Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение олимпиады по русскому языку в 3 классе.
Предметные олимпиады по учебным предметам проводятся для учащихся начальной школы в рамках проведения предметных недель в течение всего учебного года, с целью комплексного решения следующих задач:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к учебным предметам;
- расширение и углубление знаний по предметам учебного плана, развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие у обучающихся умения самостоятельно и целенаправленно работать;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, для удовлетворения потребности в достижении успеха;
- активизация внеурочной деятельности.
Олимпиада 1.
Задание 1. Найти ошибки в тексте, написать его безошибочно.
Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома. В чяше леса слышался галасок малинофки.
У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запиши слова, где только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
_____________________________________________________________________
Задание 3. Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб.
______________________________________________________________________
Задание 4. Расшифруй и запиши 4 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1; 21,25, 6, 15, 10, 12
_______________________________________________________________________
Задание 5. Найди лишнее слово в каждой строчке. Подчеркни.
а) поездка, полка, посмотреть, посадка;
б) стена, борода, река, щека;
в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;
е) жалость, жалоба, жалкий, жалить;
ж) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
Задание 6. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться - _____________________________
Ферма, на которой разводят птицу - ____________________________________
Лесные насаждения, защищающие поля - _______________________________
Судно с паровым двигателем -_________________________________________
Человек, который любит принимать гостей- _____________________________
Лекарственное средство против боли -__________________________________
Задание 7. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос - Носорог объелся сена.
Лес - _______________________________________________________________
Задание 8. Запиши существительные (слова предметы) во множественном числе:
курица - ____________, морское судно - _______________, чудо - ______________, небо - _______________, ребёнок - ________________, человек - _____________.
Задание 9. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
табун охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
волков
уток
Задание 11. Поставь ударение в словах:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
Задание 12. Найди и подчеркни слова с приставкой НАД-.
Надрезать, надвигать, надписать, надпилить, надышать, надумать, надрывать, надколоть
Задание 13. Подбери слова, близкие по значению.
дом - ___________________________________
дети - ___________________________________
лодырь - ________________________________
печаль - _________________________________
село - ___________________________________
Задание 14. Замени фразеологизм одним словом:
Задирать нос _________________________________________________________
Нос к носу ___________________________________________________________
Водить за нос ________________________________________________________
С гулькин нос ________________________________________________________
Совать свой нос _______________________________________________________
Клевать носом ________________________________________________________
Повесить нос _________________________________________________________
Задание 15. Дополнительные задания
Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
__________________________________________________________________
Задание 17. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?
(А) высокий; (Б) длинный; (В) низкий; (Г) узкий; (Д) широкий.
_______________________________________________________________________
Задание 18. Составь пословицы из данных слов.
Рубль, шило, смелость, свет, неученье, дело, брать, потеха, ученье, час, время, мешок, сто, утаить, город, иметь, тьма, друг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к олимпиадным заданиям
- Диктант (10 баллов) За каждую не найденную или вновь допущенную, уже учеником, ошибку – 0,5 балла (соответствие с программой обучения).
Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.
У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка.
Задания оцениваются по 1 баллу за верный ответ
- Пашешь, можешь (2 балла)
- Кол, куль, куй, рай, толь, парк. (6 баллов)
- Алфавит, букварь, грамота, ученик (4 балла)
- а) поездка, полка, посмотреть, посадка; (5 баллов)
б) стена, борода, река, щека;
в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;
г) жалость, жалоба, жалкий, жалить;
д) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
- Трудолюбивый, птицеферма, лесопосадки, пароход, гостеприимный, болеутоляющее. (6
- (5 баллов)
- курица - куры, морское судно – морские суда,, чудо - чудеса, небо - небеса, ребёнок - дети, человек - люди. (6 баллов)
Задания оцениваются - 2 балла
- Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный. (2 балла)
- табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак. (2 балла)
Задания оцениваются по 1 баллу
- Зави́дно, камбала́, кварта́л, до́жил, краси́вее, гу́сеница, за́дал, ста́туя, звони́т, столя́р, щаве́ль. (Примечание: в слове «камбала» допускается два вида ударения) (11 баллов)
- Надрезать, надписать, надпилить, надрывать, надколоть. (5 баллов)
- дом – изба, дети – ребята, лодырь – тунеядец, печаль – грусть, село - деревня (5 б) 1 балл за верный ответ
Задирать нос - хвастать
Нос к носу - столкнуться
Водить за нос - обманывать.
С гулькин нос - немного.
Совать свой нос - любопытствовать.
Клевать носом - засыпать.
Повесить нос - огорчиться. ( 7баллов) 1 балл за верный ответ
Дополнительные задания (по 2 балла)
- Девочка Золушка посадила зернышко.
Выросло на грядке золотое солнышко. (4 балла)
- Скрепка, длинный (4 балла)
- Шило в мешке не утаишь. Делу - время, а потехе – час. Смелость города берёт.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (10 баллов)
Олимпиада 2.
Задания | Кол-во баллов | |
Задание 1 | Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука. Подчеркни их. | 1б |
Задание 2 | Подбери к данным словам как можно больше проверяемых однокоренных слов. Обозначь орфограмму. Зимы- ________________________________________________ Море – _______________________________________________ Горе – | 1 б |
Задание 3 | Перед вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии, расставь знаки препинания. [пашолйа в л'эс/ на йолкувл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли] _____________________________________________________ _____________________________________________________ | по 0, 5 |
Задание 4 | Образуй от данных слов новые слова с помощью приставки и суффикса (можно использовать окончания), разбери их: Стакан – __________________________________________ Шеф – ____________________________________________ Нога – | 2 б |
Задание 5 | Как называется: | 1 б |
Задание 6 | От данных существительных образуй глаголы, выдели корень. | 1 б |
Задание 7 | Подбери антонимы- имена существительные. Трус - ___________, начало - __________, ложь - __________, свет – ___________, радость - __________, здоровье - _________ | 1 б |
Задание 8 | Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги. | 10 б |
Задание 9 | Определи значение выражения одним глаголом. Клевать носом —_________________________________ | 5 б |
Задание 10 | Поставь знак ударения в словах. | 0,5 |
Задание 11 | Допиши имя прилагательное, определи род. ____________________ кофе ;__________________шампунь; тюль ;кунгуру | 4 б |
Задание 12 | Исправь буквы в поговорках так, чтобы они стали правильными. Отольются кошке Мишкины слезки. | 0,5 балл |
Задание 13 | Расшифруй слова и запиши правильно. РАВЗДСТВУЙТЕ ______________________________ НИКАЗЕМЛЯ _________________________________ ИНЕРЖЕН____________________________________ РЕСИНТЕНЫЙ________________________________ ЛЮСТРАКЯ | 1 б |
Задание 14 | Соедините части пословиц. На словах и так и сяк... покажи делом. На словах города берёт... да скупа на дела Не храбрись словом... а на деле ни шагу вперёд Щедра на слова... а на деле никак. | За каждую посло-вицу 1 |
Задание 15 | Вставь пропущенные буквы. Ено... — красавец смотрит вни..., | За каж- дую букву 0, 5 |
Ответы к олимпиаде 2.
Задания | Кол-во баллов | |
Задание 1 | Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука. | 1 |
Задание 2 | Подбери к данным словам как можно больше проверяемых однокоренных слов. Обозначь орфограмму. Зимы - зимовать, зимородок… Море –морской, моряк, морячка… Горе – горевать, пригорюнился… | 1 |
Задание 3 | Перед вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии, расставь знаки препинания.[пашолйа в л'эс/ на йолкувл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли] Ответ: Пошел я в лес, на елку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. | 0,5 |
Задание 4 | Образуй от данных слов новые слова с помощью приставки и суффикса (можно использовать окончания), разбери их: Стакан – __________________________________________ Шеф – ____________________________________________ Нога – ______________________________________________ Ответ: подстаканник, подшефный, безногий. | 2 |
Задание 5 | Как называется: | 1 |
Задание 6 | От данных существительных образуй глаголы, выдели корень. | 1 |
Задание 7 | Подбери антонимы- имена существительные. Трус - ___________, начало - __________, ложь - __________, свет – ___________, радость - __________, здоровье - _________ Ответ: храбрец, конец, правда, тьма, грусть, болезнь | 1 |
Задание 8 | Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги. Ответ: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за,от, у. | 10 |
Задание 9 | Определи значение выражения одним глаголом. Клевать носом —_________________________________ | 5 |
Задание 10 | Поставь знак ударения в словах. | 0,5 |
Задание 11 | Допиши имя прилагательное, определи род. Горячий кофе ; душистый шампунь; новый тюль ; большой кунгуру | 4 |
Задание 12 | Исправь буквы в поговорках так, чтобы они стали правильными. Отольются кошке Мишкины слезки. Ответ:Слова, в которых допущены ошибки: мышкины, овощу, голод, куста, щепки, хата, игра, дареной, дороги, тянет. | 0,5 балл |
Задание 13 | Расшифруй слова и запиши правильно. РАВЗДСТВУЙТЕ ______________________________ НИКАЗЕМЛЯ _________________________________ ИНЕРЖЕН____________________________________ РЕСИНТЕНЫЙ________________________________ ЛЮСТРАКЯ Ответ: здравствуйте, земляника, инженер, интересный, кастрюля | 1 |
Задание 14 | Соедините части пословиц. На словах и так и сяк... покажи делом. На словах города берёт... да скупа на дела Не храбрись словом... а на деле ни шагу вперёд Щедра на слова... а на деле никак. | 1 |
Задание 15 | Вставь пропущенные буквы. Енот — красавец смотрит вниз, | 0, 5 |
Олимпиада 3.
Задание 1. Прочитай слова. Запиши все значения слов. Составь с ними словосочетания или предложения.
[м’илок] ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
[тап’ит’] ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 2. Вспомни и запиши, что делают люди этих профессий:
модельер ____________________________ архитектор __________________________ скорняк _____________________________ фармацевт ___________________________ | прозаик _____________________________ токарь ______________________________ иллюзионист _________________________ агроном _____________________________ |
Задание 3. Найди «четвертое лишнее» слово различными способами. Выпиши его и объясни свое решение:
корова, ураган, молоко, болото
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
пароход, парной, парик, парник
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 4. Соедини «половинки» стрелками, чтобы получилось как можно больше слов:
лов сад хор зал свет гриб | овод кость ёлка ля очки ежи |
Задание 5. Запиши слово по его транскрипции, замени глухие согласные звуки на парные им звонкие и наоборот и запиши новую транскрипцию и новое слово по образцу: [вада] – вода – [фата] – фата.
[гара] _______________________ [ ] ___________________________;
[бурка] ______________________ [ ] ___________________________;
[блаха] ______________________ [ ] ___________________________;
[фал’га] _____________________ [ ] ___________________________;
Задание 6. Восстанови текст. Для этого пронумеруй строчки по порядку.
Шёл он по лесной дороге.
– Ой, какой паучище!
– Посмотрите, какой паук!
И спрятался за листочек.
Жил на свете паучок.
Вдруг бежит мышь.
Грустно стало паучку.
И спряталась за пень.
Почему его все боятся?
Навстречу ему идёт муравей.
Задание 7. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
Обсуждать надо часто – решать однажды ____________________________________________________________________
Кто слишком спешит – позже справляется с делом ____________________________________________________________________
Трудно схватить двух угрей двумя руками ____________________________________________________________________
Когда стоит ясная погода, готовь зонт ____________________________________________________________________
Задание 8. Отгадай и запиши, какие города зашифрованы в ребусах:
_______________________________________
Олимпиада 4.
1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма-
товар-
халва-
кобура-
теплица
2. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Зарубить на носу-
3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.
4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.
5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.
6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.
8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.
На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.
10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.
13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
Польская: как заяц в ананасе.
14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
Ответы к олимпиаде 4.
1.Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)
Олимпиада 5.
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы. 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи - __________________
Чело - __________________
Ланиты - ________________
Уста - __________________
Перст - __________________
Глаголет - ________________
Десница- _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.
2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
-спустя рукава - ___________________________________________________
-жить душа в душу -________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься - _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Ответ:_________________________
10 баллов.
Ключи к олимпиаде 5. Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] - смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу - 2балла. Максимальное количество - 8 баллов
6. За каждый правильный ответ - 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество - 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество - 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
- спустя рукава – засучив рукава
- жить душа в душу – как кошка с собакой
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество - 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество - 10 баллов
10.Творческая работа – ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений. Максимальное количество - 10 баллов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный марафон «Всезнайка». 3 класс.
Фамилия, имя,класс________________________________________________
Русский язык
1. Преврати слово «шест» в число, а слово «угол» в топливо при помощи одной буквы.__________________________________________________________________
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Окрестный, пять, зреют, веешь, яд. _________________________________________
3.Замени словосочетания одним словом:
Мозолить глаза______________________ Надуть губы_________________________
В час по чайной ложке______________________________________________________
Как называются такие словосочетания?________________________________________
4.Слова в пословице стоят на своих местах, но буквы перепутаны. Запиши пословицу.
Дпо жайчели немька двао ен четет.
5. Подчеркни словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.
Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык.
Математика
6. Найди два числа, если их сумма равна 27, а разность 21.
____________________________________________________________________________
7.Ире 13 лет, а Марине 20 . Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25 лет?_________________________________________________________ _______________
8. На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей?___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9 .В магазине было 6 разных ящиков с гвоздями. Масса ящиков 6,7,8,9,10 и 11кг.Два покупателя приобрели 5 ящиков. Причём каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался в магазине?____________________________________________________________________
Окружающий мир
10. Отгадай животное по описанию.
Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное самое крупное и обладает самым острым чутьём, благодаря своему носу. Однако его неповоротливость вошла в поговорку.
Это _______________________________________________________________________
11. Как называется доктор, который лечит животных___________________________
12. Виден край, да не дойдёшь. Что это?________________________________________
13. Моря какого из океанов не омывают берега России?_________________________
14. Назови символы государства.______________________________________________
Литературное чтение
15 .Один богатый купец собрался в поездку по своим торговым делам. Какой подарок попросила для себя его младшая дочка?
Напиши название сказки и её автора.___________________________________________
16. Кто это « умывальников начальник и мочалок командир»? Кто его придумал?
__________________________________________________________________
17.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним. Напиши его фамилию.___________________________________________________________________
18.Угадай сказку по ключевым словам. Запиши её название и автора.
Тюрьма, тыква, ключи, слёзы, синьоры, генералы.
_____________________________________________________________________________
19.Из букв данного слова составьте все возможные слова. КАЛЕНДАРЬ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Какое слово нужно поставить перед вопросительным знаком? Из сказок, какого автора, эти слова?
1.- И какое в свете..................?
2.- Что ты тих, как день............?
3.- Чего тебе надобно,..............?
4.- Аль откажешь мне................?
5.- Что ты, баба, белены............?
_____________________________________________________________________________21.Напиши, каких ты знаешь зарубежных писателей.___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Интеллектуальный марафон «Всезнайка». 3 класс.
ОТВЕТЫ
1. Преврати слово «шест» в число, а слово «угол» в топливо при помощи одной буквы.
Шест-шесть, угол-уголь. 2 балла
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Окрестный, пять, зреют, веешь, яд. _________________________ 1 балл
3.Замени словосочетания одним словом:
Мозолить глаза_ надоедать Надуть губы обидеться
В час по чайной ложке медленно 1 балл за 1 фразеологизм
4.Слова в пословице стоят на своих местах, но буквы перепутаны. Запиши пословицу.
Дпо жайчели немька двао ен четет.
Под лежачий камень вода не течёт. 5 баллов за пословицу
5. Подчеркни словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.
Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык.
Верно выполненное задание- 5 баллов.
6. Найди два числа, если их сумма равна 27, а разность 21. (24 и 3)
24+3=27 24-3=21 2 балла
7.Ире 13 лет, а Марине 20 . Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25 лет? Ире будет 18 лет_ . 1 балл
8. На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей?
3 лошади и 7 гусей 5 баллов
9 .В магазине было 6 разных ящиков с гвоздями. Масса ящиков 6,7,8,9,10 и 11кг.Два покупателя приобрели 5 ящиков. Причём каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался в магазине?
9 килограммов 2 балла
10. Отгадай животное по описанию.
Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное самое крупное и обладает самым острым чутьём, благодаря своему носу. Однако его неповоротливость вошла в поговорку.
Это слон 2 балла
11. Как называется доктор, который лечит животных ветеринар 2 балла
12. Виден край, да не дойдёшь. Что это? Горизонт 2 балла
13. Моря какого из океанов не омывают берега России?_Индийский океан 2 балла
14. Назови символы государства.___герб, флаг, гимн 3 балла
15 .Один богатый купец собрался в поездку по своим торговым делам. Какой подарок попросила для себя его младшая дочка?
Напиши название сказки и её автора. С.Аксаков «Аленький цветочек» 2 балла
16. Кто это « умывальников начальник и мочалок командир»? Кто его придумал?
«Мойдодыр» К.И.Чуковский 2 балла
17.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним. Напиши его фамилию. Е.И.Чарушин 2 балла
18.Угадай сказку по ключевым словам. Запиши её название и автора.
Тюрьма, тыква, ключи, слёзы, синьоры, генералы.
Джанни Родари «Приключения Чиполлино» 2 балла
19.Из букв данного слова составьте все возможные слова. КАЛЕНДАРЬ
(по 1 баллу за слово)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Какое слово нужно поставить перед вопросительным знаком? Из сказок, какого автора, эти слова?
1.- И какое в свете..................?(чудо)
2.- Что ты тих, как день............?(ненастный)
3.- Чего тебе надобно,..............?(старче)
4.- Аль откажешь мне................?(в ответе)
5.- Что ты, баба, белены............?(объелась)
А.С.Пушкин 5 баллов
21.Напиши, каких ты знаешь зарубежных писателей.___________________________
(по 0,5 баллов за верно написанную фамилию)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения для улучшения техники чтения
Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами.
1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.
3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение "Бросок – засечка"
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)
Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.
1.На келыбар.
Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче.
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу.
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
4.соЛь.
соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
5.амиЗ.
тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!
6.ныСнейж чайзик.
неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Ответы.
1. На рыбалке.
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик.
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу.
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
4. Лось.
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
5.Зима.
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
6.Снежный зайчик.
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.







