Взаимодействие с родителями

Романова Алена Олеговна

Предварительный просмотр:

План работы с родителями обучающихся 5 В класса (2021-2022 гг.).

Классный руководитель: Романова Алена Олеговна

Цель: Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания  стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.        

Задачи:

  • Просветительская - обучение родителей умению видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  • Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретенияим социальных и учебных навыков.
  • Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
  • Формирование у обучающихся с поддержки родителей внутренних ценностей, социальной адаптации в окружающей их среде.

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей :

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни-это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах» т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- участие в акциях, проводимых школой «Письмо и посылка солдату», «Подари ребенку радость», «Сделай мир чище»;

- участие в конкурсах «Родительский коллектив года», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучший новогодний кабинет»;

- участие в заседаниях «Клуба отцов», «Родительских университетах»;

- общешкольные родительские собрания.

 

Примерная тематика проведения классных родительских собраний.

  • Адаптация обучающихся 5-х классов к условиям обучения  в среднем звене.
  • Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
  • Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
  • Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

Сроки

проведения

МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь

(с 1 по 10)

(с 10по 20)

в течение месяца

1.Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание)

2.Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой.

3. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. ТБ, ППБ и правила поведения в школе».

4. Участие в акциях, приуроченных к Дню села.

5. Родительское собрание «Здоровье ребёнка: советы как его сохранить». Занятость учащихся во внеурочное время  (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, на консультации и факультативы)

6. Выбор родительского комитета.

7. Посещение семей учащихся на дому (жилищно-бытовые условия, рабочее место учащегося, морально-психологический климат в семье)

8. Диагностика уровня толерантности в семье.

9. Участие в акции «Сделаем мир чище».

Октябрь

(в конце 1

четверти)

(по итогам

четверти, постоянно в течение года)

1 раз в четверть

1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Участие в празднике, посвященному Дню пожилого человека.

Ноябрь

постоянно

1.Родительские  собрания:

- «Итоги 1-й четверти. Трудности адаптации пятиклассников к школе»

-«Первые уроки школьной отметки»

-«Трудовое воспитание»

-«Развитие личностных качеств ребёнка»

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

4. Диагностика «Здоровьесбережение детей»

5. Участие в заседании клуба «Родительские университеты»

6. Поздравление мам, бабушек.

Декабрь

(в конце 2 четверти)

Постоянно

Систематически (в течение пяти лет)

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Участие в акции «Подари ребенку радость»

4. Участие в конкурсе «На лучший новогодний кабинет», «Лучшую новогоднюю игрушку»

Январь

В течение года.

1.Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

Февраль

1. Родительские собрания:

-«Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Как помочь ребёнку стать внимательным»

- «Консультация. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

Поговорим о дружбе»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4. Участие в заседании «Клуба отцов»

Март

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3. Подготовка поздравлений к празднику.

Апрель

В течение года

1.Организация летнего отдыха учащихся (оформление документов в летние пришкольные лагеря)

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости)

Май

В течение года

        

1.Организационные вопросы к началу нового учебного года.

2. Родительские собрания

«Итоги года. Занятость обучающихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах».

-«Праздники и будни нашей жизни»

- «Творчество и воображение ребёнка»

- «Перелистывая страницы пяти учебных лет…»

3.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

4.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся.



Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение

(рекомендации для родителей)

Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Проявление агрессии, злости естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы.        За агрессивным поведением всегда стоят какие-либо причины, и злость—это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Очень важно вовремя разобраться в причинах проявления злости, в противном случае агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности!

Причины агрессивного поведения:

1.Нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

2.Неблагополучная семейная обстановка: отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей; плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

3. Тяжелый психологический климат в учебном учреждении;

4. Ребенок пережил какое-то травматическое событие: горе, перемена места жительства, сильный страх, насилие

5.Трудности обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

2. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах.

3. Пусть ваш ребенок в каждый момент чувствует, что вы любите и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

4. Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)

5. Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).

6. Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

7. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.                         Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».    

8. Повышайте самооценку ребенка.

9. Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

10. Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

11. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

12. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!

13. За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

14. В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; устроить соревнования  

15.  Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

16. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

17. Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например, «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

НЕСКОЛЬКО ШАГОВ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ                                АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

1 шаг— стимуляция гуманных чувств: развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к людям и живому миру; умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; учите его не сваливать свою вину на других;

2 шаг—ориентация на эмоциональное состояние другого: стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся;

3 шаг—осознание агрессивного и неуверенного поведения: объясните, что значит «контролировать собственную агрессию, и зачем это делать, важно понять характер агрессивности, обсуждать варианты выхода из конфликта, оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное (например, «Ты стукнул Веру, потому что…, а еще почему?», «Как ты думаешь, кому сейчас плохо? Почему?», «У волка злое лицо, почему?» и т.п.

Правила подавления агрессивного поведения

  • Несколько раз глубоко вздохнуть, если почувствовал гнев
  • Не давать волю своим действиям, пока медленно не сосчитаешь до 10
  • Представить последствия своего поведения
  • Каждое утро давать себе установку не вступать в конфликты
  • Вечером подводить итоги: хвалить себя за спокойствие, штрафовать за срыв настроения и поведения
  • Закаливание организма (умываться холодной водой).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

 Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

 Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным.  



Предварительный просмотр:

В ответе за детей!

«Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Ответственность / воспитание родителей/

  Родитель. Произнесите это слово про себя. Чувствуете, какое оно тяжелое и в то же время легкое? Тяжелое от груза ответственности, забот и переживаний, легкое – от ощущения окрыляющего счастья, которое дает родительство. Осознанное родительство. Можно ли ему научиться? И вообще, где нас учат быть родителями? Есть ли определенный шаблон поведения идеальной мамы / идеального папы? Здесь все очень индивидуально и зачастую интуитивно.

  Кто-то выбирает в качестве авторитета своих родителей, а кто-то, напротив, старается всячески отойти от их модели поведения, выстраивая свои нормы и правила. Другие руководствуются тренингами и семинарами, прибегая к советам психологов и родителей со стажем. Сейчас стали очень популярными странички многомам в Инстаграме, на которых те делятся всевозможными лайфхаками и иллюстрациями счастливой и беззаботной жизни. В любом случае, родительство – тяжелый труд, каждодневная работа, требующая терпения, выдержки, железных нервов, мудрости и опыта, который, к сожалению, приходит не сразу.

  Получается, воспитывая своих детей, мы воспитываем в себе… родителей. Именно дети учат нас дисциплине, толерантности и, что самое главное, ответственности!

