Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Очирова Туяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по – своему. Как найти заветный ключик к каждому? Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Одной из приоритетных задач  школа ставит «развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Главное, чтобы у него был интерес. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию. «Слово – дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы, которые развивают творческие способности. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности». В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Провожу нестандартные формы уроков: урок-путешествие; урок мужества; урок-суд; урок-игра; урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ. При проведении традиционных уроков литературы использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, использование ИКТ. Например, после изучения творчества поэтов «серебряного века» в 11-м классе провожу урок-презентацию «Письмо любимому поэту», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами) , изучение творчества Есенина заканчивается уроком-концертом и др.

         Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс как на уроках литературы, так и на уроках  русского языка.      

       В 5-6 классах при прохождении темы «Фольклор» предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. А на уроке литературы, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой М.Горького «Данко»», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду; нарисовать, каким представляется им герой Данко, написать письмо герою и т.д. Творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

       Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий находим, например, при работе над темой «Лишние люди» в русской литературе».

       Анализ текста, как и любой анализ вообще, способствует развитию творческого мышления. Форм работы по развитию творческих способностей достаточно много и охватить их все практически невозможно, поэтому подробно остановлюсь на описании наиболее эффективных, с моей точки зрения.

      Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова учащимся можно предложить следующую работу:

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.

3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.

4. Обсуждение предстоящей работы, как пишется сочинение – эссе.

5. Написание сочинения.

6. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.

      Альтернативной работой может быть задание – написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

Еще один путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении по ролям, инсценировании эпизодов произведения, пересказ от лица одного из персонажей, написании сочинения на свободную тему.

Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко, как, например, умением решать математические задачи. Поэтому я на своих уроках только стимулирую работу воображения, создаю условия для его включения.

Необходимо добавить, что помимо зрительного воображения, рисующего картины на «мысленном экране», существует и эмоциональное воображение — способность к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Можно назвать, на мой взгляд, два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.

Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. При написании исследовательской работы, на мой взгляд, весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Необходимо, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребёнка. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов.

Традиционным стало ежегодное проведение «Недели русского языка и литературы». В рамках предметной недели проходят конкурсы и викторины, инсценировки и постановки, внеклассные мероприятия, расширение кругозора, выпуск тематических газет, участие в школьной выставке творческих работ учащихся. Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Способы развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Первичная диагностика способностей. Тестирование. Наблюдения.

Вовлечение в проектную деятельность

Вовлечение в исследовательскую деятельность

Вовлечение в конкурсную деятельность

Самооценка способностей, мотивации, интересов

Включение элементов ТРИЗ-педагогики в учебные занятия, во внеурочную деятельность

Психодиагностика творческого мышления

Экскурсии

Диагностика вербальной мотивации (по С.Медник)

Нестандартные уроки

Вербальный тест «Необычное использование» (по К.А.Хеллер)

Делегирование части преподавательских полномочий одарённым детям. Подготовка обучающимися дополнительного материала.

Опросник для выявления одарённых школьников (по А.А.Лосевой)

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

Работа обучающихся в роли руководителя группы

Привлечение к участию в конференциях, конкурсах, смотрах, чтениях, олимпиадах, эстафетах, викторинах

Прогностические задания, индивидуальные творческие задания;

 

 



Предварительный просмотр:

Положение

об общешкольном конкурсе на знание русского языка

"Умники и Умницы"

 

Общее положение конкурса.

Конкурс «Умники и Умницы» проводиться в рамках методического объединения учителей русского языка и литературы.

Целью проведения конкурса является повышение учебной мотивации учащихся при изучении русского языка.

Конкурс проводится в два этапа.

В конкурсе принимаю участие учащиеся 5-11 классов.

Структура конкурса.

I этап – отборочный тур.

II этап – интеллектуальное шоу «Умники и Умницы».

Порядок проведения.

I этап – отборочный тур - проводится следующим образом:

Тестирование учащихся 5-11 классов по русскому языку. Подведение итогов тестирования. Объявление результатов тестирования. Отбор участников интеллектуального шоу «Умники и Умницы».

II этап – интеллектуальное шоу - будет состоять из трех туров.

I тур – общекомандные задания.

II тур – индивидуальные задания для каждого участника команды.

III тур – общекомандные соревнования на скорость выполнения задания. 

Между турами проводятся конкурсы для болельщиков.

Разработка заданий и оценивание результатов.

Отборочный тур (тестирование).

Тесты и тестовые задания разрабатывают учителя русского языка. В тесты включается учебный материал, изучаемый учащимися в течение учебного года.

Тестирование учащихся проводится во всех классах, на уроках русского языка в определенный день. Учитель каждого класса проверяет выполненные тестовые задания, подсчитывает количество баллов и в соответствии с критериями выставляет оценку. Результаты тестирования по классам вывешиваются на «экран конкурса». Отбор участников команд проводится следующим образом:

- девочки, набравшие наибольшее количество баллов, входят в команду «Умницы»;

- мальчики, набравшие наибольшее количество баллов, входят в команду «Умники».

Списки участников команд  вывешиваются на «экран конкурса».

Критерии оценок тестирования.

Тестовые задания состоят из 10 вопросов. За каждое, правильно выполненное задание, учащиеся получают 10 баллов, далее баллы суммируются.

От 100 до 90 баллов – оценка «5».

От 89 до 70 баллов – оценка «4».

От 69 до 50 баллов – оценка «3».

Ниже 50 баллов – оценка «2».

Интеллектуальное шоу.

Обсуждение и принятие решений о победителях конкурса осуществляет жюри, которое будет состоять из педагогов школы  в количестве 3 человек. Состав жюри может регламентироваться. Победители конкурса выявляются после подсчета жюри баллов, набранных командами (по каждой команде отдельно).
        Задания к каждому туру составляются коллегиально учителями русского языка.

Критерии оценок конкурсных заданий.

Ответы участников конкурса будут оцениваться следующим образом:
I тур – оценивается каждое правильно выполненное задание. Наивысший балл = 5.

II тур – оценивается правильно выполненное задание каждым участником команды. Количество баллов, полученных каждым из участников, суммируется. Наивысший балл за каждое задание = 2.

III тур – оценивается скорость и правильность выполнения задания. Наивысший балл = 5.

Конкурс болельщиков будет оцениваться по 1 баллу за каждый
правильный ответ, баллы будут суммироваться и прибавляться к
общему количеству баллов команды болельщика.

Награждение победителей.

Каждому участнику команды, набравшей наибольшее количество баллов, будет присвоено звание «Умник» или «Умница» текущего учебного года.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»

        

Республиканская научно-практическая конференция

«Литература Бурятии — Песенный край»

Секция 3:

«Мушэтэ харгы» - «Звёздный путь»

        

ОБРАЗ РОДИНЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗЬМИНА

(доклад)

                                                                                                                                                                                                Выполнила: ученица 8 б класса Зверева Дарья

Руководитель: Очирова Туяна Валерьевна

                                                       

г.Улан-Удэ, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы.

  1. Основная часть

Глава I. Биография Николая Николаевича Кузьмина

Глава II. Образ Родины в стихах Николая Кузьмина

3.Заключение

4. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность. 

Я очень люблю читать стихи, знакома с творчеством писателей и поэтов разного времени. Есть среди них и любимые. Из зарубежных авторов – это Д. Д. Сэлинджер, А.Экзюпери, из отечественных - А. Пушкин, А. Грин, В. Распутин. Я считаю, что сегодня крайне важно знать и изучать литературу родного края, иметь представление об особенностях своей «малой родины», гордиться своим краем. Литература родного края – это часть нашей нации, часть национальной литературы.

 Наша земля «Курумкания» дала миру много замечательных людей – поэтов и писателей, имена которых известны, творчество которых знают и даже изучают в школе на уроках литературы. Это Н. Дамдинов, С. Ангабаев, В. Анищенко, Д. Доржиева. Но рядом с нами жили и живут самобытные поэты и писатели, чье творчество мало известно широкому кругу читателей: Соелма Раднаева, Жорж Абзаев, Николай Кузьмин, Евгения Перевалова и многие другие. Их объединяет любовь к «малой родине». Они живут радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишут о том, что нам близко и дорого, - о красоте родного края, о людях, живущих здесь.

    Актуальность темы своего доклада вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий, в свете проблем развития России лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Об этом я хочу рассказать в своей работе на примере творчества Николая Николаевича Кузьмина.

Новизна исследовательской работы заключается в неизученности творчества поэта. Данный материал позволяет расширить представление о самобытных поэтах родного края.

Цель исследования: выявить своеобразие художественного образа «малой родины» в творчестве Н.Н.Кузьмина и привлечь внимание к его творчеству.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о биографии поэта.

2. Провести выборку стихотворений по исследуемой тематике.

3. Изучить тему Родины в творчестве Н.Н.Кузьмина

Предмет исследования: стихи о родине в творчестве Н.Н.Кузьмина.

Гипотеза: художественный образ Родины в лирике Н.Кузьмина имеет своеобразное воплощение.

Методы исследования:

1. Метод изучения литературных источников.

2. Анализ стихотворений.

3. Метод описания результатов исследования

 Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования при изучении литературы Бурятии, при обучении анализу поэтического текста.  Результаты данной исследовательской работы можно представить на одном из мероприятий, проводимых в рамках недели русского языка и литературы, готовый материал предоставить в районный музей, в школьную и районную библиотеки.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ КУЗЬМИНА

…Что поздно писать стал, каюсь!

И что всю жизнь стою на греху,

Но все равно, как ребенок, радуюсь,

Каждому сложенному стиху!

Николай Николаевич Кузьмин родился в 1946 году в с. Урманчеево под г.Казань Татарской АССР. Отца звали Кузьмин Николай Михайлович, мать – Губернаторова Ольга Ивановна. Когда Николаю было три года, скоропостижно умерла его мама. Забота о единственном внуке легли на плечи бабушки. Через год умирает и бабушка. В 1950 году мальчик переезжает к отцу в Челябинск, где у него уже была вторая семья и родилась дочь Лида. Но вскоре 6-летнего Николая отправляют в детский дом.

В детском доме Николай носит фамилию матери – Губернаторов. Именно здесь проявились поэтический дар и музыкальные способности, появились первые художественные опыты. Николай был очень активным, участвовал во всех мероприятиях, без него не обходился ни один концерт: на детских утренниках он великолепно играл на гармони, аккомпанировал детскому хору, в старших классах играл на танцах на баяне, самозабвенно пел свои песни под гитару.

После окончания школы Николай поступает в Городское профессиональное техническое училище (ГПТУ) на техника-строителя. Одновременно обучается в музыкальной школе, окончил ее по классу «баян», прекрасно играл на фортепьяно. Поистине талантливый человек талантлив во всем – эти слова о Николае Кузьмине.

Учеба в профессионально-техническом училище способствовала развитию творческих способностей Николая Николаевича, выявила еще одну грань его таланта: он начал замечательно рисовать, создавать по своим эскизам  удивительные вещи из дерева, вырезать затейливые узоры, используя его природную гибкость и бесконечность оттенков. Создавая уникальные деревянные творения, он овладел и техникой чеканки. Уникальные кованые и деревянные вещи создались у него под действием вдохновения. 

В поисках смысла жизни он немало поколесил по стране, освоив несколько рабочих специальностей. После увольнения из рядов Советской Армии в звании прапорщика Николай Кузьмин работает столяром, плотником, мостостроителем, механизатором.

 В 1971 году по направлению приезжает в Бурятию, в Курумканский район работать в строительной организации (СМУ-3). Думал, что ненадолго, но, как оказалось, навсегда. Не мог он уехать отсюда, ведь с первых дней наш край покорил его сердце своей первозданной красотой и просторами. Здесь встретил свою любовь, красивую, умную девушку Валентину. (В 1974 году женился на Прохоровой Валентине Ивановне, уроженке с. Сахули). В 1976 году в молодой семье появляется первенец – дочь Ольга. В 1978 году рождается долгожданный наследник – сын Олег, а 1982 – дочка Лена. (Сейчас все дети и супруга проживают в Москве) С 1989 года Кузьмин работает столяром в охотоведческом хозяйстве, затем прапорщиком в военкомате.

Чем больше у человека интересов, чем разносторонне жизнь, тем больше у него шансов быть счастливым. Николай Кузьмин был по-настоящему счастлив. По складу характера - спокойный. Внимательный. Аккуратный во всем. Требовательный к себе и другим. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, Николай Николаевич брал в руки гитару, посвящая своим любимым песни, сочиненные им самим, или карандаш, сочиняя новые стихотворения, или кусочки дерева или металла и занимался различными видами деревообработки и резьбы, с любовью украшая свой дом. Все из-под его руки преобразовывалось в подлинное произведение искусства.

 И все эти годы он не переставал писать стихи. Писал для себя. Человек отзывчивой души, Николай Николаевич доверял самые заветные мысли, раздумья и стремления своей лире.

Стихи писал по зову сердца и складу души, печататься стал с 1996 года – в районной газете «Огни Курумкана». Своей своеобразностью, эмоциональностью, образностью и искренностью стихотворения сразу привлекли и покорили сердца читателей, любителей поэзии. Самым взыскательным мастером, который с похвалой отозвался о стихах Кузьмина, был Геннадий Очирович Бадмаев, редактор районной газеты: «Николай Кузьмин живет в селе Курумкан. Стихи начал писать в зрелом возрасте. Поэзия Кузьмина эмоциональна и своеобразна. Конкретная образность, стремление писать о том, что видел сам и пережил в жизни – такова главная особенность творческого почерка молодого поэта.

Николая Кузьмина пригласили в литературное объединение «Боолон-Тумэр», он становится его активным членом. Это время его поэтического расцвета: часто появлялись его стихи на страницах районной газеты «Огни Курумкана». Вместе с автором мужали и его стихи. «Он придирчиво относился к своим произведениям, тщательно отбирал стихи для набора, советовался с Г.О.Бадмаевым, которого считал своим наставником, всегда с благодарностью воспринимал его замечания, прислушивался к его советам»,- вспоминает Валентина Ивановна Кузьмина, супруга Н.Кузьмина. В его рукописях насчитывается около 300 стихотворений, большинство из которых посвящено родному краю, близким людям и раздумьям о себе, о времени.

Обыкновенный человек, такой же, как и все мы, жил среди нас теми же заботами сельского жителя. Он любил своих детей и супругу, нежно заботился о них, создавая семье нормальные условия жизни и учебы, тревожился и тяжело переживал лихие годы перестройки. Но было в нем нечто особенное: находило на него вдруг что-то, он становился взволнованным. Тогда садился в свой любимый уголок, брал свою заветную тетрадь и … улетал куда-то далеко-далеко.

28 мая 1999 года в возрасте 53 лет Николай Кузьмин трагически погиб.  Он был добрым и щедрым, он как будто бы предчувствовал, что рано уйдет из жизни. В одной из рукописных тетрадей есть такие строки:

О том, что прошло – скорблю,

В том, что будет, меня не вините.

Я всех Вас, люди, очень люблю

И вы меня простите…

 Но душа поэта осталась в замечательных стихах. И сколько бы мог он еще создать прекрасных произведений! Но и тем, что успел сделать, он оставил свой след на земле. Не только стихами, просто честным отношением к людям, к жизни.

ГЛАВА II. ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗЬМИНА

Только после знакомства с жизненным путем Николая Николаевича Кузьмина я начала понимать многие его стихотворения. Лирика Кузьмина – благозвучная, утонченная, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца. Его стихи выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Им присущи глубина мысли, пламенность чувств, ясность образов и человечность. Скромные творения поэта несут в себе живую силу, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще действуют на вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей, обогащая их внутренний мир яркими образами.

Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что некоторые важные аспекты лирического творчества автора я смогла понять.

В творчестве Николая Кузьмина можно выделить несколько тем: тема Родины, тема природы, философские темы и, конечно, тема любви.

Николай Николаевич Кузьмин считал Курумкан своей «малой родиной», хотя он мог считать таковой любую из сторон.  «Судьба поделила его жизнь на две половинки: первая из них – трудное детство, отрочество, юность – прошла в Татарии и Челябинской области. Вторая – интересная молодость, становление себя и семьи, вся трудовая деятельность и его вторая Родина – Курумкан.

Долина Баргузина, Курумкан навсегда остались самыми близкими, самыми добрыми местами для него. Поэтому самой сокровенной темой была для него - тема родины и природы. Свежесть поэтического восприятия мира, по-новому увиденные картины природы родного края, проникновение в глубины человеческой души – вот что прежде всего характеризует стихи Н.Кузьмина.

Особенно тронуло меня стихотворение с таким прозаичным названием «Местность». «Местность» - это признание в любви к своему родному Курумкану:

О ней немногие знают,

Местность, где жизнь прожил,

Где чувственный взор ласкает

Гор окоем, что её окружил

Словно стопой великана

Вдавлена в землю она,

С простым селом Курумканом

Долина Баргузина

И далее – любование природой, гордость местом, в котором смешались все климатические и географические зоны, местом в котором ты живешь:

Щедра природа на краски:

Багульника лиловые цветы,

Лебеди есть из сказки

И мини-Кавказа хребты,

Движенье песков, как в Сахаре,

И конусы пыльных бурь,

Кедры в зеленом пожаре

И чистого неба лазурь.

Озер и болот убранство,

Буреломов и чащ уют,

С завидным где постоянством

Белка и соболь снуют.

Восходы в розовом свете,

В багряном пожаре закаты –

Всего понемногу со света.

Родной Курумкан богат.

Запах леса и трав я выпью

У закатного, греясь, огня.

Горной красивой цепью

К себе приковала меня.

Сколько чувств гордости, сколько любви и сыновней благодарности в этих строках!

Своеобразным гимном «малой родине» является стихотворение «Долина Баргузина», в котором предстает обобщенный образ Родины:

Смотрю изумленно в кручу:

Спиной бронтозавра встает

Величественный и могучий

Из земли Баргузинский хребет.

Интересно, что от образа малой родины автор всегда переходит к образу России:

Я люблю свою малую родину

И тебя, величавая Русь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что авторское видение Родины проходит путь от открытия «малой родины», ее природы до судьбы России. Каждый уголок нашей маленькой родины прекрасен по-своему. Судьба родного края, его прошлое, настоящее и будущее – вот что прежде всего глубоко волнует поэта. Но более всего уникальны люди, живущие здесь и любящие свою землю так искренне, так нежно.

И творчество таких поэтов, как Николай Кузьмин, творчество поэтов-земляков – это благостная, живительная капля для всех нас. Поэтому, наша задача собрать материал, систематизировать и рассказать о тех людях, поэтах, писателях, которые прославляли наш край, жили и творили на родной земле не только для себя, но и для неё. Их имена востребованы, о них мы должны знать и помнить!

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Материалы газеты Газета «Огни Курумкана», №20 от 1993 г., №39 от 1995 г., №15 от 1997 г., №49 от 1998 г.
  2. Материалы музея Курумканской  средней общеобразовательной школы № 2



Предварительный просмотр:

Очирова Т.В.

Вечер поэзии Юлии Друниной

Место проведения: актовый зал школы.

Участники: учащиеся старших классов, 2 ведущих, чтецы, любители поэзии.

Оформление:

  • портрет Юлии Друниной
  • плакат “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”
  • цветы, вечный огонь
  • плакат “1924 – 1991” (годы жизни Друниной)
  • записи с военными песнями
  • компьютер, проектор, слайдовая презентация (Приложение1)

Ход вечера:

Учитель: С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной Войны. Эта война была одной из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна.

Каждый год отмечаем мы День Великой Победы, день святой народной памяти, отдаём дань уважения людям, которые воевали и победили.

(звучит запись песни А. Розенбаума “А может, не было войны”

1 участник: Мы расскажем о поэтессе Юлии Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь. Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность, которого породила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московский школ она, как и многие её сверстники, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

Чтец:

Был строг безусый батальонный,
Не по-мальчишески суров.
Ах, как тогда горели клёны!
Не в переносном смысле слов.
Измученный, седой от пыли,
Он к нам, хромая, подошел.
Мы под Москвой окопы рыли -
Девчонки из столичных школ.
Сказал впрямую: “В ротах жарко
И много раненых… Так вот-
Необходима санитарка.
Необходима! Кто пойдет?
И все мы “Я!” сказали сразу,
Как по команде, в унисон.
…Был строг комбат-студент иняза,
А тут вдруг улыбнулся он.
-Пожалуй, новым батальоном
Командовать придется мне.
…Ах, как тогда горели клёны!-
Как в страшном сне, как в страшном сне!

2 участник: “Поколение, вернувшееся с войны двадцати - двадцатипятилетними, не явило миру и русской поэзии выдающееся литературное имя, но создало многогранный образ Поэта фронтового поколения ”. И это особая грань поэзии Юлии Друниной - поэтессы, фронтовички, женщины с большой буквы, лауреата премии имени М. Горького за книгу стихов “Не бывает любви несчастливой”.

1 участник: Писать Юлия Друнина начала еще в школе, когда её звали просто Юлькой… И писала она преимущественно о любви.

Чтец:

Не встречайтесь с первою любовью.
Пусть она останется такой-
Острым счастьем, или острой болью.
Или песней, смолкшей за рекой.
Не тянитесь к прошлому, не стоит-
Все иным покажется сейчас…
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным останется в нас.

1 участник: Удивительное было то время. Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания- все, чем жили в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно.

Удивительное поколение!

И вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев…

2 участник: Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки - зенитные, связи, ночных бомбардировщиках, не говоря о медицинских батальонах, ротах - сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.

Чтец:

Где же вы, одноклассницы - девчонки?
Через годы всё гляжу вам вслед - стиранные старые юбчонки
Треплет ветер предвоенных лет.
Помнишь Люську, Люську - заводилу-
Нос картошкой, а ресницы – лен?!
Нашу Люську в братскую могилу
Проводил стрелковый батальон…
А Наташа? Редкая походка,
Первая тихоня из тихонь-
Бросилась к подбитой самоходке,
Бросилась к товарищам в огонь…
Вы поймите, стильные девчонки,
Я не пожалею никогда,
Что носила старые юбчонки,
Что мужала в горькие года.

1 участник: Юлия Друнина была человеком последовательным и ответственным. Выросшая в городе, в интеллигентной семье (отец был директором школы, преподавал историю и литературу) она вопреки воли родителей, девчонкой, в 1942 году ушла на фронт. В самое трудное время. И в самый неблагоустроенный род войск - в пехоту. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменьской области, они едва успели кое-как там устроиться. И родители - школьные учителя были категорически против этого её шага. Тем более единственный ребёнок в семье, да ещё очень поздний: отцу тогда было уже за 60,он, там в Заводоуковке и умер…

Чтец:

Со слезами девушкам военным
Повторяли мамы, что умней
Им, козявкам, вкалывать в три смены,
Чем из боя выносить парней
Возразить “козявки” не умели,
Да и, правда, что ответить тут?
Только порыжевшие шинели
До сих пор зачем-то берегут…
Я, наверное, немного стою,
Я, должно быть, мало что могу,
Лишь в душе, как самое святое,
Как шинель, то время берегу.

2 участник: Да, в первом бою сложилось уже все не так, как ожидалось. Рушились мечты о романтике…

Артобстрелы, бомбёжки, тяжёлые ранения, госпиталь, возвращение на фронт - все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало- взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой.

Чтец:

Были слёзы в первую атаку,
После тоже плакать довелось,
А потом я разучилась плакать -
Видно кончились запасы слёз.
Так в пустыне, так в песках горючих
Не бывает ливней искони,
Потому что в раскаленных тучах
Тут же испаряются они.

1 участник: Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена.

В этих нелегких военных буднях к фронтовым девчатам и к Юлии приходит первое робкое чувство любви.

Чтец:

Ко мне в окоп сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь.
Не знала я, что можно быть счастливой
У дымных Сталинградских берегов.
Мои неповторимые рассветы!
Крутой разгон мальчишеских дорог.
Опять горит обветренное лето,
Опять осколки падают у ног.
По-сталинградски падают осколки,
А я одна, наедине с судьбой.
Порою Вислу называю Волгой,
Но никого спутаю с тобой.

(Звучит мелодия песни “Соловьи, соловьи не тревожьте солдат”)

Чтец: “Ждала тебя”.

2 участник: “В газетах того времени нередко писалось, что поголовно все выздоравливающие из госпиталей рвались обратно на фронт. Увы, не всё, - вспоминает поэт Николай Старшинов. - Я помню, как при мне двое контуженных в палате симулировали потерю речи, чтобы не возвращаться в этот ад. А Юля дважды туда ходила добровольцем. Её тяжело ранили, осколок перебил сонную артерию – прошел буквально в двух миллиметрах. Но, едва поправившись, опять рванула на передовую.

Чтец:

Тот осколок ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, смерть…
Только б дотащили до Санбата,
Не терять сознание, не сметь!
А с носилок свешивались косы-
Для чего их, дура, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла…
Ничего! Мне только восемнадцать.
Я ещё не кончила войну.
Мне ещё к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!

1 участник:

В одной из атак на Холме была убита Зинаида Самсонова, Зинка - девушка, о которой на фронте ходили легенды. Она всегда была впереди, эта милая девушка – солдат!

Чтец:

Стихотворение “Зинка”.

1 участник: Приближалась победа - советские войска разбивали фашистскую армию. И обиднее всего было умирать в такое время. Но Юлия Друнина выжила!

В конце войны Друнина пришла в Литературный институт, как и многие другие в кирзовых сапогах, в поношенной гимнастёрке, в шинели. Здесь они и познакомились: Николай Старшинов и Юлия Друнина. В том же, 1944г. Они стали мужем и женой.

2 участник:

А через год у них родилась дочь Лена.

Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили бедно, впроголодь. Приходилось продавать одну карточку, чтобы выкупить продукты на все остальные, хотя и на них получали негусто. Все трудности военной и послевоенной жизни Юлия переносила стоически - ни одной жалобы, ни одного упрёка! И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах ещё несколько лет.

Чтец:

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью.
Как норковую шубу я носила
Шинельку, обгоревшую свою.
Пусть на локтях топорщились заплатки,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда!

2 участник: В 1948г. выходит её первая книга “ В солдатской шинели”. Стихи наполнены жизненной достоверностью, суровой правдой войны.

1 участник: Большое место в жизни Ю. Друниной занимал её муж кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер. Он был старше её на двадцать лет, за его плечами к моменту их встречи теснились не только популярные в ту пору кинофильмы по его сценариям, но и 10 лет воркутинских лагерей как расплата за девчоночью влюбленность в него дочери “отца всех народов” Светланы Сталиной.

Алексей Каплер ушёл из жизни в 1979г. после непродолжительной и тяжелой болезни. Но не ушла из жизни неподвластная тлену Его любовь к ней.

Чтец:

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете.
Мы рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

1 Ведущий: Поэзия стала судьбой Юлии Друниной. Писались стихи, издавались книги. Ей аплодировали малые и огромные аудитории, восторженные почитатели дарили цветы, писали письма.

2 Ведущий: Настало время больших перемен - перестройки шоковой терапии. С каждым днём нарастала неуверенность в завтрашнем дне, боль в душе становилась всё острее! Можно только догадываться о тяжести тех переживаний, что накопилось в сердце у Друниной. Не могла поэтесса оставаться равнодушной, когда в родном отечестве вдруг оказались поставленными под сомнение величина нашей армии, подвиг народа в войне и сама Победа! В особое смятение подвергло Юлию Владимировну утверждение, что воевали мы зря…

Конечно, обо всем наболевшем она писала в своих публицистических статьях, прямо и резко выступала на писательских съездах, а в доверительных беседах с друзьями всё чаще говорила, что ужасно устала, душевно от всего, что происходит вокруг.

1 Ведущий: Она не могла видеть, что стало со страной, не могла смотреть в глаза ветеранам, просящим в подземных переходах милостыню.

Чтец:

Ветераны в подземных дрожат переходах
Рядом старый костыль и стыдливая кепка
Им страна подарила “Заслуженный отдых”,
А себя пригвоздила к бесчестию крепко.
Только как позабуду отчаянных, гордых
Молодых лейтенантов, солдатиков юных…
Ветераны в подземных дрожат переходах,
И давно в их сердцах все оборваны струны.
Ветераны в глухих переходах застыли
Тихо плачут монетки в кепчонке помятой.
Кепка с медью - осиновый кол на могиле,
Над могилою юности нашей распятой.

2 Ведущий: 21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Она могла тысячу раз погибнуть на той войне, на которую ушла в 17 лет. А умерла по всей воле… Израненная войной, она не смогла пережить ещё одной трагедии страны – трагедии эпохи перемен.

1 ВедущийНеслучайно одно из последних стихотворений она начала так:

“Безумно страшно за Россию”.

Она написала едва ли не 10 писем: дочери, внучке, зятю, подруге, редактору своей новой рукописи, в милицию, в Союз писателей. В письмах никого ни в чем не винила. На двери гаража, где она отравилась выхлопными газами, оставила записку, обращенную к зятю: “Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж”. Всё было учтено. Всё было благородно.

2 Ведущий: На даче в Пахре на письменном столе лежала подготовленная к печати рукопись новой книги под названием “ Судный час”. Одноимённое стихотворение звучит прощанием и объяснением далеко не патриотического поступка.

Чтец:

Покрывается сердце инеем-
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока-
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нет сил.
Лишь из дали (Все ж крещённая !)
Помолюсь
За таких вот, как вы, -
За избранных
Удержать над обрывом Русь…
Не боюсь, что и вы бессильны,
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть.

1 Ведущий: Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности, своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

Я верности окопной не нарушу,
Навек останусь фронтовой сестрой…