленькому первокласснику задачу или принцип написания буквы «у». И при этом мнение учительницы в первом классе все равно будет для ребенка важнее.

Вот так выглядит начало обучения в школе, если его рассмотреть со всех сторон.

Итак, вхождение в учебную деятельность как новую деятельность может быть связано с некоторыми осложнениями. В этот период маленькие ученики могут вести себя совсем не так, как для них это свойственно.

Что же наблюдает учитель, приходя в свой первый класс? Он видит, что для одного ученика характерно двигательное возбуждение, для другого – заторможенность, вялость, для третьего – жалобы на усталость, головные боли и потерю аппетита. Кроме того, можно увидеть и таких ребят, которые просто теряются в новых условиях, не могут охватить одновременно большое количество новых объектов, правил, которые нужно усвоить.

Теперь мы знаем, что такое адаптация к школе и какие сложности могут возникать в этот период для всех участников образовательного процесса. Но как долго он продлится? Неужели теперь так будет всегда, спросите вы.

Для каждого ребенка длительность привыкания к школе различна – кому-то хватит недели, а для кого-то и трех недель будет мало. В среднем период адаптации занимает около 6-8 недель. Хотя нужно помнить о том, что все дети разные и кому-то на то, чтобы привыкнуть к школе, понадобится до 6 месяцев.

Самое главное, о чем надо помнить всем нам, - это то, что все, что наблюдает учитель или замечает мама, не является устойчивой особенностью ребенка, которая будет присуща ему всегда. С завершением адаптационного периода многие так ярко бросающиеся в глаза особенности поведения постепенно уйдут или примут более мягкую форму.

Поэтому хочется особо подчеркнуть, и предостеречь от желания делать скоропалительные выводы в этот период. Самое главное - внимательно наблюдать за состоянием и поведением своего ребенка, ему будет нужна ваша поддержка.

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе выступления, обменяться мнениями о том, какие моменты остались недосказанными или требуют более глубокого анализа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._roditelskie_sobraniya_v_nachalnyh_klassah.docx248.98 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к школе

Слайды

Адаптация к школе

Анкета для родителей по выявлению адаптации ребенка к школе

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?

Родительское собрание в 1 классе

Цель: психологическое просвещение об особенностях адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему психологической адаптации к школьному обучению.

2. Повысить уровень психологической компетенции родителей.

3. Выработать совместно с родителями практические рекомендации о том, как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Ход проведения

Вступительное слово:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании, которое будет посвящено самому важному времени в жизни детей - периоду вхождения в школьную жизнь. Уже совсем скоро они встретятся со своим учителем, познакомятся друг с другом, будут узнавать много нового и интересного. Их новая жизнь будет совершенно отличаться от той, которой они жили раньше. Теперь они будут приходить в школу, и проводить здесь почти целый день с еще пока незнакомыми многим ребятами, и выполнять часто сложные задания.

Какие особенности есть у этого периода вхождения в школьную жизнь, как они могут проявляться у детей и что с этим делать, нам расскажет наш психолог.

Несколько слов об адаптации первоклассников.

Психолог: Давайте поговорим о том, что же такое первый класс в школе и какой он. Ведь в то время, когда наши дети впервые приходят в школу, перед всеми взрослыми (родителями, учителями, администрацией) встает сложная задача: сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка без стресса.

Адаптация (от латинского «приспособлять») - в широком смысле приспособление к окружающим условиям.

В адаптации есть 2 аспекта: биологический и психологический (социально-психологический).

Социально-психологическая адаптация – это сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связанных с изменениями статуса ребенка.

Первоначальный этап пребывания в школе - это и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Теперь, когда мы определили наше главное понятие, давайте рассмотрим, в чем же состоят трудности вхождения ребенка в школьную жизнь.

 Опрос «Наши надежды и опасения».

