Система оценивания образовательных достижений

Очирова Туяна Валерьевна

Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству

Уильям Джеймс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очирова Т.В., учитель русского языка и литературы

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми  принципами оценивания  в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

  • оценивание является постоянным процессом, соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
  • контроль и оценка – это неотъемлемая часть учебной деятельности;
  • контроль и оценка должны стать для ребёнка осмысленным действием;
  • контроль и оценка направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
  • контроль и оценка проводится в целях диагностики и выявления уровня развития обучающегося.

Результаты обучения формируют умения:

  1. Контролировать процесс и результат своей деятельности.
  2. Адекватно воспринимать оценки и отметки. Это формируется в результате того, что критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно.
  3. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, навыки взаимодействия со взрослыми и со сверстникам.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Что оценивать? Оцениваем результаты: 

- предметные

- метапредметные

- личностные

Кто оценивает?   Учитель и ученик

Вместе определяют оценку и отметку по совместно разработанным  критериям

Что оценивает ученик?

  • Собственную деятельность (элементы формирующего оценивания)
  • Деятельность одноклассника

Когда ставить отметки?

Текущие - по желанию,

За тематические и проверочные работы – обязательно

Мною совместно с учениками разработаны листы самооценивания (письменные, устные работы и оценочные листы работы школьников в группе, критерии оценивания презентации, разработана критериально-рейтинговая система оценки. Эффективности проекта

Критерии оценки работы в группах:

  • Правильность изложения материала

• Логика изложения материала, четкость

•        Культура изложения материала

•        Дополнения других групп

•        Поведение в группе, умение сотрудничать

Критерии выступления групп:

  • Время
  • Правильность
  • Доступность
  • Логика изложения
  • Речь
  • Эмоциональность

Критерии оценивания презентации:

Содержание разделов

Показатели

«Отлично»

«Хорошо»

«Необходимо доработать»

Оформление слайдов

 

 

  • Стиль
  • Фон
  • Цвет

 

  • Единый стиль
  • Тональность
  • Не более 3-х контрастных цветов
  • Мелкие изменения
  • Темноват по тону
  • Не большое несоответствие тона
  • Несоответствие стилей
  • Не соответствует цвету
  • Не соответствие цветов по оформлению

Представление информации

  • Содержание
  • Расположение
  • Шрифт
  • Краткие предложения
  • В центре экрана
  • Разные шрифты
  • Нет четкости
  • Немного смещено
  • Несоответствие шрифтов
  • Нечетко, расплывчато
  • Сильно смещено

Критерии оценивания тестовой работы:

Рекомендации

15-14 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «отлично». Вы усвоили все темы раздела на высоком уровне.

11-13 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «хорошо». Вы усвоили раздел на соответствующем уровне. Проанализируйте вопросы, в которых вы допустили ошибки. Попытайтесь разобраться в них самостоятельно. Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.

8-10 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «удовлетворительно». Вы не до конца освоили раздел «Синтаксис и пунктуация». Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.

менее 8 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «неудовлетворительно». Вы не усвоили раздел. Повторите материал. Проанализируйте возникающие трудности. Составьте как минимум 5 вопросов и проконсультируйтесь с учителем. Решите тест еще раз.

Критерии оценки письменной работы (ответа):

  • Полнота и правильность содержания
  • Грамотность (5 – 0-1 ошиб., 4 – 1-3 ошиб., 3 – 3-5 ошиб., 2- 6  более)
  • Речевое оформление
  • Аккуратность почерка.

Критерии оценки устного ответа (доклад, сообщение, выразительное чтение, ответ и т.п.):

  • Правильность
  • Полнота содержания
  • Убедительность (доказательность), наличие примеров
  • Грамотность и выразительность речи.

Оценивание собственной деятельности школьника на уроках русского языка

Элементы формирующего оценивания по тем же критериям (+ критерий «Работа в команде/группе») с использованием приема «Лестница успешности».

Обучающиеся оценивают собственную работу, расположив на одной из ступеней лестницы знак.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Самооценка знаний и умений по теме «Словосочетание»

Вид знания/умения

Знаю/умею

Не знаю/не умею

Определение словосочетания

Виды связи в СС

Типы СС

Что не является СС?

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы? При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «Словосочетание». Далее можно предложить детям воспроизвести  понятия, необходимые для изучения, в письменном виде, а затем сравнить с эталоном (с учебником) и провести корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменить при необходимости пометки в таблице самооценки. На уроке изучаемое понятие («словосочетание», «смысловая связь», «грамматическая связь», «именное СС», «глагольное СС», «наречное СС», «согласование», «управление», «примыкание») анализируется, при этом делается акцент на необходимых для понимания и последующего воспроизведения элементах изучаемых понятий.

Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения словосочетания будет оцениваться баллом и т.д.

Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение словосочетания, подчёркивая все необходимые элементы… Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника  со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в  воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.

Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты (недельные отчеты) по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.

Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно составить таблицу-мониторинг  формирования умения проводить синтаксический анализ словосочетания. В эту таблицу будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании сложносочинённого предложения и постановки в нём знака препинания.

Мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения

Упр. №…

Упр. №…

Упр. №…

Тест

Умение выделять главное и зависимое слово

Умение распознавать/определять вид СС (именное, глагольное, наречное)

Умение определять тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причины ошибок. Поэтому параллельно должна идти работа на повторение тем «Части речи» и «Однородные члены», «Грамматическая основа». Часто учащиеся принимают словосочетание за предложение По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

-добился ли я улучшения результатов в изучении темы?

-почему это произошло? (не произошло?)

-что мне осталось непонятным?

-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

 Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы» - одна из форм обратной связи.

Самооценка может выглядеть по-разному

Самооценка моей работы над освоением темы «Сложносочинённое предложение»

Да

Нет

 Регулярно выполнял(а) домашнее задание

При необходимости  консультируюсь с учителем

Улучшал (а) свои знания и исправлял(а) отметки

Регулярно вёл(а) необходимые записи

Если мне что-то непонятно, я не стесняюсь и спрашиваю учителя

Оцениваю свои усилия по освоению темы как достаточные

ВЫВОДЫ:

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.

 Ключевыми, на мой взгляд, на таких уроках характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • предполагается обсуждение  учебных целей с учениками;
  • ученик вовлекается  в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам  наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что  каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.


Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. 

Целью оценивания метапредметных результатов является проверка уровня сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений для дальнейшего совершенствования этих умений. Регулятивные и познавательные УУД проверялись в форме входных диагностических работ. Коммуникативные УУД проверялись в форме монологических, диалогических высказываний.

2015-2016

Регулятивные УУД

Коммуникативные

Познавательные

Умение определять цель деятельности на уроке

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов

Умение взаимодействовать с окружающими

Умение понимать смысл текста в целом

Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты

Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам

Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов

Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация

5 «а»

65

63

66

69

67

67

64

63

63

58

5 «б»

71

72

73

78

79

77

75

78

79

63

Итого

68

67,5

69,5

73,5

73

72

69,5

70,5

71

60,5

2016-2017

Регулятивные УУД

Коммуникативные

Познавательные

Умение определять цель деятельности на уроке

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов

Умение взаимодействовать с окружающими

Умение понимать смысл текста в целом

Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты

Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам

Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов

Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация

6 «а»

75

74

73

75

74

75

74

73

74

73

6 «б»

74

75

74

73

75

77

75

76

72

74

Итого

74,5

74,5

73,5

74

74,5

76

74,5

74,5

73

73,5

2017-2018

Регулятивные УУД

Коммуникативные

Познавательные

Умение определять цель деятельности на уроке

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов

Умение взаимодействовать с окружающими

Умение действовать по образцу и построении речевого высказывания.

Умение понимать смысл текста в целом

Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты

Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам

Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов

Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация

7 «а»

82

84

83

84

86

85

85

83

84

83

82

7 «б»

83

85

84

82

83

84

84

84

85

82

83

Итого

82,5

84,5

83,5

83

84,5

84,5

84,5

83,5

84,5

82,5

82,5

По результатам приведенной таблицы можно сделать вывод, что, за 2015-2016 год по всей параллели сформированность регулятивных УУД составляет 68,3%, коммуникативных – 67,6 %, познавательных – 62 %; за 2016-2017 год сформированность регулятивных УУД составляет 74,1 %, коммуникативных – 74,3 %, познавательных – 73,8 %; за 2017-2018 год сформированность регулятивных УУД составляет 83,5 %, коммуникативных – 84,1 %, познавательных – 83,25 %

Делая вывод можно утверждать, что процент метапредметных результатов каждый год повышается. Сравнивая параллель классов можно сказать, что с 2015 -2016 учебного года сформированность регулятивных умений выросла на 15,2 %, коммуникативных на 16,5 %, познавательных на 21,25 %. Также по результатам мониторинга можно предположить, что трудности у учащихся вызывает работа с текстом, а именно, установление логической последовательности фактов, а также осуществление логических операций, таких как анализ, сравнение, классификация. Это связано с тем, что обучающиеся недостаточно осознают механизм реализации учебно-логических умений, что затрудняет осуществление данных умений на материале предметного содержания. Решением данной проблемы является 1) выполнение заданий на проверку детального и общего понимания текста; 2) упражнений на определении логического порядка частей текста; 3) составление плана текста.

Личностные УУД определяются через самоопределение: внутреннюю позицию школьника, самооценку, смыслообразование.

Критерии: положительное отношение к изучению русского языка, осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик, осознание необходимости самоусовершенствования, сформированность познавательных мотивов

Показателями являются - привлекательность русского языка как предмета, успеваемость по русскому языку, активность на уроке, инициатива и самостоятельность, посвящение свободного времени предмету.

Инструментарий отслеживания: анкетирование, итоговые отметки за четверти и год, отслеживание активности на уроке (карточки активности), отметки в рабочих тетрадях, отметки за творческие работы, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.

По 100 балльной шкале уровень сформированности личностных УУД у параллели 7- х классов представлен в виде таблицы:

Год/ Личностные УУД

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

2015-2016

76%

78%

84%

2016-2017

82%

83%

91%

2017-2018

86%

87%

93%