Рабочие программы

Крюков Алексей Иванович

рабочая программа по предмету ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_10_-11kl_21.docx62 КБ
Файл rp_obzh_8-9_21.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

 г. Железногорска   Курской области

Рассмотрено

на заседании МО 

________/Л.А.Мартыничева/

Протокол № 1

от «26» августа 2021 г.

Согласовано

на научно-методическом совете

____ / М. А. Соболева/

Протокол № 1

от «27» августа 2021 г.

 УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1-423  

от «31» августа  2021 г.

              Директор лицея № 5

              ______/ М.Н.Шкутова /

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» 

среднего общего образования

 10-11 классы

г. Железногорск

2021 г

                                                         Аннотация

          Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

          Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007 и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса Комитате образования и науки Курской области, на основе основной образовательной программы МОУ «Лицей №5», Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №5»

      В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения» и др.

Для реализации программы используются: Учебник: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., «Просвещение» , 2014 г. Учебник: А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., «Просвещение» , 2014 г.

Литература для учителя

основная

1.Тематическое и поурочное планирование  «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 класса. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М., « Просвещение» , 2014 г.

дополнительная

1. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

2.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: просвещение,2001.

Материально-техническое и информационное обеспечение

Наличие  кабинета ОБЖ

Медиаресурсы:

«Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.

ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.

Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.

Использование ресурсов сети Интернет:

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru/

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.ed.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Предлагаемая учебная программа « Основы безопасности жизнедеятельности»  предназначена  для обеспечения базового уровня подготовки учащихся  в образовательных учреждениях среднего ( полного)  общего  образования с учетом перспектив развития  содержания образования в области безопасности  жизнедеятельности, определенных концепцией  модернизации российского образования на период до 2020 года

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах  направлено на достижение следующих целей:

Воспитание  у  обучаемых  ответственности  за личную безопасность, безопасность общества и государства, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих  безопасное поведение человека  в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности вести здорового образа жизни, необходимых моральных, физических психологических качеств  для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.

Освоение знаний о безопасном поведении человека, а опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях по защите государства.

Формирование умений, оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая  систематизирует в основной общеобразовательной школе, и способствуют формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

При разработке рабочей программы   учитывается необходимость использования  меж предметных  связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, физической культуры

Организация  учебного процесса – классно-урочная система, внеклассная работа, проектная деятельность..

Содержание учебного материала в полном объеме соответствует содержанию Примерного (общего) полного среднего образования по курсу ОБЖ.

Содержание программы выстроено по трем  линиям: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. В содержание  включен материал по изучению  правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце 1-го полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Программа рассчитана : в 10 классе на 34 учебных часа (1 раз в неделю),  в том числе на проведение практических работ– 9 часов,   предусматривается проведение учебных сборов  в количестве 35  часов .

В 11 классе на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе на проведение практических работ– 5 часа.

Программа составлена Крюковым Алексеем Ивановичем, преподавателем-организатором ОБЖ первой квалификационной категории.

I. Планируемые результаты освоения предмета 

Личностные  результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.

Метапредметные результаты:

овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;

анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;

развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

В трудовой сфере:

локализация возможных опасных ситуаций;

умения оказывать первую медицинскую помощь.

В сфере физической культуры:

формирование установки на здоровый образ жизни;

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки.

        В результате изучения  основ безопасности жизнедеятельности  должны

 ЗНАТЬ:

основные определения понятия  здоровье» и факторы, влияющие на него;

потенциальные способности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания ;

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения ;

основы российского законодательства по обороне государства,  воинской обязанности и военной службе граждан ;

состав и предназначение Вооруженных Сил  Российской Федерации;

основные права и обязанности граждан  по призыву на военную службу, во                                                                                                                                                                                                                                                                                      время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, и альтернативной гражданской службы;

предназначения, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структур и задачи гражданской обороны;

УМЕТЬ:

 перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные  средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

 перечислите порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и знать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

Показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

Рассказать о предназначения и  задачах  гражданской обороны;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ  ДЛЯ:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;                                                                

пользования бытовыми приборами;

использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

пользования бытовыми приборами экологического контроля  качества  окружающей среды,  продуктов питания;

соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

соблюдения мер пожарной безопасности дома и  на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

вызова (обращение  за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс (34ч.) 1 урок в неделю

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (4 ч).

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.                                                              

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

  Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Государственная система обеспечения безопасности населения (8 ч).

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура  и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Основы обороны государства и воинская обязанность (18 ч).

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил.

Дни воинской славы России – Дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Военно-профессиональная ориентация.

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

Основы военной службы ( практические занятия)(4ч.)

Строевая подготовка

Отработка строевых  приемов и движений без оружия . Отработка  правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении . Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

Огневая подготовка

Автомат Калашникова , работа частей и механизмов ,чистка,

смазка , хранение .Подготовка автомата к стрельбе . Правила  стрельбы ,ведение огня из автомата. Меры безопасности  при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 класс (34ч.) 1 урок в неделю

1. Основы здорового образа жизни

1.1.  Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

1.2.  Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

1.3.  Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

 Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1. 4. СПИД и его профилактика

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.

СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

 Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.1.  Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2.  Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3.  Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел II. Основы военной службы

3. Воинская обязанность

3.1.  Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

3.2.  Организация воинского учета и его предназначение

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

3.5.  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

3.6.  Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

4. Особенности военной службы

4.1.  Правовые основы военной службы

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.

4.2.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни

 Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав  Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.  

4.3.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.4.  Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.

Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Военная форма одежды.

Прохождение военной службы по контракту

Основные условия прохождения военной службы по контракту

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

4.6.  Права и ответственность военнослужащих

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

 Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

 Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

4.7.Альтернативная гражданская служба

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативное гражданской службы.

 Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

5.1.  Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

5.2.  Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовые к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

5.3.  Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональные качествам гражданина

 Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

5.5. Как стать офицером Российской армии

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (34 ЧАСА) 1 урок в неделю

урока

Тема урока

Дата проведения (план/факт)

а

б

1

Инструктаж по технике безопасностиЗдоровье и здоровый образ жизни

2

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика вредных привычек.

Практическая работа

3

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

4

Первая медицинская помощь при травмах и раненияхПрактическое занятие

5

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания ЧС природного и техногенного характераПрактическое занятие Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласна плана школы

6

РСЧС история ее создания, предназначение,структура, задачи, решаемые по защите населения

7

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

8

Современные средства поражения, их поражающие факторы Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.Практическая работа

9

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени. Аварийно-спасательных и других неотложных работ проводимые в зонах ЧС мирного и военного времени

Практическая работа

10

Организация ГО в общеобразовательном учреждении. ее предназначение Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

 11

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени

12

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

13

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

14-15

Виды ВСРФ, рода ВС РФ, рода войск. ПДД. Водительские навыки

16

Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны

17

Другие войска, их состав и предназначение.ПДД. Статистика правонарушений

18

Основные понятия о воинской обязанности.

19

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

ПДД. Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста.

20

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

21

Правовые основы военной службы.

22

Прохождение военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

23

Статус военнослужащих.

24

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

25

Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

26

Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

27

Дни воинской славы России –Дни славных побед

28

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

29

Ритуалы ВС РФ

30

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями

31

Строевая подготовка

32

Тактическая подготовка

33

Огневая подготовка. Сборка, разборка АК-47

34

Огневая подготовка.Стрельба из пневматической винтовки.

Календарно-тематический план 11 класс (34 ч) 1 урок в неделю

№ урока

Тема урока

Дата проведения (план/факт)

а

б

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены и здоровья.

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

3

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

4,5

СПИД и его профилактика

6

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

ПДД. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

7

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Практическое занятие.

8

Первая медицинская помощь при ранениях. Практическое занятие

ПДД. Дорожно-транспортное происшествие (оказание ПМП при ДТП.

9

Первая медицинская помощь при травмах Практическое занятие.

10

Первая медицинская помощь при остановке сердца.Практическое занятие

11

Основные понятия о воинской обязанности.

12-13

Организация воинского учета и его предназначение.

14-15

Обязательная подготовка граждан к военной службе.ПДД. Виды транспорта. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Автомобиль. Правила дорожного движения для автомобилиста.

16

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обучение по дополнительным образовательным программам несовершеннолетних граждан. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах

17, 18, 19

Организация медицинского свидетельства граждан при постановке их на воинский учет.Практические занятия.

20

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

21

Правовые основы военной службы.

22

Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни.

23

Военная присяга – клятва воина на верность Родине, России.

27

Права и ответственность военнослужащих.

28

Альтернативная гражданская служба.

29

 Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий зв.защ. Отечества.

30

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

ПДД. Правила дорожного движения для водителя. Тип автомобиля, номерной знак. Устройство автомобиля.

31

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

32

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

33

 Как стать офицером Российской армии

34

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

 г. Железногорска   Курской области

Рассмотрено

на заседании МО 

________/Л.А.Мартыничева/

Протокол № 1

от «26» августа 2021 г.

Согласовано

на научно-методическом совете

____ / М. А. Соболева/

Протокол № 1

от «27» августа 2021 г.

 УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1-423  

от «31» августа  2021 г.

              Директор лицея № 5

              ______/ М.Н.Шкутова /

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» 

основного общего образования

 8-9 классы

г. Железногорск

2021 г.

Аннотация

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников,), напечатанной в сборнике Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011 и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования с учетом методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса Комитета образования и науки Курской области, на основе основной образовательной программы МОУ «Лицей №5», Положения о рабочей программе МОУ «Лицей №5».

В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 « О порядке подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Учебник.Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О.Хренников– М.«Просвещение» , 2015

Учебник.Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 класса. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О.Хренников – М.«Просвещение» , 2015

Литература для учителя

основная

1.Тематическое и поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности»: к учебнику  А. Т. Смирнов, Б. О.Хренников– М.«Просвещение» , 2015

дополнительная

1. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова.- М.: просвещение,2001.

Материально-техническое и информационное обеспечение

Наличие кабинета ОБЖ

Медиаресурсы:

«Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.

ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.

Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.

Использование ресурсов сети Интернет:

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru/

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.ed.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе, социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

Воспитание у обучаемых ответственность за личную безопасность, безопасность общества и государства, ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих  безопасное поведение человека  в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности вести здорового образа жизни, необходимых моральных, физических психологических качеств  для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.

Освоение знаний о безопасном поведении человека, об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях по защите государства.

Формирование умений, оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствуют формированию у них цельного представления в области безопасности  жизнедеятельности личности, общества и государства.

При разработке рабочей программы   учитывается необходимость использования  межпредметных  связей, с предметами географии, биологии, обществознания, история, информатики, физической культуры.

Организация  учебного процесса – классно-урочная система, внеклассная работа, проектная деятельность..

На изучение предмета отводится: в 8 классе 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе на проведение практических работ– 4 часа; в 9 классе  34часа часа (1 раз в неделю), в том числе на проведение практических работ– 2 часа.

Программа составлена Крюковым Алексеем Ивановичем, преподавателем-организатором ОБЖ первой квалификационной категории.

I. Планируемые результаты освоения предмета

Личностные  результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.

Мета предметные результаты:

овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;

анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;

развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

В трудовой сфере:

локализация возможных опасных ситуаций;

умения оказывать первую медицинскую помощь.

В сфере физической культуры:

формирование установки на здоровый образ жизни;

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

ЗНАТЬ:

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания:

Основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения:

Знать основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия с этими службами:

УМЕТЬ:

Перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные

                 средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

Перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и знать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

Показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

Рассказать о предназначения и задачах гражданской обороны;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

ведения здорового образа жизни;

действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

пользования бытовыми приборами;

использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды продуктов питания;

соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

вызова (обращение за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта.

Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

II. Содержание учебного предмета

8-й класс (34 ч.)

Раздел 1.  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизниЗдоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность.

Режим   дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание.  Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.

Табакокурение и его последствия для организма    курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров на транспорте.

3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.  Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

4. Правила безопасного поведения на воде

Правила безопасного поведения на воде.  Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой.  Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

5. Правила безопасного поведения в быту

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

6. Правила поведения на природе

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием.  Сигналы бедствия.

7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи

9. Медицинская (домашняя) аптечка.

Перевязочные и лекарственные средства.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

Раздел 3 .Чрезвычайные ситуации природного

и техногенногохарактера

10. Чрезвычайные ситуации природного характера , их  последствия и правила безопасного поведения

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы.   Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

11. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

12. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

9 класс(34ч.)

Раздел I.   Основы безопасности личности, общества и государства

1.Национальная безопасность России в мировом сообществе

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

Опасные  и чрезвычайные ситуации, общие понятия  и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

4.Организационные основы по защите населения-страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Раздел  II.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

10.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая   медицинская   помощь   при   передозировке   при   приеме психоактивных веществ.

III. Календарно-тематическое планирование учебного предмета "ОБЖ"                                                                                                                                                                                                                                                 8 класс, 34 часа, 1 час в неделю

п/п

Тема  урока

        

Дата проведения (план / факт)

а

б

в

  1. 1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

  1. 2

Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения

  1. 3

Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

 

  1. 4

Причины ДТП и травматизм людей

  1. 5

Организация дорожного движения. Обязанности пешехода и водителя

  1. 6

Водитель формирование качеств безопасного водителя

  1. 7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

  1. 8

Безопасный отдых у воды. Оказание помощи терпящим бедствия на воде

  1. 10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

  1. 11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

  1. 12

Классификация ЧС техногенного характера

  1. 13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их последствия

  1. 14

Обеспечение радиационной безопасности населения

  1. 15

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

  1. 16

Обеспечение химической защиты населения

  1. 17

Пожары на объектах экономики и их возможные последствия

  1. 18

Обеспечение защиты населения от аварий на взрывопожароопасных объектах

  1. 19

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

  1. 20

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

  1. 21

Оповещение о ЧС техногенного характера

  1. 22

Эвакуация населения

  1. 23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера

  1. 24

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

  1. 25

Индивидуальное здоровье его физическая, духовная и социальная сущность

  1. 26

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества

  1. 27

ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

  1. 28

ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний

  1. 29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

  1. 30

Профилактика вредных привычек

  1. 31

ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности

  1. 32

ПМП пострадавшим и ее значение

Практическая работа

     32.

Практическая работа ПМП  при отравлениях АХОВ

33.

ПМП при травмах Практическая работа

34.

ПМП при утоплении Практическая работа

Календарно-тематическое планирование учебного предмета "ОБЖ"                                                                                                                                                                                                                                                 9класс, 34 часа, 1 час в неделю

№ п/п

Тема урока

Дата проведения (план/факт)

а

б

1

Россия в мировом сообществе

2

Национальные интересы России в современном мире

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

4

Формирование современного уровня культуры

населения в области безопасности жизнедеятельности

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

6

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

8

Военная угроза национальной безопасности России

9

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

11

Единая государственная система предупреждения -и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС)

12

 Гражданская оборона как составная часть национально безопасности и обороно способности страны

13

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

14

 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайны ситуаций

15

 Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

16

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

17

 Эвакуация населения

18

 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

19

Виды террористических акций ,их цели и способы осуществления

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

21

Система борьбы с терроризмом

22

Правила поведения при угрозе террористического акта

23

Государственная политика противодействия наркотизму

24

 Профилактика наркомании

25

 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

26

 Здоровый образ жизни и его составляющие

27

 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

28

Ранние половые связи и их последствия

29

Инфекции, передаваемые половым путем

30

 Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

31

 Брак и семья

32

Семья и здоровый образ жизни человека Основы семейного права в Российской Федерации

33

Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)

34

Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