Краеведение

Арнаева Елена Сергеевна

Материалы по ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ, а также календарно-тематическое планирование по Истории родного края и культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Сарпинская средняя общеобразовательная школа имени Э.Т.Деликова»

Рассмотрено                                                                                                «Утверждаю»

на заседании ШМО                                                                                    Директор  школы:

Протокол № __  от  «___» _________2014г.                                             ___________ Антонова Н.Э.

Руководитель ШМО _________________                                                «____ »____________ 2014 г.

                                                                                                                                             

                                                                   

Рабочая программа

курса «История и культура родного края»

на 2014 - 2015 учебный год

Предмет      История и культура родного края

Класс       5

Учитель   Арнаева Елена Сергеевна

Количество часов  34; в неделю 1 час

Пос.Салын-Тугтун

Поурочное планирование по истории и культуре родного края в 5 классе

 Наименование разделов и тем

Количество часов

ЦОР и наглядные пособия

  1. Введение

1.

Введение. Моя родная Калмыкия.

1

Показ слайдов

2

Общее понятие об истории и  культуре. Материальная и духовная культура.

1

  1. История. Ойрат-калмыки

3

Первые люди в калмыцкой степи.

1

4

Степные курганы. Историческое их значение.

1

5

Ойрат-калмыки. Джунгария – прародина калмыков.

1

Карта Джунгарии

6

Ойрат-калмыки. Родоплеменной состав калмыков.

1

Электронные схемы, слайды

7

Быт, уклад, традиции и обычаи калмыков.

2

Презентация к уроку

8

Обобщение. Контрольная работа.

1

  1. Культура калмыцкого народа

9

Верования древних ойрат-калмыков. Тенгрианство. Буддизм.

1

Презентация к уроку

10

Распространение буддизма. Просветители.

1

Показ слайдов просветителя Зая-Пандиты, хурулов

11

Калмыцкое устное народное творчество.

1

Презентация к уроку

12

Легенды и предания. Пословицы  и поговорки. Загадки. Магталы и благопожелания.

1

13

Сказочный мир калмыков.

1

14

Героический эпос «Джангар»

2

15

Обобщение. Контрольная работа.

1

16

Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Танцы. Песни.

1

Презентация к уроку

17

Одежда. Калмыцкие блюда.

1

Презентация к уроку

18

Математика. Астрология. Календарь.

1

19

Творческий портрет Калмыкии. Имена, прославившие калмыцкую степь.

2

Презентация к уроку

20

Цветок лотоса на Гербе РК – символ единства всех калмыцких племен и родов.

1

Презентация к уроку

21

Литература. Калмыцкие писатели и поэты.

2

Презентация к уроку

22

Обобщение. Контрольная работа.

1

  1. Краеведение

23

Районы и города моей Калмыкии.

2

Презентация к уроку

24

Флора и фауна калмыцкой степи.

1

Презентация к уроку

25

Реки, озера, пески. Заповедники и заказники.

1

26

 История моего села (поселка, города)

1

Презентация к уроку

27

Материальная и духовная культура села (поселка, города)

1

28

Земляки.

1

Презентация к уроку

29

Обобщение. История и культура родного края.

1

Итого часов:

34

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, подготовленной кандидатом исторических наук Бембеевым В.Ш., и реализует Базисный Региональный учебный план основного общего образования и Учебный план школы по истории и культуре родного края для учащихся 5 класса к учебнику авторов Р.Б. Дякиевой «Кто мы, калмыки?», Р.Б.Дякиевой, А.Н.Басхаева «Ойрат-калмыки:XII-XIX вв.».

   Изучение курса «История и культура родного края способствует развитию интереса у учащихся к истории калмыцкого народа, своих предков, своей Малой родины. Знание истории родного края делает нас сопричастным ко всем событиям прошедших времен и к настоящим событиям.

    Курс «История и культура родного края» средней общеобразовательной школы направлен на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю; сознательному отношению к родной культуре как духовной ценности и получения знаний о возникновении калмыцкого народа;
  • Формирование умений анализировать; осуществлять информационный поиск; извлекать необходимую информацию;
  • Освоение знаний культроведческой направленности для самосовершенствования;
  • Развитие активного интереса к истории родного края; способности сохранить память о своих предках; знаний о сведениях историко-культурных процессов калмыцкого народа.

Региональный базисный учебный план на изучение предмета «История и культура родного края» 5 класса отводит 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Структура рабочей программы.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, учебно-методическое сопровождение.

Основные содержательные линии рабочей программы по истории и культуре родного края отражают знания об историческо-культурных процессах калмыцкого народа. К ним относятся: исторические процессы калмыцкого народа, духовно-культурные аспекты, краеведение.

В УМК по предмету входят:

Р.Б. Дякиева «Кто мы, калмыки?»

 Р.Б.Дякиева, А.Н.Басхаев «Ойрат-калмыки:XII-XIX вв.»

Дополнительная и методическая литература:

Калмыки. У.Э.Эрдниев. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 2009г.

Золотой родник. К.Эрендженов. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1980г.

Калмыкия – субъект Российской Федерации». К.Н.Максимов. М.:Республика, 1995г.

О родном крае. Книга для чтения V-IX классов. Ц.Н.Аюшева, В.Г.Емельяненко. Элиста:АПП “Джангар», 1999г.

Калмыки. Культурное наследие России. М.: «Голос-пресс», 2003г.

 

Учебно-тематический план.

№ раздела  

Название раздела.

Кол-во часов по Примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Введение в курс

2

2

История. Ойрат-калмыки.

6

6

Культура калмыцкого народа

15

15

Краеведение

6

6

Резерв

4

4

Итого:

34

34

Часы резерва учебного времени (4 часа) используются на закрепление изученных тем. Дополнительные часы в разных темах организованы по следующему направлению:

  1. В разделе «История. Ойрат-калмыки» отведено 2ч. на изучение темы «Быт, уклад, традиции и обычаи калмыков», из них 1ч. на проведение урока-семинара (или урок-проект) на данную тему.
  2. В разделе «Культура калмыцкого народа»:

- на тему «Героический эпос «Джангар»  отведено 2часа, из них 1ч. на проведение проектного урока.

- на тему «Творческий портрет Калмыкии. Имена, прославившие калмыцкую степь»  отведено 2 часа, из них 1ч. на проведение урока-диспута.

 - на тему «Литература. Калмыцкие писатели и поэты» отведено 2 часа, так как тема достаточно сложна для восприятия обучающихся,

  1. В разделе «Краеведение»:

- на изучение темы «Районы и города Республики Калмыкия» отведено 2ч., из них 1ч. – урок-проект.

Особенности преподавания.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- ключевые термины,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций,  использование ролевых игр.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм  и видов деятельности обучающихся

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,

7) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.)

Используемая система оценивания:

Виды письменных работ учащихся.

Виды устных работ учащихся

1

Тесты разного уровня (А, B, C)

Работа над понятиями

2

Письменные источники (документы)

Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.

3

Составление плана ответа

Ответы на вопросы по содержанию параграфа.

4

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Оценка различных суждений о социальных объектах.

В результате изучения истории и культуры родного края ученик должен

Знать развитие культурно-исторических процессов, происходивших на территории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего дня во взаимосвязи с процессами развития всемирной истории и культуры народов.

Уметь соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой, формацией на основе знания научной периодизации истории;

  • Анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, объяснять исторические факты на основе разностороннего изучения источников и применения исторических знаний, давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
  • Рассматривать и охарактеризовать общественные явления в развитии и конкретно-исторических условиях;
  • Объяснять отдельные закономерности исторического развития, конкретизировать их на примерах изучения курса истории и культуры родного края;
  • Работать с различными источниками историческими документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников по истории и культуре народов своей малой родины;
  • Составлять конспект, тезисы, готовить рефераты и доклады, самостоятельно подбирая литературу;
  • Участвовать в школьной дискуссии;
  • Сопоставлять различные точки зрения на исторические и культурологические события, процессы, обосновать свое отношение к ним;
  • Применять исторические и культурологические знания при анализе различных проблем развития своего народа и своего края на современном этапе;
  • Давать сравнительную характеристику фактам, событиям, деятелям;
  • Составлять хронологические таблицы, сравнивая процессы развития калмыцкого общества с однотипными событиями и всеобщей истории.

 



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование по истории и культуре родного края в 7 классе

 Наименование разделов и тем

Количество часов

ЦОР и наглядные пособия

  1. Введение. История ойратов.

