Самообразование


Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ПЛАН

по самообразованию педагога

Соколенко Оксаны Алексеевны

_______________________________________________________________________             

(Ф.И.О. педагога)

Тема:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Семья и семейные ценности»

__________________________________________________________________________________________________________

(тема)

2018 – 2020

_____________________________________________

(учебный год)

Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, семейным ценностям.

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

4. Подобрать материалы и применить на практике:

      - диагностика детей на начало и конец учебного года;

     - разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

     - консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

     - перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников

     - оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);

     - деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год

Месяц

Формы работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

В течение 2018 – 2019 года

1. Изучение нормативно правовой документации:

- Закон «Об образовании»;

- «Патриотическое воспитание» сборник нормативно -правовые документов. ТЦ Сфера, 2005 г.;

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014 г).

2. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я».  

3. Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

4.Обучение на курсах повышения квалификации.

5.Обзор в Интернете информации по теме.

6.Участие в конкурсах профессионального мастерства, интернет – конкурсах.

7.Издательская деятельность (публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов, своих разработок на образовательных сайтах в Интернете)

Сентябрь

1. Изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

2. Организовать работу кружка, создать кружковую программу.

Диагностика детей

Анкетирование «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка»

1.Анкетирование «Нравственно -патриотическое воспитание ребенка в семье».

2.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников

Октябрь

1. Изучение методической литературы:

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет.

2. Оформить в группе уголок «Патриотического воспитания».

Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»

1.Оформить родительский уголок по теме.

2.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Ноябрь

1. Изучение методической литературы: - Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой.

Буклет «Советуем почитать» Художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей.

 Консультация  «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Декабрь

1. Изучение методической литературы: Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.

2. Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

Консультация «Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Оформление папки передвижки. Тема: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»

Январь

 1. Изучение методической литературы:

- Писарева А.Е. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие;

- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;

2. Пополнение РППС.

Памятка «Предметно – развивающая среда в патриотическом воспитании дошкольников»

Папка – передвижка «Семейные традиции»

Февраль

1. Изучение методической литературы: Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Подготовить (провести) деловую игру для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»

Март

1. Изучение методической литературы: Зацепина М.Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание».

1.Выставка детских работ «Моя мама»

2.Праздничный концерт ко Дню 8 марта

Апрель

1. Изучение методической литературы: Данилина Г.Н. Дошкольнику о культуре и истории России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Диагностика ЗУН детей

Отчёт о проделанной работе за 2018– 2019 учебный год  на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за уч. год

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 год

Месяц

Формы работы

самообразование

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие.

2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план  проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

1. Диагностика ЗУН детей

2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 3.Краткосрочный проект «Моя семья»

Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании»

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников

Октябрь

1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Пополнение РППС материалами по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

2. Проект

«Моя малая Родина»

Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине»

Ноябрь

1. Изучение методической литературы:

Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце».

2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

1.Торжественное посвящение в кадеты.

2.Консультация «Былины»

Декабрь

1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.

2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна».

2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Январь

1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников».

Под ред. Н.В. Микляевой.

2. Пополнение предметно-пространственной среды.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях  ФГОС

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии»

Февраль

1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод.

Пособие для педагогов.

2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать»

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2. Краткосрочный проект «Военные профессии»

1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать»

Март

1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников

через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29

мая 2013 г.).

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ»

1.Консультация «Роль песни в жизни Армии»

2.Семейный досуг «Споемте друзья»

Апрель

1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои»

2.Создание макета «Памятники России»

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка.

2.«Диагностика ЗУН детей

Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Выход темы:

- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

- Сборник консультаций для родителей. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 - Отчёт о проделанной работе за учебный год.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому развитию детей.

План

по самообразованию

воспитателя  

                Соколенко Оксаны Алексеевны

по теме:

«Сенсорное развитие  у  детей раннего возраста через дидактические игры»

на 2020-2021 г.г.

Пыть-Ях

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста..

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

 Сентябрь 2020г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2021г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2021г.

Анкета

Подготовка и проведение  родительского собрания

Апрель 2021 г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2020г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2020г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

     Январь -  

Февраль 2021 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март 2021г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2021г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2021г.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2021г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2021 г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2021г.

Протокол собрания

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

                                                               

План

по самообразованию

воспитателя

Соколенко Оксаны Алексеевны

2021- 2022 учебный год

г. Пыть-Ях

1. Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

2. Работа начата - 01.09.2021 г.

3. Предполагается закончить - 31.05.2022 г.

 4. Цель:

   повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 5. Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

- Развивать мелкую моторику, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 6. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

 7. Форма самообразования: индивидуальная.

Перспективный план на  2021 -2022  уч. год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Отчёт о

выполнении

Подготовительный этап

Сентябрь -

октябрь

- Составление перспективного плана работы.

- Подбор методического оснащения, методической  литературы.

- Составление конспектов занятии, развлечений, дидактических игр.

 - Работа с документацией.

- Подбор диагностического материала.

Мониторинг

+

Работа

с детьми

Сентябрь, май

Октябрь

Ноябрь


Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

- Диагностика детей по данной теме.

Практическое занятие «Поможем клоуну Клёпе» - знакомство с 6-ю цветами.

Практическое занятие «Бусинки большие и маленькие» - соотношение по величине 3-х предметов.

«Фигурки человека в гостях у ребят»- геометрические формы.

Пирамидка для малышей – закрепление всех цветов и оттенков.

Практическое занятие «Нарядное платье для куклы Маши»

Практическое занятие «Нарисуем, что бывает жёлтым, зелёным, синим»

Игра «Чудесный мешочек»

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

- Проведение дидактических игр: «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным).

- Проведение игр – путешествий, сюжетных игр:

«Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)

  • "Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

- Индивидуальная работа.

-Результаты диагностики детей.

Рисование пальчиками.

Рисование бус пальчиками.

 

Конструктор из картона.

Лепка пирамидки по цветам.

Украшение платья техника «Тычкование»

- Конспекты дидактических игр.

- Проведение игр – соревнований, дидактических игр, сюжетно-ролевых, игр - путешествий.

+

+

Работа с

родителями

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В течение года

- Анкета  "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников  по вопросам сенсомоторного развития и воспитания дошкольников"

- Консультация «Чем полезно рисование»

- Ширма  «Пальчиковая живопись»

- Проведение родительского собрания:

" Воспитание сенсорной культуры ребенка "

- Подготовка материала к ширмам, папкам-передвижкам.

- Индивидуальные беседы.

- Изготовление дидактических игр.

- Консультация

«Сенсорное воспитание дошкольников - основа развития интеллекта»

- Презентация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей дошкольного»

-Консультация для родителей

«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

-Мастер-класс

Семинар - практикум « Нетрадиционные методы рисования с детьми»

Выставка детских работ для родителей

- Результаты анкетирования

- Оформление наглядного материала в родительский уголок.

 - Протокол родительского собрания "Воспитание сенсорной культуры ребёнка".

- Показ презентации родителям.

- День открытых дверей.

Наличие рисунков

+

Работа с

педагогами

В течение

уч. года

Март

Апрель

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Консультация для педагогов ДОУ «Формирование умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания»

- Создание презентации «Сенсорное воспитание ребенка».

- Посещение занятий других воспитателей ДОУ.

- Изучение опыта работы воспитателей через интернет-ресурсы.

- Показ открытых занятий по теме: «Сенсорные игры дошкольников» для педагогов ДОУ.

- Показ презентации «Сенсорное воспитание ребенка» педагогам ДОУ.

Самореализация

В течение

учебного года.

-Показ открытых мероприятий  (занятия, развлечения и т.п.)

-Выступления с опытом работы на педсовете.

-Участие на семинарах, конференциях ДОУ, города.

-Разработка конспектов занятий по  теме: "Путешествие колобка".

- Показ организации предметно-развивающей среды родителям.

- Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования.

- Показ открытых занятий

- Выступления с докладом на педсовете по теме: "Активизация когнитивных процессов в развитии воспитанников младшего дошкольного возраста через игровую деятельность ".

- Показ презентации «Все про мелкую моторику» родителям и педагогам ДОУ.

+

Изучение

литературы

В течение

учебного года

- Изучение закона «Об образовании РФ», других нормативных документов.

1.А.А.Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада.

8. Максаков А.И. "Учите, играя".

 9. Изучение статей в журналах:

•«Воспитатель ДОУ»,

•«Дошкольное воспитание»,

•«Ребенок в детском саду»,

•«Обруч»

+



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ                                   «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»                                          

 

Воспитатель Соколенко Оксана Алексеевна

2023-2024 гг.

Обоснование выбранной темы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 
       Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Разработать систему знаний с детьми  дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц.

4. Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией сверстников.

План работы по самообразованию

Месяц

Тема

(вопросы

подлежащие

изучению)

Источник

(наименование

прочитанной

литературы, статьи

Формы работы

(с детьми,

педагогами,

родителями)

Использование на практике

1.

Сентябрь

Изучение научно-педагогической литературы, изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Т. Б. Полянская «Использование метода  мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

    Статьи в журналах:

«Воспитатель ДОУ»;

«Дошкольное воспитание»

Интернет- сайты

2.

Октябрь

Подбор практического материала работы с мнемотаблицами

Интернет- сайты

Составление картотеки:

«Алгоритмы Расскажи - ка»

«Мнемотаблицы по сказкам»,

«Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок»

«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Составление папок-передвижек для родителей:

     «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

   «Стихотворения. Учим стихи с помощью

мнемотехник».

    «Составляем и используем мнемотаблицу дома».

      Консультации для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».  

   «Речь и веселый мяч».

Внесение мнемо-таблиц в предметно - развивающую среду.

Папки-передвижки для родителей

3.

Ноябрь

Разработка  плана работы по данной теме.

«Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т. Д. / Ребёнок в детском саду.

 Заучивание стихотворения

Составление описательного рассказа «Опиши птицу»

Консультация для родителей

Картотека «Мнемотаблицы для заучивания стихотворения»

Картотека «Алгоритмы «Расскажи – ка»

    Консультации для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

4.

Декабрь

Использование материалов по теме самообразования

Н. В. Нищева 

«Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 

ОД  Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Дид игра «В гостях у сказки»

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

5.

Январь

Использование материалов по теме самообразования

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л. В.

ОД Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Пересказ сказки  «Лиса и серый волк»

 Консультация для родителей

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

Консультация «Словесные игры»

6.

Февраль

Использование материалов по теме самообразования

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

ОД Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»

Родительское собрание на тему:

«Развиваем речь играя»

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

Сообщение: «Использование мнемотаблиц для развития речи детей»

7.

Март

Использование материалов по теме самообразования

Вебинар на тему: «Мнемотехника как одно из эффективных вспомогательных приемов обучения»

ОД Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж»

Папка – передвижка для родителей

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Папка – передвижка «Стихотворения. Учим стихи с помощью

мнемотехник».

 

8.

Апрель

Использование материалов по теме самообразования

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.  

ОД Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов»

Дид.упр «Чистоговорка на звук Р»

Папка – передвижка для родителей

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Применение картотеки «Мнемотаблицы к чистоговоркам»

Папка – передвижка «Составляем и используем мнемотаблицу дома».

9.

Май

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

ОД  Заучивание стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная»

Задание для родителей

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для  загадок