Рабочая программа по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся среднего звена

Сухорукова Елена Дмитриевна

Рабочая программа по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 4 им. А.А. Леонова

Утверждаю:

Директор школы:____________/Р.Г. Аказникова/

Рабочая программа по выявлению интеллектуальных способностей

обучающихся среднего звена

подготовила учитель

английского языка

Сухорукова Е.Д.

2019-2022

Пояснительная записка

   Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Принципы работы с одаренными детьми:

– Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использование данного принципа означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию и воспитанию личностных качеств  школьника.

– Принцип индивидуализации и дифференциация обучения, который предполагает более полный учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся в определении цели, содержания и организации процесса обучения.

– Принцип учета возрастных особенностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных детей на разных возрастных этапах с целью адекватного определения уровня необходимой и достаточной степени сложности обучения.

 Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая помогает открыть новые возможности для создания интереса подростка к индивидуальному и коллективному творчеству. В результате работы над проектом обучающиеся:

− активно и самостоятельно приобретают новые знания из разных источников;

− учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач;

− формируют интерес к изучению учебного курса «Финансовая грамотность»;

− приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

− развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, синтез, обобщение).

Программа  составлена на основании:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897;

Программа предусматривает выявление у обучающихся интересов и склонностей, которые могут стать основой для развития познавательной активности и реализации интеллектуально-творческого потенциала  школьников.

Сроки реализации: 2019-2021 годы обучения.

Цель:

Выявление способностей обучающихся и создание оптимальных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала школьников.

Задачи:

  • определить уровень интеллектуальных и творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
  • определить формы и методы  работы на уроках, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения .
  • Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся;
  • создать условия для развития креативности;
  • формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;
  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.  

Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:

- более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной,
творческой деятельности.

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Диагностические методики:

- Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла;

- Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) К.М.Гуревича.

Формы организации: урочные и внеурочные.

Модели взаимодействия ученика и педагога при организации проектно-исследовательской деятельности.

Модель 1. Педагог знает путь поиска и предлагает пройти этот путь ученику, зная конечный результат. Модель используется на уроке через технологии развивающего обучения.

Модель 2. Педагог знает путь поиска и исследования, прогнозирует конечный результат, предлагая ученику решить проблему или комплекс проблем. Модель реализуется через создание научно-исследовательских проектов.

Модель 3. Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ученика, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути. Модель реализуется в рамках деятельности по защите индивидуального проекта.

Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.


Заключительный этап  включает в себя  рефлексию объективного  осознанного   выбора школьниками интеллектуальной деятельности.
 В процессе рефлексии необходимо:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Обеспечение возможности для практики;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • Предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы.

Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности учителя:

- количество и качество творческих и учебно-исследовательских работ учащихся;

- успешное участие школьников в различных конкурсах;

- повышение мотивации к изучению предмета.

Приложение

ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ         (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).

 Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
  3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят  показать свою работу классу.
  3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,  в которой участвует.

 Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
  10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА  (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а.Часто.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а.        «Помучиться», но самому найти ответ.

б.        Когда как.

в.        Получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а.        Постоянно много.

б.        Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в.        Мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а.        Очень эмоционально.

б.        Когда как.

в.        Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б.Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ  РЕБЕНКА                (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а.Связаны очень тесно.        

б.        Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в.        Никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а.        Постоянно.

б.        Иногда.

в.        Очень редко.

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а.        Большинство занятий подчинено этому принципу.

б.        Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в.        Не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а.        Делает всегда столько, сколько нужно.

б.        Делает периодически.

в.        Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.
      в. Не способен.