Адвент - календарь сезонных изменений в природе

Зинчевская Кристина Эдуардовна

Адвент – календарь сезонных изменений в природе рассчитан на год. За 15 дней до определенного сезона (осень, зима, весна, лето) в группе появляется дерево определенного сезона. Педагог для начала спрашивает о том сезоне, который проходит сейчас, и наводящими вопросами приводит к кому, что скоро наступит другое время года. Показывает календарь. Макеты календарей. Ставит перед детьми цель и сроки выполнения.

Задания подбираются с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем, задания необходимо чередовать. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная продуктивная и творческая деятельность.

Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, воспитатель предлагает родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку, испечь печенье. Совместная деятельность способствует гармонизации детско – родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

титул.jpeg

Паспорт проекта

Автор проекта:Зинчевская Кристина Эдуардовна

Тема: «Адвент – календарь сезонных изменений в природе»

Ждать приближения, какого – то дня с определенным событием – это отдельное удовольствие, знакомое с детства. Но когда же наконец наступит самый главный день? Нам отсчитывать время поможет Адвент-календари: спрятанные в нем задания принесут радость, и оживят подготовку к заветному дню.Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает атмосферуожидания. Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям ощутить приближение какого – то дня с определенным событием.Дети будут отсчитывать дни в последний месяц квартала, выполняя различные задания на определенный сезон времени года. Таким образом дошкольники будут на прогулках и ОД получать знания, и чтобы они были закреплены, дети будут ожидать следующее время года с помощью календаря, в котором необходимо выполнить определенные задания.

Тип проекта: информационно – практика – ориентированный,

по количеству обучающихся: групповой,

по продолжительности: долгосрочный (на год).

Участники проекта:детистаршей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 01.11.2021- 31.08.2022

Перспективы проекта:

  • Участие в конкурсах,
  • Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, и личном сайте.


Введение

В связи с внедрением ФГОС, от педагогов требуется так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для развития детей. В ходе образовательного процесса современный ребёнок должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими детьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. А мы педагоги создаём все условия для того, чтобы у ребёнка появилась возможность:

  • Быть услышанным и оценённым;
  • Решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно;
  • Аргументировать свои суждения, предлагать свои собственные творческие решения;
  • Работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу;
  • Приходить к помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»);
  • Решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения.

Работая по основной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др., свою деятельность ориентирую на ведущую цель по реализации программы: обеспечение всестороннего (интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного)развития ребенка в дошкольный период, через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в моей группе стал – адвент календарь. Идея адвент-календаря полностью соответствует девизу основной образовательной программы – «Чувствовать – Познавать - Творить».

Актуальность

Адвент- календарь — это календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием.

Адвент (от лат. adventus) – приход, пришествие. Легенда гласит, что первый адвент-календарь придумала Фрау Лэнг – мама ребенка-почемучки в конце XIX века в Германии. Герхард Лэнг каждое утро спрашивал родителей, когда же наступит Рождество. И тогда его мама сделала из картона календарь с окошками по количеству дней перед Рождеством. Герхард открывал одно окошко в день и доставал из него маленькое печенье. Сколько печений еще нужно было съесть – столько дней оставалось до главного праздника. Когда Герхард Лэнг вырос, стал работать в типографии и выпустил первые в мире готовые адвент-календари.

В России создание адвент-календарей нельзя назвать традицией, нов последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку?

Задания календаря могут быть составляющей частьюкак организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, родителями или в самостоятельной деятельности. На форму адвент-календаря отлично ложится комплексно - тематическое планирование. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца, от месяца до года. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней, оставшихся до мероприятия.

Создание и наполнение адвент-календаря — это творческий процесс. Адвент-календарь может состоять из разных деталей (заданий) – всё это зависит от фантазии, возраста и увлечений детей. В качестве макета используются деревья в разные времена года.

Адвент-календарь позволяет выявить как трудности, так и успехи и достижения детей в различных видах деятельности. Благодаря этому более эффективно выстраивается индивидуальная работа с воспитанниками. Дети довольно часто сами выбирают тему адвент–календаря, осуществляют выбор между видами деятельности и их содержанием, могут работать в разном темпе. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к тому, чтобы добиться результата, в получении которого ему помогает педагог, родители и сверстники.

Продукт, изготовляемый ребенком и родителями, должен быть представлен в течение срока реализации календаря в виде презентации ребенком перед сверстниками.

Цель - создание условий для формирования у детей отношения к сезонным изменениям в природе,проявления познавательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  2. Закрепить знания детей о течении времени (месяц, неделя, день);
  3. Помочь детям наглядно ощутить приближение того или иного времени года;
  4. Содействовать развитию творческих способностей детей и обеспечению их психологического благополучия и здоровья;
  5. Способствовать развитию речевого общения, обогащению словарного запаса, умению строить догадки и предположения;
  6. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
  7. Воспитывать любовь к природе.

Методы и приемы:

  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, викторина, заучивание стихотворений),
  • наглядные (просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций),
  • практические (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок)

Материально-технические ресурсы:

  •  технические средства обучения (мультимедийное оборудование, ноутбук и т. д.);
  •  подбор мультфильмов; презентаций по теме;
  • оформление группы (выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей).

Информационно-методические ресурсы:

  • обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);

Предполагаемый результат

  • Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации;
  • Воспитанники способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
  • Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Знакомы с книжной культурой, с детской литературой, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребят складываются предпосылки грамотности. Воспитанники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
  • Выполнение заданий адвент-календаря детьми совместно с родителями способствует созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Этапы реализации проекта

1-й этап: Подготовительный

  1. Определение темы проекта, формулирование цели и задач.
  2. Изготовление Адвент-календаря (деревья по сезонам).
  3. Разработка мероприятий.
  4. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  5. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2-й этап. Реализация проекта.

Адвент – календарь сезонных изменений в природе рассчитан на год. За 15 дней до определенного сезона (осень, зима, весна, лето) в группе появляется дерево определенного сезона. Педагог для начала спрашивает о том сезоне, который проходит сейчас, и наводящими вопросами приводит к кому, что скоро наступит другое время года. Показывает календарь. Макеты календарей (Приложение 1). Ставит перед детьми цель и сроки выполнения.

Задания подбираются с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем, задания необходимо чередовать. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная продуктивная и творческая деятельность.

Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, воспитатель предлагает родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку, испечь печенье. Совместная деятельность способствует гармонизации детско – родительских отношений.

Формы работы с родителямипри реализации проекта

Форма работы Мероприятия

1

Оформление родительского уголка: «Времена года»

 Консультации для родителей «Учимся наблюдать с ребенком вместе» в разные времена года.

2

Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3

Домашнее задание (совместно с детьми): рисование с детьми, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов, изготовление поделок и т.п.

По ходу работы пространство группы обновляется, пополняется работами детей, атрибутами к играм, театрам и многим другим. В дальнейшем дети могут использовать их в различных видах деятельности.

3 этап: Заключительный

Презентация проектов.

Продукт, изготовленный ребенком и родителями, представляется в течение срока реализации календаря, в виде презентации ребенком перед сверстниками. Презентация продукта может сопровождаться стихотворением или коротким описательным рассказом, загадкой, пошаговой инструкцией. Сверстникам всегда интересно поделиться, выслушать ту или иную идею, что одно дело можно сделать по-разному.

Оценка результатов и отчетность

Значимость проекта ««Адвент-календарь – календарь сезонных изменений в природе»в том, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совместно выполняя различные задания. Стали проявляться творческие способности детей в придумывании рассказов, рисовании, рассказывании стихотворений и т.п. Дети стали проявлять любознательность, не бояться высказывать свою мысль.

Результат реализации проекта

1. У детей сформированы обширные знания о сезонных изменениях, об их признаках;

2. Позитивный настрой в преддверии ожидания следующего времени года, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

3. Активное участие детей и родителей вразнообразных конкурсах.

4. Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, творчестве.

5. Оформлена выставка поделок и рисунков их презентация.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З.А. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  2. Волкова М.С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников - Педагогические технологии. – 2011. – № 2. – С. 58-63.
  3. Дергунская В.А. проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов – М.: Просвещение, 2012. – С. 108-127.
  4. Комарова Т.С. воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез,2006.
  5. Леонова Н.Н. Художественно – эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
  6. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 96с. + цв.ил.
  7. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет– СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016.
  8. Образцова Т.Н. психологические игры для детей. – М.: ООО «Этрол»: ООО «ИКТЦ «Лада», 2005.
  9. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2017.
  10. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей– М.: Астрель,2019.


Предварительный просмотр: