Педагогические/образовательные технологии
В своей работе использую педагогические/образовательные технологии:
личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, технологии проблемного обучения, проектная деятельность, портфолио, здоровьесберегающие, технологии деятельностного подхода, технология «Обучение в сотрудничестве» (групповая), «Перевернутый урок», технология оценки учебных достижений, развивающего обучения, разноуровневого обучения, ТРИЗ, кейс-технологии, технология развития «критического мышления»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
3 класс
Количество часов
Всего 68часов в год; в неделю 2часа.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2015, учебник «Окружающий мир» М.:«Просвещение»2018г. а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ «Кударинская СОШ».
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Регулятивные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- Содержание учебного предмета, с указанием формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№п/п | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Как устроен мир | 6 | Знакомство с разнообразием природы, учатся устанавливать связи между живой и неживой природой Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп Учатся отличать человека от других живых объектов природы Дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим. ПДД – Поговорим об истории Дать представление об обществе Дать представление о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы.Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Учить различать тела, вещества, частицы Учатся различать вещества, проводить опыты, наблюдения Учатся исследовать свойства воздуха, делать выводы Исследовать свойства воды, делать выводы Учатся моделировать круговорот воды, проводить наблюдения и делать выводы Знакомство со значением воды. Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Знакомство с почвой и её исследование. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» |
3 | Наше здоровье | 10 | Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой Знакомство с органами чувств человека. Знакомство с работой кожи, учатся делать выводы, оказывать первую помощь при мелких повреждениях кожи ПДД - Светофор Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, делать выводы Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» Познакомить с дыхательной и кровеносной системой человека Познакомить с закаливанием организма, учить предупреждать болезни |
4 | Наша безопасность | 7 | Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице ПДД – Поездка в автобусе, троллейбусе. Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. . ПДД – Поездка в трамвае Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. Тест по теме «Дорожные знаки». Тест по теме «Дорожные знаки» Познакомить с опасными местами для человека. Познакомить с опасными природными явлениями Познакомить с экологической безопасностью. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме |
5 | Чему учит экономика | 12 | Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице ПДД – Поездка в автобусе, троллейбусе. Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. . ПДД – Поездка в трамвае Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. Тест по теме «Дорожные знаки». Тест по теме «Дорожные знаки» Знакомство со службами, которые защищают и спасают людей Познакомить с опасными местами для человека. Познакомить с опасными природными явлениями Познакомить с экологической безопасностью. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | Учатся находить на карте города Золотого кольца, учатся бережному отношению к памятникам культуры Учатся находить на карте города и приводить примеры их достопримечательностей Учатся находить на карте страны и их столицы. Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира Учатся ценить памятники истории и культуры и бережному отношению к ним. ПДД - зачет Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме |
Формы организации учебных занятий
- Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов |
Дата | |||
План. | Факт. | |||||
Как устроен мир | ||||||
1. | Природа | 1 | 1 нед. | |||
2. | Человек. Стартовая диагностика | 1 | ||||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 2 нед. | |||
4. | Общество | 1 | ||||
5. | Что такое экология | 1 | 3 нед. | |||
6. | Природа в опасности | 1 | ||||
Эта удивительная природа | ||||||
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | ||||
8. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | ||||
9. | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | ||||
10 | Вода. Практическая работа №4 «свойства воды» | 1 | ||||
11 | Круговорот воды в природе. Практическая работа №5 | 1 | ||||
12 | Берегите воду | 1 | ||||
13 | Как разрушаются камни | 1 | ||||
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы» | 1 | ||||
15. | Разнообразие растений | 1 | ||||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | ||||
17. | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | ||||
18. | Охрана растений Проверочная работа | 1 | ||||
19. | Разнообразие животных | 1 | ||||
20. | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края | 1 | ||||
21. | Размножение и развитие животных | 1 | ||||
22 | Охрана животных | 1 | ||||
23. | В царстве грибов | 1 | ||||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | ||||
Наше здоровье | 10 | |||||
25 | Организм человека | 1 | ||||
26. | Органы чувств | 1 | ||||
27 | Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | ||||
28. | Опора тела и движение | 1 | ||||
29. | Наше питание | 1 | ||||
30. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | ||||
31. | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие | 1 | ||||
32. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | ||||
33. | Умей предупреждать болезни | 1 | ||||
34. | Здоровый образ жизни | 1 | ||||
Наша безопасность | 7 | |||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | ||||
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | 1 | ||||
37 | Дорожные знаки. Тест №2 | 1 | ||||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | ||||
39 | Опасные места | 1 | ||||
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа | 1 | ||||
41. | Экологическая безопасность | 1 | ||||
Чему учит экономика | 12 | |||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | ||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | ||||
44. | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | ||||
45. | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | ||||
46 | Животноводство. Тест № 3 | 1 | ||||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | ||||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | ||||
49 | Что такое деньги | 1 | ||||
50 | Государственный бюджет | 1 | ||||
51 | Семейный бюджет | 1 | ||||
52-53 | Экономика и экология. Тест №4 | 2 | ||||
Путешествия по городам и странам | 15 | |||||
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | ||||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | ||||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | ||||
59 | На севере Европы | 1 | ||||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | ||||
61 | В центре Европы | 1 | ||||
62-63. | По Франции и Великобритании | 2 | ||||
64. | На юге Европы | 1 | ||||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | ||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | ||||
67.-68 | Презентации проектов | 2 | ||||
Итого | 68 | |||||
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приемы формирования навыка смыслового чтения у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
- Теоретические основы темы
Чтение – одно из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучения. Данные требования вызывают необходимости в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является смысловое чтение.
Разберемся с понятием «смысловое чтение»?
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий (УУД):
- личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения;
-регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, концентрация внимания, оперативная память, объем словаря; творческое воображение;
- коммуникативные УУД – адекватно передавать информацию, умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием главной идеи текста и проблемы.
В своей работе я сталкиваюсь со следующими проблемами при формировании навыков смыслового чтения.
- В последнее время снизился процент самостоятельного детского чтения и уровень читательской культуры родителей обучающихся.
- В каждом классе встречаются дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с различными текстами учебника. Они с трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст.
- Из-за ошибок при чтении обучающиеся часто не понимают сути прочитанного.
- С трудом извлекают необходимую информацию из предложенного текста, не могут выделить главное в прочитанном, затрудняются пересказывать содержание.
В основной образовательной программе начального общего образования сказано, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники начальной школы приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Текст является связующим звеном всех учебных предметов. Поэтому в Планируемых результатах начального общего образования в разделе «Чтение: работа с информацией» прописаны метапредметные результаты, которыми должны овладеть выпускники начальной школы.
Исходя из планируемых результатов обучения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Одно из условий успешного обучения и показателем личностного развития становится умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят обучающемуся активно включаться в процесс получения знаний и умений.
Работа с материалами учебников – один из видов речемыслительной деятельности младших школьников. Овладевая навыками смыслового чтения, дети учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах (текстах, таблицах, иллюстрациях, графиках и т.д.). В начале смысловое чтение выступает как предмет обучения, а затем становится средством и результатом обучения и развития обучающихся.
При формировании навыков смыслового чтения выделяют три этапа работы с текстом: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
Рассмотрим методику
1 этап- работа с текстом до чтения.
Целю данного этапа является развитие антиципации. Обучающиеся учатся определять и формулировать речевую задачу для первичного прочтения текста, у них создается положительная мотивация, а также преодолеваются трудности, связанные с содержанием текста.
2 этап - работа с текстом во время чтения.
Целью работы на этом этапе становится достижение понимания текста на уровне содержания.
На начальном этапе для лучшего понимания содержания текста целесообразно использовать задания направленные на поиск информации и письменной ее фиксации, учащимся предлагается заполнить разного рода таблицы, схемы, опоры.
Следует помнить, что на данном этапе должно действовать правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст. Знакомое содержание текста теряет свой коммуникативный смысл. Повторное прочтение целесообразно использовать лишь в том случае, когда речь идет о поиске уточняющей илидополнительной информации.
3 этап - работа с текстом после чтения.
Цель третьего этапа - достижение понимания на уровне смысла(понимание основной мысли, как бы «чтение между строк»).На данном этапе происходит преобразование текста в другую форму, в результате которого образуется минитекст, реферат, аннотация, резюме, но воплощающий в себе основное содержание исходного текста.
Наиболее распространенные приемы работы с текстом.
Этапы работы с текстом | Приемы работы с текстом |
Работа с текстом до чтения(предчтение) | Мозговой штурм Батарея вопросов Глоссарий слов Иллюстрация содержания Рассечение вопроса Ключевые слова к тексту Алфавит за круглым столом Ориентиры предвосхищения содержания Оценка текста |
Работа с текстом во время чтения. | Составление плана Чтение с пометками (SMART, INSERT) Чтение с комментирование Чтение с остановками («Тайм-аут!» - паузы для сохранения информации) Карта осмысления и запоминания событий. Выписка основных суждений Кодирование текста Исправление ошибок Расстановка событий по прядку Деление текста на абзацы Пазл |
Работа с текстом после чтения. | Кластер Паутина обсуждения Пирамида фактов Фишбоун Ментальная карта Вопросы после текста Взаимовопросы Проверочный лист Синквейн Индивидуальная карта ответа Аннотация – реферат – пересказ |
Упражнения для формирования смыслового чтения
1.Работа со словом. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.
2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...».
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.
Работа с незнакомыми словами.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Вот как о необходимости внимания к непонятному слову, как одному из приемов понимания текста, можно рассказать первоклассникам. Фрагмент урока с коротким рассказом "Неблагодарность"
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
- Отправляясь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем запастись в дорогу. Первое, что нужно взять с собой, - это внимание к слову. В книгах часто встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не обратить внимание на такое слово, то может стать непонятным даже целый рассказ. Что же делать, когда непонятное слово встретится на пути? Иногда сама книга будет помогать читателю, давая подсказку. А если такой подсказки нет, нужно спрашивать о таких словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в умной книге, которая называется «словарь».
Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул. ( О.Григорьев)
Тут есть непонятные слова: матроска, башмаки, солдатиком нырнул.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. А познакомить их со «словами-ключиками» можно так.
- Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».
Почему они так называются?
Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».
Тигр на улице
Я долго думал, откуда
на улице взялся тигр.
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал.
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
на улице взялся тигр. (Д.Хармс)
«Слова-ключики» здесь такие: думал-думал. С их помощью автор показал разное отношение людей к тигру.
Работа со словами-образами.
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.
Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…»
Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «Пеной рос заря туманится».
Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы»
С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Очень интересный приём в работе над словами-образами был найден смоленскими педагогами. Суть его состоит в том, что в стихотворении закрыты слова-образы, словосочетания.
Детям нужно догадаться и найти эти слова. За каждое предложение ученик получает фишку, а за правильно найденный образ - две. Учитель комментирует все предложения детей, наталкивает их на правильные мысли, обращая внимание на слова-подсказки.
Интересные приёмы и задания в работе со словом.
1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.
…Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки.
Мал соловей, да колос велик.
Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.
2. Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
Острые вещи
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.
(Б. Рябинин)
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?
«Грибники»
Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.
- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.
Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.
- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.
- Ах, какие красивые ножки кругом!
- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.
- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.
- Да не дикое животное лисичка – это гриб лисичка.
3.Работа с фразеологизмами.
А)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:
Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…
Не знал, куда глаза девать.
Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…
Бить тревогу.
Мне было очень стыдно за тебя, я…
Находить общий язык
Б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.
(третий лишний).
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
В) Составьте диалог на заданную тему:
- 1. В зоопарке
- Привет.
- Привет.
- Где был?
- В зоопарке.
- Кого видел?
- Большого слона.
- Прощай.
- Прощай.
2. Любимая книга
- Здравствуй.
- Здравствуй.
- Что делаешь?
- Купил книгу.
- Какую?
- Любимую книгу “Жажда”.
- До свидания.
- До свидания.
3. Поездка на озеро
- Приветствую тебя.
- Приветствую тебя.
- Куда ездил?
- На озеро.
- Зачем?
- Купаться, загорать.
- Пока.
- Пока.
4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Потренируемся еще на совсем простом предложении.
Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно.
Сравните получившийся у вас текст с тем, который написал один ученик.
В какой-то комнате находился мальчик. Наверное, его кто-то обидел или произошло что-то, что его очень огорчило. И он заплакал. Мальчик не хотел, чтобы другие увидели его слезы. Может быть, кто-то вошел в комнату, и мальчик решил избавиться от слез таким необычным способом: вкатить их обратно.
Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке.
2. Применение метода «ведение диалога с текстом».
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Давайте вспомним, что помогает нам в беседах с текстом. Поработаем с книгой, которая называется "Путешествие в Страну Книги. Часть 1. Голубая страна". Чему мы учились, путешествуя по Голубой стране?
Памятка на доске:
"Если в конце предложения мы увидим букву В – нужно задать вопрос тексту; О – придумать свои ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в волшебное зеркало (подумать, что случится дальше)". |
– Какого цвета страницы, на которых дается задание провести диалог с текстом?
Д. Голубые.
III. Работа с текстом
Дети читают текст по предложениям, сдвигая закладку по тексту, обращая внимание на условные обозначения, подчеркивая непонятные слова.
У. Помните, что надо быть внимательными к каждому слову, чтобы понять смысл предложения и всего текста в целом. Работаем по голубой странице.
Жил в древнегреческом городе мальчик Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх.
Д. Он стал тренироваться.
У. Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что.
Д. Что придумал Милон?
У. Милон выбрал в стаде у отца крохотного теленка.
Д. Стал поднимать теленка.
– Стал бегать с ним наперегонки...
У. Однажды утром он взвалил теленка на плечи и пошел на холм.
Д. Почему Милон стал подниматься на холм?
– Это было трудно, это тренировка.
– Чтобы стать сильнее, выносливее.
Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял теленка и отправился в обратный путь.
Д. Почему он уже привычно поднял теленка?
– Стал немного сильнее.
– Это была зарядка...
У. Вот такую "физзарядку" придумал для себя Милон.
Д. Проверяем по тексту, правильно ли мы предполагали, что он так тренировался.
У. Шли недели, месяцы. Рос теленок. Рос и Милон.
Д. Милон много тренировался и стал очень сильным.
У. Однажды оказалось, что он может поднять молодого быка.
Д. Наверное, он выиграл Олимпийские игры, ради которых так долго тренировался.
У. Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр.
Д. Мы были правы.
У. А теперь прочитаем текст целиком.
Дети выполняют задание.
– Какое название можно придумать этому тексту?
На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом».
Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом – останавливаться чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову.
4.Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверки первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
- Графическое иллюстрирование
Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.
- Словесное иллюстрирование (рисование)
- Творческий пересказ, драматизация.
- Творческие задания игрового действия
- Составление сказочных объявлений и телеграмм:
Лечу зверей и птиц.
Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.
Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.
Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.
- Составление кроссвордов.
- Составление викторин.
Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:
- книжки – самоделки;
- лепка и аппликация.
Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.
- Прием «Составление кластера»
В переводе означает «пучок», «созвездие».
- Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
- Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
Прием «Знаю – хочу знать – узнал» - сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Работаю в паре: что я знаю о теме урока? | Ставлю перед собой цели. | Что я знал, а что узнал? |
- Приём «Корзина идей»
«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»: понятия, мнения, имена, факты, проблемы,
имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
- Приём «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
- Прием «Написание синквейна»
Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.
Рассмотрим примеры написания синквейна.
1.Друг
Надёжный, верный.
Помогает, советует, оберегает.
Друг познаётся в беде.
Богатство.
2.Лето
Жаркое, долгожданное.
Отдыхать, загорать, путешествовать.
Люди рады лету, а пчела цвету.
Каникулы.
3.Школа
Начальная, средняя.
Обучают, учатся, соревнуются.
Учение свет, а неучение тьма.
Знания.
Написание синквейна
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? | Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? |
- Прием «Ключевые слова»
Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.
Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.
В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
- Прием «Письмо по кругу»
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Таким образом, поэтапно реализуемая работа с текстами на уроках литературного чтения даёт положительные результаты. Обучающиеся учатся извлекать из большого объема нужную и полезную информацию, а также приобретают социально – нравственный опыт и учатся размышлять, изучая детскую литературу.
Источники:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.
4.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
5.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
6. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
Источники
http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
http://edu.grsu.by/alternant/?p=856
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Разноуровневые задания по русскому языку» (для начальной школы)
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.
На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано в самостоятельной работе, работе в парах.
Парные согласные на конце слова
Задание 1.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.
Парные согласные в середине слова
Задание 1.
Уровень 1.
Распредели слова на группы.
Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.
Уровень 2.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Уровень 3.
Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Допиши по 2 слова в каждый столбик.
Непроизносимые согласные в корне слова
Уровень 1.
Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;
Звёздный, звезда, звёздочка;
Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.
Честь, честный;
Вести, известить, известный.
Уровень 2.
Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.
Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;
звезда, звёздочка – звёз…ный,
Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;
Честь – чес…ный;
Вести, известить – извес…ный.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Поез…ка - …, наез…ник - …, звёз…ный -…, свис…нуть - …, чес…ное - …, извес…ный -… .
Слова, в которых нет непроизносимого согласного
Задание 1.
Уровень 1.
Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.
Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.
Уровень 2.
Прочитай. Запиши, вставляя, где нужно, пропущенные согласные.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Уровень 3.
Распредели слова в 2 столбика. Запиши.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .
Уровень 3.
Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова. Запишите.
Весть - …, двор - …, лёд - …, участвовать - …, зависть -…, работа - …, трость - …, шутка - … .
Подчеркните в словах непроизносимую согласную.
Безударные гласные в корне слова
Задание 1.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Придумай предложение со словами из этой группы.
Правописание предлогов и приставок
Задание 1.
Уровень 1.
В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 2.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 3.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
Состав слова
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 2.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 3.
Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Задание 2
Уровень 1.
Разберите слова по составу.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
Уровень 2.
Распределите слова в каждую графу таблицы.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
корень | |
Корень, суффикс | |
Корень, суффикс, окончание | |
Корень, окончание | |
Приставка, корень, суффикс, окончание |
Уровень 3.
Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.
корень | |
Корень, суффикс | |
Корень, суффикс, окончание | |
Корень, окончание | |
Приставка, корень, суффикс, окончание |
Части речи
Задание 1.
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Уровень 2.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Уровень 3.
Выпишите слова по частям речи.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Род имен существительных
Задание 1.
Уровень 1.
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 2.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 3.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Число имён существительных
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Уровень 2.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Уровень 3.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Допишите два своих слова.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по математике «Свойства сложения». 2 класс
УМК | «Школа России» |
Предмет | математика |
Класс | 2 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Свойства сложения |
Цель | Совершенствовать навыки практического применения переместительного и сочетательного свойства сложения; совершенствовать вычислительные навыки и умения; развивать логическое мышление, внимание. |
Воспитательная задача урока | Содействовать воспитанию интереса к математике через занимательность и наглядность; содействовать воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи и добрососедства. |
Основные термины, понятия | Слагаемое, сумма, сложение, переместительное свойство, сочетательное свойство. |
Планируемый результат | |
Предметные УУД: - иметь представление о понятиях "переместительное свойство"; - уметь использовать изученные свойства при вычислениях; - уметь записывать изученные законы и свойства, используя буквенные обозначения. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в паре; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; -проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Организация пространства | |
Используемые технологии | Ресурсы |
Индивидуальная, групповая, игровая, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология проблемного обучения, взаимопроверка | Учебник М.И.Моро Математика. 2 класс. Часть 1. Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Технология изучения


