ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. УЧАЩИЕСЯ (7 класс)

Манило Вера Владимировна

Исследовательская работа (конкурсная) ученицы 7 класса о влиянии музыки на здоровье и настроение человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи                                                                                                      имени Героя Советского Союза  Дмитрия Михайловича Карбышева

         

Исследовательская работа

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ И

НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

                                                                               Автор: Миросенко Ольга,

                                                                               учащаяся 7 – В класса

                                                                               Руководитель: учитель музыки,

                                                                               педагог доп.образования

                                                                               Манило Вера Владимировна

г. Оха

2023-2024

Значимость работы заключается в обращении внимания учащихся на возможность сохранить своё здоровье через прослушивание музыкальных композиций.

Объект исследования: реакция человека на музыку.

Предмет исследования: влияние различных музыкальных жанров на человека.

Цель работы: изучение влияния на человека разных музыкальных жанров и степени осведомленности учащихся лицея о влиянии музыки на человека.

  • Задачи исследования:
  • изучить научную литературу по данной проблеме;
  • узнать историю музыки и возникновения разных музыкальных жанров;
  • определить музыкальные жанры, которые привлекают школьников;
  • разработать анкету для учащихся «Значение музыки в твоей жизни»;
  • провести анкетирование и проанализировать результаты;
  • сделать выводы и разработать рекомендации.

Гипотеза:

произведения разных музыкальных жанров по-разному влияют на человека, его здоровье, настроение и поведение.

Методы исследования:

  • работа с информационным источником;
  • анкетирование, беседа;
  • эксперимент;
  • анализ и обобщение информации.

Музыка сопровождает нас от младенчества и до глубокой старости. Практически каждый человек вольно или невольно ежедневно контактирует с музыкой. Музыка оказывает глубокое влияние на физическое и психическое  состояние  человека, активизируя мозг, меняя гормональный фон, улучшая настроение и  когнитивные способности. Музыка  может вызывать физиологические реакции, такие как учащение пульса или изменение давления, а также влиять на эмоциональное состояние, помогая расслабиться, получить энергию или пережить трудные моменты.

Но почему этот вид искусства так на нас влияет, в чем причина ее многостороннего воздействия на наш мозг, тело и поведение? Может ли быть музыка вредна для здоровья? Почему одна музыка нам нравится больше, а другая меньше?

В современном мире каждый человек сам выбирает, какой стиль ему ближе по духу, однако интересно проследить воздействие музыки на организм и человека в целом. Какая музыка полезна, в каких случаях, как жанры музыки влияют на человека, как правильно её применять для улучшения здоровья и состояния психики?

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью

усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как
в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые структуры, музыку доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное  давление, расширяются кровеносные сосуды.

C:\Users\1Школа\Desktop\ё.jpg

При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма.  Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению

энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса – то мелодия будет оказывать релаксационный эффект
 на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут
вызывать отрицательные эмоции.

C:\Users\1Школа\Desktop\ёё.jpg

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные – поднимают настроение, приводят в
хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют
сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
Музыкальная терапия
В современной психологии существует отдельное направление – музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в
качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных
психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. 
Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, снимающего  напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Мы видим, что  влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать
вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает
быстрее запомнить новый материал.

C:\Users\1Школа\Desktop\ёёё.jpg

Некоторые выводы научных исследований:

  • Музыка стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично. Например, мелодии, доставляющие радость, стимулируют силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление.
  • Музыка влияет на нейроэндокринную систему, в частности на уровень гормонов в крови. Например, музыка способна понижать стресс-маркеры в крови. 
  • Музыка активирует в памяти личные воспоминания — мелодия переносит человека назад во времени, когда случилось памятное событие, связанное с ней.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.
Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы»,
Рубинштейн «Мелодии».
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2»,
Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Хотите спокойствия?
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы
(шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная»,
Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера
«Месса ля-минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт»,
Бизе «Кармэн» – часть 3.

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».
А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как слушать?
· Продолжительность – 15-30 минут.
· Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.
· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек,
сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов. Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов
«именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.


Музыка стимулирует работу практически всех областей коры головного мозга.  Очень точно о назначении и своеобразии музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека». С ним солидарен известный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества – это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни.
Давно заметив неоспоримое и многосторонне влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая его жизнь достойной человека.  

Вывод:

Таким образом, включая и учитывая результаты научных исследований и практических экспериментов, музыка оказывает разностороннее влияние на организм человека, на его психологическое и физическое состояние. Это влияние связано с воздействием вибрации звуков, которые создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клетку организма и поэтому рекомендовано использование музыки для оздоровления организма.

C:\Users\1Школа\Desktop\ёёёё.jpg

                                                                                                             

Используемые ресурсы:

1. Фролова Т. А. Влияние музыки на здоровье человека // Музыка в школе. 2008. № 1.

2. Райгородский Б. Д. Что может музыка? // Музыка в школе. 2004. № 4.

3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. Минск, 2004.

https://www.youtube.com/watch?v=H0LtfbOpU9k онлайн урок ,как  играть

4.https://kemgmu.ru/science/sci_events/БАРБОТЬКО%20Н.А.,%20БЕРНИКОВА%20М.Е.,%20МЕРКУЛОВА%20А.М.,.pdf