2.Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (коррекция нарушений развития и социальной адаптации детей и обучающихся)*

Писарева Татьяна Александровна

 

Справка, подтверждающая наличие положительной динамики по результатам коррекционной работы педагога за межаттестационный период, заверенная руководителем ОО

Справка о результатах итогового мониторинга соответствия учебных достижений обучающихся требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), заверенные руководителем ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2023.docx49.53 КБ
Файл analiticheskiy_otchet_pisareva_t.a._2022.docx83.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58.

Тел. (факс)  8 (42431) 5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф//

ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001

Аналитический отчет 

о работе учителя-логопеда за 2022/2023 учебный год

Писарева Т.А.,

Учитель-логопед

2023

Аналитический отчет

Учителя-логопеда МБДОУ №2 г. Поронайска

За 2022-2023 учебный год

Писарева Татьяна Александровна

  1. Анализ выполнения поставленных целей и задач развития детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта.

Цель анализа: проанализировать результативность работы учителя-логопеда, выявить трудности, возникшие в ходе работы для дальнейшего определения и постановки задач на следующий учебный год.

Основные задачи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска на 2022 – 2023 учебный год:

1. Совершенствовать процесс воспитания в МБДОУ посредством актуализации программы воспитания.

2. Продолжать работу над созданием благоприятных условий для раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей посредством использования современных технологий.

3. Повысить уровень профессионализма педагогов в области современных технологий воспитания и познавательно-речевого развития детей посредством наставничества и адресной методической поддержки.

Задачи логопедической работы:

1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.

3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) через внедрение инновационных форм работы с родителями: консультации оформленные в виде буклета, видео консультации.

Цели и задачи мной были реализованы на 80%.

Учитывая, результаты логопедической работы мною выдвигаются задачи на следующий учебный год:

1. Своевременное выявление речевых расстройств и их устранение при помощи коррекционных методов. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

2. Продолжать повышать уровень развития речи детей посредством использования современных речевых технологий.

  1. Анализ результатов логопедической деятельности.

 Общие данные

На период 2022/2023 учебного года в МБДОУ Детский сад № 2 г. Поронайска, была проведена диагностика речи детей средней группы, и детей старшего дошкольного возраста. Выявленные особенности и нарушения речи фиксировались в протоколе (Приложение 1), к нему прилагалось согласие родителя на проведение диагностики (Приложение 2) и анкета для сбора анамнеза (Приложение 3).

Диагностика проводилась в сентябре 2022 г., было обследовано 22 ребенка с средних групп, по итогам диагностики родителям были даны рекомендации. И 22 ребенка с старшей группы, из них 9 человек были зачислены в логопедический пункт, так же исходя из проведенной диагностики подготовительной группы, были зачислены еще 15 человек.

Заключение

Системное недоразвитие речи

ОНР

4 ур.

ФФНР

ФНР

Всего

Зачислено в логопункт

8

1

9

7

25

Выпущено с чистой речью

0

0

1

7

8

Выпущено с улучшениями

0

0

6

0

6

Выпущено с неустойчивой

автоматизацией

0

1

0

0

1

Оставлено для продолжения работы

8

0

2

0

10

Исходя из результатов полученных данных, были сформированы подгруппы детей, а так же запланированы индивидуальные занятия по коррекции и преодолению фонетических, фонематических и других нарушений.

В течение всего образовательного периода продолжала свою работу студия «Звукарики», как дополнительная платная услуга по коррекции звукопроизношения. Дети, не зачисленные на логопедический пункт, но нуждающиеся в коррекции и преодолении речевых нарушений были оформлены в студию по желанию родителей.

3. Анализ условий для реализации рабочей программы.

На 2022/2023 учебный год, была поставлена задача обеспечить материально-техническую базу кабинета учителя логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

В результате проведенной работы по оснащению кабинета учителя-логопеда на начало учебного 2022/2023 года, улучшился перечень дидактического материала по всем направлениям коррекционного плана. Было приобретено коррекционно-обучающее оснащение для развития подвижности артикуляционного аппарата:

  • «Артикуляционная рыбалка » Logo Box

для развития мелкой моторики и координации речи с движениями:

  • «Смотри и говори» интерактивно развивающее пособие для индивидуальных занятий, расширение и закрепление словарного запаса, улучшение и произношения развитие коммуникативных способностей. ООО «Издательство «Экзамен».

Был приобретен учебно-дидактический и игровой материал для развития фонематического восприятия и коммуникативных навыков, для освоения звукового анализа и синтеза, для формирования правильного звукопроизношения:

  •  «Живые буквы» Л.Ю. Порохина;
  •  Игры для развития фонематического слуха;
  •  Развивающие игры-лото;
  • Рабочие тетради на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)и др.;
  • Альбомы для профилактики дизграфии и многое другое.

Пополнен библиотечный фонд логопедического кабинета.

В течение учебного, года мною был изготовлен тематический наглядный материал и электронные презентации для использования на логопедических занятиях, что позволило повысить работоспособность и заинтересованность воспитанников.

В оформлении методических стендов (тематических логопедических уголков), была представлена информация, о номах речевого развития соответствуя возрасту детей данных групп; советы логопеда «Как нельзя или как нужно разговаривать с малышами», «Игры на развитие связной речи», «Дифференцированный подход в обучении», «Индивидуализация в образовании»; рекомендации для родителей по организации и выполнению домашнего задания; примеры речевых игр для развития речевых навыков ребенка; пояснительный материал «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; рекомендации для проведения артикуляционных упражнений; информация для родителей «Как заинтересовать ребенка в прочтении книг», «Информация для родителей будущих первоклассников» и др.

Таким образом, за прошедший учебный год материально-техническая база логопедического кабинета улучшилась на 80%.

4. Анализ работы с детьми ОВЗ.

С 1 по 15 сентября 2022 года была проведена диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, которые были зачислены на логопедический пункт, по направлению ПМПК и их рекомендациям было зачислено четверо детей с ОВЗ, Кирилл Х., Аделина Ш., Полина Г., Катерина К.. Воспитанники подготовительной, старшей и первой младшей группы. В соответствии с психоречевыми особенностями развития работа с детьми с ОВЗ строилась на основании разработанных индивидуальных адаптированных программ коррекционной работы. В основе которых лежат следующие программы:

-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»  

-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991г.

В своей работе я использовала традиционные техники работы с детьми с нарушениями речи, а так же здоровье сберегающие нетрадиционные технологии. Такие как: кинезиология, развитие межполушарных связей, биоэнергопластика, су –джок, фонационная ритмика.

Коррекция речи в целом дала положительный результат, характерный индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ. И только сочетание традиционной логопедии и нетрадиционных техник дало свой положительный результат.

Часть детей получивших дошкольное образование были отчислены, не которые продолжат обучение на логопедическом пункте с начала учебного года, после повторной диагностики.

Стартовая диагностика уровня речевого развития детей (Приложение 4) и звукопроизношения старшей группы, подготовительной А группы, проходила с 1 сентября 2022 года. Данные диагностики, а так же планирование дальнейшей коррекционной работы были занесены в индивидуальные речевые карты (Приложение 1) дошкольников, а с 10 по 24 мая 2023 года проводилась итоговая диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения (Приложение 5).

По результатам стартовых диагностик, по заявлению родителей воспитанников нуждающихся в логопедической помощи были зачислены на логопедический пункт. Мною были скомплектованы группы и подгруппы для коррекционной работы по составленному расписанию и планов логопедических занятий.

С начала учебного года были составлены: график посещения логопедических занятий, индивидуальные планы работы с ФНР, ФФНР, ОНР 111 ур., СНР (Приложение 10), календарный, перспективный планы работы и знакомство воспитателей со списком зачисленных воспитанников в логопедический пункт.

На текущий образовательный период задачей логопедической работы являлось повышение уровня развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса. На протяжение всего учебного года, работа по образованию детей логопатов строилась с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития, что определяло степень сложности в видах деятельности и обучении, которое гарантировало успех в итоге каждого занятия, повышало интерес к образовательному процессу и работоспособность дошкольников, а так же желание решать более сложные задания, выполнять более сложную работу.

Группы детей, делились на подгруппы, учитывая уровень развития речи, тяжесть нарушений, индивидуальные и физиологические особенности дошкольников. Это позволяло добиться положительной атмосферы на занятиях, доброжелательности и дружелюбию друг к другу, а так же повысить уровень коммуникативных навыков, вызвать интерес к общению и рассуждению.

В работе с дошкольниками были подобраны интерактивные коррекционные программы, использовались мультимедийные презентации, веселые артикуляционные, пальчиковые гимнастики, дидактические и подвижные игры гимнастики и упражнения с речевым сопровождением Н.В. Нищевой и Т.А. Куликовской.

Таким образом, индивидуальный подход и использование эффективных коррекционных методик и программ (включая интерактивные технологии), способствовали развитию артикуляционной моторики речевого аппарата, мелкой и общей моторики, физического состояния организма, улучшению внимания, мышления, памяти, интереса к занятиям, работоспособности детей, поднятию настроения и воспитанию личностных качеств, а так же обогащению словаря и развитию связной речи.

5. Анализ взаимодействия с родителями.

Поскольку одной из задач перед логопедическим пунктом была задача об индивидуализации образовательного процесса, поэтому в работе с родителями уделялось особое внимание информированию и повышению компетенции родителей в особенностях речевых нарушений, их нормах, и необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ, эта информация была представлена родителям на собраниях. В ходе выступления повысилась компетентность родителей в вопросах о нормах речевого развития детей, отмечена заинтересованность родителей для создания условий для успешного развития речи детей и преодоление нарушений на момент встречи. Но самостоятельного проявления интереса родителями к речи ребенка, ее нарушениях и динамике развития проявляли лишь 58%.

В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями о результатах диагностики речевого развития их ребенка, о программе коррекционной последовательности и комплексности занятий в коррекции нарушений, а так же даны рекомендации родителям нуждающихся детей о прохождении ребенком специалистов (окулист, отоларинголог, психиатр, невролог) для уточнения состояния здоровья. Родителями были предоставлены результаты обследования детей и подписаны договоры на рассмотрение на заседании ПМП консилиума среди специалистов МБДОУ по результатам которого, проводились консультации с этими родителями о необходимости обследования ребенка на ПМПК, с целью получения рекомендаций для педагогов и специалистов МБДОУ для планирования коррекционной работы. Проводилась пропаганда артикуляционных упражнений, дидактических игр для совместного проведения родителей и детей дома, на прогулке, по дороге из детского сада и другие рекомендации.

Подводя итог за прошедший учебный год, можно отметить недостаток взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ, что отрицательно сказывается на продолжительности коррекции нарушений, а следовательно итогах диагностического обследования проведенной работы.

6. Анализ взаимодействия с педагогами МБДОУ.

На протяжении всего учебного года проводилась работа по консультативной помощи педагогам, были разработаны журналы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя в которых представлена информация о нарушениях звукопроизношения детей, консультации и беседы на тему особенностей речевого развития, а так же информирование педагогов о достижениях детей, о динамике речевого развития и рекомендации по закреплению изученного материала в течении дня и использование данной информации в планировании деятельности в группе и для повышения уровня развития речи детей логопатов, учитывая их индивидуальные возможности. Проводилось информирование педагогов о необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ для повышения уровня образования и развития воспитанников.

Было проведено открытое занятие в рамках методического фестиваля «Дорога от идеи до результата» по теме «В ателье по ремонту обуви» составление рассказа по картине в старшей группе.

Участвовала в муниципальном конкурсе «Панорама открытых уроков и занятий» в номинации «Функциональная грамотность – основа качества образования».

Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов.

Провела мастер-класс для родителей по теме «Путешествие в страну «Развитие речи».

Назначена наставником у студента-стажера Клепиковой Анастасии Михайловны.

8. Анализ результатов профессионального развития и самообразования учителя-логопеда.

За период работы с 09.11.2017 года мною были изучены нормативно-правовые документы логопедического пункта, пособия по организации логопедической службы в ДОУ, программа дополнительной платной услуги по коррекции звукопроизношения; ознакомилась с методиками индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками, с авторскими учебными пособиями, игровыми материалами и технологиями; были взяты за основу методическое пособие по планированию занятий в логопедическом пункте ДОУ для разработки планов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи опираясь на тематический план МБДОУ; расширила свои знания в коррекционно-развивающей работе в рамках логопедического пункта с детьми с ОВЗ с 4 до 7 лет. Был приобретен журнал «Логопед», в котором были изучены мастер-классы:

  • по исследованию развития связной речи у старших дошкольников;
  • методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии у детей 6-7 лет.
  • занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков для детей 5-7 лет;
  • фронтальное занятие для детей 5-6 лет;
  • современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования.

Так же были изучены статьи о приемах работы с дошкольниками. Это занятия по дифференциации, автоматизации звуков р и р` для детей 6-7 лет, занятие на автоматизацию звука ш для детей 5-6 лет; статьи об играх и оборудованиях, статьи о взаимодействии с семьёй и другие актуальные темы:

  • молодому логопеду;
  • секреты профессии;
  • добрые странички «использование сказок на занятиях для детей с нарушением речи».

В течение учебного года принимала участие на заседании ПМП консилиума МБДОУ; посещала МО, РМО логопедов.

 Было проведено открытое занятие в рамках методического фестиваля «Дорога от идеи до результата» по теме «В ателье по ремонту обуви» составление рассказа по картине в старшей группе.

Участвовала в муниципальном конкурсе «Панорама открытых уроков и занятий» в номинации «Функциональная грамотность – основа качества образования».

Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов.

Провела мастер-класс для родителей по теме «Путешествие в страну «Развитие речи».

9. Корректировка плана дальнейшей работы.

В следующем учебном году 2023г- 2024г. планирую продолжить работу по теме самообразования «Современные речевые технологии и их влияние на развитие речи дошкольников».

Направления работы:

- Изучение нетрадиционных методов и технологий в работе логопеда.

-Применение новейших технологий из современных речевых областей в логопедической работе.

- работа с родителями в целях профилактики и развития дошкольников с речевыми нарушениями.

- работа с педагогами по теме с просветительской целью.

10. Анализ инновационной деятельности.

Мною разработана рабочая программа по работе с детьми 5-7 лет, имеющими речевые нарушения в условиях логопункта.

В логопедической работе с детьми с ОВЗ составлены индивидуальные адаптированные программы на основе примерных адаптированных основных образовательных программ в соответствии с психоречевыми характеристиками.

Заключение.

За прошедший образовательный период удалось реализовать 80% запланированных мероприятий на 2022/2023 учебный год. Установлен контакт между учителем-логопедом и воспитанниками МБДОУ, что прослеживалось в проявлении интереса в посещении занятий, в выполнении заданий детьми, в активном участии при проведении дидактических, подвижных игр, в успешном итоге занятий в логопедическом пункте.

По результатам итоговых диагностик наблюдается динамика развития речи дошкольников зачисленных на логопедический пункт и посещающих коррекционные занятия, из них на период диагностики 6 воспитанников с чистой речью, 10 детей с улучшением в развитии речи и звукопроизношении, 9 дошкольников выпущено с неустойчивой автоматизацией звуков.

На конец учебного года из логопедического пункта планируется выпустить 15 детей, получивших дошкольное образование.

В течении учебного года посещаемость логопедических занятий некоторыми воспитанниками снижалась в холодный период времени, в связи с частыми простудными, вирусными заболеваниями, не достаточная заинтересованность родителей в закреплении пройденного и изученного материала с ребенком дома, а так же не своевременное получение логопедической помощи некоторых логопатов, что отрицательно сказалось на результатах коррекционной работы.

В качестве проблемных сторон отмечены:

1. Недостаточная компетентность родителей в оказании своевременной комплексной логопедической помощи детям с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим нарушением речи, особенно детям с ОВЗ с системным и общим недоразвитием речи.

2. Трудности в корректном выборе методик и программ коррекционной работы с детьми логопатами заключается в индивидуальном развитии детей с речевыми нарушениями, а так же их особенностями поведения.

Таким образом, исходя из выявленных трудностей, возникших в ходе работы были сформулированы задачи логопедической работы на следующий учебный год.

Задачи на 2023/2024 учебный год:

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

2. Повысить уровень взаимодействия между родителями воспитанников и специалистов ДОУ, между специалистами и педагогами ДОУ путем информирования о необходимости совместной работы по преодолению трудностей в развитии ребенка.

 3.Продолжать использовать в коррекционной работе современные речевые технологии в логопедической работе.

Приложение 1

Протокол речевого обследования.

Анкетные данные

Имя ребёнка – ________________________________________________________________________

Дата рождения – ______________________________________________________________________

Дата обследования –  __________________________________________________________________

Возраст – ____________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедический пункт – ______________________________________________

Заключение МППК – __________________________________________________________________

Общий анамнез

Характер протекания беременности – ____________________________________________________

Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) – ______________________________

Особенности раннего психомоторного развития:

Держит голову  - ______________________________________________________________________

Ходит – _____________________________________________________________________________

Заключения специалистов

Слух – ______________________________________________________________________________

Зрение –_____________________________________________________________________________

Невролог –___________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Время появления гуления – ____________________________________________________________

Время появления лепета – ______________________________________________________________

Время появления первых слов – _________________________________________________________

Фразовая речь (в норме к 3 годам) –______________________________________________________

Особенности понимания речи окружающих –______________________________________________

Речевое окружение -___________________________________________________________________

Обследование речи:

Анатомическое строение артикуляционного аппарата  -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние орального праксиса

Упражнения

Примечания

1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении.

2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой полости.

3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении.

4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении.

5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении.

6. Высунуть язык и удержать его по средней линии.

7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении.

8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении.

9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта.

10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы.

11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении.

12. Пощёлкать языком.

13. Облизать губы по кругу.

Состояние звукопроизношения

Звуки

В словах

Во фразах

в начале

в конце

в середине

согласные

свистящие

С

сом –

укус -

коса

У Оксаны собака Сима

Сь

сила-

лось -

носик

У Симы черный носик

З

зуб

мороз

ваза

На столе ваза

Зь

зима

магазин

У Зины заводной грузовик

Ц

цветы

ларец

пицца

У принца цветы

шипящие

Ш

Шапка

малыш

кошка

Малыш надел шапку и калоши

Ж

Жук

уж

лыжи

Жук летает над лужайкой

Ч

Чай

мяч

очки

Ниночка пьет горячий чай

Щ

Щенок

плащ

пещера

Щенок утащил плащ

сонорные

Л

Лук

кол

полка

Лада купила куклу

Ль

Лис

соль

поляна

Люба лежит на полянке

Р

Рука

свитер

шорты

Рома красит забор

Рь

Речка

якорь

шарик

Рита смотрит на шарик

Особенности динамической стороны речи:

Темп речи – __________________________________________________________________________

Ритм речи –__________________________________________________________________________

Интонация – _________________________________________________________________________

Особенности дыхания –________________________________________________________________

Характеристика голоса –_______________________________________________________________

Состояние фонематических функций

*Слуховая дифференциация звуков в словах паронимах (показать картинки)

Слова

Примечания

Суп - зуб

Почка - бочка

Точка - кочка

Мак - бак

*Произносительная дифференциация звуков в словах паронимах (назвать картинки)

Слова

Примечания

Суп - зуб

Почка - бочка

Точка - кочка

Мак - бак

*Слухопроизносительная дифференциация звуков в словах и слогах:

Па - ба

Па – ба - ба

Та - да

Та – да - да

Ка - га

Ка - ка - ха

Ка - ха

Ка – га - га

Ва - фа

Ва – фа - ва

Са - за

Ша – жа - ша

Ча - ща

Са – за - са

Ча – тя

Кот - год

Ча - са

Том - дом

Ца - са

Ком - сом

Ца - та

Том - ком

Состояние связной речи:

Пересказ сказки «Репка»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Согласие родителей (законных представителей)

 на логопедическое обследование ребенка

Я____________________________________________________________________________,      ( Ф.И.О. родителя законного представителя)

Являясь родителем (законным представителем)_____________________________________             ( Ф.И.О. ребенка)                    

даю согласие на его (ее) логопедическое обследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении  детском саду № 2 «Кораблик» ( далее МБДОУ ), находящемся по адресу: г. Поронайск, ул. Восточная, д.58

Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.

Учитель-логопед:

  • предоставляет информацию о результатах логопедического обследования при обращении родителей (законных представителей);
  • не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
  • разрабатывает рекомендации воспитателям группы, для осуществления индивидуальной работы;
  • предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Настоящее согласие дано мной «__»_____________20__г. и действует на время пребывания моего ребенка в МДОУ.

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть представлен мной в адрес образовательной организации заведующему МБДОУ «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска».

Подпись ______________________

Приложение 3

Анкета для родителей

Имя ребенка-__________________________________________________________________

Общий анамнез:

Характер протекания беременности –_____________________________________________

Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) -_________________________

Особенности раннего психомоторного развития:

Держит голову - _______________________________________________________________

Ходит-_______________________________________________________________________

Речевой анамнез:

Время появления гуления-_______________________________________________________

Время появления лепета-________________________________________________________

Время появления первых слов-___________________________________________________

Фразовая речь (в норме к трем годам)-____________________________________________

Особеннсти понимания речи окружающих-________________________________________

Речевое окружене-_____________________________________________________________

Приложение 4

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)

«16» Сентября 2022 г.

Речеязыковаякомпетенция

п/п

Фамилия, имя ребенка

Лекси-

кон

Грамма-

тическая

компетен-

ция

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста

Фонетико-фонологическая компетенция

1

Алена А.

2

Салима А.

3

Софья А.

4

Федор Б.

5

Полина Г.

6

Егор Е.

7

Ангелина К.

8

Сергей Л.

9

София М.

10

Александр П.

11

Тимур П.

12

Мия С.

13

Виктория Т.

14

Майя Т.

15

Кирилл Х.

16

Александр Е.

17

Александра С.

18

Роман С.

19

Аделина Ш.

20

Афина Т.

21

Данила К.

22

Диана С.

23

Таисия К.

24

Анастасия Х.

25

Екатерина К.

Условные обозначения:

Зеленый – компонент сформирован

Желтый – есть некоторые отклонения

Красный – компонент грубо нарушен

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

э

г

к

х

ф

Примечание

1

Алена А.

о

о

отс.

2

Салима А.

с

з

о

о

зам.,отс.

3

Софья А.

о

и

отс.,иск

4

Федор Б.

о

о

о

и

отс.,зам.

5

Полина Г.

отс, зам.

6

Егор Е.

о

о

о

о

отс.

7

Ангелина К.

о

о

о

о

отс.

8

Сергей Л.

с

з

о

о

о

о

зам.,отс.

9

София М.

о

о

о

отс.

10

Александр П.

о

и

отс.,иск

11

Тимур П.

и

иск.

12

Мия С.

о

о

отс.

13

Виктория Т.

о

о

отс.

14

Майя Т.

о

о

о

о

отс.

15

Кирилл Х.

с

з

о

о

зам.,отс

16

Аделина Ш.

с

з

с

о

о

о

о

зам.,отс

17

АлександраН.

о

и

отс.,иск

18

Роман С.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

19

Афина Т.

с

з

о

о

и

о

отс.,зам

20

Александр Е.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

21

Данила К.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

22

Диана С.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

23

Таисия К.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

24

Анастасия Х.

с

з

о

о

о

о

отс.,зам

25

Екатерина К.

отс.

Условные обозначения:

и – искажение звука;

о – отсутствие звука;

с, з, ц – замена указанным звуком

Приложение 5

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)

«24» мая 2023 г.

Речеязыковаякомпетенция

п/п

Фамилия, имя ребенка

Лекси-

кон

Грамма-

тическая

компетен-

ция

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста

Фонетико-фонологическая компетенция

1

Алена А.

2

Салима А.

3

Софья А.

4

Федор Б.

5

Полина Г.

6

Егор Е.

7

Ангелина К.

8

Сергей Л.

9

София М.

10

Александр П.

11

Тимур П.

12

Мия С.

13

Виктория Т.

14

Майя Т.

15

Кирилл Х.

16

Александр Е.

17

Александра Н.

18

Роман С.

19

Аделина Ш.

20

Афина Т.

21

Данила К.

22

Диана С.

23

Таисия К.

24

Анастасия Х.

25

Екатерина К.

Условные обозначения:

Зеленый – компонент сформирован

Желтый – есть некоторые отклонения

Красный – компонент грубо нарушен

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

э

г

к

х

ф

Примечание

1

Алена А.

норма

2

Салима А.

норма

3

Софья А.

норма

4

Федор Б.

и

иск.

5

Полина Г.

и

и

с

с

з

с

-

-

-

-

от.,иск.

6

Егор Е.

и

и

-

-

от.,иск.

7

Ангелина К.

и

и

-

-

от.,иск.

8

Сергей Л.

и

-

-

от.,иск

9

София М.

норма

10

Александр П.

и

иск.

11

Тимур П.

и

иск.

12

Мия С.

норма

13

Виктория Т.

норма

14

Майя Т.

норма

15

Кирилл Х.

и

и

иск.

16

Аделина Ш.

с

з

о

о

о

о

зам.,отс

17

АлександраН.

в

и

зам.,иск

18

Роман С.

c

з

о

з

о

о

зам, отс.

19

Афина Т.

в

и

зам.,иск.

20

Александр Е.

и

з

о

и

зам,от,и

21

Данила К.

с

з

о

о

о

зам.,отс

22

Диана С.

о

о

о

о

отс.

23

Таисия К.

с

з

о

о

з

зам,от,и

24

Анастасия Х.

с

з

о

и

з

зам,от,и

25

Екатерина К.

- диаг.

Условные обозначения:

и – искажение звука;

о – отсутствие звука;

с, з, ц – замена указанным звуком



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58.

Тел. (факс)  8 (42431) 5-53-36; e-mail:sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф//

ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001

Аналитический отчет 

о работе учителя-логопеда за 2021/2022 учебный год

Писарева Т.А.,

Учитель-логопед

2022

Аналитический отчет

Учителя-логопеда МБДОУ №2 г. Поронайска

За 2021-2022 учебный год

Писарева Татьяна Александровна

  1. Анализ выполнения поставленных целей и задач развития детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта.

Цель анализа: проанализировать результативность работы учителя-логопеда, выявить трудности, возникшие в ходе работы для дальнейшего определения и постановки задач на следующий учебный год.

Основные задачи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска на 2021 – 2022 учебный год:

1. Обеспечить необходимую образовательную среду в МБДОУ для качественного осуществления воспитания дошкольников посредством внедрения Рабочей программы воспитания.

2. Совершенствовать работу по созданию условий для познавательно-речевого развития детей с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

3. Разработать механизмы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующие активизации роли родителей как субъектов воспитания.

Задачи логопедической работы:

1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.

3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) через внедрение инновационных форм работы с родителями: консультации оформленные в виде буклета, видео консультации.

Цели и задачи мной были реализованы на 80%.

Учитывая, результаты логопедической работы мною выдвигаются задачи на следующий учебный год:

1. Создать условия для использования новейших интерактивных технологий по преодолению и коррекции речевых нарушений. Пополнить материально-техническую базу кабинета учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

2. Повысить уровень развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса.

  1. Анализ результатов логопедической деятельности.

 Общие данные

На период 2021/2022 учебного года в МБДОУ Детский сад № 2 г. Поронайска, была проведена диагностика речи детей средней группы, и детей старшего дошкольного возраста. Выявленные особенности и нарушения речи фиксировались в протоколе (Приложение 1), к нему прилагалось согласие родителя на проведение диагностики (Приложение 2) и анкета для сбора анамнеза (Приложение 3).

Диагностика проводилась в сентябре 2021 г., было обследовано 22 ребенка с средних групп, по итогам диагностики родителям были даны рекомендации. И 22 ребенка с старшей группы, из них 7 человек были зачислены в логопедический пункт, так же исходя из проведенной диагностики подготовительной группы, были зачислены еще 18 человек.

Заключение

Системное недоразвитие речи

ОНР

4 ур.

ФФНР

ФНР

Всего

Зачислено в логопункт

6

1

7

11

25

Выпущено с чистой речью

0

0

0

6

6

Выпущено с улучшениями

3

0

0

4

7

Выпущено с неустойчивой

автоматизацией

0

0

3

0

3

Оставлено для продолжения работы

2

1

6

0

9

Исходя из результатов полученных данных, были сформированы подгруппы детей, а так же запланированы индивидуальные занятия по коррекции и преодолению фонетических, фонематических и других нарушений.

В течение всего образовательного периода продолжала свою работу студия «Звукарики», как дополнительная платная услуга по коррекции звукопроизношения. Дети, не зачисленные на логопедический пункт, но нуждающиеся в коррекции и преодолении речевых нарушений были оформлены в студию по желанию родителей.

3. Анализ условий для реализации рабочей программы.

На 2021/2022 учебный год, была поставлена задача обеспечить материально-техническую базу кабинета учителя логопеда в соответствии с ФГОС ДО.

В результате проведенной работы по оснащению кабинета учителя-логопеда на начало учебного 2021/2022 года, улучшился перечень дидактического материала по всем направлениям коррекционного плана. Было приобретено коррекционно-обучающее оснащение для развития подвижности артикуляционного аппарата:

  • «Артикуляционная рыбалка » Logo Box

для развития мелкой моторики и координации речи с движениями:

  • «Смотри и говори» интерактивно развивающее пособие для индивидуальных занятий, расширение и закрепление словарного запаса, улучшение и произношения развитие коммуникативных способностей. ООО «Издательство «Экзамен».

Был приобретен учебно-дидактический и игровой материал для развития фонематического восприятия и коммуникативных навыков, для освоения звукового анализа и синтеза, для формирования правильного звукопроизношения:

  •  «Живые буквы» Л.Ю. Порохина;
  •  Игры для развития фонематического слуха;
  •  Развивающие игры-лото;
  • Рабочие тетради на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)и др.;
  • Альбомы для профилактики дизграфии и многое другое.

Пополнен библиотечный фонд логопедического кабинета.

В течение учебного, года мною был изготовлен тематический наглядный материал и электронные презентации для использования на логопедических занятиях, что позволило повысить работоспособность и заинтересованность воспитанников.

В оформлении методических стендов (тематических логопедических уголков), была представлена информация, о номах речевого развития соответствуя возрасту детей данных групп; советы логопеда «Как нельзя или как нужно разговаривать с малышами», «Игры на развитие связной речи», «Дифференцированный подход в обучении», «Индивидуализация в образовании»; рекомендации для родителей по организации и выполнению домашнего задания; примеры речевых игр для развития речевых навыков ребенка; пояснительный материал «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; рекомендации для проведения артикуляционных упражнений; информация для родителей «Как заинтересовать ребенка в прочтении книг», «Информация для родителей будущих первоклассников» и др.

Таким образом, за прошедший учебный год материально-техническая база логопедического кабинета улучшилась на 80%.

4. Анализ работы с детьми ОВЗ.

С 1 по 15 сентября 2021 года была проведена диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, которые были зачислены на логопедический пункт, по направлению ПМПК и их рекомендациям было зачислено трое детей с ОВЗ, Айлин А., Аделина Ш., Полина Г.. Воспитанники старшей и средней группы. В соответствии с психоречевыми особенностями развития работа с детьми с ОВЗ строилась на основании разработанных индивидуальных адаптированных программ коррекционной работы. В основе которых лежат следующие программы:

-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»  

-Индивидуальная адаптированная программа коррекционной логопедической работы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Примерной адаптированной основной образовательной программы Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991г.

В своей работе я использовала традиционные техники работы с детьми с нарушениями речи, а так же здоровье сберегающие нетрадиционные технологии. Такие как: кинезиология, развитие межполушарных связей, биоэнергопластика, су –джок, фонационная ритмика.

Коррекция речи в целом дала положительный результат, характерный индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ. И только сочетание традиционной логопедии и нетрадиционных техник дало свой положительный результат.

Часть детей получивших дошкольное образование были отчислены, не которые продолжат обучение на логопедическом пункте с начала учебного года, после повторной диагностики.

Стартовая диагностика уровня речевого развития детей (Приложение 4) и звукопроизношения (Приложение 5) старшей группы, подготовительной А группы, проходила с 1 сентября 2021 года. Данные диагностики, а так же планирование дальнейшей коррекционной работы были занесены в индивидуальные речевые карты (Приложение 6) дошкольников, а с 04 по 24 мая 2022 года проводилась итоговая диагностика уровня речевого развития (Приложение 7) и звукопроизношения (Приложение 8).

По результатам стартовых диагностик, по заявлению родителей воспитанников нуждающихся в логопедической помощи были зачислены на логопедический пункт. Мною были скомплектованы группы и подгруппы для коррекционной работы по составленному расписанию (Приложение 9) и планов логопедических занятий.

С начала учебного года были составлены: график посещения логопедических занятий, индивидуальные планы работы с ФНР, ФФНР, ОНР 111 ур., СНР (Приложение 10), календарный, перспективный планы работы и знакомство воспитателей со списком зачисленных воспитанников в логопедический пункт.

На текущий образовательный период задачей логопедической работы являлось повышение уровня развития речи детей посредством индивидуализации образовательного процесса. На протяжение всего учебного года, работа по образованию детей логопатов строилась с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития, что определяло степень сложности в видах деятельности и обучении, которое гарантировало успех в итоге каждого занятия, повышало интерес к образовательному процессу и работоспособность дошкольников, а так же желание решать более сложные задания, выполнять более сложную работу.

Группы детей, делились на подгруппы, учитывая уровень развития речи, тяжесть нарушений, индивидуальные и физиологические особенности дошкольников. Это позволяло добиться положительной атмосферы на занятиях, доброжелательности и дружелюбию друг к другу, а так же повысить уровень коммуникативных навыков, вызвать интерес к общению и рассуждению.

В работе с дошкольниками были подобраны интерактивные коррекционные программы, использовались мультимедийные презентации, веселые артикуляционные, пальчиковые гимнастики, дидактические и подвижные игры гимнастики и упражнения с речевым сопровождением Н.В. Нищевой и Т.А. Куликовской.

Таким образом, индивидуальный подход и использование эффективных коррекционных методик и программ (включая интерактивные технологии), способствовали развитию артикуляционной моторики речевого аппарата, мелкой и общей моторики, физического состояния организма, улучшению внимания, мышления, памяти, интереса к занятиям, работоспособности детей, поднятию настроения и воспитанию личностных качеств, а так же обогащению словаря и развитию связной речи.

5. Анализ взаимодействия с родителями.

Поскольку одной из задач перед логопедическим пунктом была задача об индивидуализации образовательного процесса, поэтому в работе с родителями уделялось особое внимание информированию и повышению компетенции родителей в особенностях речевых нарушений, их нормах, и необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ, эта информация была представлена родителям на собраниях. В ходе выступления повысилась компетентность родителей в вопросах о нормах речевого развития детей, отмечена заинтересованность родителей для создания условий для успешного развития речи детей и преодоление нарушений на момент встречи. Но самостоятельного проявления интереса родителями к речи ребенка, ее нарушениях и динамике развития проявляли лишь 58%.

В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями о результатах диагностики речевого развития их ребенка, о программе коррекционной последовательности и комплексности занятий в коррекции нарушений, а так же даны рекомендации родителям нуждающихся детей о прохождении ребенком специалистов (окулист, отоларинголог, психиатр, невролог) для уточнения состояния здоровья. Родителями были предоставлены результаты обследования детей и подписаны договоры на рассмотрение на заседании ПМП консилиума среди специалистов МБДОУ по результатам которого, проводились консультации с этими родителями о необходимости обследования ребенка на ПМПК, с целью получения рекомендаций для педагогов и специалистов МБДОУ для планирования коррекционной работы. Проводилась пропаганда артикуляционных упражнений, дидактических игр для совместного проведения родителей и детей дома, на прогулке, по дороге из детского сада и другие рекомендации.

Подводя итог за прошедший учебный год, можно отметить недостаток взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ, что отрицательно сказывается на продолжительности коррекции нарушений, а следовательно итогах диагностического обследования проведенной работы.

6. Анализ взаимодействия с педагогами МБДОУ.

На протяжении всего учебного года проводилась работа по консультативной помощи педагогам, были разработаны журналы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя в которых представлена информация о нарушениях звукопроизношения детей, консультации и беседы на тему особенностей речевого развития, а так же информирование педагогов о достижениях детей, о динамике речевого развития и рекомендации по закреплению изученного материала в течении дня и использование данной информации в планировании деятельности в группе и для повышения уровня развития речи детей логопатов, учитывая их индивидуальные возможности. Проводилось информирование педагогов о необходимости взаимодействия со специалистами ДОУ для повышения уровня образования и развития воспитанников.

Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..

Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».

Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».

Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.

 Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика».

8. Анализ результатов профессионального развития и самообразования учителя-логопеда.

За период работы с 09.11.2017 года мною были изучены нормативно-правовые документы логопедического пункта, пособия по организации логопедической службы в ДОУ, программа дополнительной платной услуги по коррекции звукопроизношения; ознакомилась с методиками индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками, с авторскими учебными пособиями, игровыми материалами и технологиями; были взяты за основу методическое пособие по планированию занятий в логопедическом пункте ДОУ для разработки планов логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи опираясь на тематический план МБДОУ; расширила свои знания в коррекционно-развивающей работе в рамках логопедического пункта с детьми с ОВЗ с 4 до 7 лет. Был приобретен журнал «Логопед», в котором были изучены мастер-классы:

  • по исследованию развития связной речи у старших дошкольников;
  • методика пропедевтической работы по предупреждению предпосылок к дисграфии у детей 6-7 лет.
  • занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков для детей 5-7 лет;
  • фронтальное занятие для детей 5-6 лет;
  • современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования.

Так же были изучены статьи о приемах работы с дошкольниками. Это занятия по дифференциации, автоматизации звуков р и р` для детей 6-7 лет, занятие на автоматизацию звука ш для детей 5-6 лет; статьи об играх и оборудованиях, статьи о взаимодействии с семьёй и другие актуальные темы:

  • молодому логопеду;
  • секреты профессии;
  • добрые странички «использование сказок на занятиях для детей с нарушением речи».

В течение учебного года принимала участие на заседании ПМП консилиума МБДОУ; посещала МО, РМО логопедов.

 Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..

Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».

Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».

Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.

 Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика» .что повысило мою компетентность в профессиональной сфере.

9. Корректировка плана дальнейшей работы.

В следующем учебном году 2022г- 2023г. планирую продолжить работу по теме самообразования «Современные речевые технологии и их влияние на развитие речи дошкольников».

Направления работы:

- Изучение нетрадиционных методов и технологий в работе логопеда.

-Применение новейших технологий из современных речевых областей в логопедической работе.

- работа с родителями в целях профилактики и развития дошкольников с речевыми нарушениями.

- работа с педагогами по теме с просветительской целью.

10. Анализ инновационной деятельности.

Мною разработана рабочая программа по работе с детьми 5-7 лет, имеющими речевые нарушения в условиях логопункта.

В логопедической работе с детьми с ОВЗ составлены индивидуальные адаптированные программы на основе примерных адаптированных основных образовательных программ в соответствии с психоречевыми характеристиками.

Было проведено открытое занятие в рамках тематической недели по теме «Краски осени» пересказ по картине в подготовительной к школе группе..

Участвовала в недели педагогической науки и практики с темой мастер-класса «Геймификация в обучении и развитии дошкольников».

Принимала активное участие в работе РМО логопедов и дефектологов «Сенсорное развитие в логопедической работе».

Прошла обучение по Федеральной программе разработки и внедрения рабочих программ для логопедов на 2021/2022 учебный год. Прошла обучение по Международной программе поддержки учителей во взаимодействии, работе и интеграции детей с особенностью в развитии в коллектив класса и общество.

 Была участником Международной педагогической конференции по теме «Дифференциация в образовании и адаптированная педагогика» .что повысило мою компетентность в профессиональной сфере.

Заключение.

За прошедший образовательный период удалось реализовать 80% запланированных мероприятий на 2021/2022 учебный год. Установлен контакт между учителем-логопедом и воспитанниками МБДОУ, что прослеживалось в проявлении интереса в посещении занятий, в выполнении заданий детьми, в активном участии при проведении дидактических, подвижных игр, в успешном итоге занятий в логопедическом пункте.

По результатам итоговых диагностик наблюдается динамика развития речи дошкольников зачисленных на логопедический пункт и посещающих коррекционные занятия, из них на период диагностики 6 воспитанников с чистой речью, 10 детей с улучшением в развитии речи и звукопроизношении, 9 дошкольников выпущено с неустойчивой автоматизацией звуков.

На конец учебного года из логопедического пункта планируется выпустить 17 детей, получивших дошкольное образование.

В течении учебного года посещаемость логопедических занятий некоторыми воспитанниками снижалась в холодный период времени, в связи с частыми простудными, вирусными заболеваниями, не достаточная заинтересованность родителей в закреплении пройденного и изученного материала с ребенком дома, а так же не своевременное получение логопедической помощи некоторых логопатов, что отрицательно сказалось на результатах коррекционной работы.

В качестве проблемных сторон отмечены:

1. Недостаточная компетентность родителей в оказании своевременной комплексной логопедической помощи детям с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим нарушением речи, особенно детям с ОВЗ с системным и общим недоразвитием речи.

2. Трудности в корректном выборе методик и программ коррекционной работы с детьми логопатами заключается в индивидуальном развитии детей с речевыми нарушениями, а так же их особенностями поведения.

Таким образом, исходя из выявленных трудностей, возникших в ходе работы были сформулированы задачи логопедической работы на следующий учебный год.

Задачи на 2022/2023 учебный год:

1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

2. Повысить уровень взаимодействия между родителями воспитанников и специалистов ДОУ, между специалистами и педагогами ДОУ путем информирования о необходимости совместной работы по преодолению трудностей в развитии ребенка.

 3.Продолжать использовать в коррекционной работе современные речевые технологии в логопедической работе.

Приложение 1

Протокол речевого обследования.

Анкетные данные

Имя ребёнка – ________________________________________________________________________

Дата рождения – ______________________________________________________________________

Дата обследования –  __________________________________________________________________

Возраст – ____________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедический пункт – ______________________________________________

Заключение МППК – __________________________________________________________________

Общий анамнез

Характер протекания беременности – ____________________________________________________

Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) – ______________________________

Особенности раннего психомоторного развития:

Держит голову  - ______________________________________________________________________

Ходит – _____________________________________________________________________________

Заключения специалистов

Слух – ______________________________________________________________________________

Зрение –_____________________________________________________________________________

Невролог –___________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Время появления гуления – ____________________________________________________________

Время появления лепета – ______________________________________________________________

Время появления первых слов – _________________________________________________________

Фразовая речь (в норме к 3 годам) –______________________________________________________

Особенности понимания речи окружающих –______________________________________________

Речевое окружение -___________________________________________________________________

Обследование речи:

Анатомическое строение артикуляционного аппарата  -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние орального праксиса

Упражнения

Примечания

1. Улыбнуться, удержать губы в таком положении.

2. Широко открыть рот и удержать язык на дне ротовой полости.

3. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удержать в таком положении.

4. Поднять язык за верхние зубы и удержать его в таком положении.

5. Опустить язык за нижние зубы и удержать его в таком положении.

6. Высунуть язык и удержать его по средней линии.

7. Поставить язык в правый угол рта и удержать его в таком положении.

8. Поставить язык в левый угол рта и удержать его в таком положении.

9. Попеременно перемещать язык то в правый, то в левый угол рта.

10. Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы.

11. Положить широкий язык на нижнюю губу и удержать в таком положении.

12. Пощёлкать языком.

13. Облизать губы по кругу.

Состояние звукопроизношения

Звуки

В словах

Во фразах

в начале

в конце

в середине

согласные

свистящие

С

сом –

укус -

коса

У Оксаны собака Сима

Сь

сила-

лось -

носик

У Симы черный носик

З

зуб

мороз

ваза

На столе ваза

Зь

зима

магазин

У Зины заводной грузовик

Ц

цветы

ларец

пицца

У принца цветы

шипящие

Ш

Шапка

малыш

кошка

Малыш надел шапку и калоши

Ж

Жук

уж

лыжи

Жук летает над лужайкой

Ч

Чай

мяч

очки

Ниночка пьет горячий чай

Щ

Щенок

плащ

пещера

Щенок утащил плащ

сонорные

Л

Лук

кол

полка

Лада купила куклу

Ль

Лис

соль

поляна

Люба лежит на полянке

Р

Рука

свитер

шорты

Рома красит забор

Рь

Речка

якорь

шарик

Рита смотрит на шарик

Особенности динамической стороны речи:

Темп речи – __________________________________________________________________________

Ритм речи –__________________________________________________________________________

Интонация – _________________________________________________________________________

Особенности дыхания –________________________________________________________________

Характеристика голоса –_______________________________________________________________

Состояние фонематических функций

*Слуховая дифференциация звуков в словах паронимах (показать картинки)

Слова

Примечания

Суп - зуб

Почка - бочка

Точка - кочка

Мак - бак

*Произносительная дифференциация звуков в словах паронимах (назвать картинки)

Слова

Примечания

Суп - зуб

Почка - бочка

Точка - кочка

Мак - бак

*Слухопроизносительная дифференциация звуков в словах и слогах:

Па - ба

Па – ба - ба

Та - да

Та – да - да

Ка - га

Ка - ка - ха

Ка - ха

Ка – га - га

Ва - фа

Ва – фа - ва

Са - за

Ша – жа - ша

Ча - ща

Са – за - са

Ча – тя

Кот - год

Ча - са

Том - дом

Ца - са

Ком - сом

Ца - та

Том - ком

Состояние связной речи:

Пересказ сказки «Репка»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Согласие родителей (законных представителей)

 на логопедическое обследование ребенка

Я____________________________________________________________________________,      ( Ф.И.О. родителя законного представителя)

Являясь родителем (законным представителем)_____________________________________             ( Ф.И.О. ребенка)                    

даю согласие на его (ее) логопедическое обследование в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении  детском саду № 2 «Кораблик» ( далее МБДОУ ), находящемся по адресу: г. Поронайск, ул. Восточная, д.58

Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.

Учитель-логопед:

  • предоставляет информацию о результатах логопедического обследования при обращении родителей (законных представителей);
  • не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
  • разрабатывает рекомендации воспитателям группы, для осуществления индивидуальной работы;
  • предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Настоящее согласие дано мной «__»_____________20__г. и действует на время пребывания моего ребенка в МДОУ.

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть представлен мной в адрес образовательной организации заведующему МБДОУ «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска».

Подпись ______________________

Приложение 3

Анкета для родителей

Имя ребенка-__________________________________________________________________

Общий анамнез:

Характер протекания беременности –_____________________________________________

Роды (в срок, стремительные, затяжные, обезвоженные, др.) -_________________________

Особенности раннего психомоторного развития:

Держит голову - _______________________________________________________________

Ходит-_______________________________________________________________________

Речевой анамнез:

Время появления гуления-_______________________________________________________

Время появления лепета-________________________________________________________

Время появления первых слов-___________________________________________________

Фразовая речь (в норме к трем годам)-____________________________________________

Особеннсти понимания речи окружающих-________________________________________

Речевое окружене-_____________________________________________________________

Приложение 4

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)

«17» Сентября 2021 г.

Речеязыковаякомпетенция

п/п

Фамилия, имя ребенка

Лекси-

кон

Грамма-

тическая

компетен-

ция

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста

Фонетико-фонологическая компетенция

1

Денис Ю.

2

Ульяна М.

3

Анна В.

4

Эдгар К.

5

София Ч.

6

Владислав М.

7

Иван Т.

8

Лана Ф.

9

Степан П.

10

Тимофей Т.

11

Виктория К.

11

Денис М.

13

Никита В.

14

Максим К.

15

Александр Б.

16

Салима А.

17

Аделина Ш.

18

Никита К.

19

Полина Г.

20

Майя Т.

21

Софья А.

22

Егор Е.

23

Ангелина К.

24

Дарина Ю.

25

Тимур П.

Условные обозначения:

Зеленый – компонент сформирован

Желтый – есть некоторые отклонения

Красный – компонент грубо нарушен

Приложение 5

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

э

г

к

х

ф

Примечание

1

Денис Ю.

в

и

замен.

2

Ульяна М.

о

отсут.

3

Анна В.

о

з

отс.,зам

4

Эдгар К.

з

з

о

з

о

з

отс.,зам

5

София Ч.

з

з

замен.

6

Владислав М.

о

о

о

отс.

7

Иван Т.

з

з

з

замен.

8

Лана Ф.

з

о

з

о

з

отс.,зам

9

Степан П.

и

и

о

и

и

иск.

10

Тимофей Т.

о

и

и

отс.,иск

11

Виктория К.

о

и

и

отс.,иск

12

Денис М.

о

и

отс.,иск

13

Никита В..

о

и

и

отс.,иск

14

Максим К.

з

и

и

зам.,иск

15

Александр Б.

з

о

и

з

от,ис,з

16

Салима А.

з

з

з

о

з

зам.,отс

17

Аделина Ш.

и

и

и

о

о

о

о

о

иск.,отс

18

Никита К.

и

и

о

о

о

о

о

о

о

о

иск.,отс

19

Полина Г.

о

и

и

и

и

о

о

и

и

и

и

отс.,иск

20

Майя Т.

и

и

з

з

з

о

з

з

з

иск.,зам

21

Софья А.

з

з

и

з

з

з

з

з

з

зам.

22

Егор Е.

з

з

и

з

з

о

о

зам.,отс

23

Ангелина К.

з

з

з

зам.

24

Дарина Ю.

з

з

и

з

о

о

зам.,отс

25

Тимур П.

и

и

и

и

з

з

и

з

з

з

з

иск.,зам

Условные обозначения:

и – искажение звука;

о – отсутствие звука;

с, з, ц – замена указанным звуком

Приложение 6

Речевая карта

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка_________________________________________________________
  2. Дата рождения, группа_________________________________________________________________
  3. Домашний адрес, телефон______________________________________________________________
  4. Дата зачисления на логопедический пункт________________________________________________
  5. Сведения о родителях__________________________________________________________________
  6. Жалобы педагогов или родителей (законных представителей)_________________  _____________________________________________________________________________________
  7. Состояние слуха______________________________________________________________________
  8. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития____________  _____________________________________________________________________________________
  9. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)
  10. Губы________________________________________________________________________________ Зубы________________________________________________________________________________ Язык________________________________________________________________________________   Прикус______________________________________________________________________________    Небо________________________________________________________________________________
  11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельного высказывания)__________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________      А) словарный запас (в пределах обихода, шире и др.); какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов (замены по смыслу, акустическому сходству), привести примеры_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________   Б) грамматический строй речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры_____________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________________  В) произношение и различение звуков (произношение звуков; отсутствие искажение, замена и смешение отдельных звуков, различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом), привести примеры_____________________________________________________________________________    Г) темп и внятность речи_______________________________________________________________
  12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова________________________________________________________________________________
  13. Проявление заикания:                                                                                                                                      А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление___________________________________________________________________________  Б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)_______________________________________________________________________________                          В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)______________________________________________________________________                                                   Г) адаптация к условиям общения_______________________________________________________
  14. Краткая характеристика по данным педагога-психолога и воспитателя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющимуся нарушению речи т.д.) ______________________________________________________
  15. Заключение учителя-логопеда___________________________________________________________
  16. Индивидуальный план работы с детьми___________________________________________________
  17. Результаты испрвления речи (отмечаются к моменту выпуска).

Приложение 7

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОБОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ)

«24» Мая 2022г.

Речеязыковаякомпетенция

п/п

Фамилия, имя ребенка

Лекси-

кон

Грамма-

тическая

компетен-

ция

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста

Фонетико-фонологическая компетенция

1

Денис Ю.

2

Ульяна М.

3

Анна В.

4

Эдгар К.

5

София Ч.

6

Владислав М.

7

Иван Т.

8

Лана Ф.

9

Степан П.

10

Тимофей Т.

11

Виктория К.

11

Денис М.

13

Никита В.

14

Максим К.

15

Александр Б.

16

Салима А.

17

Аделина Ш.

18

Никита К.

19

Полина Г.

20

Майя Т.

21

Софья А.

22

Егор Е.

23

Ангелина К.

24

Дарина Ю.

25

Тимур П.

Условные обозначения:

Зеленый – компонент сформирован

Желтый – есть некоторые отклонения

Красный – компонент грубо нарушен

Приложение 8

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

э

г

к

х

ф

Примечание

1

Денис Ю.

и

иск.

2

Ульяна М.

норма

3

Анна В.

норма

4

Эдгар К.

з

з

о

з

о

з

отс.,зам

5

София Ч.

норма

6

Владислав М.

о

отс.

7

Иван Т.

норма

8

Лана Ф.

о

з

о

з

отс.,зам

9

Степан П.

и

и

иск.

10

Тимофей Т.

и

и

иск.

11

Виктория К.

и

и

иск.

12

Денис М.

и

и

иск

13

Никита В..

и

и

иск

14

Максим К.

и

и

иск

15

Александр Б.

о

и

з

от,ис,з

16

Салима А.

и

и

иск.

17

Аделина Ш.

и

и

и

о

о

о

о

о

иск.,отс

18

Никита К.

и

и

о

о

о

о

о

о

о

о

иск.,отс

19

Полина Г.

о

и

и

и

и

о

о

и

и

и

и

отс.,иск

20

Майя Т.

о

о

отс.

21

Софья А.

и

и

з

з

з

з

зам.,иск

22

Егор Е.

з

з

о

о

зам.,отс

23

Ангелина К.

з

зам.

24

Дарина Ю.

и

з

о

о

зам.,отс

25

Тимур П.

з

з

з

з

зам

Условные обозначения:

и – искажение звука;

о – отсутствие звука;

с, з, ц – замена указанным звуком

Приложение 9

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТУ ДОУ

ФИО ребенка___________________________

Группа ____________ Возраст_____________

Задачи: Вызвать интерес к логопедическим занятиям; развивать слуховое внимание ребенка; память; фонематический слух; артикуляционную и мелкую моторику.

1. Формирование произносительных навыков и умений:

- развитие артикуляционной моторики речевого аппарата______________

- постановка звуков_______________________________________________

- автоматизация звуков____________________________________________

- дифференциация звуков__________________________________________

2. Совершенствование фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа параллельно с коррекцией звукопроизношения.

3. Работа по преодолению слоговой структуры:

- слов

- предложений

4. Уточнение, расширение, активизация словаря:

- название предметов и их частей по лексическим темам

- слова – антонимы

- словарь признаков

- глагольный словарь

5. Формирование грамматического строя речи:

- образование форм мн. ч. сущ. и изменение их по падежам

- употребление предлогов

- согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже

- согласование числительных с существительными

6. Работа по формированию связной речи:

- навыки полного ответа

- составление рассказов

- работа над пересказом

- беседа

7. Развитие общих речевых навыков:

- развитие речевого и физиологического дыхания

- развитие силы и высоты голоса

- развитие интонационной выразительности речи

- формировать правильный темп речи

- отработать четкость дикции

8. Работа по развитию общей моторики.

- речь с движениями

- выработка пространственных представлений

9. Работа по развитию мелкой моторики.

10. Работа по развитию высших психических функций.