Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебство из глины"
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебство из глины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebstvo_iz_gliny.docx | 75.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОГАЛЫМА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА КОГАЛЫМА | ||
Принята на заседании Методического совета протокол №3 от 14.11. 2022г. | Утверждаю Директор МАУ ДО «ДДТ» _________ Н.А. Михалик Приказ от 15.11.2022г. №356 | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа | ||
художественная направленность | ||
стартовый уровень | ||
«ВОЛШЕБСТВО ИЗ ГЛИНЫ» | ||
Возраст учащихся: 7 - 12 лет | ||
Срок реализации: 5 месяцев | ||
Автор-составитель: Конева Алена Сергеевна, педагог дополнительного образования | ||
г. Когалым – 2022г. |
Содержание программы
1. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «Волшебство из глины » | |
1.1. | Пояснительная записка | стр. 3 |
1.2. | Цель и задачи программы. | стр. 4 |
1.3. | Содержание программы. Учебный план | стр. 4 |
1.4. | Планируемые результаты | стр. 5 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы «Волшебство из глины» | |
2.1. | Календарный учебный график | стр. 6 |
2.2. | Условия реализации программы | стр. 9 |
2.3. | Формы аттестации | стр10 |
2.4. | Оценочные материалы | стр.11 |
2.5. | Методические материалы | стр.12 |
3. | Список литературы | стр.14 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «Волшебство из глины»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы — художественная.
Уровень освоения – стартовый.
Вид деятельности: изобразительное искусство.
Место реализации программы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Когалыма. Адрес: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Прибалтийская 17А.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
- Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2).
- Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04).
- Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.08.2022 № 10-П-1692).
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Когалыма.
Актуальность программы определяется современными требованиям к дополнительному образованию детей. Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности. Исходя из этого программа предусматривает, развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения ими приёмов и способов лепки из пластичных материалов. Кроме того, программа дает возможность расширить и дополнить образование детей в области художественного творчества, развить эстетический вкус, творческую индивидуальность на основе создания оригинальных произведений, отражающих, представления детей об окружающем мире.
Отличительной особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Адресат программы - учащиеся в возрасте от 7 до 12 лет без ОВЗ. В объединение принимаются все желающие дети, имеющие именные сертификаты дополнительного образования. Приём на обучение ведётся на основании письменного заявления родителей (законных представителей ребенка).
Объем программы составляет 80 учебных часов.
Форма обучения – очная. В рамках реализации программы в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией занятия, могут быть организованы в дистанционном режиме.
Форма организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное количество учащихся в одной группе - 15 детей, минимальное – 10 детей.
Программой предусмотрены виды занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с образовательной программой, с художественными материалами и принадлежностями необходимыми для занятий, с организацией рабочего места, с техникой безопасности.
Обучающие занятия — это занятия по передаче знаний, по осмыслению знаний и их закреплению, по формированию умений и применению знаний на практике, по обобщению и систематизации знаний.
Занятия-вернисажи - используются для подведения итогов реализации программы по каждому разделу программы.
Занятие контрольное – проверка знаний учащихся после изучения сложной темы.
Итоговое занятие – подводятся итоги работы детского объединения за учебный год.
Срок освоения программы – 5 месяцев. Программа состоит из 1модуля.
Режим занятий: 2 раза по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа - 45 минут, перерыв между академическими часами – 10 минут.
Продолжительность обучения: 4 часа в неделю, 80 часов за период обучения.
Примерное расписание: вторник 18.00-18.45; 18.55-19.40; пятница 16.00-16.45;16.55-17.40.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей детей в процессе работы с пластическими материалами.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обучать способам и приёмам лепки и работы с пластическими материалами.
- Обучать основам композиции, умению создавать двух - и многофигурные композиции, применяя в работе способы и приёмы лепки и средства выразительности, такие как декор.
- Обучать создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус, целеустремлённость, наблюдательность, фантазию, образное мышление, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер.
- Развивать навыки саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
- Развить интеллект, память, внимание, творческое воображение учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, умения работать в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения и взаимодействия в группе.
- Воспитывать потребность и навыки в самоорганизации.
- Воспитывать личность самостоятельно мыслящей, умеющей принимать творческие решения.
- Воспитывать патриотизм и гордость за свой народ, через изготовление изделий народных декоративных промыслов.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Комплектование групп | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
2 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 | Собеседование, наблюдение. |
3 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки | 8 | 2 | 6 | Наблюдение |
4 | Животные и птицы в жизни людей | 10 | 2,5 | 7,5 | Наблюдение |
5 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | 10 | 2,5 | 7,5 | |
6 | Наши любимые игрушки | 10 | 2,5 | 7,5 | Наблюдение |
7 | В гостях у сказки | 14 | 4 | 10 | Творческое задание |
8 | Лепка композиций, изготовление сувениров | 10 | 2,5 | 7,5 | Творческое задание |
9 | Коллективная художественно-пластическая деятельность | 12 | 3 | 9 | Мониторинг развития качества личности обучающихся |
10 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Презентация авторами своих работ. Выставка. |
Всего: | 80 | 22 | 58 |
Содержание учебного плана
Тема 1.Комплектование групп.
Теория. Комплектация группы. Знакомство с условиями приема в объединение.
Практика. Собеседование, инструктирование и оформление документов
Форма контроля. Анкетирование.
Тема 2. Вводное занятие..
Теория. Знакомство с целями и задачами программы. Ознакомление с основными задачами курса, материалами при работе в данном объединении. Ознакомление с расписанием. Знакомство с наглядными пособиями, оборудованием, материалами, с правилами поведения во время занятий. Показ лучших работ кружковцев, выполненных в различной технике. Знакомство с техникой безопасности во время занятий.
Практика. Организация рабочего места. Выполнение контрольных упражнений с целью установления стартового уровня детей, на котором они находятся к началу освоения курса. Игры на бесконфликтное общение. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Тема 3. Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки
Теория. Беседа о животных, птицах. Какую роль они играют в жизни человека. Домашние животные.
Практика. Лепка птиц. Рассмотреть игрушки. Выбор способа лепки. Украшение налепами. Индюк. Птица с красивыми крыльями. Собаки, лошадки и. т. д.
Лепка совенка (рельеф). Подумать, как будет выглядеть совенок. Подготовка глины для лепки. Лепка совенка: туловище, голова, крылья, хвост, глаза, лапки.
Контроль. Выполнение практической работы. Анализ работ.
Тема 4. Животные и птицы в жизни людей.
Теория. Основные техники изготовления ручной посуды. Приемы и техники изготовления посуды путем ручной лепки из цельного куска глины. Роспись готовых изделий, рассматривание гжельской и хохломской росписи. Технология выполнения изделия приемом «Вычерпывание» Ручная лепка из цельного куска глины.
Практика. Эскиз посуды. Лепка посуды из глины, оформление декоративными бортиками, миниатюрной скульптурой. Заглаживание швов, замывка, сушка изделий, обжиг, грунтовка, роспись. Эскиз росписи, отработка эскиза на бумаге, роспись обожженной и предварительно загрунтованной посуды. Изготовление посуды в ленточно-жгутовой технике. Роспись изделия. Изготовление глиняного изделия путем «Вычерпывание»
Контроль. Выполнение практической работы. Опрос. Текущий контроль. Анализ работ.
Тема 5. Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха)
Теория. Дети знакомятся с историей праздников.
Практика. Работы символ праздников. Сюжет. Композиции.
Контроль. Выполнение практической работы Обсуждение работ. Выставка работ.
Тема 6. Наши любимые игрушки
Теория. Беседа на тему: «Какие бывают игрушки?». Дети рассказывают про свои любимые игрушки. Педагог показывает детям игрушки, просит описать их: «Какие они?». Дети анализируют размер, форму, строение и цвет.
Практика. Лепка игрушек. Лепка мелких деталей. Роспись.
Контроль. Выполнение практической работы. Опрос. Выставка работ.
Тема 7. В гостях у сказки.
Теория. Беседа с детьми о сказках. Дети дают характеристики героям сказки. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Обсуждение строения, размера, формы и цвета героев. Выражение лиц. Знакомство с мимикой лица человека. Педагог объясняет, как изображать разные выражения лица.
Практика. Лепка героев из глины. Придумать, как будет выглядеть. Изготовление мелких деталей. Подведение итогов.
Контроль. Выполнение практической работы. Опрос. Выставка работ.
Тема 8. Лепка композиций, изготовление сувениров.
Теория Коллективная работа. Смысловое значение композиции. Выбор вида промысла (изученных за год). Разработка сюжета. Изготовление сувениров к народным и календарным праздникам.
Практика. Создание эскиза. Лепка сюжета (композиции). Сушка, роспись, лак. Изготовление декораций для композиции. Лепка глиняных игрушек к празднику, по заданной теме. Роспись изделий.
Тема 9. Коллективная художественно-пластическая деятельность.
Теория. Создание коллективных панно, композиций. Применение керамики в дизайне. Оформление панно помещений. Настенные панно. Работа над созданием эскизов.
Практика. Лепка отдельных частей и сборка картин на основе. Рельефная работа. Изготовление панно. Роспись изделий.
Тема 10. Итоговое занятие.
Теория. Анализ учебных и творческих работ, выполненных в течении учебного года.
Практика. Тестирование. Оформление выставки.
1.4. Планируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;
- название, назначение и правила пользования инструментами и приспособлениями, предусмотренными программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила организации рабочего места;
- правила общения использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим прошлым народа;
- технологию художественных изделий из глины;
Учащиеся будут уметь:
- различать по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по программе;
- правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению инструменты и приспособления;
- самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- правильно выполнять изученные технологические операции;
- самостоятельно изготавливать по образцу изделие;
- работать в группах, распределять и согласовывать свой труд с другими
владеют:
-технологией лепки как простейших изделий из глины, так и сложных.
В процессе занятий учащиеся научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы «Волшебство из глины»
2.1. Календарный учебный график
Программа реализуется в период с 1 января по 31 мая. Не рабочие дни: 1-8 января, 23 февраля, 8. марта, 1 мая, 9 мая.
Примерное расписание: вторник 18.00-18.45; 18.55-19.40; пятница 16.00-16.45;16.55-17.40
№ п/п | месяц | число | Время проведения занятий | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | ЯНВАРЬ | 10.01 | 18.00 – 19.40 | 2 | Комплектование группы | Каб. 104 | |
2 | 13.01 | 16.00 – 17.40 | 2 | Вводное занятие | Каб. 104 | Вводный. Тестирование | |
3 | 17.01 | 18.00 – 19.40 | 2 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки. | Каб. 104 | Анализ работ. | |
4 | 20.01 | 16.00 – 17.40 | 2 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки. | Каб. 104 | Анализ работ | |
5 | 24.01 | 18.00 – 19.40 | 2 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки. | Каб. 104 | Анализ работ | |
6 | 27.01 | 16.00 – 17.40 | 2 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки. | Каб. 104 | Текущий. Выставка работ. | |
7 | ФЕВРАЛЬ | 31.01 | 18.00 – 19.40 | 2 | Животные и птицы в жизни людей. | Каб. 104 | |
8 | 03.02 | 16.00 – 17.40 | 2 | Животные и птицы в жизни людей. | Каб. 104 | ||
9 | 07.02 | 18.00 – 19.40 | 2 | Животные и птицы в жизни людей. | Каб. 104 | ||
10 | 10.02 | 16.00 – 17.40 | 2 | Животные и птицы в жизни людей. | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. | |
11 | 14.02 | 18.00 – 19.40 | 2 | Животные и птицы в жизни людей. | Каб. 104 | ||
12 | 17.02 | 16.00 – 17.40 | 2 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | Каб. 104 | ||
13 | 21.02 | 18.00 – 19.40 | 2 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | Каб. 104 | Текущий. Выставка работ. | |
14 | 24.02 | 16.00 – 17.40 | 2 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | Каб. 104 | ||
15 | 28.02 | 18.00 – 19.40 | 2 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | Каб. 104 | ||
16 | МАРТ | 03.03 | 16.00 – 17.40 | 2 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. |
17 | 07.03 | 18.00 – 19.40 | 2 | Наши любимые игрушки. | Каб. 104 | ||
18 | 10.03 | 16.00 – 17.40 | 2 | Наши любимые игрушки. | Каб. 104 | ||
19 | 14.03 | 18.00 – 19.40 | 2 | Наши любимые игрушки. | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. | |
20 | 17.03 | 16.00 – 17.40 | 2 | Наши любимые игрушки. | Каб. 104 | ||
21 | 21.03 | 18.00 – 19.40 | 2 | Наши любимые игрушки. | Каб. 104 | ||
22 | 24.03 | 16.00 – 17.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. | |
23 | 28.03 | 18.00 – 19.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | ||
24 | АПРЕЛЬ | 31.03 | 16.00 – 17.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | |
25 | 04.04 | 18.00 – 19.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. | |
26 | 07.04 | 16.00 – 17.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | ||
27 | 11.04 | 18.00 – 19.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | Текущий. Анализ работ. | |
28 | 14.04 | 16.00 – 17.40 | 2 | В гостях у сказки. | Каб. 104 | ||
29 | 18.04 | 18.00 – 19.40 | 2 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | Каб. 104 | ||
30 | 21.04 | 16.00 – 17.40 | 2 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | Каб. 104 | Текущий. Выставка работ. Текущий. Выставка работ. | |
31 | 25.04 | 18.00 – 19.40 | 2 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | Каб. 104 | ||
32 | 28.04 | 16.00 – 17.40 | 2 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | Каб. 104 | ||
33 | МАЙ | 02.05 | 18.00 – 19.40 | 2 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | Каб. 104 | |
34 | 05.05 | 16.00 – 17.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | ||
35 | 12.05 | 16.00 – 17.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | ||
36 | 16.05 | 18.00 – 19.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | Текущий. Выставка работ. | |
37 | 19.05 | 16.00 – 17.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | ||
38 | 23.05 | 18.00 – 19.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | ||
39 | 26.05 | 16.00 – 17.40 | 2 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | Каб. 104 | ||
40 | 30.05 | 18.00 – 19.40 | 2 | Итоговое занятие. | Каб. 104 | Итоговый контроль Тестирование Итоговая выставка | |
| 80 ч. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
1. Кабинет для проведения занятий.
2. Оборудование кабинета: маркерная доска - 1 шт., стелажи для сушки изделтй – 2шт., витрины для выставочных работ и образцов – 5 шт., стол письменный для педагога – 1 шт., стол ученический одноместный – 15 шт., стулья ученические -15 шт., стул для педагога -1 шт., печь муфельная – 1шт., турнетки – 15 шт., стенд информационный - 2шт., мультимедийное оборудование – 1шт., шкафы книжные – 4шт .
3.Средства обучения.
Средства обучения | Количество штук на 1группу | % использования
|
Компьютер | 1 | 100% |
Мультимедиа проектор | 1 | 100% |
Цифровые образовательные ресурсы: видеофильмы о скульптуре, мультимедийные презентации, компьютерные программы по скульптуре | 10 | 80% |
100% | ||
Наглядные средства: объекты натуры, муляжи, макеты, плакаты, объемные модели, альбомы и дидактические материалы о скульптуре. | 20 |
Психолого-педагогические условия реализации программы:
- уважение к человеческому достоинству учащихся, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с учащимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с учащимися, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения учащихся друг к другу и взаимодействия учащихся друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности учащихся;
- возможность выбора учащимися видов активности;
- защита учащихся от всех форм физического и психического насилия.
Финансовые условия реализации программы: прием на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется за счет средств от предпринимательской деятельности (сертификат дополнительного образования) в рамках системы Персонифицированного финансирования города Когалыма. Финансирование реализации программы должно осуществляться в соответствии с установленной ценой услуги дополнительного образования не превышающей нормативную стоимость образовательной программы рассчитанной в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации
Виды контроля:
Вводный контроль | Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию творчеством. |
Текущий контроль | Изучение уровня освоения тем образовательной программы. |
Итоговый контроль | Изучение уровня освоения образовательной программы за весь период обучения |
Формы контроля:
Проверка теоретических знаний | Тестирование, опрос. |
Проверка практической подготовки | Выставка работ, выполнение проектной работы, соревнования, зачёт |
2.4. Оценочные материалы
Оценка результативности выполнения программы осуществляется по трём уровням освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего - работа по образцу;
- средний уровень - работа по условию (выполнение практического задания, требующего творческой активности;
- высокий уровень - работа по собственному замыслу (самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов её решения).
Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего - большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся владеет знаниями в объёме не менее 50%;
- средний уровень - соответствие основным требованиям ответа «высокого уровня», но допущены неточности в изложении понятий, объяснений взаимосвязей; объём правильных ответов составляет 50-85%;
- высокий уровень - наличие точных знаний по теме.
Система контроля результативности
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Стартовая диагностика | январь | Оценка исходящего уровня знаний | Наблюдение Творческое задание Собеседование | Просмотр работ. Результаты тестирования. |
Текущий контроль | Март, апрель. | Оценка качества усвоения учащимися содержания программы по итогам учебного года | Анализ практических работ. Тестирование. | Просмотр работ. Результаты тестирования. |
Итоговый контроль | Май. | Оценка уровня достижений учащихся | Тестирование Зачёт | Итоговая выставка работ |
При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля качества результатов освоения образовательной программы могут применяться формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах.
2.5. Методические материалы
Ведущей технологией при реализации программы является технология личностно-ориентированного обучения. Широко используются следующие педтехнологии: проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме, реализация программы в этот период осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.
В этот период деятельность организовывается с использованием:
1. Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).
2. Возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования учащимися).
3. Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры, открывших трансляций концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам.
4. Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).
5. Образовательных и развивающих материалов на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
№ п/п | Тема программы | Формы занятий | Педтехнологии | Приёмы и методы организации ОП | Дидактический материал |
1 | Вводное занятие | практическое занятие | Личностно-ориентированного обучения, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Объяснительно -иллюстративный. | Программа студии скульптуры. Работы учащихся, соответствующие темам модуля. |
2 | Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки. | практическое занятие занятие-вернисаж | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение метод стимулирования | Работы учащихся и педагога. Таблицы по ручному изготовлению изделий из глины. Наброски учащихся и педагога. |
3 | Животные и птицы в жизни людей. | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение, метод стимулирования. | Таблицы по ручному изготовлению изделий из глины. Наброски учащихся и педагога. Презентация «Животные и птицы в жизни людей.». |
4 | Народный календарь. (Покров, рождество, масленица, пасха) | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный исследовательский метод, взаимообучение, метод стимулирования | Презентации «Рождество» «Масленица» «Пасха» Таблица «Народный календарь» |
5 | Наши любимые игрушки. | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение, метод стимулирования. | Образцы детских работ, презентация «Этапы работы», |
6 | В гостях у сказки. | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение, метод стимулирования. | Образцы детских работ, презентация «Этапы работы», дидактический материал- «Герои русских народных сказок» |
7 | Лепка композиций, изготовление сувениров. | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение, метод стимулирования. | Презентации: «Этапы работы», образцы детских работ. |
8 | Коллективная художественно-пластическая деятельность. | практическое занятие занятие-вернисаж. | Личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, игровые, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный взаимообучение, метод стимулирования | Презентации: «Этапы работы», образцы детских работ. |
9 | Итоговое занятие | Контрольное занятие | Личностно-ориентированного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии. | Метод проблемного изложения, частично-поисковый, метод стимулирования. | Работы учащихся за прошедший период обучения. Тесты. |
3. Список литературы
Литература для педагога:
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. Москва 1998 г- 47 стр.
- Банников В.Н. О.И. Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе
Ханты-Мансийск 2005, 61 стр.
- Бурганов И. Скульптура. Портрет. «Юный художник» Москва.2005 г.
- Горичева. В.С. Нагибина М.И Сказку сделаем из глины …1998 г-290 стр.
- Долорс Рос Р. Керамика АСТ - пресс 2004 г - 143стр.
- Ерныхова Е.А. Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству угорских
народов г. Ханты-Мансийск 2003- 137 стр..
- Журналы «Народное творчество».
- Михайлова И. Лепим из солёного теста 159 стр.
- Морин Карлсон. Научитесь лепить людей. 2004г-126 стр.
- Кард В. Петров В. С. Сказки из пластилина. Санкт –Петербург, Валери СПб 1997 г -157стр.
- Сокольникова М..Н. Краткий словарь художественных терминов г. Обнинск
- издательство «ТИТУЛ»1996 г- 79 стр.
- Ушакова О.Д. Великие художники. Издательство дом ЛИТЕРА. 2004 – 95 стр.
- Федотов Г. Большая энциклопедия ремёсел. Москва 2008 - 605 стр
- Федотов. Г. Послушная глина. АСТ- пресс.1997 г-140 стр
- Чаварра Х. Уроки керамики. Москва АСТ 2003 г -126 стр.
- Швайко Н.И. Пособие для родителей и педагогов.
Литература для учащихся.
- Журнал «Эскиз»
- Журнал «Юный художник».
- Лыкова И.А Лепим цирк. Издательство дом КАРАПУЗ -18 стр.
- Морган С. Научитесь лепить подарки ООО «Попурри»2003- 128стр.
- Морин К.А. Научитесь лепить фигурки людей2004 г- 126 стр.
- Орейли С. Лепка. ПОЛИГОН Санкт - Питербург 1997г – 30 стр.
- Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов/на/Д «ФЕНИКС»2003-160с
- Чаварра Х. Уроки керамики Москва Астрель - АСТ 2003 г 63 стр.
- Чурина Л. Украшения и подарки из солёного теста. Полиграфиздат СОВА 2010- 31 стр.
Электронные ресурсы: