Жирнова Надежда Ивановна

«ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» Период дошкольного детства является одним из наиболее зна¬чимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладыва¬ются базовые качества личности, образующие устойчивую инди¬видуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребенка с взрослы¬ми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошколь¬ного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, со¬держания и педагогических технологий. Эту задачу позволяют решить программы «Истоки» и «Вос¬питание на социокультурном опыте» для дошкольного образо¬вания. Методологической базой данной программы является социокуль-турный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравст¬венного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Благодаря универсальности осваиваемых социокультурных ка¬тегорий и используемых педагогических технологий программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» могут быть интегрированы в различные комплексные программы, реа¬лизуемые в дошкольном образовании (в разделе «Социально-пси¬хическое развитие»). На сегодняшний день перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи создания условий для формирования нравственной культуры детей и обеспечения преемственности всех ступеней образования, для чего необходимо внедрить духовно-нравственные технологии в образовательный процесс ДОУ. Таким образом, внедрение в образовательный процесс программы «Истоки» способствует развитию свободной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Система воспитательной работы ДОУ по духовно - нравственному воспитанию строится с опорой на программу «Истоки» и « Воспитание на социокультурном опыте» ( И.А.Кузьмин). Цель программы – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры и при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура. Главными средствами духовно-нравственного развития личности ребенка является народная культура; использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями православной культуры. Опыт работы детского сада показал, что наиболее доступны восприятию детей разделы: Храм-дом Божий, главные православные праздники, жития святых, Божьи заповеди, художественная культура. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста доступно пониманию то, что они смогут увидеть, наблюдать, действовать. Содержание данных разделов программы успешно интегрируется с образовательными областями образовательной программы ДОУ: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд». В воспитании ребенка в традициях народа, сообщении ему основанных на духовно-нравственных воззрениях видений жизни большая роль отводится сказкам. Для постановок спектаклей мы используем русские народные сказки. Тематика и содержание спектаклей, которые показываем детям, имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания. Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых. Поисково-исследовательская деятельность - это активность ребенка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников… приоткрывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство»- писал Сухомлинский. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Познавательная деятельность - это обогащение сознания детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями, знакомство с причинно - следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира, формирование у детей положительного отношения к миру. В нашем детском саду познавательная деятельность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей осуществляется воспитателями и музыкальным руководителем. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей. Сочетание разновидностей детской деятельности способствуют успешному духовно-нравственному развитию личности ребёнка. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая, нормы поведения и отношения родителей ребенок много перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Учитывая данные результаты, педагогический коллектив определил формы работы с родителями. Внедрение данной программы в воспитательный процесс позволяет создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенной на ценностях отечественной православной культуры и отвечающей потребностям развития целостной личности ребенка. Выполнение задач программы обеспечивает позитивную социализацию дошкольников. Работа детского сада в данном направлении дает новый импульс духовному оздоровлению детей. Ход занятия: Дети заходят в зал, встают в круг , дарят друг другу улыбки, взявшись за руки, здороваются проговаривая имя каждого ребенка(«Здравствуй Аня, нам очень приятно видеть тебя вместе с нами, здравствуйте Нина Петровна, нам очень приятно видеть Вас вместе с нами…и т. д. по кругу). Дети, мы встретили величайший и любимый праздник многих народов мира – Светлую Пасху. Из страны далекой ласточки летят Весело щебечут, Людям говорят: Люди, пробудитесь! К нам весна пришла А С Весной и Пасха радость принесла. Радость, что из гроба Божий Сын Воскрес, Есть спасенье людям и надежда есть, Иисус Воскрес из мертвых – вся земля поет. И опять на Землю скоро Он придет. Это стихотворение написала школьница Тимошннко Шура, потому что она, как многие люди на нашей земле верит Богу и надеется, что совсем скоро жизнь человеческая станет радостнее, счастливее, не будет зла, горя и войны. Кто же это Иисус Христос? С древнееврейских слов это имя означает спаситель, освободитель. Когда ему было около 30лет, он был взрослым молодым человеком, весь народ удивлялся чудесам, которые он делал. Слепым помогал стать зрячим, безногим – ходячим, спасал людей от смертельной опасности и болезней. И как рассказывает церковная книга «Библия», слух о сыне Бога, Иисусе Христе прошел по всей земле. Люди приходили к нему отовсюду - послушать его праведные речи, вылечиться от болезней, поверить ему. И стали люди жить честно, много трудиться, любить друг друга, уважать, слушаться родителей, беречь их, не воровать, не убивать, молиться Богу, рассказывать ему о хороших и добрых делах, каяться в плохих, чтобы быть прощенным. Но Иисусу было трудно совершать много дел, и он избрал себе 12учеников, а по - другому их называют Апостолами. Иисус учил их делать добрые дела. Но злые люди решили погубить Иисуса. При помощи апостола Ииуды они схватили его и казнили. -Мне так хочется назвать Ииуду другим словом, как вы думаете, каким и почему?(предателем) -В то время осужденных казнили на кресте, их гвоздями прибивали к деревянному кресту. И вот Иисуса Христа распяли. В тотчас померкло солнце, и опустилась на небо тьма. Вечером, когда Иисус после тяжелых мучений умер, его отнесли в пещеру, и вход в пещеру привалили большим камнем. На третий день, перед восходом солнца пещера, где находилось тело Христа, озарилось светом, и благодаря своей божественной силе Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось, он вышел из пещеры невидимым для стражи. Добро, любовь, правда, восторжествовала. Дети: Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. В это время каждый должен задуматься серьезно о себе, о своих поступках - хороших и плохих , о своих делах – хороших и не очень, должен понять , что сделал плохого . исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб. Восп: Дети, вот , вы сказали, «нужно задуматься о своих хороших и плохих ресурсный круг делах».А какие дела можно назвать хорошим, добрыми?( дети сидят на стульчиках по кругу, воспитатель передает яйцо, дети называют добрые дела). Вот сколько добрых дел могут сделать дети, значит, зла будет меньше. -Праздник Воскресенья Христово – Пасха, празднуется каждый год. Еще заранее начинают люди готовиться к этому празднику: чистят и убирают свои жилища, придают им нарядный вид. Восп. Знаете ли вы, что такое Пасха? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником. Восп: Сам праздник Пасхи отмечали очень торжественно. Само название Пасха происходит от еврейского слова «избавление». Реб. В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. Пасха объединяла разобщенных людей, семьи. Члены семьи собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, Веселым застольем. Реб: Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца – уходит корнями в древность. Красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Восп: А почему же красят яйца? Реб: На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа)римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко-красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. Восп: К полуночи вся церковь освещается свечами. Священослужители в светлых, нарядных одеждах, расшитых золотом, парчой, под колокольный звон с крестом в руках, иконами, совершает крестной ход. А ровно в полночь священник провозглашает: « Христос Воскрес! Воистину воскрес!!» При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, трижды целуются, обмениваются яичками и прощают обиды. – Зачем? Потому что Иисус Христос заповедал всем Любовь. А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам. Чтобы все плохое, отстало и наружу смогло проявиться только хорошее, что есть в человеке. В церковь люди приносят куличи, пасхи, крашеные яйца, которые священник опрыскивает священной водой. И наступивший день стали звать « светлым Христовым Воскресеньем». В день Пасхи колокола звонят по- особенному, торжественно. Этот звон называется благовест ( прослушивание записи колокольного звона). Празднование Пасхи продолжается сорок дней. На самой торжественной –первой недели, ходят друг к другу в гости, поздравляют, дарят яйца, куличи. Сегодня мы с вами будем продолжать делать поздравительные открытки нашим родным и близким. Возьмите каждый свою заготовку для открытки, займите места за столом (дети продолжают работу над открытками). - Эти открытки мы подарим своим родным и близким. В них вы вложили свой труд, доброту, любовь (дети дарят открытки своим близким под музыку). Восп: Дети желаем вам благословения божьего, радости и мира (звучит колокольный звон.)

Добавить запись

Защита от спам-роботов