ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА

Вагнер Наталья Владимировна

воспитатель года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка Вагнер Наталья Владимировна

На белом свете множество профессий,
Но воспитатель – лучшая из всех.
Ведь с нами рядом наше счастье – дети,
Их добрый взгляд и звонкий детский смех.

Смотрю в глаза девчонок и мальчишек,
И вижу в них доверие, любовь.
Их нежный голос каждый день я слышу
И очень рада слышать вновь и вновь.

Я их учу добру и вере в чудо,
Хочу весь мир прекрасный подарить.
И хоть трудна работа педагога,
Судьбу за всё хочу благодарить.

        Вот уже много лет я каждый день открываю двери детского сада. Свой профессиональный путь я начинала с младшего воспитателя. Благодаря поддержки руководителя и педагогов нашего дошкольного учреждения, я прошла переобучение и  уже 7 лет я работаю воспитателем детского сада.

       Целью моей профессиональной педагогической деятельности является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных  психологических и физиологических особенностей. Чем разнообразнее деятельность детей в детском саду, тем успешнее идет их разностороннее развитие. Как показывает практика, такую возможность даёт метод проектов. Вы скажете: «Проект – это же так серьезно!». Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – он носит практический характер, и значим для самих открывателей.

       Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все».

      Я понимаю, что воспитание всесторонеразвитого ребенка это совместный труд педагога и семьи.  Я испытываю чувство глубокого удовлетворения, когда  вижу что я и родители моих воспитанников именно взаимодействуем, а не просто шагаем в одном направлении, создавая будущие нашей страны. И в этом мне во многом помогает метод проектов. Ведь основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса - «сотрудничество».

Сотрудничают все:

  • Дети – друг с другом, с родителями, педагогами;
  • Родители – с детьми, педагогами, с другими родителями;
  • Педагоги – с детьми, с родителями, с педагогами.

Для меня очень важен постоянный профессиональный рост. Поэтому я активный участник вебинаров, семинаров, методических объединений педагогов, участник профессиональных конкурсов.

       Я горжусь своей профессией! Видеть каждый день улыбки детей, получать  слово «спасибо» от  родителей, это является для меня самой главной ценностью  моей профессии.



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

«Проектная деятельность как средство формирования субъектной позиции детей дошкольного возраста в различныхвидах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических ифизиологических особенностей».

        «Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только создать условия для того,
чтобы он этому научился сам».

Галилео Галилей

Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

    Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО п. 1.6.). Субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности.

   Одним из перспективных методов построения образовательной деятельности, соответствующих данному принципу, является метод проектной деятельности.

     Выбор мною данной формы работы обусловлен требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые  направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • Обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (ФГОС ДО п. 3.1.).

       Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка(ФГОС ДО п. 2.7.).

       А также целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования(ФГОС ДО п. 4.6.):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

     Проектная деятельность давно вошла в практику дошкольных учреждений. Но для меня, как для педагога, имеющего сравнительно не большой опыт – это находка.

Новизна:

  • Проект – это всегда что-то новое.
  • Проект – решает  проблему интересную и актуальную для  детей.
  • У проекта всегда есть социально-востребованный результат.
  • Проект это одна из активных форм, способствующая формированию навыков soft skills. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникабельность, работа в команде, постановка целей и задач, принятие решений, самостоятельность, инициативность. Гибкие навыки они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
  • Проект – является формой организации построения образовательного процесса, соответствующим ФГОС дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Гипотеза: если в процессе реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении использовать метод проектов, то это позволит формировать субъектную позицию воспитанников.

Цель: формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста средствами метода проектов, как формы организации построения образовательного процесса, соответствующей ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

  • изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • выявить значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного образования;
  • способствовать развитию интереса детей к решению проблем, проектированию собственной деятельности;
  • совместно с детьми, родителями разработать и реализовать проекты;
  • создать условия для реализации проектов;
  • провести анализ внедрения метода проектов в образовательный процесс.

В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. По определению Н.Ю. Пахомовой: проект – это возможность детям самостоятельно делать что-то интересное самому или в группе, используя свои знания и умения, и достичь определенного теоретического или практического результата, решая интересную проблему при самостоятельно поставленных целях и задачах.Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.Николай Евгеньевич Веракса считает, что одной из главных задач педагога при проведении проектной деятельности, является поддержка детской инициативы. Если ребенок решает свою собственную задачу, а не задачу поставленную взрослым, то у него проявляется познавательная инициатива.

       Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода проектов в моей педагогической деятельности.

В методической литературе «Проект» описываются как – «Пять П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт – презентация, шестое «П» проекта — его Портфолио. На всех этапах проектной деятельности ребенок имеет возможность проявить волю, самостоятельность, настойчивость в достижении цели – то есть он является субъектом деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый этап реализации проекта на примере одного из моих проектов «Что такое новый год?».

Проблема:Любой проект начинается с формулирования проблемы - проблема должна быть важной и интересной для ребенка.При подготовке к празднованию Нового года у детей возникли вопросы: А почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?На этом этапе также идет прогнозирование и конкретизация будущего результата. Продумывают и представляют, что и как будет происходить. Выслушиваются и высказываются любые мнения детей, даже самые неожиданные. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение и не бояться этого. Обсуждается, в каком виде будет конечный продукт, как будет происходить презентация полученного результата. Вместе с детьми мы предположили, что если мы больше узнаем о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, то это  поможет нам полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений, увидеть новогоднее чудо.

Проектирование:На этом этапе дети объединяются в подгруппы, распределяют роли, выбирают себе партнера в парном проекте. Определение основных этапов практической деятельности: - где найти нужную информацию (интернет, книги, телевидение…); - к кому обратиться за помощью (родителям, педагогу …); - определяют средства для реализации проекта (материалы, оборудование, инструменты …). Как это сделать? Что есть, а чего не хватает? - уточняют последовательность операций. Обсуждая возникшую проблему, дети пришли к выводу, что они знают некоторые факты о празднике, но, чтобы ответить на главный вопрос «Что такое Новый год?», им надо было выполнить ряд шагов:

  • Найти информацию о проблеме разными способами (поискать в интернете, прочитать в энциклопедии,  спросить у родителей, подумать самому),
  • Поделиться полученной информацией с друзьями и педагогами,
  • Познакомиться с историей празднования Нового года в нашей стране, традициями праздника.
  • Узнать, где живет Дед мороз и что он делает весь год, как получить желанный подарок и есть ли чудеса.
  • Подойти   к выводу, что праздник отмечают не только в нашей стране, что на Новый год приятно не только получать подарки, но и дарить.

Поиск информации:На данном этапе дети поэтапно реализуют проект. Педагог координирует и стимулирует деятельность детей, консультирует по возникшим вопросам. Также педагог проводит постоянную рефлексию. Что мы (ты) делаем(ешь)? Зачем? Для чего (кого)? Проводится промежуточная оценка и при необходимости коррекция.На этом этапе мы искали информацию: мы читали, играли, смотрели видеопрезентации, слушали музыкальные произведения, мастерили, участвовали в новогодних конкурсах, и др., вообщем готовились к празднику.

Продукт:В результате работы появляется некий продукт - результат. Педагог помогает детям в его оформлении. Он может быть: - материальным – это поделки, открытки, коллажи, плакаты, картины, макеты; 40 - письменным – это книжки-самоделки, газеты, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы, загадки); - действенным – это различные мероприятия (развлечения, праздники, сценические представления, театрализации, игры, экскурсии, соревнования, концерты).

Результатами данного проекта «Что такое Новый год стали?» стали:

  • «Календарь ожидания праздника»;
  • Творческие работы детей на тему «Новый году ворот»;
  • Подарки для сверстников;

Презентация:Данный этап включает в себя организацию проведения презентации перед зрителями (родители, дети другой группы, школьники…). Представление продукта подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. У детей появится возможность поделиться эмоциями, радостью.Праздник «Как Дед Мороз разбойников проучил» стал завершающим этапом, сценарий был разработан с учетом  вопросов, на которые пытались найти ответ дети в процессе реализации проекта.

Портфолио:Это по своей сути оценочно-рефлексивный этап. Заключительный этап реализации проекта предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Очень важно совместно обсудить с детьми: чему они научились, как достигли поставленных целей, что получилось, что не получилось, почему? Так дети научатся самостоятельно анализировать свою деятельность. Ребенок – дошкольник нуждается в поощрениях, он ожидает похвалы за свою работу.В портфолио проекта собираются все рабочие материалы: паспорт проекта; собранная информация; зарисовки, наброски; материал для презентации; отчеты по проекту. У нас в портфолио вошли фотоматериалы детских работ, календарь ожидания праздника, открытки идр.,и конечно же видеоматериалы с праздника.

Важно отметить, что важную роль в реализации проекта сыграли родители моих воспитанников. Они выступили для детей не только источником и помощником в поиске нужной информации, совместно с детьми участвовали в новогодних конкурсах, осуществляли техническую поддержку (видеосъемка праздника).

Метод проектов для меня находка ещё по тому, что позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Происходит развитие детско-родительских отношений:

  • родители, участвующие в проектной деятельности ДОУ получают возможность принимать активное участие в жизни группы, дошкольного учреждения;
  • родители начинают более высоко оценивать достижения своих детей, испытывают гордость;
  • формируется понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, родители вносят свой вклад в образовательный процесс и приобретают новые умения, обучаются различным видам детской деятельности, для занятий в домашних условиях;
  • в процессе совместного (родители и педагоги) обучения, у родителей появляется доверие к воспитателям и другим сотрудникам дошкольного учреждения;
  • ребенок в ходе совместной деятельности с родителями видит положительный образец для подражания, чем расширяет свои социальный опыт;
  • ребенок воспринимает родителей, как источник информации, знаний, опыта;
  • совместная деятельность с родителями создает у детей особый эмоциональный настрой, что способствует их успехам.

     Мною были разработаны следующие проекты:

  • проект «Этот загадочный космос»;
  • проект «Встречай с любовью птичьи стаи»;
  • проект «Что такое новый год?»;
  • проект «Пижамная вечеринка»;
  • проект «Марафон сказок»;
  • Проект «Забытые игры нашего двора»;
  • Проект «Книжкин дом».

Апробация опыта:

Опыт работы по данному направлению успешно был представлен:

Тиражирование опыта:

Данный опыт работы был опубликован в методическом сборнике по итогам городского фестиваля успешных образовательных практик 11-16 мая 2017 года, «Интерактивная библиотека «Книжкин дом», стр. 26, 2017 год, (https://kimc.ms/obrazovanie/fgos/do/metodicheskie-materialy/sbornik_FUOP.pdf).

Результаты внедрения метода проектов в мою педагогическую деятельность:

Анализ внедрения проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения позволяет сделать следующие выводы:

Для детей:

Внедрение в практику работы ДОУ проектной деятельности, опирающейся на личностно – ориентированную модель взаимодействия позволяет судить о её эффективности при формировании субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста. Что подтверждается данными наблюдений.

  • Дети стали проявлять больше творчества, выдвигать необычные идеи и предположения. Стали лучше ориентироваться в различных источниках информации, выбирать нужную информацию, обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.
  • Дети не боятся высказывать свое мнение, делать предположения, научились отстаивать свою точку зрения, спокойно решать спорные вопросы, помогать друг другу, радоваться своим успехам и успехам своих друзей.
  • Дети активно применяют имеющийся опыт для создании нового 65 продукта , в ходе реализации проектов делятся им друг с другом, педагогом, родителями.
  • В ходе презентации (выступления) перед другими детьми, дети приобрели навыки владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами и т.д.).

Для родителей:

  • Включение родителей в процесс реализации детско-взрослых проектов способствовало увеличению числа родителей активно участвующих в мероприятиях группы, повышению педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания детей, сплочению детско-родительского коллектива.

Перспективы:

  • Продолжать внедрять метод проектов в образовательный процесс, поддерживать детскую любознательность;
  • Распространение опыта среди педагогов района, города.

Заключение:Внедрение в педагогический процесс ДОУ метода проектирования даёт возможность построения образовательной деятельности, при которой происходит формирование субъектной позиции у  ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализует интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования.



Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

«Проектная деятельность как средство развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей».

     

       На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

      Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.

     В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта (Бухаркина М.Ю.). Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.

       Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода проектов в моей педагогической деятельности.

      Актуальность использования проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3. Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.

4. Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками

5. Метод проектов, можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

Цель проектной деятельности : Развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи: 

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с  использованием различных вариантов.

      Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам, родителям, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.      

      Новизна: Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Проектная деятельность  воспитывает “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Деятельность каждого ребёнка должна быть направлена на достижения намеченного результата, и каждый проект проходит ряд последующих этапов.

            Структура проекта:

1. Начальная фаза – 1 этап – подготовительный.

Разработка концепции. Ответ на следующие вопросы:

а) Почему выбран именно этот проект?

б) Какова текущая ситуация?

в) Какие проблемы решает данный проект?

г) В чём заключается результат данного проекта?

2. Ключевая фаза – 2 – 3 этап – составление плана проекта.

a) Разработка проекта (Практический и обобщающий)

б) В ходе проекта могут проходить изменения. Главное – не точное выполнение плана, а эффективность работы (достижение цели проекта)

3. Фаза реализации – 4 этап – внедренческий.

Выполнение основных мероприятий, необходимо для достижения цели.

4. Разработка конспектов занятий – структура мероприятий по каждой теме. Контроль и корректировка планов.

5. Фаза завершения – 5 этап – заключительный – подведение итогов, оценка результатов и их корректировка.

Признаки проекта:

  • наличие цели (нет цели – нет проекта);
  • изменение (перевод образовательного процесса в желаемое состояние;
  • ограниченность во времени (любой проект имеет начало и конец);
  • уникальность проекта;
  • ограниченность требуемых ресурсов.

Основные требования к проекту:

  • наличие проблемы, требующего поиска решения;
  • проект – это игра “всерьёз”;
  • детская самостоятельность;
  • сотворчество детей и взрослых;
  • применение знаний на практике.

       В своей практике я использую различные типы проектов (исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие). Наиболее интересными для меня и детей являются исследовательско-творческие проекты, направленные на расширение представлений у детей об окружающем мире, развитие познавательной активности детей, где процесс реализации проекта представляет собой исследовательскую деятельность. Примером  являются проекты: детско-взрослый проект «Этот загадочный космос»; детско-взрослый проект «Встречай с любовью птичьи стаи»; детско-взрослый проект «Что такое новый год?» и другие.

      В дошкольном возрасте дети самостоятельно ещё не умеют делать умозаключения, они могут лишь высказать предположение по решению проблемы. Поэтому процесс реализации проекта – это совместная исследовательская деятельность детей и взрослых, которая направлена на обучение детей поиску информации разными способами (спросить у родителей, подумать самому, найти в энциклопедиях, посмотреть телевизионную программу по данной проблеме, поиск в интернете), формирование умений у детей систематизировать эту информацию и представлять результат. Разработку таких проектов мы связываем с использованием модели “Трех вопросов”. Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы? Способы сбора информации могут быть различны: чтение книг, обращение к родителям, обзор интернета совместно со взрослыми, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Оформление проектов требует определенной структуры: на основе изученных проблем выдвигается цель проекта, разрабатывается план движения к цели, привлекаются специалисты к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составляется план-схема проекта; происходит сбор, накопление материала; в план-схему включаются занятия, игры, беседы и другие виды детской деятельности; даются домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Завершается проект презентацией. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой детей, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки. Такая деятельность способствует формированию учебно-познавательной, информационной компетенций у дошкольников.

     Наиболее ярким примером, соответствующим данной схеме реализации исследовательских проектов является проект «Что такое новый год?». При подготовке к празднованию Нового года у детей  возникли вопросы: А почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?

         Обсуждая возникшую проблему, дети пришли к выводу, что они знают некоторые факты о празднике, но, чтобы ответить на главный вопрос «Что такое Новый год?», им надо было выполнить ряд шагов:

  • Найти информацию о проблеме разными способами (поискать в интернете, прочитать в энциклопедии,  спросить у родителей, подумать самому),
  • Поделиться полученной информацией с друзьями и педагогами,
  • Познакомиться с историей празднования Нового года в нашей стране, традициями праздника.
  • Узнать, где живет Дед мороз и что он делает весь год, как получить желанный подарок и есть ли чудеса.
  • Придти  к выводу, что праздник отмечают не только в нашей стране, что на Новый год приятно не только получать подарки, но и дарить.

Результатами данного проекта стали:

  • «Календарь ожидания праздника»;
  • Творческие работы детей на тему «Новый году ворот»;
  • Подарки для сверстников;
  • Праздник «Как Дед Мороз разбойников проучил».        

      Как известно, полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Сегодня это понимают и родители и педагоги. Однако практика показывает, что установление партнерских отношений между родителями и детским садом сложный, трудный  и длительный процесс, требующий создания определенных условий.

      По нашему мнению одним из эффективных способов развития сотрудничества детского сада и семьи является участие детей, родителей, педагогов в совместных проектах.

       В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество».

Сотрудничают все:

Дети – друг с другом, с родителями, педагогами;

Родители – с детьми, педагогами, с другими родителями;

Педагоги – с детьми, с родителями, с педагогами (логопед, психолог и др.)

       Роль родителей дошкольников в наших проектах многопланова и разнообразна: они соучастники и организаторы мероприятий группы, компаньоны ребёнка в решении проблемы, профессионалы в определённой социальной сфере, надёжный друг и помощник в поисках информации, сборе коллекции, проведении эксперимента, оценке происходящего и т.д. Наиболее ярко роль родителей проявляется в демонстрации конечного результата: участие в праздниках, выставках, презентациях, оформлении фотоальбомов, плакатов, обогащение игровой среды группы.

       Включение родителей в процесс реализации детско-взрослых проектов способствовало увеличению числа родителей активно участвующих в мероприятиях группы.

Год

Показатель участия родителей в воспитательном процессе(%)

2017-2018гг.

35%

2019-2020гг.

63%

2020-2021гг.

80%

       Таким образом, дети, родители, педагоги, погружаясь в  деятельность, направленную на решение интересной проблемы, сформулированной детьми, получают хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, удовлетворение от совместной работы и общения, у них  появляется желание улучшать и украшать жизнь вокруг себя.

       В своей педагогической практике я использую не только детско-взрослое проектирование. Активно использую педагогические проекты.  Педагогический проект начинается с проблемы  выявленной педагогом или возникшей у детей (спровоцированной педагогом) и план разрешения данной проблемы создает сам педагог, а при использовании методики организации проектной деятельности  (технология проектного обучения) в работе с дошкольниками проблема возникает у детей, они же ищут пути решения проблемы и составляют план  под руководством педагога. Педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности помогает оптимизировать деятельность педагога – это проектная деятельность педагога совместно с детьми. А технология проектного обучения – метод проектов в работе с дошкольниками это вид детской проектной деятельности, которую направляет педагог.

        Разработала следующие педагогические проекты:

  • Разработан проект создания в МБДОУ № 307  интерактивной библиотеки «Книжкин дом», совместно с отделом ВФО библиотеки им. Н. Островского. Опыт работы по данному направлению успешно был представлен в рамках городского фестиваля успешных педагогических практик в 2017 году. Данный опыт работы был опубликован в методическом сборнике по итогам городского фестиваля успешных образовательных практик 11-16 мая 2017 года, «Интерактивная библиотека «Книжкин дом», стр. 26, 2017 год, (https://kimc.ms/obrazovanie/fgos/do/metodicheskie-materialy/sbornik_FUOP.pdf);
  • Проект «Забытые игры нашего двора», представлен на городском конкурсе «Лучший педагогический проект», 2018 год;
  • Проект «Марафон сказок», который был представлен на РМО педагогов дошкольных образовательных организаций Ленинского района города Красноярска, направление речевое развитие, представлен опыт работы по теме «Обмен опытом работы в условиях дистанционного обучения дошкольников», 2020 год.

       Опыт детско-взрослого проектирования представлен на странице нашего дошкольного учреждения в социальной сети инстаграм (ссылка).