Эссе "Я- учитель"

Абдрахманова Аделя Хайдаровна
 

 

Эссе «Я - учитель»

Абдрахмановой Адели Хайдаровны

Ученик – это не сосуд,

 который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь!

        Первая учительница. Вторая мама. После неё в жизни появятся еще десятки жизненных наставников: учителей, преподавателей, руководителей, начальников и просто друзей. Каждый по-своему повлияет на личность, но ведь путь в тысячу лет начинается с первого шага. Первый учитель в качестве первого наставника может и должен сделать с ребёнком этот первый шаг. Шаг, который разбудит в ученике интерес к обучению, к познанию мира, к саморазвитию. Шаг, который настроит ребёнка на успех.  Но сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых мы учили вчера. Да, наши «новые» дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, да и само понятие  «свой двор»  практически ушло из нашей жизни.

            Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении  сегодняшнего образования. И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов.

            Чтобы помочь ребёнку сделать первый шаг, нужно самой твёрдо стоять на ногах и "уметь ходить". Нужно быть уверенной в том, что ты делаешь, быть ответственной за свои решения, знать, как применить теорию на практике, быть организованной и практически совершенной.

       Чтобы сделать совместный шаг, нужно убедить ребёнка протянуть тебе руку. Нужно добиться его доверия, уважения, любви, быть другом, наставником и по-настоящему второй мамой.

     Чтобы воодушевить его сделать этот шаг, нужно быть музой, вдохновителем, идейным соратником. И так, шаг за шагом, не расслабляясь ни на миг, дать старт ребёнку в начале жизненного пути. Ведь чем сильнее разгонишься в начале, тем дольше и увереннее тебя будет нести инерция в дальнейшем.

 

Как это все совместить?

Я знаю, что у меня еще не достаточно опыта, чтобы назвать себя учителем с большой буквы, но считаю, что иду по верному пути. Часть этих качеств я уже реализую в себе.

   Образование в условиях реализации ФГОС нового поколения должно реализовываться в поисковом режиме, используя современные образовательные технологии. Исходя из сказанного, я считаю, что работа учителя должна носить инновационный характер. Нужно  преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. Самим же обучающимся, в свою очередь, непривычно видеть учителя в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет мне возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы, апробировать предложенную или же создать собственную адаптированную технологию. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

   Учительская деятельность полна сюрпризов и моментов, в которых необходимо уверенно импровизировать. Будь то непредвиденный конфликт, не сделанное домашнее задание или дождь за окном. В каждой ситуации я без колебаний принимаю решения, и эта уверенность передаётся детям. Но за каждым решением непременно стоит ответственность за него. Это может быть проваленная контрольная или двойка в четверти. Каждая двойка в дневнике ребёнка - это двойка учителю за то, что тот не доучил/воодушевил/настроил. Я стараюсь меньше "получать" двойки, но за каждую несу ответственность сама и сама работаю с ребёнком над общими ошибками. Ведь в обучении на первом месте должно стоять не эго учителя или оценки, или аттестация и проверки. На первом месте стоит ребёнок. Я придерживаюсь учения Джона Дьюи, учения прагматизма. Главная идея:  "Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него". Я согласна с мнением, что школа не является "тренировкой" или "демо-версией" жизни. Это уже жизнь. И ребёнок воспринимает её максимально серьёзно. Для того, чтобы суметь вращать весь мир вокруг каждого ребёнка, нужно выступать не в качестве игрока, а в качестве ведущего этой "игры". Но в таком случае учителю нужна выдержка и организованность. Я никогда не даю себе поблажек, но и не позволяю внешним факторам как-то изменить моё поведение на уроке. То, что мне нужно сдать планы уроков, то, что я веду одновременно два класса, никогда не сказывается на том внимании, которое получает каждый ребёнок. Правильно говорят: "Звонок для учителя". Для того, чтобы дать сигнал оставить все лишнее за дверью и ближайшие 40 минут сделать центром своей жизни этих детишек.

 

     Как я становлюсь другом своим ученикам? Весь секрет во взгляде. Не смотреть на ребёнка как на "клиента образовательных услуг", но видеть по каждому взгляду и микрожесту, о чем переживает ученик. Он усердно готовился и мечтает ответить тему? А, может быть, его родители вчера вечером поссорились? Или он влюбился в соседку по парте? Я увижу это, проанализирую и сделаю все, чтобы помочь. В этом и заключается учительская дружба.

 

    Как я вдохновляю детей? Только увлечённый человек может увлечь. Рецепт прост. Возьмите увлеченного человека, добавьте тонко нарезанное чувство юмора, столовую ложку убедительной речи, заправьте хорошим настроением и добавьте харизмы по вкусу. И вот, увлекающий за собой учитель, вдохновитель готов.

 

    Обучение и воспитание - смысл моей жизни. У меня часто спрашивают, где я беру столько энергии, на всю бумажную работу, на свою семью, на себя. А я даже не знаю, что ответить. Силы-то мне дает работа, которая приносит мне радость  жизни. Это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством жизни. Хочу,  своим учительским трудом достигнуть:  радость жизни и показать своим ученикам  путь к ней.            

   Закончить хочу словами,  миссия учителя будет завершена только тогда, когда  он увидит ,что ученик способен развиваться  дальше без его помощи, т.е. маленький факел, который он зажег, начнет разгораться  с большей силой!