Кружок по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

 В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы,  негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по обучению грамоте в подготовительной группе .

                                                                        Воспитатель

                                                                        Ольховская Л.Н.

1. Целевой раздел  

 

Пояснительная записка  

             

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы,  негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.  

Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна звуков и букв» разработана на основе  авторской  программы «Обучение грамоте» Л.Е.Журова,

Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская, и предназначена для работы с детьми  

6 –7 лет .Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте»,  Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами». Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г.

Цель  программы:  

формирование у  детей    дошкольного  возраста  умений,   необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).  

Задачи обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

                 Результаты к концу обучения

                 (подготовительная к школе группа)

 

         Дети знают все буквы русского алфавита и знакомы с правилами их написания,

         овладевают слоговым и слитным способами чтения, Умеют грамотно          выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

 

                 2. Содержательный раздел

 

         Система занятий включает в себя работу по четырём основным          направлениям:

 

                 Раздел I. Звуковой анализ слова

 Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

                 Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

                 Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Годовой тематический план

занятия

Тема занятия, задачи

 

 

1

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

  • учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
  • закреплять умение определять место ударения в словах;
  • учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

3

Буква а, А

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить с гласными буквами а, А;
  • учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

3

Буква я, Я

- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

4

Буква о, О

- Познакомить с гласными буквами о, 0.

4

Буква ё,  

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук

«о».

         4

Буква ё, Е          

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два

5

Буква у, У         звука «йо».

- Познакомить с гласными буквами у, У.

5

Буква ю, Ю

- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

6

Буква ы

- Познакомить с гласными буквами ы.

7

Буква и, И

- Познакомить с гласными буквами и, И; - учить детей словоизменению.

8

Буква э, Э

- Познакомить с гласными буквами э, Э; - учить детей словоизменению.

8

Буква е, Е

- Познакомить с гласными буквами е, Е; - учить детей словоизменению.

 8

Буква е, Е          

- Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»; -

9

Буква м, М

- Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь» - учить детей читать слоги и слова с буквой м.

9

Буква н, Н

- Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь» - учить детей читать слоги и слова с буквой н.

         10

Буква р, Р          

- Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь» - учить детей читать слоги и слова с буквой р.

10

Буква л, J1

- Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль» - учить детей читать слоги и слова с буквой л.

11

Буква г, Г

- Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь» - учить детей читать слоги и слова с буквой г.

11

Буква к, К

- Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь» - учить детей читать слоги и слова с буквой к.

11

Закрепление

  • Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
  • учить отвечать на вопросы по тексту;
  • продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

12

Буква с, С

- Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь» - учить детей читать слоги и слова с буквой с.

12

Буква з, 3

- Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь» - учить детей читать слоги и слова с буквой з.

13

Буква ш, Ш

- Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши - учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

         13

Буква ж, Ж          

- Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи - учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

14

Буква д, Д

- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь» - учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

14

Буква т, Т

- Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть» - совершенствовать навык чтения.

15

Буква ь

  • Познакомить с буквой ь;
  • совершенствовать навык чтения.

         15

Буква ъ          

  • Познакомить с буквой ъ;
  • совершенствовать навык чтения.

16

Буква п, П

- Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь» - совершенствовать навык чтения.

16

Буква б, Б

- Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь» - совершенствовать навык чтения.

17

Буква в, В

- Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь» - совершенствовать навык чтения.

17

Буква ф, Ф

- Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь» - совершенствовать навык чтения.

 

17

 Буква й

- Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный; - совершенствовать навык чтения; - учить детей словообразованию.

18

Буква ч, Ч

  • Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

 

март

18

Буква щ, Щ

  • Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
  • совершенствовать навык чтения.

19  

 Буква ц, Ц

- Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный; - совершенствовать навык чтения.

19

Буква х, X

- Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь» - совершенствовать навык чтения.

19

Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

 

 

Основные применяемые технологии:

 Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии

 Личностно-ориентированное обучение  Технология проектного обучения

Использование наглядного моделирования

2.  Организационный раздел

 

Содержание развивающей среды  группы по подготовке к обучению грамоте:

 

 Рабочие тетради дошкольника Магнитная азбука.

 Графические изображения букв.

 Индивидуальные разрезные азбуки.

 Карточки для индивидуального чтения.

 Фланелеграф.

 Магнитная доска.

 Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

 Картотека предметных картинок .  Дидактические игры:

 «Назови слово».

  «Какой звук?».

  «Твердый или мягкий?».

  «Назови пару».

 «Назови братца».   

  «Буквы по кругу».  

 «Придумай слово по первому звуку названия картинки», «Подбери схему к слову».

 «Раздели слова на слоги».

 Цветовые сигналы для звукового анализа слов (красные, синие, зеленые).

 Детская литература для начинающих читать.

 Полоски-схемы звукового состава слов.

  Специальная литература по вопросам подготовки к школе и подготовки       к грамоте, подборка статей, письменные консультации для родителей.

 

 

Учебный план

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 1 раз в 2 недели (всего 19 занятий) продолжительностью 30 минут.