Проект Электричество

Ольга Александровна Алехина

 

Познавательно-исследовательский проект

«Электричество» для детей подготовительной логопедической группы 6-7 лет

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта:

Проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества, познакомит с историей электрической лампы и ее устройством. Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта:

- Познакомить детей с понятием - электричество, историей его открытия.

Задачи:

- Расширять представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, как оно попадает в каждый дом.

- Познакомить с электрической схемой и ее устройством, с причиной появления статического электричества, с батарейкой – хранителем электричества посредством детского экспериментирования.

- Закреплять знания об электроприборах;

- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

- Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

- Развивать мыслительную активность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

- Воспитывать желание экономить электроэнергию,

- Активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: янтарь, лучина, фитиль, керосиновая лампа, гидроэлектростанция

Материалы и оборудование:

Игрушки Фиксики, проектор, экран, ноутбук, подборка книг по теме, фотографии, мультфильмы и научно-популярные фильмы, настольно-печатные и дидактические игры, оборудование для проведения и демонстрации опытов.

Основные направления реализации проекта:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Социально – нравственное развитие

- Опытно-исследовательская деятельность

- Продуктивная деятельность

Планируемые результаты:

В результате реализации проекта дети получат знания в доступной форме об электричестве; дети будут знать:

• что, электричество вырабатывается электростанцией;

• что, ток идет в каждый дом по проводам;

• где «живет» электричество;

• названия электрических бытовых приборов;

• правила безопасного обращения с электроприборами;

• историю появления электрической лампы;

• что электроэнергию надо беречь, экономить, выключать лишние приборы;

• причину появления статического электричества;

• как провести простейшие опыты с электричеством.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

• выполнять действия по организации простейших опытов с электричеством;

• задавать вопросы, искать ответы;

• выдвигать гипотезы и проверять их;

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;

• оформлять результаты наблюдений в виде рисунков;.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

• Изучение методической литературы по проблеме познавательно-экспериментальной деятельности,

• Изучение и анализ уровня знаний детей по теме,

• Развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.

• Создание информационного пространства для родителей.

• Составление плана проекта.

Основной этап:

• Осуществление поставленных задач,

• Наработка диагностического, методического, практического материала,

• Определение наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, родителями, по организации естественнонаучных наблюдений и экспериментов с детьми.

• Организация развивающей предметно-пространственной среды группы.

Работа с детьми:

1. Беседы по познавательному развитию:

- «Что мы знаем об электричестве»,

- «Где живет электричество? ».

- «История возникновения электричества »

- «Как электричество попадает к нам в дом»

- «Откуда к нам пришла электрическая лампочка»

- «Электричество в природе»

- «Электроприборы»

- «Правила безопасности»

2. Экспериментальная деятельность:

- Эксперименты по статическому электричеству

- Электрическая цепь

- Изготовление домашней батарейки

3. Организация сюжетно-ролевых игр:

- «Постройка электростанции»

- «Постройка современного муравейника»

- «Постройка янтарного замка»

- «Мы электрики»

4. Дидактические игры: «Найди отгадку», «Четвёртый лишний, «Эволюция окружающих нас вещей – электрическая лампочка», «Как предметы помогают человеку»; «Что есть сейчас и что было раньше», «Да – нет. », «Скажи дальше», «Поехали», «Мой друг - утюг»

5. Продуктивная деятельность:

Рисование: «Молния», «Северное сияние», по сказке «Сердце матери», «Янтарный замок, «Северное сияние», зарисовки проведённых опытов.

6. Чтение художественных произведений:

- Сказки об электричестве: «Величество - электричество», «Сказка о летающем яблоке», «Шарики под потолком», «Верь слову родителей», «Муравьи и электричество», «Петька и королева электронного мира», «Сказка о жадной старухе и справедливой рыбке»;

- Сказки о лампочке: «Сказка про старую электрическую лампочку», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», «История о солнце и электрической лампочке»;

- Сказки о бытовых электроприборах: «Сказка о том как электроприборы в магазине поссорились», «Электрообогреватель и печка», «Сказка о венике, совке и зазнайке пылесосе», «Кот Барсик и стиральная машина», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье», «Кто спас деревню? », «Живое радио персидского царя», «Виртуальный мир и реальность»;

- Сказки о молнии: «Сказка про гром и молнию», «Сердце матери».

- Сказки о северном сиянии: «Легенда о Северном сиянии», «Сказка о Северном сиянии»

- Сказки по электробезопасности: «Новогоднее приключение», «Незабываемая встреча», «Сказка о непослушайке», «Сказка о чудовище»

7. Создание фотоальбома «Мы знакомимся с электричеством».

8. Изготовление карточек-схем по правилам пользования электроприборами.

9. Просмотр с детьми мультфильмов, научно-популярных фильмов:

- Фиксики «Электричество»

- Фиксики «Батарейки»

- Фиксики «Провода»

- Урок «Откуда берётся электричество? »

- Уроки осторожности тётушки Совы.

10. Работа с родителями:

• Консультации: «Как помочь ребёнку пострадавшему от удара электрическим током», «Безопасность дошкольника», «Безопасность ребёнка дома»

• Выставка иллюстраций, фото.

• Выставка детских рисунков

Заключительный этап:

• Анализ проделанной работы,

• Диагностика уровня развития исследовательских навыков детей;

• Определение уровня компетенции родителей по организации естественно-научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Продукт проекта

Изготовление дидактических игр.

Организация творческой выставки.

Создание фотоальбома «Мы знакомимся с электричеством»

Проведение викторины.

План реализации проекта.

Этапы. Совместная деятельность детей и взрослого. Цель: Выявление уровня знаний детей по теме.

1.      Беседа: «Что такое - электричество».

2.      Чтение сказки «Величество - электричество» авт. Ялисеева Яна

3.      Беседа: «Что мы знаем об электричестве»,  Рассматривание иллюстраций.

4.      Беседа: «Где живёт электричество? »

5.      Беседа: «История возникновения электричества». Рассматривание иллюстраций.

6.      Просмотр мультфильма «Янтарный замок».

7.  Беседа: «Как электричество попадает к нам в дом?». Рассматривание иллюстраций.

8.  Просмотр мультфильма «Откуда берётся электричество?».

9.  Просмотр мультфильма «Провода».

10.   Просмотр мультфильма «Батарейки».

11.  Беседа: «Откуда к нам пришла электрическая лампочка?». Рассматривание иллюстраций.