Тестопластика

Довгаль Юлия Николаевна

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук.

И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Тестопластика выполняет следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История тестопластики 14.09 КБ
Файл Способы изготовления теста и варианты сушки 15.02 КБ
Файл Развитие речи через тестопластику1 МБ
Файл ООД занятия по развитию речи с использованием тестопластики 2.81 МБ
Файл ООД занятия по окружающему миру с применением техник тестопластики 601.27 КБ
Файл Беседа Светофория Развитие социально-коммуникативного направления с применением тестопластики 219.69 КБ
Файл Тестопластика как средство художественно-эстетического развития. Консультация для педагогов.833.67 КБ
Файл Развитие мелкой моторики через тестопластику 542.94 КБ
Файл Физическое развитие через тестопластику1.39 МБ
Файл Социально-коммуникативное развитие с применением тестопластики1.51 МБ
Файл развитие и коррекция усидчивости и антистресс через лепку из соленого теста1.12 МБ
Файл развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством тестопластики 1.52 МБ
Файл методические рекомендации педагогам 15.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ

Солёное тесто имеет древнейшую историю. Изначально, изделия из него имели культовое значение: из него делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений и обереги.

Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из теста для преклонения перед своими божествами.

    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в окнах и крепились к дверям. Считалось, что подобные украшения приносят удачу в дом.

    Славяне верили, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие. Их лепили в надежде на увеличение поголовья скота.

    В странах Восточной Европы были популярны яркие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались, и они имели обычный цвет выпечки, что считалось особенно привлекательным.

     В Греции и Испании во времена торжеств в честь Богоматери на алтарь по сей день кладут великолепные пышно украшенные хлебные венки.

     В Китае, начиная с 17 века, из теста изготавливали детали марионеток.

     Когда главным символом Рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста ёлочные украшения. Для сохранения украшений от поедания грызунами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так и появилось солёное тесто.

    На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год, в те стародавние времена его праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы начинали играть. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия. Преподнося в дар такую фигурку, даритель приговаривал: «И хлеб с солью будут всегда на вашем столе!».  Вот почему эти символичные дары называли очень просто -«хлебосол» (в некоторых регионах «мукосол»). А украшали их росписью, характерной для той местности, где было вылеплено это изделие.

   Во времена 1 и 2 Мировых войн искусство изготовления фигурок из солёного теста было утрачено, так как не хватало материала. В наши дни эта древняя традиция начала возрождаться.

    В последние пятнадцать лет тестопластика вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. В современном мире фигурки из солёного теста носят исключительно декоративный характер и весьма популярны, так как в наши дни высоко ценится всё экологически чистое и изготовленное руками. Возрождение этой старой народной традиции расширило применение солёного теста, и оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

         Тестопластика – это модно, оригинально и дешево. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, привносят в наш дом чувство уюта и умиротворения. Это символы достатка и семейного согласия.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА

1-й идеальный рецепт. Соединить 2 стакана муки, 1 стакан экстра соли, 1 стакан воды, 2 столовых ложки подсолнечного масла и 2 столовые ложки клея ПВА.  

(Данный рецепт быв выведен мной и детьми моей группы методом проб и ошибок. Мы считаем этот вариант идеальным для обьемной лепки или рельефных работ. Клей ПВА позволяет фигуркам быстрее засохнуть при воздушной сушке. Соль рекомендуем залить теплой водой, так после высыхания не будет на фигурках крупинок).

2-й классический рецепт. Смешать 150 г муки, 300 г мелкой соли, 3 ложки любого сухого обойного клея, 100 мл воды.

 

(Данный рецепт понравится тем, кто любит точные пропорции. Нам же более удобен первый вариант. Клей следует смешать с сухими ингредиентами или развести по инструкции, но используя объем воды указанный в рецепте).

3-й рецепт. Смешать 200 г муки и 400 г соли, 125 мл воды, 20 мл подсолнечного масла и 20 г сухого обойного клея.

(Данный рецепт подойдет для тяжелых и грубых фигурок, они будут лучше сохранять форму.)

