Нормативно-правовая основа работы коррекционного педагога

Руденко Екатерина Анатольевна

Любая профессиональная деятельность, а также порядок взаимодействия заинтересованных лиц всегда регулируется нормативными актами. Коррекционная педагогика не является исключением, в своей работе опираюсь на следующие нормативные источники:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд  от  09.03.1990

Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН  от  03.12.1982

Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от  10.12.1948

Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН  от  20.12.1971

Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи  от  09.12.1975

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры  от  14.12.1960

Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи  от  13.12.2006

Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН  от  20.11.1989

Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы  от  09.04.1992

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания  от 10.06.1994

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи  от  20.12.1993



Предварительный просмотр:

Нормативные акты Федерального уровня

  • Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75

(ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об

оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

  • Приказ от 13 марта 2023 г. N 136н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ"

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"



Предварительный просмотр:

Основные документы, регулирующие развитие образования в Российской Федерации и содержащие положения об инклюзии

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  • Национальная стратегия действий в интересах детей
  • Основы государственной молодежной политики до 2025 года
  • Концепции развития дополнительного образования детей
  • Федеральные целевые программы развития образования



Предварительный просмотр:

Государственная программа «Развитие образования»
на 2018-2025 годы

Мероприятие «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Основными направлениями реализации данного мероприятия являются:

  • подготовка и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов;
  • обеспечение развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • методическое обеспечение реализации дистанционных общеобразовательных программ для детей инвалидов;
  • обучение детей-инвалидов по адаптивным образовательным программам.



Предварительный просмотр:

Положения, связанные с инклюзивным образованием, отраженные  в статьях 273-ФЗ:

Статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», пп. 6

Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования»

Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», п.п. 5-6

Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»

Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся», п.п. 5

Статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Статья 58 «Промежуточная аттестация обучающихся», п.п. 9

Статья 60 «Документы об образовании и(или) квалификации. Документы об обучении», п.п. 13

Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»



Предварительный просмотр:

Государственная программа «Доступная среда»
(пролонгирована до 2025 года)

  • Создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.
  • Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
  • Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».