1.

Введение.

1

2

Калмыки в период первобытнообщинного и рабовладельческого строя.

1

3

Ранняя история ойратов

1

Карта Джунгарии

4

Ойраты в империи Чингисхана

1

5

Феодальная раздробленность. Зюнгарское княжество

1

Карта Джунгарии

6

Обобщающий урок.

  1. Добровольное вхождение в состав Российского государства

7-8

Образование калмыцкого ханства

2

Презентация

9

Распространение буддизма

1

Видеоролик

  1. Монголо-ойратские законы

10

Великая яса Чингисхана

1

11

Съезд монголо-ойратских князей. Ики Цааджин бичиг – Великое степное уложение

1

12

Токтолы Дондук-Даши

1

13

Обобщающий урок

  1. Калмыцкое ханство во второй половине XVIIв.

14

Административно-управленческое устройство Калмыцкого ханства

1

15

Социальное расслоение калмыцкого общества. Хозяйство.

1

Презентация

16

Военная служба калмыков

1

Презентация

17

Калмыцкое ханство в период правления Аюки

1

фотослайды

18

Участие калмыков в войнах России (1670-1725)

1

фотослайды

19

Обобщение. Контрольная работа.

1

20

Борьба за ханскую власть. 1725-1771гг.

1

21

Калмыки в войнах России 1724-1771гг.

1

22

Переход  части калмыков в казачество и процесс их христинизации

1

23

Джунгарское ханство во второй половине XVII-XVIIIвека

1

24

Откочевка части калмыков в Джунгарию

1

25

Ликвидация калмыцкого ханства

1

26

Участие калмыков в восстании Емельяна Пугачева

1

Презентация

27

Военное искусство калмыков

1

Презентация

28

Обобщающий урок. Контрольный тест

  1. Калмыкия в последней трети XVIII- начале XIXв.

29

Политическое и социально-экономическое развитие Калмыкии

1

30

Калмыки в Отечественной войне 1812г.

1

Презентация

31

Духовная культура калмыков

1

Презентация

32

Естественнонаучные знания

1

33

Материальная культура

1

Презентация

34

Обобщение.

1

Итого часов:

34

Поурочное планирование по истории и культуре родного края в 8 классе

 Наименование разделов и тем

Количество часов

ЦОР и наглядные пособия

  1. Введение.

1.

Введение. Новые черты общественной жизни калмыков в 18 веке

1

2

Распад калмыцкого ханства

1

3

Наместник Чуча Тундутов. Калмыки в ведении МВД.

1

4

Изменение системы административного управления в Калмыкии

1

Электронные схемы, слайды

5

«Положение от 23.04.1847г».

1

6

Экономические и социальные отношения калмыков

1

7

Обобщающий урок.

1

  1. Калмыки в Отечественной войне 1812 года

8

Царский манифест от 30.10.1806г. Призыв калмыков

1

9

Калмыцкие войсковые формирования

1

Видеоролик

10

Калмыцкие сотни в составе войска атамана Платова

1

11-12

Калмыки в боях под Брест-Литовском, у г.Пружаны, на Бородинском поле

2

13

Участие калмыков в битве народов. Вступление в Париж.

1

Презентация к уроку

14

Возвращение в родные улусы

1

Презентация к уроку

15

Обобщающий урок

1

  1. Калмыки во второй половине 19 века.

16

Усиление владельческих прав нойонов и зайсангов в калмыцкой степи. Калмыкия- сырьевая база России.

1

17

Развитие земледелия в калмыцкой степи

1

фотослайды

18

Развитие рыболовства и ремесел в пореформенный период

1

фотослайды

19

Крестьянская колонизация калмыцкой степи

1

20

Закон от 16.03.1892г. и отмена крепостного права

1

Презентация к уроку

21

Экономика калмыцкой степи

1

22

Политика царского правительства в калмыцкой степи

1

23

Буддийское духовенство и хурулы Калмыцкой степи

1

Презентация к уроку

24

Обобщение. Контрольная работа.

1

  1. Культура. Устное народное творчество

25

Образование

1

Презентация к уроку

26

Обрядовая, песенная и афористическая поэзия

1

27

Ойратско-калмыцкая литература: истоки зарождения

1

28

Калмыцкая литература

1

Презентация к уроку

29

Жанр хождений в калмыцкой литературе

1

30

Дидактические (нравоучительные) сборники

1

31

Развитие изобразительного искусства

1

Презентация к уроку

32

Известные калмыцкие деятели «для государственной и всенародной пользы»

1

Презентация к уроку

33

Обобщающий урок. Контрольный тест

1

34

Обобщение.

1

Итого часов:

34

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, подготовленной кандидатом исторических наук Бембеевым В.Ш., и реализует Базисный Региональный учебный план основного общего образования и Учебный план школы по истории и культуре родного края 7 класса к учебнику А.Н. Басхаева, Р.Б.Дякиевой “Ойрат-калмыки: XII-XIX вв.”

Инвариантная часть Базисного учебного плана реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.

Виды занятий, на которых реализуется программа: обязательные.

Уровень усвоения программы студентами: базовый.

С 2007 - 2008 учебного года региональным компонентом предполагается ведение курса по изучению историко - культурного наследия Республики Калмыкия, рассчитанного на 34 часа учебного времени. Разработка данной программы обусловлена тем, что значение краеведения особенно возросло в условиях модернизации российского образования. Оно превращается из методического приёма в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого курса истории со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.

Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым учащимся своей личной связи с историей Родины.

   Изучение курса «История и культура родного края способствует развитию интереса у учащихся к истории калмыцкого народа, своих предков, своей Малой родины. Знание истории родного края делает нас сопричастным ко всем событиям прошедших времен и к настоящим событиям.

    Курс «История и культура родного края» средней общеобразовательной школы направлен на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю; сознательному отношению к родной культуре как духовной ценности и получения знаний о возникновении калмыцкого народа;
  • Формирование умений анализировать; осуществлять информационный поиск; извлекать необходимую информацию;
  • Освоение знаний культроведческой направленности для самосовершенствования;
  • Развитие активного интереса к истории родного края; способности сохранить память о своих предках; знаний о сведениях историко-культурных процессов калмыцкого народа.

Региональный базисный учебный план на изучение предмета «История и культура родного края» 7 класса отводит 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Структура рабочей программы.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, учебно-методическое сопровождение.

Основные содержательные линии рабочей программы по истории и культуре родного края отражают знания об историческо-культурных процессах калмыцкого народа. К ним относятся: исторические процессы калмыцкого народа, духовно-культурные аспекты, краеведение.

В УМК по предмету «История и культура родного края» 7 класса входят:

Р.Б.Дякиева, А.Н.Басхаев «Ойрат-калмыки:XII-XIX вв.»

Дополнительная и методическая литература:

Калмыки. У.Э.Эрдниев. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 2009г.

Золотой родник. К.Эрендженов. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1980г.

Калмыкия – субъект Российской Федерации». К.Н.Максимов. М.:Республика, 1995г.

О родном крае. Книга для чтения V-IX классов. Ц.Н.Аюшева, В.Г.Емельяненко. Элиста:АПП “Джангар», 1999г.

Калмыки. Культурное наследие России. М.: «Голос-пресс», 2003г.

 

Учебно-тематический план.

№ раздела  

Название раздела.

Кол-во часов по Примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Введение. История ойратов.

5

5

Добровольное вхождение в состав Российского государства

3

3

Монголо-ойратские законы

3

3

Калмыцкое ханство во второй половине XVIIв.

13

13

Калмыкия в последней трети XVIII- начале XIXв.

5

5

Резерв

5

5

Итого:

34

34

Часы резерва учебного времени (5 часов) используются на закрепление изученных тем. Дополнительные часы в разных темах организованы по следующему направлению:

    В разделе «Добровольное вхождение в состав Российского государства» отведено 2ч. на изучение темы «Образование калмыцкого ханства», из них 1ч. на проведение урока-семинара (или урок-проект) на данную тему.

Особенности преподавания.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- ключевые термины,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций,  использование ролевых игр.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм  и видов деятельности обучающихся

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,

7) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.)

Используемая система оценивания:

Виды письменных работ учащихся.

Виды устных работ учащихся

1

Тесты разного уровня (А, B, C)

Работа над понятиями

2

Письменные источники (документы)

Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.

3

Составление плана ответа

Ответы на вопросы по содержанию параграфа.

4

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Оценка различных суждений о социальных объектах.

В результате изучения истории и культуры родного края ученик должен

Знать развитие культурно-исторических процессов, происходивших на территории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего дня во взаимосвязи с процессами развития всемирной истории и культуры народов.

Уметь соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой, формацией на основе знания научной периодизации истории;

  • Анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, объяснять исторические факты на основе разностороннего изучения источников и применения исторических знаний, давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
  • Рассматривать и охарактеризовать общественные явления в развитии и конкретно-исторических условиях;
  • Объяснять отдельные закономерности исторического развития, конкретизировать их на примерах изучения курса истории и культуры родного края;
  • Работать с различными источниками историческими документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников по истории и культуре народов своей малой родины;
  • Составлять конспект, тезисы, готовить рефераты и доклады, самостоятельно подбирая литературу;
  • Участвовать в школьной дискуссии;
  • Сопоставлять различные точки зрения на исторические и культурологические события, процессы, обосновать свое отношение к ним;
  • Применять исторические и культурологические знания при анализе различных проблем развития своего народа и своего края на современном этапе;
  • Давать сравнительную характеристику фактам, событиям, деятелям;
  • Составлять хронологические таблицы, сравнивая процессы развития калмыцкого общества с однотипными событиями и всеобщей истории.

 

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, подготовленной кандидатом исторических наук Бембеевым В.Ш., и реализует Базисный Региональный учебный план основного общего образования и Учебный план школы по истории и культуре родного края 8 класса к учебнику А.И. Моисеева, Н.И. Моисеевой «История и культура калмыцкого народа (XIXвек).

Инвариантная часть Базисного учебного плана реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.

Виды занятий, на которых реализуется программа: обязательные.

Уровень усвоения программы студентами: базовый.

С 2007 - 2008 учебного года региональным компонентом предполагается ведение курса по изучению историко - культурного наследия Республики Калмыкия, рассчитанного на 34 часа учебного времени. Разработка данной программы обусловлена тем, что значение краеведения особенно возросло в условиях модернизации российского образования. Оно превращается из методического приёма в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого курса истории со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.

Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым учащимся своей личной связи с историей Родины.

   Изучение курса «История и культура родного края способствует развитию интереса у учащихся к истории калмыцкого народа, своих предков, своей Малой родины. Знание истории родного края делает нас сопричастным ко всем событиям прошедших времен и к настоящим событиям.

    Курс «История и культура родного края» средней общеобразовательной школы направлен на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю; сознательному отношению к родной культуре как духовной ценности и получения знаний о возникновении калмыцкого народа;
  • Формирование умений анализировать; осуществлять информационный поиск; извлекать необходимую информацию;
  • Освоение знаний культроведческой направленности для самосовершенствования;
  • Развитие активного интереса к истории родного края; способности сохранить память о своих предках; знаний о сведениях историко-культурных процессов калмыцкого народа.

Региональный базисный учебный план на изучение предмета «История и культура родного края» 8 класса отводит 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Структура рабочей программы.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, учебно-методическое сопровождение.

Основные содержательные линии рабочей программы по истории и культуре родного края отражают знания об историческо-культурных процессах калмыцкого народа. К ним относятся: исторические процессы калмыцкого народа, духовно-культурные аспекты, краеведение.

В УМК по предмету «История и культура родного края» 8 класса входят:

А.И. Моисеев, Н.И. Моисеева «История и культура калмыцкого народа (XIXвек).

Дополнительная и методическая литература:

Калмыки. У.Э.Эрдниев. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 2009г.

Золотой родник. К.Эрендженов. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1980г.

Калмыкия – субъект Российской Федерации». К.Н.Максимов. М.:Республика, 1995г.

О родном крае. Книга для чтения V-IX классов. Ц.Н.Аюшева, В.Г.Емельяненко. Элиста:АПП “Джангар», 1999г.

Калмыки. Культурное наследие России. М.: «Голос-пресс», 2003г.

 

Учебно-тематический план.

№ раздела  

Название раздела.

Кол-во часов по Примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Введение. Новые черты общественной жизни калмыков в 18 веке.

6

6

Калмыки в Отечественной войне 1812 года

7

7

Калмыки во второй половине 19 века

8

8

Культура. Устное народное творчество.

8

8

Резерв

5

5

Итого:

34

34

Часы резерва учебного времени (5 часов) используются на закрепление изученных тем. Дополнительные часы в разных темах организованы по следующему направлению:

    В разделе «Калмыки в Отечественной войне 1812 года» отведено 2ч. на изучение темы «Калмыки в боях под Брест-Литовском, г.Пружан, на Бородинском поле», из них 1ч. на проведение урока-семинара (или урок-проект) на данную тему.

Особенности преподавания.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- ключевые термины,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций,  использование ролевых игр.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм  и видов деятельности обучающихся

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,

7) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.)

Используемая система оценивания:

Виды письменных работ учащихся.

Виды устных работ учащихся

1

Тесты разного уровня (А, B, C)

Работа над понятиями

2

Письменные источники (документы)

Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.

3

Составление плана ответа

Ответы на вопросы по содержанию параграфа.

4

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Оценка различных суждений о социальных объектах.

В результате изучения истории и культуры родного края ученик должен

Знать развитие культурно-исторических процессов, происходивших на территории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего дня во взаимосвязи с процессами развития всемирной истории и культуры народов.

Уметь соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой, формацией на основе знания научной периодизации истории;

  • Анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, объяснять исторические факты на основе разностороннего изучения источников и применения исторических знаний, давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
  • Рассматривать и охарактеризовать общественные явления в развитии и конкретно-исторических условиях;
  • Объяснять отдельные закономерности исторического развития, конкретизировать их на примерах изучения курса истории и культуры родного края;
  • Работать с различными источниками историческими документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников по истории и культуре народов своей малой родины;
  • Составлять конспект, тезисы, готовить рефераты и доклады, самостоятельно подбирая литературу;
  • Участвовать в школьной дискуссии;
  • Сопоставлять различные точки зрения на исторические и культурологические события, процессы, обосновать свое отношение к ним;
  • Применять исторические и культурологические знания при анализе различных проблем развития своего народа и своего края на современном этапе;
  • Давать сравнительную характеристику фактам, событиям, деятелям;
  • Составлять хронологические таблицы, сравнивая процессы развития калмыцкого общества с однотипными событиями и всеобщей истории.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель: Арнаева Елена Сергеевн

Место проведения урока: МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа имени Э.Т.Деликова»  

Класс: 9

Предмет: история и культура родного края

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Степь беды такой не знала»

Тип урока: урок обобщения, систематизации и усвоения новой исторической информации

Форма урока: лабораторный практикум

Цель и задачи урока:

- обобщить знания учащихся по теме «Политическая система сталинизма»;

- углубить содержание обобщающего понятия «тоталитарного режима», «тоталитарная система», «репрессии», «террор»;

- развивать навыки работы с историческими документами;

- способствовать формированию у школьников чувства патриотизма  и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;

- способствовать осознанию учащимися тяжелых последствий репрессированной политики государства, которое имело разрушительное воздействие на судьбы отдельных людей, так и целого народа;

-активизировать познавательную, исследовательскую, проектную деятельность учащихся;

Методы и технологии обучения:

- объяснение;

- практика;

- исследование и решение проблемных заданий;

- использование ИКТ;

- использование технологии критического мышления;

- самостоятельная работа с источниками исторической информации;

- персонифицирующий (биографический).

Ресурсы к уроку:

- фотографии;

- воспоминания очевидцев;

- мульти-медийная аппаратура;

- учебно- наглядные пособия.

Опережающее задание:

- работа по сбору материала;

- опрос жителей села;

- подготовка презентаций.

Эпиграф к уроку:                                          

                              Знать, чтобы помнить,

                              Помнить,

                                        чтобы не повторить

Ход урока:

   Учитель: Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибок. Знать, помнить ,не замалчивать то, о чем говорить больно и стыдно. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, о чем молчать нельзя.

   Тема нашего урока «Степь беды такой не знала» из строчек произведения калмыцкого поэта В.Нурова. 

    А может не надо ворошить прошлое. Возможно, не надо помнить и вспоминать, но есть такое, что надо помнить всегда, если ты хочешь оставаться Человеком. 28 декабря 1943 года задолго до рассвета во все дома калмыков вошли по двое-трое военных из войск НКВД и объявили, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года  все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь, а Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется.

   

 

Идея депортации калмыцкого народа созрела у Л.Берия еще задолго до этого Указа и неоднократно ставил вопрос о неблагонадежности калмыков и настаивал о насильственном выселении в сибирские районы.

Ребята перед вами фотографии документов об организации депортации калмыцкого народа, ответьте кто подвергался обязательному и кто необязательному выселению.

Ответы учащихся:

  1. Все люди калмыцкой национальности - обязательно;
  2. Женщины-калмычки, состоящие в замужестве с лицами другой национальности – необязательно;
  3. Женщины русской национальности, состоящие в замужестве с калмыками – обязательно;
  4. Калмыки-фронтовики – дополнительно, обязательно;
  5. Отсутствующие на момент выселения (командировка, отпуск) – дополнительно, обязательно.

Учитель:

Начавшееся 28 декабря 1943 года выселение калмыков, продлившееся до 31 декабря, коснулось в основном калмыцкого населения, проживавшего на территории Калмыцкой АССР,  и являлось 1 этапом депортации калмыцкого народа. Найдите в конспектах о следующих этапах и прочтите.

Ответы учащихся:

  1. Второй этап – в марте 1944 года, выселение калмыков из Ростовской области, в июне 1944г. – из Сталинградской области;
  2. Третий и Четвертый этапы – демобилизация всех солдат и офицеров калмыцкой национальности и выселение их в сибирские районы в следующем порядке: в Бийск, Новосибирск в январе 1944 года, а в мае 1944 года в Широковский исправительный трудовой лагерь на строительство новой ГРЭС.

Памятник умершим строителям Широковской ГЭС 1940-1950гг.

 Учитель:

Перед вами Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 декабря 1943 года, в котором перечисляются сибирские районы, куда выселялись калмыки. Назовите эти районы и чсленность направляемых калмыков.

Ответы учащихся:

  1. Алтайский край – 25.000 человек
  2. Красноярский край – 25000 человек
  3. Омская область – 25000 человек
  4. Новосибирская область – 20000 человек.

Учитель:

Какие страшные цифры, в которых таятся судьбы целого народа. Калмыки на сегодняшний день один из трех национальностей (белорусы, евреи), который так и не восстановил численность своего народа, имевшееся до военного периода.

- «За что?» - спрашивал каждый калмык.

- «За что?» - спрашивали безвинные дети и седобородые старики.

- «За что?» - меняясь в лице, кричали бесстрашные герои-фронтовики.

Я прошу зачитать отрывки произведения Д.Кугультинова

Ученик 1:

  Стихотворение Д.Кугультинова «От правды я не отрекался»

                                   

  За то, что я посмел в крутое время

Судить в стихах жестокий произвол, –

Ни денег я не получил, ни премий,

Широкий славы я не приобрел…

Да это, может статься, и не надо.

Иною – высшей – счастлив я наградой.

В то время гнев несправедливый, дикий

Нас подавил… И свет для нас потух.

И даже слово самое – «калмыки» –

Произносить боялись люди вслух.

Ученик 2:

         От правды я своей не отрекался,

Не отступал от своего стиха!..

 Не потерял я совести от страха,

Не позабыл природный свой язык,

Под именем бурята иль казаха

Не прятался…  Я был и есть калмык!

Учитель:

Итак, давайте закрепим терминологию тоталитарного режима. Какие понятия характерные тому времени вы узнали?

Ответы учащихся:

  1.  Репрессия.
  2. Карательные меры, , арест, расстрел, ссылка, НКВД.
  3. Депортация
  4. ГУЛАГ
  5. Широковский ГРЭС

Учитель: 

Действительно, страшное слово «репрессия» включало в себя такие мероприятия как преследование инакомыслящих, расстрел, гонение, депортацию, арест…

Сегодня у нас в гостях на уроке старожилы поселка нашего Манджиева Канюш Босхомджиевна и Илющенко Тамара Николаевна. Мы  попросим их поделится своими воспоминаниями о суровых годах калмыцкого народа.

Манджиева К.Б.

Я была совсем маленькой, еще не ходила в школу, но помню тот день, как сегодня… было очень страшно, холодно, по дороге очень много людей умирало, и не давали их даже нормально захоронить, их просто выбрасывали с вагонов, а везли нас как животных в товарных вагонах. Помню, как младший братишка грудной всё время в дороге плакал от голода, у матери от горя пропало молоко, и ему давали сосать в платочке соль, уже по возвращении на родину ему вырезали камни в почках.  Сибирь встретила нас сухим, но со стойким морозом. Нас расселили в начале в бараки и лишь через 2-3 года нашей семье дали отдельный деревянный домик. И быть может, никто б из нас не выжил, если конечно нам не помогали бы сибиряки, которые поначалу нас боялись. Впервые годы наша мама каждый вечер стояла неподалеку от их домов, выжидая выброса куриных потрошков, которые она подбирала и варила нам как дотур, национальное блюдо. Такое случалось лишь по праздникам и все же были приятные воспоминания. Неподалеку от нас жили латыши, которых и их научили, есть куриные потрошки. Ведь латыши тоже были репрессированными. Вот так мы друг дружку и помогали…

Илющенко Т.Н.

«Когда всех калмыков увезли, я правда не понимала куда, зачем и за что, не просто поселок наш, а вся степь буквально осиротела; стояли пустые дома, сараи, людей не было… вечерами степной ветер выл через все пустые дома, стоял страшный гул, но мы соседи, земляки, друзья не верили в клеймо, которое поставили на весь калмыцкий народ и верили, что придет день и они вернутся…»

Учитель:

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

Ребята, такими воспоминаниями делится каждый калмык, которому протянул руку помощи русский сибиряк, такими воспоминаниями делится каждый русский, оставшийся без опоры калмыцкой в степи…

В начале урока мы зажгли лампадку в память погибшим и обманутым, верившим до последнего вздоха , что клеймо «враг народа» - ошибка…

 Как память о жертвах сталинского геноцида, в Элисте 28 декабря 1996 г. в день 53-й годовщине депортации калмыцкого народа в Сибирь, на Высоком кургане сооружен величественный памятник из бронзы «Исход и возвращение» Автор этого памятника всемирно известный скульптор 20 века Эрнст Неизвестный.

Попробуйте изложить свои мысли по теме нашего урока в небольшом стихотворении - синквейне.

Калмыки                                           Сибирь

Степь                                                 Беда, депортация

Ученик: Возможные варианты:

     Депортация целого народа

По Указу страшного «воеводы»

Опустела без калмыка степь моя

Беда.

Сибирь. Суровые морозы

Сердце по сей день кровоточит

Сердце истины лишь просит

Правда.

                                                                                                      Калмык

Сильный, мужественный

Борется, живет, трудится

                                                                Не  сдается, хранит

                                                                                Память

Депортация

Массовая, жестокая,

Расправляется, уничтожает, отправляет

 Страшное место в истории- это

Быль.

Учитель: В ваших синквейнах есть ключевые слова: БЕДА, ПРАВДА, ПАМЯТЬ, БЫЛЬ. В начале урока звучали строки из стихотворения Владимира Нурова «Степь беды такой не знала» и ваши синквейны подвели итог нашего урока о том, что наш долг сохранить память о суровых годах, в которых вместились судьбы наших земляков, судьба целого нашего калмыцкого народа.

               

       13 лет, 13 дней …1943 -1956 гг.

Неугасимо память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

             

           

       

Приложение

Указ

                        Президиума верховного совета СССР

« О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»

Учитывая,  что в период оккупации немецко - фашисткими захватчиками территории Калмыцой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области  и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупанты организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают  бандитские  налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, - Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

  1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.

Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых поселениях землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

  1. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в городе Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР – Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан- Хольский, Черноземельский, Юстинский  и город Элиста; районы Астраханского округа – Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и город Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

  1. Районы бывшей Калмыцкой АССР – Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский – вклячить в состав Ростовской области; Приютненский – в состав Ставропольского края.

                           Председатель Президиума Верховного Совета СССР -                             (М.Калинин)

                           Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - (       А.Горин)

                                                                                      Москва, Кремль

                                                                                      27 декабря 1943


Комментарии

Арнаева Елена Сергеевна

календарно-тематическое планирование по истории и культуре родного края (Калмыкии)очень необходимый материал в связи с тем, что методических пособий практически по данному предмету нет.