Какой бы рецепт вы для себя не выбрали, каждый из них получится на 100 % это проверено моим собственным опытом. Тесто нужно хорошо, тщательно вымешивать пока оно не станет эластичным, мягким и податливым. Оно ни в коем случае не должно липнуть к рукам, быть рыхлым или жидким, это можно легко исправить, добавив муки и хорошенечко вымесив повторно. Для детского творчества тесто лучше замесить покруче, так как в горячих детских руках тесто разжижается. Для того чтобы окрасить тесто нужно приготовить пищевые красители или краски гуашевые и акриловые. Краску можно разводить в водичке сразу при готовке теста. Также, если вы захотите использовать натуральное окрашивание, можно воду заменить на свекольный, морковный сок или кофе, какао. Если вы хотите окрасить высушенные фигурки, можно использовать гуашь или масляные краски, затем высушить их и покрыть прозрачным лаком, так фигурки будут храниться долго и приобретут незабываемый блеск.

СУШКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Сушка– важный этап в изготовлении фигурок из теста. Заготовка может испортиться, потрескаться, лопнуть или перекоситься из-за неправильной сушки. Сушка изделий из теста может осуществляться разными способами.

Традиционно тесто сушат в духовке, что занимает около 3 часов при слабом нагревании, чтобы заготовки не сгорели. При использовании этого способа предусмотрены следующие этапы:

1. Разогрев духовки. Предварительно нагревают духовку до 140°С.

2. Закладка фигур. Готовые изделия кладут на противень и ставят в духовку примерно на 3 часа. Столько сохнет 0,5 см соленого теста в духовке.

3. Завершение сушки. Когда заготовки высохли, духовку выключают. Фигурки нужно оставить в духовке, чтобы они остыли, т.к. резкие перепады температур могут навредить изделиям.

Естественный способ. Сушка на воздухе - это самый простой способ. Лучше выбрать солнечные места. Там миллиметр изделия будет высушен за несколько часов. За день можно высушить небольшую фигурку. Для сушки нужно выбирать ровные поверхности, чтобы фигурки не испортили свой вид и не деформировались.

На радиаторе отопления. Высохнуть зимой на воздухе поделки из теста не могут, поэтому солнечное тепло в холодный сезон заменит радиатор отопления. Главное, чтобы его поверхность была ровной. Изделия тоже выкладывают на радиатор. Сохнут они быстрее, чем на солнце, если радиатор горячий. Если радиатор имеет сложную форму, то фигурки из теста можно просто подвесить за ниточку рядом. Так удобнее делать, например, при сушке на батарее.

Комбинированный способ. Высушить поделку из теста, которая слишком толстая, сложно, т.к. за день может быть готово всего 1-2 мм. Поэтому объемные фигурки лучше сушить естественным способом, т.к. сушка затянется на несколько дней. Досушить заготовку можно в духовке или на батарее, когда большая часть фигурки уже высушена. Но если внутри фигурка останется немного сырой, то это допустимо. Со временем тесто затвердеет.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ООД занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке из соленого теста для детей 4–5 лет «Аленький цветочек».


Цель: расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части, пополнить словарный запас детей, повторить способы содержания растений в чистоте; учить детей лепить цветы, передавая пропорции и форму частей цветка.

Образовательные задачи:

- учить лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук;

- учить раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой;

- обогащать словарь.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, творческие способности, чувство формы;

- развивать внимание, память, мышление, речь;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетический вкус.

Методические приёмы:

Словесный: беседа, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Наглядный: рассматривание.

Практические: физкультминутка,  создание работы.

Словарная работа: закреплять в речи детей названия комнатных растений.

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по теме;

- беседы о комнатных растениях;

- рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения».

Материалы и оборудование:

- наглядные: образец работы, иллюстрации на тему «Комнатные растения»;

-раздаточный материал: тесто разного цвета, стеки, дощечки для лепки,

влажные салфетки.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, вы узнаете то, о чем мы будем сегодня с вами говорить.

Загадка:

Воздух очищают

Создают уют

На окнах зеленеют

И зимой цветут.

Дети: Комнатные растения

 Основная часть

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?

Дети: Потому, что эти растения растут и цветут в помещении.

Воспитатель: Ребята, какие комнатные цветы и растения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как нужно ухаживать за комнатными цветами?

Дети: их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, обрывать листья.

Воспитатель: живые ли комнатные цветы?

Воспитатель: вот я вас и проверила, что вы знаете о комнатных растениях.

К нам в детский сад пришло письмо из сказки. Настенька просит о помощи, найти цветок волшебный, исполняющий желания. Давайте угадаем, что это за сказка?

Чудище ужасное во дворце живёт,
Девицу прекрасную монстр в гости ждёт.
Для неё, красавицы, есть в саду цветок,
Полюбить чудовище он бы ей помог.
А когда полюбится – сгинет образ тот…
Сказку кто волшебную быстро назовёт? 

Ответ: аленький цветочек.

Поможем Настеньке отыскать аленький цветочек? Цветок этот волшебный, загадав желание, он исполняет его. У вас на столе лежит волшебный материал, из которого вы и сделаете свой волшебный аленький цветочек. Но для начала разминка.

Физкульминутка
Есть дома встать на носочки, руки потянуть вверх;
И есть мосты, наклон вперед, руки назад, колени прямые;
Есть деревья выпрямиться, руки округлить над головой;
И кусты, присесть, руки вытянуть вперед;
И всем на удивление встать, руки в стороны, повороты корпусом,
В комнате растения[ i]плечи приподняты;[/i]
Нам без них никак нельзя руки на поясе, повороты головой вправо и влево;
Потому, что мы – друзья! развести руки в стороны, обхватить корпус руками).
Повторить 2-3 раза.

Творческая практическая деятельность

Звучит музыка : “Алый цветок” из мультфильма Шелковая кисточка.

Воспитатель показывает приемы лепки и проговаривает последовательность: Отщипываем от большого куска теста(зеленого) маленький кусочек, скатываем его в шар, расплющиваем его между пальцами, таких шариков должно быть пять - это лепестки, от красного отщипываем маленькие кусочки, скатываем между пальцами и прилепляем их в середину - это цветок. Все крепим к куску большому в форме горшка.

В процессе работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям в лепке мелких деталей цветка, корректирует нарушения правильной осанки детей во время работы.

Рефексия

Выставка работ.

Дети рассматривают поделки, любуются ими.

Воспитатель: вот сколько волшебных аленьких цветочков у нас с вами получилось. благодаря им, мы расколдуем чудище, поможем Настеньке и сможем загадать свои желания.

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо постарались. Каждый горшочек уникален. А цветочек неповторим! Ребята, вам понравилась ваша поделка?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята давайте поставим свои работы на стенд.

C:\Users\Юля\Desktop\IMG_0802.jpg

C:\Users\Юля\Desktop\IMG_0804.jpgC:\Users\Юля\Desktop\IMG_0211.jpgC:\Users\Юля\Desktop\IMG_0210.jpg



Предварительный просмотр:

Беседа по теме "В стране Светофории"

 Цель: обобщить знания детей о работе светофора, о значении всех его сигналов, о правилах дорожного движения и дорожных знаках в процессе обучения детей приемам лепки из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

 - закреплять знания детей о работе светофора, о значении его сигналов, роли инспектора ГИБДД, о правилах безопасного поведения на дороге, езде на велосипеде и самокате, об использовании светоотражающих элементов;

- учить детей различать некоторые дорожные знаки (пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, пункт медицинской помощи, пункт питания), иметь представление о некоторых видах специальных транспортных средств;

- обучать детей приемам лепки из соленого теста, повторять цвета;

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, восприятие, наблюдательность, художественный вкус, способность анализировать, сравнивать, умение устанавливать простейшие связи, делать выводы;

- формировать речь детей ее социально- коммуникативную сторону, пополнять словарь;

Воспитательные:

-воспитывать в детях усердие, умение слушать педагога и друг друга, работать по аналогии, контролировать свои действия;

- вызывать положительное эмоциональное состояние детей, интерес к творчеству, удовлетворение результатами своего труда;

Форма проведения: беседа  

Словарь: существительные: светофор, транспорт, автобус, троллейбус, грузовик, переход, пешеход; тесто, мука; прилагательные: грузовой, легковой, пассажирский, наземный, подземный, надземный, специальный, красный, зеленый, желтый; соленое, тягучее, липкое; глаголы: переходить, ехать, плавает, работает, управляет; лепить, катать, мять, делить; Предварительная работа:

 1. Чтение детской литературы: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Г. Георгиев «Светофор», С. Михалков «Моя улица». Знакомство с книгой Г. П. Шалаевой «Дорожные знаки».

2. Экскурсия на перекресток, наблюдение за работой светофора, движением транспорта.

 3. Беседа с детьми "Опасная дорога".

 4. Дидактическая игра «Дорожные знаки» и другие настольно-печатные игры.

5. Сюжетно-ролевые подвижные игры на прогулке по теме.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, работающая от батареек игрушка «Светофор», жезл, демонстрационный материал, дидактические игры и задания, соленое тесто, коврики для лепки, краски, кисти;

Ход занятия

Орг. момент.

В-ль показывает детям сюжетную картинку "Город" и предлагает представить, что они гуляют по улицам этого города. Беседа "Безопасная дорога". Дети рассказывают, что кто-то из них - пешеход, кто-то катится на самокате, а кто-то - велосипедист.

Речь с движением: "Самокат"

Я качусь на самокате мимо сосен и берез.                                                           Оставляет на асфальте самокат следы колес.                                                               Самокат я сам катаю! Сяду сам, сам разгоню!                                                                          Ну, а если сам сломаю... Сам его и починю!

Вводная часть.

В-ль спрашивает детей - где можно переходить дорогу? (Ответы детей - Только по пешеходному, надземному или подземному переходам). Можно ли ехать на велосипеде или самокате через дорогу? (Ответы детей - Нужно сойти с велосипеда и везти его рядом при переходе через дорогу). Что нужно иметь на одежде, если гуляешь вечером около дороги? (Ответы детей - Нужно иметь светоотражающие полоски).

В-ль: Вы молодцы! Эти знания помогут вам в любом путешествии!

Игра "4й лишний".  В-ль показывает детям 4 дорожных знака ("пункт питания", "медпункт", "пешеходный переход", "зона отдыха") - дети выделяют "пешеходный переход" и объясняют свой выбор. Затем называют и сравнивают специальный транспорт, выделяют лишний (автобус).

Основная часть.

В-ль загадывает детям загадку:

Разноцветных три кружочка:
КРАСНЫЙ светит – ПОДОЖДИ
И на ЖЁЛТЫЙ – СТОЙ, дружочек,
На ЗЕЛЁНЫЙ свет – ИДИ!
Светофор даёт советы,
Как дорогу перейти.
Пешеходу в деле этом
Лучше друга не найти
. (Дети- Это светофор)

В-ль предлагает каждому ребенку по очереди рассказать где находится ближайший светофор от дома, и интересные истории с дорожными приключениями.

В-ль предлагает слепить для нашего города светофоры из соленого теста, чтобы дорога была безопасной и чтобы получилась целая страна - "Светофория"!

Дети по показу в-ля лепят светофор и раскрашивают его.

Игра на внимание "Стой! Кричи! Беги!" В-ль в роли светофора - показывает детям круги красного, желтого или зеленого цвета, а дети выполняют соответствующие действия, оговоренные в начале игры.

После подвижной игры дети заканчивают лепку.
У каждого получается свой неповторимый светофор. Светофория готова - фото детей с работами.
C:\Users\Юля\Desktop\моя педагогическая находка\img_0482.jpg

Итог. Оценка работы детей.

 Выводы.

C:\Users\Юля\Desktop\моя педагогическая находка\img_0458.jpg

C:\Users\Юля\Desktop\моя педагогическая находка\img_0457 (1).jpgC:\Users\Юля\Desktop\моя педагогическая находка\img_0459.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Тестопластика, как средство художественно-эстетического развития»

«Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является тестопластика – один из видов народно-прикладного искусства. Интерес к солёному тесту, как к материалу для изготовления различных поделок, возник, сравнительно недавно. Лепка из соленого теста одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Техника «Тестопластика» — лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При работе с тестом у детей исчезают нервозность, возбуждённость — это прекрасная разгрузка для детей, улучшается концентрация внимания. Почему именно тесто? Тесто — это такой материал, который для детской руки более удобный — он мягкий.

Тестопластика имеет свои преимущества:

-  Это природный, экологически чистый материал;

 - Очень эластичный, легко обрабатывать;

 - Быстро и легко готовится;

- Приятный наощупь;

-  Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста;

-Легко отмывается;

- Неокрашенную поделку, при желании, можно раскрасить;

- Изделие из соленого теста довольно прочные, долговечные;

- Хорошо сочетается с другими материалами ( природными и бросовыми ) Занятия тестопластикой доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, дошколята с удовольствием проявляют свою индивидуальную креативность при создании необычных образов из теста. Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок.  Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Тем самым у детей развивается умение видеть целое раньше частей, способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, используя нетрадиционные формы лепки.
С чего я начала свою работу?

В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике.  Методом проб и ошибок подобрала рецепт теста. На первых занятиях познакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность самим замесить и подействовать с тестом: потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Затем учились лепить объемные формы.  Поле того, как дети освоят лепку из двух шаров, предложить тему «по замыслу». На этих занятиях проанализировать степень усвоения материала.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски- гуашь, акварель, фломастеры.  Работы стали получаться интересные, выразительные.

Что бы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой – либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить угощение на праздник для Мишки – вкусное печенье и конфеты, а затем Мишка с друзьями приходит в гости и «пьет» чай с печеньями. А на следующее занятие к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. И дети довольны – ведь это они помогли зверушкам!

Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

C:\Users\Юля\Downloads\IMG_0451.jpg


C:\Users\Юля\Downloads\IMG_0455.jpg

C:\Users\Юля\Downloads\IMG_0445.jpg



Предварительный просмотр:

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Термин «мелкая моторика» подразумевает координированные движения мышц пальцев и кистей рук. Дальнейшее их развитие отразиться на уровне умений ребенка выполнять различные повседневные задание, по типу навыков самообслуживания и дальнейшие важные способности для школы.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее".

Это говорит о том, что формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга. Двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр.  

Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук.

И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.        

C:\Users\Юля\Desktop\Воспитатель года\ФОТО НА МК\IMG_9524.jpgC:\Users\Юля\Desktop\Воспитатель года\ФОТО НА МК\IMG_9126.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам в работе с дошкольниками во время занятий лепкой из соленого теста:

- Ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и соответствующее физическое и психологическое пространство.

- Дети трудятся с удовольствием, если у них достаточно материалов и инструментов. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов: скалки, чесноковыжималку, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.

- Для того чтобы дети могли войти в роль взрослого той или иной профессии, педагоги должны обеспечить их специальными атрибутами, например, поварскими шапочками и фартуками, если запланировано знакомство с трудом повара.

- Педагогу следует приучить детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, чувства удовлетворения и привычки работать аккуратно.

- Необходимо также создавать творческую доброжелательную атмосферу, надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе лепки поощрять его, заинтересовывать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности.

- В процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к дошкольникам, их возможностям, формировать у них желание выполнять самостоятельно все то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

- Не следует допускать, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным заданием. В этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Педагог должен вызывать у дошкольника чувство внешней безопасности, понимание того, что результаты его труда не получат отрицательной оценки взрослого.

- Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений ДОУ помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.

- Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда.

- Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто.

- Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

- На занятиях тестопластикой ребенок приобретает умения и навыки, которые будут иметь большое значение в его трудовой деятельности в дальнейшем (независимо от выбранной профессии). Прежде всего к ним относятся ручная умелость, умение организовывать и планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, привычка прилагать усилия и др.

- Изготавливая поделки своими руками, дети начинают осознавать полезность своего труда для окружающих и уважать труд других. Таким образом, используя возможности тестопластики, можно успешно знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству.