Аттестация 2023 Оценочный лист педагогической деятельности преподавателя ДШИ (первая категория)
Оценочный лист педагогической деятельности преподавателя ДШИ (первая категория)
№ | Наименования |
1 | Фамилия Имя Отчество: Хертек Орланмаа Александровна |
2 | Дата рождения: 07 декабря 1979г. |
3 | Образование, какое учреждение закончил, специальность, квалификация, год окончания): 1) Среднее-специальное, 15.06.2001, ГОУ СПО «Кызылское училище искусств имени А.Б. Чыргал-оола», по специальности: ОТНИ, квалификация Руководитель творческого коллектива, преподаватель, артист оркестра, ансамбля. 2) Высшее, 12.02.2009, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств, по специальности: Информатик, квалификация: информатика в сфере культуры. 3) Профессиональная переподготовка, 05.03.2017, ГБПОУ «Кызылский колледж искусств имени А.Б. Чыргал-оола», по программе: Теория музыки |
4 | Место работы (полное наименование учреждения):МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ» |
5 | Должность (преподаваемый предмет):преподаватель (дошпулуур),теории музыки |
6 | Общий трудовой стаж, стаж педагогической работы:19 лет, 16 лет |
7 | Стаж в данной должности: 4лет 7 мес лет |
8 | Наличие квалификационной категории, приказ, дата присвоения: без категории |
9 | Заявленная квалификационная категория: первая квалификационная категория. |
10 | Ссылка на персональную страницу педагогического работника /официальный сайт образовательной организации:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Кызыл-Хаинская детская школа искусств»
Технологическая карта
Тема открытого урока:
«Постановка правой руки и традиционные приемы игры на дошпулууре»
Преподавател по классу дошпулуур
МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ» Хертек Орланмаа Александровна
Учащаяся 2 класса Иргит Айслана
с.Кызыл-Хая
2023
Тема урока | «Постановка правой руки и традиционные приемы игры на дошпулууре» |
Цель урока | Формирование исполнительских навыков традиционных приемов игры на дошпулууре, правильная постановка правой руки. |
Задачи урока | Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Здоровьесберегающие:
|
Структура урока | Этапы урока | Время |
1.Организационный момент Вступительное слово перед уроком | 5 мин
| |
2.Основная часть.
| 3 мин. 4 мин 3мин 10мин 3мин 10мин 2 мин | |
Методы урока | Словесный, наглядный, практический. | |
Ожидаемый результат | Овладение правильной постановкой правой руки и навыком приемов игры соктаары, чугуртуру. | |
Использование педагогических технологий | ИКТ, здоровьезберегающая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная. | |
Форма урока | Индивидуальный | |
Тип урока | Комбинированный | |
Учебно-материальное оснащение | Дошпулуур, подставка для ног, стул ученический, пьюпитр, ноты, фортепиано. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Кызыл-Хаинская детская школа искусств»
Технологическая карта
Тема открытого урока:
«Работа над конкурсной программой
в классе дошпулуура»
Преподавател по классу дошпулуур
МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ» Хертек Орланмаа Александровна
Учащаяса 2 класса Иргит Айслана
с.Кызыл-Хая
2023
Тема урока | «Работа над конкурсной программой в классе дошпулуура» |
Цель урока | Качественное и осмысленное исполнение конкурсной программы. Раскрытие художественного образа исполняемых произведений. |
Задачи урока | Развивающая:
Обучающая:
Воспитательная:
|
Структура урока | Этапы урока | Время |
Первая часть. | 1.Организационный момент Вступительное слово. Знакомство. | 3 мин
|
Вторая часть | 2.Основная часть. 1. Объяснение. Четыре этапа процесса подготовки к конкурсу. 2. Разыгрывание. упражнения в 1–ой позиции различными аппликатурными и ритмическими вариантами. Четвертый этап работы над конкурсной программой – «подготовка к конкурсному выступлению»: «Жалам харын явдал» Сухбатор. «Наигрыш» Попонов»: 3. Просмотр видео. 4. Работа над трудными местами в произведениях. 5.Физминутка. 6.Работа с интонациями фразировками и звуковедением. 7. Исполнение с концертмейстером полностью конкурсной программы. 7. Задание на дом. Подведение итогов. | 3 мин. 5 мин 3мин 8 мин 3 мин 8 мин 5 мин 2мин |
Методы урока | словесные, практические, наглядные. | |
Форма урока | Индивидуальный | |
Тип урока | урок совершенствования знаний, умений и навыков игры | |
Использование педагогических технологий | ИКТ, здоровьезберегающая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная. | |
Ожидаемый результат | Достижение качественной осмысленной игры, показ художественного образа произведений. | |
Учебно-материальное оснащение | дошпулуур, фортепиано, стулья, ноты, ноутбук, наглядные пособия. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справка о проведенном мероприятии 13 февраля 2023г.
«Юный музыкант-2023»
Конкурс исполнителей среди учащихся ДШИ музыкального направления посвященный 80-летнему юбилею тувинского композитора Дамба.Х.К-С.
Организаторы:
Преподаватели по классу дошпулуур Хертек О.А., Саая К.Б.
Жюри: Председатель -Монгун-оол С.В. , Члены: Саая М.С. преподаватель ДШИ, Иргит А.Д. – заведующая сельской библиотекой.
Ведушая : Монгуш У.Б.
Всего участвовали: 15 учащихся.
Баян-3, преподаватель Монгун-оол С.В.
Дошпулуур- 6, преподаватели Хертек О.А., Саая К.Б.
Хоровое пение -1, преподаватель Севек А.А.
Народное пение – 5, преподаватель Конгаржап Д.Ш.
Результаты конкурса:
Младшая возрастная категория:
- Лауреат 1 ст.
Доштуг-оол Долума. Акадкемическое пение,
«Элдепей» Д.Хуреш-оол, «Желание» Шопен.
- Лауреаты 2 ст.
Салчак Дарима. Баян.«Песенка кота Леопльда» Савельев, «Полька» Иванов.
Иргит Нуржана.Баян. «Этюд» Беренс, «Азбука» Моцарт
Уула Айысмаа. Народное пение. Т.у.ы. «Теве-Хая», «Сайыр -Аксы»
- Лауреат 3 ст
Куулар Карина. Народнеое пение.Т.у.ы. «Догээ баары», «Дээн-дээн»
- Дипломант 1 ст.
Иргит Нонзела. т.у.ы. Народнеое пение «Хондергейим», «Сайыр-Аксы»
- Дипломант 2 ст.
Иргит Иомужам. дошпулуур Т.у.ы. «Бистин Тыва», «Эреспей» В.Танов
- Дипломант 3 ст. Кара-Сал Тумен. дошпулуур «Догээ баары» «Бистин Тыва»
Старшая возрастная категория:
- Лауреат 1 ст.
Иргит Ия, дошпулуур «Тувинский танец» Д.Хуреш-оол, поппури на тему тувинских народных песен «Дынгылдай» «Ужелээн бис дортелээн бис».
- Лауреаты 2 ст.
Иргит Айслана дошпулуур «Жалам Харын Явдал» Сухбатор, «Наигрыш» Попонов.
- Лауреат 3 ст
Доржу Яндана. Народное пение. Т.у.ы. «Теве-Хая», Кожамык «Бажы коступ чыткан-даа ышкаш»
- Дипломант 1 ст.
Кускен-оол Амита. «Ховаганнар» Танов, «Кожамык»
Саая Айгерина. «Чараш карам» Х.Дамбаа, «Полюшко- поле» Книпер.
- Дипломант 2 ст.
Монгуш Ценд-Аюш. «Ховаганнар» Танов «Дождик» обр.В.Танов
- Дипломант 3 ст.
Кара-Сал Тумен. «Догээ баары» «Бистин Тыва»
Анализ конкурса.
Ежегодный внутришкольный конкурс Кызыл-Хаинской ДШИ «Юный музыкант» в этом году приурочен к 80-летнему юбилею тувинского композитора Дамба Хуреш-оол Кара-Саловича, проводился совместно с библиотекой с. Кызыл-Хая, в двух возрастных категориях среди музыкальных отделений ДШИ. Принимали участие 15 учащиеся, преподавателей музыкального направления, Саая К.Б., Монгун-оол С.В., Хертек О.А., Севек А.А., Конгаржап Д.Ш. Приглашены учителя Моген-Буренской общеобразовательной средней школы: Иргит Ш.В.-заместитель по внеурочной деятельности и Чулдуи-Сурун А.Р.-психолог школы.
Конкурс «Юный музыкант» проводится с целью выявления и поддержки одаренных учащихся ДШИ. По сравнению с прошлым годом обхват учащихся в мероприятии увеличился с 6 до 15-ти. Уровень подготовки конкурсантов тоже немножко повысился. Но есть и остается проблема отсутствия концертмейстера для дошпулуристов и академического пения. Всего учащихся музыкального направления 39. Из них приняли участие в конкурсе 38,5%. В прошлый раз было 15%. Следует отметить, что открывшееся в этом учебном году отделение народного пения представила наибольшее количество конкурсантов, преподаватель сама аккомпанирует учащимся. Повысилось и отношение эстетизму (к внешнему виду) конкурсантов. Преподавателям следует обратить внимание на артистизм и эмоциональное исполнение, на показ характера произведения. К отрицательным моментам можно отнести и то, что не было заявок на участие ансамблевого исполнительства, поэтому номинация «ансамблевое исполнительство» отсутствует.
В общем за годы проведения конкурса динамика уровня идет на подъем, и будем надеется, что дальше будет только еще улучшаться. Будем стремиться к 50-60% обхвату учащихся, высокому уровню подготовки конкурсантов.
Преподаватель класса
Дошпулуур Хертек О.А.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Кызыл-Хаинская детская школа искусств»
668025, с.Кызыл-Хая ул.Чоргаар,11 е-mail:dshi.kyzylkhaya@mail.ru
08.02.2023г. с.Кызыл-Хая
Справка
о проведенном мероприятии
«Кызыл-Хаянын кынгыраажы 2023»
Муниципальный конкурс исполнителей среди преподавателей
ДШИ Монгун-Тайгинского района.
Организаторы:
МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ», Методическое объединение ДШИ Монгун-Тайгинского кожууна, Преподаватели: Хертек О.А., Саая К.Б.
Жюри:
Председатель -Иргит Олег Холзээнович.
Члены: Хертек О.А., Доржу О.О.
Ведушая : Саая К.Б.- преподаватель Кызыл-Хаинской ДШИ.
Всего участвовали: 17 преподавателей из двух ДШИ в разных номинациях.
Результаты конкурса:
Сольное инструментальное исполнительство:
- Диплом Номинация « Лучший виртуоз» Хертек Ч.Х. фортепиано.
- Лауреат 1 ст. Ховалыг. А.А. домра
- Лауреаты 2 ст. Дирти А-Б. И. баян
- Лауреат 3 ст Саая К.Б. дошпулуур
- Дипломант 1 ст. Хертек О.А. дошпулуур
- Дипломант 2 ст. Хертек А.А. бызаанчы
- Дипломант 3 ст. Хертек С.С. фортепиано.
- Диплом за участие Монгуш У.Б. баян
- Диплом Номинация « Музыкальный дебют» Саая М.С. фортепиано.
Сольное вокальное исполнительство:
- Лауреат 1 ст. Дирти А.Ч. академическое пение
- Лауреаты 2 ст. Севек А.А. академическое пение
- Лауреат 3 ст. Хертек А.А. академическое пение
- Дипломант 1 ст. Конгаржап Д.Ш. народное пение
- Дипломант 2 ст. Хертек А-Х. С. Академическое пение
- Дипломант 3 ст. Хертек А.А. народное пение
- Диплом за участие Кужугет Б.Н. народное пение
Ансамблевое инструментальное исполнительство:
- Лауреат 1 ст. дуэт дошпулуристов Саая К.Б., Хертек О.А.
- Лауреат 2 ст. дуэт домристов Ховалыг А.А.,Иргит А-Х.О.
- Лауреат 3 ст. дуэт пианистов Хертек Ч.Х., Хертек А.А.
- Диплом за участие. Трио баянистов Дирти А-Б.И., Чалама Ч.А, Салчак Д.К.
Ансамблевое вокальное исполнительство:
- Ансамбль «Хоолааш».
Концертмейстерство:
- Лауреат 1 ст. Хертек Ч.Х. фортепиано
- Лауреат 2 ст. Дирти А-Б.И. баян
- Лауреат 3 ст. Монгун-оол С.В. баян
- Диплом за участие Монгуш У.Б. баян
- Диплом за участие Хертек С.С. фортепиано
Анализ конкурса.
Первый муниципальный конкурс исполнительского мастерства среди преподавателей ДШИ Монгун-Тайгинского кожууна «Кызыл-Хаянын кынгыраажы» приурочен к году педагога и наставника в России, организован совместно с новосозданным методическим объединением ДШИ Монгун-Тайгинского кожууна и МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ». Проводился 08.02.2023г. в ДШИ с.Мугур-Аксы. Принимали участие 17 преподавателей музыкального направления двух ДШИ. Преподаватели участвовали в пяти разных номинациях: «сольное инструментальное исполнительство», «сольное вокальное исполнительство», «ансамблевое инструментальное исполнительство», «ансамблевое вокальное исполнительство», «концертмейстерство». Конкурсанты исполняют одно произведение по выбору участника.
В качестве председателя жюри приглашен Иргит Олег Холзээнович, член союза композиторов Республики Тыва, обладатель медалей в честь 110 -летия со дня рождения С.К.Тока, в честь 100-летия образования ТНР, в честь 75-летия Монгун-Тайгинскому кожууну Республики Тыва, присутствовала Хертек Ульяна Даржаевна – начальник отдела культуры администрации муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва».
Конкурс «Кызыл-Хаянын кынгыраажы» проводится с целью реализация творческого потенциала, активизация и развитие исполнительской практики и художественного творчества как вида методической подготовки преподавателей детских школ искусств Монгун-Тайгинского района.
Задачами являются: Выявление талантливых исполнителей среди преподавателей; Повышение профессионального уровня мастерства и творческой деятельности преподавателей; Стимулирование и расширения методического и творческого взаимодействия преподавателей; Популяризация и пропаганда исполнительского искусства.
Преподаватели к конкурсу подготовились хорошо, участвовали почти все преподаватели музыкального направления двух школ. В виду того, что номинации не распределены по музыкальным отделениям, жюри сложно было оценивать конкурсантов. Большую роль в конкурсе играют концертмейстеры, их профессионализм очень повлиял на достойный уровень проводимого конкурса. Номинацией «лучший виртуоз» отмечена Хертек Чинчи Хойтпак-ооловна преподаватель и концертмейстер Мугур-Аксынской ДШИ. Жюри подчеркнули, ее уровень профессионализма выше остальных, поэтому ей представили данную номинацию. Саая Марта Сарыг-ооловна -преподаватель по хореографии, хоть и не музыкант, но с большим интересом относится к исполнительству на фортепиано, тоже участвовала в конкурсе и удостоилась номинации «музыкальный дебют». В номинациях «сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство» представлен очень разнообразный репертуар: исполняли Баха, Шопена, произведения тувинских, монгольских, бурятских, русских композиторов. Ховалыг Айдыс Адар-ооловна (домра), Саая Кузел Болатовна (дошпулуур) выпускницы ДШИ в которых они сегодня работают, сыграли очень ярко, технично, музыкально. В номинации «сольное вокальное исполнительство» хочется отметить Дирти Айдыс Чургуй-ооловну которая исполняет сложную арию Карамболино» из оперы «Фиалка Монмартра». Севек Азиймаа Алдын-ооловна и Конгаржап Даяна Шолбановна отличились нежным, мягким, приятным, прозрачным тембром голоса. Хертек Алла Александровна очень красочно показала характер исполняемой песни. В номинации «концертмейстерство» Хертек Чинчи Хойтпак-ооловна (фортепиано) сопровождала многих инструментальных и вокальных исполнителей на высшем уровне. Дирти Алдын-Бек Иванович (баян) сопровождал исполнителей по народному пению
Подводя итоги проведения конкурса, для еще большего развития профессионального роста исполнительского мастерства преподавателей ДШИ и учитывая интерес преподавателей к конкурсу, коллектив и администрация МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ» посоветовавшись решили, чтобы данный конкурс исполнительского мастерства среди преподавателей «Кызыл-Хаянын кынгыраажы», стал периодичным и проводился один раз в два года.
Хертек О.А. преподаватель Кызыл-Хаинской ДШИ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
История развития тувинского национального музыкального
инструмента ДОШПУЛУУР.
В наше время изменилось отношение к культуре, ее важность и роль в современном обществе, культура важный ресурс социального развития. Она формирует духовные и ценностные приоритеты, влияет на уровень духовного и материального качества человека, прививает патриотические чувства к своей стране и народу. В настоящее время, государство принимает все возможные усилия для сохранения и развития культурной сферы и реализуется национальный проект «Культура».
Сегодняшнее время образовалась острая проблема сохранения и бережного отношение к народной культуре. Общество стала внимательнее и трепетнее обращаться к истокам народного искусства, традициям, обычаям своих народов. В недавнем прошлом общество в стране переживала кризис воспитания подрастающего поколения. Были нарушены традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения, вследствие в 30-40 гг. борьбы и искоренения пережитков феодализма. Многие стали забывать культуру, традиции и обычаи своего народа. Искоренению подверглись и тувинские национальные музыкальные инструменты. Эти инструменты считались примитивными и непригодными для исполнения профессиональных музыкальных произведений. Неоднократно подвергались модернизации, при котором, инструменты теряли свой уникальный тембр и колорит звучания, вместе с тем теряются черты национальной музыкальной культуры. Но, в настоящее время стало ясно, что именно, звучание и исполнение на традиционных тувинских национальных инструментах передает и отражает специфические характерные черты тувинского народного музыкального искусства.
В своей статье хочется показать основные этапы развития тувинского национального музыкального инструмента дошпулуур.
Дошпулуур
Тошпулур (дошпулуур) - инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме трапециевидного ящика, изготовляемого из древесины сосны, кедра или ели (высота трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего - 19 см). Дно - глухое, дека - из кожи МРС. В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см, изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются три колка для крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились в кварту и в квинту.
Дошпулуур на начальном этапе развития: в жизни тувинского народа дошпулуур имел важную роль, во многих юртах тувинцев очень часто можно было увидеть дошпулуур, который был самым распространенным тувинским музыкальным инструментом. В основном ее играли исполнители горлового пения, используя для аккомпонмента горлового пения или песен. Дошпуулуур в основном подходит для игры в быстром темпе, способы звукоизвлечения – подрожание цокоту копыт, дембилдей.
В период Тувинской Народной Республики (ТНР), стал для Тувы временем интенсивного культурного строительства, начался процесс формирования национальной интеллигенции. В 1920-х годах главными очагами музыкального просвещения были «красные уголки» (кызыл булун), юрты-передвижки (кызыл өг), клубы. С 1930-х годов центральную роль стала играть концертная деятельность театра-студии. Артисты ездили с выступлениями верхом на лошадях или на открытом грузовике. Благодаря концертам художественной самодеятельности в Туве стали развиваться и закрепляться концертные формы музыкальной жизни.
В 1960 году в г.Кызыле создана музыкальное училище сыгравшая важнейшую роль в развитии музыкального искусства Тывы. В отделении народных инструментов дошпулуурами считались инструменты с округлым тяжелым деревянным корпусом, деками из змеиной кожи и длинным грифом, вероятно привезенные из Монголии. В смешанном оркестре играли самые различные музыкальные инструменты.
2 Этап Модернизации традиционных тувинских инструментов :
В 1986 году что на базе профессионально-технического училища № 4 организована экспериментально- музыкальная лаборатория по модернизации тувинских музыкальных инструментов под руководством бурятского мастера - изготовителя Балдана Чимитовича Гомбоева, велась работа по возрождению и усовершенствованию тувинских народных инструментов. В результате, создан самодеятельный национальный оркестр Татьяной Туматовной Балдан.
1991 году, в Кызылском училище искусств открылась новое отделение тувинских национальных инструментов благодаря Татьяне Туматовне Балдан . Студенты стали обучаться по таким классам тувинских инструментов, как игил, бызаанчы, чадаган, чанзы и дошпулуур. Модернизированные инструменты по подобию классических струнно-смычковых инструментов и русских народных инструментов.
Корпус дошпулуура по форме был как традиционный трапециевидный, но дека была из дерева, а не из кожи. Размер меньше традиционного инструмента. Имелось 3 струны два из которых из жилки и одна металлическая, которые настраивались на приму и кварту как русская народная балалайка в 1-ой октаве (ми, ми, ля). Приемы игры и способы звукоизвлечения на таком дошпулууре тоже как на балалайке. Поэтому, тембр и колорит звучания подобна балалайке. Этот этап возрождения, модернизации и усовершенствования тувинских национальных инструментов дал большой толчок в развитии инструментальной музыки. Преимущества модернизированных инструментов: на инструментах стало возможным играть произведения классиков, крупные формы зачет увеличения диапазона. Но, стал вопрос о том, что модернизированный инструменты вовсе не тувинские.
3 этап переход к традиционным фольклорным инструментам:
В 2003 году в качестве эксперимента по решению предметно-цикловой комиссии национальных инструментов под руководством А. В. Дулуш студентов по классу игила и бызаанчы, кроме игры на модернизированных инструментах, стали обучать и игре на фольклорном инструменте, чтобы понять, возможно ли в будущем полностью отказаться от модернизированных инструментов и перейти на традиционные. Причины: модернизированные инструменты не были совершенными, для их усовершенствования не имелось мастеров; созданный тувинский национальный оркестр с модернизированными инструментами не признавались тувинскими;
С 2006 года Тувинский национальный оркестр стал постепенно переходить на традиционные инструменты (игил, бызаанчы, дошпулуур), утих вопрос о месте традиционных инструментов в профессиональном музыкальном искусстве современной Тувы. Была открыта мастерская, для изготовления традиционных тувинских национальных инструментов – стало возрождаться ремесло по изготовлению музыкальных инструментов.
Сегодня происходит возрождение традиционной культуры, общество стала ценить и возвращаться к обычаям, традициям, к религии и народному творчеству своих предков. Переход к традиционному фольклорному дошпулууру привел к двум разным типам манеры исполнения: традиционная манера исполнения и академическая манера исполнения. Игра только традиционной манеры исполнения на инструменте может привести к застою развития инструмента, поэтому академическое исполнение имеет место быть, т.к. на инструменте можно играть классический репертуар, произведения крупной формы и т.д. В настоящее время среди тувинских национальных инструментов, дошпулуур развивается, по моему мнению, в медленном темпе. Совсем нет нотных изданий написанных специально для инструментального исполнительства на дошпулууре, нет методических пособий для преподавания игры на дошпулууре. Так же мало исполнителей инструменталистов- дошпулуристов, которые исполняют классический репертуар. Инструмент, как и на начальном этапе развития, используется в большинстве в качестве аккомпанемента для горлового пения, исполняются в большинстве тувинские народные песни в традиционной манере исполнения, а самостоятельное инструментальное исполнительство на дошпулууре классического репертуара только начинает развиваться. Для ускоренного развития нужно для начала: разработать методику преподавания на дошпулууре; написать большое количество переложений и инструментовок для дошпулуура.
Хертек О.А. преподаватель по классу дошпулуура
МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ»