Программы

Матенко Ольга Владимировна

Программа психолого-педагогического сопровождения «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Программа психологического сопровождения «ДОПРИЗЫВНИК».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Y:\ПСИХОЛОГИ\Матенко О.В\титульник.jpeg

Содержание программы

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная  записка  к программе
  3. Содержание программы
  4. Механизм реализации программы
  5. Литература

Паспорт программы

1.

Название   программы

Программа психологического сопровождения «ДОПРИЗЫВНИК»

2.

Авторы

Педагоги-психологи  МБОУ  СШ № 42

3.

Название и полный  адрес образовательного учреждения

628620, Российская Федерация, Тюменская область,

ХМАО - Югра,                                Телефоны: 26-36-77, 26-39-44

Тел./факс:  (3466) 26-36-77

e-mail: nv-school_42@mail.ru

сайт http://school42nv.ru                                

г.Нижневартовск,

л. Нефтяников, 93-А

Телефоны: 26-36-77, 26-39-44

Тел./факс:  (3466) 26-36-77

e-mail: nv-school_42@mail.ru

сайт http://school42nv.ru

4.

Адресаты программы

  1. Обучающиеся призывного возраста
  2. Классные руководители
  3. Родители (законные представители обучающихся)

5

Вид программы

Авторская (комплексная)

Пояснительная записка

Актуальность психологического сопровождения военнослужащих по призыву на разных этапах службы в армии не вызывает сомнений. Служба в армии – это важнейший период социального и гражданского становления личности, период возникновения интереса к проблемам социальной действительности и их критического осмысления, определение своего места в социальных отношениях. В процессе службы в рядах Вооруженных сил происходит усвоение призывником языка, социальных ценностей, норм, культуры, присущих армейской жизни, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Однако в условиях духовно-нравственного кризиса характерного для современного общества у значительной части молодежи формируется негативное отношение к прохождению обязательной воинской службы. Этому способствует также как негативное отношение родителей к несению службы в армии, так и наличие в армии деструктивных отношений, например «дедовщины». Среди факторов риска формирования неготовности молодых людей к прохождению воинской службы можно назвать деформацию ценностно-нормативной и ценностно-смысловой сфер в обществе, а также особенности ценностно смысловой сферы призывников: гармоничность или дисгармоничность актуальных смысловых состояний, сбалансированность временной перспективы, толерантность к неопределенности, уровень жизнестойкости, оптимальное использование стратегий в ситуациях преодоления препятствий и стрессов.

Важным условием организации психологического сопровождения военнослужащих на этапе службы в армии является предварительная  подготовка юношества еще на допризывном этапе. Данная работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование позитивного образа Вооруженных сил РФ, формирование ценностных установок у молодежи на выполнение воинского долга. Необходимым элементом данной подготовки является физическая и морально-психологическая подготовка юношей, повышение их психологической устойчивости и физической выносливости. Вводимая повсеместно сдача норм ГТО сыграет свою позитивную роль в повышение физической готовности юношей к несению армейской службы, выступит в роли организующего начала. Участие допризывников в военно-патриотических мероприятиях будет  способствовать возмужанию и освоению навыков, необходимых для жизни в военно-полевых условиях. Специальная работа педагогов-психологов с юношами допризывного возраста должна быть направлена на развитие ценностно-смысловой сферы личности, социально-значимых установок, личностного самоопределения. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе прохождения службы основывается на непрерывном отслеживании динамики психологической обстановки в зоне боевых действий в интересах принятия адекватных управленческих решений.

В содержание  психологического сопровождения входит подготовка  обучающихся  к  военной  службе. Оно предполагает: осуществление прогнозирования и оценки усталости и психологических потерь среди военнослужащих; оказание психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций; целенаправленное управление мотивацией, психическими состояниями воинов и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях; защиту от психологических акций противника. В повседневной деятельности войск (вовне боевых действий) целесообразным является разработка концепции психологического сопровождения различных процессов армейской жизнедеятельности: адаптации, учебного процесса, караульной службы

Проблема психологической подготовки молодежи к прохождению обязательной воинской службы затрагивается в работах В. Г. Белова, B. C. Горбунова, В. Н. Лоскутова, В. А. Полосина, М. Н. Попова, В. Е. Талынева, М. И. Томчука, И. Б. Ушакова, П. М. Шалимова и др. Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Согласно исследованиям М. И. Томчука общая психологическая готовность к службе в армии выступает следствием синтеза социально-психологической, военно-профессиональной и эмоционально-волевой готовности, носит социально обусловленный характер и определяется степенью включения юношей в деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воину качеств. Социально-психологическая готовность включает в себя уровень развития направленности личности на будущую службу, в основе которой лежит система мотивов, и моральных ее качеств. Потребности и формирующиеся на их основе мотивы определяют отношение военнослужащих к военной службе. Мотивация военной службы – процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности.

Военно-профессиональная готовность – это особенности индивидуального опыта юношей: начальные знания, умения, навыки (военные, военно-технические, идейно-политические), физические способности.

 Эмоционально-волевая готовность характеризуется уровнем развития качеств эмоционально-волевой сферы личности (эмоционально-волевая устойчивость, организованность, самообладание и др.)

Проблему социально-психологической готовности военнослужащих исследовала О. Г. Рындина, ею была определена структура социально-психологической готовности личности допризывника, включающая следующую систему взаимосвязанных параметров:

 - социальные установки,

- устойчивость мировоззренческих позиций,

- ценностные ориентации, - социальную активность,

- уровень притязаний, - принятие роли военнослужащего,

- социальные ожидания ближайшего окружения,

- параметры здоровья и физического самочувствия.

Субъективная сформированность социально-психологической готовности характеризуется:

- наличием когнитивной дифференцированности представлений о себе и своих возможностях;

- адекватностью общей самооценки физических, социальных и духовных качеств; - положительным отношением к социальной военной среде, общим уровнем профессиональной подготовки.

 О. Г. Рындина отмечает, что адекватному отношению к воинской службе способствуют детско-родительские отношения, материальная обеспеченность, активное участие отца в процессе воспитания гражданского долга, увлеченность допризывника военно-прикладными видами спорта Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы. В основе психологической готовности личности к военной службе лежит одна или несколько ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: и биологически определенные, и показывающие его характерологическую структуру, и морально-нравственные устои, и сферу интересов, и социальную активность, склонность к определенной профессии

Н. Г. Бондарь рассмотрел понятие и основные составляющие психологической готовности подрастающего поколения к службе в ВС РФ. По его мнению, психологическая готовность к прохождению юношами военной службы – это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, нравственной, мотивационной и волевой сфер. Недостаточный уровень развития одного из компонентов этой системы ведет к искажению других. Особое внимание Н. Г. Бондарь уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности . Психологическую готовность допризывников к прохождению обязательной воинской службы с точки зрения ресурсного подхода рассматривает Л. Э. Кузнецова. Согласно данному подходу, основной ресурсной составляющей психологической готовности юношей к прохождению обязательной воинской службы является адаптационный потенциал личности, стратегии профилактики стресса. Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами. Психологическая готовность юношей к службе в Вооружѐнных силах является мощным профилактическим фактором асоциальных явлений в армейской среде (дезертирство, употребление алкоголя и наркотических веществ, насилие, явления суицидального характера), посттравматических расстройств, негативных эмоциональных состояний, связанных с трудностями армейской службы.

Критерии психологической готовности

Формирование психологической готовности юношей необходимо проводить на разных этапах подготовки к военной службе: допризывной, на этапе адаптации и в процессе несения службы. Вопросы формирования психологической готовности школьников к службе в Вооруженных силах рассматривались В. Лоскутовым (1991 г.), психологические аспекты ориентации юношей на профессию офицера исследовались В. В. Алешкиным (1990 г.). Педагогические аспекты подготовки граждан к военной службе в современных условиях рассматривались Ю. В. Трубиным (2013 г). Психологическая готовность допризывника к военной службе представляет собой результат специальной психологической подготовки и рассматривается как состояние, предшествующее служебной деятельности. Состояние психологической готовности имеет сложную структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операционных  сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами. В психологической готовности концентрируются возможности человека и ее проявление зависит как от особенностей личности, так и от условий деятельности. Это позволяет сформулировать следующее определение психологической подготовки подростков и юношей к военной службе: психологическая подготовка – это система мероприятий по формированию у допризывников состояния психологической готовности к преодолению отрицательного влияния факторов военной службы. Важным этапом является допризывная подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах. Она, как правило, осуществляется в рамках либо общеобразовательных школ, либо в специализированных учебных заведениях. Организация допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах РФ является одним из приоритетных вопросов  молодежной политики Российской Федерации.

Цель, задачи, методы  психологической работы

Целью психологической подготовки подростков и юношества является самоопределение личности как гражданина-патриота России, приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление, оценка и формирование активной социально значимой позиции.

Основными задачами  психологической подготовки допризывников выступают:

- военно-патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста;

 -улучшение физического и психологического здоровья молодежи допризывного возраста;

- повышение качества знаний и навыков, необходимых для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Методами   исследования являются  программно-целевые, направленные на улучшение допризывной подготовки молодежи. Составляющими подготовки молодежи к службе в рядах ВС армии являются:

- создание положительного образа Российской армии, что позволит повысить престиж и привлекательность военной службы среди молодежи, а также уровень мотивационной готовности к службе;

- развитие морально-психологических качеств, в том числе высокого чувства патриотизма, верности воинскому долгу и т.д.;

- развитие адаптационных возможностей и стресс преодолевающего поведения у призывников, способностей противостоять трудностям армейской службы, связанным с неуставными отношениями;

- формирование стратегий поведения и личностных ресурсов, которые препятствуют употреблению наркотических и других ПАВ;

- развитие навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, бесконфликтного общения, позитивного мышления, уверенности в себе, адекватной самооценки.

Подготовка молодежи к военной службе как сложная социальная система обусловлена историческим, политическим, экономическим и культурным развитием общества и государства. Среди характеристик ее состояния и развития выделяются характер внешних угроз безопасности государства, теоретические основы строительства Вооруженных сил, военная, и частности, военно-педагогическая наука, отношение общества к Вооруженным силам.

В современных условиях в центре подготовки молодежи к военной службе оказывается сам молодой человек, его познавательные интересы и склонности, потребности в активности, профессиональной и личностной самореализации.

Условия  реализации программы

В качестве форм реализации деятельности по формированию психологической готовности молодых людей к службе в армии используются:

- просветительская деятельность, направленная на формирование психологической готовности молодежи к службе в армии, на профилактику асоциальных проявлений в армейской среде, негативных зависимостей, пропаганду ЗОЖ;

 - информационно-методическая деятельность, включающая в себя освещение материалов на сайте школы, составление памяток, методических пособий, лекционных и рекламных материалов, а также оказание информационно-методической помощи как самим призывникам, так и специалистам, взаимодействующим с призывной молодежью с целью повышения их квалификации, организация и проведение семинаров, научно-практических конференций, круглых столов;

-  занятия  с элементами социально-профилактического тренинга с молодежью призывного возраста с целью развития адаптационных возможностей, стресс- преодолевающего поведения, уверенности в себе, способов нейтрализации негативных эмоциональных состояний, коммуникативных навыков;

 - индивидуальное консультирование юношей и их родителей по проблемам психологической готовности к службе в армии, конструктивного общения, вопросам профориентации и другим проблемам.

Формируемые знания и умения

         В ходе реализации программы обучающиеся овладеют следующими знаниями:

  •     о формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, устранения  негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии;
  • о значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;
  • об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;
  • значение профессионального самоопределения в жизни человека;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Умениями:

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть диафрагмально-релаксационным типом дыхания;
  • соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
  • выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Этапы и сроки реализации.

Программа реализуется на протяжении одного  обучения для обучающихся   допризывного возраста. Все мероприятия  направлены на реализацию поставленной цели  и задач программы сопровождения.

Ожидаемы результаты

Ожидаемые

результаты программы

Индикаторы

эффективности программы

Создание  современной системы психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся допризывного возраста

Удовлетворенность  субъектов образовательных отношений предлагаемыми услугами   в области психологической подготовки  обучающихся  допризывного возраста

Психологическая профилактика стрессовых ситуаций до и во время  службы  в  Армии

Высокая стрессоустойчивость в различных жизненных ситуациях

Психологическая компетентность классных руководителей, педагогов  ,родителей  в области психологического сопровождения   обучающихся допризывного возраста

Удовлетворенность  всех субъектов социально-психологической стороной в области психологической подготовки  обучающихся  допризывного возраста

Структура программы

Система работы  с обучающимися  призывного возраста

Направление работы

Сроки реализации

Содержание

Характер и цель работы

Психологическая  диагностика

октябрь

Психологическая  диагностика  в рамках  сотрудничества  с Военным комиссариатом города Нижневартовск и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

1.Определение скорости распределения и переключения внимания.

2. Определение интегрального показателя общих способностей.

3.Составление представлений о пригодности призывника военно-профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. 

(Методика «S-тест», Методика  «КОТ»,  Методика «ВПП») 

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Определение интегрального показателя общих способностей.

Составление представлений о пригодности призывника военно-профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. 

Психологическая  диагностика

октябрь

Определение  нервно-психической  устойчивости  обучающихся   допризывного возраста (НПУ)

Психологическая  консультация

ноябрь

Индивидуальные  консультации по итогам диагностики нервно-психической  устойчивости

Психологическая  консультация

ноябрь

Групповая  консультация «Я буду  служить России»

Психологическая  диагностика

Психологическая  диагностика военно-профессиональной направленности

Психологическая  консультация

Индивидуальные консультации по итогам  диагностики военно-профессиональной направленности

Психологические  занятия

Психологический  практикум

«Психологические требования к обучающимся призывного возраста»

Психологическая  диагностика

Психологическая диагностика  интеллектуальных особенностей обучающихся  допризывного  возраста

Психологическая  консультация

Индивидуальные консультации по итогам  диагностики интеллектуальных особенностей обучающихся  допризывного  возраста

Психологические  занятия

Психологические  занятия

1.Вводное занятие

Психолог и призывник

2. Психологические требования  к призывникам

3. Методы психологического исследования   призывников

4. Стресс. Навыки антистрессового поведения

5. Дедовщина в армии. Как  бороться и противостоять

6. Психологические  аспекты военного устава.

7. Психология  современного солдата

8. Личностные  черты военнослужащих  РФ

9.Психологические  аспекты взаимодействия  рядовых военнослужащих и командного состава

Цель занятий: психологическая подготовка  обучающихся допризывного возраста

Подготовка молодежи к военной службе является важным компонентом не только военной безопасности, но и строительства гражданского общества Российской Федерации и представляет собой процесс обучения и воспитания юношей и девушек, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих и специальных должностных обязанностей военной службы

Система работы

 с классными руководителями, педагогами

№ п/п

Содержание работы

Сроки   выполнения

1.

Групповая консультация

«Возрастные особенности обучающихся  призывного возраста»

 1 четверть, ноябрь

2.

Психологический  практикум

«Психологические требования к обучающимся призывного возраста»

2. четверть,

январь

3.

Психологический практикум

«Методы  педагогической работы с призывниками»

3 четверть,

март

Система работы

 с родителями   обучающихся призывного возраста

№ п/п

Содержание работы

Сроки   выполнения

1.

Индивидуальные  консультации

по итогам    психодиагностики

 В течение года

2.

Групповая консультация

«Возрастные особенности обучающихся  призывного возраста»

1 четверть,

ноябрь

3.

Группова я консультация

«Родители и призывник»

3 четверть,

март

Механизм реализации программы

Программа реализуется  1 раз в год  с обучающимися, достигшими допризывного возраста. Психологические  мероприятия проводит педагог-психолог во время  внеурочной деятельности

Список литературы 

1. Аболин Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости военнослужащих// Вопросы психологии 2013 – № 1. 104—115. 

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2011 

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 2016.–285с

4. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече». 2003. – 592с 

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1999. 

6. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо, 2000.–480с. 

7. Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 2009

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А.// Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2016 

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2015 

10. Дьяченко М. И. О природе эмоциональной устойчивости– М., 2010. 158с. 

11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск, БГУ, 2013. 120с.. 

12. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна.–М., 2014–256с.. 

13. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ.– М., 2012 – 340с. 

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2012 
15. Краткий словарь системы психологических понятий/ К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 2014

16. Лабунская В.А. О структуре личности.// Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 2014. – С. 63 – 91

17. Лекции по технологии соц. Работы. В 3-х частях / Под ред. Е.И.Холостовой. Часть 1, М: Социально технологический институт, 2014 г

18. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 2014.–360с

19. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2010 

20. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. – Л., 2014– 20 с

21. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 2015. 332с 

22. Механизм девиантного поведения пособие под ред. Кудрявцева В.Н., М., 2016. 186с. 

23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.заведений. – М.: ВЛАДОС, 2015

24. Общая психология/ Состав. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 2013 

25. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. /А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; Под ред. А.В.Петровского. 3-e изд. , перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 464 

26. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 509 с. 

28. Попов Б. Техника личной работы. – М., 2011

29. Психологический отбор летчиков / Под ред. Е. А. Милеряна. – Киев, 2010. С. 145—146. 

30. Психологический словарь. – М., 2000 

31. Психология индивидуальных различий: ТЕКСТЫ/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М.: МГУ, 2015

32. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 2013.–240с. 

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012.–560с. 

34.  Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – М., 2009

35. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 г

36. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий.–Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.–688с. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 42»

«Рассмотрено»  

на заседании методобъединения

Руководитель МО ________/

Протокол  № 1 от «27» августа 2021 г.

  «Согласовано»

на заседании методического совета     __________       /Е.А. Сапежинская/

Протокол методического совета  №1  от   «28» августа   2021 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СШ № 42»

___________         /Г.А. Гасымова/

Протокол  педсовета  №  1  от  «31»  августа  2021 г.

Приказ    № 779    от  «31»   августа   2021 г.

Программа психолого-педагогического сопровождения

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей»

Нижневартовск, 2021г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3
  2. План мероприятий по реализации программы………………………………………...7
  3. Список используемой литературы………………………………………………….......9

                                         Пояснительная записка 

         Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

        В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

        Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

      Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.

      Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.

      Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

Участники программы: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; педагоги-психологи; социальные педагоги; зам по воспитательной работе; классные руководители; законные представители; учителя-предметники.

Цель программы

          Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май).

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их возрастных особенностей;
  • помощь детям при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
  • установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
  •  уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
  • реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностический, формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  - изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  - изучение личности подопечного;

  - установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

3.Контроль:

   - за предоставление бесплатного питания опекаемых;

   - за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;

   - за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

   - за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

   -  за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

   - помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

   -  помощь в решении конфликтных ситуаций;

   -  помощь в выборе (записи) кружка или секции;

5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

             1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2. Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3. Профилактика здорового образа жизни. Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

              4.Правовое просвещение обучающихся.

Работа с семьей:

              1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

              2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.

             3.Правовое просвещение опекуна.

              4.Педагогическое просвещение опекуна.

              5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций.

План мероприятий по реализации программы

№ п.п

Направление деятельности, мероприятия

Ответственные

Результат

Мониторинг вновь прибывших и выбывших обучающихся за летний период среди детьми-сиротами, детьми, оказавшиеся под опекой и попечительством

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, секретарь

Банк данных об обучающихся категории дети-сироты, дети, оказавшиеся под опекой и попечительством

Беседа с классными руководителями

Социальный педагог, педагог- психолог

Выявление социальных, поведенческих и личностных особенностей обучающихся.

Анализ результатов учебной успеваемости обучающихся.

Внесение данных в индивидуальные карты учета.

Написание характеристик

Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог

Характеристики

Беседы с детьми о проведённом летнем отдыхе. проблемах возникших в связи с началом учебного года

Социальный педагог,

классные руководители, педагог-психолог

Выявление эмоционального настроя на учебу, актуальное состояние

Организация и контроль льготного питания обучающихся

Классный руководитель, заместитель директора по УВР

Постановка на льготное питание детей-сирот, детей, оказавшиеся под опекой и попечительством

Организация и контроль занятости обучающихся во внеучебное время.

Социальный педагог, заместитель директора по ВР,  педагог-организатор, классный руководитель

Привлечение к организации дополнительным образованием (кружки, секции, занятия внеурочной деятельностью).

Заполнение карты занятости.

Содействие организации занятости обучающихся в каникулярное время

Социальный педагог

Информирование о формах занятости в каникулярное время.

Социологический опрос, определение социальной адаптации.

Социальный педагог,

педагог-психолог

Определение уровня адаптированности и комфортности детей в классном коллективе.  

Консультации для детей и опекунов.

Социальный педагог, педагог-психолог

Выявление социально-педагогических трудностей, особенностей детско-родительских взаимоотношений. Памятки, листовки, брошюры.

Контроль учебной деятельности и текущей успеваемости.

Классный руководитель, социальный педагог

Анализ усвоения ООП, содействие в оказании индивидуальной педагогической помощи.

Контроль  посещаемости уроков и занятий внеурочной деятельности.

Социальный педагог, классный руководитель

Мониторинг количества пропущенных уроков, в том числе по болезни и без уважительной причины.  

Беседы с опекунами с целью выявления трудностей в воспитании детей и оказания им социально-педагогической помощи.

Социальный педагог, педагог-психолог

Рекомендации для улучшения детско-родительских взаимоотношений.

Проведение индивидуальных консультаций по учебным предметам

Учителя-предметники

Оказание помощи в усвоении ООП, устранение пробелов в изучении отдельных предметов

Список используемой литературы

  1. Еременко С.Е., Коледова С.В. «Копилка классного руководителя». Изд. Панорама 2016г
  2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 2016.
  3. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М., 2016.
  4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2016.
  5. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 2015.
  6. Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
  7. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред.  М., 2017.