МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Мое участие в методической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГМО - вред здоровью или будущее планеты?

Аналитический взгляд на начало XXI ст. свидетельствует, – две глобальные проблемы – продовольствия и экологической безопасности становятся для цивилизации важнейшими. ГМО – ОТНОСЯТСЯ И К ТОЙ И ДРУГОЙ КАТЕГОРИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ – КАК СЫРЬЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ЗДОРОВЬЕ  ЧЕЛОВЕКА.

 Сегодня производство сельскохозяйственной продукции достигает приблизительно 5 млрд. тонн в год. Для того, чтобы увеличить этот показатель вдвое и обеспечить продовольствием в 2025 году почти 9 млрд. населения Земли традиционных способов будет недостаточно. Вот почему создание и внедрение генетически модифицированных организмов (ГМО) является одной из научно-политических проблем.

Генетически модифицированные объекты (ГМО) или трансгенные организмы - это живые организмы (в основном - растения), созданные с использованием генетических технологий.

Генетически модифицированные (трансгенные) организмы содержат в своем генетическом аппарате фрагменты ДНК из любых других живых организмов, например, в растении могут быть вставлены гены насекомого, животного или даже человека, которые позволяют получить новые необычные свойства.

Необходимо констатировать, что СМИ, а не академические научные журналы, с самого начала работ в этом направлении наделили ГМО «презумпцией вины». - что масштабное распространение ГМО приводит к развитию бесплодия, вспышке онкологических заболеваний, появлению генетических уродов, аллергических реакций, увеличению уровня смертности людей и животных, резкому сокращению биоразнообразия и ухудшению состояния окружающей среды Такое заявление получило широкую огласку и стало предметом активного обсуждения в Интернете и печатных изданиях, на него ссылаются более 500 организаций в качестве доказательной базы потенциальной опасности ГМ продуктов. В большинстве стран развернулось общественное движение за создание зон, свободных от ГМО. В некоторых странах на законодательном уровне приняты суровые ограничения относительно распространения ГМО в окружающую среду. В России положение ГМО теперь регулирует законодательство. 24 июня 2016 года Госдума приняла закон о запрете выращивания в стране генетически модифицированных растений и животных и ввозе ГМО в Россию. Производство ГМО разрешено только в научных целях. 

Впервые трансгенные растения были получены в 1983 году; первый пищевой ГМ продукт – сыр, приготовлен в США (1990г.) с использованием генетически модифицированного фермента. Несмотря на оппозицию к трансгенным растениям в определенных кругах общественности, новые сорта быстро завоевывают популярность в мире; например, площади под наиболее распространенными культурами (соя, кукуруза, хлопчатник, рапс) составляют почти 30% мировых посевов. Сегодня трудно назвать вид растений, культурные представители которого не являются генетически модифицированными. Особенно значительные площади заняты трансгенными культурами в США, Аргентине, Канаде, Бразилии, Китае. В Европе выращивают ГМ растения в Испании, Швейцарии, Румынии, Болгарии. 

За последние 30 лет биотехнология, используя рекомбинантные (гибридные) ДНК, превратилась в уникальный научный метод исследования и, одновременно, производство продукции сельского хозяйства, продовольствия. ДНК-технологии позволяют биотехнологам отбирать и вводить в растения конкретные гены устойчивости к вредителям, болезням, гербицидам, холоду, недостатку воды, засолению, кислотности почвы и др.

Можно ли  утверждать, что ГМО безопасны для здоровья человека.

Правда состоит в том, что технологии ГМО начали использоваться сравнительно недавно — в 1994 году. Таким образом, на данный момент не существует достаточного количества исследований на тему проверки долгосрочного воздействия генно-модифицированных продуктов на здоровье населения.

RodalesOrganicLife.com отмечает, что некоторые из исследований краткосрочного воздействия ГМ-пищи предполагают, что у нас есть повод для беспокойства. Анализ девятнадцати масштабных исследований позволил говорить о том, что те млекопитающие, которых ученые кормили генетически-модифицированными кукурузой и соевыми бобами, имели более высокий риск развития хронических заболеваний, связанных с почками, печенью, костями и повреждениями мозга.

Эксперты все чаще сходятся во мнении, что ГМО также влияют на усугубление симптомов аллергии, повреждение ДНК и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Несмотря на это, в мае 2015 году в США был опубликован доклад, посвященный генетически модифицированным сельсхозкультурам. Комиссия анализировала научные работы, посвященные ГМО, а также опрашивала экспертов. Ученые пришли к выводу, что ГМ-культуры можно считать безопасными для здоровья человека: за 20 лет их использования не было замечено серьезных побочных эффектов, связанных с их распространением и употреблением. Не изменилась частота развития онкозаболеваний, аутизма, различных аллергий и других болезней. НО От маркировки ГМ-продуктов эксперты все равно предложили не отказываться, как и от исследований безопасности новых продуктов.

Общий вывод. Распространение и использование генетически модифицированных организмов (ГМО) – вирусов, бактерий, грибов, растений и животных – реальность науки современного глобализированного мира, который самоорганизуется. Это процесс необратимый. Ученые возлагают надежды на трансгенные организмы, выращивание которых обходиться значительно дешевле, меньше загрязняет среду пестицидами, помогает решить проблему биотоплива, не требует использования новых площадей и др. Как и любое творение человека ГМ растения создают определенный риск, но прямая угроза для здоровья человека и сельскохозяйственных животных научно не доказана. Явную опасность для сохранения биоразнообразия и здоровья человека представляют экологическая составляющая, искусственные консерванты, разнообразные синтетические пищевые добавки и другие ксенобиотики.

Принципиальная полемика относительно ГМО полезна, т.к. заставляет генных инженеров постоянно улучшать конструкции, усиливать контроль за последствиями, т.е. «работает» в пользу стратегии выживания человечества в условиях стремительного роста населения и истощения биоресурсов.

Осознание и предупреждение – два принципа всех международных нормативно-правовых документов, касающихся биобезопасности при выращивании ГМ растений и потребления продуктов из них. Общество имеет право делать выбор – потреблять органическую или генетически трансформированную пищу. Государство должно обеспечить обязательную маркировку ГМ продуктов. Информация о наличии ГМ компонентов не касается вопросов биобезопасности, а является сообщением о содержании в продуктах определенных компонентов, аналогично, как на этикетках указывают присутствие разных ингредиентов: красителей, пищевых добавок, пенообразователей и др.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в естественнонаучные дисциплины как инструмент реализации ФГОС ОО Красильникова Л.И. учитель МОУ «СОШ№7»

Слайд 2

Программа внеурочной деятельности «Академия занимательных наук» химия для учащихся 5 класса

Слайд 3

Цель Формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира

Слайд 4

Задача Развить творческие способности детей, посредством разносторонней формы организации учебно-исследовательской деятельности.

Слайд 5

Тематическое планирование № п / п Наименование темы Всего часов Теоретические занятия Лабораторно – практические занятия Введение 3 2 1 1 Первоначальные химические понятия. 12 3 9 2 Химическая лаборатория. 5 1 4 3 Химия и пища. 5 1 4 4 История химии. 5 1 4 5 Химия вокруг нас. 4 1 3 Итого: 34 9 25

Слайд 6

Практические работы: - Сколько кислорода в воздухе. - Плотность радуги. - Сделай торнадо в бутылке. -Создай свое водное искусство. -Сделай сам цветные мелки. -Сделай сам оберточную бумагу. - Вода и масло. В чем разница? - Создать цветочный аромат. -Как отделить соль от перца. -Выращивание кристаллов.

Слайд 7

Алгоритм выполнения мини-исследования. 1. Объект 2. Тема 3.Проблема 4.Цель 5. Ход исследования 6. Вывод

Слайд 8

Темы мини - исследований: - Самое удивительное вещество в мире. -Железо внутри нас. -Кристалл – чудо природы. - «Сладкая» жизнь. - Роль витаминов в жизни человека. - Чистота для здоровья.

Слайд 9

Учащиеся должны знать: место химии среди естественнонаучных дисциплин; основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент; признаки химических реакций и условия их протекания; вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Слайд 10

Учащиеся должны уметь: обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента; проводить простейшие исследования свойств веществ; использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий; оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания; обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Слайд 11

Введение в естественнонаучные дисциплины как инструмент реализации ФГОС ОО Красильникова Л.И. учитель МОУ «СОШ№7»