Результаты методической деятельности

Турьева Вероника Николаевна

Предварительный просмотр:

Турьева Вероника Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Комсомольская ООШ»

Сценарий квеста «Копейка рубль бережёт»

Одним из ключевых и глобальных вопросов современного образования является формирование финансовой грамотности подрастающего поколения. Данная проблема становится особо актуальной в условиях современного этапа развития общества, потому что в процессе жизнедеятельности любой индивид сталкивается с теми или иными процессами и явлениями в финансовой сфере. Финансовая грамотность предполагает развитие у школьников практических компетенций, в формировании данных компетенций способствует игровая технология.

Игровые технологии позволяют решить эту задачу наиболее эффективно: с их помощью устраняется проблема разобщенности, оторванности друг от друга теоретических вопросов, в рамках которых реализуется формирование финансовых компетенций и практических действий школьников.

Цель: способствовать формированию у учащихся основ знаний в сфере финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности;
  • закрепить при помощи игровой технологии представления учащихся о личных финансах и семейной бюджете;
  • пробуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, координационных способностей;
  • содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов детей;
  • развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе;
  • развитие способности применять полученные знания в  решении финансовых задач для реализации их в будущем;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
  • воспитывать уважительного отношения к финансам и рационального планирования и распределения денежных средств;

Оборудование: маршрутные листы, задания на отдельных листах, использованный черновик, сломанный карандаш, шпаргалка, транспортир, бумажные импровизированный копейки, кубок из деревянного рубля, план-схемы станций, ручки.

Участники мероприятия: учащиеся 11-12 лет

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем наше мероприятие я бы хотела рассказать вам притчу:

Один мужчина постоянно жаловался на свою бедность:

— Ну почему мне так не везёт? Мой сосед справа имеет шикарную машину, сосед слева – престижную работу, а чем я хуже? Я молодой сильный, но жизнь меня не любит…

Его стенания однажды услышал старик-прохожий и обратился к «страдальцу»:

_ А давай я тебе отрежу ногу или руку, а взамен дам миллион! Согласен?

— Конечно же, нет!

— Ну хорошо, а вырежу глаз? Дам два миллиона!

— Да хоть за десять, не отдам.

— Ну так вот: ты имеешь то, чего нельзя купить даже за десять миллионов, так зачем постоянно ругать судьбу и плакаться? У тебя есть богатство, которым ты должен научиться распоряжаться!

Как вы понимаете смысл данной притчи? Как вы думаете, о чём будет наша с вами игра?

Квест – это игра-путешествие, требующая приложения умственных усилий для решения головоломок и задач в ходе продвижения по сюжету.

Мотивационный этап:

В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая из команд будет двигаться в заданном направлении, согласно маршрутному листу. В качестве подсказки будут использоваться план-схемы станций на листе.

На каждой станции игроки за правильно выполненные задания и решённые задачи получают копейки, изготовленные из бумаги. Команда, собравшая наибольшее количество копеек, приходит к финишу первая и получает кубок в виде деревянного рубля.

Игрокам предстоит пройти 5 станций:

Основной этап:

Станция 1 «Время – деньги»

Цена – 10 копеек

Игрокам предстоит разгадать филворд и найти наибольшее количество слов, связанных с финансовой грамотностью.

 

Время на выполнение задания 5 минут.

Станция 2 «Что такое дорого, а что такое дешёво?»

Цена – 10 копеек

Время выполнения задания – 5 минут

Игрокам необходимо из предложенных словосочетаний определить, что относится к категории «дорого», а что «дешёво».

Дорого                                                                          Дёшево

                            На вес золота

                            Задаром

                            Влетит в копеечку

                            Втридорога

                            За гроши

                            Не по карману

                            За бесценок

                            Цена кусается

                            Нипочем

                            Дешевле пареной репы

Станция 3 «Расчётная»

Цена – 6 копеек

Время выполнения задания – 5 минут

Игроки должны будут решить задачи, направленные на подсчет доходов и на планирование финансовой деятельности.

1)Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 л в год. Теленку Гаврюше израсходовали 600 л молока. На личные потребности они израсходовали 2000 л. Какой доход получил Матроскин, если оставшееся молоко продал по 15 руб. за 1 литр?