Инструкция: Уважаемые мамы и папы! Вам раздали цветные листочки. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания начала школьной жизни ребенка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные, и негативные. На желтом листочке напишите, чего вы ждете от своего первоклассника, ваши самые светлые мечтания. На красном листочке – то, что вызывает ваше беспокойство, то, чего еще нет, но вы опасаетесь, что это может случиться. Приклейте свои листочки на лист ватмана.

Психологические особенности первоклассников в период привыкания к школе. 

Итак, начало обучения – сложный период для всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, работающего с первым классом, родителей первоклашек и, конечно, самих маленьких учеников.

Почему это такой сложный период?

Примерьте положение первоклассника на себя. Представьте, что вам - взрослому человеку - с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, в мелькание сотен незнакомых лиц (кстати, не всегда доброжелательных), в среду, где вас еще не знают, зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше.

Более того, ваши друзья и родные, все, кто вас знает и любит, пристально следят за тем, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-нибудь не ладится. Уютно, комфортно вы себя чувствуете в этом новом, пусть самом соблазнительном мире? Едва ли. Тогда оцените мужественную готовность первоклассников «стать настоящими школьниками»: в этих сложных обстоятельствах они, как правило, говорят о школе с восторженным пылом, влюбляются в свою учительницу, наделяя ее красотой, умом, всезнанием, добротой и прочими добродетелями, безоговорочно, некритично принимая все ее «надо» и «нельзя».

Да и для учителя этот этап непрост – представьте, вы только что расстались со взрослыми четвероклассниками, которые все умели, знали, вы к ним привыкли, и они к вам тоже, а теперь перед вами малыши – кто-то плачет и хочет домой, кто-то трогает все вещи, кто-то трогательно повис на вашей руке. И всех этих детей надо как-то учить! Заново считать клетки, учить строиться парами, объяснять, как вести себя в столовой и раздевалке.

Но и вам, дорогие родители, думаю, будет тоже совсем не просто. Ведь вам предстоит перейти в другой ритм жизни, в котором у ребенка будет совершенно определенная роль, обязанности, которые ему не всегда будет хотеться выполнять, а вам придется вспоминать или повторять – как это было у вас в первом классе или у старшего ребенка, объясняя своему маленькому первокласснику задачу или принцип написания буквы «у». И при этом мнение учительницы в первом классе все равно будет для ребенка важнее.

Вот так выглядит начало обучения в школе, если его рассмотреть со всех сторон.

Итак, вхождение в учебную деятельность как новую деятельность может быть связано с некоторыми осложнениями. В этот период маленькие ученики могут вести себя совсем не так, как для них это свойственно.

Что же наблюдает учитель, приходя в свой первый класс? Он видит, что для одного ученика характерно двигательное возбуждение, для другого – заторможенность, вялость, для третьего – жалобы на усталость, головные боли и потерю аппетита. Кроме того, можно увидеть и таких ребят, которые просто теряются в новых условиях, не могут охватить одновременно большое количество новых объектов, правил, которые нужно усвоить.

Теперь мы знаем, что такое адаптация к школе и какие сложности могут возникать в этот период для всех участников образовательного процесса. Но как долго он продлится? Неужели теперь так будет всегда, спросите вы.

Для каждого ребенка длительность привыкания к школе различна – кому-то хватит недели, а для кого-то и трех недель будет мало. В среднем период адаптации занимает около 6-8 недель. Хотя нужно помнить о том, что все дети разные и кому-то на то, чтобы привыкнуть к школе, понадобится до 6 месяцев.

Самое главное, о чем надо помнить всем нам, - это то, что все, что наблюдает учитель или замечает мама, не является устойчивой особенностью ребенка, которая будет присуща ему всегда. С завершением адаптационного периода многие так ярко бросающиеся в глаза особенности поведения постепенно уйдут или примут более мягкую форму.

Поэтому хочется особо подчеркнуть, и предостеречь от желания делать скоропалительные выводы в этот период. Самое главное - внимательно наблюдать за состоянием и поведением своего ребенка, ему будет нужна ваша поддержка.

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе выступления, обменяться мнениями о том, какие моменты остались недосказанными или требуют более глубокого анализа.