Аттестационное задание 1

Разработка дополнительной общеобразовательной программы "Мир руками детей" произведена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования, с законом Об образовании и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества, а также быть направлено на:- создание условий для развития личности ребенка;- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;- профилактику асоциального поведения;- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;- укрепление психического и физического здоровья ребенка;- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Интерес к киноискусству, мультипликации в современном мире достаточно высок. Кто из ребят не мечтает быть в центре внимания, перевоплощаться в другую личность, создавать что-то свое, не на что не похожее. Программа позволяет всем желающим получить возможность изучения основ киноискусства и мультипликации, исполнить свои мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аттестационное задание 1270.15 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\Программы на 2019-2020 учебный год\Камасова\Мир руками детей.jpg

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:

3

1

Пояснительная  записка…………………………………………………

3

2

Содержание программы ………………………………………………...

6

2.1.

Учебно-тематический план …………………………………………….

6

2.2.

Содержание учебно-тематического плана …………………………….

7

3

Планируемые результаты ……………………………………………….

13

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий:

14

4

Календарный учебный график ………………………………………….

14

5

Материально-техническое обеспечение программы…………………..

15

6

Информационное обеспечение программы ……………………………

15

7

Кадровое обеспечение программы …………………………………….

15

8

Формы аттестации учащихся …………………………………………..

15

9

Список литературы……………………………………………………...

17

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский

Студия мультипликации в системе дополнительного образования города Урая явление уникальное и программа, созданная по данному направлению, является программой нового поколения.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир руками детей» – техническая,  ориентированная на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира посредством мультипликации. Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей учащихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по изобразительному искусству, выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Программа разработана в соответствии с:

 Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральным приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г. №11);

 Федеральным проектом «Успех каждому ребенку», утвержденным проектным комитетом по национальному проекту «Образование» (протокол от 7 декабря 2018г. №3);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;

– Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

 Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 года №91-рп);

 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.

 Концепцией системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2018 № 10-п-1058;

 Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденными приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2018 № 1142.

При работе над программой опиралась на Методические рекомендации по организации занятий «Мультипликация как современная форма организации учебного процесса в дополнительном образовании», а также на книги авторов О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова, исследовавших влияние анимационных фильмов на развитие ребенка.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир руками детей» (далее – Программа) заключается в том, что она является интегрированной: мультипликация совмещает в себе несколько видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение фильмов, знакомство с историческим наследием и фольклором. Все это позволяет развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и другие творческие данные учащихся в анимационной деятельности. Так же программа предлагает учащимся широкий спектр знаний и навыков в области компьютерных технологий, медиа-технологий. Способствует освоению профессиональными умениями и навыками таких профессий как: фотограф, писатель, кинорежиссер, звукорежиссер, оператор, монтажер, сценарист, программист, мультипликатор, дизайнер.

Актуальность программы. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями и экранным искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет средствами дополнительного образования формировать художественно-эстетический вкус учащихся, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива. Данная программа предусматривает постепенное усложнение материала.

Таким образом, педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в формировании у детей чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Учитывая требования ФГОС, программа основывается на следующих Принципах учебного процесса:

- самостоятельность – учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности;

- самоорганизация – педагог не учит, а помогает учиться, обуславливая необходимость обучения учащихся умения и навыками рационального учения;

- ответственность – развивает социальную зрелость личности;

- психологическое удовлетворение – подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и тем самым мотивации учения;

- развитие – ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития; развитие потребности в преодолении посильных трудностей;

Цель программы: Эстетическое воспитание и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя и создания собственного произведения на материале экранных искусств.

Задачи программы:

Образовательные

  1. Формировать представления о фильме как о произведении искусства.
  2. Изучать основы языка экранных искусств.
  3. Обучать навыкам фото и видеосъёмки, монтажа, озвучивания фильма.
  4. Способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом.
  5. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам киноискусства.

развивающие

  1. Познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития.
  2. Развивать внимание и наблюдательность через восприятие и анализ фильмов.
  3. Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное мышление,  художественный вкус.
  4. Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами киноискусства.
  5. Развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность.

воспитательные

  1. Создавать у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
  2. Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к основным видам и жанрам кинематографа.
  3. Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения.
  4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от других программ по киноискусству является то, что она предполагает комплексное освоение известных технологий в процессе видеосъёмки небольшого фильма. Дети получают представления о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства – это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 6-18 лет.

Пол - девочки, мальчики.

Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения. В связи с этим большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком.

Наполняемость учебной группы: от 10 до 20 человек.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год обучения, 216 часов.

Формы и режим занятий

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая, а также предусматривается организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение анимационных фильмов на свободную тему, школьных репортажей, небольших фильмов, создание видео-этюда в любом экранном жанре (репортаж, игровой сюжет, анимация). Эта деятельность способствует развитию образного мышления, усидчивости, самостоятельности учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по основам монтажа, режиссуры, операторского искусства, сценарного дела, использованию компьютерных программ и программного обеспечения.

Методы обучения, такие как: словесные, наглядные, практические, представляют собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают (объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, беседа).

Наглядные методы обучения достаточно важны для учащихся в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности. Применение на занятиях наглядных методов обучения, одновременно имеет возможность развивать абстрактное мышление обучаемых (просмотр видеоматериалов, демонстрация плакатов, таблиц, использование технических средств).

Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков (тренинги, дискуссии, упражнение, деловые игры, практические задания, анализ и решение конфликтных ситуаций).

Занятия проводятся с использованием современных образовательных технологий: развития критического мышления, развивающего обучения, игровых и проектных технологий, учебные материалы к программе переводятся в цифровой формат.

Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, с 10 минутным перерывом. Для старшеклассников – 2 раза в неделю по 3 часа в выходные дни. Продолжительность занятия – 45 минут.

Содержание Программы

Учебно-тематический план

п/п

Раздел. Тема.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 «Введение»

Вводное занятие «Давайте знакомиться» (представление о киноискусстве). Правила техники безопасности в студии мультипликации

4

4

0

Раздел 1. «Киноискусство»

1.1

Виды анимационного искусства. Изобразительное искусство-графика, живопись, ДПИ и анимация (компьютерные технологии).

4

2

2

1.2

Основы киноискусства

4

2

2

1.3

Кино в моей жизни. Возможности кинематографа: польза или вред

4

2

2

1.4

Мой любимый герой (презентация)

10

2

8

1.5

История российского детского кинематографа.

4

2

2

Всего

30

14

16

Раздел 2. «Рождение кинематографа»

2.1

Кинематография. Фотография – основа кино

4

2

2

2.2

Первые кинорежиссеры

4

2

2

2.3

Первые мультипликаторы

4

2

2

2.4

Основные этапы развития кино

4

2

2

Всего

16

8

8

Раздел 3. «Введение в кинопроизводство. Кинематографические профессии»

3.1

Основы кинопроизводства

4

2

2

3.2

Кинематографические профессии.

4

2

2

3.3

Работа режиссера и сценариста.

4

2

2

3.4

Оператор и монтажер

4

2

2

Всего

16

8

8

Раздел 4. «Волшебный мир мультипликации»

4.1

Понятие «мультипликация» (анимация). История мультипликации

4

2

2

4.2

Современная анимация - компьютерная.

14

4

10

4.3

Техника анимации: рисованная мультипликация

14

4

10

4.4

Техника анимации: кукольная мультипликация

14

4

10

4.5

Техника анимации: бумажная мультипликация

14

4

10

4.6

Техника анимации: пластилиновая  мультипликация

14

4

10

4.7

Техника анимации: песочная анимация

14

4

10

Всего

88

26

62

Раздел 6. «Российские и мировые кинофестивали»

5.1

Детские кинофестивали. Создание анимационного фильма.

52

8

44

5.2

Технология проведения кинофестивалей

4

2

2

Всего

56

10

46

Раздел 10. «Итоги обучения. Кинофестиваль творчества студии»

10

2

8

ИТОГО

216

68

148

Содержание учебно-тематического плана

Введение

Тема. Вводное занятие «Давайте знакомиться» (представление о киноискусстве). Игры на знакомство. Правила техники безопасности в студии мультипликации

Теория. Основные формы работы. Организация рабочего места.

Практическое задание. Рисование на заданную тему (для диагностики умений  учащихся).

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие детские фильмы учащихся.

- Карандаш, бумага, линейка для раскадровки.

Раздел 1. «Киноискусство»

Тема 1.1. Виды анимационного искусства. Изобразительное искусство-графика, живопись, ДПИ и анимация (компьютерные технологии) (3 часа)

Теория. Что такое кино? Кинематограф как искусство. Что такое киностудия? Кино      в моей жизни. Возможности кинематографа польза и вред (работа в парах, групповая дискуссия).  Игра-аукцион на тему кинематографа. Эмблема киностудии. Мой любимый киногерой (презентация). Знакомство с видами анимационного искусства. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Практическое задание. Работы акварелью и графикой.

Методическое и техническое оснащение.

- Произведения разных видов анимационного искусства.

- Карандаш, ластик, акварель бумага, кисти.

Тема 1.2. Основы киноискусства (3 часа)

Теория. Кинематография. Понятие о кинокадре и его особенностях. Порядок кадров.  Понятие план: панорамный, общий, средний крупный, детальный. Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Фильм-экранизация. Тема и идея сценария и фильма.

Практика. Игра-упражнение «Учимся видеть кадрами». Элементарное представление о монтаже. Игра-упражнение «Смонтируй кадры кинофильма». Что такое сценарий? Понятие «сюжет», «жанр», «сценарий».

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения разных видов анимационного искусства.

- Карандаш, ластик, акварель бумага, кисти.

Тема 1.3. Кино в моей жизни. Возможности кинематографа: польза или вред (3 часа)

Теория. Лекция, кинопросмотры и обсуждения. Групповая и индивидуальная работа по созданию первых киносценариев. Формирование съемочной группы (распределение ролей). Кинематографические профессии: режиссер, сценарист, актер, оператор, монтажер, костюмер, гример. Киностудия им. Горького, Ленфильм,  Всемирные русские студии (RWS), Universalstudios, 20 thCenturyFox, Universalstudios, Мельница, Студия “Да”.

Практика. Игры на развитие творческого воображения (“Опиши героя”, “Письмо от имени героя”, “Добрый волшебник и злой”).

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения разных видов анимационного искусства.

- Карандаш, ластик, акварель бумага, кисти.

Тема 1.4. Мой любимый город (презентация) (6 часов)

Теория. Понятие съемки жанра город. Съемка по смыслу. Монтаж по направлению съемки. Размеры планов (по крупности). Дальний план. Общий план. Средний план (поколенный, поясной). Крупный план. Сверхкрупный план (деталь).

Методическое и техническое обеспечение.

- Видеоролики о городе Урай и других городов.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор.

Тема 1.5. История российского детского кинематографа (3 часа)

Теория. Лекции об основах детского кинематографа, кинопросмотры и обсуждения кинофрагментов. Индивидуальная работа над созданием сценария (литературного и режиссерского). Игры на развитие творческого воображения и медиавосприятия (“Старая сказка на новый лад”, “Путешествие во времени”, “Что мы увидели в кадре”).

Практика. Работа над созданием собственного мультфильма в технике “перекладка”. Игры на развитие фантазии и наблюдательности (“Что за чем?”, “Рисуем сказку”, “Озвучь мультфильм”)

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения разных видов анимационного искусства.

- Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, краски, расходные материалы, программное обеспечение.

Раздел 2. «Рождение кинематографа»

Тема 2.1.Кинематография. Фотография – основа кино(3 часа)

Теория. Фотография – основа кино.  Кинопроекционный аппарат братьев Луи и Огюст Люмьер. Киноаппарат И.А. Тимченко.  Джеймс  Стюарт Блектон. В.А.  В. А. Старевич. Чарли Чаплин. Сергей Эйзенштейн. Уолт Дисней. Основные этапы развития кино: создание кинескопов, немое кино, документальное кино, первые рисованные мультфильмы, появление звукового кино.

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения разных видов фото искусства.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 2.2. Первые кинорежиссеры (3 часа)

Теория. Появление кинематографа в России. Развитие. Особенности восприятия кинематографа. Лекция, кинопросмотры и обсуждения. Групповая и индивидуальная работа по созданию первых киносценариев.

Практика. Работа над созданием фильма(распределение ролей).

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения первых фильмов.

- Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 2.3. Первые мультипликаторы (3 часа)

Теория. История мультипликации. Предыстория. Кинематографическая мультипликация. Первые попытки. Дальнейшее развитие. Мультипликация в СССР. Союзмультфильм. Киевнаучфильм. Творческое объединение «Экран».

Практика. Формирование съемочной группы (распределение ролей).

Методическое и техническое обеспечение.

- Произведения первых анимационных фильмов.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 2.4. Основные этапы развития кино (3 часа)

Теория. История - Эпоха синематографа в России. Кинематограф в годы ВОВ.Расцвет советского кинематографа.

Практика. Формирование съемочной группы (работа над фильмом).

Методическое и техническое обеспечение.

- Фильмы классические, русские и зарубежные литературные произведения.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Раздел 3. «Введение в кинопроизводство. Кинематографические профессии»

Тема 3.1.Основы кинопроизводства (3 часа)

Теория.    Разновидности кинопроизводства. Немое кино. Короткометражное кино. Документальное кино: кинохроника, киноочерк, кинопортрет, кинопутешествие, видовой фильм. Рекламные ролики. Научно-популярное кино. Мультипликационное кино. Музыкальный фильм. Игровое (художественное кино). Фильм-спектакль. Фильм-опера.  Жанры художественных кинофильмов.

Практика. Формирование съемочной группы (работа над фильмом).

Методическое и техническое обеспечение.

-Художественные кинофильмы: драма, мелодрама, трагедия, триллер, комедия, мюзикл, блокбастер, семейный фильм, приключения, боевик (экшн), исторический фильм, военные фильмы, детектив, фантастика, фильм-сказка)

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 3.2. Кинематографические профессии. (3 часа)

Теория. Кинематографические профессии: режиссер, сценарист, актер, оператор, монтажер, костюмер, гример.

Практика. Формирование съемочной группы (работа над фильмом).

Методическое и техническое обеспечение.

- Фильмы о профессий кинематографа.

- Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 3.3. Работа режиссера и сценариста.. (3 часа)

Теория. Как написать интересный сценарий и снять хороший фильм. Что такое осмысленное сотрудничество сценариста и режиссера.Формулировка замысла и реализация.

Практика. Формирование сценария и идеи (работа над фильмом).

Методическое и техническое обеспечение.

- Владимир Хотиненко. "Основы Киноязыка", Александр Миладзе "Работа сценариста с режиссером"

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 3.4. Оператор и монтажер (3 часа)

Теория. История профессии оператора и монтажера. Создание фильма. Технологические этапы современного кинопроизводства. Подготовительный период. Съёмочный период. Монтажно-тонировочный период. Монтаж фильма. Создание фонограммы. Шумы. Перезапись. Изготовление титров и надписей. Тиражирование. Телефильмы

Практика. Съемка. Монтаж (работа над фильмом).

Методическое и техническое обеспечение.

- Видеофильм современное кинопроизводство.

- Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Раздел 4. «Волшебный мир мультипликации»

Тема 4.1. Понятие «мультипликация» (анимация)

Теория. История мультипликации (Джордж Стюарт Блэктон, Эмиль Коль, В.А. Старевич. Уолт Дисней, Союзмультфильм, Федор Хитрук, Юрий Норштейн). Техника анимации: рисованная, кукольная, компьютерная.  Студия “Мельница”, Смешарики, Анимационная Студия “Да!” (Летающие звери) Ассоциация анимационного кино. Европейская ассоциация анимационного кино.

Практика. Работа над раскадровкой мультфильма.

Методическое и техническое обеспечение.

- Мультфильмы Российских и зарубежных авторов.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 4.2. Современная анимация.

Теория Компьютерные программы для создания мультфильмов. Программы           WindowsMovieMaker, Киностудия WindowsLive, Flash-анимация и т.д.

Практика. Работа по группам и индивидуально на компьютере.

Методическое и техническое обеспечение.

- Мультфильмы Российских и зарубежных авторов.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор, сканер, бумага формата А4, А3, А2, фломастеры, карандаши, программное обеспечение.

Тема 4.3. Техника анимации: рисованная - перекладка (представление о рисованных технологий).

Теория. Виды рисунка. Зарисовка. Рисунок как основа анимационного искусства.

Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением. Разнообразие выразительных средств графических материалов. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Условность и образность линейного изображения.

Практика. Выполнение заданий: «Рисованная фантазия», «Нарисуй героя»,  «Нарисуй мячик в движении».

Методическое и техническое оснащение.

- Рисунки разных видов, созданные разными материалами, наброски и зарисовки видеосюжетов, подготовительные рисунки к мультфильму, рисунки разных жанров (животные, пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).

- Бумага, карандаши разной мягкости и твердости, ластик.

Тема 4.4. Техника анимации: кукольная мультипликация

Теория. Основные формы работы кукольной мультипликация. Методы объёмной мультипликации. Создание  проекта сцена-макет и куклы-актёры. Типы кукольной  мультипликации. История развития кукольной мультипликация.

Практическое задание. Создание раскадровки для  кукольной мультипликации.

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие анимационные фильмы кукольной мультипликации.

- Карандаш, бумага, линейка для раскадровки.

Тема 4.4. Техника анимации: бумажная мультипликация

Теория. Основные формы работы бумажной мультипликации. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность и трехмерность  изображения. Знакомство с лучшими образцами бумажного творчества (Мультик «Бумажки»).

 Методы объёмной мультипликации. Создание  проекта сцена-макет и герои-актёры. Типы работы с бумагой. История развития бумажной мультипликации.

Практическое задание. Создание раскадровки для  бумажной мультипликации. Создание видеоролика.

Создание видеоролика.

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие анимационные фильмы бумажного творчества (Мультик «Бумажки»).

- Карандаш, бумага, линейка для раскадровки.

Тема 4.5. Техника анимации: пластилиновая  мультипликация

Теория. Основные формы работы пластилиновой  мультипликации. Фильмы покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность и трехмерность  изображения. Знакомство с лучшими образцами пластилинового творчества (Мультик «Пластилиновая история»).

Методы объёмной мультипликации. Создание  проекта сцена-макет и герои-актёры. Типы работы с пластилином. История развития пластилиновой мультипликации.

Практическое задание. Создание раскадровки для  пластилиновой мультипликации. Создание видеоролика.

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие анимационные фильмы пластилинового творчества (Мультик «Пластилиновая история»).

- Карандаш, бумага, линейка для раскадровки, пластилин, доска для творчества.

Тема 4.6.Техника анимации: песочная анимация

Теория. Основные формы работы песочной  мультипликации. Песочная анимация, сыпучая анимация. Техника порошка (англ. Sandanimation, Powderanimation) — стиль изобразительного искусства Технология создания анимационных фильмов. Знакомство с лучшими образцами песочного творчества (Мультик «Как ослик счастье искал» и т.д).

Методы песочной мультипликации. Создание  проекта «Песочные фантазии». Типы работы с песком. История развития песочной мультипликации.

Практическое задание. Создание раскадровки для  песочной мультипликации. Создание видеоролика.

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие анимационные фильмы песочного творчества (Песочная анимация "Она вернётся", «Ёжик», "Всем Миром").

- Карандаш, бумага, линейка для раскадровки, световой стол, песок, палочки и т.д.

Раздел 6. «Российские и мировые кинофестивали»

Тема 6.1.  Детские кинофестивали

Теория. Мир профессионального высокохудожественного кино и телевидения юных художников. Детское кино и теле творчество – как область кинопроизводства. История о студиях режиссерах и их фильмах, отобранных в лучших городах России и зарубежья Понятие «Фестиваль». Появление первых кинофестивалей. Классификация кинофестивалей. Национальные фестивали и премии. Детские кинофестивали: Санкт-Петербургский детский благотворительный кинофестиваль. Всероссийской кинофестиваль «Меридиан Надежды». Международный детский кинофестиваль искусства и спорта “Кинотаврик”.  Международный детский кинофестиваль “Артек”. Фестиваль детского анимационного кино “МультFest”. Технология проведения кинофестивалей

Практическое задание. Создание кинофестиваля. Проектная работа в группах «Создаем свой кинофестиваль».

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие ролики о кинофестивалях.

- Карандаш, бумага, блокноты, ручки, маркеры.

Тема 6.2. Технология проведения кинофестивалей.

Теория. Лекции о видах жанрах кинематографа. Кинопросмотры, обсуждения кинофрагментов и дискуссии. Игры-импровизации (“Озвучь кино в разных жанрах”, “Директор киностудии”, “Кастинг”).

Практическое задание. Создание проекта. Работа над созданием собственных короткометражных фильмов в разных жанрах. Кинопросмотры и обсуждения кинофрагментов. Индивидуальная и групповая работа над озвучанием кинофрагментов (подбор музыки, шумов, авторский текст).Кинопросмотры, обсуждение кинофрагментов. Лекции по основам монтажа. Съемка кинофильма. Работа с отснятым материалом. Практическая работа по созданию кинофрагментов (разные виды монтажа).

Методическое и техническое оснащение.

- Иллюстративный материал, лучшие ролики о кинофестивалях.

-Компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор.

Раздел 10. «Итоги обучения. Кинофестиваль творчества студии города»

Теория. Кинопросмотры, обсуждения кинофрагментов и дискуссии.

Практическое задание. Создание проекта. Работа над созданием собственных короткометражных фильмов в разных жанрах. Кинопросмотры и обсуждения кинофрагментов. Индивидуальная и групповая работа над озвучиванием кинофрагментов (подбор музыки, шумов, авторский текст). Кинопросмотры, обсуждение кинофрагментов. Лекции по основам монтажа. Съемка кинофильма. Работа с отснятым материалом. Практическая работа по созданию кинофрагментов  и мультфильмов (разные виды монтажа).

Методическое и техническое оснащение. Зрительный ряд: лучшие работы – проекты, мультфильмы  учащихся. Показ на экране.

- Сцена, экран, микрофоны, компьютеры, принтер, фотоаппарат цифровой, видеокамера, проектор.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

Предметные результаты

- Учащиеся знают о роли анимации; о выразительных средствах различных видов мультипликации и освоение некоторыми из них; терминологию и классификацию анимации.

- Учащиеся умеют использовать в художественно-творческой деятельности различных художественных материалов и техник; владеют различными приёмами и техниками мультипликации, стандартными компьютерными программами.

Личностные результаты

-Сформированы ценностные ориентиры в области мультипликации.

- Сформировано уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей.

- Сформированы навыки самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

- Сформированы потребности духовного и эстетического развития.

- Сформированы навыки самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- умеет работать по предложенному учителем плану;

- умеет выстраивать алгоритм последовательности действий на занятиях;

- умеет сравнивать и находить отличие верно выполненного задания от неверного;

- умеет давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

- отличает  новое от уже известного с помощью учителя;

- знает, как и где добыть новые знания, находить ответы на вопросы, опираясь на свой   жизненный опыт   и информацию, полученную на уроке;

-сравнивать и группировать произведения анимационного искусства (по анимационным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД

- способен оформить свою мысль в устной и изобразительной форме;

- умеет слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в ЦДО и на уроках мультипликации и следовать им;

- умеет согласованно работать в группе.

Раздел  2.  Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации Образовательной программы Муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования» (далее – Центр) разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.92; ст.47, п.5) и утвержден приказом Центра от 31.08.2018 № 233 «Об организации учебно-воспитательного процесса на 2018-2019 учебный год».

Настоящий Календарный учебный график Центра составлен с учетом мнений участников образовательных отношений: учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, педагогических работников и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года, а также систематизирует организацию учебного года.

Начало и окончание учебного года устанавливаются Центром в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом образовательной программы.

Учебный год в Центре начинается с 3 сентября 2018 года и продолжается до 31 августа 2019 года. (Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день). Продолжительность учебного года составляет 50 учебных недель.

Центр реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

В процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Центром самостоятельно.

Учебный год

Летний период*

Дата (с какого по какое)

с 03.09.2018г. по 31.05.2019г.

с 01.06.2019г. по 31.08.2019г.

Количество недель, дней

37 учебных недель, 254 дня

13 недель, 91 день

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе персонифицированного финансирования

Итого недель, дней в учебном периоде

I полугодие

II полугодие

Период

Кол-во недель, дней

Период

Кол-во недель, дней

37 недель, 254 дня

03.09-29.12.2018г.

17 недель,

 117 дней

09.01-31.05.2019г.

20 недель,

 137 дней

Сроки организации промежуточного и итогового контроля

17.12-28.12.2018г.; 13.05-27.05.2019г.

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных проектов в летний период

Итого недель, дней в учебном периоде

Период

Количество недель, дней

01.06-31.08.2019г.

13 недель, 91 день

13 недель,

91 день

Итого в учебный период с 03.09.2018г. по 31.08.2019г.

50 недель

Методическое и техническое обеспечение

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методическое обеспечение. Программа обеспечена необходимой информацией, учебно-методическими комплексами, в том числе разработками занятий в цифровом варианте, разнообразными методическими средствами, оснащающими и способствующими более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога в системе дополнительного образования детей.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии.

Для реализации программы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала: репродукции картин известных художников-мультипликаторов, мультфильмы, видео материалы.

Техническое обеспечение. Успешная реализация программы и достижения учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Учебный кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, световыми столами. В помещении должна быть раковина с водой.

Для организации технической деятельности учащихся имеются ТСО:

- Компьютер

- Принтер

- Фотоаппарат цифровой, видеокамера

- Проектор

- Сканер

- Экран.

Для организации практической деятельности учащихся необходимы художественные материалы: палитра, пастель, восковые мелки, а также кнопки, ножницы.

Гуашью (12 цветов), акварелью, беличьими и синтетическими кистями (№2 4, 5, 10), акриловыми красками, бумагой A3 и А4, клеем, цветной и плотной бумагой, пластилином, фломастерами, карандашами, ластиком, фартуком, нарукавниками детей обеспечивают родители.

Кадровое обеспечение

В реализации Программы задействован педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование. Педагог соответствует занимаемой должности. Прошел курсы повышение квалификации по теме «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС», 72ч. и повышение квалификации по профессиональной программе «Педагогика, методика и психология дополнительного образования детей и взрослых в рамках реализации профстандарта», 144ч.

Формы аттестации

Способы определения результативности

Для отслеживания результативности обучения учащихся по программе «Мир руками детей» используются современные оценочные средства: тестирование, опрос, мониторинг с использованием ИКТ, а также педагогическое наблюдение, участие обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях.    

За результативностью обучения учащихся по программе осуществляется контроль:

- в начале обучения – начальный или входной контроль;

- по итогам полугодия – промежуточный контроль;

- в течение всего учебного года – текущий контроль;

- в конце обучения по программе – итоговый контроль.        

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: анкеты; тесты; творческие задания; презентация творческих проектов; выпуск анимационных фильмов - итоговый показ мультипликационного фильма, участие в конкурсах различного уровня. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.

Критерии оценки результативности

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

 высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

 средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

 низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

 высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей;

 средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

 низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Результаты аттестации фиксируются в Протоколе аттестации учащихся, который является одним из отчетных документов.

Учащемуся (по запросу) освоившему дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается справка об обучении утвержденного образца руководителем Центра.

Итоговая аттестация проводится согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения молодежи и дополнительного образования «Центр молодежи и дополнительного образования».

Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их дальнейшего развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2011, 43 стр.
  2. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации. Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск, 2009, 13 с.
  3. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – М.: ВИПК, 2012. –  74 с.
  4. Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя. –  М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  5. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015 – 188 с.
  6. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. – Калинин: КГУ, 2012 – 82 с.
  7. Галактионова Т.Г. Урок 3. Семиотическая дидактика. Материалы к дистанционному курсу [Электронный ресурс] // Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия Школьная Лига РОСНАНО. URL: http://www.slideshare.net/schoolnano/3-13071923
  8. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 123–131.
  9. Даровский В.П. Кинофестивали: Рождение. Становление. Современное состояние. – СПб: СПбГУКИ, 2015 – 172 с.
  10. Казакова Е.И, Галактионова Т.Г, Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО. 2015. 64 c.
  11. Красный, Ю. Е., Курдюкова, Л. И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя/ Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова – М.: Просвещение, 1990г. - 174 с.
  12. Кино и дети. Сборник статей / Сост.: М. Шнейдер, А. Попова. М.: Искусство, 2012. 288 с.
  13. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2015. 318 с.
  14. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2015. №1. C. 22-38.
  15. Митта А. Кино между адом и раем.
    Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М.: Подкова, 2013. 480 с.
  16. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2012. –  176 с.
  17. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2012. – 688 с.
  18. А. Г. Соколов. Монтаж: телевидение, кино, видео — Editing: television, cinema, video. Учебник. Часть вторая Редактор Л. Н. Николаева Консультации по макету О. А. Кириченко.: -M.: Издательство «625», 2001.-207с: ил.
  19. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика . – Ростов: ЦВВР, 2015. – 708 c.
  20. Хитрук Федор. Профессия – аниматор. -М.: Гаятри, 2007г.-304с.
  21. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмонтности. . – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. – 184 c.
  22. About the BFI // British Film Institute. URL: http://www.bfi.org.uk/
  23. BAFTA: Home of the BritishAcademy of Film and Television Arts [Электронныйресурс] // BAFTA. URL: http://www.bafta.org/ .
  24. BFI list of the 50 films you should see by the age of 14 [Электронныйресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/British_Film_Institute_list_of_the_50_films_you_should_see_by_the_age_of_14 /.
  25. Craggs, Carol E. (Carol Elizabeth) Media education in the primary school. NY: Routledge, 2014. 185 p.
  26. ECFA Conference in Kristiansand: To Game Or Not To Game? The importance of video games within film festivals and moving image education [Электронныйресурс] // ECFA Journal Information on Films for Children in Europe.  2012. №1. С. 1. URL: http://www.ecfaweb.org/journal/issue/ECFAjournal2012_1.pdf.
  27. ECFA – European Children’s Film Association – Association Européenne du Cinéma pour l’Enfanceet la Jeunesse [Электронныйресурс]. URL: http://www.ecfaweb.org/.
  28. History of the MPAA [Электронныйресурс] // Motion Picture Association of America. URL: http://www.mpaa.org/.
  29. Parents, teachers, and other problems. ECFA Seminar about Adults’ Roles in Films for Children [Электронныйресурс] // ECFA Journal Information on Films for Children in Europe. 2012. №4. С. 3. URL: http://www.ecfaweb.org/journal/issue/ECFAjournal2012_4.pdf
  30. What is moving image education? [Электронныйресурс] // Moving Image Education. URL: http://www.movingimageeducation.org/.
  31. Welcome to BAFTA Kids movie [Электронныйресурс] // BAFTA Kids Vote. URL:http://www.baftakidsvote.org/ .

Литература для учащихся

1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2014.-110с.

2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2012.-32с.

3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2012. - 64с.

4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2011-2012.-30с.

5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2013.- 96с.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2011. - 32с.

7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2015. - 90с.

8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 2013. - 46с.

9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2013. - 72с.