Кружок по обучению грамоте в подготовительной группе .
Воспитатель
Ольховская Л.Н.
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы, негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна звуков и букв» разработана на основе авторской программы «Обучение грамоте» Л.Е.Журова,
Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская, и предназначена для работы с детьми
6 –7 лет .Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами». Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г.
Цель программы:
формирование у детей дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).
Задачи обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Результаты к концу обучения
(подготовительная к школе группа)
Дети знают все буквы русского алфавита и знакомы с правилами их написания,
овладевают слоговым и слитным способами чтения, Умеют грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
2. Содержательный раздел
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Годовой тематический план
№ занятия | Тема занятия, задачи |
| |
1 | Мониторинг - Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
|
2 | Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков - учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
- закреплять умение определять место ударения в словах;
- учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.
|
3 | Буква а, А - Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
- познакомить с гласными буквами а, А;
- учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.
|
3 | Буква я, Я - Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков. |
4 | Буква о, О - Познакомить с гласными буквами о, 0. |
4 | Буква ё, - Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук |
| «о». |
4 | Буква ё, Е - Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два |
5 | Буква у, У звука «йо». - Познакомить с гласными буквами у, У. |
5 | Буква ю, Ю - Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков. |
6 | Буква ы - Познакомить с гласными буквами ы. |
7 | Буква и, И - Познакомить с гласными буквами и, И; - учить детей словоизменению. |
8 | Буква э, Э - Познакомить с гласными буквами э, Э; - учить детей словоизменению. |
8 | Буква е, Е - Познакомить с гласными буквами е, Е; - учить детей словоизменению. |
|
|
8 | Буква е, Е - Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»; - 9 | Буква м, М - Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь» - учить детей читать слоги и слова с буквой м. | 9 | Буква н, Н - Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь» - учить детей читать слоги и слова с буквой н. |
|
| 10 | Буква р, Р - Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь» - учить детей читать слоги и слова с буквой р. | 10 | Буква л, J1 - Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль» - учить детей читать слоги и слова с буквой л. | 11 | Буква г, Г - Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь» - учить детей читать слоги и слова с буквой г. | 11 | Буква к, К - Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь» - учить детей читать слоги и слова с буквой к. | 11 | Закрепление - Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
- учить отвечать на вопросы по тексту;
- продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.
| 12 | Буква с, С - Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь» - учить детей читать слоги и слова с буквой с. | 12 | Буква з, 3 - Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь» - учить детей читать слоги и слова с буквой з. | 13 | Буква ш, Ш - Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши - учить детей пересказывать прочитанный рассказ. |
|
| 13 | Буква ж, Ж - Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи - учить детей пересказывать прочитанный рассказ. | 14 | Буква д, Д - Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь» - учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ. | 14 | Буква т, Т - Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть» - совершенствовать навык чтения. | 15 | Буква ь - Познакомить с буквой ь;
- совершенствовать навык чтения.
|
|
| 15 | Буква ъ - Познакомить с буквой ъ;
- совершенствовать навык чтения.
|
16 | Буква п, П - Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь» - совершенствовать навык чтения. | 16 | Буква б, Б - Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь» - совершенствовать навык чтения. | 17 | Буква в, В - Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь» - совершенствовать навык чтения. | 17 | Буква ф, Ф - Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь» - совершенствовать навык чтения. | |
| 17 | Буква й - Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный; - совершенствовать навык чтения; - учить детей словообразованию. | 18 | Буква ч, Ч - Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
| | март | 18 | Буква щ, Щ - Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
- совершенствовать навык чтения.
|
|
| 19 | Буква ц, Ц - Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный; - совершенствовать навык чтения. | 19 | Буква х, X - Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь» - совершенствовать навык чтения. | 19 | Закрепление - Совершенствовать навык чтения |
|
|
|
Основные применяемые технологии:
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированное обучение Технология проектного обучения
Использование наглядного моделирования
2. Организационный раздел
Содержание развивающей среды группы по подготовке к обучению грамоте:
Рабочие тетради дошкольника Магнитная азбука.
Графические изображения букв.
Индивидуальные разрезные азбуки.
Карточки для индивидуального чтения.
Фланелеграф.
Магнитная доска.
Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.
Картотека предметных картинок . Дидактические игры:
«Назови слово».
«Какой звук?».
«Твердый или мягкий?».
«Назови пару».
«Назови братца».
«Буквы по кругу».
«Придумай слово по первому звуку названия картинки», «Подбери схему к слову».
«Раздели слова на слоги».
Цветовые сигналы для звукового анализа слов (красные, синие, зеленые).
Детская литература для начинающих читать.
Полоски-схемы звукового состава слов.
Специальная литература по вопросам подготовки к школе и подготовки к грамоте, подборка статей, письменные консультации для родителей.
Учебный план
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раз в 2 недели (всего 19 занятий) продолжительностью 30 минут.