Родительский авторитет

  Дорогие родители, поддаемся ли мы дрессировке? И прежде чем твердо и безапелляционно ответить: «Нет!», задумайтесь, ведь дети с самого раннего возраста в совершенстве овладевают искусством манипуляции. Даже самая неопытная и юная мама может отличить капризный плач от плача по причине голода / холода / дискомфорта. Поэтому так важно научиться говорить: «Нет». И помнить, что ваше «нет» – это «НЕТ», а не «может быть». Если вы приняли решение, стойте на своем. Иначе вы показываете ребенку полное отсутствие у вас собственного авторитетного мнения.

  Следующий шаг – выстроить отношения со своим партнером, вторым родителем ребенка, так, чтобы между вами царили любовь и взаимопонимание. Если между вами нет согласия, вы вечно спорите, ругаетесь, не стесняясь своего ребенка, не боясь своими ссорами нанести его психике вред, то авторитета не будет ни у кого из вас!

  Как сделать так, чтобы при всей массе воспитательных функций вы остались для ребенка другом?       Правильно, жить его интересами, знать, чем он увлекается, что он слушает / читает / смотрит, с кем дружит и кого считает кумиром для подражания. Разговаривайте с ним, быть может, то, что вы считаете ерундой, для вашего сына или дочери настоящая катастрофа. Ни в коем случае не отмахивайтесь от проблем подростка, именно в этом возрасте идет формирование его как личности. Заслужите его доверие.

Любовь зла?/ деспотизм/

  А бывает так, что гиперболизированная фанатичная любовь рождает домашнюю тиранию.

Психологи и психотерапевты отмечают, что психика ребенка формируется и закрепляется в дошкольном возрасте. У детей, часто видящих злых и страшных в гневе родственников, развиваются неврозы и психические заболевания. Поэтому так важно быть примером для своих детей, создавая дома благоприятную и комфортную обстановку. «Воспитание – великое дело. Им решается участь человека», – писал Виссарион Белинский.

Если мама одна / «родитель родителя»/

  Почти 90% неполных семей – это мама, воспитывающая одного или нескольких детей.

Как и другие родители, глава неполной семьи следит за тем, чтобы ребенок занимал дома естественное для него место, чтобы не нарушался закономерный порядок вещей. Ребенок не должен становиться ни доверенным лицом, ни советчиком своей мамы и, тем более, не должен выполнять роль старшего в семье, «родителя родителя». Все решения дома принимает взрослый. Если вы не будете об этом забывать, ребенку не придется перепрыгивать во взрослый статус, не успев побыть маленьким. И кроме того, в семье будет больше порядка.

  Ребенок, играющий в семье роль взрослого:

– слишком быстро проскакивает этапы детской жизни, важные для формирования личности;

– на него давит чрезмерное чувство долга перед семьей;

– он чувствует на себе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за все проблемы, которые возникают в семье, даже если проблемы эти совершенно взрослые.

  Помните, подросток ни в коем случае не должен считать, что обязан во всем быть опорой для своей слабой хрупкой мамы. Потому что тогда ему приходится играть роль родителя… своего собственного родителя.

Проблемы мотивации / давай вместе…/

  Одна из главных проблем родителей и их головная боль – как мотивировать ребенка-подростка. Причем не только к учебе! Дети порой не слышат родителей, не принимают их точку зрения. Как же уговорить делать хоть что-нибудь?

  Общение для подростка является самой важной деятельностью. Помогите ему завоевать авторитет среди сверстников. Покажите ребенку, как можно выделиться из толпы: стать незаурядной и неординарной личностью, находить выход из любой ситуации. Чтобы развить в нем эти качества, поощряйте подростка на решение творческих задач, проявление инициативы, поиск себя в какой-либо области.

  Используйте в качестве мотивов увлечения подростков. В этом возрасте увлечения очень сильны и часто сменяют друг друга. Вы можете вместе учить иностранный язык, читать общие книги, фотографировать, рисовать и т. д. Однако излишнее внимание может привести к обратному эффекту – подростковому бунту или апатии.

  Эмоции, которые могут подарить родители, – отличная мотивация! Планируйте совместные дела и поездки – те, которые принесут радость вашему ребенку!

Вопрос планирования / карта дня/

   Хотите приучить ребенка к ответственности? К грамотному и конструктивному планированию времени? Составляйте карту дня / проект дня / график дня. Вы можете расклеить по всему дому стикеры-напоминалки, можете привлечь к составлению проекта самого ребенка, требуя после пунктов об уборке и ежедневных ответственных дел (будь то полив комнатных растений или выгул собаки) подписи сына / дочери. Главное – научить подростка распределять свое время так, чтобы его хватало на все, и главное – на отдых.

Чувства и эмоции / первая любовь/

  Давайте на мгновение перенесемся в то время, когда вы перешли в среднюю школу, когда мир казался огромным и неизведанным, а мечты были самыми, что ни на есть настоящими, детскими, светлыми. В юности не бывает полутонов, все краски сочные и насыщенные. Если дружба, то на всю жизнь, если любовь, то, конечно, навсегда.

  Что же делать родителям, когда ребенок рассказывает о первом чувстве? Во-первых, радоваться тому, что вам доверили самое сокровенное; ни в коем случае не смеяться над чувствами подростка; разговаривать с ним, рассказывая о собственном опыте первых отношений, о том, что когда-то вы также замирали при каждом телефонном звонке и смущенно краснели на первом свидании. По статистике, 80 % первых отношений не длятся более 1 года. И тут нужно запастись родительской выдержкой и терпением: подобрать нужные слова, забыв пресловутое «я же говорил/говорила». И максимально окружить ребенка заботой и вниманием!

  А еще… читайте вместе книги. Романы, повести, рассказы о первой любви! И стихотворные произведения, например, Марии Бершадской. В серии «Настоящее время» издательства «РОСМЭН» вышла книга ее стихов, и они – редкий случай! – подростковые.

Чем я могу помочь своему ребенку? / сознательность/

  Вы можете постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему.

  Пусть вас не пугают слова «снимать с себя заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашему сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь – самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения – более спокойными и радостными.

  Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка. Возражения бывают примерно такие: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе» или «Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек».

  Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Чему мы можем научиться у наших детей? / счастье/

  В детстве каждый из нас кем только не мечтал стать: космонавтом, ученым, летчиком, актером, врачом, волшебником, сказочником и т. д. Главное, вы стали родителем, вы стали ВСЕМ. Вы супергерой, который может не спать ночами, когда ваш ребенок болеет. Вы первооткрыватель, ибо открываете для юного исследователя целый мир с его законами и свойствами. Вы писатель, потому что каждый день, каждое мгновение пишите историю своей семьи, оставляя своему сыну или дочери только счастливые, добрые воспоминания. Вы целый мир. Вы целая вселенная. И в большей степени от вас зависит то, какими будут детство, отрочество и юность вашего ребенка.

  Наслаждайтесь каждым мгновением, проведенным вместе!

  Раздавайте объятия и поцелуи! Радуйтесь успехам и преодолевайте трудности, не опуская рук, не предаваясь унынию. Будьте счастливы, ведь счастье, порой ворчащее, порой капризное, порой ленивое и непослушное, рядом.



Предварительный просмотр:

Дочь попала под влияние подруги и потеряла себя: что делать?

Иметь надежного друга в подростковом возрасте — большая удача. Учась доверию и одновременно выстраиванию границ, подростки не всегда могут отличить здоровые отношения от токсичных. Дело в том, что желание дружить, как и страх одиночества и отвержения, в этом возрасте очень сильны. В итоге многие подростки быстро попадают под влияние так называемых друзей.

Маркеры «нездоровых отношений» достаточно заметны. Например, ребенок становится более замкнутым и агрессивным, часто сомневается в себе, пытается подражать другу, отношения с которым приоритетны, готов променять любые дела и даже праздники на общение с другом. Ребенок яростно защищает своего героя от любой критики, и если родителям друг не нравится, то отдаляется от них.  

Попала под влияние подруги и четырнадцатилетняя Катя (имя изменено), чья мама обратилась к психологам службы.

 «Катя всегда была доброй и заботливой девочкой, но не очень уверенной в себе. Перейдя в новую школу, она очень изменилась: стала хамить, вести себя как-то слишком нагло. Я поговорила с учителями и выяснила, что и в школе она ведет себя вызывающе. Возможно, причина этого — дружба с Олей, одной из звезд класса. Катя ее во всем слушает: слово подруги для нее — закон, привязана к ней, как собачка. Страшно за нее! Где самоуважение? Я пыталась убедить дочку прекратить дружбу, в которой теряешь себя, но ничего не вышло. Она отказывается слушать.  Вижу, что и ей такая роль не по душе: то уроки делает за двоих, то любимые вещи дает носить, то идет, куда не хочет. И переживает. Как быть, чем помочь ребенку?»

Прежде всего, родителям стоит успокоиться. И поговорить. Не надо начинать диалог с детьми, если вы раздражены или тревожны — им тоже будет неуютно и страшно. Наша задача — вернуть доверие, снизить страх ребенка, показать, что мы по-прежнему на его стороне. Тут не место категоричным высказываниям, которые вызовут еще больший протест.

Установите визуальный контакт или обнимите подростка. Начните издалека: «Я заметила, что ты часто грустишь в последнее время. С тобой все в порядке? Могу я чем-то помочь?».

Если ребенок идет на контакт, то поговорите о том, что его беспокоит, как он себя воспринимает, насколько доволен собой, за что себя уважает и какими достижениями гордится. Если ребенок молчит, но слушает, сами напомните о качествах, которые вы в нем цените.

Хорошо поговорить об отношениях вообще, о том, как вы в детстве выбирали друзей и проверяли их на прочность, как защищали свои границы и интересы. Помогите ребенку задуматься: если отношения приносят боль и разочарование, если после общения ты чувствуешь себя разбитым, или уставшим, или пристыженным, то что не так? Можно сравнить данные отношения с другими, где ребенок был счастлив и рад.

Нельзя просто сказать, например, Кате: «Ты попала в созависимые отношения, и это опасно». Родителям важно открыто поговорить о чувствах — как своих, так и подростка. Мама или отец могут осторожно сказать: «Дочь, я хотела поговорить о твоих отношениях с Ольгой. Конечно, я могу ошибаться, но твоя дружба с ней кажется несколько странной. Не похожа она на настоящую. Как ты себя чувствуешь, когда она командует тобой и распоряжается твоими вещами? Или когда ты постоянно делаешь для нее задания? Дружба должна приносить радость. Что ты думаешь по этому поводу?»

Нужно помнить, что подросток поначалу видит только то, что ему хочется: на него обратили внимание, он не одинок. Именно поэтому он может «цепляться» за так называемого друга.

Как выйти из «нездоровых отношений»?

— Научите ребенка замечать свои потребности — «Я хочу» и «Я не хочу» — и четко заявлять о них. В нездоровых отношениях легко перепутать – кто чего хочет. Если ты что-то делаешь из страха – то это точно не твое желание.

— Больше хвалите ребенка и отмечайте даже небольшие достижения, обращайте внимание на его сильные качества. Не скрывайте, что гордитесь дочкой или сыном.

— Рассказывайте ребенку о том, в каких случаях и как вы выходите из болезненных отношений. Вспоминайте случаи из своего подросткового опыта и реальные чувства в тот момент. Страх конфликта может останавливать подростка от того, чтобы заявить о своих чувствах человеку, с которым дружит, но если он узнает, как справлялись со своим страхом родители, то попытается последовать их примеру.

— Предложите сыну или дочери обсудить со своей подругой (другом) – неприятные ситуации, например: «Почему ты берешь мои вещи без разрешения?», «Что ты готова сделать для меня взамен задания по химии?». Важно донести до детей, что в здоровых отношениях всегда присутствует обмен: эмоциями, мыслями, результатами, действиями. Мы все обмениваемся, и если это происходит искренне, то приносит много радости и удовольствия обоим участникам.

 — Предложите дочке проверить подругу и убедиться в искренности ее намерений. В этом помогут вопросы из этой статьи. 

— Обсуждайте варианты решений, когда у каждого члена семьи разные желания. Такой опыт позволит подросткам и в дружеских отношениях быть открытыми и отстаивать свою точку зрения: «Давайте обсудим и вместе решим – какой вариант устроит всех нас?»

— Если подростку трудно выйти из нездоровых отношений – спросите, нужна ли ему помощь, и в чем именно? Возможно, семейный ужин станет серьезным аргументом, чтобы сказать фальшивому другу: «Нет, я сегодня не пойду с тобой гулять».

— Любые отношения, даже нездоровые, в какой-то мере ценны, и могут приносить страдания и грусть при завершении. Не стоит слишком быстро утешать подростка, мол, «ничего страшного, найдешь нового друга». Помогите пережить разочарование, обиду, боль. «Расставание — тяжелое испытание, особенно с близкими людьми. Но это — опыт и наука на будущее». Напомните, если что-то плохое из жизни уходит, то скоро непременно придет хорошее.  



Предварительный просмотр:

Как наладить и сохранить контакт с подростком

Продолжая тему безопасности детей в интернете и защиту их от влияния так называемых «групп смерти», психологи разработали советы для родителей о том, как наладить взаимоотношения с ребенком или подростком и тем самым уберечь его от пагубного влияния суицидальных пабликов.

  1. С самого детства начинайте формировать у ребенка культуру безопасного поведения в целом, ведь то, как мы ведем себя в интернете, часто отражает наше поведение в обществе. Уделите внимание и потренируйте на практике важные для подростков навыки безопасного поведения интернете: смс активации услуг, как безопасно совершать покупки в интернете, как отличить мошенников и провокаторов в смс и электронных рассылках, как распознать фишинговые сайты и т.д. Вам в помощь проект Роскомнадзора «Персональныеданные.дети» — http://персональныеданные.дети
  2. Для защиты детей от нежелательного контента в сети Интернет создано много сервисов, в том числе проект «Дети онлайн». Эксперты проекта помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью несовершеннолетних при использовании Интернета.
  3. Важно узнать ближе реальное окружение Вашего ребенка и способствовать тому, чтобы он как можно больше проводил время с друзьями в живом общении.
  4. Больше поддерживайте Вашего ребенка, узнавайте как у него дела не только в вопросах учебы, но в отношениях с ровесниками и учителями, насколько он выдерживает школьный стресс и нагрузки. Берегите Ваши отношения от конфликтов и давления, сохраняйте баланс честности требований и привилегий, похвалы за достижения и критики за проступки и не сделанные обещания. Подростки особо чувствительны к теме справедливости и прежде всего они не выносят двойных стандартов, когда для того, чтобы «убраться дома и посидеть с сестренкой они уже взрослые», а для «прогулок вечером с друзьями, девушкой, парнем и дискотеки еще совсем малы». Они всегда отличат Ваш искренний интерес и заботу от контроля и попытки переложить взрослые заботы на них. Они готовы поддерживать правила, если Вы принимаете их совместно и заранее и соблюдаете обоюдно.
  5. Как можно больше займите свободное время ребенка событийным и значимым для него досугом и возможностью выбора и влияния на то, что будет делать не только он, но и вся семья! Найдите творческую и позитивную альтернативу опасным и экстремальным играм в виде подземных квестов, пейтболла, активного спорта, необычных путешествий, в совместных кулинарных поединка, в походах в любимые магазины, выставки и арт-пространства.
  6. Помогите ребенку самому рационально и критически посмотреть на это явление, поддержите и позитивно отреагируйте на социальную компанию самих подростков в интернете в поддержку ценности жизни. Не бойтесь поговорить с ним на тему смерти и суицида в случаи необходимости, это не должно быть излишне табуировано и секретно в общении между вами, чтобы не пробуждать в подростках желания из любопытства зайти туда и разобраться без Вас. В этом Вам поможет статья, специально адресованная ему.

Прочитайте рекомендации для самих подростков на эту тему тоже

  1. Как мы с Вами знаем, подростки будут делать не то, что мы им говорим, а то, что делаем мы сами и что неосознанно транслируем своим поведением. Если родители все вечера и выходные проводят в социальных сетях, то и ребенок будет повторять за ними. Именно поэтому важно показывать личным примером позитивный настрой и умение справляться с трудными ситуациями, не переставая при этом ценить жизнь во всем ее многообразии. Часто именно от Вас он получает формулу, как пережить трудности, продолжать верить в себя и превращать испытания в урок и опыт.
  2. Говорите «по душам» с ребенком просто так и даже, когда возможно он задает вопрос и обсуждает ситуацию якобы какого — то друга или знакомого, порой таким скрытым опосредованным способом они говорят о себе и своей проблеме. Им важно чувствовать право на ошибку и что если они поделятся чем-то особо личным, они не будут наказаны и ограничены в свободе и общении с ровесниками.

Именно близкий и доверительный контакт поможет Вам не только сохранить поддерживающий контроль за\над событиями в жизни Вашего ребенка, но и убережет его от негативного влияния сверстников и потребности искать поддержку у сомнительных персонажей в Интернете. Готовность Вашего ребенка в трудную минуту прийти именно к Вам за советом и просто с желанием поделиться личным не сравниться ни с какими депрессивно настроенными сообществами и группами в интернете.

Ваш близкий эмоциональный контакт сильнее и важнее чем любой контент в интернете.



Предварительный просмотр:

Как наладить и сохранить контакт с подростком

Продолжая тему безопасности детей в интернете и защиту их от влияния так называемых «групп смерти», психологи разработали советы для родителей о том, как наладить взаимоотношения с ребенком или подростком и тем самым уберечь его от пагубного влияния суицидальных пабликов.

  1. С самого детства начинайте формировать у ребенка культуру безопасного поведения в целом, ведь то, как мы ведем себя в интернете, часто отражает наше поведение в обществе. Уделите внимание и потренируйте на практике важные для подростков навыки безопасного поведения интернете: смс активации услуг, как безопасно совершать покупки в интернете, как отличить мошенников и провокаторов в смс и электронных рассылках, как распознать фишинговые сайты и т.д. Вам в помощь проект Роскомнадзора «Персональныеданные.дети» — http://персональныеданные.дети
  2. Для защиты детей от нежелательного контента в сети Интернет создано много сервисов, в том числе проект «Дети онлайн». Эксперты проекта помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью несовершеннолетних при использовании Интернета.
  3. Важно узнать ближе реальное окружение Вашего ребенка и способствовать тому, чтобы он как можно больше проводил время с друзьями в живом общении.
  4. Больше поддерживайте Вашего ребенка, узнавайте как у него дела не только в вопросах учебы, но в отношениях с ровесниками и учителями, насколько он выдерживает школьный стресс и нагрузки. Берегите Ваши отношения от конфликтов и давления, сохраняйте баланс честности требований и привилегий, похвалы за достижения и критики за проступки и не сделанные обещания. Подростки особо чувствительны к теме справедливости и прежде всего они не выносят двойных стандартов, когда для того, чтобы «убраться дома и посидеть с сестренкой они уже взрослые», а для «прогулок вечером с друзьями, девушкой, парнем и дискотеки еще совсем малы». Они всегда отличат Ваш искренний интерес и заботу от контроля и попытки переложить взрослые заботы на них. Они готовы поддерживать правила, если Вы принимаете их совместно и заранее и соблюдаете обоюдно.
  5. Как можно больше займите свободное время ребенка событийным и значимым для него досугом и возможностью выбора и влияния на то, что будет делать не только он, но и вся семья! Найдите творческую и позитивную альтернативу опасным и экстремальным играм в виде подземных квестов, пейтболла, активного спорта, необычных путешествий, в совместных кулинарных поединка, в походах в любимые магазины, выставки и арт-пространства.
  6. Помогите ребенку самому рационально и критически посмотреть на это явление, поддержите и позитивно отреагируйте на социальную компанию самих подростков в интернете в поддержку ценности жизни. Не бойтесь поговорить с ним на тему смерти и суицида в случаи необходимости, это не должно быть излишне табуировано и секретно в общении между вами, чтобы не пробуждать в подростках желания из любопытства зайти туда и разобраться без Вас. В этом Вам поможет статья, специально адресованная ему.

Прочитайте рекомендации для самих подростков на эту тему тоже

  1. Как мы с Вами знаем, подростки будут делать не то, что мы им говорим, а то, что делаем мы сами и что неосознанно транслируем своим поведением. Если родители все вечера и выходные проводят в социальных сетях, то и ребенок будет повторять за ними. Именно поэтому важно показывать личным примером позитивный настрой и умение справляться с трудными ситуациями, не переставая при этом ценить жизнь во всем ее многообразии. Часто именно от Вас он получает формулу, как пережить трудности, продолжать верить в себя и превращать испытания в урок и опыт.
  2. Говорите «по душам» с ребенком просто так и даже, когда возможно он задает вопрос и обсуждает ситуацию якобы какого — то друга или знакомого, порой таким скрытым опосредованным способом они говорят о себе и своей проблеме. Им важно чувствовать право на ошибку и что если они поделятся чем-то особо личным, они не будут наказаны и ограничены в свободе и общении с ровесниками.

Именно близкий и доверительный контакт поможет Вам не только сохранить поддерживающий контроль за\над событиями в жизни Вашего ребенка, но и убережет его от негативного влияния сверстников и потребности искать поддержку у сомнительных персонажей в Интернете. Готовность Вашего ребенка в трудную минуту прийти именно к Вам за советом и просто с желанием поделиться личным не сравниться ни с какими депрессивно настроенными сообществами и группами в интернете.

Ваш близкий эмоциональный контакт сильнее и важнее чем любой контент в интернете.



Предварительный просмотр:

Как научить подростка не обижаться?

Подростки очень чувствительны — задеть их за живое может любая мелочь. Обиду в этом возрасте переживают долго и болезненно, потому что нет жизненного опыта, зато бушуют гормоны и юношеский максимализм.

Обидчивые подростки не пытаются разрешить конфликтную ситуацию, а застревают в ссоре и самооправданиях. Они считают, что их недооценивают, недолюбливают, что редко соответствует действительности: согласно исследованиям, обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми.

«На обиженных воду возят»

Суть этой всем известной поговорки в том, что обижаться и долго держать обиду в себе не стоит — себе дороже, а фольклор, как известно, несет в себе мудрость веков.

Обида — разрушительное чувство: оно направлено непосредственно на самого человека, а не на того, кто обидел. Привычка обижаться — позиция малыша, не умеющего брать ответственность за свое настроение. Подростки мечтают поскорее стать взрослыми, следовательно, им надо научиться анализировать события и делать выводы.

Нельсону Манделе — лауреату Нобелевской премии мира — принадлежит отличный афоризм: «Обижаться и негодовать — это все равно что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов».

Как только заметите, что подросток обижается по мелочам, принимайте меры: разговаривайте с ним о чувствах, разбирайте их, приводите примеры.

Схема работы с обидой

  1. Признать чувство. Первое и самое важное – научить подростка осознавать чувство обиды. Он должен признать, что его крик, слезы или молчание – это результат обиды, а не плохого настроения.
  2. Выяснить причину. Самое время проговорить и обсудить ситуацию. Что вызвало обиду? Что именно задело?
  3. Сверить внутренние показатели с реальностью. Постараться отбросить эмоции и посмотреть, что произошло на самом деле, ничего не преувеличивая и не додумывая. Возможно, обида надуманная.
  4. «Выставить счет» обидчику. Не надо замалчивать обиду, дуться, уходить от контакта — обида от этого никуда не денется. Надо высказать обидчику свое недовольство.

Если обидчивость приобрела масштабную форму, предложите своему подростку вести «Дневник обид». Формулировка может быть примерно такая: «Я понимаю, что твои обиды небезосновательны. Давай ты всю неделю будешь подробно записывать в дневник каждую обидную ситуацию: кто участвовал, действия и слова, что именно вызвало у тебя обиду. А в конце недели мы вместе в этом разберемся.».  

К концу недели, подросток успокоится. События, произошедшие несколько дней назад, будут выглядеть в совсем ином свете. Читая свои мысли и анализируя ситуацию, он сможет понять, насколько объективна была его реакция. Какой результат дала его обидчивость и решила ли она проблему? Как можно было лучше и безболезненней выйти из ситуации?

Важно!Донесите до ребенка, что его обида вредит только ему! Обидчику его чувства могут быть не только безразличны, но даже и неизвестны. И пока он обижается и мучается,  обидчик живет спокойной жизнью и даже не вспоминает об инциденте. Накопление обид и замалчивание проблем неконструктивно! Намного эффективней озвучивать свое мнение, проговаривать и обсуждать проблемы, искать оптимальные решения.

Если у вас есть вопросы — специалисты Детского телефона доверия 8 800 2000 122 всегда на связи!



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?

С возращением после летних каникул и началом сентября звонки и обращения на детский телефон доверия 8-800-2000-122, как правило, возрастают и беспокоятся не только родители подростков, но и сами ребята и их учителя. Родителям важно знать, что у ребят перед выходом в школу и возвращением в учебную среду есть много переживаний и опасений, которые могут вызвать дополнительный стресс и усложнить адаптацию в начале учебного года.

Наиболее распространённые вопросы, которые волнуют подростков:

  • Как перестать нервничать перед выходом в новую школу и новый класс? Что нужно делать, чтобы произвести хорошее первое впечатление?
  • Как избежать комплексов из-за различий в том, как выросли сверстники и оценок друг друга?
  • Как сохранить отношения с друзьями по летнему лагерю и даче?
  • Как перестроиться на новый учебный ритм?
  • Как перестать переживать из — за того, что кто-то свой  отдых провел за границей, и имеет дорогие вещи, а ты нет?
  • Что делать с волнением по поводу новых учителей и школьных требований?
  • Что делать, если ты не успел за лето сделать все , что планировал ?
  • Как принять то, что за лето в семье произошло много изменений?
  • Как найти свое место под солнцем в новом коллективе после лета?
  • Как перестать нервничать из — за оценок и найти в себе силы, чтобы сразу хорошо учиться?
  • Как собраться и организовать себя?

Почему это происходит с нашими детьми?

Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. И если у взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, то школьникам в этом плане намного сложнее и им нужна дополнительная помощь или совет, как настроиться на учебный год и новый ритм жизни, как сохранить отношения с новыми друзьями после лета и продолжить заниматься важными делами и увлечениями, как перестать переживать из-за отношений в классе и учителями. Также возможно для кого-то новый учебный год связан с возможным стрессом перехода в новую школу, профильный класс, увеличением количества ответственности и нагрузки из-за грядущих экзаменов, выбора вуза и колледжа и т.д.

Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму. Не хватает усидчивости и внимательности, желания работать и войти в процесс обучения. Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.

Это происходит по многим причинам. Дети более чутко, чем взрослые, воспринимают естественные природные изменения – смену погоды, укорачивание светового дня. Плюс переход от практически безграничной активности, доступной на каникулах, к ситуации, когда активность, поневоле приходится резко снизить. Ответная реакция – повышенная утомляемость, рассеянность, депрессивные проявления вроде подавленности, нервозности, раздражительности и прочее.

BoardsSchool

Очень важно родителям поддержать ребят  и помочь им понять:

  • Это нормальная ситуация, к которой можно готовиться заранее. Можно просить помощи и поддержки у кого-то из взрослых или специалистов-психологов.
  • Если тебе сложно, и у тебя возникают переживания, связанные скакими-либо из перечисленных вопросов, ты можешь позвонить на детский телефон доверия 8-800-2000-122 и получить бесплатную анонимную консультацию.
  • Стресс, связанный с началом учебного года, касается всех и влияет не только на детей и подростков, но и на взрослых, поэтому важно беречь друг друга и спокойно обсуждать все вопросы.

Что с этим делать?

В первую очередь отнестись с пониманием, проявите терпение и собственное умение сохранять спокойствие. Лучше избежать комментариев, которые вызовут дополнительное напряжение у ребенка, например, «учеба только началась, а ты уже ленишься, ничего не хочешь делать» только загонят ситуацию в тупик. Эффективнее придерживаться политики разумных поблажек и постепенного введения правил и требования, гибкого и понимающего контроля.

В период адаптации детей к школе после летних каникул важно уделить внимание трем основным моментам:

  • физической саморегуляции ребенка;
  • восстановлению навыков волевого контроля;
  • снижению конфликтности, возникающей из-за перевозбуждения и эмоциональной напряженности.

Физическая саморегуляция

Часто в вечернее время у детей появляется излишняя активность, которую родители принимают за то, что «ребенок не устал». В действительности возбуждение является признаком усталости! Вечером следует избегать долгих компьютерных игр, позднего просмотра фильмов и различных шоу. Важно дифференцировать время в зависимости от возраста вашего ребенка. Иногда можно организовать для ребенка спокойную атмосферу: можно приглушить свет, включить тихую музыку.

Замечательно, если вы вечером или перед сном побеседуете о впечатлениях, накопившихся за день, или обсудите фильм, чтобы эмоции и переживания были «отреагированы». В первые школьные дни, ребята активно обсуждают, как у кого прошло лето, они оценивают изменения друг в друге, выстраивают отношения с учителями, привыкают к новым требованиям. Все это может быть связано с большим количеством переживаний и вопросов, на которые ваш ребенок пока не знает ответа. Спокойная обстановка и откровенный разговор помогут снять накопившееся напряжение и улучшить сон ребенка. А это значит, утром он будет бодрым и готовым к новому учебному дню.

Волевой контроль

Начинайте заранее готовить ребенка к возвращению к прежнему образу жизни, это лучше делать как минимум за 1,5-2 недели до начала учебного года.

Первое, что необходимо сделать – поменять режим дня. За 15-7 дней до начала занятий, нужно начать приучать к ранним подъемам, а также очень важно приучить ребенка ложиться спать в одно и то же время вечером. В летние каникулы дети спали до обеда, а с сентября им придется вставать в 7 часов утра. Без предварительной подготовки это будет довольно проблематично. Однако такие ранние подъемы особенно для подростка должны быть обоснованы интересными делами. К примеру, поездкой куда-то, в турпоход, на выставку или уличный фестиваль, в магазин за новыми покупками. Для начала постепенно начинайте будить ребенка на полчаса раньше каждый день, соответственно, и спать отправляйте раньше.

Начало учебного года требует от ребенка необходимости сосредоточения на учебных задачах. Чтобы избежать споров и упреков, полезно составлять письменный план выполнения домашних заданий или других учебных поручений, школьных заданий, заданных на лето.

Обсудите совместно с ребенком причины изменения в режиме дня. Объясните и аргументируйте ребенку, почему теперь ему необходимо ложиться раньше, и вставать раньше. Возьмите в помощь современные средства и приложения на телефоне, чтобы ребенку было интересно и весело контролировать изменения в своем расписании. Это может быть своего рода увлекательной игрой для него.

Позаботьтесь об ограничении времени для игр за компьютером, планшетом и просмотра телевизора. Отвлеките ребенка на семейные дела и поставьте его на позицию взрослого человека, попросив его не только следить за собой, но и напоминать вам о чем-либо.

Снижение конфликтности

Излишнее возбуждение может послужить источником конфликтов. Важно понимать, что конфликт – это один из способов снять накопленное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие. Однако это происходит только тогда, когда взрослые, понимая происходящее, проявляют мудрость и выбирают адекватные способы реагирования на поведение детей. Важно постоянно обсуждать с ребенком все, что происходит в школе, семье и в его окружении для постепенного «отрегирования» возникающих переживаний. Часто в этот период ребенок может просить совета не только про себя, но и якобы про другого человека или жаловаться на что-то, отнеситесь к этому с пониманием и сопереживанием, ведь возможно вопрос или рассказ о ситуации в школе и друге, может быть на самом деле его личной историей.

Если вам показалось, что ребенка не хватает мнения специалиста или у вас в школе пока отсутствует психолог, то его наставником и помощников в этих вопросах могут стать специалисты детского телефона доверия.

fhkfjhfjk

Специалисты детского телефона доверия рекомендуют:

  • Помогите настроиться ребенку на первые школьные дни. Обсудите с ним, что ему хочется рассказать ребятам, какими впечатлениями поделиться, какие возможно подарки он хотел бы кому-то подарить и с кем провести первые дни. Вы можете пригласить его друзей в гости в первые дни, чтобы ребенок почувствовал вашу поддержку и готовность не лишать его ценного общения с друзьями по школе и что для вас его школьная жизнь это не только оценки и знания, но и его отношения с другими.
  • Транслируйте сами позитивный настрой и выбирайте подбадривающие слова, в которых ребенок почувствует вашу поддержку и вдохновение на познание новой информации, получение новых впечатлений и что начинается какой-то важный очередной этап в его жизни.
  • Продумайте интересную программу совместных семейных занятий и дел на сентябрь, которая поможет более плавно войти в учебный ритм и станет хорошей формой разгрузки после интенсивных занятий в школе.

А также:

  • Не говорите детям: «Каникулы кончились, пора трудиться» и не стоит также в августе пугать их, что остались считанные дни беззаботного отдыха и скоро тебя ждут школа. Не нужно делать эмоциональный акцент, что время, когда хорошо, заканчиваются и начинаются трудности и проблемы, связанные со школой, таким образом, Вы сами неосознанно программируете детей на стресс и восприятия начала учебного года как проблемы. Лучше транслировать, что будет просто по-другому, и что ты скоро увидишь любимых друзей и будет много нового и интересного.
  • Не стоит лишать детей сразу всех удовольствий, к которым они уже успели привыкнуть за время отдыха. Следует отметить, что в последние недели каникул для ребенка очень важным будет общение с друзьями. Не стоит препятствовать такому общению. Поверьте, оно принесет только положительные эмоции, ведь ребенку необходимо делиться впечатлениями, особенно о длительном летнем отдыхе.
  • С первого учебного дня не надо требовать от ребенка особенно высоких достижений, упрекать в том, что он разленился за время каникул. Дайте ему время постепенно войти в учебный ритм и адаптироваться без дополнительного давления и оценок с вашей стороны.
  • Определенно стоит уменьшить нагрузку, отложив по обоюдному соглашению дополнительные занятия (в кружках, секциях, c репетиторами) до октября-ноября.
  • Не спешите возвращать более строгий режим жизни, тем более что объективно нагрузки в школе еще невелики. Разрешайте ребенку чуть больше играть, смотреть телевизор или слушать музыку.
  • Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
  • Так же не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Оптимальное время на свежем воздухе для младших школьников — 3,5 часа, для подростков не менее 1-1,5, особенно для них важно поступление в кровь кислорода, так как у них повышенная утомляемость из-за его нехватки.
  • В начале осени полезно провести курс витаминной терапии для укрепления иммунитета (разумеется, подобранный специалистом). Он позволит свести к минимуму риск реальных проблем со здоровьем.

Помните, что ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка, как дома, так и в школе.

Ваш совет и возможность обсудить первые дни в школе помогут избежать возможных конфликтов и проблем в дальнейшем. А звонок в службу детского телефона доверия 8-800-2000-122 поможет ребенку быстрее и проще решить ситуацию в начале года в случае, если ему нужен дополнительный взгляд со стороны и он боится делиться этим с вами в первые дни.

Как бы ни проходил период адаптации, важно как можно чаще говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!

Для большинства школьников эмоциональный фон сентября чаще всего неоднозначен и зависит от многих факторов:

  • сколько друзей в классе;
  • как складываются отношения с педагогами;
  • какие требования в вопросах успеваемости предъявляются к ребенку;
  • насколько он им может соответствовать и т.д.

Специалистами подмечено, что зачастую начало учебного года омрачают ситуации расставания: с друзьями по лагерю, дачной компанией, бабушками-дедушками. Даже в каком-то плане с родителями: там, на море, были постоянно вместе, а теперь вновь целый день мамы и папы рядом нет или они теперь, прежде всего, входят в позицию контроля и все разговоры сводятся к оценкам и домашним заданиям вместо совместного отдыха.

Естественно, своеобразный эмоциональный вакуум со временем исчезнет, ребенок окунется в новую среду и привыкнет к новым формам общения, но почему бы не ускорить процесс, сгладить дискомфорт уже теперь?

pojvd

Что можно сделать?

Смены в лагерях обычно заканчиваются костром, задушевными беседами и воспоминаниями о том, что было хорошего. Нечто похожее можете устроить и вы, собравшись с семьей и друзьями если и не на пикник, то дома за празднично накрытым столом. Рассматривая летние фотографии и сувениры, делясь впечатлениями об отдыхе, обсуждая планы на грядущие каникулы, вы поможете ребенку мягко попрощаться с каникулярной порой и настроиться на новый период жизни.

Очень важно интересоваться состоянием дел в школе и наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, его переживания и истинное отношение к школе, его потребности.

Эти вопросы помогут «разговорить» ребенка и дадут вам возможность узнать, как на самом деле у него обстоят дела и что он думает о школе? Вы можете выбрать несколько вопросов и самое главное в естественной форме и непринужденной обстановке обсудить их, так чтобы ребенок не почувствовал себя как на допросе или скрытый психологический контекст ваших намерений.

  • ϖ          Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?
  • ϖ          Расскажи мне о том, что заставило тебя сегодня улыбнуться.
  • ϖ          Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?
  • ϖ          Где в школе тебе нравится больше всего?
  • ϖ          Скажи мне какое-нибудь странное\новое слово, которое ты сегодня узнал.
  • ϖ          Если я сегодня позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?
  • ϖ          Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?
  • ϖ          А тебе сегодня кто-то помогал?
  • ϖ          Расскажи мне, о чем ты сегодня узнал(а).
  • ϖ          Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда или в Какие моменты?
  • ϖ          Было ли в школе сегодня что-то скучное?
  • ϖ          Если бы вдруг в ваш класс прилетел космический корабль с инопланетянами и захотел бы кого-то из учеников забрать, кого бы ты им отдал(а)? (в шутку)
  • ϖ          С кем из ребят, с кем ты еще не общалась(лся), хотел(а) бы побыть вместе на перемене?
  • ϖ          Расскажи мне, что хорошего было сегодня в школе.
  • ϖ          Как ты думаешь, что в школе есть лишнего? Чем бы тебе хотелось заниматься меньше?
  • ϖ          Есть ли в классе мальчик или девочка, с кем ты бы мог(ла) вести себя лучше?
  • ϖ          Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?
  • ϖ          Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное и наоборот?
  • ϖ          Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?
  • ϖ          Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в вашем классе оттуда уйти? Почему?
  • ϖ          Если бы ты мог(ла) поменяться местами с другим учеником в классе, кто бы это был и почему?

Ответы на некоторые вопросы могут вас удивить. Например, вы вдруг выясните, что ребенок не хочет сидеть рядом с лучшим другом, чтобы иметь возможность больше играть и общаться с другими детьми.

Часто детям и подросткам сложно довериться или начать обсуждать подобные темы с родителями, особенно в период начала года, когда уровень требований от вас возрастает и объективно усиливается контроль с вашей стороны. Надежным ресурсом и помощником для вас и вашего ребенка может стать детский телефон доверия, обратившись в который вы можете или сами получить консультацию о том, как лучше адаптировать ребенка к школе и помочь ему избежать стресса, связанного с началом нового этапа в его школьной жизни и объяснить ему, что он сам может позвонить и задать все волнующие его вопросы об этом. Если ребенок волнуется и боится позвонить, он может написать в чат свой вопрос или прочитать специальный лайфхак о том, как работает наша служба и как его ровесники по итогам обращения смогли решить свои вопросы.

Лайфхак «Я вам пишу…а мог бы позвонить»

Желаем вам и вашему ребенку успешного начала года, легкого и яркого школьного старта, спокойного и интересного учебного года для всей вашей семьи.

С заботой о вас, специалисты детского телефона доверия.



Предварительный просмотр:

Понимающий родитель: как стать поддержкой своему ребенку?

Поддержка и внимание со стороны родителей – обязательные условия для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам. 

 

Детский телефон доверия 8 800 2000 122 делится базовыми рекомендациями, которыми важно руководствоваться в воспитании ребенка: 

 

  • Любить ребенка БЕЗусловно — это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это — любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует.  КАК?Для начала говорить в подобных ситуациях «я тебя люблю»: «Даже если я ругаю тебя, все равно люблю и сочувствую».  
  • Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.  
  • Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики.  Для этого используйте две ключевые техники: 

— положительное подкрепление – акцент на сильных сторонах: «Вот эту задачу ты оформил правильно и что особенно здорово, полностью сам!» 

— авансирование – проговаривание будущих успехов и заслуг: «Я уверен, что ты обязательно с этим справишься. Ты смелый, у тебя точно получится!» 

 

  • Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!  
  • Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации. 
  • Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными — они важны для него. Дайте понять ребенку, что они важны и для вас. 

Для этого задавайте больше вопросов «И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации?» 

  • Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах.  И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?»  или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»  
  • Разрешать ребенку иногда допускать ошибки. Существует расхожее мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать.  Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
  • Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца — не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите «я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, а теперь ты сам…» Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются! 

 

Никто другой не сможет поддержать ребенка так, как это сделает любящий и заботливый родитель, но и вам порой нужна поддержка. Мы будем рады обсудить волнующие вас вопросы.  8 800 2000 122. 



Предварительный просмотр:

«ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»

Что такое для человека семья?hello_html_f8912d5.jpg

Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Что такое семейные ценности?

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.

Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другойЧестность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – довериеДоверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода – это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.

Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.hello_html_4f81b2ab.png

Именно родители формируют детскую картину мира, то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ребенку бесконечным праздником, увлекательным путешествием или скучной, неблагодарной и тяжелым трудом.hello_html_44a0290e.jpg

Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Если большинство привычных семейных ритуалов будут нести не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепит в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Желаю тепла, света и уюта Вашему дому!



Предварительный просмотр:

Как составить правила для подростка

Наши дети хотят свободы, а во взрослой жизни им гарантировано потребуются ответственность и самоконтроль. Помогут установленные дома правила — они посодействуют формированию у подростка самоконтроля и уважения к себе и окружающим.

Правила охватывают разные стороны жизни. Рассмотрим основные.

Правила безопасности

Многие подростки считают, что плохое «никогда с ними не случится». Они к тому же импульсивны, поэтому правила безопасности необходимы. Например:

  • Запрещенные вещества. Важно обсудить не только вред наркотиков и алкоголя, но и последствия: что бывает с ребятами, пойманными на экспериментах с запрещенными веществами, и что предпримите со своей стороны вы.
  • Время возвращения домой. Ночь — небезопасное время для прогулок подростка, и возвращаться домой стоит не позднее 22.00, например. Оговорите наказание.

Правила поведения в семье

Родители нередко жалуются на ложь детей и неуважительное отношение. Проясните подростку свои ожидания.  

  • Честность. Последствия проступка будут более серьезными, если дочь/сын попытается солгать, чтобы скрыть «следы преступления».
  • Уважительное отношение к членам семьи.  Оговорите недопустимость грубых слов, хлопанья дверями, отказ от разговора. Так же, общаясь с родителями, запрещается сидеть, подчеркнуто развалившись и/или нацепив наушники, не отвечать на вопросы. Не согласен — скажи, с чем именно, и что предлагаешь. Уважительно.

Правила свободного времени

Досуг современных школьников сводится к серфингу в Интернете и «зависанию» в соцсетях. Контролировать себя сам он не может.

  • Свободное время. Стоит установить ограничения на использование компьютера, мобильного телефона и видеоигр.
  • Уход за собой. Некоторые ребята чересчур пристально следят за своим внешним видом, а есть те, которым их образ безразличен. Обсудите правила ухода за собой здорового питания, гигиены, время сна и спортивных занятий. Обговорите последствия невыполненных требований.

Правила финансов

Не все подростки понимают, что деньги не падают с неба, и продолжают требовать кроссовки с шипами/подсветкой/суперподошвой или новую модель телефона.  

  • Карманные деньги. Помогите проанализировать «карманные расходы». Покажите, как составить бюджет, и определите, что подростку нужно будет оплачивать из личных средств.
  • Покупки. Обсудите возможность/невозможность незапланированных покупок.

Правила общения

Ведущая деятельность подростка — общение, и здесь тоже нужны правила.

  • Друзья оказывают большое влияние на поведение ребенка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если чадо выбирает «проблемных» друзей, установите ограничения на их совместное времяпрепровождение.
  • Регуляция эмоций. Подростки в большинстве своем эмоциональны. Если ребенок проявляет агрессию в общении с окружающими, то стоит ввести правила управления гневом, усвоить их, временно ограничив общение.

При необходимости установите более строгие правила в тех областях, где подросток наиболее нуждается в руководстве.

Чтобы ребенок выполнял договоренности, нужно контролировать их соблюдение и выполнять санкционные обещания в случае нарушения правил.

Если у вас есть вопросы — звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 —специалисты обязательно вам помогут!