Подготовка к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ)

Егоркина Галина Константиновна

На данной странице размещены материалы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovitsya_k_ege.doc164.5 КБ
Файл klimat_pravilo.docx15.84 КБ
Файл opredeli_stranu.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовиться к ЕГЭ

 Советы выпускникам — как подготовиться к сдаче экзаменов:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Для ЕГЭ тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена: 

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. 

Во время тестирования: 

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

Экзаменационные материалы состоят из трех частей — А, В, С:

  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений — не больше шести.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию. 

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования: 

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

ЕГЭ: 5 мифов

Вокруг Единого госэкзамена сложилось много мифов.

Мы попытаемся развеять пять из них.

МИФ 1

Каждый раз подсчет результатов ЕГЭ выявляет, что получить 100 баллов по всем предметам способен в среднем лишь один из 10 тысяч учеников. Из этого сделан вывод, что по меньшей мере от одной из двух главных бед Россия не скоро избавится. 

На самом деле эти 0,01 % составляют гении. А таких много не бывает. Данные тестирования свидетельствуют о другом: судя по количеству полученных "четверок" и "пятерок" .(первых - в среднем 40%, вторых - 10%), добрая половина протестированных имеет все шансы поступить в вузы страны.

МИФ 2

Заменить сочинение на список сомнительных вопросов - значит, лишить школьника возможности проявить творческие способности. "Измеряют" знания учеников только первые две группы тестовых вопросов итогового экзамена. Третья часть дает возможность выпускнику раскрыть свой талант. Если темы обычных сочинений уже давно стали штампами и отражены в многочисленных пособиях-шпаргалках, вопросы третьего уровня предполагают развернутый ответ, требующий и глубоких знаний, и умения размышлять. То есть вместо того, чтобы натягивать объем, вдаваясь в рассуждения о роли пейзажа и портретах главных героев, ученик должен будет собраться с мыслями и четко объяснить, например, как он понимает смысл слов Сатина: "Человек - вот правда".

МИФ 3

Неудачная сдача ЕГЭ закроет перед абитуриентом двери в желанные вузы.

С первого сентября многие российские школы перешли на профильное обучение. Это значит, что последние три года перед выпуском школьник будет налегать на те науки, знанием которых ему предстоит блеснуть в вузе. Далее ситуация будет развиваться примерно так. В вузах, где одного высокого результата ЕГЭ недостаточно, конкурсный отбор будет устроен между теми, кто достиг определенного балла. Эти абитуриенты, возможно, еще раз будут сдавать профильный предмет, но уже по правилам данного учебного заведения.

МИФ 4

Дети не захотят решать задачи повышенного и высокого уровня, если смогут ответить на простые вопросы. Ведь нормальная оценка им уже гарантирована.

Предварительные итоги ЕГЭ показали, что 90% детей пытаются отвечать на усложненные вопросы. Половине из них это частично удается, что само по себе считается вполне нормальным результатом.

МИФ 5

Пожалуй, самый главный. Тесты сдавать сложней, чем обычный письменный экзамен.

Как и во всех странах мира, после сдачи ЕГЭ у нас "появились" неуспевающие дети. Например, официальная статистика Англии показывает, что там таких школьников от 10 до 20%. У нас же подсчет двоечников до 2001 года просто не велся, точнее, существовала система "три пишем, два в уме". Сейчас общая картина успеваемости учеников в средней школе России стала более правдоподобной. Как показал ЕГЭ, только 40% протестированных учеников могут грамотно изложить свои мысли и только 33% - вдумчиво проанализировать текст. В этом году наибольшую озабоченность вызвал впервые проведенный единый госэкзамен по литературе. Он показал, что школьники порой не в состоянии прочитать многие из положенных по программе книг. В школьную программу за последние годы включено несколько новых произведений, а количество часов на их изучение не увеличилось. Хлопоты доставляют и "старожилы" школьной программы. Например, Лесков с его "Левшой" до сих пор не может вписаться в учебный план. В каких только классах его не пробовали изучать! Для младших он оказался труден и даже жесток, для старших - "маловат по объему и простоват".

Одним словом, ЕГЭ должен помочь преподавателям пристальнее отслеживать недостатки современного среднего образования. Кстати, в скором времени его многоуровневая система оценивания может повлиять на систему учета знаний обычных школ. В Минобразования уже началась дискуссия о переходе на многобалльную шкалу. Как вариант рассматривается опыт Белоруссии, где детей сейчас оценивают по 12-балльной системе. Почему именно 12? Учитываются тройка с плюсом, четверка с минусом и так далее. Другой вопрос, как понимать эту тройку с минусом. Потребуется разработать схему критериев для проставления этих оценок. Свое мнение, уже традиционно, есть и у Москвы. Представители московского образования продолжают с долей скепсиса следить за длящимся три года экспериментом, веря в пословицу "семь раз отмерь, один раз отрежь": Приняв саму идею ЕГЭ, они предполагают создать свою модель проведения итоговой аттестации, но о том, как она должна выглядеть, до сих пор ведутся споры. За ходом мыслей специалистов из Департамента образования Москвы "МК" решил проследить.

Вот основные предложения педагогов: 

  • Оставить ЕГЭ в рамках добровольного испытания. Тогда каждый решившийся сдавать единый госэкзамен после выпуска получит особый сертификат с результатами. А остальные, прошедшие итоговую аттестацию по старой схеме - с контрольными работа ми, сочинениями, зубрежкой экзаменационных билетов, - закончат школу с обычными аттестатами.
  • Включить в процедуру сертификации устные испытания. Например, защиту творческих работ перед независимой комиссией.
  • Учитывать внутреннюю оценку школы. То есть уход от модели "материнских школ", где не всегда объективно формируется контингент отличников, московские преподаватели, по большому счету, не поддерживают, утверждая, что школа может быть справедливой и способной на самоконтроль. Кроме того, сведение ее многочисленных задач к одной, по сути, единственной - подготовке школьников в вуз, кажется им недооценкой потенциала образовательных учреждений.

Рекомендации учащимся

«Как правильно подготовиться к ЕГЭ»

1. Правильно распорядиться временем:

  • Составляйте список дел, перечислите в нем совершенно необходимое, и то, что хотелось бы сделать. Регулярно отмечайте, насколько вы продвинулись, это дает приятное чувство удовлетворения.
  • Все дела разделите по категориям: самые главные - что нужно сделать в первую очередь, менее приоритетные - нужно сделать достаточно скоро, и, наконец, то, что   нужно сделать, когда будет свободное время. Следуя этой схеме, вы убедитесь, как рационально можно использовать время.
  • Проанализируйте    причины    потери    времени.    После    напряженного   дня вспомните,   что   отняло   у   вас   время   и   снизило   вашу   продуктивность. Подумайте, как избежать в дальнейшем такие потери.
  • Планируйте свою работу так, чтобы самое трудное приходилось на подъем продуктивности, а рутина –  на время спадов.
  • Признайте, что вы несовершенны. Конечно, нужно стараться в любом деле, но вы должны твердо уяснить, что все делать идеально не может ни один человек. Если вы уделяете слишком много времени деталям, вы тратите время впустую - в любом деле есть главное и второстепенное. Помните о приоритетах.

2.  Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, тетради, бумагу и т.п. Хорошо ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

3.  Составлять план на каждый день подготовки. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.

4.   В  том  случае,   когда  нет настроения  заниматься,  полезно начать с того материала, который вы знаете лучше всего, который более всего интересен.

5.   Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.

6.   Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все. Что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

7.   При   подготовке   к  экзаменам   полезно   структурировать материал  за  счет составления планов, схем, причем обязательно это делать не в уме, а на бумаге.

8.   Помните, ваша задача не вызубрить материал, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

9.  Усвойте правило 3-х карандашей. Внимательно не торопясь, прочтите вопросы (или программу) по предмету.

  • Значком первого цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете хорошо и даже без подготовки можете ответить.
  • Значком другого цвета пометьте вопросы, ответы на которые знаете слабо.
  • И значком третьего цвета - вопросы, ответы на которые вы не знаете или знаете плохо.
  • По соотношению этих цветов вы увидите состояние своей подготовки.
  • После этого можно приступить к повторению материала.
  • Вначале повторите материал, ответы на которые знаете плохо, используя учебники, конспекты. Уже «2» на экзамене не получите.
  • Потом те вопросы, ответы на которые знаете слабо. Теперь «3» вы не получите.
  • При таком способе повторения уходит ненужное волнение. В оставшееся время повторите те вопросы, которые вы знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.

10.  Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что «провалитесь», а, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможном «провале» недаром называют саморазрушающими. Они не только вам мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, они к тому же, как раз, и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава. Сосредоточьтесь на конкретных задачах.

11.  Если же желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились.

12.  Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижение успеха, не думайте о возможном провале.

13.  Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и с вами.

14.  Относитесь к стрессу как к источнику энергии. Каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте как вызов.

15.  Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

Надеюсь, что предложенные выше рекомендации помогут вам в успешной подготовке и сдачи единых государственных экзаменов.   

Как преодолеть страх неизвестности

Роль классного руководителя во время подготовки к ЕГЭ трудно переоценить. Именно он выполняет координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. На него во многом ложатся поддержка выпускников, выслушивание родительских претензий, учет требований предметников. Как систематизировать эту работу?

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Цели

Мы считаем, что в работе с детьми классный руководитель может поставить перед собой следующие цели:

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.

2. Знакомство с процедурой ЕГЭ.

3. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ

В настоящее время, когда все большее количество выпускников, их родителей, педагогов решают задачи подготовки к ЕГЭ, как показывает наш опыт работы, это сопровождается формированием эмоционально нагруженных убеждений и установок, отражающих негативное отношение к ЕГЭ. Конечно, проявляться они будут по-разному: дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – о том, что где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки. Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

Поэтому важно сформировать у детей конструктивное восприятие данного экзамена. Конечно, невозможно заставить их радоваться предстоящему экзамену, но в силах классного руководителя – помочь ученикам перейти от восприятия ЕГЭ как проблемы к восприятию его как решаемой задачи, что будет способствовать более эффективной деятельности.

Знакомство с процедурой ЕГЭ

Успешность сдачи данной формы экзамена во многом зависит от знакомства учеников с его специфической процедурой. Вместе с тем именно в этом вопросе при подготовке к ЕГЭ у ребят обнаруживаются самые существенные пробелы. Как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.

Помощь в выработке стратегии подготовки и поведения на экзамене

Несмотря на то что педагогике известно бесчисленное множество способов оптимизации подготовки к экзаменам, выпускники, как правило, владеют ими слабо. Как показывают наши исследования, к сожалению, даже опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не приводит к тому, что ребенок в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности на экзамене. Поэтому предоставление информации о возможных путях организации подготовки к экзамену может быть очень востребовано.

Методы

Какими методами работы может воспользоваться классный руководитель для достижения данных целей?

Прежде всего, это классные часы. Для формирования конструктивного восприятия экзамена очень важно дать ученикам возможность проговорить, обсудить то, что их беспокоит. К сожалению, мы чаще рассказываем детям про ЕГЭ, чем слушаем то, что они уже знают. Мониторинг, проведенный психологами школ Южного округа г. Москвы под нашим руководством, показал, что даже дети, имеющие опыт сдачи пробных экзаменов, недостаточно знают о требованиях и возможностях ЕГЭ. Поэтому хороший результат дает самая обычная дискуссия об этом экзамене.

Мы предлагаем обсудить на ней такие вопросы:

1. Что ты знаешь про ЕГЭ? (На этом этапе, после того как дети выскажутся, можно что-то добавить или прояснить.)

2. Что может дать тебе этот экзамен? (Необходимо, чтобы ребенок нашел для себя какой-то личный смысл в ЕГЭ.)

3. Какие твои сильные стороны могут тебе помочь при сдаче ЕГЭ? (Этот вопрос имеет очень важное поддерживающее значение, и выделенные ребенком сильные стороны могут быт абсолютно разными: я общительный, значит, мне будет не так трудно в незнакомой ситуации, и т.д.)

Совершенно не нужно стремиться сделать выпускников или их родителей горячими сторонниками ЕГЭ. Самое главное, чтобы они могли прочувствовать, что это не абсолютный ужас, а трудная ситуация, справиться с которой им по силам.

Помимо классных часов, важно использовать такой хорошо знакомый всем метод работы, как оформление классного уголка.

Классный уголок в выпускном классе выполняет функцию информирования учащихся о различных аспектах подготовки к ЕГЭ. Среди материалов, размещенных в уголке, могут быть:

• нормативные документы, позволяющие более подробно ознакомиться с требованиями и особенностями ЕГЭ;

• подробная информация о структуре КИМов, требования к заполнению бланков;

• примеры бланков ЕГЭ и демонстрационные материалы КИМов;

• психологические рекомендации о подготовке к экзаменам;

• график консультаций по предметам.

При формировании индивидуальной стратегии подготовки в качестве эффективного методического инструмента могут использоваться памятки. Памятка представляет собой краткий перечень основных рекомендаций, направленных на помощь выпускнику или взрослым, его окружающим, при решении той или иной проблемы.

При использовании памятки необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. При первом предъявлении памятки необходимо прорабатывать, т.е. обсуждать их содержание, проводить параллели с реальным жизненным опытом учащихся, иллюстрировать примерами. Оптимальный метод знакомства с памяткой – комментированное чтение.

2. К ранее предложенным памяткам следует апеллировать на дальнейших этапах работы. Например, если была предложена памятка «Как повторять материал к экзамену», через некоторое время необходимо обсудить с детьми, какими рекомендациями из памятки они воспользовались, что оказалось для них полезно и т.д.

3. Необходимо, чтобы эти памятки были знакомы различным предметникам, работающим с выпускниками. В этом случае возможна реализация единой стратегии: если все педагоги, работающие с выпускниками, так или иначе апеллируют к этим памяткам при общении с ребенком или родителем, это значительно повышает эффективность работы.

Классный час «Что такое ЕГЭ?»

Приведем примерный план классного часа, который может провести классный руководитель с выпускниками.

Цели:

• познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием единого государственного экзамена;

• повысить учебную мотивацию.

Рассказ классного руководителя

Он должен быть кратким, не более 10–15 минут. Необходимо максимально ясно и подробно изложить детям, в чем заключается суть единого государственного экзамена, каковы его содержание, процедура и права учеников. Можно проиллюстрировать свой рассказ демонстрационными материалами.

Упражнение «Расшифровка»

Для работы потребуются плакаты с буквами Е, Г, Э (по одной букве на каждом плакате).

Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему».

Сначала ученики вспоминают слова, начинающиеся на каждую из этих букв, и записывают эти слова на соответствующих плакатах, а затем педагог предлагает составить из получившихся слов словосочетания. В итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент».

Упражнение «Играем в ЕГЭ»

Предложите каждой группе составить тест о правилах и процедуре ЕГЭ, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов) и договориться, сколько баллов они начисляют за каждый вопрос. Структура вопросов должна повторять структуру КИМов, т.е. вопросы группы А должны включать 4 варианта ответов, вопросы группы В предполагают ответ одним словом, С – развернутый ответ.

Когда это задание выполнено, группы меняются этими тестами и отвечают на них, а затем тесты возвращаются к своим «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты тестирования и начисляют баллы. Педагог в этом случае выступает в качестве эксперта, оценивая правильность ответов.

Упражнение «Мозговой штурм»

Ребятам предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас».

Учеников нужно разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает лист бумаги и ручку, а также задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто набросать как можно больше идей».

Когда время, отведенное на обсуждение, закончится, нужно попросить детей озвучить получившийся у них список идей. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать их высказывания.

Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую Копилку полезных советов, а на следующем классном часе раздать детям материалы из нее с соответствующими комментариями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цели

Какие цели может поставить перед собой классный руководитель при работе с родителями выпускников?

1. Обозначение распределения ответственности между родителями и школой.

2. Формирование у родителей реалистичной картины ЕГЭ.

Обозначение распределения ответственности между родителями и школой

Реалии современной школы таковы, что при взаимодействии с родителями учащихся регулярно возникают проблемы, связанные с попытками родителей переложить ответственность на школу. Ситуация экзамена представляет собой в этом смысле один из наиболее непростых периодов обучения, когда подобные противоречия обостряются.

Очень важно, чтобы родительское собрание не превратилось во взаимное предъявление претензий. Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, если психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Отметим, что, с нашей точки зрения, наиболее продуктивной позицией, обеспечивающей эмоционально комфортные для ребенка условия и способствующей оптимальному развитию ребенка, является представление о распределении ответственности между родителями и учебным заведением и как результат этого – сотрудничество. Представляется важным, чтобы данная позиция декларировалась и предъявлялась школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену».

Формирование у родителей реалистичной картины ЕГЭ

Расширение осведомленности родителей о сущности и процедуре единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями, преодоление распространенной мифологии позволяют снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Методы

Достижению этих целей могут способствовать родительские собрания, которые обладают не только организационным, но и высоким педагогическим потенциалом и могут способствовать значительному повышению эффективности подготовки выпускников.

Необходимо, чтобы данное собрание, с одной стороны, позволило родителям получить информацию о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, а с другой – осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе. Поэтому мы рекомендуем к проведению данного собрания привлекать различных специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей-предметников и т.д. Оптимально включать в такое собрание два компонента: информационный, во время которого сотрудники школы предоставляют данные о сути экзамена и организации подготовки к нему (расписание консультаций и т.д.), и интерактивный, обеспечивающий родителям возможность в дискуссионном формате обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребенка к экзамену.

Можно принести на собрание демонстрационные материалы КИМов, нормативные документы и предложить родителям с ними ознакомиться. Кроме того, хорошим методом работы являются видеозаписи. Они имеют постановочный характер и могут отражать следующие элементы экзамена:

1. Общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.

2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.

3. Раздача конвертов с материалами экзамена.

4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.

Не стоит откладывать проведение родительского собрания до самого конца учебного года. У родителей должно быть достаточно времени, чтобы воспользоваться рекомендациями психолога и педагогов и помочь ребенку эффективно построить процесс подготовки к экзамену. Поэтому оптимальным временем проведения такого собрания будет октябрь–ноябрь. Но даже если уже наступил апрель, такое собрание не будет лишним, а, напротив, поддержит родителей на финишной прямой. Возможно проведение нескольких подобных собраний в течение года.

И наконец самое главное. Дорогие коллеги, не будем забывать, что наш главный инструмент – это мы сами! То напряжение, которое испытывают выпускники и их родители, крайне негативно действует и на наше эмоциональное состояние. Главная цель, которую может поставить перед собой классный руководитель выпускного класса в работе с самим собой, – максимально сохранить душевное равновесие! Как бы сложно это ни было, не поддавайтесь панике. Это, безусловно, важный период, но он имеет временный характер. Напоминайте себе и детям, что жизнь не кончается экзаменом и даже после ЕГЭ непременно случится что-нибудь прекрасное.

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы
при подготовке ребенка к ЕГЭ» (II уровень)

Предлагаем примерный план родительского собрания, посвященного помощи ученикам при подготовке к ЕГЭ.

Участники собрания: классный руководитель, психолог, представитель администрации.

Продолжительность: 1,5–2 часа.

Вступительное слово классного руководителя или директора

Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Им предстоит сдавать их в особой форме – в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности.

Игра «Ассоциации»

Эту игру лучше проводить в начале собрания. Она помогает настроиться на обсуждаемую тему. Педагог может объяснить родителям: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Нам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «тумбочка», то вы (показывает на родителя, продолжающего игру) называете свою ассоциацию на это слово, например «телевизор», а следующий дает свою ассоциацию на это слово и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Итак, я начинаю: экзамен – …».

Выступление представителя администрации на тему
«Организация ЕГЭ и шкалы оценок»

При подготовке данного выступления необходимо особенно обратить внимание на то, каковы положительные стороны ЕГЭ для ученика, например:

Объективность оценки. Влияние конфликтных отношений с педагогом или устойчивой «репутации троечника» фактически сведено к минимуму.

Достаточно высокий уровень самостоятельности и активности ученика: возможность выбора стратегии действий, отдельных заданий и в целом определение уровня притязаний, возможность оспорить процедуру проведения и т.д.

Пробелы в знаниях могут оказать меньшее влияние на конечный результат. На традиционном экзамене, если ученику достался вопрос, который он знает не очень хорошо, его оценка будет ниже. При сдаче ЕГЭ ученик может пропустить этот вопрос, и это не окажет кардинального влияния на результат.

На этом этапе собрания стоит продемонстрировать имеющиеся материалы, чтобы родители могли с ними ознакомиться: демонстрационные материалы, видеозаписи и т.д.

Система подготовки к ЕГЭ в классе

Классный руководитель рассказывает о системе работы учителей-предметников по подготовке выпускников к ЕГЭ, о наличии консультаций, дополнительных заданий и т.д.

Упражнение «Круг ответственности»

Родителей необходимо разделить на группы по 5–6 человек. Каждая группа получает лист формата А3 с нарисованным на нем кругом. Родителям дается следующее задание: «Представьте себе, что этот круг являет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене. Этот успех зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей… Пожалуйста, разделите этот круг на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Может быть, вы считаете, что успех на 50% зависит от школы? А может, на 15%? Нам интересно ваше мнение!»

Дайте группам примерно 10 минут на обсуждение и попросите каждую группу озвучить результаты своей работы. Обязательно обратите внимание родителей, что успех ребенка на экзамене зависит не только от работы школы, но и от родителей, и от самих детей.

Затем предложите каждой группе составить список способов, которыми они могут помочь своим детям готовиться к экзамену. Попросите родителей перечислить свои ответы.

 

 



Предварительный просмотр:

Правило определения типа климата:

  • Если очень сильно заметна разница в распределении осадков по сезонам года (сухой и влажный), то это переходный тип климата!
  • Если годовая амплитуда температур (разница между зимой и летом) невелика (0 – 5 градусов), то это субэкваториальный тип климата.
  • Если годовая амплитуда температур (разница между зимой и летом)  существенная, но зимой температура положительная, то это субтропический климат.
  • Если годовая амплитуда температур (разница между зимой и летом)  существенная, зимой температура отрицательная, а лето прохладное, то это субарктический климат.
  • Сухой и жаркий климат, где мало осадков – тропический.
  • Если годовая амплитуда температур (разница между зимой и летом) невелика (0 – 5 градусов), а осадков много в течение всего года – то это экваториальный тип климата.
  • Если годовая амплитуда температур (разница между зимой и летом)  существенная, зимой температура отрицательная, летом положительная, а распределение осадков равномерное в течение всего года – это умеренный климат.
  • Сухой и холодный климат – арктический, антарктический.

Инструкция для работы с климатическими картами.

Напоминаем, что знакомство с любой картой начинается с условных обозначений!!!

  1. На карте климатических поясов найдите по фоновой окраске (цвету), буквенным и цифровым обозначениям, в каких климатических поясах и областях находится материк или страна.
  2. В условных обозначениях на этой же карте можно прочесть краткую характеристику данного климата, но для более подробного описания климата нужно обратиться к климатической карте.
  3. На климатической карте фоновой окраской показано годовое количество осадков. Обратите внимание на то, как меняется количество осадков по территории и постарайтесь объяснить причины этих различий: влияние горного рельефа, влияние морских воздушных масс с океана, влияние господствующих ветров, влияние течений.
  1. Если господствующие ветры направлены с океана, то они будут приносить морские воздушные массы, а значит, климат будет влажным!
  2. Если у побережья проходит холодное течение, то холодный воздух над ним будет препятствовать образованию облаков и осадков, задерживаясь внизу, он будет способствовать образованию туманов, так как испарившаяся влага не может подняться вверх.
  3. Горы, расположенные на пути господствующих ветров, будут задерживать их. Если ветры пришли с океана, то большая часть содержащейся влаги в воздухе выпадет в виде осадков на наветренном (обращенном к ветру) склоне гор, на противоположные (подветренные) склоны гор воздушные массы уже придут сухими и там осадков будет значительно меньше или совсем не будет.

4. По изотермам определите: среднюю температуру января (линии синего цвета) и июля (линии красного цвета). Попытайтесь объяснить причины различий в температуре на территории материка или страны: влияние географической широты, влияние горного рельефа, влияние морских воздушных масс, влияние морских течений.

  1. Температура, прежде всего, зависит от освещенности солнцем, а значит от географической широты: чем ближе к экватору, тем теплее, к полюсам - холоднее! Если происходят, какие -  то отклонения, то это значит, что влияют еще и другие факторы!
  2. Холодные течения охлаждают климат побережий, а теплые – отепляют.
  3. В горных районах температура понижается с высотой. Так что, даже на экваторе, на большой высоте, температура может быть 0 или даже ниже нуля.
  4. Морские воздушные массы, приносимые с океана западными ветрами в умеренных широтах, зимой приносят потепление (так как воздух над океаном зимой теплее, чем над сушей), а летом – похолодание (так как воздух над океаном летом прохладнее, чем над сушей). В остальных широтах влияние морских воздушных масс на температуру воздуха практически не заметно, так как нет таких ярко выраженных по температуре сезонов года.

5. Отдельно стоящими цифрами на климатической карте показаны экстремумы температур. Это максимальная и минимальная температура, наблюдаемая в этом районе раз в 50 или 100 лет, то есть максимально возможная.

6. По стрелкам красного и черного цвета определите направление господствующих ветров летом и зимой соответственно. Если направление красных и черных стрелок совпадает, то это ветры, направление которых постоянно в течение всего года. Муссоны, меняющие направление летом и зимой, будут показаны стрелками противоположных направлений. Направления ветров указывают направление движения воздушных масс, влияющих на количество осадков и температуру воздуха.



Предварительный просмотр:

Узнайте страну по описанию

1.   Это государство расположено на островах самого крупного на Земле архипелага. Между его островами, имеющими многочисленные естественные гавани, лежат внутренние моря, через которые проходят водные пути из океана, омывающего архипелаг с востока, в океан, омывающий его с запада (по нему в эту страну проникли первые европейцы). Густые леса страны местные жители называют римбой. Эти леса славятся гигантскими деревьями с досковидными корнями и корнями-подставками, перевитыми лианами, а некоторые виды бамбука достигают ежедневного прироста в четверть метра.

2. На юге, в дельте реки Красной, там, где начинается приморье этой страны и плоская долина соприкасается с прибоем, сеть каналов становится очень густой, и рисовые поля как бы провисают между бесчисленными дамбами. Рыбу здесь не ловят, а просто черпают из вод каналов и речек. Специалисты считают, что и впадина огромного прогиба вокруг Бакбо, охватившая около 7000 км2суши и морского дна, полна полезными ископаемыми.

3. Государство в Северной Европе, занимает ее первый по величине остров, где существуют и древние базальтовые плато, и горные массивы с белоснежными шапками ледников и снежников, и нагромождения молодой застывшей лавы, и сказочные фонтаны гейзеров, и бьющие из-под земли горячие источники.

4.     Небольшое государство в центре Западной Европы, где гигантский стальной концерн контролирует производство стали и проката в стране; выплавка стали на душу населения здесь самая высокая в мире. Эта страна является также крупным банковским центром для иностранного капитала — здесь закон о тайне вкладов соблюдается так же строго, как в Швейцарии.

5.  Одно из древних названий этой страны — Ямато (Путь гор). И действительно, это прежде всего страна гор, поскольку в ее рельефе преобладают средневысотные и низкие горы. Западному миру о ней поведал Марко Поло, и она стала известна со страниц его книг как Страна восходящего солнца. Это название сохранилось до сих пор.

6. Государство расположено на южных склонах центральной части Гималаев (на его территории находится и самая высокая их вершина). Необычен ландшафт страны — от пышной растительности южных склонов с пальмами, зарослями бамбука, .лавра до высокогорий, где на высоте 5000 м лежат вечные снега. Страна имеет богатый животный мир, здесь более 4300 км2 отведено под заповедники и национальные парки.

7. Католическая страна Европы с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и черной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля.

8. Нефтедобывающая страна, расположена на самом большом материке. Значительную ее часть занимает низменность в междуречье двух рек, на которой еще в древности выращивали на орошаемых землях пшеницу, хлопчатник, финики. В полупустынных районах разводят овец, коз. Столица — древний город, расположенный на берегу одной из этих рек.

9. Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов, имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность. Восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву.

10. Страна Азии, протянувшаяся узкой полосой в 1700 км вдоль морского побережья, покрыта тропическими лесами, специализируется на производстве риса. Главный район рисосеяния — в дельте крупнейшей реки полуострова, на котором расположена страна. Крупные города размещены на крайнем севере и юге.

11. Страна Южной Америки расположена в трех климатических поясах; в растительном покрове равнинной части главную роль играют луговые степи (в основном распаханные) и саванны. В экономике большое значение имеет сельское хозяйство (на мировом рынке — крупнейший поставщик зерна и мяса).

12. Страна является колыбелью нескольких древних цивилизаций. Представители одной из них, проживавшие на полуострове, расположенном на юге страны, обладали высоким мастерством в живописи, скульптуре, архитектуре, были прекрасными математиками и астрономами. Другой народ за короткий срок в XIV в. создал могущественное государство и построил на месте современной столицы величественный город дворцов и храмов.

13. Ключ на гербе этой страны символизирует важное географическое положение этого островного государства, занимающего крупнейший остров архипелага. Главная сельскохозяйственная культура страны — сахарный тростник, по производству и экспорту которого государство является одним из мировых лидеров.

14. Большую часть территории этой страны занимает нагорье, поднимающееся в среднем на высоту 2000-3000 м. Нагорье разрезано ущельями на обособленные массивы столообразных возвышенностей с останцовыми базальтовыми горами — амбами. Главная товарная культура страны — кофе. Несмотря на то, что выпадает от 500 до 1800 мм осадков, государство страдает от засух, и туристы называют его Страной 13 месяцев солнца. Главнейшие природные достопримечательности — живописное озеро и водопады на крупнейшей реке.

15. Островное государство, расположено в пределах одного из крупнейших морей, занимает площадь 622 км2 с населением 551 тыс. человек. До объявления независимости в 1971 г. было британским протекторатом. Более четверти населения проживает в столице. Главный остров государства имеет материковое происхождение, а большинство островов — коралловые. Одна из основных отраслей экономики — добыча и переработка нефти.

16. Это древнее государство расположено в пределах молодых гор, о чем свидетельствуют разрушительные землетрясения. Оно занимает площадь 28,8 тыс. км2. Характеризуется однонациональным составом населения. Специализация сельского хозяйства — овцеводство, виноградарство, овощеводство; специализация промышленности — цветная металлургия, химическая и легкая промышленность. Природная достопримечательность — высокогорное озеро.

17. Эта равнинная страна расположена на крайнем западе степной зоны Евразии и занимает площадь около 93 тыс. км2. Специализируется государство на выращивании пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Природная достопримечательность страны — живописное озеро, являющееся знаменитым курортным регионом. Столицу на две части разделяет крупная река.

18. Страна является крупным производителем лесной продукции, железной руды, нефти и газа. Имеет самый большой в мире торговый оборот с соседним государством. Подавляющая часть населения сконцентрирована вдоль южной границы. Достопримечательностями этой страны, привлекающими туристов, являются многочисленные фестивали: фестиваль тюльпанов, лососевый фестиваль, фестиваль карибу и др. В 1999 г. образовался новый субъект федерации этого государства, самый крупный по площади в стране.

19. Государство является одним из крупнейших на континенте и имеет выход к морю. Отличается многонациональным населением, подавляющая часть которого христиане (более 40 % — католики). Страна аграрная, специализируется на выращивании маниока, кукурузы, риса, кофе. Является экспортером кобальта (до 70 % мирового производства), меди, технических алмазов, олова, урана. Территорию страны пересекает полноводная река.

20. Это древнее государство с населением около 2,3 млн человек и малой его плотностью. Характеризуется континентальным климатом. Имеет государственные границы только с двумя странами. Основное занятие сельских жителей — скотоводство. Из природных достопримечательностей страны можно отметить большое количество палеонтологических раскопов, где было найдено около трети динозавров Земли.

21. Страна имеет выход к двум заливам одного моря. В ее состав входят острова. В основании территории лежит жесткий массив щита. Много ледниковых образований. По запасам руды занимает первое место среди стран части света. 1/3 территории расположена ниже уровня моря. Природа поражает красотой и своеобразием: зелень лесов, желтые квадраты полей, зеркальная гладь голубых озер быстрые порожистые реки, затейливые очертания морских берегов. Один из писателей назвал эту страну «дочерью моря».

22. Эту страну омывают воды двух океанов, трех морей (в одном из них добывают полезное ископаемое, а два других — самые теплые в океане). Береговая линия с многочисленными островами и заливами составляет 2650 км. В ее состав входит архипелаг, богатый полезными ископаемыми, который располагается на западе крупной физико-географической области. С северо-востока на юго-запад протянулись горы, низменностей мало. Страна дала миру известных путешественников. Наиболее распространенные виды спорта — конькобежный, лыжный и парусный. Это родина коньков и лыж, ее девиз — «Вся страна на лыжах». Старое название столицы — это термин, означающий технику лыжного виража. Главный фактор индустриального развития — энергетика, по выработке электроэнергии на ГЭС на душу населения занимает первое место в мире. Член военно-политической организации. Местные жители называют свою страну Страной северного пути.

23. Название страны в переводе с языка одного из индейских племен означает «селение». Большая часть территории покрыта лесами, в основном хвойными (ель, пихта, сосна), но встречаются и лиственные (береза, осина, тополь). На юге леса богаче: вместе с хвойными растут желтая береза, сахарный клен и др. Сладкий сок сахарного клена долгое время заменял местному населению сахар. С приходом европейцев богатый животный мир страны был почти полностью уничтожен. Особенно пострадали популяции бобров, оленей, бизонов.

24.  Перевалы, ведущие из этой страны в другую, расположены на большой высоте. Зимой их заносит снег, и страна оказывается почти отрезанной от мира. В ней множество котловин, заполненных озерами, заливов, уютных бухт, созданных ледником. Центр страны и природой, и климатом напоминает Средиземноморье: поля пшеницы, ячменя, виноградники. Столица была основана в 1541 г. Тут возведен памятник белорусскому путешественнику, геологу, географу.

25.  Страна получила название от реки, впадающей в океан; название самого крупного высокогорного озера означает «оловянный пояс», что отражает специфический цвет воды. По урожайности сахарного тростника занимает одно из первых мест в мире; растет производство длинноволокнистого хлопчатника, по которому занимает третье место в мире.

26. «Страна сказочных богатств» — так сказали мореплаватели, когда в 1499 г. высадились на ее земле. В ее столице — единственный в мире музей золота; на гербе изображен корабль с поднятым парусом, а рядом — рог изобилия, из него сыплются зерна главного богатства страны и экспортного товара. Ее иногда называют «страной принцев и нищих», настолько заметны разные уровни жизни людей. Насчитываются сотни видов птиц, с оперением одного может соперничать лишь редчайшая птица соледад. В водах водится рыба-хищник, а в заболоченных местах — крокодилы и водяные удавы.

27. Страна, протянувшаяся вдоль побережья Тихого океана, кли-»*’    мат которой меняется от умеренного морского на юге до тропических пустынь на севере; эта страна производит и экспортирует медь.

28. Страна не имеет выхода к морю. Столица — не самый крупный город страны. Половина электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Развито точное машиностроение, топкая химия, фармацевтика.Страна поддерживает политический нейтралитет.

29. Государство, о котором идет речь, обладает самой протяженной береговой линией в мире, занимает первое место в мире по запасам леса на одного жителя. Изображение бобра не вошло в герб этой страны, тем не менее оно часто встречается на ее почтовых марках, а на политических рисунках и карикатурах бобр олицетворяет жителя страны как «трудолюбивое, предприимчивое и неагрессивное существо».

30.   Столица — крупнейший порт страны. Имеет монархическую форму правления. Развита добыча нефти, угля; хорошо развито машиностроение. На суше граничит лишь с одной страной.

31Это государство обладает очень крупными земельными, лес-ными и минеральными ресурсами. Страна расположена за пределами умеренного климатического пояса. Практически все обрабатываемые земли и промышленные центры находятся в ее восточной части.

32. Страна, которая в прошлом была одной из крупнейших колониальных империй мира. Расположена в субтропическом климатическом поясе и по суше граничит лишь с одним государством.

33. Конституционная монархия. На языке этой страны говорит население двух десятков государств. Ее центральный район, где расположена столица, относится к числу отстающих.

34.    Многонациональная страна Южной Азии. Входит в пятерку самых населенных стран мира. В сельском хозяйстве абсолютно преобладает продукция растениеводства, хотя поголовье домашнего скота очень многочисленно.

35. По добыче нефти, природного газа, угля и выплавке стали эта страна входит в пятерку мировых лидеров. Хотя по числу энергоблоков работающих АЭС занимает первое место в мире, более 4/5 производства электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Широко развито производство солнечной, ветровой электроэнергии.

3Государство, для которого характерно выгодное ЭГП, омывается водами трех океанов. По размерам территории — вторая страна мира; экспортер пшеницы, урана, калийных солей, нефти, железной руды. На государственном флаге изображен кленовый лист.

37. Страна, расположенная в центре Европы среди экономически высокоразвитых государств; омывается двумя морями. Парламентская республика. Климат переходный от морского к континентальному; по объему ВВП и промышленного производства уступает только США, Японии, Китаю.

38. Островное государство, отделено от материка тремя морями.Горная страна (75 % территории); высокая сейсмичность сочетается с вулканизмом; 70 % территории занимают леса. Однонациональное государство с самой высокой продолжительностью жизни в мире; построена самая крупная в мире АЭС.

39. Развивающаяся аграрно-индустриальная, самая многонациональная страна мира; имеет высокий естественный прирост населения. В стране три АЭС, работающие на собственном сырье. По поголовью крупного рогатого скота занимает первое место в мире. Скот используется преимущественно в качестве тягловой рабочей силы.

40.     Государство, расположенное на юге Африки, омывается водами двух океанов. 20 % населения страны — люди европейского происхождения. Дает 70 % мировой добычи золота; крупнейший в мире производитель урана.

41. На территории этой страны северное сияние можно видеть даже на широте 45° с. ш. Дерево, лист которого красуется на государственном флаге, растет только в ее юго-восточной части (всего 5 % территории страны, правда, проживает там 2/3 всех ее жителей). 85 % населения этой, традиционно считающейся северной, страны живет южнее широты Киева. Свою страну они называют «неамериканской Америкой» и считают себя более европейцами, чем американцами.

42. Унитарная президентская республика, находится на крайнем западе Европы; третье государство после России и США по вкладу в исследования космического пространства. По масштабам развития экономики в Европе уступает только Германии; лидер в Европе по выпуску продукции авиаракетной промышленности, мировой лидер в сфере туристской индустрии.

43. Унитарная парламентская монархия. Государство — крупнейший поставщик на мировом рынке наукоемкой продукции, почти полностью базируется на собственных энергоресурсах. Занимает первое место в Европе (без России) по запасам первичных источников энергии и третье место в Европе (без СНГ) по запасам каменного угля; 9/10 грузоперевозок приходится на морской транспорт.

44. Европейское государство, по уровню экономического развития входит в число стран «большой семерки». Основная часть (3/4) электроэнергии вырабатывается на ТЭЦ. По сборам овощей, фруктов лидирует в Европе, а по производству цитрусовых и оливок уступает только Испании.

45. Полуостровное государство, относится к числу развивающихся; по территории занимает седьмое место в мире. Мировой лидер по запасам радиоактивного сырья: урана и тория. Типично аграрная страна и вместе с тем — мировой лидер в электронной промышленности и в информационных технологиях: по числу специалистов в области компьютерного программирования занимает второе место после США.

46. Страна Европы, основные статьи экспорта которой — продукция машиностроения, транспортное оборудование, лесоматериалы, бумага и целлюлоза, металлы, сталь, текстиль. Форма правления — конституционная федеративная республика. Протяженность государственной границы 2702 км. Граничит с Германией, Чехией, Словакией, Венгрией, Словенией, Италией, Швейцарией и Лихтенштейном. Высшая точка — гора Гросглокнер (3797 м).

47. Эта гористая страна лежит на побережье Адриатического моря, местные жители называют ее Шкиперией. Существует две версии толкования этого названия: «страна единоплеменников» и «страна горных орлов». На прибрежных равнинах крестьяне выращивают кукурузу, фрукты и табак, а на высокогорных пастбищах разводят молочный скот, овец и коз.

48. Благодаря чужеземному завоеванию в средние века, в этой европейской стране сохранились связи с Востоком, античные памятники, манускрипты. Представителей основного народа этой страны, родившихся в заокеанских колониях, на родине называют креолами. Южная провинция страны получила свое название в честь германского племени вандалов, а столица этой области, благодаря творениям Моцарта и Бомарше, известна даже людям, мало знакомым с географией.

49. Это маленькое государство лежит на восточных склонах Пиренейских гор между Францией и Испанией. Страна узких ущелий и горных перевалов, пересеченная рекой Валира. Часть местного населения выращивает табак и картофель или разводит овец. Прочие работают в сфере туризма, поскольку множество туристов со всей Европы приезжает сюда покататься на лыжах, полюбоваться живописными пейзажами и посетить старые церкви.

50.  Страна расположена в центре Европы. Она граничит с девятью государствами, и природными границами ее являются два отрезка береговой линии на севере, река Рейн на юго-западе и Баварские Альпы на юго-востоке. Это плодородная земля с широкими могучими реками и густыми лесами. Благодаря богатым природным ресурсам, она стала одной из самых высокоразвитых промышленных стран в мире. Ее народ оказал огромное влияние на культуру Западной Европы, особенно на музыку, литературу и архитектуру, а ученые сделали множество важных открытий в области химии, физики и медицины.

51. По форме государство напоминает треугольник, протянувшийся на 300 км с востока на запад и на 100 км с севера на юг. Большая часть территории — обширная равнина, повышающаяся от Фландрийской и Кампинской низменностей на юго-востоке к лесистым холмам Арденн (высота до 694 м). На западе страна ограничена полосой дюн (66 км) Северного моря, в которое впадает река Шельда (ее эстуарий образует северную границу). На Шельде расположен один из крупнейших портов мира.

52. Страна лежит на скалистом полуострове, самой западной оконечности Европы. На северо-востоке она ограничивается грядой гор. Живописные северные берега зеленеют круглый год под обильными дождями. Южнее, за лесистыми горами, простирается обширное плато Месета. Это название происходит от слова «меса» (по-испански оно означает «стол»); месетой здесь обычно называют плоские участки земной поверхности. Плато занимает большую часть страны. На плато берут начало реки Гвадалквивир и Тахо, а севернее находятся истоки Эбро. Климат здесь континентальный, сухой, со знойным летом и холодной зимой.

53. Крупнейший город страны — Сараево. Высшая точка — гора Маглик (2386 м). Основные религии — христианство, ислам. Основные статьи экспорта — одежда, химикаты, мебель, продукция машиностроения. Форма правления — республика. В название этой страны входят названия двух главных ее областей. Область, лежащая на севере, — край высоких лесистых гор. Южнее они спускаются к каменистым нагорьям и плоским равнинам.

54.  Страна Северной Европы известна своими людьми и народным эпосом. Язык обладает благозвучием из-за обилия гласных, а ударение всегда на первом слоге. В ее столице был подписан Заключительный акт ОБСЕ. Крупный производитель и экспортер пиломатериалов, бумажной массы, фанеры; самая северная страна, где выращивают сахарную свеклу.

55. Столица этого государства основана в 1854 г. Город и река, на которой он построен, сохранили название индейского племени, жившего на этом месте. В самом крупном городе страны живет больше французов, чем в любом городе мира, кроме Парижа. Тихие боковые улочки, дома с мезонинами под черепичной крышей напоминают французские поселения. Но за последнее время облик города стал меняться. В центре выросли небоскребы, один из них — высотой в 45 этажей. Административная единица — провинция. Это развитая индустриально-аграрная страна; на флаге изображен национальный символ.

56. Большая часть этой страны расположена между западными склонами гор и океаном. Из 8202 км государственных границ на долю морских приходится почти половина. Административная единица — регион (область). Их всего 12. Столица страны — один из крупнейших городов континента и выделена в особый, тринадцатый регион. Лето здесь теплое и солнечное, а зима — мягкая. На севере страны простирается безводная пустыня — одно из самых засушливых мест. На востоке граница проходит по величественной горной гряде. В этих горах нередки извержения вулканов и подземные толчки. Страна располагает богатыми запасами полезных ископаемых, на южных островах есть месторождения нефти и природного газа. В экономике преобладает промышленность. Площадь государства — 736 900 км2.

57. Страна не богата природными ресурсами, поэтому ей приходится закупать нефть и полезные ископаемые. Но, несмотря на это, северная ее часть стала одним из самых богатых и развитых промышленных районов Европы, где проводятся главные международные ярмарки. Здесь производят автомобили, текстиль, пищевые продукты и химикаты на экспорт, а город Милан является всемирно известным центром моды, обувь и одежда поставляется во все страны мира. К сожалению, промышленность и транспорт нанесли серьезный ущерб природной среде государства. Правительство пытается бороться с загрязнением воздуха в городах, ограничивая транспортные потоки в центральных районах. Экспортируемые товары вывозятся из страны через главные порты — Геную и Триест. Страна располагает большим торговым флотом и многочисленными рыболовецкими флотилиями, добывающими тунца и сардину в Средиземном море. Это государство помогло начать процесс объединения Европы и одним из первых вступило в Европейское Экономическое Сообщество в 1957 г.

58. Государство с древнейших времен было колыбелью мировых цивилизаций. Территория вытянута вдоль берега Средиземного моря с севера на юг и включает в себя различные климатические пояса и природные зоны, в том числе высоты Галилеи, долину реки Иордан, Иудейские и Самарийские холмы, прибрежные равнины и пустыню Негев.

59. Государство Юго-Западной Азии. Территория его занята преимущественно пустынями (более 50 %) и полупустынями. Климат жаркий. Самые плодородные земли находятся на берегу Красного моря, в оазисах растут финиковые пальмы. Растительный и животный мир внутренних областей крайне беден. Имеется национальный парк Асир.

60. Говорят, что город, являющийся столицей этой страны, рождает художников потому, что над ним почти всегда безоблачное небо. Именно ему принадлежит рекорд по количеству ясных дней среди столиц европейских государств. А Эрнест Хемингуэй сказал о нем: «Кому не нравится этот город — тот просто разочарован в жизни и ему уже ничто не нравится». 17 июля 1937 г. из объявления по радио весь мир узнал, что на всей территории этой страны «безоблачное небо».

61. Островное государство на юго-востоке Азии. Согласно легенде было основано в 1299 г. малайцами. Сегодня является международным центром мирового значения, центром высоких технологий. Особое место занимает производство компьютеров и комплектующих к ним, лазеров, оптики и различных видов вооружения, а также нефтепереработки.

62. Эта республика — самое маленькое государство Африки и по численности населения (73 тыс. чел.), и по площади (455 км2). Она расположена на 92 островах Индийского океана к северо-востоку от острова Мадагаскар.

63. По своим природным ресурсам эта страна является одной из богатейших на африканском континенте. В ее недрах залегают нефть и алмазы, железная руда и медь, марганец, золото, фосфаты. По производству кофе она занимает четвертое место в мире. Страна вела борьбу против португальских колонизаторов в течение 15 лет. С 1975 г. государство получило независимость.

64. Самое населенное государство Африки, расположенное на западе континента. Его территория — более 920 тыс. км2 при населении более 100 млн человек. Столица государства — Абуджа.

65.    Государство находится на полуострове Европы; на востоке омывается Черным морем. Север страны занимает плодородная равнина, которая тянется от реки Дунай к Балканским горам. Это основной земледельческий район, где выращивают зерновые культуры, фрукты и овощи. За Балканами простираются холмистые долины, которые переходят в Родопские горы, лежащие вдоль границы с Грецией. В далеком прошлом эта земля называлась Фракией.

66. Площадь этой республики равна площадям Франции и Швейцарии, вместе взятым, а плотность населения — всего один человек на один квадратный километр. Республику называют «жаждущей землей», так как почти всю ее территорию занимает пустыня Калахари. Дождей здесь ждут по несколько лет. На государственном гербе начертано слово «Пула», что значит «Да будет дождь!».

67.    Островное государство, лежащее чуть южнее Северного полярного круга, поэтому в момент летнего солнцестояния целые сутки продолжается ночь. На севере острова климат субарктический, но на юге он становится мягче под воздействием теплого морского течения Гольфстрим. Страну часто называют страной льда и огня, потому что на суровых ледяных равнинах ее находится множество вулканов и гейзеров. Совсем недавно, в 1963 г., в результате вулканической деятельности из поднявшейся с океанского дна лавы у берегов образовался новый остров — Суртсей.

68. Территория страны понижается с северо-запада, где расположены покрытые лесом горы высотой до 2820 м (гора Биа), к юго-востоку, где протекает река Меконг. В долине реки проживает большинство населения. Климат субэкваториальный, муссонный.

69. Эта одна из немногих европейских стран, где часто бывают землетрясения. Нередко они носят катастрофический характер. Зона наибольшей активности занимает центральную и южную части. Последнее сильное землетрясение было в ноябре 1980 г. Это также единственная страна на континенте, где имеются вулканы разных типов и в разных стадиях развития: здесь есть потухшие вулканы и действующие (Этна, Стромболи и др.).

70. Самая северная густонаселенная страна Центральной Америки. Около 60 % населения составляют индейцы — наследники древней культуры майя. Индейцы понимают официальный язык страны (испанский), но не забыли и язык предков. Население занято преимущественно сельским хозяйством, на экспорт идут кофе, сахарный тростник, хлопок.

71. Одна из красивейших африканских стран. Происхождение названия этой жаркой страны на экваторе связано с именем покрытой снегом вершины горы потухшего вулкана. Ее название на языке местных жителей означает «белая гора». В стране находится несколько национальных парков, где охраняются слоны, жирафы, леопарды, львы, антилопы и другие животные. Население принадлежит более чем к 40 различным народам и племенам: банту, нилоты и кушиты, европейцы и арабы.

72. Эту древнюю страну в XV в. посетил русский путешественник-купец. Ее территория была колонией европейской державы. Расположена она на полуострове и занимает площадь, на которой могут разместиться почти все крупные страны Западной Европы. С юга, юго-запада и юго-востока страну омывает океан, узкая прибрежная полоса низменная. Климат муссонный, тропический, на крайнем юге близок к экваториальному, на крайнем севере — горный субтропический и высокогорный.

73. Государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на островах Малайского архипелага (более 13 600); протянулось с севера на юг на 17е широты и с запада на восток на 45° долготы. Является естественной границей между двумя океанами. Ландшафты очень разнообразны — от суровых горных массивов до болотистых прибрежных низменностей. В горах свыше 50 вулканов, некоторые — действующие. На двух больших островах, занимающих 7 % территории страны, проживает 2/3 ее населения. Страна многонациональная, более 150 народов.

74.  На государственном гербе этого государства, окруженного Южно-Африканской Республикой, начертаны три слова: «Мир, дождь, процветание».

75.    Бросить монеты в знаменитый фонтан столицы этого государства много желающих: ведь согласно древнему поверью тот, кто кинет в него монету, вернется обратно, бросивший две монеты — разведется, а не пожалевший три монеты — избавится от тещи.

76. Про концерн «Филипс», находящийся на территории этой европейской страны, ее жители шутят, что базой для него послужили только два отечественных продукта: вакуум для электроламп и инициатива людей.

77.   Название республики на языке шона означает «королевский двор» или «священные могилы вождей». Республика образовалась в результате роспуска федерации, в состав которой входили также Родезия (Замбия) и Ньясаленд (Малави).

78. Страна называлась Юго-Западной Африкой. В 1968 г. получила новое название, которое в переводе с койсанских языков означает «щит». Несмотря на такое многообещающее название, страна только в 1990 г. получила самоопределение, до этого она была оккупирована ЮАР.

79. Это центральноафриканское государство в народе называют Страной тысячи холмов. Оно по плотности населения побило рекорд в Африке — более 150 человек на квадратный километр. (Руанда). На северо-западе Африки расположена страна со столицей Рабат. Страна очень богата фосфатами, составляющими более 70 % мировых запасов. Залежи фосфатов оцениваются в 55 млрд т (для сравнения — ресурсы США равны 5,4 млрд т).

80. Европейская страна занимает большую часть острова. Это независимое государство известно также под своим именем Эйре. Иногда его называют Изумрудным островом из-за буйной растительности, которая остается зеленой круглый год благодаря воздушным массам, приходящим с Атлантического океана.

81. Государство расположено в Центральной Европе. Это край равнин, пологих холмов и невысоких гор. Главное природное богатство страны — ее пахотные земли. Кукуруза, пшеница, картофель и сахарная свекла прекрасно растут на ее черноземных полях, особенно в юго-восточных областях. Жители этой страны называют себя мадьярами.

82. Про эту маленькую страну говорят, что бог создал море, а ее жители — берега: более половины ее территории ограждено от моря плотинами, 2000 ветряных мельниц играют роль специальных насосов, откачивающих воду.

83. По мнению жителей этой страны, тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, так как сердце у него из камня. Миссионер Франсуа Ксавье так писал о жителях этой азиатской страны: «Честностью и добродетелью они превосходят все другие народы, открытые на сей день. У них приятный характер, нет коварства, и превыше всего они ставят честь».

84. В центре Средиземного моря расположено государство площадью 316 км2. Страна получила независимость в 1964 г. По государственному устройству она является республикой. Бедна природными ресурсами; холмистый рельеф местности и засушливый климат значительно затрудняют ведение сельского хозяйства.

85. Государство расположено в юго-западной части Тихого океана на двух крупных островах. 75 % территории занимают горы. Их покрытые вечными снегами остроконечные вершины напоминают Кавказ, дымящиеся величественные вулканы и горячие источники переносят нас на Камчатку, фьорды на юге схожи с фьордами Норвегии. В лесах нежные орхидеи распускаются рядом с ледниками, а ромашки цветут на деревьях. Здесь обитает «живое ископаемое» гаттерия — трехглазое ящероподобное существо длиной не более 75 см, появившееся на Земле 200 млн лет назад. А эмблемой страны является бесхвостая, бескрылая птица.

86.  Страна гор, плато и переувлажненных речных долин. Протянулась более чем на 1750 км с севера на юг по побережью Южно-Китайского моря и напоминает по очертаниям латинскую букву 5. Жители любят сравнивать свою страну с двумя корзинами риса, висящими на коромысле. «Корзины» — это более широкая северная (Бак Бо) и южная (Нам Бо) части страны, «коромысло» — соединяющая их узкая полоса (Чунг Бо).

87. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией (Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого. Глава государства — король; его власть ограничена конституцией. 106-я статья конституции гласит: «Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность». В статье 102 отмечается, что «ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности». Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: «Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры».

88. Четыре тысячелетия назад древние жители этого государства создали высокоразвитую цивилизацию и добились великих успехов в области науки, философии, искусства, литературы, театра и спорта. Среди мыслителей — Аристотель, Платон и Сократ. Древние жители верили в богов и богинь, живущих на горе Олимп, и создали многочисленные мифы о них, которые знает весь мир. Также им принадлежит идея демократии. Это слово происходит от греческих слов аетоз, что значит «народ», и кгагла, что значит «власть». Главные природные богатства страны, которые ежегодно привлекают сюда тысячи туристов, — это прекрасные пейзажи и теплый климат. В Эгейском море были открыты месторождения природного газа и нефти, а реки, стекающие с Пиндских гор, служат источником электроэнергии.

89 В древности страна была заселена индейскими и эскимосскими племенами, пришедшими из Азии через Берингов пролив. В ней свыше 240 тыс. индейцев, в том числе кри, ирокезы, селиши, сиу, атапаски, вакаши, кутенаи. Большинство индейцев живет в резервациях. На Арктическом побережье расселено около 17 тыс. эскимосов. В стране два официальных языка — английский и французский. Французский язык — основной в провинции Квебек и некоторых общинах, проживающих в провинциях Нью-Брансуик, Онтарио и Манитоба. На английском языке говорят повсеместно.

90. Главной национальной традицией Буркина-Фасо считается радушие и гостеприимство. Даже название столицы Уагадугу на языке народности моей означает: «Приходите, окажите честь». Название страны Буркина-Фасо в переводе с местных наречий означает «страна свободных людей» или «нация, преданная идеалам единства, благородства, честности». Под каким именем было известно раньше это государство? 91.   Название страны произошло от слова «камароес» — креветки. Португальские мореплаватели обнаружили обилие креветок у берегов.

92. Это преимущественно равнинная страна. Самые влажные и плодородные районы сосредоточены вдоль побережья. Около 95 % поверхности не превышает 600 м над уровнем моря. Страна маловодна, в центре расположено горько-соленое озеро, которое называют «мертвым сердцем страны». Цветок золотой акации является национальным символом и изображен на государственном гербе.

ОТВЕТЫ

  1. Индонезия
  2. Вьетнам
  3. Исландия
  4. Люксембург
  5. Япония
  6. Непал
  7. Польша
  8. Ирак
  9. Италия
  10. Вьетнам
  11. Аргентина
  12. Мексика
  13. Куба
  14. Эфиопия
  15. Бахрейн
  16. Армения
  17. Венгрия
  18. Канада
  19. Конго
  20. Монголия
  21. Финляндия
  22. Норвегия
  23. Канада
  24. Чили
  25. Перу
  26. Колумбия
  27. Чили
  28. Швейцария
  29. Канада
  30. Великобритания
  31. Бразилия
  32. Португалия
  33. Испания
  34. Индия
  35. США
  36. Канада
  37. Германия
  38. Япония
  39. Индия
  40. ЮАР
  41. Канада
  42. Франция
  43. Великобритания
  44. Италия
  45. Индия
  46. Австрия
  47. Албания
  48. Испания
  49. Андорра
  50. Германия
  51. Бельгия
  52. Испания
  53. Босния и Герцеговина
  54. Финляндия
  55. Канада
  56. Чили
  57. Италия
  58. Израиль
  59. Саудовская Аравия
  60. Испания
  61. Сингапур
  62. Сейшельские острова
  63. Ангола
  64. Нигерия
  65. Болгария
  66. Ботсвана
  67. Исландия
  68. Лаос
  69. Италия
  70. Гватемала
  71. Кения
  72. Индия
  73. Индонезия
  74. Лесото
  75. Италия
  76. Нидерланды
  77. Зимбабве
  78. Намибия
  79. Марокко
  80. Ирландия
  81. Венгрия
  82. Нидерланды
  83. Япония
  84. Мальта
  85. Новая Зеландия
  86. Вьетнам
  87. Бельгия
  88. Греция
  89. Канада
  90. Верхняя Вольта
  91. Коморские острова
  92. Австралия