Памятки для обучающихся и их родителей

Матенко Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

 «Детская тревожность»

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. Вопрос о причинах возникновения подобного состояния в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин ее возникновения считают нарушения детско-родительских отношений. Способствовать повышению тревожности у детей могут:

  • Неудовлетворенность родителей своей жизнью: работой, материальным положением, жилищными условиями. Тревога родителей часто передается детям.
  • Высокие притязания и сильная неуверенность в себе. Такой конфликт порождает у ребенка чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Это приводит к перегрузкам и перенапряжению, которые ведут за собой нарушения внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.
  • Неадекватные требования к ребенку со стороны родителей — завышенные, противоречивые, негативные требования, которые могут унизить или поставить ребенка в зависимое положение.
  • Неблагополучная обстановка в семье – конфликты родителей, развод, смерть близкого человека.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности присуща ребенку-астенику, склонного к пессимизму. Чаще всего такое качество перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некоторый эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое, даже иногда самое незначительное, изменение в его привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией и является результатом определенных событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом. Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится отвечать у доски, боится ошибиться, получить плохую оценку. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют к ним слишком завышенные требования и часто сравнивают их с более успешными сверстниками.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Родителей таких детей нужно просить не заострять внимание на существующих соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий его фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Но тревога – это не всегда негативное состояние. Достаточно часто она становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека, и в частности, ребенка. Различают два вида тревоги: мобилизующая и расслабляющая. Какой вид тревоги будет испытывать человек, во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, а если же, напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление трудностей, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Характерные черты тревожных детей

Ваш ребенок тревожный, если:

  • он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  • у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  • у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  • он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  • у него повышенная утомляемость;
  • он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него очень развито чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • он по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

(рекомендации для родителей тревожных детей)

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.


Предварительный просмотр:

«Как вести себя во время экзамена. Повышаем стрессоустойчивость»

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена:

1. За день до начала экзамена постарайся отдохнуть.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен».
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты многое знаешь, ты готовился и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки, затем расслабь.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды),

— выдох.
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении бланков. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания.

Психологи детского телефона доверия всегда готовы оказать психологическую поддержку, а в период экзаменов помогут подобрать подходящие способы борьбы со стрессом, посоветуют техники релаксации, эффективного планирования и подготовки к экзаменам. Обязательно звони по номеру 88002000122 — это бесплатно, безопасно и анонимно.



Предварительный просмотр:

Дочь попала под влияние подруги и потеряла себя: что делать?

Иметь надежного друга в подростковом возрасте — большая удача. Учась доверию и одновременно выстраиванию границ, подростки не всегда могут отличить здоровые отношения от токсичных. Дело в том, что желание дружить, как и страх одиночества и отвержения, в этом возрасте очень сильны. В итоге многие подростки быстро попадают под влияние так называемых друзей.

Маркеры «нездоровых отношений» достаточно заметны. Например, ребенок становится более замкнутым и агрессивным, часто сомневается в себе, пытается подражать другу, отношения с которым приоритетны, готов променять любые дела и даже праздники на общение с другом. Ребенок яростно защищает своего героя от любой критики, и если родителям друг не нравится, то отдаляется от них.  

Попала под влияние подруги и четырнадцатилетняя Катя (имя изменено), чья мама обратилась к психологам службы.

 «Катя всегда была доброй и заботливой девочкой, но не очень уверенной в себе. Перейдя в новую школу, она очень изменилась: стала хамить, вести себя как-то слишком нагло. Я поговорила с учителями и выяснила, что и в школе она ведет себя вызывающе. Возможно, причина этого — дружба с Олей, одной из звезд класса. Катя ее во всем слушает: слово подруги для нее — закон, привязана к ней, как собачка. Страшно за нее! Где самоуважение? Я пыталась убедить дочку прекратить дружбу, в которой теряешь себя, но ничего не вышло. Она отказывается слушать.  Вижу, что и ей такая роль не по душе: то уроки делает за двоих, то любимые вещи дает носить, то идет, куда не хочет. И переживает. Как быть, чем помочь ребенку?»

Прежде всего, родителям стоит успокоиться. И поговорить. Не надо начинать диалог с детьми, если вы раздражены или тревожны — им тоже будет неуютно и страшно. Наша задача — вернуть доверие, снизить страх ребенка, показать, что мы по-прежнему на его стороне. Тут не место категоричным высказываниям, которые вызовут еще больший протест.

Установите визуальный контакт или обнимите подростка. Начните издалека: «Я заметила, что ты часто грустишь в последнее время. С тобой все в порядке? Могу я чем-то помочь?».

Если ребенок идет на контакт, то поговорите о том, что его беспокоит, как он себя воспринимает, насколько доволен собой, за что себя уважает и какими достижениями гордится. Если ребенок молчит, но слушает, сами напомните о качествах, которые вы в нем цените.

Хорошо поговорить об отношениях вообще, о том, как вы в детстве выбирали друзей и проверяли их на прочность, как защищали свои границы и интересы. Помогите ребенку задуматься: если отношения приносят боль и разочарование, если после общения ты чувствуешь себя разбитым, или уставшим, или пристыженным, то что не так? Можно сравнить данные отношения с другими, где ребенок был счастлив и рад.

Нельзя просто сказать, например, Кате: «Ты попала в созависимые отношения, и это опасно». Родителям важно открыто поговорить о чувствах — как своих, так и подростка. Мама или отец могут осторожно сказать: «Дочь, я хотела поговорить о твоих отношениях с Ольгой. Конечно, я могу ошибаться, но твоя дружба с ней кажется несколько странной. Не похожа она на настоящую. Как ты себя чувствуешь, когда она командует тобой и распоряжается твоими вещами? Или когда ты постоянно делаешь для нее задания? Дружба должна приносить радость. Что ты думаешь по этому поводу?»

Нужно помнить, что подросток поначалу видит только то, что ему хочется: на него обратили внимание, он не одинок. Именно поэтому он может «цепляться» за так называемого друга.

Как выйти из «нездоровых отношений»?

— Научите ребенка замечать свои потребности — «Я хочу» и «Я не хочу» — и четко заявлять о них. В нездоровых отношениях легко перепутать – кто чего хочет. Если ты что-то делаешь из страха – то это точно не твое желание.

— Больше хвалите ребенка и отмечайте даже небольшие достижения, обращайте внимание на его сильные качества. Не скрывайте, что гордитесь дочкой или сыном.

— Рассказывайте ребенку о том, в каких случаях и как вы выходите из болезненных отношений. Вспоминайте случаи из своего подросткового опыта и реальные чувства в тот момент. Страх конфликта может останавливать подростка от того, чтобы заявить о своих чувствах человеку, с которым дружит, но если он узнает, как справлялись со своим страхом родители, то попытается последовать их примеру.

— Предложите сыну или дочери обсудить со своей подругой (другом) – неприятные ситуации, например: «Почему ты берешь мои вещи без разрешения?», «Что ты готова сделать для меня взамен задания по химии?». Важно донести до детей, что в здоровых отношениях всегда присутствует обмен: эмоциями, мыслями, результатами, действиями. Мы все обмениваемся, и если это происходит искренне, то приносит много радости и удовольствия обоим участникам.

 — Предложите дочке проверить подругу и убедиться в искренности ее намерений. В этом помогут вопросы из этой статьи. 

— Обсуждайте варианты решений, когда у каждого члена семьи разные желания. Такой опыт позволит подросткам и в дружеских отношениях быть открытыми и отстаивать свою точку зрения: «Давайте обсудим и вместе решим – какой вариант устроит всех нас?»

— Если подростку трудно выйти из нездоровых отношений – спросите, нужна ли ему помощь, и в чем именно? Возможно, семейный ужин станет серьезным аргументом, чтобы сказать фальшивому другу: «Нет, я сегодня не пойду с тобой гулять».

— Любые отношения, даже нездоровые, в какой-то мере ценны, и могут приносить страдания и грусть при завершении. Не стоит слишком быстро утешать подростка, мол, «ничего страшного, найдешь нового друга». Помогите пережить разочарование, обиду, боль. «Расставание — тяжелое испытание, особенно с близкими людьми. Но это — опыт и наука на будущее». Напомните, если что-то плохое из жизни уходит, то скоро непременно придет хорошее.  

Если ребенок не хочет обсуждать с вами эту деликатную тему, то посоветуйте ему позвонить на Детский телефон доверия — 88002000122. Психологи смогут найти нужные слова, чтобы помочь. 



Предварительный просмотр:

Как наладить и сохранить контакт с подростком

  1. С самого детства начинайте формировать у ребенка культуру безопасного поведения в целом, ведь то, как мы ведем себя в интернете, часто отражает наше поведение в обществе. Уделите внимание и потренируйте на практике важные для подростков навыки безопасного поведения интернете: смс активации услуг, как безопасно совершать покупки в интернете, как отличить мошенников и провокаторов в смс и электронных рассылках, как распознать фишинговые сайты и т.д. Вам в помощь проект Роскомнадзора «Персональныеданные.дети» — http://персональныеданные.дети
  2. Для защиты детей от нежелательного контента в сети Интернет создано много сервисов, в том числе проект «Дети онлайн». Эксперты проекта помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью несовершеннолетних при использовании Интернета.
  3. Важно узнать ближе реальное окружение Вашего ребенка и способствовать тому, чтобы он как можно больше проводил время с друзьями в живом общении.
  4. Больше поддерживайте Вашего ребенка, узнавайте как у него дела не только в вопросах учебы, но в отношениях с ровесниками и учителями, насколько он выдерживает школьный стресс и нагрузки. Берегите Ваши отношения от конфликтов и давления, сохраняйте баланс честности требований и привилегий, похвалы за достижения и критики за проступки и не сделанные обещания. Подростки особо чувствительны к теме справедливости и прежде всего они не выносят двойных стандартов, когда для того, чтобы «убраться дома и посидеть с сестренкой они уже взрослые», а для «прогулок вечером с друзьями, девушкой, парнем и дискотеки еще совсем малы». Они всегда отличат Ваш искренний интерес и заботу от контроля и попытки переложить взрослые заботы на них. Они готовы поддерживать правила, если Вы принимаете их совместно и заранее и соблюдаете обоюдно.
  5. Как можно больше займите свободное время ребенка событийным и значимым для него досугом и возможностью выбора и влияния на то, что будет делать не только он, но и вся семья! Найдите творческую и позитивную альтернативу опасным и экстремальным играм в виде подземных квестов, пейтболла, активного спорта, необычных путешествий, в совместных кулинарных поединка, в походах в любимые магазины, выставки и арт-пространства.
  6. Помогите ребенку самому рационально и критически посмотреть на это явление, поддержите и позитивно отреагируйте на социальную компанию самих подростков в интернете в поддержку ценности жизни. Не бойтесь поговорить с ним на тему смерти и суицида в случаи необходимости, это не должно быть излишне табуировано и секретно в общении между вами, чтобы не пробуждать в подростках желания из любопытства зайти туда и разобраться без Вас. В этом Вам поможет статья, специально адресованная ему.

Прочитайте рекомендации для самих подростков на эту тему тоже

  1. Как мы с Вами знаем, подростки будут делать не то, что мы им говорим, а то, что делаем мы сами и что неосознанно транслируем своим поведением. Если родители все вечера и выходные проводят в социальных сетях, то и ребенок будет повторять за ними. Именно поэтому важно показывать личным примером позитивный настрой и умение справляться с трудными ситуациями, не переставая при этом ценить жизнь во всем ее многообразии. Часто именно от Вас он получает формулу, как пережить трудности, продолжать верить в себя и превращать испытания в урок и опыт.
  2. Говорите «по душам» с ребенком просто так и даже, когда возможно он задает вопрос и обсуждает ситуацию якобы какого — то друга или знакомого, порой таким скрытым опосредованным способом они говорят о себе и своей проблеме. Им важно чувствовать право на ошибку и что если они поделятся чем-то особо личным, они не будут наказаны и ограничены в свободе и общении с ровесниками.

Именно близкий и доверительный контакт поможет Вам не только сохранить поддерживающий контроль за\над событиями в жизни Вашего ребенка, но и убережет его от негативного влияния сверстников и потребности искать поддержку у сомнительных персонажей в Интернете. Готовность Вашего ребенка в трудную минуту прийти именно к Вам за советом и просто с желанием поделиться личным не сравниться ни с какими депрессивно настроенными сообществами и группами в интернете.

Ваш близкий эмоциональный контакт сильнее и важнее чем любой контент в интернете.



Предварительный просмотр:

Как научить подростка не обижаться?

Подростки очень чувствительны — задеть их за живое может любая мелочь. Обиду в этом возрасте переживают долго и болезненно, потому что нет жизненного опыта, зато бушуют гормоны и юношеский максимализм.

Обидчивые подростки не пытаются разрешить конфликтную ситуацию, а застревают в ссоре и самооправданиях. Они считают, что их недооценивают, недолюбливают, что редко соответствует действительности: согласно исследованиям, обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми.

«На обиженных воду возят»

Суть этой всем известной поговорки в том, что обижаться и долго держать обиду в себе не стоит — себе дороже, а фольклор, как известно, несет в себе мудрость веков.

Обида — разрушительное чувство: оно направлено непосредственно на самого человека, а не на того, кто обидел. Привычка обижаться — позиция малыша, не умеющего брать ответственность за свое настроение. Подростки мечтают поскорее стать взрослыми, следовательно, им надо научиться анализировать события и делать выводы.

Нельсону Манделе — лауреату Нобелевской премии мира — принадлежит отличный афоризм: «Обижаться и негодовать — это все равно что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов».

Как только заметите, что подросток обижается по мелочам, принимайте меры: разговаривайте с ним о чувствах, разбирайте их, приводите примеры.

Схема работы с обидой

  1. Признать чувство. Первое и самое важное – научить подростка осознавать чувство обиды. Он должен признать, что его крик, слезы или молчание – это результат обиды, а не плохого настроения.
  2. Выяснить причину. Самое время проговорить и обсудить ситуацию. Что вызвало обиду? Что именно задело?
  3. Сверить внутренние показатели с реальностью. Постараться отбросить эмоции и посмотреть, что произошло на самом деле, ничего не преувеличивая и не додумывая. Возможно, обида надуманная.
  4. «Выставить счет» обидчику. Не надо замалчивать обиду, дуться, уходить от контакта — обида от этого никуда не денется. Надо высказать обидчику свое недовольство.

Если обидчивость приобрела масштабную форму, предложите своему подростку вести «Дневник обид». Формулировка может быть примерно такая: «Я понимаю, что твои обиды небезосновательны. Давай ты всю неделю будешь подробно записывать в дневник каждую обидную ситуацию: кто участвовал, действия и слова, что именно вызвало у тебя обиду. А в конце недели мы вместе в этом разберемся.».  

К концу недели, подросток успокоится. События, произошедшие несколько дней назад, будут выглядеть в совсем ином свете. Читая свои мысли и анализируя ситуацию, он сможет понять, насколько объективна была его реакция. Какой результат дала его обидчивость и решила ли она проблему? Как можно было лучше и безболезненней выйти из ситуации?

Важно!Донесите до ребенка, что его обида вредит только ему! Обидчику его чувства могут быть не только безразличны, но даже и неизвестны. И пока он обижается и мучается,  обидчик живет спокойной жизнью и даже не вспоминает об инциденте. Накопление обид и замалчивание проблем неконструктивно! Намного эффективней озвучивать свое мнение, проговаривать и обсуждать проблемы, искать оптимальные решения.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка безопасно реагировать на злые шутки и провокации в Интернете?

Несмотря на то, что сейчас дети в основном находятся дома, за компьютерами, спокойными за них быть не приходится: агрессивные тролли, хейтеры, с сарказмом и злобой обсуждают всех, кто попадется им на глаза — лишь дай повод зацепиться.  

Не все понимают, как защитить себя и не дать виртуальным обидчикам новый повод для травли.

Подростки особенно чувствительны к социальной оценке и очень болезненно реагируют на колкие замечания, в частности, если это касается их внешности. Родительская фраза — «не обращай на это внимания» — может обидеть, так как для них это — обесценивание ситуации и лишний повод задуматься, стоит ли в следующий раз делиться переживаниями.

Для начала надо проанализировать, не сам ли ребенок провоцирует негатив в свой адрес. Помогите ему разобраться в этом.

В онлайн-пространстве высказывать свое мнение довольно просто и безопасно, при этом свобода слова нередко переходит в негативные и даже жестокие комментарии под постами и фотографиями. И если ребенок поведется на эти провокации и заденет осиное гнездо троллей с большим количеством подписчиков, то возникнет риск группового осуждения и унижения.

Дети сами могут вызвать негативные комментарии своими шуточками и замечаниями на страничках друзей и знакомых, поэтому им стоит хорошенько думать о том, с какой целью они что-то постят или комментируют.

Разберите вместе как реагировать на злые шутки и комментарии

Шаг 1. Не стоит отвечать на злобный комментарий сразу

  • Посоветуйте взять небольшую паузу и успокоиться. Конечно, не стоит ждать, пока пост обрастет негативом со всех сторон, но маленькая психологическая пауза поможет ответить более осознанно и подготовить четкие и стратегически верные ответы.

Шаг 2. Оценить уровень адекватности комментатора

  • Прежде, чем реагировать на негативный комментарий, стоит оценить уровень адекватности автора. Если это прямые оскорбления, нецензурная брань, публичное унижение, то надо блокировать таких пользователей и жаловаться в службу защиты социальной сети. Не надо тратить на них свое время и нервы. Если комментарий больше напоминает спор, критическое замечание, то слишком долго медлить с реакцией не стоит.

Шаг 3. Важно не уподобляться комментатору и не отвечать гадостью на гадость — это усугубит ситуацию

  • Какие бы ребенок не испытывал эмоции, научите его всегда оставаться тактичным и доброжелательным. Обычно это обезоруживает нападавшего, так как он не получает тех эмоций, на которые рассчитывал. Можно ответить фразой типа“Воу-воу, полегче)) Всем не угодишь, а портить свою виртуальную карму ответной агрессией я не планирую”.

Шаг 4. Помогите ребенку научиться отвечать на комментарии

  • Некоторые комментарии могут указывать на какие-то реальные ошибки, и тогда конструктивная критика может быть полезной.  Периодически показывайте ребенку примеры, как вы сами реагируете на провокационные комменты и что пишите в социальных сетях. Просматривайте вместе профили и посты знакомых ваших детей и разбирайте сложные моменты в формате партнерского обсуждения «как лучше на это ответить», а «вот так не стоило» и почему.

Шаг 5. Научите ребенка воспитывать своих подписчиков и самому определять границы дозволенного на своей страничке

  • Негативные комментарии и провокации в соцсетях публичны, поэтому и реагировать на них нужно так же. Исключение составляют личные и интимные вещи, которые ребенок не хочет и не считает нужным выносить на всеобщее обозрение. В этом случае можно использовать формулировку«Я не обсуждаю это здесь, ответил в личку». Данная форма продемонстрирует «сообществу», что комментарий не оставлен без ответа, а хозяин страницы соблюдает личные границы.

Шаг 6. Ребенок должен понимать, что его страница — это его пространство

  • Только он решает, кто будет в списке друзей и кто может иметь доступ к страничке. В конце концов, тех, кто его необоснованно оскорбляет и унижает, всегда можно заблокировать и удалить из друзей. Можно заявить об этом публично, чтобы обозначить свои границы:«Наш разговор зашел в тупик)) Каждый из нас имеет право на свое мнение. Я не готов терпеть подобное обращение. Бан.”

Шаг 7. Запишите ребенка на онлайн-курсы блогеров, предложите посмотреть обучающие ролики от опытных профессионалов по этой теме

  • На близких ему примерах и конкретных кейсах опытные наставники, которые будут для него авторитетом, быстро и эффективно научат его защищать себя в сети и достойно выходить из любых перепалок, возможно, даже получив признание.

Конечно, важно выстроить с ребенком такие отношения, при которых он всегда может обратиться к вам за советом, если столкнется с негативом в сети. Вы можете как родитель гордиться собой, если ребенок пришел к вам с вопросом “Мне тут какой-то тролль активно пишет и поливает грязью, никак не отвяжется. Если я ему так отвечу, как думаешь, сработает? Лучше ответить или сразу забанить, ведь там все мои уже прочли?”.


Дайте понять ребенку: если он столкнется с серьезным кибербуллингом, то помимо вашей поддержки всегда может воспользоваться анонимной службой Детского телефона доверия 8 800 2000 122. В подобных ситуациях ребенку очень важно выговориться, перестать чувствовать себя «жертвой» чьей-то жестокой шутки или мести и продумать, как выйти из ситуации и извлечь опыт на будущее.



Предварительный просмотр:

Как составить правила для подростка

Наши дети хотят свободы, а во взрослой жизни им гарантировано потребуются ответственность и самоконтроль. Помогут установленные дома правила — они посодействуют формированию у подростка самоконтроля и уважения к себе и окружающим.

Правила охватывают разные стороны жизни. Рассмотрим основные.

Правила безопасности

Многие подростки считают, что плохое «никогда с ними не случится». Они к тому же импульсивны, поэтому правила безопасности необходимы. Например:

  • Запрещенные вещества. Важно обсудить не только вред наркотиков и алкоголя, но и последствия: что бывает с ребятами, пойманными на экспериментах с запрещенными веществами, и что предпримите со своей стороны вы.
  • Время возвращения домой. Ночь — небезопасное время для прогулок подростка, и возвращаться домой стоит не позднее 22.00, например. Оговорите наказание.

Правила поведения в семье

Родители нередко жалуются на ложь детей и неуважительное отношение. Проясните подростку свои ожидания.  

  • Честность. Последствия проступка будут более серьезными, если дочь/сын попытается солгать, чтобы скрыть «следы преступления».
  • Уважительное отношение к членам семьи.  Оговорите недопустимость грубых слов, хлопанья дверями, отказ от разговора. Так же, общаясь с родителями, запрещается сидеть, подчеркнуто развалившись и/или нацепив наушники, не отвечать на вопросы. Не согласен — скажи, с чем именно, и что предлагаешь. Уважительно.

Правила свободного времени

Досуг современных школьников сводится к серфингу в Интернете и «зависанию» в соцсетях. Контролировать себя сам он не может.

  • Свободное время. Стоит установить ограничения на использование компьютера, мобильного телефона и видеоигр.
  • Уход за собой. Некоторые ребята чересчур пристально следят за своим внешним видом, а есть те, которым их образ безразличен. Обсудите правила ухода за собой здорового питания, гигиены, время сна и спортивных занятий. Обговорите последствия невыполненных требований.

Правила финансов

Не все подростки понимают, что деньги не падают с неба, и продолжают требовать кроссовки с шипами/подсветкой/суперподошвой или новую модель телефона.  

  • Карманные деньги. Помогите проанализировать «карманные расходы». Покажите, как составить бюджет, и определите, что подростку нужно будет оплачивать из личных средств.
  • Покупки. Обсудите возможность/невозможность незапланированных покупок.

Правила общения

Ведущая деятельность подростка — общение, и здесь тоже нужны правила.

  • Друзья оказывают большое влияние на поведение ребенка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если чадо выбирает «проблемных» друзей, установите ограничения на их совместное времяпрепровождение.
  • Регуляция эмоций. Подростки в большинстве своем эмоциональны. Если ребенок проявляет агрессию в общении с окружающими, то стоит ввести правила управления гневом, усвоить их, временно ограничив общение.

При необходимости установите более строгие правила в тех областях, где подросток наиболее нуждается в руководстве.

Чтобы ребенок выполнял договоренности, нужно контролировать их соблюдение и выполнять санкционные обещания в случае нарушения правил.



Предварительный просмотр:

Мне все запрещают: разбираемся в причинах родительских запретов

Тебе очень хочется стать взрослым, и кажется, что это непременно случится, как только сделаешь то запретное, от чего тебя ревностно защищают родители!

Поверь, запреты возникли не на пустом месте, и их нарушение не принесет тебе удовольствия, потому что для подобного опыта время еще не наступило. Твой организм не готов к таким экспериментам: он не настолько силен, чтобы бороться с никотином и переваривать алкоголь, а наркотики – путь на тот свет для людей любого возраста. Исполнение «взрослых желаний» не только ставит тебя в зависимость от всего, что ты пробуешь, но и лишает здоровья.

Смотри в глаза правде

Вредные привычки получили такое неблагозвучное название, потому что разрушают организм и личность. Тебе это точно надо?

Подобные увлечения могут закончиться раком, алкоголизмом, наркоманией, снижением иммунитета, бесплодием — крахом надежд!

Ты уверен, что твой выбор именно такой — кратковременное сомнительное удовольствие, разрушающее организм?

Плохая/хорошая компания

Курить, выпивать начинают в компании. Считается, что отказаться нельзя — засмеют. Но когда знаешь, что и для чего ты делаешь, то насмешки не страшны. Учись говорить: «Нет»! 

Как ни странно, но говорить «нет» сложнее, чем соглашаться на просьбы и предложения, а потом выполнять их. И это проблема: растрачивая себя на чужие желания, на то, что не нравится и неинтересно, ты лишаешься времени и сил для личных намерений.

Психологи предлагают подумать над мотивом своих поступков. Чаще всего, люди не хотят портить отношения с окружающими, а угодничество — проверенный способ получить их одобрение.

Стать для всех хорошим невозможно. Чувство самоценности не зависит ни от частоты выполняемых просьб, ни от редкости отказов.

Должна быть грань между добротой и безотказностью. Помощь должна приносить пользу, а не вредить тем, кто ее оказывает.

Как говорить «нет»

Отказ не означает, что ты не уважаешь и не ценишь человека, но помогать ему можно только при наличии возможности, желания и ресурсов.  

  • Начни отвечать отказом в тех ситуациях, где твое «нет» не станет виновником масштабных потерь. Выполни какую-то просьбу, но предупреди, что это в последний раз. Например, «я объясню, как решать задачу, но больше делать этого не буду – учись решать сам».
  • Бери паузу. Чтобы по привычке не согласиться сразу, возьми время на раздумье. Велика вероятность, что просящий об услуге товарищ поищет альтернативные пути, а у тебя будет время взвесить все «за и против».
  • Не объясняй подробно причины своего «нет»: манипулятор всегда найдет слабое место, чтобы заставить тебя изменить решение. Для отказа веских причин не требуется.
  • Обозначай свою позицию в утвердительной форме. Вместо озвучивания того, чего тебе не хочется, прямо скажи о том, чего хотелось бы. Например, вместо «Это дело займёт слишком много времени, а мне не хочется его терять», скажи: «Сегодня я хочу отдохнуть и ни о чём не думать».  Этим ты дашь понять, что к твоей жизни нужно относиться уважительно.
  • Не считай себя виноватым. Довольно часто кажется, что, отказывая человеку в просьбе, ты его обижаешь. Это не так. Зачастую люди просто пытаются «сесть на шею», постоянно обращаясь с одними и теми же просьбами. Отказом ты будешь защищать свои приоритеты – время и достоинство.

Учись строить свою жизнь независимо от желаний других людей.

Пробуй изменить разрушительный вектор компании на созидательный: меняйся, ищи другие интересы — глядишь, и друзья за тобой потянутся! Если чувствуешь, что нет родственных душ, ищи другую компанию! У тебя всё получится — было бы желание. Знай, только дети идут вслед за остальными, держась за руки. Взрослый человек в состоянии отделить свои желания от желаний окружающих. Становись взрослым!

Модные вейпы

Сейчас очень популярны вейпы — считается, что они наносят минимальный вред организму. Это мнение неверно. Установлено, что в состав раствора для заправки электронных сигарет помимо никотина, содержание которого превышает заявленное, входят пропиленгликоль, глицерин, ароматизирующие вещества, формальдегид и другие компоненты, вызывающие рак. Кроме того, вейпы не подлежат обязательной сертификации, поэтому в продажу попадают подделки и опасные для здоровья устройства. Вейпы уже запрещены во многих странах.

У писателей братьев Вайнеров в романе «Эра милосердия» есть такие слова: «Самая дорогая вещь на земле — это глупость, потому как за нее всего дороже приходится платить». Помни об этом и старайся думать о том, что делаешь.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Понимающий родитель: как стать поддержкой своему ребенку?

Поддержка и внимание со стороны родителей – обязательные условия для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам. 

 

  • Любить ребенка БЕЗусловно — это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это — любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует.  КАК?Для начала говорить в подобных ситуациях «я тебя люблю»: «Даже если я ругаю тебя, все равно люблю и сочувствую».  
  • Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.  
  • Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики.  Для этого используйте две ключевые техники: 

— положительное подкрепление – акцент на сильных сторонах: «Вот эту задачу ты оформил правильно и что особенно здорово, полностью сам!» 

— авансирование – проговаривание будущих успехов и заслуг: «Я уверен, что ты обязательно с этим справишься. Ты смелый, у тебя точно получится!» 

 

  • Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!  
  • Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации. 
  • Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными — они важны для него. Дайте понять ребенку, что они важны и для вас. 

Для этого задавайте больше вопросов «И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации?» 

  • Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах.  И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?»  или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»  
  • Разрешать ребенку иногда допускать ошибки. Существует расхожее мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать.  Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
  • Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца — не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите «я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, а теперь ты сам…» Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются! 

 

Никто другой не сможет поддержать ребенка так, как это сделает любящий и заботливый родитель.



Предварительный просмотр:

Профориентация: как выбрать будущую профессию и не прогадать

Как помочь ребенку с выбором профессии, и что важно учитывать:

Очень важно находить время для общения с ребенком «по душам», только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное, не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они ни были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.

Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно:

  • постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор,
  • проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные).
  • объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:

  • его внутренние резервы (способности, знания по предметам),
  • внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности)
  • возможность преодоления этих помех: внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).

Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть, и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.

Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы:

  • престижность профессии,
  • качества личности, присущие представителям этой профессии,
  • принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, склонности.

Помните: самая главная ценность — здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

Ваш ребенок должен иметь право на ошибку. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают, потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он будет не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

ПОШАГОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФИССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ВУЗА

  1. Познакомьтесь с результатами профориентационной диагностики вашего ребенка, но не на родительском собрании, а индивидуально. Не пренебрегайте результатами. Если вы увидели что-то новое в диагностике, проведите дополнительное исследование, более подробное с помощью специалистов. Если по каким — то причинам ваш ребенок не участвовал в мониторинге, посодействуйте о проведении такой диагностики в школе или проведите в специализированных центрах или самостоятельно, если вы знакомы с диагностическими методами и их проведением при помощи специальной литературы.
  2. С учетом предпочтений вашего ребенка, познакомьте его с выбранной сферой деятельности. Постарайтесь описать более подробную картину, если знаете сами, подберите соответствующую литературу, если ребенку интересно читать, подберите диск, фильм, воспользуйтесь интернет-ресурсами, если интересно смотреть. Если интересно слушать, то попросите знакомого, родственника, приятеля, чтобы познакомил вашего ребенка с его выбором. Постарайтесь, как можно больше дать информации, причем как положительной, так и отрицательной. Ребенок должен психологически подготовиться к тому, чем ему предстоит заниматься.
  3. Если выбранная специальность есть в вузе, то постарайтесь получить ответы на ваши вопросы в вузе, если нет, то по справочнику для поступающих в вузы. Выберите максимальное количество вузов, подходящих вашему ребенку. Определите предметы, которые необходимо сдавать по выбранной специальности, постарайтесь подбирать специальности с одинаковыми предметами для сдачи экзамена. (Какие экзамены сдавать есть в справочнике).
  4. По справочнику для поступающих в вузы или в интернете, определите город (или горда), в котором можете обучать своего ребенка, потом вуз, факультет, специальность. Лучше, если вариантов будет несколько.
  5. Продумайте, как вы будете мотивировать своего ребенка на углубленное изучение выбранных предметов. Именно мотивировать, так как просто заставить, значит увеличить стресс. Если ребенок осознанно подходит к изучению, т.е. вы правильно мотивируете, тогда значительная часть материала может быть освоена им самостоятельно, в результате чего он получает положительные эмоции, т.е. сохраняет свое здоровье при изучении, возможно, и сложного материала, что невозможно без мотивации. (Мотивация — это не морали, которые вы будете читать, а то, как вы заинтересуете ребенка на изучение предмета).

Большинство людей во время выполнения сложного задания испытывают эмоциональное напряжение, и определенный накал эмоций может оказаться даже на пользу, так как стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, Но чрезмерные переживания могут оказать негативное влияние на протекание деятельности, поэтому роль родителей помнить заповедь: «Не навреди».

  1. Вы получили ответы на интересующие вас вопросы и выяснили изучаемые предметы, даже замотивировали своего ребенка. Теперь, чтобы результат был наиболее продуктивным, выясните, какие пробелы имеет ребенок по изучаемым предметам. Оцените свои ресурсы энергетические и финансовые в оказании продуктивной помощи на этапе становления вашего ребенка на выбранную дорогу. Выяснить пробелы может и сам ученик, сравнивая программу для поступающих в вузы (в справочнике для поступающих в вузы эта программа есть по всем предметам) с материалом, изучаемым в школе.

Итак, вы прошли только первый этап помощи своему ребенку: вы помогли выбрать изучаемые предметы, определили в какой вуз (или вузы), на какой факультет и по какой специальности будет обучаться ваш ребенок после окончания школы. Вы даже определили когда, по какому предмету и в какую стоимость вам обойдется дополнительная помощь по изучаемым предметам, т.е. репетитор. Чтобы не растрачивать попусту энергию вашего ребенка и не тратить лишние средства на репетитора, постарайтесь собрать наибольшую информацию о выбранных вами вузах.

  1. По справочнику или используя интернет ресурсы, получите телефон, адрес, электронную почту, свяжитесь удобным для вас образом с выбранными вами вузами, получите дополнительную информацию:
  • какова форма сдачи выбранных экзаменов;
  • есть ли заочные курсы по выбранной специальности;
  • какова их стоимость, сроки, условия завершения курсов;
  • когда и в каком городе планируется проведение региональных олимпиад, по результатам которых можно быть зачисленным на выбранную специальность, естественно, какие результаты идут в зачет вступительного экзамена;
  • есть ли в продаже методические пособия для подготовки к вступительным экзаменам, если есть, то, как приобрести.

После сбора такого рода информации, вы будете знать, какие экзамены, в какой форме и какой материал требуется для сдачи экзаменов. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок поступил на платные курсы выбранного вуза в 11 классе, это значительно сократит ваши расходы. Так как ваш ребенок будет знать, какие задачи он должен решать, на какие вопросы он должен отвечать, какие ошибки были допущены абитуриентами ранее, какие пробелы в знаниях ему нужно ликвидировать самому, какие с помощью учителя на уроке, а какие с помощью репетитора.

  1. Все выездные региональные олимпиады проводятся примерно в одно и то же время, в период весенних каникул, поэтому, постарайтесь заблаговременно узнать о сроках, месте проведения и условиях региональных олимпиад в вашем городе. Дополнительно о сроках и месте проведения ваших выбранных вузов. Решите, какой вариант выберете — либо по месту проживания, либо в выбранный вуз, но со сдачей в другом городе.
  2. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок принял участие как можно в больших вступительных экзаменах в виде тестов, олимпиад или проектов. Это даст практический навык вашему ребенку в выполнении заданий и частичной адаптации к стрессу, возникающему в период экзамена.
  3. Если выше перечисленные действия не дали результата, то у вашего ребенка есть еще шанс на общих основаниях, который предлагается при поступлении в указанные сроки, с некоторой разницей в подготовке:
  • ваш ребенок знает не общее представление об экзаменах, а конкретные вопросы, на которые нужно обратить внимание;
  • ваш ребенок знает, какие задачи он должен уметь решать, каковы требования к их оформлению;
  • ваш ребенок неоднократно принимал участие в сдаче различного рода экзаменах, он знает как вести себя с преподавателем, знает, что он не кусается, и что чем больше расскажешь преподавателю о том, что ты знаешь, (даже если затрудняешься с вопросом в билете) тем выше будет оценка;
  • ваш ребенок будет больше подготовлен к сдаче экзаменов, так как в период общения с психологами на первых этапах помощи вашему ребенку, вы постараетесь научить своего ребенка справляться со стрессом.

Это далеко не все действия, которые приведут к желаемому результату, но, как говорят математики, это необходимые, но недостаточные условия, выполнение которых если не решит заранее вопрос поступления, то, во всяком случае, облегчит. Некоторые вопросы информационного порядка ваш ребенок сможет решить сам, он будет знать куда идти, что спрашивать, учиться общаться с незнакомыми взрослыми, а ваша поддержка на этапе перехода к профильному обучению будет способствовать сохранению здоровья вашего ребенка в условиях стресса. Проявите внимание, терпение к своему ребенку, и это возвратится вам в тройне.

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Не попади в ловушки при выборе профессии! Наши рекомендации помогут тебе вовремя распознать ошибку и избежать ее!

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будь готов к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Выбор профессии сейчас, в 9-11 классе, фатальным образом не определит всю твою судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если ты затем передумаешь и найдешь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

  1. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, низкостатусными (например, курьер).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учета твоих интересов и способностей. Иначе ты будешь владеть (если будешь) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

  1. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию выбирают по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные и важные условия для тебя сейчас. Иногда полезно оглядываться на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Но важно еще видеть, чем ты отличаешься от товарищей, и в чем вы схожи. Это поможет понять, что еслиВасяидет на пожарного (а он — рискованный человек), то эта профессия может не понравиться тебе (ведь ты очень осторожный и рассудительный).

  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если восхищает душевность физика — это не значит, что нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира: спортсмена, политика, журналиста, артиста.

  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей прежде, чем подготовят десятиминутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

  1. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, бизнес-тренер, учитель и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий, стоит проанализировать информацию с вакансиями. Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

  1. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А IT-технологии и автоматизация внедряется абсолютно во все сферы деятельности, вплоть до животноводства.

  1. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе могут помочь профконсультанты, учителя, тьюторы, корпоративные волонтеры, педагоги дополнительного образования, друзья. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии и коучинга.

  1. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние твоего здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление        отвлечь        взрослого        от        школьных        событий,        переключить  внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).

выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Рекомендации для родителей

Как относиться к отметкам ребенка?

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и                 приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.



Предварительный просмотр:

«Рекомендации родителям по успешной адаптации обучающихся 10 класса»

  • относиться к детям соответственно их возрасту;
  • способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
  • оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
  • способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  • не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет»,«Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
  • сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.

Основные потребности подростков:

  1. Самоутверждение среди сверстников
  2. Самореализация в общении
  3. Развитие независимости и самостоятельности
  4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений
  5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование
  6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

  1. Сложности в дружеских отношениях и любви
  2. Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.)
  3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением)
  4. Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма)
  5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться)

  1. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии)
  2. Проведение досуга.

Оказание помощи подростку:

  1. Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими;
  2. Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними;
  3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций;

        4.        Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем;

        5.        Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка;

        6.        Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред.



Предварительный просмотр:

Снимаем стресс перед экзаменами: способы релаксации и повышения тонуса

Как бороться с тревожностью:

  1. Чередовать умственную и физическую активность

От длительного просиживания за учебниками в теле появляется напряжение, поэтому эмоционально расслабиться будет достаточно сложно. Старайтесь регулярно делать гимнастику для мышц лица, шеи, спины. 

  • Попробуй технику «Прогрессивной мышечной релаксации», разработанную американским физиологом Эдмундом Джекобсоном. Суть техники заключается в смене контролируемого напряжения и расслабления мышц в определенной последовательности. Выполнять упражнения рекомендуется сидя или лежа. Начни с сжатия и расслабления мышц рук, постепенно переходя к мышцам лица, живота, спины, ног. В процессе выполнения сфокусируй свое внимание на той части тела, с которой работаете. Упражнения выполняются по трехэтапной схеме: напрячься – прочувствовать – расслабиться. Проанализируй ощущение напряжения и расслабления. Применение этой техники к каждой группе мышц тела вызывает состояние глубокой релаксации.
  • Чтобы почувствовать прилив сил, практикуй перевернутые позы, в которых голова находится ниже таза человека. Они знакомы каждому с уроков физкультуры — это знаменитая «березка» и запрокидывание ног за голову в положении лежа на полу. Также можно пробовать стойки на руках, стена поможет вам не потерять равновесие и продержаться в стойке какое-то время. В перевернутой позе мобилизуются мышцы, кровь приливает к голове, что очень важно при умственной работе. А еще выполнение данных поз требует максимальной сосредоточенности. Ты просто не сможешь думать ни о чем другом, кроме как об  удержании равновесия. В этот момент ты будешь полностью свободен от своих переживаний. Прежде, чем выполнять перевернутые позы, убедись, что у вас нет к ним противопоказаний.
  1. Расслабляющие ритуалы

Кому-то расслабиться помогает монотонная работа. Даже если ты терпеть не можешь мыть посуду, то в моменты стресса круговые движения губкой могут ввести тебя в состояние, напоминающее транс. Так ты очистишь голову от тревожных мыслей, связанных с экзаменами, и отдохнешь. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности.

Можно, например, в течение 10 минут расчесывать волосы — так ты переключишь внимание на тактильные ощущения и заодно помассируешь голову.  Прилив крови к голове обеспечит тонус.

Сходи в ванну, включи воду и послушай как она шумит, умой лицо прохладной водой, или прими контрастный душ. Вода известна своими расслабляющими свойствами.

  1. Творческие техники

Для творческих натур подойдут креативные техники релаксации. Как, например, рисование или раскрашивание мандал. Данная техника издавна используется для достижения внутреннего равновесия, снятия нервного напряжения. Есть даже специальная Мандала Спокойствия. Подбери для ее раскрашивания цветные карандаши или фломастеры, которые у тебя ассоциируются со спокойствием, и начинай раскрашивать. Готовую мандалу повесь на стену в комнате, где готовишься к экзаменам. В момент эмоционального напряжения смотри на нее и вспоминай состояние спокойствия. Нескольких минут созерцания будет достаточно, чтобы расслабиться и успокоиться. Найти шаблоны можно здесь и здесь, а методику рисования здесь.

  1. Визуализация

Для расслабления подойдут техники визуализации. Но их следует практиковать регулярно, так как работа с образами — навык, требующий тренировки.

Прими удобную позу, включи спокойную музыку (без слов), закрой глаза и представь себе место, в котором тебе спокойно, безопасно и приятно. Проживи это ощущение расслабленности. Сначала, возможно, ты будешь отвлекаться на шум за окном и прочие внешние раздражители. Но если пробовать изо дня в день, то можно научиться очень качественно и глубоко отдыхать благодаря этой практике.

  1. Ароматерапия

Расслабиться помогут ароматические масла, например, ромашки или лаванды. Используй специальные лампы для наполнения помещения успокаивающим ароматом или метод сухой ингаляции. Для этого нанеси каплю масла на ладони, разотри, поднеси к лицу и немного подыши. Важно, чтобы масло было натуральным.

  1. Тактильные ощущения

В детстве единственным способом успокоиться и почувствовать себя в безопасности были родительские объятия. Твое тело хранит эти воспоминания и порой очень нуждается в такой приятной технике расслабления. Если чувствуешь тревогу, попроси близких тебя обнять — так ты расслабишься и получишь поддержку. Если никого нет дома в этот момент, можно потискать домашних животных. Кототерапия тоже очень эффективна в борьбе со стрессом.



Предварительный просмотр:

Школьная мотивация подростка


Рекомендации родителям.

Помощь в обучении

1. Обсудите с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

4.Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

5. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

6. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

7. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

11. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

 

Ослабить контроль

 

 Младшие подростки особенно нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. «От взрослых они ждут одобрения каждой своей работы, постановки выполнимых задач, уважения своей независимости».

 Постепенно ослабьте контроль, но будьте внимательны к тому, чем живет ребенок. Родители, которые и в 7–8 классе жестко контролируют выполнение домашних заданий, могут спровоцировать у детей тревогу и неуверенность в себе.

  «Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям. Перестаньте спрашивать: «Какие у тебя оценки?» Но обсуждайте прочитанное, рассказывайте о том, что вас заинтересовало, просите подростка объяснить то, в чем он разбирается лучше вас, прислушивайтесь к нему, когда обсуждаете важные семейные дела».

  Ваш интерес, поддержка, а не контроль мотивируют подростков учиться.

 

Научить учиться

 

Можно составить план занятий, поставить «напоминалки» в телефон, оставляя ребенку ответственность за выполнение уроков».

Помогает четкий распорядок дня. Полезно приучить сына или дочь заниматься в определенные часы, и лучше до того, как садиться перед телевизором или компьютером.

Внимательно следить за учебой, но не настаивать на высоких результатах.

Важно, чтобы он понимал: знания меняют его самого, придают ему уверенности, с ним становится интереснее общаться.

Самый мощный стимул в обучении «получилось!»

 

Поднять самооценку

 Современные школьники слишком быстро отчаиваются. У них возникает страх перед малейшими препятствиями, отказываясь прилагать усилия, если результат не гарантирован.

 Предоставьте подростку самому отвечать за то, как он учится. Позволяйте действовать самостоятельно. Компетентность рождается только в деятельности, причем достаточно сложной, которая может быть вызовом для ребенка

  Помогите ему понять собственные ощущения и желания, подчеркивайте сильные стороны характера.

 Не делайте трагедии из ошибок и неудач… Нам полезно помнить о том, что школьные баллы – это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности.

 

Учимся общаться с ребенком

 1.Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что- то критикуетеПомните, что обсуждение – это НЕ нотация!

2. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.

3. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий.

4. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.

5. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.

7. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству.

8. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно.