Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Зимирева Галина Георгиевна

Предварительный просмотр:

Проведение олимпиады по русскому языку в 3 классе.

   Предметные олимпиады по учебным предметам проводятся для учащихся начальной школы в рамках проведения предметных недель в течение всего учебного года, с целью комплексного решения следующих задач:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к учебным предметам;
  • расширение и углубление знаний по предметам учебного плана, развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие у обучающихся умения самостоятельно и целенаправленно работать;
  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, для удовлетворения потребности в достижении успеха;
  • активизация внеурочной деятельности.

Олимпиада 1.

Задание 1.  Найти ошибки в тексте, написать его безошибочно.

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома. В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запиши слова, где только твёрдые согласные.

         Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.

_____________________________________________________________________

Задание 3. Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб.

______________________________________________________________________

Задание 4. Расшифруй  и запиши 4 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:

         1,13,22,1,3,10,20;     2,21,12,3,1,18,30;      4,18,1,14,16,20,1;     21,25, 6, 15, 10, 12  

_______________________________________________________________________

Задание 5. Найди лишнее слово в каждой строчке. Подчеркни.

а) поездка, полка, посмотреть, посадка;

б) стена, борода, река, щека;

в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;

е) жалость, жалоба, жалкий, жалить;

ж) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

Задание 6. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной. 

Человек, который любит трудиться - _____________________________

Ферма, на которой разводят птицу - ____________________________________

Лесные насаждения, защищающие поля - _______________________________

Судно с паровым двигателем -_________________________________________

Человек, который любит принимать гостей- _____________________________

 Лекарственное средство против боли -__________________________________

Задание 7. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос - Носорог объелся сена.

Лес - _______________________________________________________________

Задание 8. Запиши существительные (слова предметы)  во множественном числе:

курица - ____________, морское судно - _______________, чудо - ______________, небо - _______________, ребёнок - ________________, человек - _____________.

Задание 9. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.  Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

      табун                          охотничьих собак

      стая                           рыбок

      косяк                           оленей

     свора                           лошадей

                                   волков

                                   уток

 Задание 11. Поставь ударение в словах:

Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.

Задание 12. Найди и подчеркни слова с приставкой НАД-.

Надрезать, надвигать, надписать, надпилить, надышать, надумать, надрывать, надколоть

Задание 13. Подбери слова, близкие по значению.

дом - ___________________________________

дети - ___________________________________

лодырь - ________________________________

печаль - _________________________________

село - ___________________________________

Задание 14. Замени фразеологизм одним словом:

Задирать нос _________________________________________________________

Нос к носу ___________________________________________________________

Водить за нос ________________________________________________________

С гулькин нос ________________________________________________________

Совать свой нос _______________________________________________________

Клевать носом ________________________________________________________

Повесить нос _________________________________________________________

Задание 15. Дополнительные задания

Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка                …… ушка             по…… ила              …… ышко.

Вы……ло         на          …… ке                ……ое                ……ышко.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16.  Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:

   (А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.

__________________________________________________________________

 Задание 17. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?

  (А) высокий;  (Б) длинный;  (В) низкий;  (Г) узкий;  (Д) широкий.

_______________________________________________________________________

 Задание 18. Составь пословицы из данных слов.

Рубль, шило, смелость, свет, неученье, дело, брать,  потеха, ученье,   час,   время,   мешок, сто,  утаить, город, иметь, тьма, друг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к олимпиадным заданиям

  1. Диктант (10 баллов) За каждую не найденную или вновь допущенную, уже учеником, ошибку – 0,5 балла (соответствие с программой обучения).

        Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.

        У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка.

Задания оцениваются по 1 баллу за верный ответ

  1. Пашешь, можешь (2 балла)
  2. Кол, куль, куй, рай, толь, парк. (6 баллов)
  3. Алфавит, букварь, грамота, ученик  (4 балла)  
  4. а) поездка, полка, посмотреть, посадка;  (5 баллов)

б) стена, борода, река, щека;

в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;

г) жалость, жалоба, жалкий, жалить;

д) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

  1. Трудолюбивый, птицеферма, лесопосадки, пароход, гостеприимный, болеутоляющее. (6
  2. (5 баллов)
  3. курица -  куры, морское судно – морские суда,, чудо - чудеса, небо - небеса, ребёнок - дети, человек - люди. (6 баллов)

Задания оцениваются - 2 балла

  1. Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный. (2 балла)
  2. табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак. (2 балла)

Задания оцениваются по 1 баллу

  1. Зави́дно, камбала́, кварта́л, до́жил, краси́вее, гу́сеница, за́дал, ста́туя, звони́т, столя́р, щаве́ль. (Примечание: в слове «камбала» допускается два вида ударения) (11 баллов)
  2. Надрезать, надписать, надпилить, надрывать, надколоть. (5 баллов)
  3. дом – изба, дети – ребята, лодырь – тунеядец, печаль – грусть, село - деревня   (5 б)   1 балл за верный ответ
  4.                                                                                      

Задирать нос  -  хвастать

Нос к носу - столкнуться 

Водить за нос - обманывать.

С гулькин нос - немного.

Совать свой нос - любопытствовать.

Клевать носом - засыпать.

Повесить нос - огорчиться. ( 7баллов)  1 балл за верный ответ

                           

Дополнительные задания (по 2 балла)

  1.  Девочка Золушка посадила зернышко.                                      

Выросло на грядке золотое солнышко. (4 балла)

  1. Скрепка, длинный (4 балла)
  2. Шило в мешке не утаишь. Делу - время, а потехе – час. Смелость города берёт.

Ученье – свет, а неученье – тьма.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (10 баллов)

Олимпиада 2.

Задания

Кол-во баллов

Задание 1

Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука.

Подчеркни их.
Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, мелодия, каучук.

Задание 2

Подбери к данным словам как можно больше проверяемых однокоренных  слов. Обозначь орфограмму.

Зимы- ________________________________________________

Море – _______________________________________________

Горе –

1 б

Задание 3

Перед вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии, расставь знаки препинания.

[пашолйа в л'эс/ на йолкувл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

_____________________________________________________

_____________________________________________________

по 0, 5

Задание 4

Образуй от данных слов новые слова с помощью приставки и суффикса (можно использовать окончания), разбери их:

Стакан  – __________________________________________

Шеф –  ____________________________________________

 Нога –

2 б

Задание 5

Как называется:
а) избушка, где живет сторож ___________
б) украшения в ушах ___________________
в) твердая застежка на поясе ____________
г) часть стола или стула ________________

   1 б

Задание 6

От данных существительных образуй глаголы, выдели корень.
Звон—________________, звук—_____________,зелень—____________, блеск—___________, свет—_____________, корм—                         , крик—                  , рассказ—                      .

1 б

Задание 7

Подбери антонимы- имена существительные.

Трус - ___________, начало - __________, ложь - __________, свет – ___________, радость - __________, здоровье  - _________

1 б

Задание 8

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
Я ... утра... лесу гуляю, 

... росы я весь промок. 
Но зато теперь я знаю ... березку и ... мох,
... малину, ежевику, 
... ежа и... ежиху, 
... которой... ежат 
Все иголочки дрожат.

10 б

Задание 9

Определи значение выражения одним глаголом.

Клевать носом —_________________________________
Зарубить на носу — ______________________________ 
Чесать языком — ________________________________ 
Дать стрекача — _________________________________
Ломать голову —_________________________________

5 б

Задание 10

Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель,, туфля одобрить, положить, свекла, звонит.

 0,5

Задание 11

Допиши имя прилагательное, определи род.

____________________ кофе ;__________________шампунь;

                                       тюль ;кунгуру

4 б

Задание 12

Исправь буквы в поговорках так, чтобы они стали правильными.

Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время. 
Город не тетка. 
Пуганая ворона куска боится. 
Лес рубят — кепки летят. 
Моя дата с краю. 
Икра стоит свеч. 
Проще жареной репы. 
Все пороги ведут в Рим. 
Своя ноша не тонет.

0,5 балл

Задание 13

Расшифруй слова и запиши правильно.

РАВЗДСТВУЙТЕ ______________________________

НИКАЗЕМЛЯ _________________________________

ИНЕРЖЕН____________________________________

РЕСИНТЕНЫЙ________________________________

ЛЮСТРАКЯ

1 б

Задание 14

Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...        покажи делом.

На словах города берёт...        да скупа на дела

Не храбрись словом...        а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...        а на деле никак.

За каждую посло-вицу 1

Задание 15

Вставь пропущенные буквы.

Ено... — красавец смотрит вни..., 
Там потянулась сла...ко ры...ь. 
Плывет могучий бегемо..., 
Медвс.ь над нерпою реве..., 
И белый голу...ь там летает, 
Всех отдохну...ь нас приглашает.

За

каж-

дую

букву

0, 5

Ответы к олимпиаде 2.

Задания

Кол-во баллов

Задание 1

Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука.
Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

1

Задание 2

Подбери к данным словам как можно больше проверяемых однокоренных  слов. Обозначь орфограмму.

Зимы -  зимовать, зимородок…

Море –морской, моряк, морячка…

Горе – горевать, пригорюнился…

1

Задание 3

Перед вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии, расставь знаки препинания.[пашолйа в л'эс/ на йолкувл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

Ответ: Пошел я в лес, на елку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

0,5

Задание 4

Образуй от данных слов новые слова с помощью приставки и суффикса (можно использовать окончания), разбери их:

Стакан  – __________________________________________

Шеф –  ____________________________________________

 Нога – ______________________________________________

Ответ: подстаканник, подшефный, безногий.

2

Задание 5

Как называется:
а) избушка, где живет сторож ___________сторожка
б) украшения в ушах ___________________сережка
в) твердая застежка на поясе ____________пряжка
г) часть стола или стула ________________ножка

1

Задание 6

От данных существительных образуй глаголы, выдели корень.
Звон—звонит,  звук—звучит,зелень—зеленеет, блеск—блестит, свет—светит, корм—кормит, крик—кричит, рассказ—рассказывает.

1

Задание 7

Подбери антонимы- имена существительные.

Трус - ___________, начало - __________, ложь - __________, свет – ___________, радость - __________, здоровье  - _________

Ответ: храбрец, конец, правда, тьма, грусть, болезнь

1

Задание 8

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
Я ... утра... лесу гуляю, 

... росы я весь промок. 
Но зато теперь я знаю ... березку и ... мох,
... малину, ежевику, 
... ежа и... ежиху, 
... которой... ежат 
Все иголочки дрожат.

Ответ: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за,от, у.

10

Задание 9

Определи значение выражения одним глаголом.

Клевать носом —_________________________________
Зарубить на носу — ______________________________ 
Чесать языком — ________________________________ 
Дать стрекача — _________________________________
Ломать голову —_________________________________
Ответ:  Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.

5

Задание 10

Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла, звонит.

0,5

Задание 11

Допиши имя прилагательное, определи род.

Горячий кофе ; душистый шампунь; новый тюль ;          большой кунгуру

4

Задание 12

Исправь буквы в поговорках так, чтобы они стали правильными.

Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время. 
Город не тетка. 
Пуганая ворона куска боится. 
Лес рубят — кепки летят. 
Моя дата с краю. 
Икра стоит свеч. 
Проще жареной репы. 
Все пороги ведут в Рим. 
Своя ноша не тонет.

Ответ:Слова, в которых допущены ошибки: мышкины, овощу, голод, куста, щепки, хата, игра, дареной, дороги, тянет.

0,5 балл

Задание 13

Расшифруй слова и запиши правильно.

РАВЗДСТВУЙТЕ ______________________________

НИКАЗЕМЛЯ _________________________________

ИНЕРЖЕН____________________________________

РЕСИНТЕНЫЙ________________________________

ЛЮСТРАКЯ

Ответ: здравствуйте, земляника, инженер, интересный, кастрюля

1

Задание 14

Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...        покажи делом.

На словах города берёт...        да скупа на дела

Не храбрись словом...        а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...        а на деле никак.

1

Задание 15

Вставь пропущенные буквы.

Енот — красавец смотрит вниз, 
Там потянулась сладко рысь. 
Плывет могучий бегемот, 
Медвсдь над нерпою ревет, 
И белый голубь там летает, 
Всех отдохнуть нас приглашает.

0, 5

Олимпиада 3.

        

Задание 1. Прочитай слова. Запиши все значения слов. Составь с ними словосочетания или предложения.

[м’илок] ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

[тап’ит’] ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 2. Вспомни и запиши, что делают люди этих профессий:

модельер ____________________________

архитектор __________________________

скорняк _____________________________

фармацевт ___________________________

прозаик _____________________________

токарь ______________________________

иллюзионист _________________________

агроном _____________________________

Задание 3. Найди «четвертое лишнее» слово различными способами. Выпиши его и объясни свое решение:

корова, ураган, молоко, болото

 ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

пароход, парной, парик, парник

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 4. Соедини «половинки» стрелками, чтобы получилось как можно больше слов:

лов

сад

хор

зал

свет

гриб

овод

кость

ёлка

ля

очки

ежи

 Задание 5. Запиши слово по его транскрипции, замени глухие согласные звуки на парные им звонкие и наоборот и запиши новую транскрипцию и новое слово по образцу: [вада] – вода – [фата] – фата.

[гара] _______________________ [          ] ___________________________;

[бурка] ______________________ [          ] ___________________________;

[блаха] ______________________ [          ] ___________________________;

[фал’га] _____________________ [          ] ___________________________;

Задание 6. Восстанови текст. Для этого пронумеруй строчки по порядку.

Шёл он по лесной дороге.

– Ой, какой паучище!

– Посмотрите, какой паук! 

И спрятался за листочек.

Жил на свете паучок.

Вдруг бежит мышь.

Грустно стало паучку.

И спряталась за пень.

Почему его все боятся?

Навстречу ему идёт муравей.

Задание 7. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

Обсуждать надо часто – решать однажды ____________________________________________________________________

Кто слишком спешит – позже справляется с делом ____________________________________________________________________

Трудно схватить двух угрей двумя руками ____________________________________________________________________

Когда стоит ясная погода, готовь зонт ____________________________________________________________________

Задание 8. Отгадай и запиши, какие города зашифрованы в ребусах:

ребус3

_______________________________________

Олимпиада 4.  


1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.

Тьма-
товар-
халва-
кобура-
теплица


2. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Зарубить на носу-

3. В каком ряду во всех словах есть звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.

4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.

5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.

6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской
отпускной
К нам пришёл на
выходной.
Шурка – слесарь в
мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как
военный.

7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.

9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.

На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.

10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.

11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

Польская: как заяц в ананасе.

14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

Ответы к олимпиаде 4.

1.Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2.Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в.п.; сухой, острой- т.п.(4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюз
и, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)

Олимпиада 5.

1. Расставьте ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

10 баллов

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов

4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы. 15 баллов

5. Сколько грамматических основ в  следующем предложении?         

Алый бархат вечереет,            Жаждет зелень, и июль

Горделиво дремлют ели,         Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)

Ответ:____________________ 8 баллов

6. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи - __________________

Чело - __________________

Ланиты - ________________

Уста - __________________

Перст - __________________

Глаголет - ________________

Десница- _________________ 7 баллов

7. Найдите «лишние» слова.

1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3. Собрание будет в декабре месяце.

4. Многие города были превращены в руины и развалины.

5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-спустя рукава - ___________________________________________________

-жить душа в душу -________________________________________________ 10 баллов

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, ______________________________________________

Любишь кататься - _________________________________________________ 10 баллов

10. Творческая работа.

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

 Ответ:_________________________

10 баллов.

Ключи к олимпиаде 5. Расставьте ударение в словах.

(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)

По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] - смеюсь

По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.

За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов

4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы

Максимальное количество – 15 баллов

5. Сколько грамматических основ в  следующем предложении?         

4 грамматические основы.

За каждую основу - 2балла. Максимальное количество - 8 баллов

6. За каждый правильный ответ - 1 балл

Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество - 7 баллов

7. Найдите «лишние» слова.

«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;

Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество - 10 баллов

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

- спустя рукава – засучив рукава

- жить душа в душу – как кошка с собакой

Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество - 10 баллов

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество - 10 баллов

10.Творческая работа – ГАДБВ

Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений. Максимальное количество - 10 баллов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный марафон «Всезнайка». 3 класс.

Фамилия, имя,класс________________________________________________

Русский язык

1. Преврати слово «шест» в число, а слово «угол» в топливо при помощи одной буквы.__________________________________________________________________

2. В каком слове количество букв и звуков  совпадает?

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд. _________________________________________

3.Замени словосочетания одним словом:

Мозолить глаза______________________       Надуть губы_________________________

 В час по чайной ложке______________________________________________________

Как называются такие словосочетания?________________________________________

4.Слова в пословице стоят на своих местах, но буквы перепутаны. Запиши пословицу.

Дпо  жайчели   немька  двао  ен  четет.

5. Подчеркни словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык.

Математика

6. Найди два числа, если их сумма равна 27, а разность 21.

____________________________________________________________________________

7.Ире 13 лет, а Марине 20 . Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25 лет?_________________________________________________________ _______________

8.  На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей?___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9 .В магазине было 6 разных ящиков с гвоздями. Масса ящиков 6,7,8,9,10 и 11кг.Два покупателя приобрели 5 ящиков. Причём каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался в магазине?____________________________________________________________________

Окружающий мир

10. Отгадай животное по описанию.

Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное самое крупное и обладает самым острым чутьём, благодаря своему носу. Однако его неповоротливость вошла в поговорку.

 Это _______________________________________________________________________

11. Как называется доктор, который лечит животных___________________________

12. Виден край, да не дойдёшь. Что это?________________________________________

13. Моря какого из океанов  не омывают берега России?_________________________

14. Назови символы государства.______________________________________________

Литературное чтение

15 .Один богатый купец  собрался в поездку по своим торговым делам. Какой подарок попросила для себя его  младшая дочка?

Напиши название сказки и её автора.___________________________________________

 16. Кто это « умывальников начальник и мочалок командир»? Кто его придумал?

__________________________________________________________________

17.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним. Напиши его фамилию.___________________________________________________________________

18.Угадай сказку по ключевым словам. Запиши её название и автора.

Тюрьма, тыква, ключи, слёзы, синьоры, генералы.

_____________________________________________________________________________

19.Из букв данного слова составьте все возможные слова.  КАЛЕНДАРЬ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какое слово нужно поставить перед вопросительным знаком? Из  сказок, какого автора, эти слова?
1.- И какое в свете..................?
2.- Что ты тих, как день............?
3.- Чего тебе надобно,..............?
4.- Аль откажешь мне................?
5.- Что ты, баба, белены............?

_____________________________________________________________________________21.Напиши, каких ты знаешь  зарубежных писателей.___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Интеллектуальный марафон «Всезнайка». 3 класс.

ОТВЕТЫ

1. Преврати слово «шест» в число, а слово «угол» в топливо при помощи одной буквы.

 Шест-шесть, угол-уголь.                                                                     2 балла

2. В каком слове количество букв и звуков  совпадает?

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд. _________________________   1 балл

3.Замени словосочетания одним словом:

Мозолить глаза_ надоедать   Надуть губы обидеться

 В час по чайной ложке  медленно                                                1 балл за 1 фразеологизм

4.Слова в пословице стоят на своих местах, но буквы перепутаны. Запиши пословицу.

Дпо  жайчели   немька  двао  ен  четет.

 Под лежачий камень вода  не течёт.                                         5 баллов за пословицу

5. Подчеркни словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении.

Играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык.

Верно выполненное задание- 5 баллов.

6. Найди два числа, если их сумма равна 27, а разность 21. (24 и 3)

 24+3=27              24-3=21                                                               2 балла

7.Ире 13 лет, а Марине 20 . Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25 лет? Ире будет 18 лет_ .                                                                               1 балл

8.  На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько гусей и сколько лошадей?

3 лошади и 7 гусей                                                                   5 баллов    

9 .В магазине было 6 разных ящиков с гвоздями. Масса ящиков 6,7,8,9,10 и 11кг.Два покупателя приобрели 5 ящиков. Причём каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался в магазине?    

    9 килограммов                                                                    2 балла

10. Отгадай животное по описанию.

Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное самое крупное и обладает самым острым чутьём, благодаря своему носу. Однако его неповоротливость вошла в поговорку.

 Это    слон                                                                              2 балла

11. Как называется доктор, который лечит животных  ветеринар           2 балла

12. Виден край, да не дойдёшь. Что это?  Горизонт                                    2 балла

13. Моря какого из океанов  не омывают берега России?_Индийский океан  2 балла

14. Назови символы государства.___герб, флаг, гимн    3 балла

15 .Один богатый купец  собрался в поездку по своим торговым делам. Какой подарок попросила для себя его  младшая дочка?

Напиши название сказки и её автора. С.Аксаков «Аленький цветочек» 2 балла

16. Кто это « умывальников начальник и мочалок командир»? Кто его придумал?

«Мойдодыр» К.И.Чуковский                                                     2 балла

17.Этот писатель не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним. Напиши его  фамилию.  Е.И.Чарушин   2 балла

18.Угадай сказку по ключевым словам. Запиши её название и автора.

Тюрьма, тыква, ключи, слёзы, синьоры, генералы.

 Джанни Родари «Приключения Чиполлино»                                   2 балла

19.Из букв данного слова составьте все возможные слова.  КАЛЕНДАРЬ

(по 1 баллу за слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какое слово нужно поставить перед вопросительным знаком? Из  сказок, какого автора, эти слова?
1.- И какое в свете
..................?(чудо)
2.- Что ты тих, как день
............?(ненастный)
3.- Чего тебе надобно
,..............?(старче)
4.- Аль откажешь мне
................?(в ответе)
5.- Что ты, баба, белены
............?(объелась)

А.С.Пушкин                                                                         5 баллов

21.Напиши, каких ты знаешь  зарубежных писателей.___________________________

(по 0,5 баллов за верно написанную фамилию)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Упражнения для улучшения техники чтения

 Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами. 

 1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

 2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

 3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

 4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

 5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

 6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:

 Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

 Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

 Следующее упражнение "Бросок – засечка"

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

 Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

 Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)

Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.

 1.На келыбар.

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

 2.никУче.

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

 3. В селу.

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

 4.соЛь.

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

 

5.амиЗ.

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

 6.ныСнейж чайзик.

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

 Ответы.

 1. На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

 2. Ученик.

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

 3.В лесу.

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4. Лось.

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

 5.Зима.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

 6.Снежный зайчик.

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.