Рабочие программы

Крюков Алексей Иванович

рабочая программа по предмету ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_10_-11kl_21.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

 г. Железногорска   Курской области

Рассмотрено

на заседании МО 

________/Л.А.Мартыничева/

Протокол № 1

от «26» августа 2021 г.

Согласовано

на научно-методическом совете

____ / М. А. Соболева/

Протокол № 1

от «27» августа 2021 г.

 УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1-423  

от «31» августа  2021 г.

              Директор лицея № 5

              ______/ М.Н.Шкутова /

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» 

среднего общего образования

 10-11 классы

г. Железногорск

2021 г

                                                         Аннотация

          Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

          Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса Комитате образования и науки Курской области, на основе основной образовательной программы МОУ «Лицей №5», Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №5»

      В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Для реализации программы используются: Учебник: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., «Просвещение» , 2014 г. Учебник: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., «Просвещение» , 2014 г.

Литература для учителя

основная

1.Тематическое и поурочное планирование  «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 класса. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., « Просвещение» , 2014 г.

дополнительная

1. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

2.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: просвещение,2001.

Материально-техническое и информационное обеспечение

Наличие  кабинета ОБЖ

Медиаресурсы:

«Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.

ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.

Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.

Использование ресурсов сети Интернет:

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru/

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.ed.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Предлагаемая учебная программа « Основы безопасности жизнедеятельности»  предназначена  для обеспечения базового уровня подготовки учащихся  в образовательных учреждениях среднего ( полного)  общего  образования с учетом перспектив развития  содержания образования в области безопасности  жизнедеятельности, определенных концепцией  модернизации российского образования на период до 2020 года

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах  направлено на достижение следующих целей:

Воспитание  у  обучаемых  ответственности  за личную безопасность, безопасность общества и государства, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих  безопасное поведение человека  в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности вести здорового образа жизни, необходимых моральных, физических психологических качеств  для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.

Освоение знаний о безопасном поведении человека, а опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях по защите государства.

Формирование умений, оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая  систематизирует в основной общеобразовательной школе, и способствуют формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

При разработке рабочей программы   учитывается необходимость использования  меж предметных  связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, физической культуры

Организация  учебного процесса – классно-урочная система, внеклассная работа, проектная деятельность..

Содержание учебного материала в полном объеме соответствует содержанию Примерного (общего) полного среднего образования по курсу ОБЖ.

Содержание программы выстроено по трем  линиям: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. В содержание  включен материал по изучению  правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Программа рассчитана : в 10 классе на 34 учебных часа (1 раз в неделю),  в том числе на проведение практических работ– 9 часов,   предусматривается проведение учебных сборов  в количестве 35  часов .

В 11 классе на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе на проведение практических работ– 5 часа.

Программа составлена Крюковым Алексеем Ивановичем, преподавателем-организатором ОБЖ первой квалификационной категории.

I. Планируемые результаты освоения предмета 

Личностные  результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.

Метапредметные результаты:

овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;

анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;

развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

В трудовой сфере:

локализация возможных опасных ситуаций;

умения оказывать первую медицинскую помощь.

В сфере физической культуры:

формирование установки на здоровый образ жизни;

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки.

        В результате изучения  основ безопасности жизнедеятельности  должны

 ЗНАТЬ:

основные определения понятия  здоровье» и факторы, влияющие на него;

потенциальные способности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания ;

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения ;

основы российского законодательства по обороне государства,  воинской обязанности и военной службе граждан ;

состав и предназначение Вооруженных Сил  Российской Федерации;

основные права и обязанности граждан  по призыву на военную службу, во                                                                                                                                                                                                                                                                                      время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, и альтернативной гражданской службы;

предназначения, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структур и задачи гражданской обороны;

УМЕТЬ:

 перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные  средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

 перечислите порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и знать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

Показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

Рассказать о предназначения и  задачах  гражданской обороны;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ  ДЛЯ:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;                                                                

пользования бытовыми приборами;

использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

пользования бытовыми приборами экологического контроля  качества  окружающей среды,  продуктов питания;

соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

соблюдения мер пожарной безопасности дома и  на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

вызова (обращение  за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс (34ч.) 1 урок в неделю

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (4 ч).

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.                                                              

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

  Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Государственная система обеспечения безопасности населения (8 ч).

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура  и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Основы обороны государства и воинская обязанность (18 ч).

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил.

Дни воинской славы России – Дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Военно-профессиональная ориентация.

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

Основы военной службы ( практические занятия)(4ч.)

Строевая подготовка

Отработка строевых  приемов и движений без оружия . Отработка  правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении . Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

Огневая подготовка

Автомат Калашникова , работа частей и механизмов ,чистка,

смазка , хранение .Подготовка автомата к стрельбе . Правила  стрельбы ,ведение огня из автомата. Меры безопасности  при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 класс (34ч.) 1 урок в неделю

1. Основы здорового образа жизни

1.1.  Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

1.2.  Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

1.3.  Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

 Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1. 4. СПИД и его профилактика

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.

СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

 Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.1.  Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2.  Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3.  Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел II. Основы военной службы

3. Воинская обязанность

3.1.  Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

3.2.  Организация воинского учета и его предназначение

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

3.5.  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

3.6.  Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

4. Особенности военной службы

4.1.  Правовые основы военной службы

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.

4.2.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни

 Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав  Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.  

4.3.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.4.  Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.

Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Военная форма одежды.

Прохождение военной службы по контракту

Основные условия прохождения военной службы по контракту

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

4.6.  Права и ответственность военнослужащих

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

 Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

 Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

4.7.Альтернативная гражданская служба

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативное гражданской службы.

 Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

5.1.  Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

5.2.  Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовые к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

5.3.  Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональные качествам гражданина

 Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

5.5. Как стать офицером Российской армии

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (34 ЧАСА) 1 урок в неделю

урока

Тема урока

Дата проведения (план/факт)

а

б

1

Инструктаж по технике безопасностиЗдоровье и здоровый образ жизни

2

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика вредных привычек.

Практическая работа

3

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

4

Первая медицинская помощь при травмах и раненияхПрактическое занятие

5

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания ЧС природного и техногенного характераПрактическое занятие Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласна плана школы

6

РСЧС история ее создания, предназначение,структура, задачи, решаемые по защите населения

7

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

8

Современные средства поражения, их поражающие факторы Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.Практическая работа

9

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени. Аварийно-спасательных и других неотложных работ проводимые в зонах ЧС мирного и военного времени

Практическая работа

10

Организация ГО в общеобразовательном учреждении. ее предназначение Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

 11

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени

12

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

13

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

14-15

Виды ВСРФ, рода ВС РФ, рода войск. ПДД. Водительские навыки

16

Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны

17

Другие войска, их состав и предназначение.ПДД. Статистика правонарушений

18

Основные понятия о воинской обязанности.

19

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

ПДД. Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста.

20

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

21

Правовые основы военной службы.

22

Прохождение военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

23

Статус военнослужащих.

24

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

25

Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

26

Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

27

Дни воинской славы России –Дни славных побед

28

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

29

Ритуалы ВС РФ

30

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями

31

Строевая подготовка

32

Тактическая подготовка

33

Огневая подготовка. Сборка, разборка АК-47

34

Огневая подготовка.Стрельба из пневматической винтовки.

Календарно-тематический план 11 класс (34 ч) 1 урок в неделю

№ урока

Тема урока

Дата проведения (план/факт)

а

б

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены и здоровья.

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

3

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

4,5

СПИД и его профилактика

6

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

ПДД. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

7

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Практическое занятие.

8

Первая медицинская помощь при ранениях. Практическое занятие

ПДД. Дорожно-транспортное происшествие (оказание ПМП при ДТП.

9

Первая медицинская помощь при травмах Практическое занятие.

10

Первая медицинская помощь при остановке сердца.Практическое занятие

11

Основные понятия о воинской обязанности.

12-13

Организация воинского учета и его предназначение.

14-15

Обязательная подготовка граждан к военной службе.ПДД. Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста.

16

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обучение по дополнительным образовательным программам несовершеннолетних граждан. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

17, 18, 19

Организация медицинского свидетельства граждан при постановке их на воинский учет.Практические занятия.

20

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

21

Правовые основы военной службы.

22

Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни.

23

Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России.

27

Права и ответственность военнослужащих.

28

Альтернативная гражданская служба.

29

 Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий зв.защ. Отечества.

30

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

ПДД. Правила дорожного движения для водителя. Тип автомобиля, номерной знак. Устройство автомобиля.

31

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

32

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

33

 Как стать офицером Российской армии

34

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации