Внеклассная работа

Гармаева Эржэна Бадмажаповна

Классный час во 2 б классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МОУ "Средняя общеобразовательная школа Поселья "

Школьная научно- практическая конференция

учащихся начальных классов

"Первые шаги-2022"

Номинация: История родного края

  Тема: «Достопримечательности Улан-Удэ»

                  Автор: Цыренгармаев Александр, 2 б класс

МОУ СОШ Поселья Иволгинского района                    

 Руководитель: Гармаева Эржэна Бадмажаповна

                                                                                             

Поселье, 2022г.

Введение

    Однажды  вечером, гуляя с родителями, я увидел интересный памятник в виде огромного креста на большом камне, он возвышался над рекой на краю обрыва, откуда открывался великолепный вид. Родители объяснили мне, что с этого места зародился наш город Улан-Удэ, и этот памятник является одной из многих достопримечательностей нашего города. И тогда мне захотелось более подробно узнать  и о других знаменательных местах нашего Улан-Удэ.

    Актуальность моей исследовательской работы состоит в том, что многие мои ровесники не очень хорошо знают историю нашего родного города и края.

Цель исследования:  познакомиться с историей развития города Улан-Удэ

Задачи:

- Выяснить значение исторических памятников, связанных с историей города.

- Рассказать о достопримечательностях нашего города.

        Методы исследования: наблюдение, фотографирование, теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из  библиотек, экскурсии.

          Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что ребята заинтересуются историей нашего края, и возможно захотят совершить экскурсии по достопримечательностям не только города Улан-Удэ, но и всей нашей республики Бурятия.

          Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что эти данные можно использовать  на уроках истории, классных часах в нашей школе, а также за ее пределами.

  В плане достопримечательностей Улан-Удэ представляет собой довольно интересное место. Наш город обладает богатым историко-культурным наследием, а в 1990 году, в подтверждение его уникальности и значимости, Улан-Удэ был включен в Список исторических городов России. На территории города расположено 234 объекта культурного наследия, среди которых 11 объектов федерального значения, а остальные 223 – республиканского значения.

  1. Место основания г. Улан-Удэ

Улан-Удэ был основан в середине 17 века как казачье зимовье Удинское на слиянии рек Селенги и Уды. Находится оно на скалистом правом берегу реки Уды у основания проспекта Победы. Именно здесь в 1666 году был основано Удинское зимовье, вокруг которого и вырос город Верхнеудинск. Об этих событиях свидетельствует мемориальный камень и два православных креста.

Место, выбранное для основания города, считалось у бурятов священным. Верхнеудинск (такое имя получил впоследствии город) очень скоро стал важным торговым центром, благодаря расположению на караванном пути из Москвы в Китай,...

  1. Памятник Владимиру Ильичу Ленину

  По своим масштабам занимает первое место в мире, являясь самым крупным изображением Ленина. Высота памятника достигает 7,7 метров. В виде двух половин скульптура была сделана на Мытищинском камнерезном заводе, после по железной дороге привезена в Улан-Удэ. Памятник был установлен 5 ноября 1971 года. Архитектурная композиция была награждена Государственной премией.

3. Этнографический музей народов Забайкалья

расположен в поселке Верхняя Берёзовка — в 8 км от Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья является крупнейшим музеем под открытым небом в России. Посетив уникальный музей, можно замечательно провести время всей семьей, узнав много интересного, получить массу ярких впечатлений. Он занимает территорию около 40 га, разделенную на тематические зоны. Во время экскурсии туристы увидят целый ряд колоритных исторических достопримечательностей: дома старообрядцев, крестьянское подворье XIX в., дацаны, захоронения периода Бронзового века. В экспозицию входят реконструкции традиционных обрядов бурятского и эвенкийского народа.

4. Памятник Гэсэру

 появился в городе в 2005 году. Это первый в Улан-Удэ конный монумент. Интересно, что решение об установке этого памятника было принято ещё в конце 90-х годов, когда Бурятия отмечала тысячелетие «Гэсэриады». Тогда на выбранном месте установили памятный камень. Автором скульптуры стал местный скульптор Александр Миронов.  После установки этого объекта, автор отказался от гонорара и объявил свою работу подарком городу.

5. Свято- Одигитриевский собор

первое каменное здание в городе Улан-Удэ. История собора очень интересна– памятник зодчества федерального значения, богата на события. Его возводили целых 44 года и освятили в 1785 г. Храм пережил серьезные землетрясения 1862 г. и 1885 г. В годы гонений на религию в стенах церкви размещались экспозиции краеведческого музея, а верующим ее вернули в 2000 г.  Архитектура собора тоже интересна, издали он похож на корабль.

6. Бурятский Академический театр оперы и балета.

Существует с 20 декабря 1939 года. Тогда  был музыкально-драматический театр. И только в 1949 год от него отделился данный театр. Вот уже семьдесят лет театр добивается своей цели- заставляет переживать и думать зрителей. На протяжении такого долгого существования у театра сложился большой и разносторонний репертуар.  В нём собраны традиции мирового театра и бурятские театральные традиции, которые заложило первое поколение актёров этого народа.

7. Дацан Ринпоче-багша открыт в Улан-Удэ в местности Лысая гора в 2004 году. Монастырь построен с благословения Его Святейшества Далай-ламы. В дацане установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. В 2005 году на территории  были установлены буддийские ступы. При обхождении ступ обретаются многочисленные заслуги и мудрость, так как назначение ступы - помогать живым существам очищаться от негативных проявлений и увеличивать позитивные. В 2009 году в дацане был установлен Колокол Четырёх Печатей – самый большой в России буддийский колокол. За колоколом находится забор, украшенный флажками «хий-морин», что в переводе с тибетского – Конь Ветра, древний символ удачи.  Их цвета символизируют стихии: белые – воздух, желтые – землю, красные – огонь, синие – небо, зеленые – воду. Еще одна местная реликвия – 350-килограммовые четки, вырезанные японским монахом в дар буддийскому храму из африканского дерева, которому 2000 лет.
Перед тем, как войти в дуган выполните гороо – обойдите его по часовой стрелке. Покрутите хурдэ - красные цилиндры, внутри которых – молитвы на тибетском языке и священные мантры. Тем самым, вы очищаете себя и пространство вокруг.

8. Скульптура Мать- Бурятия (Гостеприимная Бурятия )

Главной скульптурой города Улан-Удэ по праву считают памятник под названием «Мать-Бурятия» или «Гостеприимная Бурятия». Её установили в республике в 2002 году на краю возвышенности, прямо в центре города. Статуя считается продолжением комплекса академического театра оперы и балета.
Однако в 2008 году «Мать» перенесли и установили возле Селенгинского моста. С того момента памятник встречает гостей города, которые едут по дороге из аэропорта. Такое расположение напоминает Статую Свободы в Нью-Йорке.

Заключение

    Проведя исследовательскую работу на тему «Достопримечательности Улан-Удэ» я открыл для себя очень много нового и интересного. Я узнал историю возникновения памятников, людей, которые их делали. Узнал, как зарождался и развивался наш город. Работа позволила лучше узнать свою малую родину, увидеть места, которые связаны с событиями, повлиявшими на дальнейшую жизнь города. Прошло очень много времени, сменилось  несколько поколений, забылись имена,  но они были и мы должны знать, как они жили, чем занимались.  

Познакомившись с историческими фактами, узнав как было, раньше и что есть уже в наши дни  осознал, и оценил произошедшие изменения.

Все, что есть ценного в нашей культуре, существует благодаря прочной связи прошлого с настоящим. Знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

Список используемой литературы:

1.  Паздникова З.И., Карпова Р.И., Ступина С.А. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2010. - 160с.

2. Развитие личности ребенка в условиях Байкальского региона // сборник научных трудов. – Улан-Удэ БГУ. 2003.

3. Дагбаева Н. «Байкальский сундучок», М.: ПРООН,2012



Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе от 01.09.22г

Тема: День Государственного флага РФ

Цель:  способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

- Образовательные:  познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

- Развивающие:  способствовать развитию навыков  аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

- Воспитательные:  воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Ход классного часа:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

- Сегодня на классном часу мы поговорим с вами о символах нашего государства – Российской Федерации.

- Какие символы относятся к нашему Государству? (Гимн, герб, флаг) (Слайд)

- Но сегодня наш классный час мы посветим именно флагу, так как совсем недавно был праздник, посвящённый Флагу Российской Федерации.  

- Скажите, когда День Российского флага? (22 августа) (Слайд)

- На классном часу мы подробней познакомимся с историей Российского флага.

- Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете. (Мама, друг, школа, родина…)

- Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. (Слайд)

  1. Человек без Родины – что соловей без песни.
  2. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

- В этих пословицах говорится о Родине.

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Слайд)

- Что вы поняли из этой песни?

- Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд) (Отечество, отчизна)

- Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- А наша Родина – Россия (Слайд)

- Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны? (Москва.) (Слайд)

- Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?

На доске слова Москва, Россия, берёза, школа, учитель. Из выделенных букв составьте слово. (Слайд) (Кремль)

-  Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства. (Слайд)

- Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

- Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

- По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.

- Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.

- Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе. Вам нужно раскрасить флаг РФ в правильно последовательности.

- Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.

Викторина.

  1. От какого слова произошло слово «флаг».
  2. Назовите день Государственного флага РФ.
  3. Что обозначает красный цвет флага?
  4. Что обозначает синий цвет ?
  5. Что обозначает белый цвет?
  6. Где можно увидеть государственный флаг?

- И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова

Россия

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок - состоит из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно ли по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

Как берег или река.

Неразделимы ливни.

И ветер, и облака.

Вот так и Россия одна.

У радуги - нет половинок,

И если волна – то волна,

И нету полуросинок,

Учитель. Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!

Резерв: Видео про Государственный флаг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Герб Российской Федерации

Слайд 3

Флаг Российской Федерации

Слайд 4

22 августа – День Государственного ф лага РФ

Слайд 5

Человек без Родины – что соловей без песни. На чужой стороне Родина милей вдвойне .

Слайд 6

Песня «С чего начинается Родина»

Слайд 7

РОДИНА отечество, отчизна; колыбель; родная сторона (сторонка); родной край; родная страна; родная земля; родные места…

Слайд 8

РОДИНА - РОССИЯ

Слайд 9

Москва – столица России

Слайд 10

ре к а, Р оссия, б е рёза, М осква , шко л а, учител ь Кремль

Слайд 11

Кремль

Слайд 12

Флаг – символ Государства



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Поселья»

Исследовательская работа

Тема: «Вред и польза конфет»  

Выполнила:

Ученица 2 «б» класса

Митыпова Сарана Батоевна

Научный руководитель:

Гармаева Эржена Бадмажаповна

с.Поселье

2022 г.

Содержание

Введение

3

  1. История происхождения конфет

4

  1. Полезно или вредно есть конфеты?

5

2.1           В чем польза сладкого?

5

2.2.          В чем вред сладкого?

5

  1. Исследования состава конфет

6

  1. Анализ анкетирования

6

  1. Исследование состава конфет

6

Заключение

7

Список литературы

8

Введение

Дети и многие взрослые очень любят конфеты. В нашем классе существует хорошая традиция: в День рождения именинник угощает конфетами или сладостями весь класс. Однако мы часто слышим, о том, что конфеты вредны для здоровья.

Мне стало интересно узнать, что же такое конфеты, почему их нельзя есть столько, сколько хочется, откуда и как они появились, действительно ли они могут быть и полезными, и вредными для нашего здоровья?

Поэтому темой своей исследовательской работы я выбрала тему "Вред и польза конфет".

Цель:

Выяснить, какую пользу или какой вред организму человека может принести употребление конфет.

Задачи:

- познакомиться с историей происхождения конфет;

- узнать о полезных и вредных свойствах конфет;

- выяснить, какими заболеваниями может заболеть человек при неограниченном употреблении конфет и сладкого;

- провести анкетирование среди учащихся 2 «б» класса;

- поделиться полученными исследованиями при проведении классных часов, посвященных здоровому образу жизни.

Гипотеза:

Предполагаю, что если конфеты употреблять в умеренном количестве, то они положительно воздействуют на организм человека.

Объект исследования:

Конфеты.

Предмет и методы исследования:

- сведения о конфетах;

- анализ, обобщение информации;

- анкетирование;

- наблюдение.

  1. История происхождения конфет.

Слово "конфета" произошло от латинского «конфектум» – "изготовлено". И первые конфеты продавались в аптеках. Это были засахаренные или переработанные в варенье фрукты, и их использовали как лекарство.

Более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мед, инжир и орехи – так появились самые первые в мире конфеты. На Востоке конфеты делали из миндаля.

В Древнем Риме рецепт конфет из орехов, маковых зерен, меда и кунжута держался в строжайшей тайне.

На Руси конфеты готовили из кленового сиропа, патоки и меда. Роль конфет выполняли варенные в меду яблоки, груши и сухофрукты.

В Европе пили сладкий сироп, но он использовался для того, чтобы запить неприятный вкус лекарств.

В  Париже делали конфеты десятков видов, придавая им форму фруктов, зверей и птиц. У конфет богатая история и много интересных фактов.

Согласно ГОСТу кондитерские изделия делятся на сахарные и мучные.

К сахарным изделиям относятся: карамель, конфеты, шоколад, мармелад, пастила, зефир, халва, ирис, драже, восточные сладости.

  1. Полезно или вредно есть конфеты?
  1. В чем польза сладкого?

В состав конфет входят углеводы, жиры, немного белков, совсем мало витаминов и минералов. Углеводы являются источником энергии для нашего организма, повышают умственную и физическую работоспособность, поднимают настроение. Из этого следует, что сладости детям полезны!

Так же вещества содержащиеся в темном шоколаде оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему.

В Европе первым средством от кашля был именно шоколад!

Шоколад является одним из стимуляторов выработки "гормона удовольствия" – серотонина. Людям дарят конфеты и торты, потому что в них находится "кусочек" счастья и удовольствия.

Вот сколько полезных свойств у конфет! Но все таки неограниченное употребление конфет вредно для организма. Об этом в следующем разделе…

  1. В чем вред сладкого?

Все сладости содержат сахара. Сахароза образует молочную кислоту, повышающую кислотную среду во рту. Результат – зубная эмаль остается незащищенной, образуется кариес.

От сладкого может нарушиться обмен веществ, что зачастую приводит к ожирению. Повышается нагрузка на печень.

Ежедневное употребление шоколада может вызвать значительные проблемы с кожей (например – диатез), спровоцировать аллергию.

В последнее время в производстве сладостей используют пищевые добавки. Они могут вызвать утомляемость, беспокойный сон и даже снижение умственных способностей.

  1. Исследования состава конфет
  1. Анализ анкетирования

Я провела анкетирование среди первых классов нашей школы. Всего в опросе принимало 30 учащихся. Результат анкетирования показал, что все дети любят и употребляют конфеты в большей или меньшей степени.

На вопросы

"Как часто вы употребляете конфеты?":

- 20 - ответило несколько раз в день,

- 8 - 1 раз в день,

- 2 - редко.

"Знаете о пользе конфет?":

- 15 ответили Да,

- 5 Нет,

- 10 Хотели бы узнать

"Знаете о вреде конфет?":

- 18 ответили Да,

- 2 Нет,

- 10 Хотели бы узнать

"Ваши самые любимые конфеты?":

- шоколадные - 10,

- карамельные - 4,

- ирис - 5,

- мармеладные - 7,

- желейные - 2,

- суфле - 2 .

  1. Исследование состава конфет

Выяснив предпочтения с помощью анкетирования, я исследовала состав этих конфет на содержание добавок. Практически в составе всех конфет увидел букву Е и рядом с ней цифры. В расшифровке буквы Е помог "всемогущий" интернет.

Пищевая добавка

Исследуемые конфеты

Е476 – потребление в больших количествах приводит к увеличению печени и почек

Шоколад: "Альпенгольд", "Блаженство", "Российский", «Ярче»

Е102 – может вызвать приступ астмы

Мармелад, зефир "Шармель"

Е162 – краситель полученный из свеклы, может содержать нитраты, не рекомендуется детям

Леденцы Чупа-Чупс

Е182 – добавляют для насыщенности цвета

Ирис "Золотой ключик"

Е492 (сорбитан стеарат) - Как правило, это задержка роста, увеличение печени, ожирение, фиброз, раздражение слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта.

«Ярче»

Заключение

Работая над темой, я узнала историю возникновения конфет, шоколада. Изучила состав некоторых видов конфет, выяснила, какие из компонентов в составе конфет вредны, а какие полезны.

Я узнала, конфеты оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на организм человека.

Умеренное потребление конфет в пищу благотворно влияет на настроение человека, является источником энергии.

Неограниченное поедание конфет уменьшает количество витаминов в организме, сахар "съедает" запас витамина В, разрушает зубы и в целом плохо влияет на организм.

Это лишний раз подтверждает мою гипотезу, что маленькая плитка шоколада или две конфеты никакого вреда не принесут, а окажут положительное влияние на организм.

Кушайте конфеты, будьте в хорошем настроении, но знайте меру!

Литература

  1. Зинец И.И. Здоровье и питание. Перьмь: Пермское книжное издательство, 1991 г.
  2. Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва: Филологическое общество "СЛОВО", 1994 г.
  3. Энциклопедия для детей. Москва: издательство "Аванта", 2000 г.
  4. Статья "Вкусные конфеты". Развивающий журнал для детей "Лунтик" № 10, 2014 г.
  5. http://edaplus.info/e-additive.html
  6. http://konfetov.ru



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие во 2-м классе "Дружба! Какое чудесное слово".

Гармаева Э.Б- учитель начальных классов


Цель: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.

ХОД УРОКА

Звучит песня “Песенка о дружбе” <Слайд 1>. Презентация

В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой! (С. Михалков)

Ведущий: Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово. Что вы представляете?

Дети: (отвечают).

Ведущий: Как вы думаете, что такое дружба?

Дети: (отвечают).

Ведущий: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Итак, что же такое дружба? <Слайд 2>

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

Ведущий: Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Дети:

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Ведущий: А с чего начинается дружба?

Дети: С улыбки. <Слайд 3>

Ведущий: Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.

Звучит песня “Улыбка”.

Ведущий: Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.

Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.

Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.

Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!

Так что же это?

Дети: Улыбка.

Ведущий: А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо. <Слайд 4>

Ведущий: А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга? <Слайд 5>

Дети: (отвечают). Радость.

Ведущий: Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)

Дети: выбирают карточки.

Ведущий: Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).

Ведущий: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. (Р. Гамзатов)

Звучит песня “Настоящий друг”.

Игра “Отдам тебе то, что есть у меня”

Встать в круг. Один из участников начинает игру словами, например: “Тебе, Мария, отдам то, что есть у меня…”. Произнося эти слова участник делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Марии и передает ей это. Мария, в свою очередь, “принимает подарок” обеими руками. Не важно, что это за подарок. Достаточно, если участник поймет, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Мария должна решить, кому бы она хотела сделать подарок и “передает” его с теми же словами: “Тебе, Саша, дам то, что есть у меня”. Игра заканчивается, когда каждый получает хотя бы один подарок.

- Что понравилось больше – дарить или получать подарки.

Дети: (отвечают).

Ты да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля!

Ведущий: Какое надежное и емкое слово… Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы ее понимаете?

Дети: (отвечают).

Ведущий: А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Игра “Закончи пословицу” <Слайд 6>

Пословицы и поговорки о дружбе.

Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).

Человек без друзей, что дерево…(без корней).

Друга ищи, а найдешь…(береги).

Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).

Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).

Друг познается… (в несчастье).

Без друга в жизни… (туго).

Ведущий: Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Дети: (отвечают).

Ведущий: Сейчас мы проведем викторину.

Викторина “Кто с кем дружит?”

Задания:

  1. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
  2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
  3. Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)
  4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
  5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
  6. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
  7. Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)

Ведущий: Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете себе настоящих друзей – литературных героев.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ, друг. (В. Боков)

Обзор выставки книг.

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Ведущий: В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.

Послушайте стихотворение.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: “Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки”.
Я шепчу: “Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки”.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”
Есть разряд у Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: “А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать”.
А девчонки на дыбы!
Говорят: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
“Срочно требуется друг”. (А.Л. Барто)

Ведущий: Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?

Дети: Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.

Ведущий: А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям?

Дети: (отвечают).

Ведущий: Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 7>

Правила общения:

- искренне интересуйтесь другими людьми;

- улыбайтесь;

- помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;

- будьте хорошим слушателем;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника;

- помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.

Ведущий: Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба! (А. Островский)

Звучит песня “Все мы делим пополам”. <Слайд 8>

Ведущий: Настоящие друзья все делят пополам. А сейчас послушайте стихотворение и скажите, можно ли таких друзей назвать настоящими?

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног.  (С.Я. Маршак)

Игра “Рукавички”. <Слайд 9>

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Ведущий: Послушайте внимательно басню Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.

Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.

- Чему учил отец своих детей?

Дети: (отвечают).

Ведущий: Посмотрите отрывок из мультфильма “Зимняя сказка” и ответьте на вопрос: кого из героев можно назвать настоящим другом.

Дети: (отвечают).

Дружба – это свет и радость,
Это песни, игры и мечты.
Дружба – это краски радуг,
Дружба – это я и ты.
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы стали распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

Ведущий: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. <Слайд 10>

Основные законы дружбы.

  1. Один за всех, и все за одного.
  2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  4. Радуйтесь вместе с друзьями.
  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Игра “Паутинка”. <Слайд 11>

Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сказать своему другу что-то доброе.

Клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины.

- Зачем мы сплели такую паутину? Что вы чувствуете?

После этого снять паутинку.

Упражнение “Закончи предложение”. <Слайд 12>

Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:

- “Настоящий друг – это тот…”

- “Друзья всегда…”

- “Я могу дружить с такими людьми, которые…”

- “Со мной дружат потому, что…”

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье –
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба – это значит дети.
Дети – это значит мы.

Ведущий: Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.

Звучит песня “Дорога добра”.