Лекция 1 Теоретические основы финансового менеджмента. Организационные основы финансового менеджмента

Кермен Антоновна Наминова

1.1.Содержание, принципы, цели и задачи финансового менеджмента

1.2. Сущность и функции финансов фирмы

1.3. Эволюции теории финансового менеджмента

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1-.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. Теоретические основы финансового менеджмента. Организационные основы финансового менеджмента

1.1.Содержание, принципы, цели и задачи финансового менеджмента

В рыночной экономике ФМ является неотъемлемой частью общей системы управления организацией, эффективным механизмом управления движением финансовых ресурсов и рационального использования капитала.

Финансовый менеджмент включает в себя:

- стратегию, которая определяет общее направление и способ использования средств для достижения главной цели ФМ;

- тактику — конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в определенных условиях.

Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления. Можно сказать, что финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов компании и организацией ее денежного оборота.

Принципы финансового менеджмента — целостная система, включающая принципы различного уровня детализации, в том числе общие принципы философии управления, особенные принципы ФМ, специфические принципы приоритетных направлений ФМ, частные принципы конкретной компании, выражающие общую идеологию ее финансового управления.

Основные принципы ФМ, которые могут быть дополнены принципами управления финансами, разработанными с учетом специфики деятельности конкретного предприятия, рассмотрены ниже.

Принципы научности, системности и комплексности относятся к общим (общесистемным) принципам, которые не зависят от специфики системы управления, сферы деятельности объекта управления и присущи всем без исключения системам управления хозяйствующими субъектами.

Принцип научности (научная обоснованность финансового управления) означает применение современных научных подходов (системного, ситуационного, синергетического и т.д.), науки о человеческом поведении к финансовому управлению компанией для достижения ее целей, определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач, использование современного научного инструментария для обоснования финансовых решений.

Принцип системности предполагает рассмотрение ФМ в виде системы, которая охватывает подсистемы и элементы более низкого порядка в их взаимосвязи и взаимообусловленности, одновременно являясь неотъемлемой частью системы более высокого уровня. Формирование такой системы предусматривает идентификацию целей и задач ФМ, его объектов и субъектов, разграничение уровней и функций управления. Принцип комплексности в рамках методологии науки управления различными системами предполагает наличие полного набора основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль) и обеспечивающих подсистем, всесторонность изучения явлений и процессов. Комплексный характер формирования управленческих решений в ФМ проявляется в многоаспектности их оценки, которая должна учитывать, с одной стороны, теснейшую связь управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность деятельности компании, с другой стороны, их противоречивое воздействие на результаты деятельности компании.

Принцип интегрированности (взаимосвязи) с общей системой управления организацией означает, что ФМ непосредственно связан с производственным, инвестиционным и инновационным менеджментом, менеджментом персонала, антикризисным менеджментом и иными видами функционального менеджмента, так как любое управленческое решение оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Активная интегрирующая роль ФМ в общей системе управления компанией обусловлена нацеленностью управления финансами на конечный финансовый результат и достижение главной цели ее функционирования. Принцип стратегической целеориентированности требует, чтобы в организации управления финансами учитывались стратегические цели развития компании. Соблюдение данного принципа предполагает, что высокоэффективные проекты управленческих решений в области ФМ в текущем периоде обязательно отклоняются, если вступают в противоречие с миссией компании, стратегическими направлениями его развития, разрушают экономическую базу формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде. Данный принцип требует построения информационной модели дерева целей, учитывающей стратегические установки ФМ.

Принцип адаптивности (гибкости управления) позволяет обеспечить своевременное изменение системы ФМ. в соответствии с изменяющимися условиями как внешней финансовой среды, так и внутренней, а также ее быструю перестройку согласно новым целям и изменениям параметров функционирования. Важность обеспечения необходимого уровня гибкости и высокого динамизма финансового управления обусловлена изменчивостью факторов внешней среды и изменениями во внутренней среде в связи с переходом на новые этапы жизненного цикла компании.

Принцип многовариантности подходов к разработке решений в ФМ предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать возможности альтернативных действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную целевую финансовую политику компании. Система таких критериев устанавливается самой компанией.

Принцип экономической эффективности предполагает, что затраты по созданию, поддержанию и модернизации системы ФМ должны быть экономически оправданны. Реализация данного принципа обеспечивается эффективностью принимаемых решений в ФМ, которые должны соответствовать ожиданиям собственников в отношении доходности и риска. Можно дать еще одно определение ФМ.

Финансовый менеджмент как специфическая область управленческой деятельности организации представляет собой процесс выработки системы стратегических и тактических целей управления финансами и осуществления воздействия на финансовые отношения с помощью методов и рычагов финансового механизма для их достижения.

Содержательная часть ФМ определяется исходя из стратегических целей, которые устанавливаются собственниками организации. Стратегические цели ФМ формулируются с учетом целевой модели функционирования организации, в качестве которой могут быть выбраны модели максимизации: прибыли, объема продаж, темпов роста организации, добавленной стоимости, рыночной стоимости организации, минимизации трансакционных издержек, а также модель обеспечения конкурентных преимуществ.

В качестве целевых установок управления финансами в организации могут быть также названы не имеющие четкого количественного выражения поведенческие цели, социальная ответственность, экологическая безопасность и др. Множественность целевых установок требует иерархической упорядоченности целей организации. Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса. Чаще всего в качестве главных целей функционирования организации выделяют максимизацию прибыли и максимизацию ее рыночной стоимости.

Два базовых конкурирующих подхода в отношении целевого критерия ориентированы соответственно на устойчивое генерирование прибыли и рост рыночной капитализации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ получение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций в России, а прибыль — важнейший критерий эффективности деятельности организации, что объясняет актуальность использования данного критерия в управлении финансами многих российских организаций. Вместе с тем максимизация прибыли еще не обеспечивает необходимых темпов экономического роста организации в случае направления ее на цели текущего потребления, может достигаться при высоком уровне финансового риска, генерирующем угрозу банкротства. Данный целевой критерий не отражает уровень капитализации прибыли, не учитывает фактор риска.

Главной целью ФМ, согласно теории максимизации богатства акционеров, получившей наибольшее распространение в последние годы, является максимизация благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периодах. Эта цель получает свое выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости организации (рыночной стоимости обыкновенных акций акционерного общества). Данный критерий определяет собственников как главных субъектов ФМ, дает наиболее полную информацию об эффективности функционирования компании и обладает более высоким потенциалом роста в сравнении с другими оценочными показателями, является наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала компании, отражает весь спектр финансовых отношений и основных финансовых решений компании.

В процессе реализации своей главной цели ФМ направлен на решение ряда основных задач:

•достижение целевых показателей уровня финансовой рентабельности (рост уровня доходности собственного капитала);

•максимизация прибыли (при предусматриваемом уровне финансового риска);

•формирование достаточного объема финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в разрезе основных направлений деятельности компании;

• повышение уровня инвестиционной активности компании;

•обеспечение финансовой стабильности компании в процессе ее развития;

• оптимизация денежного оборота;

•минимизация уровня финансового риска (при предусматриваемом уровне прибыли);

• обеспечение финансовой безопасности компании;

• повышение социальной ответственности компании.

Задачи (тактические цели) поддерживают главную цель ФМ собственными целевыми установками. Например, обеспечение финансовой безопасности компании предполагает создание финансовых предпосылок ее устойчивого роста в текущем и перспективном периодах.

1.2. Сущность и функции финансов фирмы

Фирма, имея определенные производственные мощности, выходит со своей продукцией на рынок. При этом цена (определяется рынком через механизм спроса и предложения) и выпуск (определяется емкостью рынка и масштабами деятельности фирмы), как основные параметры, идентифицированные в теории фирмы, формируют ее общую выручку. После покрытия общих затрат, связанных с производством и продажей продукции, выручка трансформируется в прибыль, часть которой изымается собственниками в виде дивидендов, а оставшаяся часть реинвестируется в деятельность фирмы, т. е. происходит наращивание источников средств (фондов).

Дивидендная политика является одним из важнейших факторов оценки фирмы на рынке капитала, в значительной степени способствующим наращиванию источниковой базы (т. е. росту фондов) в виде дополнительных поступлений от лендеров (имеется в виду, что успешно работающая фирма может при необходимости выпустить облигационный заем, получить долгосрочный кредит и др.). Имеющиеся в распоряжении фирмы фонды финансовых ресурсов используются ею на вложения в развитие материально-технической базы, исследования и разработки (поиск новых вариантов приложения капитала и совершенствование используемой техники и технологии), приобретение новых производств и бизнесов. Итак, финансовая компонента имеет исключительно важное значение для формирования завершенной теории фирмы. Вместе с тем очевидно, что любая фирма функционирует не изолированно: она находится в определенной социально- экономической и правовой среде, т. е. является лишь элементом (хотя и весьма важным) единой экономической системы.

По мнению А. Салтера (J. Arthur Salter), «нормальная экономическая система работает сама по себе. Ее текущие операции проходят вне централизованного контроля, она не нуждается в центральном органе. По многим видам человеческой деятельности и человеческих потребностей предложение приспосабливается к спросу, а производство — к потреблению благодаря автоматическому, гибкому и реагирующему на изменения процессу». Приведенное утверждение представляется достаточно акцентированным в том смысле, что чрезмерная абсолютизация доминанты рыночного, децентрализованного регулирования деятельности фирмы (в том числе финансовой) вряд ли оправданна.

Неслучайно указывают еще на два регулирующих механизма:

(а) собственно предприниматель-координатор и (б) государственные органы.

Роль предпринимателя особенно отчетливо проявляется во внутрифирменных отношениях. Очевидно, что никакой рынок не подскажет, какая структура оборотных активов наиболее оптимальна для данной фирмы. Что касается централизованного начала, то его влияние многоаспектно и проявляется в организации и функционировании рыночных механизмов, в частности, через установление определенных правил в области налоговой политики (не секрет, что, например, в условиях нестабильной экономики с помощью налогов можно «придушить» практически любую рыночную структуру), правового регулирования деятельности тех или иных структур и т. п.

Таким образом, в отношении финансов предприятия, которые в соответствии с приведенным выше общим определением трактуются как совокупность финансовых объектов, находящихся под контролем предприятия, и операций с ними, можно выделить три принципиально различ-. ных фактора прямого или косвенного управления:

(а) рыночный механизм,

(б) лица, уполномоченные принимать решения финансового характера,

(в) государственная политика в отношении финансов хозяйствующих субъектов. Механизм рынка определяет прежде всего стоимость основных факторов финансово- хозяйственной деятельности; например, что выгоднее — воспользоваться трудом определенного числа (возможно довольно большого) малоквалифицированных рабочих или инвестировать средства в повышение технического уровня производства, какое направление приложения капитала более выгодно в плане диверсификации деятельности, какая структура капитала представляется более оправданной.

К лицам, уполномоченным принимать решения финансового характера, относятся прежде всего собственники и топ-менеджеры, которым собственники делегируют часть своих полномочий. Безусловно, они ориентируются на реалии рынка, однако последнее слово в принятии решения остается за ними, причем в подавляющем большинстве случаев при принятии решения далеко не последнюю роль играет фактор интуиции и неформализованной информации. Государственная политика задает ориентиры и ограничения концептуального характера, однако в рамках финансового планирования руководство фирмы пытается выработать оптимальную линию поведения при наличии множественности ограничений. Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предназначений.

В этих функциях по сути и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса функционирования социально-экономической системы того или иного уровня.

В приложении к предприятию основными из них являются:

(1) инвестиционно-распределительная,

(2) фондообразующая (или источниковая),

(3) доходораспределительная,

 (4) обеспечивающая

(5) контрольная.

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределительная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда акку-мулированные денежные средства распределяются, в основном, на нужды потребления всех членов общества и финансирование стратегически важных (в том числе социальных) программ. Тем не менее, эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распределении финансовых ресурсов (как квинтэссенции совокупного ресурсного потенциала) внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию. Безусловно, сущность распределительной функции коренным образом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы. Не требует особой расшифровки тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финансов и в системе финансов предприятий весьма различаются по многим критериям, параметрам, способам реализации и др. В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет императивный (т. е. нормативный, предписательный) характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в приложении к предприятию ее характер — рекомендательный, а мотивировка и реализация принципиально иные — исходя из требований экономической целесообразности.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди под- разделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее внимание уделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Основной критерий в этом случае — как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций.

Распределительная функция финансов предприятия, с позиции структуры его активов, проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимизации — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные средства, поскольку в этом случае они не работают; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др. Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: это взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др. — как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники. Они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принадлежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, а могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем. Иными словами, собственники должны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение дохода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. В частности, со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предприятия — организацией системы внутреннего аудита. В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. В рамках агентской теории показано, что конфликт интересов между различными группами лиц имеет место практически всегда; если он не носит критического характера, то говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом.

Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока. Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функция имеет не столько карательно-негативный оттенок (выявить неисполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько поощрительно-позитивный оттенок; своевременность исполнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозможными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов. Иными словами, контроль рублем дополняется возможностями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов. Большинство охарактеризованных функций финансов реализуются на предприятии в рамках финансового менеджмента

1.3. Эволюции теории финансового менеджмента

Финансовый менеджмент (ФМ) — одно из самых перспективных и динамично развивающихся направлений в экономической науке, удачно сочетающее теоретические разработки в области финансов, управления, учета, анализа и практическую направленность разработанных в его рамках подходов.

Как система теоретических знаний, концепций и моделей ФМ представляет собой прикладную науку, занимающуюся логикой принятия финансовых решений, методами, технологиями и приемами управления финансами организаций.

Для понимания предпосылок возникновения ФМ как науки большое значение имеет изучение закономерностей зарождения и становления классической теории финансов, которая в своем генезисе охватывает значительный период времени — от Римской империи до середины XX в. Данная стадия эволюции финансовой науки рассматривается в рамках трех периодов — ненаучного состояния, перехода к научной обработке, научного (рационального) периода. Накопление эмпирических знаний, необходимых для развития товарно- денежных отношений, индустриализация, рост инвестиций в промышленные объекты, развитие акционерных обществ как основных предпринимательских объединений и другие факторы способствовали окончательному формированию предпосылок возникновения финансового менеджмента к концу XIX в.

Результаты систематизации научных взглядов на становление и развитие теории ФМ за рубежом, формирование ее как самостоятельной науки, а также учет основных этапов мировой эволюции менеджмента позволяют выделить пять основных этапов. В связи с развитием корпоративной формы собственности и организационным обособлением функции управления капиталом в начале XX в. стала зарождаться зарубежная школа ФМ.

Этап I (1890—1930) — возникновение ФМ. В рамках классической экономической теории создается первая концепция, ориентированная на управление финансами, — концепция идеальных (совершенных) рынков капитала. Понятие и условия идеальных рынков капитала в дальнейшем стали ключевыми при разработке концепций, гипотез и моделей ФМ. В первой трети XX в. в основном осуществлялась разработка базового инструментария ФМ, а также рассматривались финансовые аспекты и формы объединения организаций, изучались возможности увеличения финансовых ресурсов за счет эмиссии акций и облигаций, формировалась система основных индикаторов состояния и динамики конъюнктуры финансового рынка.

Этап II (1931 — 1950) — становление ФМ. В 1930-х гг. в связи с Великой депрессией и необходимостью преодоления ее негативных последствий акцент сместился на проблемы банкротства и антикризисного финансового управления, формирование методов углубленной диагностики и критериев интегральной оцен- ки финансового состояния организации. До начала 1950-х гг. осуществлялись законодательная унификация основных инструментов финансового инвестирования, условий и правил их эмиссии; унификация правил и норм поведения хозяйствующих субъектов на организованных финансовых рынках, формирование методов и показателей оценки реальной рыночной стоимости основных финансовых инструментов инвестирования, методологических принципов их оценки с учетом фактора риска.

Этап III (1951 — 1980) — активное развитие концептуальных основ ФМ. В 1952 г. Г. Марковиц заложил основы современной теории портфеля, разработал методологию принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложил соответствующий научный инструментарий. В 1956 г. Дж. Линтнер разработал отдельные теоретические положения дивидендной политики. Во второй половине 1950-х гг. проводились интенсивные исследования потеории структуры капитала и цене источников финансирования. Начало этим исследованиям было положено еще в 1930-е гг. работами Дж. Уильямса. Основной вклад в данной области принадлежит Ф. Модильяни и М. Миллеру (1958). В 1961 г. знаменитые нобелевские лауреаты сделали наиболее существенные теоретические выводы по проблемам дивидендной политики и ее влиянию на стоимость акций. В конце 1950-х гг. произошла смена парадигмы ФМ в результате смещения акцента с наблюдения за финансово-инвестиционными процессами (пассивная функция) на управленческие решения, касающиеся выбора активов и пассивов (активная роль). Финансовый менеджмент как самостоятельное научное направление окончательно сформировался в начале 1960-х гг. на стыке трех крупных научных направлений — неоклассической (современной) теории финансов, общей теории управления, бухгалтерского учета. Неоклассическая теория финансов, сформировавшаяся благодаря трудам представителей англо-американской школы, рассматривает финансы с позиции крупных организаций и рынков капитала (финансы частного сектора) в отличие от классической теории финансов, суть которой состоит в доминировании государства в финансах (публичные финансы). В рамках неоклассической теории финансов сформулированы многие базовые концепции ФМ, а теория портфеля, теории стоимости капитала и структуры капитала представляют собой сердцевину ФМ, позволяя ответить на два ключевых вопроса: куда вложить финансовые ресурсы? Откуда взять инвестируемые денежные средства? В результате в рамках неоклассической теории финансов сформировалась методология управления финансами хозяйствующего субъекта, разработана характеристика основных категорий ФМ, обоснованы приемы и методы: финансового управления, созданы универсал ьные инструменты финансового рынка. Общая теория управления (объекты и субъекты управления, целеполагание, общие функции управления, организационная структура) дополнила базовые положения неоклассической теории финансов понятийным аппаратом. Бухгалтерский учет с позиций информационного обеспечения управления финансами и объекта деятельности финансовых менеджеров и бухгалтеров, в качестве которого рассматриваются денежные потоки и операции с ними, тесно связан с финансовым менеджментом. В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) даются определения таких важных для финансового управления понятий, как стоимость, финансовый актив, финансовое обязательство, финансовый инструмент, гудвилл и др.

Этап IV (1981—2000) — развитие информационно-аналитического обеспечения ФМ, стоимостного управления финансами и управленческой парадигмы риск-менеджмента. В 1980-х гг. стал интенсивно развиваться научно-методический инструментарий экономического анализа, формируется аналитическая концепция ФМ. В начале 1990-х гг. стоимость выделяется в качестве интегрированного объекта управления, а с середины 1990-х гг. активное развитие получают теории риска и методики риск-менеджмента, разрабатываются методы транснационального ФМ. Этап У (с 2001 г. по настоящее время) — современная наука. В конце XX—начале XXI в. ФМ постепенно преобразовался в теорию и практику управления стоимостью организации с целью ее максимизации. На современном этапе развития ФМ активно разрабатываются финансовые инновации, методы финансового обеспечения устойчивого социально-экономического развития, модели интегральной оценки эффективности организаций, происходит интеграция теоретических выводов различных научных школ (американской, европейской, японской) по основным концептуальным подходам к управлению финансами организации. В России развитие науки об управлении финансами имело свои особенности и иные временные границы. Особенность развития финансовой науки в дореволюционной России состояла в том, что в течение продолжительного времени она носила описательный характер, имела ярко выраженную направленность на публичные союзы и была тесно связана с финансовым правом.

 Вместе с тем в начале XX в. успешно развивались финансовые вычисления и анализ баланса, которые в настоящее время входят в состав основных разделов ФМ. Благодаря трудам русского математика Н.С. Лунского, бухгалтеров З.П. Евзлина, А.П. Рудановского, НА. Блатова, И.Р. Николаева и других ученых получили развитие: техника процентных вычислений по ценным бумагам, обращение векселей, техника вычислений по финансовым операциям с крат- косрочными вкладами и ссудами. В социалистической экономике ученые А.М. Александров, Д.А. Аллахвердян, А.М. Бирман, В.П. Дьяченко, Д.С. Моляковиряд других весьма успешно развивали отдельные элементы управления децентрализованными финансами. Однако не осуществлялись исследования обособленного денежного оборота организаций, так как их бюджеты и бюджет государства не были разделены.

Отечественная школа финансового менеджмента стала формироваться с переходом России в начале 1990-х гг. к рыночным отношениям и внесла существенный вклад в развитие финансовой политики в условиях инфляции; приступила к выявлению специфи- ки финансового менеджмента в банках, страховых организациях, инвестиционных институтах; стала активно развивать методологические основы ФМ в отношении управления финансами малых и средних предприятий, международными финансами, а также исследовать особенности принятия финансовых решений в государственном ФМ и ФМ домашних хозяйств. За сравнительно небольшой период своего становления и развития российский ФМ значительно расширил круг рассматриваемых вопросов — от процессов создания, слияния и дробления организаций до проблем банкротства и реструктуризации, развития широкого спектра новых направлений —- риск-менеджмента, инвестиционного менеджмента, налогового менеджмента, менеджмента валютных операций, финансовой инженерии, а также создания научной системы управления стоимостью. В развитии ФМ как науки, определяющей методологию, методику и технику управления финансами организации, особое значение приобретает разработка концептуальных моделей управления стоимостью организации, которые позволяют выделить приоритетные факторы ее наращивания. Продуктом эволюции теории ФМ являются его многочисленные базовые концепции, которые отражают теоретические закономерности функционирования финансов микроуровня на разных этапах развития.