Материал по литературе

Золотова Лидия Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1795 -1829) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Слайд 2

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Нина Чавчавадзе. И. Н. Крамской. Портрет писателя Грибоедова

Слайд 3

« Что поразило меня в личности и судьбе Грибоедова?» Кто же он был? Драматург? Военный? Публицист? Дипломат? Музыкант? А может быть, все вместе?...

Слайд 4

Встреча Во время своего очередного пребывания на Кавказе (июнь 1829 г.) А. С. Пушкин на границе Грузии с Арменией встретил арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?»,- спросил поэт. – «Из Тегерана». – «Что везете?» - «Грибоеда». Это было тело одного из самых замечательных людей начала Х1Х века – А. С. Грибоедова. Кавказ. 1850-е годы. К. Н. Филиппов. По таким же дорогам проходили маршруты А. Грибоедова.

Слайд 5

Усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт и архитектуру.

Слайд 6

Рождение, учёба, служба А. С. Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее стремительное развитие. В 1806-1812 г. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский факультеты. Закончить третий факультет математики и естественных наук помешала Отечественная война 1812 г. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк , затем был переведен в Иркутский полк. Но поскольку оба полка находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

Слайд 7

Воспоминания литератора Ксенофонта Полевого «Речь зашла о власти человека над самим собой. Грибоедов утверждал, что власть его ограничена только физической невозможностью, но что во всем другом человек может повелевать собой совершенно и даже сделать из себя все : «Говорю так, потому что многое испытал на себе над самим собою. Например, в последнюю персидскую кампанию. Во время сражения мне случалось быть с князем Суворовым. Ядро с неприятельской батареи ударилось подле князя, осыпало его землей и в первый миг я подумал, что он убит . Князя только контузило, но я чувствовал невольный трепет и не мог прогнать гадливого чувства робости. Это ужасно оскорбило меня самого. Стало быть, я трус в душе? Мысль нестерпимая для порядочного человека и я решил, чего бы то ни стоило, вылечить себя от робости … Я хотел не дрожать перед ядрами в виду смерти, и при первом случае стал в таком месте, куда доставали выстрелы с неприятельской батареи. Там сосчитал я назначенных мной самим выстрелов и потом, тихо поворотив лошадь, спокойно отъехал прочь».

Слайд 8

Грибоедов был очень образованным человеком. В 1816 году Грибоедов оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой , при чем не только был тонким знатоком музыкальных произведений, но сам сочинял.

Слайд 9

Воспоминания о Грибоедове «Он не мог и не хотел скрывать ни насмешки над подслащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой изыскательности, ни негодования при виде счастливого порока. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать – никогда.» (актёр П. А. Каратыгин) «Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе. Тут он готов был придираться к ним из пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок, потому что сарказмы его были неотразимы». (декабрист А. Бестужев) Воспоминания А. С. Пушкина – учебник стр.-78.

Слайд 10

Мечта о свободной жизни Принято считать, что домом Грибоедова управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире . Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая была противницей насилия и жадно мечтала о новой «свободной» жизни . Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения. В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли в качестве секунданта . После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом. Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в США, либо в Персию. Он выбрал Персию .

Слайд 11

Замысел «Горе от ума». Назначенный послом новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горе от ума». Это лучшее произведение Грибоедова, хотя не единственное… Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных «светских» комедий – шаблонных по образцу французских. Один из рукописных списков комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Слайд 12

« Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» Комедия была завершена к осени 1824 года . Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Слайд 13

Арест Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь в крепости «Грозное» он был арестован 22 января 1826 года «высочайшим повелением – по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение 4-х месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в деле декабристов , и его друзья- лицеисты подтвердили его показания. 14 декабря 1825 года. на Сенатской площади в Петербурге. 1830 год. Художник К. И. Кольман

Слайд 14

Туркманчайский договор. Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлисе, участвует в походе. Персы вынуждены были вступить в мирные переговоры. С русской стороны эти переговоры вел Грибоедов . Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор . Грибоедов был с почетом принят императором, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев, был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии. «Заключение Туркманчайского договора».

Слайд 15

Нина Чавчавадзе В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе , дочери его друга – грузинского поэта. Но он снова вынужден ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты.

Слайд 16

Трагические страницы жизни Грибоедова Это случилось 30 января 1829 года. Озверевшая огромнакя толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками , напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не смеет поднять руку на русского посла . Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство – 37(!) человек – было растерзано . По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.

Слайд 17

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя!» Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен. Там же при монастыре Давида позже был сооружен памятник в честь Грибоедова.

Слайд 18

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами» (А. С. Пушкин). «Горе от ума» - феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных сильно и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание» (А. Бестужев).

Слайд 19

«Грех не беда, молва не хороша».

Слайд 20

«Счастливые часов не наблюдают».

Слайд 21

«И золотой мешок, и метит в генералы»

Слайд 22

«С ума сошёл!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора ,первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались .

Слайд 3

Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.

Слайд 4

Лицейский зал Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытым красным сукном, золоченые кресла, на столе лицейская грамота. В этом зале 8 января 1815 года на переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.

Слайд 5

Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.

Слайд 6

Верхний этаж занимали спальни. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Слайд 7

Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: "российского, латинского, французского, немецкого", -математики (в объеме гимназии), словесности и риторики. истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам.

Слайд 8

Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года), за это время изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика ); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Слайд 9

Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.

Слайд 10

Директор Лицея На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский .

Слайд 11

«Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей»

Слайд 12

Лицейские профессора Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни .

Слайд 13

В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.

Слайд 14

Список первого набора лицеистов Спальня Годы жизни Воспитанник Прозвище № 6 1798 1852 Павел Юдин № 7 1796 - 1873 Иван Малиновский Казак № 8 1800 - 1876 Модест Корф Модинька, Дьячок № 9 1800 - 1817 Николай Ржевский Кис, Дитя

Слайд 15

№ 10 1798 - 1851 Федор Стевен Швед, Фрицка № 11 1798 - 1841 Владимир Вольховский Суворочка № 12 1799 - 1872 Федор Матюшкин Федернелка, Плыть хочется № 13 1798 - 1859 Иван Пущин Большой Жанно, Иван Великий № 14 1799- 1837 Александр Пушкин Француз, Егоза

Слайд 16

№ 15 1799 - 1830 Петр Саврасов Рыжик, Рыжак № 16 1798 - 1847 Павел Гревениц Бегребниц № 17 1798 - 1837 Алексей Илличевский Олосенька № 18 1799 - 1856 Дмитрий Маслов Наш Карамзин № 19 1801 - 1856 Александр Корнилов Мосье

Слайд 17

№ 29 1801 - 1870 Константин Данзас Осада Данцига, Кабуд, Медведь № 30 1798 - 1883 Александр Горчаков Франт № 31 1799 - 1822 Сильверий Броглио Маркиз № 32 1799 - 1843 Александр Тырков Кирпичный брус № 33 1798 - 1831 Александр Дельвиг Тося, Султан, Мусульман № 34 1801 - 1850 Аркадий Мартынов № 35 1798 - 1880 Сергей Комовский Лиса, Смола, Фиксал

Слайд 18

№ 36 1797 - 1830 Константин Костенский Старик № 37 1798 - 1831 Семён Есаков № 38 1797 - 1846 Вильгельм Кюхельбекер Кюхля, Бекеркюхель № 39 1798 - 1868 Михаил Яковлев Паяс200номеров Комедиант № 40 1800 - 1833 Константин Гурьев* Исключен из лицея в 1813 году за дурное поведение

Слайд 19

№ 42 1799 - 1862 Александр Бакунин № 43 1800 - 1820 Николай Корсаков Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды .

Слайд 20

Иван Иванович Пущин (1798-1859) Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг; "рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.

Слайд 21

Антон Антонович Дельвиг, барон (1798 - 1831) Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.

Слайд 22

Константин Карлович Данзас (1801 - 1870 ) Товарищ Пушкина по Лицею; в выпуске один из последних, наряду с Пушкиным и Броглио, любимый однокашниками как весельчак, но оставивший память лишь своим прекрасным почерком, коим переписывал лицейские журналы, носившие помету: "В типографии Данзаса". Если бы не было участие в дуэли Пушкина, принадлежал бы к наименее заметным его лицейским товарищам. Но Данзас с такою самоотверженностью принял на себя миссию секунданта Пушкина ( ему за это грозила суровая кара ) и затем, после дуэли, показал такую любовь и преданность к умирающему товарищу, что вызвал к себе всеобщее внимание и расположение.

Слайд 23

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 —1846 ) По свидетельству М.А. Корфа, во время учебы был «предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.

Слайд 24

Дворцовый сад Рядом с дворцом отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.

Слайд 27

А.С.Пушкин посвятил этому фонтану поэтические строки: «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печальна сидит, праздный держа черепок».

Слайд 29

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6%). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе

Слайд 30

...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот. После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

Слайд 31

«Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село» .

Слайд 32

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9

Слайд 33

Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Лобня Бычковой Наталией Михайловной. 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кутузов и Наполеон Работу выполнила ученица 10 А класса Калабина Анна

Слайд 2

Источник... необычайной силы прозрения в смысле совершающихся событий лежал в том народном чувстве, которое он (Кутузов) носил в себе во всей чистоте и силе его. Все, что было вне его (Наполеона), не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли. Л. Н. Толстой

Слайд 3

«Нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды », — пишет Л. Н. Толстой и воплощает эту мысль в образах двух исторических деятелей, двух полководцев, к которым на протяжении всей эпопеи «Война и мир» приковано внимание читателя.

Слайд 4

Кутузов и Наполеон – основная человеческая и морально-философская проблема романа «Война и мир». Эти фигуры, глубоко связанные между собой, занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности. Разными нитями, иногда явными, иногда скрытыми, они связаны со многими героями романа.

Слайд 5

Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

Слайд 6

Характеристика Кутузова Кутузов для писателя – тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа.

Слайд 7

В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благо- родной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

Слайд 8

Великий полководец появляется на переднем плане эпопеи в самые ответственные моменты войны: мы видим его накануне и в ходе Бородинского сражения, на совете в Филях и сразу после оставления Наполеоном Москвы, в Тарутинском сражении и в боях под Малоярославцем и Красным. Он всегда глубже и правильнее других понимает значение каждого сражения в ходе войны, умеет предвидеть дальнейший ход событий.

Слайд 9

Отвечая Лористону на его предложение о мире, Кутузов пишет, что «мира не может быть, потому что такова воля народа». Полководец, выполняя свой долг, проявляет большое личное мужество, высочайшую нравственность и человеколюбие. Он остается в памяти не только как гениальный полководец, спаситель России, но и как один из великих представителей народа, народной мудрости, народной морали, воплотивший в себе патриотический дух и нравственные силы, объединившие лучших людей России и обеспечившие победу над «непобедимым» врагом.

Слайд 10

Характеристика Наполеона Наполеон — жестокий и самовлюбленный завоеватель, действия которого, по мнению Толстого, не могут быть оправданы ни историей, ни интересами французского народа. Наполеон во всем — антипод Кутузова.

Слайд 11

Писатель, выступая против культа императора Франции, видит в нем агрессора, вероломно напавшего на Россию, честолюбца, для которого «все, что было вне его, не имело никакого значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно его любимое слово — «я».

Слайд 12

Вся деятельность Наполеона — это попытка заставить народы жить по его собственному произволу, направлять историю по собственному желанию. До нападения на Россию это ему удавалось. Поэтому он уверился в собственной непогрешимости, стал считать себя движущей силой истории

Слайд 13

Писатель иронизирует: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Наполеон воображает себя властителем мира, вершителем судеб и государств. Толстой подчеркивает его самовлюбленность, индивидуализм, стремление «сделать себя» — и полное безразличие к людям, нежелание считаться с их интересами, высокомерное презрение к армии, к тем, кто преданно служит ему.

Слайд 14

Толстой отказывает ему даже в полководческом таланте, показывая растерянность самовлюбленного честолюбца, когда во время Бородинского сражения он понял, что победу над русскими одержать невозможно, что рушатся все его планы и расчеты. Рассказывая о Наполеоне, Толстой дает волю своему сарказму. Писатель отказывает ему в простых естественных человеческих чувствах. Незабываема сцена, когда перед Бородинским сражением Наполеон устраивает настоящий спектакль, демонстрируя на глазах у всех родительскую любовь.

Слайд 15

Ничего не искажая, Толстой все-таки принижает Наполеона, подчеркивая его физические недостатки: круглый живот, короткие ноги, толстые плечи, дрожание левой ноги — и показывая, что перед нами обычный заурядный человек, а не полубог.

Слайд 16

Сравнение героев Развенчивая Наполеона, Толстой обличает и наполеоновское начало в людях. Кутузов и Наполеон — два полюса романа. Если Кутузов воплощает народную мудрость и представляет коллективное начало, волю народа, то Наполеон — выразитель ложной мудрости, самовлюбленности и индивидуализма.

Слайд 17

Эта антитеза помогает раскрыть «мысль народную» как основную идею «лучшего романа всех времен».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Николаевич Островский 1823-1886 Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ №1234 Г.Москвы

Слайд 2

Семья Отец Мать Мачеха Сын священника; Чиновник-юрист; Титулярный советник; дворянство Дочь пономаря; Умерла, когда Александру было 8 лет Баронесса Эмилия фон Тессин 4 детей; хорошее образование

Слайд 3

Замоскворечье Детство и юность; Большая библиотека отца – желание стать писателем; Наблюдения за жизнью купцов, мелких чиновников;

Слайд 4

Образование, служба Юридический факультет Московского Университета (не доучился); Служба в суде писцом (желание отца); Пишет сцены из купеческой жизни, задумывает комедию; Очерк «Записки замоскворецкого жителя».

Слайд 5

Литературная известность комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — « Банкрут »), 1850 год. вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова. К постановке на сцене запрещена; Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I . На сцену пьеса была допущена только в 1861 г.

Слайд 6

Творчество и карьера С 1853 года (более 30 лет) его пьесы почти каждый сезон на сцене театров (Малый театр в Москве, Александринский театр в С-П); В 1863 награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. С 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров;

Слайд 7

Театр Островского Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский); отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру; На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию; театр должен быть построен на условностях ; мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка не на одного актёра.

Слайд 8

Пьесы Островского «Семейная картина» (1847) «Свои люди — сочтёмся» (1849) «Неожиданный случай» (1850) «Утро молодого человека» (1850) «Бедная невеста» (1851) «Не в свои сани не садись» (1852) «Бедность не порок» (1853) «Не так живи, как хочется» (1854) «В чужом пиру похмелье» (1856) «Доходное место» (1856) «Праздничный сон до обеда» (1857) «Не сошлись характерами» (1858) «Воспитанница» (1859) «Гроза» (1859) «Старый друг лучше новых двух» (1860) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) «Женитьба Бальзаминова » (1861) « Козьма Захарьич Минин-Сухорук » (1861) «Тяжёлые дни» (1863) «Грех да беда на кого не живёт» (1863) «Воевода» (1864) «Шутники» (1864) «На бойком месте» (1865) «Пучина» (1866) «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) «Тушино» (1866) «Василиса Мелентьева» (1867) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Горячее сердце» (1869) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Не всё коту масленица» (1871) «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) «Комик XVII столетия» (1873) «Снегурочка» (1873) «Поздняя любовь» (1874) «Трудовой хлеб» (1874) «Волки и овцы» (1875) «Богатые невесты» (1876) «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) «Женитьба Белугина» (1877) «Последняя жертва» (1878) «Бесприданница» (1878) «Добрый барин» (1879) «Сердце не камень» (1880) «Невольницы» (1881) «Светит, да не греет» (1881) «Таланты и поклонники» (1882) «Красавец-мужчина» (1883) «Не от мира сего» (1885)

Слайд 9

Самые известные пьесы: «Свои люди — сочтёмся» (1849) « Гроза» (1859) «Женитьба Бальзаминова » (1861) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Снегурочка» (1873) «Бесприданница» (1878) «Таланты и поклонники» (1882)

Слайд 10

Щелыково

Слайд 11

«Гроза» 1859 Род литературы: драма Жанр: драма Литературное направление: критический реализм Критика: Н.А. Добролюбов «Темное царство», «Луч света в темном царстве»; Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».

Слайд 12

Герои драмы 1 3 7 2 5 4 8 6 10 9

Слайд 13

Проверочная работа Где прошли детство и юность Островского? За жизнью каких сословий он наблюдал в это время? Какое образование получил? С какой пьесой к Островскому пришла литературная известность? Почему эта пьеса была запрещена к постановке на сцене? 6. Особенности театральной школы Островского? 7. Самые известные пьесы Островского 8. Как называется деревня, где был находится дом Островского? 9. Год создания пьесы «Гроза » 10. Род литературы 11. Жанр 12. Литературное направление 13. Основные критические статьи, посвященные «Грозе»

Слайд 14

Кому принадлежат эти слова? «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и все наглядеться не могу». Нет, уж я перед ним (Диким) рабствовать не стану». «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль». «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» « Надо стараться угождать как-нибудь ». Если бы изобрел перпету-мобиль и получил миллион, «я бы все деньги для общества и употребил». «Да как же я могу, маменька вас ослушаться!.. Да смеем ли мы, маменька, подумать !» «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Слайд 15

Кому принадлежат эти слова? 10. «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». 11. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». 12. « Как зачем бояться! Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок в доме будет?» 13. «я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то…точно я снова жить начинаю». 14. «Все в огне гореть будете неугасимом…Вон, вон куда красота-то ведет!» 15. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Слайд 16

О ком сказаны эти слова? «Уж такого-то ругателя …поискать еще!» «унять-то его некому, вот он и воюет!» «Матушка расказывала , что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось». «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». «У него вся жизнь основана на ругательстве…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится». « Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что что не даст ничего».

Слайд 17

О ком сказаны эти слова? 7. « Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила…вот умирать-то и боится. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся,-грозит на них палкой да кричит…» 8. «По глазам вижу, что у тебя на уме-то…известно что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним». 9. «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Слайд 18

Что это за эпизод?Опишите изображенную сцену.

Слайд 19

Что это за эпизод?Опишите изображенную сцену.

Слайд 20

Герои драмы Дикой Варвара Кудряш Кулигин Барыня Катерина Феклуша Борис Тихон Кабаниха


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Семинар по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Тема урока: «Батюшка тихий Дон».

Методические приемы: тестирование, работа в группе, анализ эпизодов, повторение теории литературы, межпредметные связи с информатикой и историей.

Оборудование урока: тексты романа, критический материал по творчеству Шолохова, записи в тетрадях, презентации.

Ход урока

№ слайда

Слова к слайду

пояснения

1

Здравствуйте, ребята. Мы с вами закончили изучать замечательное произведение  М.А. Шолохова «Тихий Дон». К сегодняшнему семинару мы готовились в процессе нескольких уроков, поделившись на небольшие группы. А результатом подготовки стала совместная презентация, внимание к которой я и хочу привлечь. На слайде вы видите фотографию молодого М.А. Шолохова. Как вы думаете, почему именно эту фотографию я поместила на него?

Да, вы правы. Именно таким молодым был писатель, когда написал этот роман. Да и на главного героя он очень похож: молодой казак с кубанкой набекрень.

Можно обратиться к фотогалерее писателя (приложение№1)

2

А на этой фотографии вы видите Шолохова на вручении Нобелевской премии. Он в середине. Давайте вспомним, когда это было. Да, именно в 1965 году.

Можно по гиперссылке перейти к презентации по биографии писателя, которую готовила к первому уроку по тв-ву Шолохова первая группа.

3

Итак, наш урок я назвала «Батюшка тихий Дон». Этот народный, фольклорный образ, часто встречающийся в казачьих песнях, вновь встретился нам на страницах романа-эпопеи

М. Шолохова. Сегодня нам предстоит еще раз окунуться в ту атмосферу народной жизни, где «Дон-батюшка» да «земля-матушка» издавна почитались как главные жизненные ценности.

4.

Нам предстоит (цели урока)…

5

 К этому уроку мы готовились по группам. Каждая группа подготовила доклады по вопросам…

Но сначала небольшая проверочная работа. Перед вами лежат тестовые задания по роману «Тихий Дон». Времени отводится мало – 3 минуты

Тестовые задания можно найти в приложении № 2

6

А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте тесты своих одноклассников.

Проверенные листочки передаются учителю.

7

Откройте, пожалуйста, тетради запишите тему урока и словарную работу.

8

Звучит казацкая песня из кинофильма «Тихий Дон» (реж. С.  Герасимов). Слово ребятам первой группы, которые готовили доклад «Образ Дона в романе».

Литературовед В.М. Акимов писал: «В ядре шолоховского романа – курень и хутор; волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему. Посмотрите, как раскинулись вокруг куреня романа, как емки окружающие его пространства…»

Приложение № 3

9

Вопрос к классу: в чем проявляется то, что ядро «Тихого Дона» - это «курень и хутор»?

Переходим к следующему вопросу. Вторая группа готовила вопрос о своеобразии пейзажа в романе (анализ первого эпизода)

По гиперссылке можно перейти и вспомнить материал из истории казачества, который подготовила вторая группа к первому уроку по тв-ву Шолохова.

10

Шолохов проводит много аналогий между состоянием человека и природы, поэтому важнейшим принципом изображения природы в романе становится психологический параллелизм. Природа и человек выступают как самостоятельные , но равновеликие силы.

Анализ второго эпизода.

11

Пейзаж придает событиям романа больший эпический размах.

12

«Больше всего нужно для писателя, говорил Шолохов, - ему самому нужно – передать движение души человеческой». Почему главным героем выбран Григорий Мелехов? В каких эпизодах полнее всего раскрывается незаурядная личность Григория?

А вот какова роль внутренних монологов героя нам расскажут ребята третьей группы.

13

На этой иллюстрации вы видите Григория Мелехова? Какой эпизод иллюстрировал художник?

По гиперссылке можно перейти к слайдам о композиции романа.

14

Вопрос к классу: литературовед К. Прийма пишет: « …(зачитываем текст слайда). Каково описание природы в конце романа?

15

Какова роль подтаявшего льда в этом описании?(просмотр фрагмента фильма)

Первая фраза романа «Мелеховский двор – на самом краю хутора», а последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. В чем символический смысл того, что роман Шолохова начинается и заканчивается в одном и том же месте?

16

Четвертая группа провела социологический опрос на тему «Экранизация романа-эпопеи». Им слово.


По гиперссылке можно просмотреть результат опроса.

17

Итак, давайте подведем итог нашей работы. Какой вывод мы вынесем из урока?

Родная земля, семья, собственный дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в  себе. Мир людей и мир природы связаны нерасторжимо. Такова одна из главных идей, выраженных в шолоховской эпопее. Символом родной земли для казаков стала именно река Дон. Поэтому и назвали они его батюшкой. А мы с вами именно так назвали наш урок.

На последнем слайде один из вариантов домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Тестовые задания к уроку «Батюшка тихий Дон».

Первый вариант.

1.Какой герой романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом подходит к нему и видит лицо убитого, которое показалось ему чуть ли не детским и измученным?

1) Григорий Мелехов

2) Михаил Кошевой

3) Степан Астахов

4) Евгений Листницкий

2. Какая из перечисленных семей в романе Шолохова принадлежала к аристократическому роду?

1) Астаховы

2) Мелеховы

3) Коршуновы

4) Листницкие

3. Какое из перечисленных исторических событий не нашло отражения в романе?

1) Первая мировая война

2) Октябрьская революция

3) Коллективизация

4) Верхнедонское восстание

4. Герой романа после долгих лет войны, возвращаясь домой, думает о том, «как дома снимет шинель и сапоги, обуется в просторные чирики…». Назовите этого героя:

1) Степан Астахов

2) Михаил Кошевой

3) Григорий Мелехов

4) Пантелей Прокофьевич Мелехов

5. Какой герой романа перед казнью обращается к казакам со словами: «Темные вы…Слепые! Слепцы вы! Заманули вас офицерья, заставили кровных братьев убивать…Глупые вы люди!»?

1) Михаил Кошевой

2) Григорий Мелехов

3) Комиссар Подтелков

4) Евгений Листницкий.

Второй вариант.

  1. При работе над романом настольной книгой М.Шолохова было произведение:
  1. «Вадим» М.Ю. Лермонтова
  2. «Война и мир» Л. Н.Толстого
  3. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
  4. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

  1. «При моем участии когда-то отца моей жены теперешней приговорили к расстрелу,  а мы после этого познакомились и поженились». Кто из героев «Тихого Дона» мог бы повторить фразу Шолохова?
  1. Евгений Листницкий
  2. Митька Коршунов
  3. Мишка Кошевой
  4. Степан Астахов

  1. С образом Григория связан ряд ключевых понятий. «Это было все, чтоосталось у него в жизни, что пока еще роднит его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». «Все» - это и дом и :
  1. Любовь;
  2. Земля;
  3. Сын;
  4. Свобода.

  1. Соотнесите героев романа-эпопеи «Тихий дон» и эпизоды, сцены, в которых они принимали участие.

А) Расстрел захваченного в ходе боя командира повстанческого отряда Петра Мелехова.

Б) Принародное убийство Ивана Котлярова.

В) Казнь отряда красногвардейцев, которым командовали Подтелков и Кривошлыков.

1. Григорий Мелехов;

2. Михаил Кошевой;

3. Дарья Мелехова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) ‏ Презентацию выполнила ученица 11“Б“ класса Ерёмина Кристина

Слайд 2

Символизм - одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся в первое десятилетие XX в. (К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Эллис и др.), отличалась динамично-ярким мироощущением, ритмической энергией письма, охотно оперировала знаками-символами светлых предзнаменований («солнце», «зори» и т.п.) и ожидания благих исторических перемен. Символисты основали ряд издательств («Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет»), выпускали журналы «Весы» (1904—09), «Золотое руно».

Слайд 3

Детство и юность В.я.Брюсова БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов. Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.

Слайд 4

Вхождение в литературу К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова.

Слайд 5

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Слайд 6

Темы и настроения в творчестве Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения — «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы: всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной» «Давно ушел я в мир, где думы, Давно познал нездешний свет. Мне странны красочные шумы, Страстям — в душе ответа нет. Могу я медлить миг мгновенный, Но ввысь иду одной тропой. Кто мне шепнул о жизни пленной? Моя звезда! я только твой» 25 января 1900

Слайд 7

Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.). Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).

Слайд 8

Брюсов и революция В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б). Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).

Слайд 9

Основные черты творчества Брюсова В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой») ‏

Слайд 10

Псевдонимы Брюсова При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя. Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин НеллиПентаур Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Ch. Enrico L.

Слайд 11

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                              Анализ лирического произведения (клише).

  В стихотворении ...( автор, название ) говорится о...  .

  В стихотворении...(название)...(фамилия поэта) описывает...(что?).

  В стихотворении царит... настроение. Стихотворение... пронизано... настроением.

  Настроение этого стихотворения...  . Настроение меняется на протяжении стихотворения: от... к...  . Настроение стихотворения подчеркивается...  .

  Стихотворение можно разделить на ... части, так как ...  . Композиционно стихотворение делится на  ...  части.

  Звучание стихотворения определяет ... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают ... .

  В стихотворении мы словно слышим звуки ... . Постоянно повторяющиеся звуки ... позволяют услышать ... .

  Поэт хочет запечтлеть словами ... .

  Для создания настроения автор использует ... . С помощью ... поэт дает нам возможность увидеть ( услышать) ... . Используя ... , поэт создает образ ... .

  Лирический герой этого стихотворения представляется мне ... .



Предварительный просмотр:

                                       Композиция.

Сюжетные элементы.

Внесюжетные элементы.

              Пролог.

Вводные эпизоды (вставные).

Своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко).

Не связанные непосредственно с сюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями.

               Экспозиция.

Лирические отступления.

Условия, которые вызвали к жизни конфликт (общий фон действия).

Формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного.

          Завязка действия.

Художественное предварение.

Событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события.

Изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий.

           Развитие действия.

Художественное обрамление.

Ход событий.

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.

             Кульминация.

Решающее столкновение борющихся сил.

               Развязка.

Положение, которое создалось в результате развития всего действия.

               Эпилог.

Заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному; это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

О поэтическом течении Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Слайд 3

Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 4

Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев Николай Городецкий Сергей Зенкевич Михаил Иванов Георгий Кривич Валентин Лозинский Михаил Мандельштам Осип Нарбут Владимир Шилейко Владимир

Слайд 5

Анна Ахматова Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Слайд 6

Георгий Иванов Мне грустно такими ночами, Когда ни светло, ни темно. И звезды косыми лучами Внимательно смотрят в окно Глядят миллионные хоры На мир, на меня, на кровать. Напрасно задергивать шторы. Не стоит глаза закрывать. Глядят они в самое сердце, Где усталость, и страх, и тоска. И бьется несчастное сердце, Как муха в сетях паука. Когда же я стану поэтом Настолько, чтоб все презирать, Настолько, чтоб в холоде этом Бесчувственным светом играть?

Слайд 7

Владимир Шилейко Львиная старость Неоскудевшею рукой И тварь пустынная богата,— Есть даже львам глухой покой В пещерах дальнего заката. Живите с миром! Бог велик, Ему открыты дни и миги — Архангел каждый львиный рык Пером записывает в книге. Трудам пустынным меры есть, И если лев исполнил меры — Приходит Ангел льва увесть В благословенные пещеры. И где вспояет водомет Неопалимые долины, — Там Ангел тщательный блюдет Святые львиные седины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каковы особенности раскрытия темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова? Авторы: Мыкин И.,Токин П., Ивлев А.,Филин П.,Исаева И,10 М, лицей№1.

Слайд 2

Основные направления темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Задача нашей группы – раскрыть особенности темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Алгоритм нашей работы: а) сделать выборку стихов на данную тему; б) определить основные направления в развитии этой темы; в) произвести сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на данную тему; г) сравнить отображение темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова и Пушкина. 1) Продолжение пушкинских традиций. а) Избранность поэта («Нет, я не Байрон, я другой…»,1832). б) Поэт – всевидящий пророк («Пророк»,1841). в) Назначение поэта («Поэт»,1838) – «…стих / звучал, как колокол на башне вечевой / во дни торжеств и бед народных». 2) Поэт и толпа («Журналист, читатель и писатель»,1840, «Пророк», «Памятник»,1837). Толпа не понимает поэта, враждебна ему; этот мотив усиливается, приобретает трагическое звучание. Лермонтов утверждает свободу творчества и понимает невозможность достижения ее («Слава», 1830-1831). 3) Отношение к славе. Слава – преходящее явление, по мнению Лермонтова, в этом отличие от пушкинского понимания славы (ср.»Памятник» Пушкина и «Слава» Лермонтова) – «…И вечно слава жить не может » .

Слайд 3

Различие поэтических миров Пушкина и Лермонтова. А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины 19 века. Пушкин старше Лермонтова на 15 лет. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм , работа различных кружков, литературных и общественных собраний, дружеская атмосфера «Зеленой лампы», «Арзамаса». 1830-е гг.- эпоха «безвременья», затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено и субъективными (раннебиографическими) фактами. В общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтову – пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Именно поэтому мотив одиночества пронизывает все творчество Лермонтова, а также тему поэта и поэзии.

Слайд 4

«Горька судьба поэтов всех племен, Тяжеле всех судьба казнит Россию». В.Кюхельбекер. Сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина . Пушкин Преображение человека в пророка. Лермонтов Общество отвергает пророка. Ясный гармоничный мир «Мир страданий и слез». . Богатство, разнообразие мира Контраст света и тени, добра и зла. Торжество настоящей и будущей жизни Отрицание жизни пророка среди людей, несмотря на утверждение высших ценностей.

Слайд 5

«Как смел желать я гордой славы,/Когда вы счастливы в пыли?» Поэт и толпа. Лермонтовский поэт – «Как демон с гордою душой»,он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чужой!» Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на назначение поэта: он должен воспевать свободу и не склонять ни перед кем «гордого чела» Поэт считает личной трагедией состояние современного ему общества. В поздней лирике Лермонтова звучит настойчивый призыв к поэту не писать стихов, т.к. он чувствует себя несовместимым с веком, с «сегодняшней» толпой. Поэт должен был служить «богатырям» былого времени, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил. Что остается поэту? Присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня,/ Лучами радостно играя».Или конфликт с обществом, миром людей, обличение посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».



Предварительный просмотр:

             Художественная речь.

                          Тропы.  

Аллегория (иносказание – с греч.) – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Образ женщины с завязанными глазами и весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия, изображение змеи и чаши – аллегория медицины. Парус в стихотворении Лермонтова – аллегория .

Антономасия (переименование – с греч.) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестакова получила нарицательное значение – «лгун», «хвастун». Геркулесом называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, Плюшкин и др.

Гипербола (преувеличение – с греч.) – троп, состоящий в переносе значения по количественному признаку. Большим мастером гиперболы был Н.В.Гоголь; все помнят, что редкая птица долетит до середины Днепра, что у казаков были шаровары шириною с Черное море и т.д.

Литота ( простота, малость, умеренность – с греч. ) – прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия. Например, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

Ирония ( притворство, насмешка – с греч.) – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном  прямому. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Например: они обменялись любезностями вместо они обругали друг друга.

Метафора ( перенесение – с греч.) – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Можно сказать, что в основе метафоры не обозначенное формально сравнение, т.е. скрытое сравнение. Например, метафора В саду горит костер рябины красной содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра. Метафоры могут быть развернутыми. Выход российского «корабля» в свободное плавание по своенравному « океану»  мирового рынка с его штормами и ураганами едва ли приведет к желанному берегу.

Метонимия (переименовывать – с греч.) – вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В отличие от метафоры ее нельзя переделать в сравнение. Например, съел целую тарелку, мундиры голубые (жандармы), вся деревня над ним смеялась.

Синекдоха (соотнесение – с греч.) – частный случай метонимии: обозначение целого (или вообще чего-то большего) через его часть (или вообще нечто меньшее, входящее в большее). Все флаги в гости будут к нам, т.е. корабли под флагами всех стран.

Олицетворение – вид метафоры, такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Например, шепот листьев, завод ожил, солнце устало светить.

Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, город на Неве – Санкт-Петербург, страна голубых озер – Карелия, царь зверей – лев, капельки хрустальной влаги – роса. Перифразы могут употребляться для пояснения мало известных читателю слов, имен: Персидский поэт Сади – лукавый и мудрый шейх из города Шираза – считал, что человек должен жить не меньше девяноста лет.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. Например, их зубы блестели, как у негров; глаза блеснули кошачьим блеском; жужжало подобно пчеле; завертелся волчком; ходить по-утиному; глаза как блюдца.

Развернутое сравнение – такой вид сравнения, при котором дается подробное, развернутое описание того, с чем сравнивается что-либо. Вспомните сравнение чиновников с мухами в «Мертвых душах» М.В.Гоголя.

Отрицательное сравнение – такая разновидность сравнения, в котором явления не сопоставляются ( как при прямом сравнении), а противопоставляются: у иного человека и матери такой нет, каким у меня был этот Николай!

Эпитет (приложение – с греч.) – образное определение, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Благодаря эпитету предмет получает дополнительную оценочную характеристику: могучая воля, ледяная ночь. К особой группе эпитетов относятся  постоянные эпитеты: добрый молодец, солнце красное. Они характерны для произведений устного народного творчества.

             Стилистические фигуры.

Анафора – изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф:

   Задремали звезды золотые,

   Задрожало зеркало затона…

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом, это и ракета, нацеленная к Луне, это и Москва, и родное мое село.

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставления явлений, образов, состояний. У сильного всегда бессильный виноват. Наша земля  поглотила немало полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых - нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее.

Градация – последовательность, постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания (восходящая градация) или ослабевания (нисходящая градация) их смыслового и эмоционального значения. Легче навести порядок в одной комнате, нежели во всем доме, в одном доме, нежели на всей улице, на одной улице, нежели во всем городе. Час, и другой, и третий продолжалась переправа.

Оксюморон (остроумно-глупое – с греч.) – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение: живой труп, «Горячий снег». Обычно это противоречащие друг другу, логически исключающие друг друга слова. Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: смысл бессмысленных речей, радость-страдание.

Именительный представления – стилистическая фигура, при которой субъект синтаксически подчеркнут в зачине, затем этот субъект повторяется далее в каждом предложении, создавая тематическое и структурное единство.

        Москва! Как много в этом звуке

        Для сердца русского слилось,

        Как много в нем отозвалось.

Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

           Арагвы светлой он счастливо

            Достиг зеленых берегов. 

Прямой порядок слов: Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы.

Лексические повторы – повторение одного и того же слова, словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Заберов начинает экзаменовать Петю при отце. Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!

Парцелляция – стилистический прием, состоящий в выделении из предложения какого-либо члена – чаще всего второстепенного – и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и таким образом усилить выразительность всего текста.

    Во всем мне хочется дойти до самой сути.

    В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

Ср.: Во всем мне хочется дойти до самой сути:/ в работе, в поисках пути. В сердечной смуте.

Риторический вопрос – такое построение речи, в котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа. Что такое красота? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени.

Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.

  Как душно и уныло! Бричка бежит.  А Егорушка видит все одно и то же – небо, равнину, холмы…

Риторическое обращение носит условный характер, направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

      Земля владычица! К тебе чело склонил я.

Синтаксический параллелизм – это такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же схеме.

 Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал.

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

    Но мне ли, мне ль, любимцу государя…

    Но смерть…но власть… но бедствия народны.

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

  Вдали – белый вскипающий город. Волны шумят, как у Пушкина, - призывно и долго. Ни клочка тени.

Цитация (цитирование) – приведенные откуда-либо цитаты.