(3500-600-2000)х15=13 500 р.

2) Матроскин открыл фирму “Мурматрос” и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если в день расходует 9 л, а каждая кошка выпивает четверть литра молока?

4 кошки-1 литр, 9х4=36 кошек

Станция 4 «Шифровальная»

Цена – 8 копеек

Время выполнения задания – 5 минут

Игрокам предстоит отгадать зашифрованные слова, имеющие отношение к экономике.

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЫТОАРВ (товар)

ДИНЕГЬ (деньги)

- Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни? (Размышления детей).

"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов

и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги

обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека... "Так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах древнегреческий философ СОФОКЛ.

-А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет

Софокл? Обсуждаем.

Вывод:

В современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже

совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся. Но без них мы не можем

обойтись. Поэтому нам надо научиться их зарабатывать и разумно расходовать.

Станция «Одна голова — хорошо, а две — креативно»

Цена – 10 копеек

Время выполнения задания 10 минут.

Двум игрокам предстоит разрекламировать предмет, не называя его. Игроки вытягивают жребий и записку, на котором написано название предмета.  Если остальные участники команды угадают название предмета, то команда получает 10 копеек.

Товары:

-использованный черновик;

-сломанный карандаш;

-шпаргалка;

-транспортир;

Заключительный этап:

После прохождения станций, участники квеста возвращаются на начальную станцию, где судьи подсчитывают копейки, определяют команду-победителя и награждают.

Рефлексия

-Ребята, вы прошли квест? Кто стал победителем?

Давайте пообщаемся и поделимся впечатлениями. Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие задания вызвали затруднений? Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

Всем спасибо за игру! До скорых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Думная Н. Н., Новые элективные курсы по экономике в школе: внедряем финансовую грамотность // Экономика в школе. — 2010. — N 1/2. — С. 102-104. — (Ученые-учителям).
  2. Новожилова Н. В., Финансовая грамотность: педагогические подходы формирования // Народное образование. — 2017. — № 9/10. — С. 125-129. — (Методология, технология и практика обучения).
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  4. Патрикова Т., Как развивать предпринимательскую компетентность школьников: сценарий квеста // Справочник заместителя директора школы. — 2017. — № 1. — С. 58-69: табл. — (Образовательная деятельность).

  1. Патрушева Ю., День финансовой грамотности в учебных заведениях : [на примере Уральского государственного экономического университета] // Банк. —Екатеринбург, 2013. — № 9. — С. 19-20 : цв. ил.



Предварительный просмотр:

Турьева Вероника Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Комсомольская ООШ»

Сценарий внеклассного мероприятия: «Пусть всегда будет мир!»

Цель: способствовать формированию активной позиции молодёжи по противодействию идеологии терроризма в среде сверстников.

Задачи:

- вовлечение подрастающего поколения в активную деятельность, направленную на решение общественно-значимой задачи по противодействию угрозе терроризма;

- снижение рисков возможного возникновения террористических проявлений в молодежной среде;

- способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.

Методы и приемы: эмоциональное воздействие; информационный и поисковый приемы, прием взаимного просвещения; рефлексия.

Оборудование: компьютер, аудиосистема, проектор, фото, материалы для рабочих групп, ватманы, канцелярские принадлежности.

Участники: учащиеся 16-17 лет.

Время проведения: 45 мин.

Направления воспитательной работы: гражданско-правовое, духовно-нравственное.

Ход мероприятия:

(Звучит мелодия: «Беслан» - Данислам Дудов)

Вед.1: Родился он и подал голосок —

как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок,

и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет,

что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды,

беспомощным рождается на свет.

Вед.2: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается,

значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти? Смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Вед.1: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие детям, которые не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не будут в полной мере счастливы. Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Вед.2: Слово «терроризм» («террор») пришло из латинского языка: terror – страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу».

Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия.

Вед.1.: Сегодня нельзя не вспомнить  1 сентября 2004 года. Это самое страшное, даже можно сказать чудовищное событие, которое произошло в городе Беслан на Северном Кавказе. День знаний. Торжественная линейка. Море цветов и звуков! Поздравления! Детский смех…

(показ фрагментов документального фильма о трагедии в Беслане в 2004 г.)

(минута молчания)

Вед.2.: Терроризм в России не угасает, а, наоборот, набирает силу. Кто совершает все эти, на первый взгляд, бессмысленные преступления? Почему эти злодеяния совершаются так часто? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить террористические акты в будущем? Это те вопросы, ответы на которые мы должны знать. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Вед.1.: Помните: уголовная ответственность за экстремизм и терроризм возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

Вед.2.: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Вед.1.: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

(Далее учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таким образом, образуются 4 группы)

Вед.2.: Каждый из вас выбрал жетон определенного цвета, таким образом у нас образовались группы. Но, прежде чем начать, давайте поздороваемся.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь, как японцы (поклон)

2 группа – синие жетончики – вы здороваетесь, как европейцы (жмете руку)

3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь, как эскимосы (трутся носами)

4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь, как китайцы (спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.

Вед.1: В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.  

Конкурс «Ключевое слово»

Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании. (Если команда не справляется с заданием, отвечает другая команда)

  1. Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь_____ к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).
  2. Секрет успеха в обществе прост, нужна известная сердечность, нужно_____к другим. (Р. Эмерсон).
  3. Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить _______ (И. Кант).
  4. Ни один ____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг)
  5. Лучшее, что есть в жизни человека, - это его ______с другими людьми. (А. Линкольн).
  6. Великий народ должен помогать малому, сохранять себя, свой ______, свою культуру. (Д.С. Лихачёв).

Пропущенные слова: Дружба, Народ, Уважение, Человеколюбие, Расположение, Язык.

Конкурс «Ситуация»

Вед.2.: В экстренной, опасной ситуации очень важны знания - как правильно поступать, смелость, чтобы не поддаваться панике и страху. Задание: проиграть ситуации, дать верный ответ.

Ситуация №1

Ребенок один дома. Позвонили или постучали в дверь квартиры. Что ребенок должен делать?

Незнакомый человек уговаривает открыть дверь, представляется маминым знакомым: «Твоя мама попросила меня привести тебя к ней, она заболела и ее увезли в больницу».

Ситуация №2

Ребенок потерялся. Как ребенок должен поступить? 

Наводящие советы при затруднении: - везде бегать и искать маму, - стоять на месте, где потерялся,

- обратиться за помощью к продавцу, охраннику, если это произошло в магазине, - пойти с незнакомой женщиной, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Ситуация №3

Ребенок оказался в заложниках. К месту, в котором ребенка удерживают, прибыли спецслужбы, начали спасательную операцию. Как ребенок должен вести себя в такой ситуации? Наводящие советы при затруднении: - бежать, куда глаза глядят, - кричать, звать на помощь сотрудника спецслужб, - помочь драться спецназу с террористами, - лечь на пол и закрыть руками голову.

Конкурс «Бумажный самолет»

Вед.1.: 4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Тренинг «Поезд «Добра»

Тренинг «Поезд «Добра» позволит обратить внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С его помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.

Проведение тренинга

1. Участникам классного часа выдается «Список пассажиров поезда».

2. Предлагаемая ситуация: поезд направляется из точки А в точку Б. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда, и в пути вы будите находится неделю. В вашем купе должны ехать еще четыре человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите четырех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще четверых. Подумайте над причинами своего выбора.

3. Ведущий просит участников самостоятельно прочитать список.

4. Каждому участнику лично предлагается выбрать пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и четверых, с которыми он предпочел бы не ехать.

4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на 4 группы и сделать следующее:

• сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;

• подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;

• совместно подготовить общий список четырех наиболее желательных и четырех наиболее нежелательных попутчиков;

• обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие разногласия, и отметить их особо.

Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».

6. Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить внимание на предпочтения ребят, на тех, кто оказался в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?

Список пассажиров «Поезда «Добра»»

1. Учительница средних лет из небольшого городка.

2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню.

3. Православный священник.

4. Молдаванин – рабочий, живущий в России нелегально.

5. Американский турист, который хочет посмотреть на Россию из окна

поезда.

6. Мусульманин-татарин.

7. Милиционер-сержант.

8. Католический священник – литовец.

9. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром.

10. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой и в шарфике цветов любимой команды.

11.Чиновник среднего ранга.

12. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая

13. Бизнесмен средней руки.

14. Переселенец из Таджикистана, ищущий работу.

15. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.

16. Человек, одетый примерно так же, как вы.

17. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки.

18. Инженер нефтедобывающей компании.

19. Священник-буддист.

20. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.

21. Китаец, студент педуниверситета.

22. Шахтер.

Обсуждение результатов работы:

Сравнение результатов работы разных групп – это хороший способ начать обсуждение. Группы поочередно отвечают на вопросы ведущего.

Вопросы для обсуждения (следует выбрать несколько наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за не достатка времени):

• Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном выборе?

• Если группа не пришла к единому мнению, то почему?

• Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?

• Какие представления о разных группах людей стали определяющими в подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?

• Чем руководствовались при выборе попутчиков?

• Что цените и что не важно в окружающих людях?

• Оказывался ли кто-либо из присутствующих в ситуации, когда о нем судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?

• Откуда исходят эти представления?

• Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в одном купе?

Вед.1.: Проведём игру «Если бы …»

• Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

• Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Ваши действия.

• Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

• Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Вед.2.: Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

• Помните – ваша цель остаться в живых.

• Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.

• Сообщайте взрослым или в полицию.

• Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

Сейчас вы получите памятки. Здесь содержатся рекомендации, которые помогут вам спасти собственную жизнь и жизнь ваших близких.

Вед.1.: Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

Вед.2.: Я предлагаю вам выразить свои эмоции и чувства своим творчеством.

1-2 группа агитационный плакат «Я против терроризма»

3-4 группа «Мой мир должен быть таким..»

Вед.1:

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Список использованной литературы:

  1. Методические рекомендации для классных руководителей по профилактике экстремизма в подростковой среде. - Екатеринбург: ИД «Гриф». - 2012. - 38.с
  2.  Романченко Ю. Терроризм : нынешнее состояние и проблемы противодействия .Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). - 2002. –

№ 4. – С. 28–32.

  1. Террор // История – Первое сентября : научно-метод. газета для учителей. - 2003. – № 16.
  2. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005.

Учитель: 

Я предлагаю вам выразить свои эмоции и чувства своим творчеством.

1 группа агитационный плакат «Я против терроризма» 

2 группа «Мой мир должен быть таким..» 

Чтец: 

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям. 

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим. 

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство! 

В конце мероприятия, детям раздаются памятки.

Учитель: 

Я предлагаю вам выразить свои эмоции и чувства своим творчеством.

1 группа агитационный плакат «Я против терроризма» 

2 группа «Мой мир должен быть таким..» 

Чтец: 

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям. 

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим. 

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство! 

В конце мероприятия, детям раздаются памятки.

Учитель: 

Я предлагаю вам выразить свои эмоции и чувства своим творчеством.

1 группа агитационный плакат «Я против терроризма» 

2 группа «Мой мир должен быть таким..» 

Чтец: 

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям. 

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим. 

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство! 

В конце мероприятия, детям раздаются памятки.

Я предлагаю вам выразить свои эмоции и чувства своим творчеством.

1 группа агитационный плакат «Я против терроризма» 

2 группа «Мой мир должен быть таким..



Предварительный просмотр:

Саратова Вероника Николаевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Комсомольская ООШ»

Сценарий квеста «Тропа Памяти»

Одной из ключевых и актуальных вопросов образования на сегодняшний день является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1] С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм».

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, 40].Одним из самых значительных исторических событий, где проявляется массовый героизм и трепетное отношение к Родине, является Великая Отечественная война. Также поскольку в этом году исполняется 75 лет Великой Победе, данная тематика будет особенно актуальна. Квест-игра предполагает активность каждого участника, что делает данное мероприятие не только развлекательным, но и развивающим мероприятием.

Цель: расширение, закрепление знаний и представлений о празднике страны «День победы» и историческом наследии нашей страны. Формирование патриотических чувств у детей.

Задачи:

Образовательные:

• развивать познавательный интерес к истории нашей страны, расширять кругозор;

•пробуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

• развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

• развивать психические качества: волю к победе, целеустремленность, самоконтроль;

Развивающие:

• способствовать развитию внимания, координационных способностей;

• содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов детей;

• развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе;

•развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;

Воспитательные:

•  воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

• воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.

Оборудование: несколько пачек медицинских бинтов, сумка для них, ветки или черенки в качестве шин, плед или кусок здания, несколько резиновых жгутов, покрывала, на которые можно будет укладывать человека; распечатанные загадки; азбука Морзе; диванные подушки; портреты полководцев; музыкальная аппаратура.

Участники мероприятия: учащиеся 12-15 лет.

Ход игры:

  1. Организационный момент

Ведущий: В 2020 году исполнится 75 лет Победы над фашистскими захватчиками. Сегодня наша встреча посвящена Великой Отечественной войне. Называется она «Тропа Памяти» и будет проходить в форме квеста.

Квест — это жанр игры, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Квест-игра - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек, которая может проводиться как в помещении, так и на улице. В этом увлекательном приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, умении взаимодействовать с товарищами.

  1. Мотивационный этап

Команды в составе 5 человек проходят испытания в заданном направлении (в определённой последовательности). Направление последовательности задаётся с помощью маршрутного листа, в котором указан порядок прохождения заданий, нарушение которого строго запрещено. В качестве подсказки для поиска выдаётся план-схема с указанием станций.

На каждой станции игроки выполняют задания и получают пазл, из которых затем составляют фразу («Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями»).

Результат прохождения фиксируется в маршрутный лист судьёй станции. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов и пройдет все станции без нарушения, правильно соберет слово, фразу. Игрокам предстоит пройти 7 станций:

«Смекалка», «Шпионы», «Минное поле», «На привале», «Переправа», «Полководческая», «Медпункт».

  1. Основной этап

Станция 1. «Смекалка».

Задание (10 баллов)

Команде предлагаются ребусы со словами, характеризующими мирную жизнь. Отгадав ребусы, команда должна написать слова-отгадки, после этого организатор отдает часть пазла.

Задания для ребусов

Неофициальное название советской боевой машины Великой Отечественной войны с ракетной установкой.

hello_html_1e6f63c5.png

  1. Название территории страны в которой ведут боевые действия враждующие государства по обе стороны линии фронта

.hello_html_f1fb6e4.png

  1. Название птиц, которых использовали для передачи сообщений во многих войсках мира?hello_html_25f98b06.png
  2. Название животных, которых использовали для подрыва танков во время Великой Отечественной войны.

hello_html_37a81091.png

  1. Эта собака отличилась во многих военных операциях в Великой Отечественной войне и должна была участвовать в параде по случаю Победы. Как звали эту собаку?

 hello_html_mcf81de4.png

  1. Кто оповестил советский народ по радио о наступлении немцев и начале ВОВ?


hello_html_mdb0bcc8.png

Ответы для проверки:

1. Неофициальное название советской боевой машины Великой Отечественной войны с ракетной установкой. (Катюша)

2. Название территории страны в которой ведут боевые действия враждующие государства по обе стороны линии фронта. (Тыл)

3. Название птиц, которых использовали для передачи сообщений во многих войсках мира? (Голуби)

4. Название животных, которых использовали для подрыва танков во время Великой Отечественной войны. (Собаки)

5. Эта собака отличилась во многих военных операциях в Великой Отечественной войне и должна была участвовать в параде по случаю Победы. Как звали эту собаку? (Джульбарс)

6. Кто оповестил советский народ по радио о наступлении немцев и начале ВОВ? (Левитан)

Станция 2. «Шпионы»

Задание (10 баллов)

Вам предстоит расшифровать радиограмму воспользоваться Азбукой Морзе.

hello_html_m96c59d6.jpg

1 – · · – – – · – · – · – –,

2 · – – · – – – – · – · · – · · · – · – · –

3 – – · – – – · – · – – – – · ·,

4· · · – – – – · · · · · · – · · – · · – – – · · · · – · –

5 · · · · · · – · – – – · – · · –

6 · – – – – · – – – –

7 – – · – – · · · · – · – – – – ·

8 . – – – – – · – · – · – – – · – – · · – · · – · – · – · – – · · · ·,

9 – · – – – – – – – – · – · – · – – ·

10 – – · · · – · – – · · · – · · – · · · ·

9 · – – · – – – – · · · · – · – · · – · · · ·

Станция 3. «Минное поле»

Задание (10 баллов): Участники выбирают из команды сапера, которые будет двигаться по участку с закрытыми глазами, на котором расположены мины. Необходимо обезвредить мину, подняв её с пола, не двигая. Участники могут подсказывать.

Станция 4. «На привале»

Задание (10 баллов): участникам предлагается прослушать мелодии песен военных лет. Их задача отгадать название песни.

Список песен: «День Победы», «Синий платочек», «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка», «Священная война», «Прощание славянки», «Журавли», «Темная ночь», «Нам нужна одна победа».

Станция 5. «Переправа»

Задание (10 баллов): Команда должна по очереди перебраться по импровизированным болотным кочкам, пройти полосу препятствий, в конце которой их будет ожидать конверт с загадкой. Чем больше загадок они отгадают, тем больше баллов получат.

Расшифруйте анаграмму

КУШ + ПА =?

АС + ОМЛЕТ =?

ПИЛОТ + СЕТ = ?

САД+ЛОТ =?

ПАН +РОТ =?

ВАТА +ТОМ = ?

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Говорят, что я ручная.

Почему — сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

Станция 6 «Полководческая»

Задание (10 баллов):

По портретам определить Великих русских  полководцев.

1 задание (5 баллов) - Узнай на фото полководцев Великой Отечественной войны. 8 баллов. 

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_m1cfb656f.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_m221f0654.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_f025276.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_26395b2d.png

1                                       2                             3                                   4


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_5798a799.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_1a5d0ae3.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_m304b64b3.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/140/139394/139394_html_1dfbb6a4.png

5                              6                           7                                   8

ОТВЕТЫ – 1.Жуков Георгий Константинович
                    2 -Хайнц Вильгельм Гудериан
                    3 -  Эрих фон Манштейн
                    4  - Иван Степанович Конев 
                    5  - Константин Константинович Рокоссовский 
                    6  - Федор фон Бок
                    7  - Иосиф Виссарионович Сталин

                      8 - Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс

2 задание (5 баллов)

1.Какой полководец Вов носил звание «Маршал Победы» ( Г.К. Жуков)
2. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Награжден орденом «Победа», командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. ( К.К. Рокоссовский)
3.Командующий армией, участник битвы за Москву.(И.С. Конев)

Станция 7 «Медпункт»

Задание (10 баллов): участникам предстоит столкнуться с одной из страшных сторон войны – с ранениями и ограниченными медицинскими ресурсами. Им нужно будет вспомнить, как оказывать первую помощь при серьезных ранениях.

Инструкция: Участникам предстоит оказать первую помощь пострадавшим членам команды. Пострадавшие определяются через жребий (10 бумажек, из них 4 – с ранениями). Первую помощь нужно оказывать с помощью подручных средств. При лечении вам нужно определить приоритетность больных и их ранений, сконцентрироваться на лечении самых тяжелых случаях. Правильный порядок дан ниже.

Артериальное кровотечение: нужно сразу остановить кровотечение – взять пальцами в кольцо руку на 5 см выше раны и прижать артерию к кости. После уже накладывается жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см, накладывается повязка на место ранения.

Потеря сознания: нужно сесть рядом с человеком, контролируя его руки (коленками прижимаешь одну к телу, а вторую рукой). После следует проверить дыхание – нужно запрокинуть голову больного, опустить подбородок и прислониться ухом ко рту, так вы услышите дыхание, почувствуете щекой дыхание. Ближнюю к вам руку следует поднять наверх, а из второй руки делаете рычаг (ладонь за шею) и ногу поднимаете, что бы получилось два угла под 90’. После этого больного нужно развернуть в сторону поднятой руки, чтобы упереть его рычагами в землю.

Перелом (голень ноги): нужно сразу максимально вытянуть ногу, после чего закрепить с помощью медицинских бинтов или одежды ногу к шине – прямому, длинному предмету.

  1. Заключительный этап

После прохождения всех станций, команды возвращаются на исходную станцию, откуда начинался старт для подсчёта баллов, складывают пазлы и читают ключевую фразу: «Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями».

  1. Подведение итогов. Награждение.
  2. Рефлексия.

Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Закончить хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Литература

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
  2. Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.