Мои публикации

Сертификаты и материалы публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Журнал "Образование Югории"30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дороднова Наталья Александровна

Dorodnova Natalia Alexandrovna

«Притча коротка, но смысл в ней глубокий…»

Методическая разработка к учебнику

А.И. Шемшуриной  «Основы  религиозных культур и светской этики» 4 класс

"The parable is short, but the meaning in it is deep ..." Methodological development for A.I. Shemshurina's textbook "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" 4th grade

Аннотация. Данная методическая разработка предназначена для учителей работающих в 4 классе по учебному комплексу «Основы религиозных культур и светской этике», и служит пособием для разработке и проведении урока по изучению материала данного раздела.

Annotation. This methodological development is intended for teachers working in the 4th grade on the educational complex "Fundamentals of religious cultures and secular ethics", and serves as a guide for the development and conduct of a lesson on the study of the material in this section.

Ключевые слова: притча, диалог, материал, общение, истина, нравственность, мир, отношение к окружающим.

Key words: parable, dialogue, material, communication, truth, morality, peace, attitude to others.

Раздел учебника: «Этика общения»

Цель:  Раскрыть через притчи  основные         нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показать образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Задачи:

Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода анализа

3. Умение работать с текстом

4. Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

1. Образование и достижение личных целей

2. Повышение уровня коммуникативных навыков

3. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Актуальность. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого. Как мы видим из перечисленных выше способов (методов и форм) работы с притчами, все они имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Педагог должен помнить, что на уроках духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.      

             «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость.  Возник жанр притчи на  Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь.          

Такое у меня правило.

(Христианская притча)

В церкви во время богослужения один человек вдруг начал снимать свой башмак. Люди расступились и удивлённо стали смотреть на него. В этот момент священник, размахивая кадилом, подошёл к ним. Увидев человека с босой ногой, он удивился и, обратившись к нему, спросил:

— Скажите, уважаемый, у вас какие-то проблемы?

— Нет, — ответил человек, — я просто заметил, что у меня один носок был надет наизнанку.

— В таком случае, не могли бы вы немного подождать и сделать это потом?

— Нет, батюшка, — ответил тот. — Как только я вижу, что у меня что-то не в порядке, я сразу же исправляю это. Такое у меня правило.

Беседа по притче:

- Между кем ведётся диалог в притчи?

-Почему  человек так поступил?

-Какого человека вы видите перед собой?

            - В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Творческое задание:

Подумайте, какой рисунок вы бы нарисовали к данной притчи? Нарисуйте.

Говорим…

Проповедник опаздывал. Сёстры, ожидавшие его в монастырской часовне, дошли уже до пятнадцатой тайны Розария, когда позвонили в дверь. Усталый, озабоченный проповедник извинялся перед настоятельницей:

— Досадно мне, матушка, но не успел приготовить проповедь…

— Это неважно, — ответила сердечно настоятельница, — прошу, отец, говорите всё, что придёт в голову.

Говорить «всё, что придёт в голову» — самый популярный язык мира. Миллиарды слов ежедневно ранят нас. Способность говорить — великий дар. Чтобы человек не говорил слишком много глупых слов, Бог дал десять пальцев, чтобы помнили его мудрые советы: «Чтобы первое слово было доброе, чтобы второе слово было истинное, чтобы третье слово было справедливое, чтобы четвёртое слово было искреннее, чтобы пятое слово было отважное, чтобы шестое слово было деликатное, чтобы седьмое слово несло утешение, чтобы восьмое слово было ласковое, чтобы девятое слово было исполнено уважения, чтобы десятое слово было мудрое. Далее молчи!

Беседа по притче:

- В чем смысл  притчи?

-Какого правила должны  придерживаться люди в своей речи?

-Какие слова употреблять, о чем помнить?

Творческое задание:

Подумайте, какой рисунок вы бы нарисовали к данной притчи? Нарисуйте.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
         Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Беседа по притче:

- В чем смысл  притчи?

-Раскрывается ли в притчи понятие слова «добро»?

-Каким должен быть человек?

Творческие задание:

1.Подумайте, какой рисунок вы бы нарисовали к данной притчи? Нарисуйте.

2. Вспомнимте и запишите пословицы о добре.
Притча о ложках.

Oднажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:
- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум  дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.
Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно.
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели больными и умирающими от голода. У них были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными  к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести их ко рту.
Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: "Ты  только что видел Ад".
Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал господу: "Я не понимаю".
- Это просто, - ответил ему Господь, - эти научились кормить друг друга. А те думают только о себе.
Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.

Беседа по притче:

- В чем смысл  притчи?

-Какими должны быть люди по отношению  друг к другу ?

-Каким должен быть человек?

Творческие задание:

1. Как бы вы изобразили Ад и Рай? Нарисуйте.

Притча о вежливости

         Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. И Кролик бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» Кролик вежливо сказал: — Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. — Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. — Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: — Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

Беседа по притче:

1.Прочитать притчу.

2. ответьте на вопрос: Чем явилась вежливость в  притчи: правилом общения или способом манипулирования?

Творческие задание:

  1. Можем ли мы нарисовать «Вежливость»? Давайте попробуем и посмотрим у кого что получится.

Заключение

          Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не теряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения.

В работе рассмотрены тексты разных притч, но во всех мы увидели их общие жанровые черты: такие как безымянность героев, обобщённость времени и пространства, небольшой объём произведения, наличие морали (поучительного вывода). Повествование притч отличается краткостью, то есть показываются только главные моменты, нет подробного описания действий и поступков. Чаще всего язык притч прост, приближен к разговорному, большую роль играет диалог. Употребление глаголов преобладает над использованием имён прилагательных.

        Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах.

Список литературы

1.Тумина, Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи) [Текст] / Журнал «Русский язык в школе»  Ν6, 1997. – с.9 – 15

  1. Елисов, А. Жанр притчи и ее нравственный смысл. [Электронный ресурс] / А.Елисов. http:// www.pritcha-elisova.ucoz.ru.

Приложение 1

Лист для самостоятельной работы ученика.

  1. Прочитайте притчу

Такое у меня правило.

(Христианская притча)

В церкви во время богослужения один человек вдруг начал снимать свой башмак. Люди расступились и удивлённо стали смотреть на него. В этот момент священник, размахивая кадилом, подошёл к ним. Увидев человека с босой ногой, он удивился и, обратившись к нему, спросил:

— Скажите, уважаемый, у вас какие-то проблемы?

— Нет, — ответил человек, — я просто заметил, что у меня один носок был надет наизнанку.

— В таком случае, не могли бы вы немного подождать и сделать это потом?

— Нет, батюшка, — ответил тот. — Как только я вижу, что у меня что-то не в порядке, я сразу же исправляю это. Такое у меня правило.
2. Прочитайте вопросы и ответьте 

Беседа по притче:

- Между кем ведётся диалог в притчи?

-Почему  человек так поступил?

-Какого человека вы видите перед собой?

 - В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание:

Подумайте, какой рисунок вы бы нарисовали к данной притчи? Нарисуйте.