Дополнительное образование

Довгаль Юлия Николаевна

Программа кружка по тестопластике «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого и социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Мукосалька”- основной идей которой является лепка плоскостных и объёмных фигурок.
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.

Освоение  отдельных  технических  приемов  тестопластики вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, в обогащение разнообразных способов  декорирования, усиливая  художественную выразительность лепного изделия.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение  и т.д. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.

Кроме того, лепка из соленого теста комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
  • позитивно влияют на  процесс установления межличностных отношений.

Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку для фотографии и т.д.

 

Кружок ”Мукасолька способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:

-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по тестопластике. Происходит развитие общих сенсорных способностей: оттенков цвета, форм, величины.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по тестопластике состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка тестопластики «Мукасолька» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов тестопластики вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Тестопластика имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ САХНОВА ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВИЧА _______________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ СОШ № 6 им Сахнова В.И.

Детское отделение «Рябинка»

 __________ И.А.Филимонова

от «___»_________2022 г.

ПРОГРАММА

для детей среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности

«Мукасолька»

на  2022-2023  учебный год

        Подготовила:  воспитатель

                                                                                                             первой квалификационной

                                                                                                          категории Довгаль Ю.Н.

г.о. Лобня

2023г.

Содержание:

1.Пояснительная записка

1.1.Направленность программы…………………………………………….3

1.2. Актуальность программы……………………………………………….3-4

2.Содержание реализации программы……………………………………..5

2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5

2.2.Возраст детей…………………………………………………………….5

2.3.Количество обучающихся……………………………………………….5

2.4. Правила поведения на занятиях тестопластикой……………………6

2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..7

2.5.Структура занятия……………………………………………………….8

2.6.Организация итоговых мероприятий…………………………………..8

2.7.Предполагаемый результат……………………………………………..9

2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………9

3.Учебный план……………………………………………………………...10

4.Тематический план……………………………………………………….11-12

5.Литература…………………………………………………………………17

                                                               «Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,

                                                                         а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

                                                                                                                                         И. П. Павлов.

 

1.Пояснительная записка

1.1.Направленность программы

Программа кружка по тестопластике «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого и социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

1.2.Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Мукосалька”- основной идей которой является лепка плоскостных и объёмных фигурок.
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.

Освоение  отдельных  технических  приемов  тестопластики вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, в обогащение разнообразных способов  декорирования, усиливая  художественную выразительность лепного изделия.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение  и т.д. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.

Кроме того, лепка из соленого теста комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
  • позитивно влияют на  процесс установления межличностных отношений.

Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку для фотографии и т.д.

Кружок ”Мукасолька способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:

-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по тестопластике. Происходит развитие общих сенсорных способностей: оттенков цвета, форм, величины.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по тестопластике состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка тестопластики «Мукасолька» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов тестопластики вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Тестопластика имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

                                         2.Содержание реализации программы

2.1. Цель и задачи программы

Цель программы: данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование художественно – творческих способностей средствами тестопластики.

Задачи:

Обучающие:

- Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом, формирование творческой активности, художественного вкуса;

- Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, технологией создания объемных и рельефных работ.

- Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание).

- Формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

Воспитательные:

- Воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Развивающие:

 -Развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы.

- Способствовать повышению речевой активности детей.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.

2.2. Возраст детей: 4-5 лет.

2.3. Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Число участников в группе до 25 человек. 

2.4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:

• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:

• Для чего мы здесь собрались?

• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?

• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)

• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)

2.5. Формы, принципы, методы реализации программы

Формы реализации программы:

По количеству детей участвующих в занятии –  совместная групповая (25человек), индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Принципы реализации программы:

-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;

-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;

-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

 Методы реализации программы:

    1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

беседа, рассказ;

объяснение, пояснение, анализ образца;

диалог, вопросы;

словесная инструкция;

3.Наглядный:

рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

показ образца изделия, презентация, показ видеоматериалов,  организация выставок;

показ выполнения работы (частичный, полностью);

работа по технологическим картам.

4. Практические:

показ технологических приемов,

тренировочные упражнения, опыты;

самостоятельная творческая,

оформление интерьера помещения группы и ДОУ.

5. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

Познавательное развитие;

развитие речи;

окружающий мир;

физическое развитие;

2.6. Структура занятия:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка,);

2.Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;

3.Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, рефлексия.

2.7.Организация итоговых мероприятий:

-Смотры -выставки творческих работ для детей и родителей;

-Открытые занятия для сотрудников детского сада;

-Результаты диагностики.

2.8.Предполагаемый результат:

ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

Устойчивый интерес к тестопластике;

Возрастающий уровень его авторских работ;

Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла,  технических  навыков и умений;

Желание участвовать в коллективных работах, в  выставках и т.д;

Оригинальность предлагаемых художественных решений;

Окрепшая  моторика рук.

Ребенок  способен:

самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;

изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

соединять детали разными способами в готовое изделие;

составлять композицию из отдельных элементов;

гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

аккуратно использовать материалы.;

соблюдать правила безопасной работы;

украшать интерьер помещения своими работами и др.

2.9.Взаимодействие с родителями:

- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире;

-Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

3.Учебный план

  Количество занятий

          в неделю

   Количество занятий

              в месяц        

    Количество       занятий в год    

Продолжительность      занятий,мин.

                1

         

                4

          35

       20 мин.

                                                         4. Тематический план

Тема занятия

Программное содержание

(задачи)

                                                               сентябрь

«Воздушные шары»

1.Закреплять умение раскатывать комочки теста кругообразными движениями.

2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы для мамы»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3.Закреплять знания о цвете.

4.Развивать чувство ритма.

                                                                 октябрь

«Ветка рябины»

1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки теста круговыми движениями ладоней.

2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

«Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки теста и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

«Гусеничка»

  1. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

 2.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

3.Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

        

Раскрашивание красками «Гусенички»

  1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушенные.
  2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  4. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
  5. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

                                                                 ноябрь

«Ягода - малина»

 

1.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Раскрашивание красками «Ягоды - малины»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно, передавать задуманную идею при  раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

«Ёжик»

1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

4.Развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать аккуратность в работе.

«Клубочки для котёнка»

1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

2.Упражнять в раскатывании теста пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

                                                                 декабрь

«Снежинка»

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

 «Снеговик»

1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством теста на горизонтальной плоскости.

2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Снеговик»

(раскрашивание)

  1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
  2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  4. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
  5. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
  6. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 «Ёлочка, ёлка колкая иголка»

1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством тестопластики.

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков теста круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

                                                                  январь

«Улитка»

  1. Развивать у детей познавательный интерес к природе.
  2. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

«Рыбки в аквариуме» (раскрашивание )

  1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
  2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  4. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
  5. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
  6. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

.

                                                                 февраль

«Праздничный торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук 

5.Воспитывать аккуратность.

«Мы делили апельсин»

1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.

5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить кусочек теста  на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

                                                                  март

«Лепим сказку»

  1. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепит соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.
  2. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Раскрашивание красками «Сказки»

  1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
  2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  4. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
  5. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
  6. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания теста между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью теста сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Медвежонок»

1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности.

2.Развивать чувство формы и композиции.

                                                                 апрель

«Ромашка»

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.          

2.Упражнять в умении раскатывать                                                      комочки теста круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с тестом.

«Улитка, улитка выпусти рога».

1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков теста между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

4.Продолжать формировать интерес детей к лепке  предметов тестом .

5.Создавать у детей интерес к работе с тестом.

«Черепаха»

1. Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

                                                                    май

«Бабочка»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

«Листочки»

1.Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Укреплять познавательный интерес к весенней природе.

«Медалька выпускнику»

  1. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить круг, выдавливать в нем углубление, украшать края).
  2. Ввести в словарь детей слова: медаль. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь».
  3. Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира).
  4. Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким.

Раскрашивание красками «Медальки»

  1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.
  2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
  4. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
  5. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
  6. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Диагностика (контрольная)

1.Выявить уровень владения основными приёмами  работы в технике тестопластика;

2,Уровень развития мелкой моторики.

 

Мониторинг реализации рабочей программы кружка

Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и  уровень развития художественно-творческих способностей ребенка.

Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 1 раз в год.

Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и количественный уровни усвоения материала, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в рабочей программе

Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение, самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности.

                                                 
В качестве критериев оценки были выделены:

  1. Проявление  интереса к тестопластике.
  2. Самостоятельности при реализации замысла
  3. Составляет композицию из отдельных элементов.
  4. Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  5. Гармоничность в  сочетании цвета.
  6. Сформированность технических навыков при создании  лепного изделия.
  7. Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки

Соответственно были обозначены следующие уровни:

Низкий уровень (1 балл).

Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует  творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.

Средний уровень (2 балла).

Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но  требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию.  Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы  в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты  после  работы приводит в порядок.

                                                                   5. Литература

1. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008..

2. Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД. Владис, 2008.

3. Орен Р. Секреты пластилина / Рони Орен ; (пер. с иврита Р. Жак) – М. : Махаон, Азбука –Аттикус, 2022.-96 с. : ил. – (Академия дошколят).

4. Хананова И.. Соленое тесто, 2007 г.,

5. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- М.ООО ТД  Издательство «Мир книги».

6. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

9.  Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать  -  Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.

11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей  и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г. 

12. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).