Учебно-методическое пособие. "Старт в мир бизнеса".

Малыгина Алла Валентиновна

Программа элективного курса «Старт в мир бизнеса» базируется на концепции экономического образования школьников и сопровождает раздел «Обществознание». Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Адресатом курса могут быть как учащиеся специализированных экономических школ и классов, так и общеобразовательных школ, независимо от наличия экономических дисциплин в учебном плане. Учащиеся получат теоретические знания, практический опыт, увидят возможности карьерного роста, получат навыки и знания, необходимые для будущей успешной работы и жизни. Курс предоставляет широкие возможности для развития творческой активности школьников, т.к. включает пробу личностной готовности к деятельности в качестве свободного предпринимателя. Программа также позволяет учащимся осознать необходимость соблюдения этических норм в области экономических отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа элективного курса.108 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 367 Фрунзенского района

                

                

ПРОГРАММА
«СТАРТ В МИР БИЗНЕСА»

(Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-11 классов, 35 часов)

Составитель программы

учитель географии ГОУ СОШ №367

Малыгина А.В.  _________________________

« ____» _____________

Санкт-Петербург

2009

Обращение к родителям.

Данная программа ориентирована на первый год обучения экономике и является введением в основы экономических знаний. На уроках учащиеся получат общие понятия о науке экономике, познакомятся с основными закономерностями рыночной экономики и предпринимательства. Изучая программу, учащиеся смогут развить представление о бизнесе, как о сфере деятельности, и определить его место и значение в экономической жизни общества, смогут сформировать и развить навыки предпринимательской деятельности, нравственных принципов предпринимательства, деловых способностей.

Обращение к старшеклассникам.

Как известно, решением Министерства образования экономические знания включены в обязательный минимум знаний для выпускников школ, а курс экономики становится элементом учебного плана для старшеклассников. И это отражение не только того факта, что растет число университетов и вузов, где обучают экономистов или менеджеров и где на вступительных экзаменах требуют знания экономики. Куда важнее другое: наша страна переживает один из самых трудных этапов своей истории, и наибольшее число проблем связано как раз с реформами в области экономики. Сейчас практически все мы вовлечены в труднейший процесс создания — в общем-то, с нуля — новой экономической системы общества. А потому потребность в экономически грамотных людях остра как никогда.

Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике переходного типа — а именно такая существует сейчас в нашей стране - ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Можно, конечно, пытаться искать наилучшие ответы на них на ощупь, интуитивно, но уж слишком велика при этом опасность ушибиться, причем крайне болезненно.

Чтобы этого не случилось, я предлагаю посетить данный элективный курс. Его задача - помочь подросткам понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики.


Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Старт в мир бизнеса» базируется на концепции экономического образования школьников и сопровождает раздел «Обществознание».

В условиях рыночной экономики, когда созданы все условия для инвестирования свободных денежных средств в финансовые инструменты для увеличения дохода физических и юридических лиц, необходимо знание финансового рынка. На финансовом рынке востребовано большое количество профессий, появившихся в России недавно.

Отличительные черты курса - тщательно отобранный и структурированный материал по основам экономической науки, представленный интенсивно, в активных формах для экономии времени и улучшения усвоения теоретических знаний; теоретический материал, органично перетекающий в практикоориентированную деятельность учащихся, которая становится базой для практических умений в области предпринимательской деятельности и позволяет осознано принять решение о самореализации в области бизнеса.

Курс предоставляет широкие возможности для развития творческой активности школьников, т.к. включает пробу личностной готовности к деятельности в качестве свободного предпринимателя.

Программа также позволяет учащимся осознать необходимость соблюдения этических норм в области экономических отношений.

Место курса в образовательном процессе.

Предлагаемый элективный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Адресатом курса могут быть как учащиеся специализированных экономических школ и классов, так и общеобразовательных школ, независимо от наличия экономических дисциплин в учебном плане.

Учащиеся получат теоретические знания, практический опыт, увидят возможности карьерного роста, получат навыки и знания, необходимые для будущей успешной работы и жизни.

Актуальность курса.

Актуальность и массовая востребованность курса могут быть обоснованы тем, что каждый обучающийся в процессе самоопределения дальнейшей трудовой деятельности и образовательной траектории должен осознать прежде всего возможность двойного направления этой деятельности - полная свобода, творчество, самостоятельность и риск, т.е. предпринимательство или работа по найму в конкретной сфере, узкопрофилированной, в которой необходимо будет та или иная дальнейшая образовательная траектория.

Основные цели курса:

  1. развить у учащихся творческую активность;
  2. формировать у учащихся экономическое мышление, а также систему практически ориентированных знаний, умений и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к принятию решения о возможности самостоятельной предпринимательской деятельности, дальнейшего обучения и карьеры в области экономики и предпринимательства;
  3. воспитывать у школьников предпринимательскую культуру.

Образовательные задачи курса:

  1. формировать базовый уровень экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации и профильной ориентации школьников;
  2. привить школьникам практические навыки принятия обоснованных экономических решений;
  3. развить представления о предпринимательской деятельности, саморазвитии и самореализации;
  4. формировать первоначальные умения, необходимые для участия в предпринимательской деятельности;
  5. развивать у учащихся способности самостоятельно осуществлять трудные и рискованные проекты, генерировать новые идеи, анализировать и оценивать их;
  6. формировать умения осуществлять самоанализ и самооценку уровня развития своих способностей для принятия решения о возможности («самостоятельной предпринимательской деятельности и дальнейшего обучения и курьеры в области экономии и предпринимательства;
  7. воспитывать    у    учащихся    бережное    отношение    к    ресурсам,    трудолюбие, порядочность, толерантность, самостоятельность, инициативность.

Формы и методы проведения занятий:

  1. словесно-логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут;
  2. иллюстративные;
  3. активные: проблемное изложение, метод проектов, деловые игры, «мозговой штурм»;
  4. творческие задания;
  5. практикумы;
  6. коллективный анализ и защита проектов;
  7. самостоятельная работа;
  8. работа в малых группах;
  9. индивидуальная работа;
  10. решение задач;
  11. тестирование.

Критерии оценки.

Для   оценки   теоретических   знаний   проводится   тестирование.   Шкала  оценок представлена в следующей таблице.

Оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Итоговый балл, %от максимального балла

Менее 30%

30%-50%

50%-70%

Более 70%

Оценка практических навыков проводится по методике оценки бизнес-проекта.

Методика оценки бизнес-проекта.

Ф.И.О. ученика:

Класс:

1.Количество идей (2 балла):

  1. до 5 идей -0,5 б.;
  2. 6-10 идей - 1 б.;
  3. 10-15 идей-1,5 б.;
  4. более 15 идей - 2 б.

2.        Критерии оценки выбранной идеи для дальнейшей разработки (26.):

  1. оригинальность - 0,5 б;
  2. актуальность - 0,5 б.
  3. простота-0,5 б;
  4. обоснованность выбора - 0,5 б.

3.        Критерии оценки рекламы (5 б.):

  1. наличие оригинального заголовка рекламы - 2 б.;
  2. не более 7 слов - 0,5 б.;
  3. не использованы слова, несущие отрицательные эмоции, отрицательная частица «не» и отрицательное слово «нет» - 0,5 б.;
  4. смысловая оригинальность - 0,5 б.;
  5. связь с товаром, с потребителями - 0,5 б.;
  6. содержательный информационный блок, дающий представление о товаре (услуге) -1 б.;
  7. наличие справочных данных - чем полнее, тем выше балл, максимально - 1 б.;
  8. оригинальность содержания и формирования - 1 б.

4.        Критерии оценки технико-экономической части (10 б.):

  1. экономическое обоснование — 3 б.;
  2. качество продукции - 3 б.; дизайн - 1 б.;
  3. безопасность производства - 1 б.; экономичность производства- 1 б.; экологичность производства - 1 б.

5.         Критерии представления (6 6.):

  1. раскрытие содержания всех этапов - 1 6.;
  2. успех проекта (не менее 20% рентабельности) - 1-6.;
  3. анализ успехов и неудач - 1 6.;
  4. оптимальная форма представления - 0,5 б.;
  5. артистизм - 0,5 6.;
  6. четкость - 0,5 6.;
  7. оригинальность — 0,5 б.;
  8. юмор - 0,5 б.;
  9. время (до 5 минут) — 0,5 б.

Всего (максимальное количество баллов) : 25.

Сумма баллов, набранная учеником:        

Оценка:        


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов



Всего

Теория

Практика

1.

Основы экономики

15

11

4

1.1

Экономическая наука и предпринимательство.

2

1

1

Игра «Заработать на жизнь»

1.2

Типы экономических систем.

1

1

1.3

Потребности и богатство. Меценатство.

1

1

1.4

Система эффективного принятия экономических решений.

1

1

Игра «Планирование школьного бала»

1.5

Рыночная экономическая система.

1

1

Игра «Частная собственность»

1.6

Цена и деньги.

2

1

1

1.7

Деньги и бизнес.

1

1

1.8

Деньги и банки.

1

1

1.9

Расчёт простых и сложных процентов.

2

2

1.10

Деньги и биржа.

1

1

1.11

Формула бизнеса.

1

1

1.12

Экономические          стимулы          и          этика предпринимателя

1

1

2.

Основы предпринимательской деятельности.

14

9

5

2.1

Формы предпринимательства.

1

1

2.2

Земля-капитал. Собственность и бизнес.

2

2

2.З

Налоги и бизнес. Богатство и бизнес.

2

2

2.4

Предприниматель и его способности. Выработка бизнес - идей.

1

1

2.5

Первоначальная оценка идей. Выбор оптимальной идеи.

1

1

2.6

Оценка эффективности бизнес – идеи. Определение «точки безубыточности».

1

1

2.7

Составление плана производства.

2

1

1

2.8

Реклама и бизнес. Брендинг. Игра «Создание имиджа фирмы».

1

1

Игра

2.9

Составление плана маркетинга.

2

1

1

2.10

Тест – контроль.

1

1

-

3

Проба личностной  готовности к предпринимательской деятельности.

6

-

6

Итого:

35

20

15


Содержание программы.

.

I. Основы экономики (15 ч.).

     Схема кругооборота ресурсов, товаров и услуг, денежных платежей. Домашнее хозяйство. Фирма.

     Экономика. Экономическая наука. Потребности. Ресурсы. Товар. Услуга. Производство. Производственные ресурсы. Природные ресурсы. Трудовые ресурсы. Капитальные ресурсы. Предпринимательство.

     Меценатство. История российского меценатства. Ценность. Богатство. Спонсор.

     Ограниченность. Выбор. Альтернативная стоимость. Экономическое решение. Сетка принятия экономических решений.

     Основные вопросы экономики. Экономические системы Рыночная экономическая система. Рыночный механизм. Свобода выбора. Частная собственность. Рынок товаров.

     Деньги. Цена. Спрос. Предложение. Инфляция. Ассигнация. История денег.

     Инвестиции. Дивиденды. Акции. Облигации. Вексель. Наличные и безналичные деньги.

     Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Сберегательный банк. Эмиссия. Счет. Лицензия. Банкрот. Кредит. Банковский процент. Заем.

     Биржа: фондовая, товарная, валютная. Биржа труда. Курс акций. Брокер. Маклер.

     Бизнес. Конъюнктура рынка. Маркетинг. Реклама. Конкурентоспособность.

     Стимул. Экономические стимулы. Прибыль. Выручка. Затраты. Доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Этика предпринимателя.

II. Основы предпринимательской деятельности (14 ч.).

     Предпринимательство. Учредители и акционеры. Механизм регистрации «своего» бизнеса. Формы предпринимательской деятельности.

     Недвижимость. Рынок недвижимости. Цена земли. Фермерское хозяйство. Аренда.

     Виды собственности. Закон РФ «О собственности». Патент. Интеллектуальная собственность.

     Налоги. Подоходный налог. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Акция. Акцизная ставка. Налоговая инспекция. Ставка налогов.

     Физиократы. Меркантилисты. Социалисты. Субъективисты. Что такое богатство в разных экономических теориях. Формула успеха для предпринимателя.

     Предприниматель. Предпринимательские способности. Бизнес-идея.

     Практическая работа в группах. Упражнения на развитие творческих способностей к выработке оригинальных идей.

     Практическая работа в группах. Выбор оптимальной бизнес-идеи из выработанных учащимися в предыдущей практической работе.

     Построение графика постоянных и переменных издержек производства, а также общих производственных затрат и общей выручки. Определение «Точки безубыточности». Рентабельность. Расчет себестоимости, определение минимально допустимой прибыли и цены изделия.

     Самостоятельная работа. Оценка эффективности бизнес-идеи, выбранной учащимися в предыдущей практической работе.

     Практическая работа. Определение обеспеченности технологий и затрат на них, производственной базы, сырья и энергии, трудовых ресурсов необходимой квалификации для производства выбранной учащимися продукции. Составление технологической карты. Определение предполагаемого выпуска и прогноз затрат.

     Упражнения на приобретение учениками недостающих умений и навыков для изготовления данной продукции, либо внесение изменений в технологию, конструкцию.

     Информация. Рекламация. Пропаганда. Рекламное бюро. Основные требования, предъявляемые рекламе. Некоторые приемы прямой рекламы. Защита потребителя от необъективности рекламы. Брендинг.

     Практикум. Определение ценовой стратегии, стратегии качества, стратегии дизайна и продвижение товара на рынок, а также определение «жизненного цикла» продукции.

     Самостоятельная работа. Разработка товарной рекламы продукции (соответственно выбранной бизнес-идее в практической работе по теме).

III. Проба личностной готовности к предпринимательской

 деятельности (6 ч.).

     Запуск проекта. Тест на определение предпринимательских способностей.

     Принятие решения о реализации бизнес-идеи. Формулировка производственной задачи. Подготовительный этап работ (используется материал всех практических и самостоятельных работ).

     Начало оформления проекта с учетом всех имеющихся наработанных материалов.

     Изготовления изделия.

     Завершение оформления и представление проекта. Обсуждение и оценка.

Литература

  1. Заиченко  Н.А.  Книга для учителя к курсу  «Экономия»;  С-Пб.  «Специальная
    литература», 1996г.
  2. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы Менеджмента. С-Пб., 1998г.
  3. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Язвенко С.А. Практикум по основам экономики. С-Пб, 1998г.
  4. Лебедев ОТ., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. С-Пб., 1997г.
  5. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Коньковская А.Р. Основы экономики. С-Пб., 1998г.
  6. Липсиц И.В. Экономика. М., 2006г.
  7. Программа    элективных    курсов.    Обществознание.    Литература.    Экономика. Предпрофильное обучение. 9 класс / авт.-сост. Семенина С.К. М, 2006г.

«Допущено»

Председатель Президиума РЭС

_________________________

Председатель секции по экономике

____________ ____________

« ____» _____________

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ №367

_____________ /Палёнова Н.Н./

« ____» _____________

«Согласовано»
Директор НМЦ

Фрунзенского района


« ____» _____________